Управление социальной работой

Сущность управления в социальной работе:

Управленческие кадры в области социальной работы должны обладать способностью решать социально-политические вопросы, вникать в содержательные, этические аспекты, повышать эффективность оказываемых услуг в соответствии с общественными ценностями и законами.

Теория социального управления использует общенаучные, конкретно-научные методы познания, специфические методы сбора, анализа и обобщения информации о взаимодействии интересов субъекта и объекта управления. Эти методы включают специализированные способы анкетирования, интервьюирования, анализа статистических данных, получение экспертных оценок, исследование содержания управленческих функций, структур управления, управленческих групп и социальной обусловленности их действий.

Можно в связи с этим выделить два понятия управления:

1). методологическое (содержательное)

2). процессуальное (технологическое).

Первое из них показывает место управления в жизнедеятельности общества, его возможности (обусловленные естественно-историческими закономерностями, отношениями и механизмами управления) и характер общественных интересов.

Второе понятие характеризуется технологически — в виде набора функций и процедур.

В современной России практически нет достаточно глубоких исследований о роли и значении управленческих технологий в области социальной защиты населения, хотя в настоящий момент они крайне необходимы.

Поэтому имеющийся богатый теоретический и эмпирический материал в области социального управления должен быть направлен на развитие технологий социальной защиты и социального обслуживания населения. Организационно-управленческие недостатки не могут быть полностью компенсированы ни экономическими, ни социальными, ни психологическими средствами.

Как частное проявление общего процесса технологизации социальной деятельности выступает — технологизация управления. Продуманная разработка социальных технологий начинается в сфере управления и только потом распространяется на другие виды человеческой деятельности.

По существу, социальные технологии — результат развития технологии управления. Сегодня они являются важнейшим направлением развития системы социальной защиты населения.

Отсюда потребность в технологиях, во-первых, направленных на социальную защиту той части населения, которой особенно трудно приспособиться к новым социально-экономическим условиям; во-вторых, в технологиях самоорганизации и новых технологиях обучения, позволяющих с минимальными затратами времени и сил повысить уровень подготовки в новых сферах деятельности.


Таким образом, введение термина «социальная технология управления» преследует три цели:

— добиться еще большей стандартизации отдельных (структурных) этапов процесса управления; — обеспечить возможность применения целесообразной последовательности в управленческой деятельности;

— достичь быстрого и крупномасштабного «тиражирования» новых видов деятельности, эффективных технологий в социальной сфере.

Блок-схема технологии управления:

Прогнозы, планирование, анализ → решение → указание → реализация указаний → контроль → анализ и синтез.

Управление в обществе — это воздействие на социальное поведение, на трудовую (социальную) деятельность не только отдельного человека, коллектива людей, но и на общество в целом. Управление социальными процессами в обществе всегда целенаправленно и предполагает достижение осознанных целей и задач с помощью соответствующих средств и методов, определенная совокупность которых и может быть названа технологиями.

Характеристика основных методов управления:

1). Административные (организационные) методы (их иногда называют организационно-распорядительными) имеют большое значение в практике управления. Они основаны на отношениях субординации, власти и подчинения, присущих системе управления.

2). Регламентирующие методы — это жесткий тип воздействия. С их помощью создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.

К этой группе относятся:

— регламентирование (разработка документов, регулирующих деятельность членов коллектива),


— ориентация (положение и перемещение работника на предприятии, место и значение того или иного объекта, предмета, события на производстве),

— организационные методы (создание той или иной соц системы, проектирование организационной структуры и тд.), — инструктирование и др.

3). Распорядительные (административные) (для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации).

4). Особую группу составляют процедурные методы, рассматриваемые в плане основных этапов организаторской деятельности:

— целеполагание, постановка задач (методы определения, формулирования и отображения целей);

— решение (методы подготовки и принятия решений);

-организационно-исполнительская деятельность (методы распределения и закрепления функций, задач, прав, обязанностей и ответственности);

— кадровое обеспечение (методы оценки, подбора и расстановки кадров);

— ресурсное обеспечение (методы определения и распределения ресурсов);

— распорядительство (административные методы);

— определение времени работы (методы определения времени, необходимого для реализации целей, выполнения задач, работы);

— контроль (методы контроля за исполнением).

