Угроза экономической безопасности

На данном этапе исторического формирования существуют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства. В наше время проблема экономической безопасности имеет самостоятельное содержание и рассматривается как учеными-экономистами, так и учеными правоохранительной сферы. Это обусловлено ростом преступлений экономической направленности, масштабами теневой экономической деятельности, криминализации основных сфер экономики, особенно налоговой и финансовой сфер, призванных создавать условия для устойчивого экономического роста.

«Безопасность общества — это состояние (включая факторы, условия и механизм обеспечения этого состояния) сбалансированности всех (внутренних и внешних) сторон его бытия, формирующее возможности реализации интересов его текущего и будущего развития» .

Одной из составляющих безопасности стала экономическая безопасность. Экономическая безопасность — считается элементом национальной безопасности и также относится к системе экономических наук.

Наиболее подробно теоретическая основа экономической безопасности была отражена в работах Л.И Албакина, В.К Сенчагова и других русских ученных экономистов .

Экономическая безопасность имеет довольно сложную внутреннюю структуру решения данной проблемы позволяет выделить три ее важных элемента: экономическую независимость которая в условиях современного мирового хозяйства вовсе не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми между собой. В данных условиях финансовая независимость означает контроль государства за национальными ресурсами достижение такого уровня производства эффективности и качества продукции которое обеспечивает конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле кооперационных связях и обмене научно — техническими достижениями стабильность и устойчивость национальной экономики предлагающие защиту собственности во всех ее формах создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов способных дестабилизировать ситуацию способность к саморазвитию и прогрессу что особенно важно в современном динамично развивающемся мире

К внутренним угрозам экономической безопасности можно отнести :

  • низкую конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы .
  • недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;
  • низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;
  • спад производства
  • свертывание научной сферы
  • слабое использование разведанных недр

Среди внешних угроз, в экономике , можно выделить наиболее весомые это:

  • увеличивается внешняя задолженность.
  • ограничения присутствия на ряде зарубежных рынков,
  • неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки российского экспорта и импорта.
  • Экспорт валютных запасов, стратегически важных видов сырья и товаров.

Сравнивая внутренние и внешние угрозы можно сказать, что количество внутренних угроз больше чем внешних. Среди внутренних угроз большую опасность представляют тенденции, возникающие в научно — технической и социальной сферах. Россия унаследовала от бывшего СССР мощный ресурсный потенциал, составляющий 21% мировых запасов ресурсов. Его поддержание обеспечивает развитие целого комплекса отраслей материального производства, которые обладают достаточной устойчивостью и позволяют считать Россию великой державой. Вместе с тем распад единого экономического пространства СССР, ошибки в экономической политике существенно снизили ресурсный потенциал России. Объемы производства сократились, резко сократились геологоразведочные работы, что сказалось на уменьшение прироста ресурсов.

Так же можно отметить, что внешние факторы могут усиливать или ослаблять действия внутренних угроз и наоборот.

Большинство авторов делят угрозы финансовую безопасности на опосредованные то есть ,действующие при некоторых дополнительных условиях, и непосредственные, прямо вызывающие негативные изменения.

Важно выявить угрозы, порождающие изменения через короткие промежутки времени, они бывают спорадические, регулярные и перспективные, проявления которых могут наступить спустя длительное время после возникновения угрозы. Угрозы негативного изменения внешней политической, экономической или природной среды либо негативных изменений в жизненно важных сферах внутри страны могут быть классифицированы по:

  • объектам — человек, общество, государство;
  • направлениям — экономические, социальные, политические, информационные и др.;
  • величине ущерба — предельный, значительный, незначительный;
  • вероятности возникновения — весьма вероятные, вероятные, маловероятные;
  • причинам появления — стихийные, преднамеренные;
  • иерархическому принципу — межпланетные, глобальные, региональные межгосударственные, национальные, региональные внутригосударственные, местные, личностные.

Большинство авторов к одним из важных угроз финансовой безопасности современной России могут отнести снижение инвестиционной привлекательности, углубление имущественного расслоения общества.

Из этого следует, что экономическая безопасность дает такое состояние экономики , при котором обеспечивается защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборотный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внешних и внутренних угроз.

Современные угрозы экономической безопасности проявляются на разных уровнях становления социально — политической системы страны. Главная задача данной системы — обеспечить учет и контроль установленной системы угроз и вовремя их устранить.

