Упражнение относится к методам

Характеристика упражнения, приучения как методов воспитания, особенности их реализации на занятиях физической культурой и спортом

⇐ Предыдущая123

Методы воздействия на личность

Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения. Разделение средств и методов на воспитательные и образовательные весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому будем пользоваться в дальнейшем универсальными понятиями «средства воздействия на личность» и «методы воздействия на личность». Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы. Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1. убеждение;

2. упражнения и приучения;

3. обучение;

4. стимулирование;

5. контроль и оценка.

Упражнение и приучение

педагогический учебный дидактический упражнение

Упражнение — это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по другому: приучение — это упражнение с целью выработки хороших привычек. . Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. Но упражнение лишь на начальных этапах можно рассматривать как повторение. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности.

Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы.

В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

1. упражнения в полезной деятельности;

2. режимные упражнения;

3. специальные упражнения.

Упражнения в полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд. Режимные упражнения — это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс — режим, который приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности. Специальные упражнения — это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков. В учебном процессе все упражнения — специальные, а в воспитательной работе — это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.

Так, первокурсников «тренируют» вставать при входе преподавателя. Специальные упражнения применяются и с целью преодоления недостатков. Так, нарушителя дисциплины делают ответственным за порядок. Упражнение лишь на самых ранних стадиях можно рассматривать как простое повторение. Так же, как репетиция спектакля не есть его простое повторение, а этап все большего приближения к тому состоянию, которое материализирует режиссерский замысел, этап совершенствования на пути к эталону.

Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы. «Попробуйте, — говорил А.С. Макаренко, — серьезно, искренне, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточку, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг — только объект для глазения, развлекательный момент.

Лучше использовать последовательно-параллельную схему приучений. Если воспитывать качества личности последовательно, одно за другим, то это потребует очень много времени. Но нельзя сразу параллельно формировать все качества. Определите, какие из них органично сочетаются между собой, наметьте группы качеств, в которых уже сформированные качества облегчают воспитание новых нужных черт.

Приучение требует постоянного контроля. Контроль должен быть благожелательным, заинтересованным, но неослабным и строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем.

Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме. Ребенок добровольно выполняет определенные правила поведения без всяких указаний со стороны.

Использовать игры целесообразно в тех случаях, когда цели деятельности недостаточно привлекательны для воспитанников или процесс достижения цели скучен, однообразен, сопряжен с неприятными ощущениями.

Хорошие результаты дает метод поручений. С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении, изготовить игрушки для подшефного детского садика, украсить к празднику классную комнату и т. д. Для того, чтобы развить необходимые качества, неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности, и т. п. Причем не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения, особенно старшим ребятам. Контроль может иметь форму проверки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе и т. п. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.

Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций. Выделяется несколько важных моментов, обязательных для успешного применения воспитывающих ситуаций. Прежде всего ситуации не должны быть надуманными, но отражать жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Такие ситуации школьная жизнь преподносит на каждом шагу.

Характеристика метода упражнения в воспитании

теля. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое поопера­ционное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально личностного творчества.

Метод примерапредставляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положитель­ных примеров, призванных служить им образцом для подражания, осно­вой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.

Воспитательное значение примера определяется его общественной ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятель­ности и поведения других людей.

Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Это значит, что положительный пример — понятие конкретно историческое. Позитивный пример в на­шем понимании — это такие образцовые действия, поступки (вся жизнь человека), качества людей, приемы и способы достижения целей дея­тельности, которые соответствуют нашему идеалу. В воспитательном отношении особенно ценны то положительные примеры, которые бога­ты идейным содержанием, высокой степенью развития качеств личнос­ти (коллектива) и могут служить достойным образцом для подража­ния.

Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения ре­бенком нравственно и эстетически привлекательного идеала, образца. Детям свойственно отождествлять себя с популярной личностью, геро­ем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и об­разу жизни.

Среди детей можно встретить и отрицательное отношение к подра­жанию. Основано оно на обыденном понимании подражания как меха­нического, слепого копирования внешних сторон в поведении других людей. Поэтому призыв к подражанию они нередко рассматривают как принижение их самостоятельности.

Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и вы­зывает сиюминутное, координирующее поведение детей в конкретной жизненной ситуации. С его помощью внимание детей сосредоточивает­ся на нравственно и эстетически привлекательных образах, их мораль­ное сознание обеспечивается внутренней уверенностью и устойчивостью. Отношение школьников к «примеру» выявляет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении сомнительными образцами в бездумном подражании.