Введение

В российском обществе наметились некоторые тенденции выхода из того системного кризиса, в котором оно оказалось в 90-х годах XX века. Эти тенденции связаны, прежде всего, с усилением государственного регулирования социально-экономических процессов и продолжением рыночных реформ. Таким образом, на сегодняшний день тема курсовой работы «Система функций управления социальной работой» является актуальной. Становится необходимы теоретический анализ особенностей управления социальной работой в современных условиях и, в частности, систем функций управления социальной работой.

Управление следует рассматривать как процесс управления — это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия, весьма важные для успеха организации, называются управленческими функциями.

Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа из двух человек и более, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Организации создаются людьми и являются элементом общественной системы. Зависимость общества от деятельности организаций позволяет рассматривать последние не только как объекты общественного воздействия, но и как активные субъекты, влияющие на жизнь общества.

Социальное управление в широком смысле означает управление всеми и любыми общественными процессами, а в узком — управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни.

Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.

В то же время опыт, интуиция, здравый смысл занимают в управлении большое место, а иногда и господствуют в нем. Руководители, хорошо владеющие искусством управления, — ценное общественное достояние.

Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность в управление социальными системами. Отношения по управлению, так же как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодинаков и зависит от их статуса, активности и т. д.

Социальное управление везде имеет свои пределы. Некоторые из них порождаются самой природой управления, другие — особенностями процесса управления, его субъектами.

Цель данной работы – изучить теоретические основы понятия процесса управления. И рассмотреть систему функций управления социальной работой.

Задача:

— изучить содержание понятий «процесс управления» и «функции управления».

— рассмотреть содержание функций управления.

Предметом исследования является система функции управления социальной работой.

1.Структура и функции управления

1.1. Процесс и общие функции управления

Функции управления — это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.

Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, общественная, образовательная и т.д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний), от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов. Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. В 1916 г.

А. Файоль, который впервые разработал эту концепцию, писал, что существует пять исходных функций: управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации, поэтому их называют общими. Современные исследователи разработали несколько иной перечень основных управленческих функций: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Практически в каждой работе по управлению перечень основных управленческих функций несколько отличается от других .

Придерживаемся позиции ученых, которые выделяют пять общих функций управления:

• планирование (выбор целей и план действий по их достижению);

• организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);

• мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);

• контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными);

• координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).

Эти пять общих функций управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 1). Стрелки показывают, что движение от планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

Рис. 1. Схема процесса управления

Рассмотрим последовательно содержание каждой из основных функций управления .

Планирование является первой, важнейшей функцией процесса управления. Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким. Поэтому от правильно сформулированных принципов планирования зависит качество управления.

Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы:

— где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, персонал, маркетинг, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;

— куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению;

— как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения целей.

К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный. Их соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана. К дополнительным принципам планирования относятся:

— ранжирование объектов по их важности;

— сбалансированность плана;

— вариантность плана;

— экономическая обоснованность показателей;

— преемственность стратегического и текущего планов;

— автоматизация планирования;

— согласованность плана с параметрами внешней среды;

— социальная ориентация плана;

— обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.

Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:

• установление целей и задач;

• разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

• определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

• доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном.

Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планом по каждому направлению деятельности организации определяется объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капитальных вложений, планы выпуска продукции. Годовой план детализирует планы производства и сбыта поквартально и помесячно. При этом каждое подразделение ежемесячно уточняет прогнозы продажи и затраты и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями.

Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется, как правило, на основе бизнес-плана. В бизнес-плане должен быть определен курс, которого намерена придерживаться организация в определенный промежуток времени (обычно год, но в сегодняшних российских условиях нестабильности российской экономики — 1—3 месяца).

С помощью бизнес-плана предприниматель может также оценить результаты деятельности за определенный период. Этот план также может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе.

Кроме того, заимодавцы или инвесторы, прежде чем вложить деньги в бизнес, должны ознакомиться с бизнес-планом. При этом им следует обратить внимание на деловую репутацию предпринимателя, денежный поток по обслуживанию долга, обеспечение гарантий и долю собственного капитала.

