Управление ВЭД

«Управление внешнеэкономической деятельностью компании и современные маркетинговые технологии»

Направление «Менеджмент»

Первый набор в магистратуру прошел в 2007 году.

Цель программы

Сегодня в России остро ощущается потребность в специалистах высокого уровня для управления компанией в условиях жесткой конкуренции. Их роль особенно значима в такой сфере, как внешнеэкономическая деятельность.

Программа магистерской подготовки «Управление внешнеэкономической деятельностью и современные маркетинговые технологии» нацелена на подготовку специалистов, способных решать задачи по развитию внешнеэкономических связей компании, повышению ее конкурентоспособности на национальном и зарубежных рынках. Эта программа рассчитана не только на выпускников бакалавриата, завершающих высшее образование, но и на тех, кто стремится сменить направление обучения и овладеть новой специальностью.
Форма обучения очная (вечерняя).

Особенность программы

  • Спецификой программы является комплексная подготовка магистранта к управлению внешнеэкономической деятельностью компании, организации маркетинговой деятельности и ведению международных переговоров.
  • Программа предполагает углубленное изучение языка специальности — экономических аспектов английского языка.
  • Обучение по программе осуществляется в течение 3 семестров (4-й семестр — практика).
  • Удобное время обучения: вечерняя форма (занятия начинаются с 19:15) и субботы. Это дает возможность магистрантам сочетать учебу и работу.
  • Второй уровень высшего образования (без повторения программ бакалавриатов).
  • Студент выступает активным участником учебного процесса, поэтому основными формами обучения здесь являются не традиционные лекции и семинары, а деловые игры, разработка проектов, анализ ситуаций.

Преподаваемые дисциплины

На базе знаний современной макро- и микроэкономики, эконометрики магистранты обучаются технологиям формирования основных целей и задач в области управления и оптимизации внешнеэкономической деятельности, разработки стратегических планов развития, экспортно-импортных планов, планов маркетинга и бизнес-планов.

К специальным изучаемым дисциплинам относятся: «Управление коммерческим предприятием», «Создание и деятельность малых и средних предприятий», «Маркетинговые исследования: современный инструментарий и технологии проведения», «Управление продажами», «Управление брендом», «»Международная конкурентоспособность», «Интегрированная логистика в ВЭД», «Международный маркетинг», «Биржевая торговля на мировых товарных рынках», «Инновационный маркетинг и бизнес планирование». Обязательным является также углубленное изучение английского языка

Преподавательский состав

Занятия ведут ведущие преподаватели профильных кафедр МГИМО: менеджмента, маркетинга и ВЭД, экономической теории, международных экономических отношений и внешнеэкономических связей, математических методов и информационных технологий, страхования. Широко привлекаются специалисты-практики из бизнеса, государственных структур (Министерство иностранных дел, Министерство экономического развития), для проведения мастер-классов и анализа кейсов в рамках читаемых курсов.

Компетенции

Выпускники магистерской программы приобретают навыки анализа международной рыночной среды, оценки и прогнозирования перспектив развития основных мировых товарных рынков, получают знания международных и российских правовых норм по организации экспортно-импортной деятельности. Задачей программы является формирование у выпускников компетенций в области планирования, организации, координации, учета и контроля внешнеэкономической, экспортно-импортной деятельности во всех отраслях и сферах предпринимательской и коммерческой деятельности, по любым видам товаров и услуг. Одновременно слушатели программы получают специализацию в области маркетинга, в соответствии с которой приобретают навыки решения задач по анализу рыночной ситуации, формированию конкурентоспособного товарного ассортимента, а также по управлению продвижением товара, разработке оптимальной ценовой политики, современным формам рекламной работы и совершенствованию системы продаж.

Выпускники программы приобретают компетенции, позволяющие им работать руководителями компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, начальниками экспортно-импортных служб и подразделений, а также быть сотрудниками научно-исследовательских институтов и преподавателями вузов соответствующего профиля.

Возможности трудоустройства. Выпускники программы работают в государственных и коммерческих структурах, успешно ведут собственный бизнес.

Научный руководитель программы:
к.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга Соколова Мария Игоревна.

Координатор:
руководитель педагогических программ Орлова Елена Вячеславовна
Контакты: +7(495)434-20-05 (внутр. 15-49),
e-mail: e.orlova@my.mgimo.ru

На программе действует отдельный модуль двойного диплома совместно с Университетом им. Карла Линнея (Швеция).

