Управление в сфере культуры

Государственная и муниципальная политика в сфере культуры

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст.

44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства,- художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

Культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.

Культурные блага — услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурная деятельность — деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ. К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности (рис.).

Государственное управление в сфере культуры

Органы государственного управления культурой
Наиболее широка сфера деятельности Министерства культуры (Минкультуры России), осуществляющего государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия (все это именуется сферой культуры).

Минкультуры России призвано создавать условия для сохранения и развития культуры всех народов, проживающих на территории Рф; осуществлять гос политику в области охраны и популяризации историко-культурного наследия Рф; координировать международные культурные связи; обеспечивать гос поддержку профессионального искусства.

Минкультуры России разрабатывает гос программы в сфере культуры и обеспечивает их реализацию; организует гос экспертизу международных, фед и региональных программ и проектов в сфере культуры; осуществляет гос учет историко-культурного наследия; контролирует соблюдение органами гос управления, Юл и Фл установленного порядка охраны, реставрации и использования объектов историко-культурного наследия.

Минкультуры России осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций, проводит информационно-рекламную работу за рубежом по вопросам культуры; осуществляет гос надзор за соблюдением требований законодательства по охране и использованию культурного наследия и принимает меры по его защите; приобретает произведения изобразительного, прикладного и музыкального искусства, драматургии; проводит смотры, конкурсы, фестивали, организует выставки, музейный и библиотечный обмен.

Минкультуры России свою компетенцию реализует преимущественно в отношении объектов культуры федерального значения. Это — федеральные театральные, музейные, библиотечные, иные учреждения. Министерство культуры также осуществляет функции по сохранению культурных ценностей страны, во взаимодействии с Гос таможенным комитетом РФ.

При этом оно руководствуется Законом от 15 апреля 1993 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Оно составляет перечень культурных ценностей, подлежащих вывозу или ввозу; принимает решения о возможности вывоза культурных ценностей; обеспечивает их экспертизу; выдает специальные свидетельства на право вывоза культурных ценностей; контролирует соблюдение правил внешнеэкономической деятельности; регистрирует ввозимые культурные ценности. Экспертиза культурных ценностей осуществляется Гос экспертной комиссией Минкультуры России.

Следующим звеном системы органов гос управления в сфере культуры является Гос комитет РФ по печати (Роскомпечать), созданный в целях реализации гос политики в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения. Действует он на основе положения, утвержденного Правительством РФ 3 марта 1994 года.

В ведении Роскомпечати находятся гос издательства, полиграфические предприятия, предприятия оптовой книжной торговли. В структуре Комитета функционирует Управление СМИ.

Роскомпечать разрабатывает мероприятия, направленные на реализацию гос политики в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения; обеспечивает защиту свободы слова и независимости прессы; разрабатывает и участвует в реализации федеральных издательских программ выпуска литературы; создает условия организации и функционирования федеральных, межрегиональных, региональных, местных издательств, газет и журналов; содействует выполнению государственных программ приватизации в сфере своей деятельности; организует международное сотрудничество в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книжной торговли.

К функциям Роскомпечати относится: разработка и реализация генеральной схемы организации и функционирования отрасли; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам своей компетенции; размещение гос заказов по профилю своей деятельности; регистрация и перерегистрация периодических изданий; лицензирование; обращение в суд по признанию недействительными свидетельств о регистрации изданий, прекращении или приостановлении их деятельности, аннулировании выданных лицензий; внесение письменных предупреждений учредителям или редакциям (главным редакторам) изданий периодической печати в случаях нарушения действующего законодательства, международных договоров. В своей деятельности Роскомпечать руководствуется общими положениями федерального Закона от 25 января 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации».

Гос комитет РФ по кинематографии (Роскомкино) осуществляет гос регулирование и межотраслевую координацию деятельности по вопросам разработки и осуществления гос политики в области кинематографии.

Положение о нем утверждено Правительством РФ б января 1993 года.