Бизнес-планы в основном имеют следующие разделы:

Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы

Управление в социальной работе — это система, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их разви­тия как субъектов всех видов общественных отношений, на обеспечение достойного, цивилизованного существования.

Объектами управления в социальном менеджменте является социальные работники, сотрудники служб и учрежде­ний социальной защиты, а также вся система взаимоотно­шений, складывающихся между людьми при оказании соци­альной помощи населению.

Субъектами управленияв социальном менеджменте яв­ляются руководящий состав служб и учреждений социаль­ной защиты и формируемые ими органы управления, наде­ленные управленческими функциями.

Принципы управления — это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Г.Кунц и С.О’Доннел в книге «Принципы управления: анализ управленческих функций» предложили наиболее полное толкование принципов:

Принцип
1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации Проблема сочетания централизации и децентрализации состоит в оптимальном делегировании (распределении) полномочий при принятии управленческих решений. Предполагает использование следующего принципа.
2. Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении Единоначалие означает, что менеджер конкретного уровня управления пользуется правом единоличного принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию. Единоначалие — предоставление менеджеру широких полномочий для выполнения функций управления и реализации ответственности. Коллегиальность означает выработку коллективного решения на основе мнений менеджеров разных уровней, а также исполнителей конкретных решений.
3. Принцип научной обоснованности Все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов.
4. Принцип плановости План — комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем. Принцип состоит в установлении направлений и пропорций развития организации.
5. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности Каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и отчитываться за их выполнение, наделен конкретными правами.
6. Принцип частной автономии и свободы Все инициативы исходят от свободно-действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию с учетом действующего законодательства.
7. Принцип иерархичности и обратной связи Подразумевает создание многоступенчатой структуры управления. Звенья нижнего уровня управления подчиняются звеньям следующего уровня. Постоянный контроль за деятельностью звеньев осуществляется на основе обратной связи.
8. Принцип мотивации Менеджер должен реализовать систему поощрений и наказаний. Менеджеры эту систему мотивации должны рассматривать и использовать с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрировать ее по элементам организации.
9. Принцип демократизации управления Участие в управлении организацией всех ее сотрудников Формы такого участия: · долевая оплата труда, · совместные денежные средства, · вложенные акции, · единое административное управление, · коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.

Принципы управления — Анри ФАЙОЛЯ:Разделение труда. Полномочия и ответственность. Дисциплина.

Единоначалие. Единство направления. Подчиненность личных интересов общим. Вознаграждение персонала. Централизация. Скалярная цепь. Порядок. Справедливость. Инициатива. Корпоративный дух.

Структура управления в системе социальной работы состоит из трех уровней:

-верхний, институциональный уровень — это Российс­кая Федерация и автономная республика;

-средний, управленческий уровень — это регион, т. е. органы социальной защиты краев, областей, автономных об­разований, городов, районов, округов, префектур, муници­палитетов;

— низовой уровень- это социальные организации, раз­личные негосударственные (благотворительные) обществен­ные организации.

На каждом из этих уровней управление социальной рабо­той осуществляется в рамках трех ветвей власти: — законодательной, в лице органов системы представи­тельной власти; — исполнительной, в лице Президента РФ и его власт­ных структур, органов регионального управления и органов местного самоуправления; — судебной.

Структура управления социальной работой должна содержать все направления ее деятельности и рассматриваться в комплексе экономических и социально-культурных задач: экономических реформ, социальных и жилищных ком­плексов, комплексов потребительского рынка, эко­логии и инженерной инфраструктуры и развития культуры. Структура управления социальной работой предусматривает: — конкретную социальную защиту определенных катего­рий жителей;

— развитие системы медицинского обслуживания (в том числе страховой медицины);

— борьбу с преступностью и укрепление правопорядка;

— разработку и реализацию программ по трудоустрой­ству и занятости населения;

— разработку и реализацию отдельных программ по работе с молодежью;

— реализацию программ общего и специального образо­вания и воспитания детей;

— торговое и бытовое обслуживание льготных категорий населения;

— развитие объектов и инфраструктуры социальной защиты населения.