Координатор российско-шведского отделения:
Галушко Полина Дмитриевна
Контакты: +7(495)229-54-35,
e-mail: p.d.galushko@my.mgimo.ru

Чтобы понять, что такое вэд, определим, что ВЭД это внешнеэкономическая деятельность — достаточно сложная и интересная область деятельности организаций, требующая от ее специалистов огромного количества знаний и опыта. Ещё совсем недавно внешнеэкономическая деятельность предприятия была монопольной сферой деятельности государства, сегодня же ситуация совершенно иная:

вэд это уже:
  • расширение прав отраслевых министерств и ведомств предприятий, объединений и организаций по выходу на внешнеэкономический рынок;
  • расширение числа участников внешнеэкономической деятельности предприятия;
  • формирование стабильной нормативной базы внешнеэкономической деятельности.

Как правило, вкратце описывая данный вид деятельности, люди обычно называют экспорт и импорт товаров. Однако, внешнеэкономическая деятельность — это целый спектр транспортных, логистических, таможенных, финансовых и юридических услуг. Профессиональная работа в этой области возможна только при серьезном отношении к делу, и только при наличии в организации целого штата высококвалифицированных специалистов.

Понимание того, что такое вэд дает рассмотрение основных направлений внешэконом деятельности.

Основными направлениями ВЭД на сегодняшнем рынке услуг можно считать внешнеторговую деятельность, производственную кооперацию, а также инвестиционное сотрудничество и различные финансовые операции. Давайте более подробно разберем смысл этих составляющих.

  • Внешнеторговая деятельность обусловлена глобальным международным разделением труда, когда одни страны в силу своей сырьевой и промышленной специфики производят гораздо более дешевые и качественные товары, чем другие. Спрос на эти товары подталкивает предприятия к дальнейшей оптимизации и расширению своего производства.
  • Производственная кооперация является одним из важнейших условий глобального международного разделения труда и заключается в разделении производственных функций между предприятиями различных стран и регионов. Такой вид кооперации, когда производственные фунции разделяются между предприятиями с учетом их промышленных и технологических возможностей, неизменно приводит к оптимизации производства в целом и удешевлению производимых товаров.
  • Инвестиционное сотрудничество между предприятиями и странами является одной из древнейших форм ВЭД. На данный момент инвестиции иностранных партнеров во всем мире позволяют развивать и укреплять профильные промышленные направления многих предприятий, тем самым благотворно влияя на международное сотрудничество в целом и заставляя капитал «работать».
  • Различные финансово-кредитные (в том числе валютные) операции – это те операции, которые связаны с платежами за поставленную (или реализованную) продукцию, финансовые обязательства международных партнеров, либо операции связанные с различными формами инвестиционного сотрудничества. Осуществление любых форм этих финансовых операций требует от специалистов глубоких знаний и опыта как в сфере финансов, так и в сфере международного законодательства.

Таким образом, ВЭД это та сфера хозяйственной деятельности организации, где непрофессионализм и отсутствие опыта могут стать причиной серьезных затруднений на пути к поставленным целям и задачам. Поэтому при выборе партнеров в этой области необходимо обращаться только к серьезным компаниям и опытным специалистам.

Видео по теме:

В задачи отдела ВЭД входит планирование, организация и координация внешнеэкономической деятельности в компании, а так же обеспечение выполнения обязательств перед иностранными партнерами, подготовка импортируемого оборудования к процедуре таможенного оформления.

Отдел ВЭД в своей деятельности взаимодействует со всеми службами и отделами компании. Координация этого взаимодействия лежит на работниках отдела ВЭД.

Как мы организованы

Структура отдела ВЭД сложилась на протяжении почти семи-летней внешнеэкономической деятельности компании и включает несколько направлений деятельности:

декларирование и таможенное оформление грузов

Одно из глав­ных направлений деятельности отдела ВЭД. Наши специалисты ведут всю таможенную доку­ментацию: обеспечивают таможенное оформление им­портируемого оборудования, оформляют грузовые таможенные декларации, ведут статистическую отчетность отдела и т.д. Конечным результатом этой деятельности является получение таможенной отметки «Выпуск разрешен».

переводческая деятельность

В виду большого оборота документации на иностранном языке, наши переводчики всегда загружены работой. Мы приветствуем специалистов со знанием английского, немецкого, а также китайского языков. Технические переводы являются одним из самых сложных видов переводов, с этой трудной задачей с успехом справляются наши сотрудники!

