Учет розничной торговли

Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле

Розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования, регулирующийся ст. 492-505 ГК.

Товары – продукт деятельности предприятия, предназначенный для продажи или обмена.

Основным документом, детально устанавливающим порядок организации бухгалтерского учета в торговых организациях и в розничных магазинах, являются Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Роскомторга от 10.06.1996 г. №1-794/32-5).Этим документом надо пользоваться аккуратно, потому что он старый и не регистрировался в Минюсте.

Для обобщения информации о наличии и движении ТМЦ, приобретенных в качестве товаров для перепродажи, предназначен активный счет 41 «Товары». Торговые организации также на счете 41 учитывают тару (кроме предназначенной для хозяйственных нужд самого предприятия). Т.к. основной целью коммерческого предприятия является извлечение прибыли, то цена продажи товара в общем случае превышает цену их приобретения. Разница между продажной ценой и покупной стоимости товара – торговая наценка (торговая накидка). Торговая наценка — надбавка к оптовой цене товара, необходимая для покрытия издержек торговой организации и получения интересующего объема прибыли предприятиями торговли. В розничной торговле товары могут читываться либо по покупным, либо по продажным ценам. Выбранный предприятием вариант учетной цены товаров должен быть зафиксирован в приказе об УП. Если товар приходуется по покупной стоимости. То все бухгалтерские записи аналогичны записям, характерным для оптовой торговли

Д41К60 – оприходован товар, поступивший от поставщиков

Д19К60 – учтен НДС, предъявленный поставщиком

Д68К19 – НДС принят к вычету

Если учет товаров ведется по продажным ценам, то разница между покупной и продажной стоимостью учитывается отдельно применением счета 42 «торговая наценка». Порядок определения торговой наценки зависит от того, каким образом на предприятии устанавливается цена реализации.

1 вариант

Цена реализации получается путем умножения покупной стоимости на размер торговой наценки в процентах, который утвержден приказом руководителя торговой организации. При этом, размер торговой наценки может быть единым для всех товаров, либо для каждой группы товаров устанавливается свой процент

2 вариант

Приказом руководителя устанавливается конечная цена для каждого конкретного товара, по которой этот товар и будет реализовываться. Согласно инструкции по применению ПС для обобщения информации о торговых наценках для товаров, учет которых ведется в продажных ценах, используется счет 42, при этом начисление торговой наценки Д41 К42. Эта запись может быть произведена двумя различными способами:

1 вариант

В момент принятия товаров на учет запись Д42 К42 делается одновременно с записью Д41 К60, такой вариант больше подходит к тем торговым организациям, которые заняты только розничной торговлей, и, соответственно, все приобретаемые ими товары предназначены для перепродажи в розницу

Пример

Организация занимается перепродажей товаров в розницу и находится на обычной системе налогообложении. Закуплены товары на 177000 (НДС 27000) В УП: товары по продажным ценам с отражением торговой наценки 25%.

Записи:

Д41К60 150000 – отражено поступление товаров от поставщика

Д19К60 27000 – отражен НДС

Д68К19 27000 – НДС к вычетуД41К42 37500 (150000*0,25) – начислена торговая наценка

2 вариант

Используется в тех случаях, когда товары приобретаются как для оптовой, так и для розничной торговли, в момент их поступления нельзя определить, как они будут реализованы: оптом или в розницу. Торговую наценку имеет смысл начислять в момент, когда товары со склада хранения передаются в подразделение , занятое розничной торговлей. При этом имеет смысл вести дополнительный учет по субсчетам к счету 41, при котором товары изначально приходуются на 41/товары на складах, затем Д 41/товары в розничной торговле К41/товары на складах, затем Д42К42 – торговая наценка.

Розничная торговля осуществляется наличными денежными средствами. Общая схема отражения в учете реализации товаров розничным торговым предприятиям за наличный расчет выглядит так:

Д50К90 – отражена поступившая в кассу сумма выручки, полученная от покупателей и равная продажной стоимости реализованных товаров

Д90К41 — списана себестоимость проданных товаров по продажным ценам

Д90К42 – отражена методом красного сторно величина торговой наценки

Д90К68 – отражена сумма НДС с реализации товаров

Возможно, но не обязательно

Д90К44 – списана сумма издержек обращения, приходящихся на реализованные товары

Д90К99 – выявлен финансовый результат от продажи товаров

Та часть наценки, которая относится к реализованному товару, называется реализованным торговым наложением. При небольшом ассортименте товаров, его можно рассчитывать, суммируя наценки всех проданных товаров. Это самый точный способ расчета. Магазины с широким ассортиментом редко используют этот способ и определяют реализованное торговое наложение расчетным путем. Ими применяются следующие способы расчета: 1) по общему товарообороту, 2) по ассортименту товарооборота, 3) по среднему проценту, 4) по ассортименту остатка товаров. Если торговая организация использует товары для собственных нужд, то в БУ делаются записи:

