Уголовно исполнительная деятельность

Органы уголовно-исполнительной системы – Федеральная служба исполнения наказаний

Чем скорее следует наказание за

преступлением, чем ближе к нему,

тем оно справедливее, тем оно полезнее.

Ч. Беккариа

Органы уголовно-исполнительной системы или, как их еще называют, пенитенциарные органы осуществляют исполнение наказаний, назначаемых судом за совершение уголовных преступлений.

Правовую основу современной организации и деятельности органов, исполняющих наказание, составляют:

v Конституция РФ;

v Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы»;

v Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Органы уголовно-исполнительной системы имеют следующую структуру:

v Главное управление исполнения наказаний;

v территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

v учреждения (колонии, тюрьмы, следственные изоляторы) и предприятия.

Основными задачамипенитенциарных органов являются:

v организация и исполнение наказаний в виде лишения свободы и исключительной меры наказания;

v организация и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

v обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказание, в следственных изоляторах, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений, содержащихся в них осужденных, обвиняемых и подозреваемых, охраны объектов уголовно-исполнительной системы;

v организация привлечения к труду осужденных на (в) –

собственных производствах учреждений, исполняющих наказание,

предприятиях любых организационно-правовых форм,

виде предпринимательской деятельности;

v организация общего и профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных;

v обеспечение надлежащих условий отбывания наказания;

v содействие другим органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Обязанностями учреждений, исполняющих наказания являются:

v обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства РФ,

v соблюдение международныхстандартов обращения с осужденными при исполнении уголовных наказаний в виде –

лишения свободы,

исключительной меры наказания;

v осуществление системы мероприятий, направленных на исправление осужденных и их ресоциализацию в условиях свободы;

v создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, персонала, должностных лиц, граждан, находящихся на их территории;

v обеспечение привлечения осужденных к труду, осуществления их общего и профессионального образования (профессионального обучения);

v обеспечение охраны здоровья осужденных;

v осуществление деятельности по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы;

v оказание в пределах своей компетенции содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В соответствии с законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» исправительные учреждения имеют право:

v осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;

v осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;

v требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания;

v применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;

v составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях меры;

v производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц и их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждений, исполняющих наказания, и на прилегающих к ним территориях, предприятий и учреждений, на которых установлены режимные требования, изымать запрещенные вещи и документы;

v осуществлять регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование осужденных;

v при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов;

v проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осужденных;

v использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег;

v производить в предусмотренных законодательством РФ случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

v применять и использовать –

физическую силу,

специальные средства,

оружие

в установленном законом порядке;

v осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду;

v обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.

Центральный орган уголовно-исполнительной системы (Главное управление исполнения наказаний)является самостоятельным структурным подразделением Министерства юстиции РФ, обеспечивающим организацию исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы.

Структура и штаты центрального органа уголовно-исполнительной системы утверждается Министром юстиции РФ.

Центральный орган уголовно-исполнительной системы создает, ликвидирует, реорганизует предприятия учреждений, исполняющих наказания, предназначенные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные, иные учреждения.

В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду центральный орган уголовно-исполнительной системы имеет право –

v создавать предприятия любых организационно-правовых форм,

v участвовать в создании предприятий и их деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика, и в управлении ими.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы –

v осуществляют непосредственное руководство –

колониями,

тюрьмами,

следственными изоляторами, находящимися на определенной территории (как правило, совпадающей с административно-территориальным делением государства),

v обеспечивают ведомственный контроль за их деятельностью,

v распределяют осужденных по учреждениям.

Колонии, тюрьмыявляются исправительными учреждениями, непосредственно исполняющими наказание. При них организуются и действуют предприятия.

Следственные изоляторы обеспечивают содержание подозреваемых и обвиняемых, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

Основными направлениями деятельности органов уголовно-испол-нительной системы являются:

v обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных – в тюрьмах и колониях в соответствии с требованиями закона;

v проведение среди осужденных воспитательной работы в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений;

v осуществление их профессионального обучения;

v производственная деятельностьэтих органов;

v оперативно-розыскная деятельность,направленная на выявление, предупреждение, пресечение преступлений и иных правонарушений, совершаемых на территории учреждения, раскрытие иных преступлений при взаимодействии с другими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

v уголовно-процессуальная деятельность. Начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов наделены правами органа дознания по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в расположении указанных учреждений; в зависимости от преступления дознание осуществляют либо в полном объеме, либо в виде неотложных следственных действий с последующей передачей дела по подследственности.