При формировании структуры управления социальным учреждением необходимо учитывать следующие факторы: · Материальные ресурсы. · Человеческие ресурсы (персонал). · Финансовые ресурсы. · Стиль руководства. · Организационную структуру. · Организационную культуру. · Технологии.

Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Планированиеобеспечивает основу для других функций, считается главнейшей из них.

Функции организации, мотивации и контроля направлены на выполнение тактических и стратегических планов организации. Планирование — это определение целей организации и путей их достижения.

Планирование предполагает: · определение целей и задач; · разработку стратегии, программ, планов; · определение необходимых ресурсов для выполнения планов; · доведение планов до всех, кто несет ответственность за их реализацию.

Миссия- смысл существования организации. Описывает ее ценность, устремления и причину создания организации. При определении миссии на первом месте интересы, ожидания, ценности потребителей как в настоящее время, так и в перспективе. Миссия образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и сотрудников.

Цели организации — конечные состояния или ожидаемые результаты. Для них характерны: · четкая ориентация на определенный интервал времени, · конкретность и измеримость, · непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами, · адресность и контролируемость.

Классификация целей:

Тип планирования Уровень управления
Стратегическое высший Определение того, как будет вести себя организация в своей нише (swot-анализ, миссия, цели, задачи)
Тактическое средний Определение промежуточных целей всех подразделений, «увязка» с деятельностью различных других подразделений в своих планах
Оперативное низший Определение конкретного содержания работ

Принципы планирования: · Полнота. · Точность. · Ясность. · Непрерывность. · Экономичность.

Методы планирования:· Бюджетный. · Анализ окупаемости. · Оперативное исследование.

Функция организации – (организовывание, организационная деятельность) — процесс подготовки и использования организационных ресурсов для достижения стратегических целей.

· Состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условий ее функционирования.

· Структурирует работу и формирует подразделения.

· Определяет миссию, роль, ответственность каждого специалиста фирмы.

Субъекты и объекты управления в социальной работе , их краткая характеристика.

Социальное управление выступает как со­знательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития.

Управление в социальной работе — это система гибкого предприимчивого управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их разви­тия как субъектов всех видов общественных отношений, на обеспечение достойного, цивилизованного существования.

Объектами управления в социальном менеджменте явля­ются социальные работники, сотрудники служб и учрежде­ний социальной защиты, а также вся система взаимоотно­шений, складывающихся между людьми при оказании соци­альной помощи населению.

Субъектами управления в социальном менеджменте яв­ляются руководящий состав служб и учреждений социаль­ной защиты и формируемые ими органы управления, наде­ленные управленческими функциями.

Субъект и объект управления в любой социальной органи­зации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управ­ленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления. По каналу об­ратной связи от объекта управления к субъекту управления точные итоги, зафиксировать их в той или иной форме, воз­можно, обсудить с кем-то, кто имеет авторитет в данном вопросе, посоветоваться, доложить вышестоящему лицу и получить новые инструкции, которые корректируют выбран­ный курс, методы, набор средств или состав участников и т. п.

Социальная работа является мощным сдерживающим сред­ством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет обще­ство и государство. Возрастает значение профессионального управления социальной работой.

К основным целям управления социальной работой мож­но отнести следующие:

а) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффектив­но разрешать возникающие проблемы;

б) создание условий, в которых клиенты могут в макси­мальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

в) адаптация или реадаптация людей в обществе;

г) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить» сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.

Концептуальная платформа управления социальной рабо­той должна опираться на следующие положения (по В. Г. Бо­чаровой):

1. Профилактика социальных болезней в социальной рабо­те: стратегия социальной политики предусматривает направ­ленность согласованной работы всех социальных институтов, прежде всего на выявление и устранение причин, порожда­ющих многочисленные социальные проблемы и трудности, а не на борьбу е их следствиями. Необходима своевременная профилактика различного рода отклонений — нравственного, физического, психического, социального и т. п. плана.