Роскомкино способствует созданию и координации деятельности ассоциаций, советов, других организаций и объединений, призванных содействовать развитию российской кинематографии.

Основными задачами Роскомкино являются: разработка и реализация федеральных программ в области кинематографии, в том числе — по совершенствованию кинообслуживания населения; содействие развитию международных связей в области кинематографии.

Роскомкино оказывает гос финансовую поддержку производству и прокату отечественных кино-, видеофильмов; координирует деятельность кинорынков; осуществляет контроль за выполнением требований законодательства Российской Федерации по вопросам своей компетенции; принимает участие в создании фондов для поддержки российской кинематографии; издает по вопросам своей компетенции нормативные акты, обязательные для всех органов и организаций кинематографии независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Роскомкино осуществляет регистрацию художественных, документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных кино- и видеофильмов, предназначенных для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации. При регистрации выдается прокатное удостоверение.

Нарушение установленного порядка регистрации влечет отказ в выдаче удостоверения Роскомкино ведет Государственный регистр кино- и видеофильмов.

Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР)действует на основе положения, утвержденного Правительством РФ 7 мая 1994 года. В соответствии с ним ФСТР России обеспечивает реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания и осуществляет контроль за техническим качеством вещания.

ФСТР разрабатывает мероприятия, направленные на реализацию этой политики; разрабатывает и осуществляет меры в области развития, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы телевидения и радиовещания; регистрирует и лицензирует государственные и негосударственные телерадиовещательные организации; координирует деятельность общероссийских и региональных телерадиорганизаций; осуществляет руководство подведомственными организациями, предприятиями и учреждениями.

К компетенции ФСТР относится разработка долгосрочных программ и планов развития телевидения и радиовещания в Российской Федерации, содействие предпринимательской деятельности в сфере телерадиовещания, осуществление контроля за выполнением теле- и радиоорганизациями обязательств по лицензиям. Контрольные функции и полномочия реализуются образованной в составе ФСТР Государственной технической инспекцией по телерадиовещанию.

ФСТР выступает в качестве государственного заказчика по разработке и формированию программ телевидения и радиовещания.

Во всех областях культурной деятельности активно действуют разнообразные организации творческих работников — ассоциации, творческие союзы, гильдии, федерации и конфедерации. Органы исполнительной власти предоставляют им возможность участвовать в разработке политики в области культуры, обеспечивают социальную защиту творческих работников, не вмешиваются в их деятельность. Для этих организаций устанавливается льготное налогообложение прибыли предприятий, находящихся в их ведении и т.п.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации учредило Российскую государственную радиовещательную компанию «Голос России», находящуюся в ведении ФСТР, и утвердило ее устав. Компания — государственное учреждение, целью которого является поиск и получение информации, производство и распространение радиопрограмм.

Культура Муниципальное управление в сфере культуры и досуга

Государственная и муниципальная политика в сфере культуры

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населœения на муниципальной территории.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства,- художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются всœе формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

Культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинœетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населœения.

Культурные блага — услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурная деятельность — деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и блаᴦ. К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности (рис.).

Муниципальное управление в сфере культуры и досуга

⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 55Следующая ⇒

Государственная и муниципальная политика в сфере культуры

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, которое определяет комфортность проживания населения на муниципальной территории.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст.

44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Культурная деятельность -деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ.

Состав сферы культуры показан на схеме 49.

Содержание и реставрация памятников истории и культуры

Культурно-просветительская деятельность

К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения с задач, контроль и финансирование деятельности государственных учреждений культуры.

Схема 49.

Состав сферы культуры

На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются особые целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.

Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон 2003г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).

Организация управления и финансирование культуры

в муниципальном образовании

Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий. В собственности муниципальных образований могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры (музеи, галереи, библиотеки).