По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы: 1) примеры непосредственного влия­ния и 2) примеры опосредованного влияния.

К первой группе обычно относят ЛИЧНЫЙ пример воспитателей, при-

13.11. Характеристика метода примера в воспитании

мер товарищей, положительный пример людей, с которыми дети нахо­дятся в постоянном контакте.

Ко второй -примерыжизни идеятельности выдающихсялюдей; при­меры из истории своего государства, трудового героизма, примеры из литературы и искусства.

Поощрение- метод внешнего активного стимулирования, побужде­ния ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности.

Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов ребят, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и мате­риальных потребностей.

Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, бытовой деятельности школьников, педагог добивается повышения эффективности и качества их труда, способствует их самоутверждению.

Поощрение возбуждает положительные эмоции, порождает опти­мистические настроения и здоровый социально-психологический кли­мат, развивает внутренние творческие силы ребят, их позитивную жиз­ненную позицию. Поощрение, особенно незаслуженное, особо подпи­тывает чрезмерное честолюбие некоторых школьников, их стремление добиться успеха только ради награды и любыми средствами.

Система поощрения, по мере Нравственного созревания учащихся, развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущес­твенно моральным. Реакция на поощрение дает педагогу информацию относительно состояния самолюбия и честолюбия детей, их отношения к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и на­правленности личности.

От учителя во многом зависит действенность поощрения школьни­ков. Он оценивает результаты их учебы и поведения, одобряет или осуж­дает те или иные поступки, действия.

Выражение удовлетворения работой отдельных детей или всего клас­са, похвала, призыв следовать примеру лучших — все это различные при­емы поощрения, которыми пользуется учитель. Все они требует от вос­питателя наличия умений владеть методикой поощрения, активно применять ее в своей деятельности.

Поощрение воспитывает, если оно педагогически обоснованно, то есть объявляется за реально достигнутый значительный результат пре­жде всего в учебе, если оно направлено на повышение качества послед­ней. Очень важно обеспечить гласность в поощрении, чтобы привлечь внимание остальных детей к деятельности отличившегося, вызвать у них желание следовать хорошему примеру.

Однако нельзя захваливать людей, так как это снижает воспита­тельную эффективность поощрения. Оно должно сопровождаться по­вышением требований к школьникам, постановкой перед ними более сложных задач.

«Решающую роль в работе играет не всегда ма­териал, но всегда мастер».

М. Горький

Среди практических методов наибольшей эффективностью отличаются упражнения. Упражнение — это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий овладения ими или повышения их качества.
Без правильно организованных упражнений невозможно овладение учебными и практическими умениями и навыками.
Постепенность систематического упражнения и как его следствие закрепляемые навыки — надежнейшее средство успешного и продуктивного труда.
Достоинство этого метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недостаток — в слабом выполнении побуждающей функции.
Различают специальные, производные и комментированные упражнения.
Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков.
Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными. Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается. Комментированные упражнения используются для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что педагог и учащиеся комментируют выполняемые действия, поэтому они лучше осознаются и усваиваются. Вначале к этому привлекаются лучшие учащиеся, и затем вся группа принимает участие в объяснении материала. Метод комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному, прочному усвоению материала всеми учащимися.
Устные упражнения широко используются в процессе обучения.

Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся,
Назначение устных упражнений разнообразное: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т.д.
Письменные упражнения (стилистические, грамматические, конспекты, решения задач и т.д.) составляют важный компонент обучения.
Их главное назначение — формирование, развитие и упрочение необходимых умений и навыков.
Преподавателю необходимо заботиться об их достаточном количестве и разнообразии. К письменным упражнениям тесно примыкают графические, используемые в процессе производственного обучения.
Лабораторно-практические упражнения способствуют овладению навыками обращения с лабораторным оборудованием, развивают конструкторско-технические умения.
Производственно-трудовые упражнения составляют систему специально разработанных трудовых действий учебного или производственного характера.
Они бывают простыми и сложными: к первым относятся упражнения на выполнение отдельных трудовых приемов, а вторые предусматривают выполнение производственно-трудовых дел в целом или их значительных частей (настройка станка, изготовление части детали устройства и т.п.).
Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать определенным требованиям.
К ним относятся:
— сознательная направленность учащегося на повышение качества
деятельности; знание правил выполнения действий; сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как научить учащихся учиться
— Обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта.
— Настойчиво внедряйте в практику рекомендации по научной oprанизации педагогического труда.
— Учитывая новейшие достижения дидактики и психологии обучения, разумно используйте логику не только индуктивного, но и дедуктивного обучения.
— Старайтесь избегать абстракций, которые не получают полного определения в рамках курса.
— Раскрывайте логику учебного предмета, обеспечивающую с первых
шагов надежную основу для подведения к новым понятиям.
— Воспитывайте у учащихся диалектический подход к изучаемым
предметам, явлениям, формируйте элементы научного дидактического мышления.
— Каждое нововведенное понятие систематически повторяйте, применяйте и используйте на всем протяжении учебного процесса: что не упражняется, то забывается.
— Изучение законов вашего предмета проводите на основе наиболее важных сторон процесса развития изучаемых явлений — зависимости от внешних условий, места и времени, конкретности форм изменения явления, борьбы старого с новым и т.д.
— В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.
— Систематически информируйте своих учащихся о новых достижениях в на производстве; связывайте новые достижения с формируемой системой знаний.
— Не сводите ознакомление учащихся с новыми идеями урока, восприятие нового в урочной деятельности к отдельному акту: рассматривайте каждое явление в межпредметных связях и отношениях.
— Используйте научную терминологию, не пользуйтесь устаревшими терминами, будьте в курсе самых последних научных достижений по своему предмету.
— Не обходите спорные проблемы, в доступной форме раскрывайте их содержание и перспективные пути решения, если позволяют условия, организуйте дискуссию.
— Поощряйте исследовательскую работу учащихся.
— Находите возможность знакомить их с оптом работы на производстве, возможными алгоритмами решения различных производственных ситуаций обработкой профессиональных документов и справочных материалов.
— Добивайтесь, чтобы учащиеся усваивали новые понятия и термины.
— Остерегайтесь неоднозначных и фальшивых фраз, которые могут стать причиной неправильных представлений.
— Не бойтесь шутить.
— Учите не бояться трудностей, знания, полученные в трудностях; становятся гораздо более прочными и остаются в памяти надолго.
— Радуйтесь успехам своих учащихся, учите их радоваться успеху друг друга, совершенствуйте методы развития мотивации учения на различных этапах урока.
— Поддерживайте инициативу и творчество учащихся, проявляйте собственную инициативу и творчество в профессиональной деятельности.
— Помните, что ваш профессиональный успех — это успех вашего коллектива, это имидж вашего учебного заведения.

Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение воспитательных задач; это конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с педагогом.
Выбор метода зависит: от специфики общественно-воспитательной среды, возраста воспитанников, индивидуально-типологических способной учащихся, уровня воспитанности коллектива.

Классификация методов обучения (Бабанскому Ю.К.)

Методы формирования личности Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Методы стимулирования поведения и деятельности
• беседа
• лекция
• диспуты
• пример
• педагогическое требование
• общественное мнение
• приучение
• упражнение
• воспитывающие ситуации
• соревнование
• поощрение
• наказание

Метод убеждения. Убеждать, значит так воздействовать на сознание и поведение человека, чтобы у него формировались способности поиска истинности миропонимания. В процессе убеждения идеи и нормы, выработанные обществом, превращаются в личные убеждения, в систему мотивов поведения, в руководство к действию.

Средства убеждения: учебная работа, беседы, диспуты, встречи, сборы, собрания.
Метод примера. Воспитательная сила примера основана на стремлении людей к подражанию социальным нормам и ролям. Дети стремятся копировать в своем поведении те действия и поступки, которые, с их точки зрения, кажутся значительными и укрепляют их достоинство. Большое воспитательное значение на учащихся оказывает педагог.
На практике воспитания используются личные примеры, из жизни и деятельности других людей, из природы, художественного творчества.

Метод упражнения – равномерно организованное выполнение воспитанниками практических действий и дел с целью накопления нравственного опыта и формирования положительных черт личности.