2. Содействие самореализации личности: социальная по­мощь — не благотворительная подачка, она основывается на потребностях конкретного социума, сообщества людей и ре­ализуется с их непосредственным участием.

Главное в соци­альной работе — содействие саморазвитию личности, реа­лизации ее творческого потенциала, способностей, задатков, активизация усилий клиентов (групп, общин) по решению собственных проблем.

3. Приоритетность сфер — семья, дом, община: общество и государство должны, не подменяя семью, направлять уси­лия социальных институтов, учреждений на укрепление се­мьи, ее потенциала, оздоровление и нормализацию отноше­ний в семье и по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты, гуманизма, мило­сердия.

4. Интегративность и межведомственность профессии со­циальной работы: работа социальных служб «поодиночке» малоэффективна и неэкономична. Нужна межведомственная система социальных служб, структурные компоненты кото­рой органически взаимосвязаны так же, как все проблемы человека (психологические, медицинские, правовые, эконо­мические, экологические и др.). Необходима интеграция средств и возможностей государственных учреждений, об­щественных формирований, устранение разобщенности и комплексное решение проблем каждого человека и его се­мьи; создание благоприятных условий для непрерывного развития и самореализации личности на всех возрастных эта­пах и в разных сферах ее микросреды.

5. Ранняя профессиональная ориентация социальных ра­ботников и социальных педагогов: этические и профессио­нальные стандарты социальной работы предполагают нали­чие мощного отряда волонтеров, добровольных помощников, а также более ранний отбор будущих специалистов, вклю­чение детей и подростков в доступные им формы проявле­ния доброты, милосердия, заботы об окружающих. Социальная работа — это зона доверия между людьми, путь к взаимопониманию, общению, движение, направленное на создание своеобразного саморазвивающегося механизма, способству­ющего проявлению взаимной заботы и взаимопомощи, ос­лаблению социальной и межнациональной напряженности, формированию благоприятного микроклимата в социуме.

Обеспечение на практике государственного подхода к со­циальной работе предполагает:

— умение анализировать, выявлять тенденции социаль­но-политического развития в общественной жизни и опреде­лять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы;

— видение перспективы развития социальной работы, под­чиненной интересам социальной защиты населения, и спо­собность решать актуальные задачи сегодняшнего дня;

— решительную борьбу с любыми проявлениями ведом­ственности и местничества, наносящими ущерб интересам личности, семьи, общества.

Совершенствование системы управления социальной сфе­рой, изменение полномочий и ответственности местных, ре­гиональных и федеральных органов управления — основные вопросы социальной защиты населения, определяющие но­вые подходы к формированию бюджетов отдельных поселе­ний, административных районов, краев и областей, автоном­ных республик в составе России.

Управление социальной работой направлено на эффек­тивное регулирование социального положения всех участ­ников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.

Обеспечение на практике государственного подхода к социальной работе предполагает: умение анализировать, выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы; видение перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения и способности решать актуальные задачи сегодняшнего дня; решительную борьбу с любыми проявлениями ведомственности и местничества, наносящими ущерб интересам личности, семьи, общества; предоставление равных возможностей гражданам независимо от национальности, пола, возраста; гуманность, доброжелательность, соблюдение конфиденциальности; содействие социальной реабилитации и адаптации личности; адресность, приоритет содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактическую направленность; законность и соответствие госстандартам.

7.3. Иерархическая система управления социальной работой

Управление в социальной работе – это управленческая деятельность, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни, на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, достойного существования. Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации.

Устройство Российской Федерации предусматривает разграничение предметов ведения между федеральными и субъектными (региональными) уровнями власти.

Наиболее важной управленческой проблемой регулирования социальной работы в России является поэтому проблема разделения властей «по вертикали». Организационная структура системы органов государственного и муниципального управления социальной работой должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый последующий координируемый уровень был логическим продолжением координирующего.

Сложность иерархической системы управления социальной работой в России, обусловленная территориальным (федеральный, субъектный уровень и местное самоуправление) и функциональным (сфера ведения федеральная, совместная, сфера ведения субъектов РФ и сфера местного самоуправления) делением, актуализирует представление системы управления социальной работой в виде сложной иерархической системы управления социальной работой.