Надзорза деятельностью органов уголовно-исполнительной системы осуществляет специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Каждая такая прокуратура осуществляет надзор за деятельностью нескольких исправительных учреждений.

Судебный контроль за деятельностью органов уголовно-исправительной системы осуществляется, в основном, при рассмотрении судом представлений администрации учреждений об условно-досрочном освобождении осужденных и переводе их в колонии с другим режимом содержания.

Процесс совершенствования деятельности пенитенциарной системы в Российской Федерации продолжается. В этом контексте находится и относительно недавнее (1997 г.) решение о передаче этих органов в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.

Таким образом, система органов исполнительной власти в сфере юстиции продолжает реформироваться. Основная цель этого процесса – сделать систему эффективным инструментом правоохранительных органов по утверждению в стране законности и правопорядка.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте общее определение понятия «юстиция». Какие институты относятся к сфере юстиции в РФ?

2. Какова структура Министерства юстиции РФ? Какие задачи оно призвано решать?

3. Назовите основные функции, возложенные законом на Министерство юстиции РФ.

4. Какова структура службы судебных приставов? На какие виды подразделяются данная служба?

5. Какие задачи решают судебные приставы?

6. Дайте определение понятия «пенитенциарные органы». Охарактеризуйте правовую базу их деятельности.

7. Какие задачи ставит российское законодательство перед пенитенциарной системой?

8. Дайте типологию учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему РФ.

9. Каковы основные направления деятельности органов уголовно-исполнительной системы?

Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права.

Вопросы:

1. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение.

2. Понятие уголовно-исполнительного права и его связь с уголовно-исполнительной политикой государства.

3. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного права.

4. Предмет и система уголовно-исполнительного права.

5. Наука Российского уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, задачи.

Литература и нормативно-правовые акты к темам 1 — 10 см. УМП УИП РФ. Воронеж, 2007. Сост. Маслов, Ретюнских, Кошкин.

1. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение.

Исполнение уголовных наказаний — фундаментальная современная социально-правовая проблема, имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение.

Уголовно-исполнительная деятельность — это конечный этап, правоприменения, подводящий итог всему функционированию уголовной юстиции. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социально необходимых, оправданных задач, включу «санитарную» функцию. Недаром в старину говорили: «Худое дело тюрьма, а без неё нельзя».

Уголовно-исполнительное законодательство являются общепризнанным и реально действующим средством воздействия на преступность.

Прежде чем говорить об уголовно-исполнительном праве, мы должны отметить, что оно является частью государственной политики в определённой сфере деятельности.

Единство и взаимосвязь отраслей законодательства основаны на соответствующих политических воззрениях, господствующих идеях и установках в этой области.

Нас интересует не вся, а часть государственной политики, направление, которое принято называть социальным.

Под социальной политикой принято понимать принципы, стра­тегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и го­сударственно-властные структуры, его представляющие.

Полити­ка государства в рассматриваемой сфере многопланова.

Ее мож­но условно разделить на политику:

— в сфере профилактики пре­ступности;

— уголовную (уголовно-правовую) политику,

— полити­ку в сфере исполнения наказаний (т. е. уголовно-исполнительную).

Все направления политики тесно связаны между собой.

Лидирующая роль принадлежит уголовно-правовой политики.

Политика в области исполнения наказаний имеет более узкое, специальное, но не менее важное содержание.

Реализуется уголовно-исполнительная политика в директивно-установочных документах, уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве и правоприменительной практике.

Уголовно-исполнительная политика определяет: цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению: 1) исполнения наказания; 2) исправлению осужденных; 3) предупреждению новых преступлений, как осужденными, так и другими лицами.

Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказания являются:

Президент – Федеральное собрание.

Субъектами реализации политики выступают: Правительство, Центральный и территориальные органы УИС, органы управления военной УИС, Учреждения и органы, исполняющие наказания, федеральные субъектов и местные органы власти и управления.