В процессе многократных повторений должны выполняться не только действия и поступки, но и внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.
Упражнение – основной метод умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания. Типы упражнений: упражнения в деятельности (трудовые, в общественной деятельности, спортивные); режимные упражнения; специальные (в этикете, культуре поведения, речи).
Метод приучения – начальная стадия метода упражнения и его составная часть. Основа метода – требование. Составные части: формулировка правила, разъяснение, демонстрация норм и формирование положительного отношения к правилам, многократное повторение.
Метод требования. Содействует возникновению полезных навыков и привычек, формирует черту характера и нравственные идеалы. Требование должно быть гуманным, разумным, подготовленным, системным, рациональным, должно предполагать наращивание трудностей.
Приемы требований: советом, мимикой, жестом, паузой, в игровом оформлении, выражением доверия (недоверия), просьбой (намеком), одобрением (осуждением), угрозой (наказанием). В случае одностороннего увлечения учащегося деятельностью, которая может способствовать формированию негативного поведения, наиболее действенным методов преодоления является переключение учащегося с одного вида деятельности на другой и постепенное формирование нового стереотипа поведения.
Метод поощрения (одобрения) представляет собой совокупность морального и материального стимулирования, признание, положительную оценку поведения или качеств учащегося. Средства: одобрение взглядом, похвала, благодарность, похвала в присутствии товарищей, награждение.
Неуместная похвала теряет воспитательную силу. Воспитанники к ней привыкают и перестают реагировать. Лучший способ – хвалить не самого человека, а выполненное им задание. Он должен быть приучен испытывать чувство удовлетворения не ради поощрения, а во имя результатов труда, в том числе и спортивного.
Метод осуждение (наказания). Осуждение проявляется в неодобрении, отрицательной оценке действий и поступков личности. Наказание – это мера и способ воздействия против человека, совершившего проступок (преступление).
Виды педагогического наказания: наказание-внушение (порицание, замечание, вывод); наказание-ограничение (удаление с занятий, исключение из ОУ); наказание-привлечение (уборка, ремонт).
Правила применения наказаний в процессе воспитания:
• наказаний не должно приносить физических страданий;
• наказание накладывается уверенным тоном, в спокойной обстановке;
• наказание должно быть индивидуальным;
• нельзя наказывать по подозрению;
• нельзя напоминать о заранее наложенных взысканиях;
• наказание должно быть поддержано общественным осуждением действий провинившегося;
• наказания должны быть редки.
Наказание должно побуждать к обдумыванию своего поведения и требовательно относиться к себе. Наказание только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллектива.
Метод соревнования (игры). Один из методов мобилизации творческой трудовой активности людей, способствующий более качественному и эффективному выполнению деятельности. Соревнование обозначает стремление людей не отставать друг от друга, добиваться лучших результатов. Источник педагогической силы метода в настроении людей играть, резвиться, находиться в деятельном, возбужденном состоянии, т.е. в их мотивах, которые заключены не в результатах, а в самом процессе. Соревнование (игра) – это метод воспитания, обучение, развития и психологической подготовки к решению жизненных задач.

Мы уже знаем, что категории цели, содержания раскрывают сущность воспитательного процесса, объясняя, к чему он стремится, чем наполнен и на что направлен. Но есть ещё одна очень важная категория, связанная с вопросом – как воспитывать? Это категория метода воспитания.

Метод воспитания – способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемых, направленной на развитие и формирование сознания, воли, чувств, поведения воспитанников; выработку у них заданных целью воспитания качеств.

Метод воспитания – это тот путь, по которому осуществляется «переход» воспитанника с более низкого уровня на более высокий (что, собственно и есть воспитание). Целей воспитания можно достичь разными путями и их большое количество, практически столько, сколько может найти воспитатель. Одни пути могут привести к цели быстрее, другие медленнее. Практика воспитания использует в первую очередь те пути (методы), которые были разработаны, апробированы и показали свою эффективность у предшествующих поколений педагогов. Эти методы называют общими методами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед педагогом всегда стоит задача найти новые, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с наименьшими усилиями добиваться намеченного результата.

Нередко методические приемы и методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (литература, произведения музыкального и изобразительного искусства, средства массовой информации и др.)

В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и их версий накоплено достаточно, и разобраться в них позволяет их упорядочивание, выстраивание по определённому признаку системы методов, их классификации.

Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое, и, тем самым, способствовать осознанному выбору и эффективному применению, так как педагог понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

Рассмотрим одну из часто встречающихся в современной педагогике классификаций методов воспитания, основанную на комплексном подходе к самому процессу воспитания и заключающемся в единстве стимулирования, формирования сознания и поведения и коррекции в воспитательном процессе.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
основные вспомогательные
Методы формирования сознания Методы формирования поведения Методы педагогического стимулирования Методы педагогической коррекции
— убеждение; — внушение; — метод проблемных ситуаций — инструктаж; — упражнение; — метод примера — перспектива; — поощрение; — требование — замены интереса (доминанты); — критика; — наказание

Методы формирования сознания:

УБЕЖДЕНИЕ– способ словесного воздействия на разум, чувства и волю воспитанника.