установление и поддержание партнерских связей с компаниями других стран

Наиболее интересное и деликатное направление деятельности отдела ВЭД – сотрудничество с иностранными компаниями. Кроме уже существующих европейских партнеров, мы постоянно расширяем географию работы на восток, и ведем переговоры с представителями Китая, Ю. Корея, Тайваня и других стран. Компетенции в знании языковых особенностей и традиций, умение вести переговоры – незаменимые качества специалистов, занимающихся данной деятельностью.

транспортная логистика

Отдел ВЭД в своей деятельности во многом взаимодействует с транспортным цехом, который осуществляет документальное оформление грузов, транспортировку грузов и составляет график их отправки. Специалисты по ВЭД занимаются выбором зарубежных перевозчиков, подготовкой документов: для страхования груза, сертификаты, инструкции, инвойсы, ТТН, упаковочные листы. Эта ответственная работа требует внимательности, организованности и ответственности сотрудников, ее выполняющих.

работа с контрактами

Составление международного контракта требует понимания многих условий и нюансов: кто отвечает за риск случайной гибели товара в пути, страхуется ли товар при международной перевозке, что включается в стоимость поставки, есть ли гарантийные обязательства и прочее. Подготовка международных контрактов осуществляется нашими специалистами по ВЭД самостоятельно, начиная с 2009 года. Составляется на двух языках с учетом норм международного и российского права. Сотрудники отдела ВЭД также осуществляют полный контроль над исполнением контрактов: сроки действия, своевременная оплата и пр.

Должность менеджера ВЭД на разных предприятиях может звучать по-разному: менеджер по снабжению, менеджер по экспорту и импорту, логист, закупщик, таможенный декларант. Как бы ни назывался этот специалист, именно он обеспечивает продвижение товара от продавца к покупателю, если они находятся в разных странах, т.е. курирует все операции, связанные с внешнеэкономической деятельностью фирмы.

Профессионалы в сфере ВЭД на рынке труда ценятся очень высоко.

Существует две основных специализации этой профессии. В компании-импортере менеджер ВЭД выполняет функции закупщика, а в сфере экспорта у него больше обязанностей продавца.

>Места работы

Менеджеры ВЭД нужны в торговых и производственных компаниях, которые что-то продают или закупают за рубежом.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Современная научно-техническая академия и ряд её курсов по направлению «Внешнеэкономическая деятельность».

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Логистический менеджмент».

Фирма или организация может управлять своей внешнеэкономической деятельностью, используя шесть основных функций управления:

1. Планирование – составление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития внешнеэкономической деятельности, а также разработка бизнес-планов для новых внешнеэкономических проектов

2. Организация – создание (формирование) организационных подразделений фирмы для осуществления внешнеэкономических операций, распределение сотрудников на участки работы, наделение их соответствующими функциями, полномочиями и ответственностью, определение форм и методов подготовки и реализации внешнеэкономической связей

3. Координация и согласование задач и функций внешнеэкономической деятельности с другими отделами и подразделениями фирмы с целью не допускать противоречий в решениях и обеспечивать слаженность и оптимизацию всей работы

4. Учет результатов и оценка эффективности внешнеэкономической деятельности за счет определения прибыльности внешнеэкономических сделок отдельно по конкретным видам товаров по всей номенклатуре выпускаемой продукции, по регионам, по видам операций (экспорт/импорт) и т.д.

5. Контроль внешнеэкономических операций (как в оперативном, так и в стратегическом режиме – текущий мониторинг за ходом реализации и контроль за выполнением годовых, среднесрочных и долгосрочных планов внешнеэкономической деятельности и организация проведения соответствующих ревизий по воплощению внешнеэкономических и маркетинговых стратегий в жизнь

6. Обеспечение информационной системы обслуживания внешнеэкономической деятельности фирмы за счет внедрения информационных систем управления, использование сети Интернет и др. для создания банка данных внешнеэкономической информации. В настоящее время в этих целях успешно используется целый ряд информационных систем управления, таких как MIS — Management Information System, DSS — Decision Support System, MDSS – Marketing Decision Support System, MSM – Market Selection Model и др.

Наряду с основными функциями управления, можно выделить специфические функции управления внешнеэкономической деятельностью предприятия:

1. Аналитическая, которая предполагает изучение международной рыночной среды, конъюнктуры отдельных зарубежных рынков, предложений/запросов потребителей зарубежных рыночных сегментов.