Уголовно-исполнительная политика динамична, она постоянно корректируется. Пример тому — 8 декабря 2003 г. в УК РФ внесены изменения в 261 статью, соответственно порядка 65 статей УИК РФ также подверглись изменениям. Другой пример: в последние годы Россия пытается корректировать карательную политику, которая, как известно реально привела нас к плачевному состоянию. Уже к 2004 году каждый третий взрослый мужчина имел клеймо судимости лично сам или через своих ближайших родственников. Численность тюремного населения в УИС РФ превысила уровень этого контингента в бывшем СССР.

По численности заключённых на 100 тыс. человек Россия занимает 8-е место в мире (около — 500), к примеру, в Финляндии этот показатель равен 50 чел. Отсюда в России были бесконечные амнистии, хотя наш порог понимания социальной опасности отличен и от европейского и от американского.

Важнейшим проявлением уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право.

2. Понятие уголовно-исполнительного права и его связь с уголовно-исполнительной политикой государства.

Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право.

Дать понятие уголовно-исполнительного права – значит определить его цели, задачи, предмет и метод регулирования, что в свою очередь требует раскрытия понятия уголовно-исполнительных отношений, норм и системы уголовно-исполнительного законодательства.

Уголовно-исполнительное право понимается в 3-х значениях:

1 — как отрасль права

2 — как отрасль науки

3 — как самостоятельная учебная дисциплина.

Как отрасль права – УИП это государственная воля, возведённая в систему юридических норм, предусматривающих основания, принципы и другие общие положения исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, виды учреждений и органов исполняющих наказания.

Как отрасль науки – представляет собой систему взглядов и знаний о закономерностях развития уголовно-исполнительной политики государства, уголовно-исполнительном законодательстве, практике его применения, а также правовом регулировании порядка и условий исполнения уголовных наказаний, осуществлении исправительного воздействия на осужденных.

Уголовно-исполнительное право (курс) – это преподаваемый в ВУЗе курс, построенный на систематизированном отражении уголовно-исполнительного законодательства и основных положений науки уголовно-исполнительного права.

Коренные преобразования в экономике, поли­тике, идеологии и праве российского государства последних лет, адекватно отражаются в уголовно-исполнительной политике. Хотя всегда следует помнить замечание Томаса Джефферсона, а именно: «Не пытайтесь сделать добра больше, чем люди способны выдержать».

Однако, в рассматриваемой сфере немало про­блеем. Главная: по состоянию на конец 2012 года, в местах лишения свободы и предварительного заклю­чения содержится у нас, вдумайтесь в эту цифру, 700 тыс. человек.

Причем существенная часть этих людей изоли­рована от общества по статьям Уголовного кодекса, которые предусматривают и иные наказания, а не только лишение свободы.

Государство не в состоянии обеспе­чить этим людям ни нормальные условия содержания, ни пос­ледующую социальную реабилитацию.

Следствием этого ста­новится разрушение семей, ухудшение здоровья населения и морального климата в обществе.

Проблема из юридической, — переросла в социальную.

Уголовно-исполнительное право одно из важнейших отраслей права, которое выступает средством противодействия преступности, особенно в таком его крайнем проявлении, как рецидивная преступность.

Это единственная отрасль, регулирующая исполнение всех видов уголовных наказаний, предусмотренных УК РФ.

Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 1179;

В чем различие понятий «система учреждений и органов, исполняющих наказания» и «уголовно-исполнительная система»?

Следует различать понятия «система учреждений и органов, исполняющих наказания» и «уголовно-исполнительная система». Первое понятие включает все учреждения и органы, исполняющие наказания, и только их. В уголовно-исполнительную систему входят, во-первых, только специализированные учреждения и органы, исполняющие наказания, подведомственные Минюсту России; во-вторых, в нее входят следственные изоляторы; в-третьих, предприятия и учреждения, обеспечивающие ее деятельность.

Что включает в себя уголовно-исполнительная система?

Основы организации деятельности уголовно-исполнительной системы Минюста России (УИС) определяются в УИК РФ и специальном Законе — «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. № 5473-1.