Формы применения: беседа, рассказ, диспут.

Условия эффективного применения: недопущение морализирования, правдивость и искренность, доверительность и такт, единство рационального и эмоционального.

ВНУШЕНИЕ – способ словесного воздействия на психику.

Формы применения: прямое, косвенное, самовнушение.

Условия эффективного применения: доверительность отношений, педагогический такт, владение техникой внушения.

МЕТОД ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ — моделирование человеческих отношений на основе конкретной противоречивой ситуации.

Виды: аналитические, оценочные, прогностические, альтернативные.

Условия эффективного применения: соответствие содержания ситуации конкретной задаче воспитания, доверительность отношений, такт, правильная редакция текста ситуации, предупреждение облегчённого подхода воспитанников к анализу ситуации.

Методы формирования поведения:

ИНСТРУКТАЖ – сочетание объяснения с показом образцов деятельности и поведения.

Условия эффективного применения: ясность и четкость указаний педагога, сочетание слова, образа и практического действия.

УПРАЖНЕНИЕ – многократное повторение и закрепление ценных способов деятельности по образцу.

Формы применения: режим, поручения, практические занятия.

Условия эффективного применения: систематичность и последовательность организации упражнений, посильность и постепенное усложнение упражнений.

МЕТОД ПРИМЕРА – предъявление образца поведения и деятельности.

Формы применения: личный пример (родители, воспитатели и т.д.), словесно-обобщённый.

Условия эффективного применения: привлекательность образа, реалистичность его оценки, ненавязчивость его примера, недопустимость «лобового» противопоставления примера уровню воспитанности конкретного воспитанника.

Методы педагогического стимулирования:

МЕТОД ПЕРСПЕКТИВЫ – выдвижение цели, способной вовлечь воспитанников в совместную деятельность.

Виды: близкая, средняя, далёкая.

Условия эффективного применения: реальность перспективы, интерес к перспективе, усложнение перспектив, возможность проявления инициативы и творчества воспитанником.

ПООЩРЕНИЕ – способ выражения положительной оценки деятельности, признания заслуг.

Формы применения: моральные (похвала, одобрение, объявление благодарности, предоставление дополнительных прав), материальные.

Условия эффективного применения: объективность поощрения, соответствие поощрения заслугам воспитанника, гласность поощрения, строгое соблюдение меры.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ – способ чёткого указания воспитаннику или коллективу, что и как надо делать.

Формы применения: прямое (указание, приказание, распоряжение), косвенное (намёк, совет, рекомендация).

Условия эффективного применения: уважение к личности воспитанника, опора на общественное мнение, единство требований, чёткость, ясность и понятность словесной формулировки требования, его посильность.

Методы педагогической коррекции:

ЗАМЕНА ИНТЕРЕСА (ДОМИНАНТЫ) – преобразование установки, актуальной потребности личности для переключения внимания и формирования нового стереотипа поведения.

Условия эффективного применения: реальность, значимость и ненавязчивость нового интереса, нейтрализация раздражителей, усиливавших прежнюю доминанту.

КРИТИКА – оценка проступка с помощью негативного суждения о нём.

Формы применения: прямая, косвенная (юмор, ирония, сатира)

Условия эффективного применения: осознание воспитанником своей вины, разумная опора на коллектив воспитанников, учет его зрелости, преобладание суждения над осуждением, предупреждение проявления в критике излишней жестокости.

НАКАЗАНИЕ – способ коррекции негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки её поступков.

Формы применения: меры словесного наказания (замечания, порицание, выговор), наказание по логике естественных последствий, ограничение в правах, наложение дополнительных обязанностей.

Условия эффективного применения: осознание вины и раскаяние провинившегося, опора на коллективное мнение, учет зрелости воспитанника и коллектива, объективность и справедливость наказания, его соразмерность проступку, учет эмоционального состояния.

Методы воспитания необходимо использовать в системе, поскольку результативность каждого метода зависит от того, насколько тесно он взаимодействует с другими методами. Каждый отдельный метод приобретает педагогическую силу только действуя в единстве с другими методами, т.е. важным условием эффективности любого из методов является его сочетание с другими.

Добавить комментарий

Закрыть меню