Финансирование сферы культуры осуществляется за счет бюджетных средств и оказания платных услуг. Общественные объединения предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. В качестве соучредителей фондов также могут выступать и органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность организации культуры, до решения суда по данному делу, если она наносит ущерб уставной деятельности. Осуществляя контрольные функции в сфере культуры, органы местного самоуправления осуществляют охрану памятниковприроды, культуры, истории, находящихся в их ведении.

Организация сферы досуга в муниципальном образовании

Кобъектам досуга на территории муниципального образования относятся: городские леса и парки, скверы, пляжи, детские городки, аттракционы, иные развлекательные сооружения. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей, организацию благоустройства мест массового отдыха. Содержание этих объектов возлагается на муниципальные органы культуры и финансируется через них.

На выбор вида досуговой деятельности влияют факторы образовательного, социального, экономического характера, а также состояние материально-технической базы учреждений культуры как основы социального досуга. Все эти факторы отражаются на статусе, типологии и функциональных особенностях самих учреждений культуры и досуга.

Муниципальные органы культуры

Региональная культурная политика в современной России

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 15Следующая ⇒

Регионализация представляет собой процесс, отражающий повышение роли регионов в общественном развитии, что вызвано новыми требованиями к управлению устойчивым развитием в условиях постиндустриальной экономики и информационного общества. По отношению к данному процессу полагаем, что регионы могут быть разделены на три большие, но неравные группы.

Регионы, комплексно использующие культурные ресурсы: активно предоставляют блага как на внутренние, так и на внешние, в том числе мировые рынки, включены в глобальное социально-экономическое и культурное пространство.

Регионы, находящиеся в стадии развития процессов освоения культурных ресурсов: использование ресурсов сферы культуры создаёт предпосылки для включения экономики и культуры региона в глобальные сети экономических и социально-культурных обменов.

Регионы, слабо использующие имеющийся культурный потенциал для развития.

Данная классификация носит в значительной степени динамический характер: прослеживается тенденция к движению регионов в сторону активного использования культурных факторов для развития.

Под регионализацией культурной политики понимают стратегию развития культурной политики, связанную с процессом усиления региональной составляющей в социально-культурном развитии и направленную на взаимоувязывание целей и ресурсов федерального значения с региональными целями и ресурсами. Регионализация культурной политики представляет собой, по мнению автора, стратегию управления, базирующуюся, с одной стороны, на комплексном использовании культурного потенциала территории для более эффективного управления региональным развитием, а с другой стороны, заключающуюся в выстраивании взаимоотношений между элементами хозяйственной структуры региона, национальными, региональными и муниципальными органами управления, учреждениями культуры, организациями и населением для обеспечения взаимосвязи культурного и экономического развития региона, а также расширенного производства и потребления культурных благ.

Сегодня вопрос о национальной культурной политике для России приобретает особую актуальность и требует концептуальной проработки.

Считаем, что при проведении региональной культурной политики России важно выделить основные требования, которые следует учитывать при её разработке, с тем, чтобы чётче определить комплекс управленческих задач.

К наиболее характерным чертам современной региональной культурной политики России следует отнести:

Объекты культурного наследия часто рассматриваются не как единое целое, а по отдельности, вследствие чего потенциальная символическая ценность отдельных объектов часто или значительно занижена, или не выделена. Акцент делается на материальную ценность объектов, а их социальная значимость, социальный эффект, который получают от их использования, рассчитывается частично или вообще не учитывается.

Целью современной культурной политики России является не столько увеличение числа учреждений культуры, сколько комплексный подход к развитию территории, который позволяет объединить культурные, экономические, социальные, экологические компоненты территориального развития. Встаёт новая задача – укрепление и усиление значения местной аутентичной культуры для интеграции отдельных регионов и территорий в российское и мировое культурное и экономическое пространство.

Реализация целевых социально-культурных программ по развитию территорий позволяет активнее развивать партнёрские отношения между сферой культуры, предприятиями и учреждениями различных секторов экономики и населением.