В соответствии со ст. 5 этого Закона уголовно-исполнительная система включает в себя:

  1. центральный орган управления уголовно-исполнительной системой — Федеральная служба исполнения наказаний Минюста России (ФСИН);
  2. окружные (в федеральных округах) и территориальные (в субъектах Федерации) органы уголовно-исполнительной системы;
  3. учреждения и органы, исполняющие наказания: исправительные учреждения (в уголовно-исполнительной системе насчитывается более 800 учреждений), арестные дома, исправительные центры, уголовно- исполнительные инспекции (2441 инспекция, в которых на 1 июня 2006 г. состояло на учете 598 236 осужденных);
  4. следственные изоляторы (СИЗО). В уголовно-исполнительной системе действует 217 СИЗО и более 153 ПФРСИ (помещений исправительных колоний, функционирующих в режиме следственных изоляторов).

Для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, по решению Правительства РФ, в ее состав могут также включаться различные предприятия, организации, медицинские, учебные, научно-исследовательские и иные учреждения.

Каковы основные задачи уголовно-исполнительной системы?

Основными задачами уголовно-исполнительной системы являются:

  1. исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера;
  2. обеспечение содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
  3. обеспечение правопорядка в учреждениях и безопасности содержащихся в них осужденных, персонала и иных лиц;
  4. привлечение осужденных к труду. В уголовно-исполнительную систему входят около 750 промышленных, лесозаготовительных и сельскохозяйственных предприятий. Но все же по состоянию на 1 июня 2006 г. в исправительных учреждениях не работало по разным причинам 339,3 тыс. человек. Их удельный вес от общего числа осужденных составляет 51,4%, в том числе не работало по причине непредоставления работы 36,1 тыс. человек (5,5% от их среднесписочной численности). Фактический среднедневной заработок составляет 58 руб.

    70 коп.;

  5. обеспечение основного общего образования осужденных и их профессиональной подготовки. В уголовно-исполнительной системе действуют около 400 общеобразовательных школ и учебно-консультационных пунктов, более 400 профессиональных училищ и их филиалов; обеспечение охраны здоровья осужденных. Для медицинского обслуживания осужденных в уголовно-исполнительной системе организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части (около 300 учреждений). Для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, создаются лечебные исправительные учреждения;
  6. содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (милиции, Федеральной службе безопасности).

Уголовно-исполнительная система РФ – это совокупность учреждений и органов, призванных исполнять наказания (которые вступают в уголовно-исполнительные отношения с осуждёнными).

Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Другие принципы в законе «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания», не указаны. Но возникает вопрос – разве другие принципы не относятся? Поэтому можно говорить, что принципы системы те же, что и принципы законодательства. К числу общеправовых относятся принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом. К отраслевым – дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Учреждения и органы, входящие в систему, являются юридическими лицами с соответствующими вытекающими обязанностями и правами. Правовое положение этих учреждений и органов в Кодексе нет, но есть в законе «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания». Статья 16 УИК – в нём перечень учреждений и органов, исполняющих наказание. В пункте 14 перечень тех, которые входят в уголовно-исполнительную систему (а закон помимо этого включает и больницы, и высшие учебные заведения…). Видимо, мы должны исходить из того, между кем же возникает уголовно-исполнительное отношение. Это совокупность учреждений и органов, которые призваны исполнять уголовное исправление.

Задачи — ст. 2 указанного Закона РФ, но она утратила действие в соответствии с ФЗ от 05.02.2007. Задачами УИС системы являются:

1) исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;

2) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;

3) привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;

4) обеспечение охраны здоровья осужденных;

5) содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

6) конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам;

7) конвоирование граждан РФ и лиц без гражданства на территорию РФ, а иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции. Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную систему только законом.

Уголовно-исполнительная система включает в себя:

1) учреждения, исполняющие наказания;

2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее — федеральный орган уголовно-исполнительной системы).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

1. Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации определены ст..8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Принцип законности — конституционный и закреплен в ряде статей Конституции РФ, а также в отдельных международных актах. В уголовно-исполнительном законодательстве он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, должны основываться на законе. Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами, всеми организациями, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания, отдельными гражданами.

Принцип гуманизма – это уважение и охрана прав, свобод и законных интересов осужденных. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказаний — исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправления — в воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия для исправления осужденных.