На наш взгляд ввиду большого количества эндогенных и экзогенных моментов и опасностей, способных дестабилизировать современное социально — экономическое состояние в обществе, нужно консолидировать умственный потенциал общества. Развитие новых форм сотрудничества, нацеленных на конструктивный разговор и сотрудничество органов власти с национальными экономическими субъектами , в вопросах выявления и предупреждения дестабилизирующих факторов , считается основой политической и социально- экономической стабильностью любого общества.

Классификация угроз экономической безопасности.

Основными внутренними угрозами в экономической сфере являются: сокращение объемов производства в ведущих отраслях, разрыв хозяйственных связей, монополизация экономики, криминализация общества, большой внутренний долг, высокий уровень изношенности основных фондов, энергетический кризис, низкий уровень производительности труда и инвестиционной деятельности.

К внешним угрозамэкономической безопасности страны относятся: экономическая зависимость от импорта, отрицательное внешнеторговое сальдо, нерациональная структура экспорта – чрезмерный вывоз сырьевых ресурсов; потеря позиций на внешних рынках; рост внешней задолженности, нерациональное использование иностранных кредитов; неконтролируемый отток валютных ресурсов за границу, размещение их в зарубежных банках.

Исходя из приоритетных национальных интересов и угроз экономической безопасности страны, определяются меры государственной политики экономической безопасности, охватывающие научно-техническую, экономическую, социальную сферы, а также политику, военную, экологическую, информативную сферы для обеспечения в целом национальной безопасности страны.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1.Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны.

Доля ассигнований на науку в индустриально развитых странах составляет не менее 2-3% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). В России эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала.

2. Дезинтеграция экономики и спад производства.

Экономическое пространство страны составляют две слабо связанные друг с другом сферы. Сфера обращения капитала (операции на рынке ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) характеризуется высокими и сверхвысокими прибылями и скоростью обращения денег, и производственная сфера («реальный сектор экономики»), охватывающий материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, связанные с производством материальных и духовных благ – характеризуется низкими прибыльностью и скоростью обращения денег, а также значительными рисками.

В сбалансированной экономической системе, находящейся в состоянии равновесия, сфера обращения капитала и производственная сфера должны выполнять взаимодополняющие с воспроизводственной точки зрения функции.

3. Потеря экономической независимости.

В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего мира является высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Экономика в структурном отношении еще более искажена – увеличился удельный вес добывающих отраслей и сократилась доля перерабатывающей промышленности, особенно выпускающей конечную продукцию, а это черты сырьевой колонии.

К числу серьезных угроз экономической безопасности России относится также низкий уровень инвестиций.

Однако приток иностранных инвестиций может усилить контроль со стороны иностранных компаний над стратегически важными отраслями экономики.

Особого рассмотрения заслуживает потеря Россией продовольственной независимости.

4. Обнищание населения. Заработная плата половины занятых едва превышает прожиточный минимум и в 5-7 раз ниже пособия по безработице стран Запада.

5. Имущественная дифференциация (расслоение) населения и безработица.

6. Криминализация хозяйственной деятельности, теневая экономика.

7. Увеличение разрыва в экономическом и социальном развитии различных регионов РФ.

Для обеспечения экономической безопасности России, для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации.

Механизм обеспечения экономической безопасности страны– это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:

– мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

– выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;

– деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Механизм реализуется посредством государственной стратегии и системы гибкого регулирования рыночной экономики. Другой важный аспект стратегии экономической безопасности – устойчивость национальной валюты.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики,основными приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

Важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Одним их эффективных механизмов является проведение разумной протекционистской политики, защищающей национальные интересы отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, которая предусматривает: борьбу с монополистами; налоговые льготы; льготное кредитование экспорта продукции обрабатывающей промышленности; задействование режима благоприятствования для предпринимателей в различных отраслях производства; особую значимость фактора ресурсосбережения.

Вопрос экономической безопасности Российской Федерации в настоящее время стоит особенно остро в виду сложившейся политической ситуации в мире.

Экономика России, находящаяся под давлением санкций, становится менее стабильной, и обеспечение экономической безопасности является одним из ключевых условий ее укрепления.