Создаётся новая система регионализованного управления культурным и экономическим развитием: планирование культурной деятельности становится менее централизованным, регионы получают большую самостоятельность в определении приоритетных направлений культурной политики, в распределении ресурсов на реализацию конкретных программ культурной политики, в выработке механизмов сотрудничества.

Учитывая вышеприведённые особенности региональной культурной политики, мы полагаем, что можно выделить ряд её приоритетных направлений:

· укреплять и сохранять материальное и нематериальное культурное наследие и содействовать умножению культурного потенциала;

· развивать систему взаимосвязи сферы культуры с другими сферами экономики;

· совершенствовать систему обеспечения культурными благами населения;

· содействовать созданию условий для расширенного производства и потребления культурных благ;

· вовлекать различные возрастные и социальные группы населения для участия в культурной политике.

Культурная политика, разрабатываемая на разных уровнях управления, должна давать чёткие ответы на вопросы: каким образом, с помощью каких ресурсов и в какие периоды могут быть реализованы цели и решены задачи культурного, социального и экономического развития регионов.

С позиций целесообразности использования в российской практике проанализированы существующие модели культурной политики, определяемые исследователями по различным принципам и характерные для разных стран. В целях развития теории управления предложен ряд критериев, позволяющих систематизировать существующие модели культурной политики. Среди них — следующие:

· Таксономическая принадлежность: национальные, региональные и локальные модели культурной политики.

· Стабильность целей государственной культурной политики: статическая и динамическая модели.

· Активность государства: прогрессивная и консервативная модели.

· Характер удовлетворения потребностей: популистская и эклектическая модели.

· Степень государственного вмешательства: патерналистская модель и модель государства благосостояния.

· Государственная политическая система: либеральная, бюрократическая или просветительская, национально-освободительная, переходного периода.

· Форма поддержки культуры: модель общественной (государственной) поддержки и рыночная модель.

На основании анализа особенностей различных моделей автором был сформулирован тезис о том, что современная федеральная культурная политика России имеет черты многих моделей; в связи с этим полный переход на рыночные принципы управления культурной политикой в нашей стране не только невозможен, но и нерационален в силу исторических особенностей, сложившихся экономических и социальных условий, отсутствия проработанного законодательства в области негосударственного финансирования культуры. Поэтому при выработке современной концепции культурной политики, по нашему мнению, возможно сочетание инструментов управления, присущих разным моделям.

Особенности процессов регионализации культурной политики России пока не позволяют заключить, преимущественно в рамках какой модели будет осуществляться культурная политика России. Поскольку региональная культурная политика строится под влиянием моделей социальной, экономической и культурной политики, формируемых на общегосударственном уровне, то считаем целесообразным выделить два типа моделей региональной культурной политики России: активную и пассивную.

Анализ закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и того небольшого опыта создания в России фондов целевого капитала, позволяет придти к заключению, что сформировать фонды могут только крупные учреждения культуры, способные привлечь для этого достаточно средств. В результате значительная часть учреждений сферы культуры в нашей стране оказываются лишёнными возможности воспользоваться данным источником долгосрочного финансирования своей деятельности. Мы полагаем, что в законе необходимо предусмотреть возможность создания совместного фонда целевого капитала нескольким учреждениям сферы культуры. Данный подход позволит, по нашему мнению, решить ряд задач стратегического развития региона, в частности:

· диверсифицировать источники финансирования сферы культуры;

· систематизировать спонсорскую деятельность в целях развития социальной ответственности бизнеса;

· активно использовать культурный потенциал для развития территории;

· сформировать привлекательный для населения, туристов, инвесторов имидж территории;

· объединить однотипные и/или разнопрофильные учреждения культуры на базе реализации долгосрочных программ, направленных на развитие территории;

· возможность раскрыть культурный потенциал региона, который не используется в полном объёме или недостаточно ярко выражен;

· содействовать формированию активной модели культурной политики региона.

Добавить комментарий

Закрыть меню