Принцип демократизма реализуется в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными отражается в содержании многих норм УИК. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденные к аресту и лишению свободы значительно ограничиваются в правах и свободах и поэтому нуждаются в социальной защищенности. Этой задаче отвечают нормы УИК, направленные на обеспечение их личной безопасности (ст. 13), обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания (ст. 14), реализацию права обращения, заявления и жалобы (ст. 15) и т.д.

Принцип равенства осужденных перед законом не устанавливает каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив, индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Так, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.

Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера общественной опасности и тяжести совершенных преступлений, прошлой преступной деятельности, поведения в процессе отбывания наказания применяются меры принуждения и ограничения прав в различных объемах. Этот принцип нашел выражение, в частности, в ст. 74, устанавливающей виды исправительных учреждений, где должны содержаться различные категории осужденных и, следовательно, существовать различные условия отбывания наказания (ст. 120-131); в ст. 78, определяющей основания изменения условий содержания осужденных в зависимости от поведения и отношения к труду.

Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения. Средства исправления должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.

Принцип стимулирования правопослушного поведения – это прежде всего нормы, поощряющие осужденных к хорошему поведению и добросовестному отношению к труду (ст. 45, 57, 71, 113, 134), изменение условий содержания осужденных (ст. 78), возможность улучшения условий отбывания наказания (ст. 120-131).

2. Правовая основа деятельности уголовно-исполнительной системы определена в ст.3 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года.

Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации принятая всеобщим голосованием 12.12.1993 г., Федеральный закон РФ »Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.93г., Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г., Уголовно-исполнительный кодекс РФ, введённый в действие с 1 июля 1997г., Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г., Правила внутреннего распорядка в ИУ.( Приказ МЮ № 205 от 03.11.2005), Правила внутреннего распорядка в СИЗО. (Приказ МЮ №189 от 14.10.2005), Правила внутреннего распорядка в ВК (Приказ МЮ №311 от 06.10.2006) и иные нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, ФСИН России.

3. Организация уголовно-исполнительной системы (ст.5 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года.)

Уголовно-исполнительная система включает в себя:

1) учреждения, исполняющие наказания;

2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (далее — федеральный орган уголовно-исполнительной системы).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

4. Использование учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Согласно ст.5.1 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года на территориях учреждений, исполняющих наказания, могут оборудоваться специальные помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Перечень таких учреждений утверждается министром юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы

В соответствии со ст.12 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года, охрана объектов уголовно-исполнительной системы, предназначенных для содержания и труда осужденных, и других объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания.

Конвоирование осужденных и заключенных, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осуществляется милицией, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию по плановым маршрутам, установленным соответствующим перечнем. Конвоирование подсудимых на судебные заседания Верховного Суда Российской Федерации осуществляется внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Порядок взаимодействия внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, устанавливается министром внутренних дел Российской Федерации и министром юстиции Российской Федерации.

Порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При территориальных органах уголовно-исполнительной системы могут создаваться специальные подразделения для обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Министерства юстиции Российской Федерации. Порядок деятельности этих подразделений устанавливается министром юстиции Российской Федерации.

6. Обязанности учреждений, исполняющих наказания (ст.13 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года)

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны:

1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;

2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;

3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение;

4) обеспечивать охрану здоровья осужденных;

5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы;

6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

7. Права учреждений, исполняющих наказания (ст.14 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года)

Учреждениям, исполняющим наказания, предоставляются следующие права:

1) осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;

2) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;

3) требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания;

4) применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;

5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры;

6) производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы;

7) осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемки и дактилоскопирование;

8) при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов;

9) проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осужденных;

10) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег;

11) производить в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

12) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных ФЗ;

13) временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан;

14) в установленном законодательством Российской Федерации порядке вводить режим особых условий;

15) привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности;

16) осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду;

17) участвовать в создании и деятельности предприятий любых организационно-правовых форм, а также участвовать на правах учредителя в управлении ими в интересах развития своей социальной сферы, привлечения осужденных к труду;

18) владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах установленной компетенции;

19) принимать во владение и пользование от учреждений, организаций и предприятий любых организационно-правовых форм, а также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства и имущество;

20) обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.

Добавить комментарий

Закрыть меню