В настоящее время в РФ сформировалась и действует современная организационно-технологическая модель управления социальной работой с населением.

В сложной иерархической системе управления социальной работой принято выделять различные системные уровни, на которых располагается целый ряд органов, служб и учреждений, организаций (рис. 2.1).

Рис 2.1. Уровни реализации организационно-технологической модели социальной работы с клиентами социальной службы в современной России

Субъектами управления социальной работой с клиентами социальной службы на федеральном уровне выступают Администрация Президента и Правительства РФ, Комитеты по государственной политике в обеих палатах Федерального Собрания РФ, государственные комитеты по делам конкретных объектов социальной работы (семьи, женщин, молодежи, инвалидов и т. д.); федеральные органы управления системами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры, спорта, статистики, СМИ; федеральные НКО, общественные движения и фонды; общероссийские религиозные организации и конфессии; центральные СМИ. При их тесном взаимодействии осуществляется:

• определение основных направлений государственной социальной политики и координация деятельности государственных и негосударственных субъектов социальной работы с объектами социальной работы (клиентами социальной службы);

• теоретическое обоснование общероссийской системы социальной работы с объектами социальной работы (клиентами социальной службы);

• проведение общероссийских комплексных научных исследований по проблемам объектов социальной работы (клиентов социальной службы) и социальной работы с ними;

• совершенствование отечественного законодательства о социальной защите;

• формирование федеральных органов социальной защиты и обслуживания населения; осуществление общего руководства, ресурсное обеспечение социальной работы с объектами социальной работы;

• разработка и утверждение государственных стандартов социального обслуживания и др.

На региональном уровне субъектами управления социальной работой с объектами социальной работы (клиентами социальной службы) являются краевые, областные, республиканские органы государственной власти, комитеты по делам объектов социальной работы (семьи, женщин, молодежи и др.) субъектов РФ; краевые, областные, республиканские органы управления системами социальной защиты населения, здравоохранения, образования, ЗАГС, занятости, статистики, внутренних дел, культуры, спорта, СМИ; региональные учреждения социального обслуживания, здравоохранения, образования, статистики, культуры, спорта; краевые, областные, республиканские НКО, общественные движения и фонды; религиозные движения и конфессии; региональные СМИ. Они отвечают:

• за осуществление в регионе единой государственной социальной политики с объектами социальной работы (клиентами социальной службы);

• теоретическое обоснование системы помощи на уровне субъекта РФ;

• формирование региональных органов – субъектов социальной работы с объектами социальной работы (клиентами социальной службы);

• приведение регионального законодательства по работе с объектами социальной работы (клиентами социальной службы) в соответствие с федеральным;

• проведение научных исследований по проблемам объектов социальной работы (клиентов социальной службы) и социальной работы с ними в регионе;

• планирование развития социальной помощи в зависимости от социального положения, потребностей и возможностей субъекта РФ и др.

Субъекты управления социальной работой с объектами социальной работы (клиентами социальной службы), использующие технологии данной деятельности на местном уровне, – это: органы местного самоуправления; территориальные органы управления системами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры, спорта, занятости, СМИ; территориальные социальные учреждения; местные некоммерческие и общественные организации, движения и фонды; волонтеры; религиозные организации; местные СМИ.

В качестве примера ниже представлена схема территориальных учреждений, служб, обществ – субъектов социальной работы с семьей на местном уровне (рис. 2.2).

Из представленных на рис. 2.2 территориальных учреждений, служб, обществ – субъектов социальной работы с клиентами социальной службы (семьей) на местном уровне комплексную и специализированную помощь семье в России оказывают:

• центры (службы) социальной помощи семье и детям;

• центры психолого-педагогической помощи;

• социально-реабилитационные центры для детей и подростков, социальные приюты для детей, оставшихся без попечения родителей;

кризисные центры для женщин и мужнин и др.

Именно эти учреждения являются главными координаторами действий разных субъектов социальной работы с семьей.

ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ

Управление соц. работой– необх. условие для функционирования любой соц. организации, деятельность кот. сознательно координируется для достижения пост. целей.