На данном этапе исторического формирования существуют реальные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства, недопущение либо форсирование которых должно являться главнейшим компонентом государственной политики Российской Федерации.

С целью осуществления экономической безопасности страны, региона, сферы, предприятия необходимо подчеркнуть те действительные и вероятные разрушительные факторы безопасности, содержащие различные показания, которые являются возможными угрозами.

Что касается самого термина «экономическая безопасность» или «финансовая безопасность», существует очень много подходов к его определению, но все научные деятели, когда-либо писавшие по данной тематике, сходятся во мнении, что существует тесная связь между экономической и национальной безопасностью страны.

Под термином «экономическая безопасность» понимается такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.

Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны для удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.

Обеспечение национальной безопасности на достойном уровне определяет необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а ведь их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических и других условий, что приводит к снижению скорости реакций на такие изменения.

Экономическая безопасность – это состояние защищенности экономики от внешних и внутренних угроз.

В зависимости от места, времени и природы ситуации также можно определить несколько видов угроз: внутреннюю, внешнюю, потенциальную, мнимую, реальную и др. .

К угрозам принадлежат всякого рода дефициты и кризисные ситуации, катастрофы, обстоятельства с разрушительным смыслом. Мы рассматриваем угрозу как непосредственную опасность, требующую предохранительных операций, и незащищенности как показателя обстоятельства безопасности, подтверждающего о ее вероятной незащищенности. Угроза экономической безопасности является подсистемой системы угроз государственной безопасности.

Так же нужно понимать, что же является угрозами именно «экономической безопасности» – это такие явления и процессы, которые ограничивают экономические интересы, как личности, так и общества, а так же отрицательно влияют на экономическое состояние государства.

Большинство угроз экономической безопасности заложено именно на региональном уровне, это объясняется прямой зависимостью региона как составной части государства.

Угрозы экономической безопасности, как на региональном, так и на уровне государства представлены как внешние и внутренние.

К основным внутренним угрозам относятся:

– сокращение численности населения и его старение;

– низкая конкурентоспособность национальной экономики (т.к. не секрет, что на данном этапе существует отсталость технологической базы большинства отраслей);

– высокий уровень инфляции;

– слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

– вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

– низкая инвестиционная активность;

– структурная деформированность и малоэффективность структуры российской экономики, выражающаяся в приоритетном сохранении ее топливно-сырьевой направленности;

– недостаточная борьба с коррупцией на всех уровнях;

– низкий контроль исполнения бюджетов федерального и регионального уровня и предотвращение нецелевого расходования средств;

– несвоевременная разработка, принятие законодательных актов, регулирующих экономические отношения;

– возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе, техногенных катастроф, отрицательно влияющих на социально-экономический уровень жизни граждан нашей страны;

– наличие резервов стратегически значимых материальных благ, в объемах, недостаточных для обеспечения экономической безопасности страны.

Все внутренние угрозы очень тесно связанны между собой. Их устранение является необходимой не только для создания высокого уровня финансовой безопасности, но и сохранения российской государственности.

Как уже было сказано выше, наряду с внутренними, существуют и внешние угрозы экономической безопасности.

К основным внешним угрозам можно отнести:

– сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;

– незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала;

– отставание в разработке и внедрении перспективных технологий;

– наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

– снижение роли России в мировой экономике (т.к. не прекращаются целенаправленные действия отдельных государств и межгосударственных объединений).

Негативное воздействие на экономическую безопасность еще оказывают введенные против Российской Федерации ограничительные экономические меры, усиление недобросовестной конкуренции, неправомерное использование юридических средств, нарушение стабильности тепло- и энергоснабжения субъектов национальной экономики, а в перспективе будет оказывать также дефицит минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также ряд других вызовов и угроз.

В России накопилось много проблем по вопросам экономической безопасности, связанных с внешними и внутренними угрозами. Все они требуют большого внимания со стороны государства и должны быть решены как можно быстрее. Одним из возможных вариантов решения проблем является переход к инновационной модели развития – максимальное использование новых технологий и глобальная модернизация всей экономики с развитием импортозамещения, что особенно важно в условиях санкций и нестабильности мировой экономики, однако в настоящее время Россия еще находится на начальном этапе инновационного развития промышленности.