2. Товарно-производственная – совершенствование и адаптация товара к условиям местных рынков.

3. Сбытовая, предполагающая организацию сбытовой сети за рубежом для продвижения товаров на экспорт.

4. Осуществление определенной ценовой политики, проведение рекламной работы на внешних рынках и т.д.

Организация внешнеэкономических служб предприятия

Внешнеэкономические службы предприятия строятся на двух уровнях:

высший – в виде центральных служб стратегического управления внешнеэкономической деятельностью; низовой – в виде отделов оперативной работы.

В практике организации внешнеэкономических служб предприятия встречаются пять основных типов структур построения. Для низового уровня характерны следующие структуры линейно-функционального характера:

1. По видам (функциям) внешнеэкономической деятельности.

Как правило, такую структуру имеют небольшие по размерам фирмы, работающие с узким товарным ассортиментом на небольшом числе зарубежных рынков и их сегментов, которые отличаются определенной однородностью, стабильностью и незначительной емкостью.

Такая структура подходит для фирм, производящих стандартные, не индивидуализированные товары, которые не требуют значительной модификации в зависимости от различного предъявляемого к ним на разных зарубежных рынках спроса, о также не являются объектом активного воздействия научно-технического прогресса и т.д.

Недостатки такого рода структур следующие:

отсутствие специальных подразделений по видам товаров, что затрудняет управление процессом разработки нового товара, замедляет инновации; отсутствие специальных подразделений по зарубежным рынкам, что приводит к замедлению реакции на изменения спроса на зарубежных рынках; усложнение решения вопросов финансирования внешнеэкономической деятельности предприятия в целом и отдельных внешнеэкономических проектов.

По товарно-отраслевому принципу.

Такую структуру имеют фирмы, выпускающие и/или экспортирующие продукцию широкого ассортимента с различной технологией изготовления, коротким жизненным циклом, со значительной степенью инноваций. Они, как правило, специализируются на небольшом числе динамично развивающихся зарубежных рынков однородного характера.

К недостаткам такой структуры можно отнести:

чрезмерную технологическую ориентацию фирмы при поставке товаров за рубеж; трудности поиска и выхода на новые рынки сбыта; сложность проведения комплексной региональной политики; утяжеление структуры за счет многочисленных товарных отделов; ослабление координационных связей по функциям, их дублирование и неоправданное дробление; усложнение общего стратегического управления.

3. По географическому принципу.

Такая структура имеет наибольшее распространение при организации внешнеэкономической деятельности фирмы. Она позволяет координировать и дифференцировать рыночную стратегию фирмы, добиваться чуткого реагирования на изменение среды и характера спроса на зарубежных рынках и своевременно адаптировать поставляемые на них товары. Такая структура подходит для фирм, продающих однородные товары с однородными требованиями со стороны потребителей на различных зарубежных рынках, способных взаимно заменять и/или дополнять друг друга. Товары этих фирм не должны быть подвержены резким колебаниям конъюнктуры рынка, особенно спроса на нем, и отличаться сезонностью продаж. Они должны продаваться через широкую сбытовую сеть посредников.

Среди недостатков такой структуры можно выделить следующие:

децентрализация и дублирование ряда функций в управлении; снижение координации внешнеэкономической работы по товарам и функциям; отсутствие эффективности продаж для наукоемких товаров и услуг фирмы за рубежом.

4. По группам потребителей или рыночным сегментам.

Такая структура рассчитана на удовлетворение требований индивидуализированных групп конечных потребителей, повышая степень их обслуживания, обеспечивает долговременность связей с партнерами и оптимизирует прибыль.

5. Матричная структура построения в большей степени связана с построением центральных служб управления внешнеэкономической деятельностью. Ее основными недостатками являются косность и консервативность в принятии решений, неспособность обеспечения мобильной адаптации к новым условиям функционирования зарубежных рынков.

Как правило, на практике происходит комбинирование различных типов структур и формирование уникальных, оригинальных структур управления фирмой.

При построении структуры управления внешнеэкономической деятельностью фирмы необходимо соблюдение следующих принципов организационной оптимизации:

1. Гибкость, мобильность и адаптивность системы организации внешнеэкономической деятельности (например, создание временных творческих коллективов для выполнения конкретной задачи, проекта и т.д.)

2. Относительная простота структуры (без дублирования функций)

3. Соответствие специфике ассортимента товаров

4. Соответствие специфике внешних рынков.

Добавить комментарий

Закрыть меню