Объекты управленияв соц. работе – соц. работники, сотрудники, вся система взаимоотношений, склад. между людьми в процессе соц. защиты населения.

Субъектами управлениявыступают руководители соц. служб и форм. ими органы управления, над. упр. функциями.

В управлении соц. работой следует рассматривать след. осн. сод. уровни:

I. Организационно-структурный.

Выделяют 3 уровня управления:

1) верхний, институциональный — РФ;

2) средний — регион (органы соц. защиты краев, областей, городов, районов, округов и т.д.);

3) низший – соц. организации, негос., благотвор., общ. организации.

II. Функциональный — выполнение как общих, так и конкр. функций. Общими функциями, т.е. незав. от уровня субъекта, его компетенции и т.д., считаются прогнозирование, моделирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет и контроль. Конкр. функции — это виды работы прим. к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения), предприятию, организации, учреждению (направления деятельности).

III.Деятельность руководителей разных уровней в системе соц. защиты, помощи.

Процесс, включающий ряд элементов:

1) постановка цели и задачи;

2) распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановка кадров; 3) соответствие целей, задач и решений ресурсам: временным, информационным, трудовым, финансовым; 4) использование разнообразных форм и методов управления, средств, которые обеспечивают достижение тех или иных результатов; 5) использование обратной связи — учет, контроль, проверка исполнения.

V. Вид профессиональной деятельности, управленческий труд.

VI. Наука и учебная деятельность.

Процесс управления социальной работой должен иметь определенную организационную структуру,под которой понимается совокупность уровней управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Организационная структура управления должна содержать минимальное число звеньев и уровней управления, обеспечивать четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

Социальный комплекспредусматривает: 1) конкретную социальную защиту определенных категорий населения; 2) развитие системы медицинского обслуживания (в том числе и страховой медицины) 3) укрепление правопорядка и борьбу с преступностью; 4) разработку и реализацию программ по работе с молодежью, по трудоустройству и занятости населения, и т.д.

57. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В настоящее время процесс социального управления представлен в виде системы функцийтрехзвенного управления:

— предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, моделирование);

•оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);

— заключительное управление (контроль, учет, анализ). Целеполагание- это начальный момент управления (предвидение), который устанавливает цели управления на определенный период и разрабатывает механизм достижения этих целей. Конкретные целиуправления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной нише. Процесс управления социальной работой лишь тогда будет полным, непрерывным и эффективным, когда он будет представлен во взаимодействии ближайших и долгосрочных, тактических и стратегических целей. Прогнозированиесоциальной работы — это выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиентов.

Предполагается разделение прогнозирования социальной работы на поисковое и нормативное. Поисковое прогнозирование- это предсказание возможного будущего развития социальной работы. Нормативное прогнозирование- это определение путей развития социальной работы и тех ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных целей. Методы прогнозирования делятся на качественные и количественные. Наиболее эффективными качественными методамипрогнозирования являются методы массовых и специализированных экспертных оценок. Количественные методыпрогнозирования дают более достоверные оценки.

При прогнозировании соц. работы могут быть использованы аналитические, трендовые, регрессионные и факторные модели.В норм. прогнозировании могут успешно применяться сет. модели.

Результаты соц. прогнозов призваны отражать:

1) сравнение показателей отеч. и заруб. достижений;

2) показатели эффективности соц. защиты, поддержки населения;

3) ожид. показатели;

4) варианты распределения соц. ресурсов или их компенс. видов:

5) оценку соц. исследований, мер, предпр. правительством, ассоциациями, адм. органами и т.п.;

6) оценку эффективности вклад. средств и экон. реформ;

7) оценку возможности применения дан. методов в др. сферах соц. практики;

8) возм. объемы фин. ресурсов на решение лок. соц. проблем.

Моделированиесоц. процессов позволяет определить опт. размеры, предопределить поведение системы (например, соц. защиты многод. семей в условиях рынка).

Наиболее распр. методами моделирования являются: разработка, анализ и исследование модели пробл. ситуации, моделей нововведений, эврист. моделей, спец. математ. моделей.

Добавить комментарий

Закрыть меню