Таким образом, рассмотренные выше угрозы являются лишь ключевыми угрозами экономической безопасности, в целом же угрозы очень изменчивы и не всегда их можно предсказать, так как они долгое время могут не проявлять себя в открытой форме, что не должно ослаблять внимания экономистов и других специалистов.

Библиографический список

  1. Казанцев С.В. Экономическая безопасность. Определение понятий.

    // Мир новой экономики. – 2014. – № 2. – С. 48-53.

Классификация угроз экономической безопасности

В самом общем виде угрозы экономической безопасности могут быть разделены на внутренние и внешние. Исходя из реально сложившейся ситуации в российской экономике и наметившихся негативных тенденций в процессе ее реформирования, среди внутренних и внешних экономических угроз можно выделить такие основные экономические угрозы, как усиление структурной деформации экономики, снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала, тенденция превращения России в топливно-сырьевую периферию развитых стран, усиление импортной зависимости, утечка из страны капитала, углубление имущественного расслоения общества, рост внешнего долга, чрезмерная открытость экономики, информационная безопасность, криминализация экономических отношений.

В зависимости от источника угрозы делятся на:

Внутренние – возникающие в самой стране. Для России это, например, криминализация экономики, сокращение численности населения, структура деформирования экономики, уровень инфляции.

Внешние — привнесенные извне. Для России это высокий уровень внешнего долга, топливно – сырьевая направленность экспорта.

В зависимости от вероятности реализации:

Реальные – имеющие место быть на сегодняшний день. Для России это высокий уровень инфляции, низкие доходы населения, высокий уровень дифференциации общества.

Потенциальные – скрытые, не проявляющиеся, но возможные. Могут реализовываться в случае формирования определенных условий. Для России это угрозы военного характера.

По отношению к человеческой деятельности:

Стихийно возникающие – формирующиеся независимо от целенаправленной деятельности, т.е.

которые невозможно предсказать. Например, аварии на промышленных объектах.

Целенаправленно создаваемые – создаются сознательно, являются действием чьих – то сил. Для России очень характерен такой вид угрозы как теневая экономика, организованная преступность.

По отношению к действию других угроз:

Непосредственные — прямые явные угрозы, касающиеся одной из сторон экономической жизни общества, например, безработица.

Опосредованные – их действие вызвано воздействием других угроз, например, низкая рождаемость в России является следствием другой экономической угрозы – низких доходов населения России, уровня здравоохранения.

В зависимости от необходимости нивелирования:

Актуальные — требующие скорейшего разрешения. В России это — скорейшая финансовая поддержка образования и науки с целью преодоления надвигающейся научно – технической отсталости.

Перспективные – относящиеся к будущему. Для России это истощение природных ресурсов (при их неправильном использовании).

В зависимости от периодичности возникновения:

Регулярные – равномерно происходящие, например, инфляция с ее ростом цен, безработица.

Спорадические – единовременные, случайные, проявляющиеся от случая к случаю (хозяйственные преступления, временные обострения отношений между странами, вызванные различными причинами).

В зависимости от последствий:

Всеобщие – отражающиеся на всей территории РФ или на большинстве ее субъектов. Например, инфляция, низкие доходы населения, коррупция.

Локальные – отражающиеся на отдельных объектах. Например, безработица в моногородах, где имеется только одно градообразующее предприятие.

В зависимости от величины нанесенного ущерба:

Катастрофические — наносящие урон экономике, который может быть преодолен только в долгосрочной перспективе (экономические последствия стихийных бедствий).

Значительные – наносящие урон экономике, который может быть преодолен в среднесрочной перспективе (последствия экономического кризиса).

Вызывающие трудности – наносящие урон экономике, который может быть преодолен в краткосрочной перспективе (закрытие промышленных предприятий).

Угрозы ЭБ можно сгруппировать в 2 агрегированных блока:

1 – угрозы институционального характера. Неэффективный механизм исполнения принятых законов, неразвитость и неэффективность судебной системы, несогласованность полномочий субъектов исполнительной власти, контроль криминальных структур за развитием рынка, неопределенность приоритетов в протекционистской политике правительства,

2 – угрозы экономического характера. Нерациональность организационно – производственной структуры экономики РФ, высокий уровень монополизации производства и рынка, низкий уровень инвестиционной активности, достаточно высокий уровень инфляции, большой процент изношенности предприятий различных отраслей

Рекомендуемые страницы:


Добавить комментарий

Закрыть меню