Д44К41 – переданы товары по продажным ценам для использования на нужды торговой деятельности

Д44К42 – отражена методом красного сторно торговая наценка, относящаяся к товарам, переданным для использования на нужды торговой организации

Остаток по счету 42 на конец отчетного периода соответствует торговой наценке, относящейся к оставшимся нереализованным товарам

Введение

В сферу торговли вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей.

Торговля представляет собой вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путём реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания.

В зависимости от вида продажи товаров различается:

Оптовая торговля осуществляет продажу товаров, продукции предприятиям, учреждениям, снабженческо-сбытовым, посредническим и другим организациям для дальнейшего их использования в производстве или для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным потреблением.

Розничная торговля — продажа потребительских товаров для потребления или использования в личных целях населения.

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Основным показателем работы торговых предприятий является розничный товарооборот. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления.

Розничная торговля – это реализация товаров непосредственно населению для личного потребления .

Товары – это часть материально – производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

Основными хозяйственными процессами в торговле является приобретение товаров, доставка, хранение товаров и их дальнейшая реализация.

При исследовании темы курсовой работы: «Учет движения товаров в розничной торговле» необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть основные принципы и задачи учета в торговле;

2. Ознакомиться с нормативно — правовым регулированием организации бухгалтерского учета торговых операций;

3. Раскрыть понятие товаров и их классификацию;

4. Рассмотреть методы оценки товаров, определить выручку и признать ее в учете;

5. Изучить документальное оформление движения товаров на предприятиях розничной торговли;

6. Рассмотреть особенности учета товаров в розничной торговле;

7. Изучить учет товарных потерь;

8. Исследовать аналитический и синтетический учет наличия, движения и реализации товаров в розничной торговле;

9. Ознакомиться с проведением инвентаризации товаров.

В процессе написания теоретической части курсовой работы использована специальная литература по бухгалтерскому учету, нормативные документы, законы, постановления, положения по бухгалтерскому учету и т.д.

Работа выполнена на материалах Усть — Вымского почтамта ОПС Емва, который занимается реализацией продовольственных и продуктовых товаров.

1. Теоретическая часть.

1.1 Основные принципы и задачи учета в торговле

Хозяйственными основными процессами в торговле является приобретение товаров и их дальнейшая реализация через предприятия розничной торговли.

Розничная торговля — это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

Основными задачами учета товарно-материальных ценностей является обеспечение контроля за:

1. Правильным и своевременным поступлением товарно-материальных ценностей и оприходование материально-ответственными лицами.

2. Состояние и сохранностью товарно-материальных ценностей.

3. Выбытием и реализацией товаров.

4. Определение финансового результата от реализации товаров.

5. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия.

6. Выявление внутренне хозяйственных ресурсов.

Принципы управления торговой организацией невозможны без поставки эффективной системы бухучета, основной на соблюдении правил ведения бухучета, связанных с товарно-материальными операциями и установленных законодательными и нормативными актами, который состоят в:

— единстве оценки товаров при оприходовании и выбытии (продажной или покупной цене);

— выборе варианта оценки товарных запасов при пуске из в реализацию (метод себестоимости каждой единицы, метод средней стоимости, метод ФИФО, метод ЛИФО);

— определении порядка отражения в бухучете процесса приобретения товаров (с использованием или без использования счета 15 «заготовление и приобретение материальных ценностей»);

— признание выручки и прибыли от реализации товаров и материальных ценностей для целей налогообложения (по оплате товаров или по мере их отгрузки и предъявлении покупателем расчетных документов);

— обеспечение достоверности данных бухучета и бух. отчетности путем проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей и обязательность, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние, оценка;

— разграничение материальной ответственности за сохранность товарно-материальных ценностей и своевременным заключением договоров о материальной ответственности.

Задачи, стоящие перед бухучетом в торговой организации могут быть выполнены при правильно организованном учете. Недостатки бухучета сказываются на отставании в учете, созданию условий для хищений товарно-материальных ценностей, увеличении расходов на продажу, запоздании предоставления отчетности, уменьшению получаемой прибыли.

1.2. Нормативно – правовое регулирование организации бухгалтерского учета торговых операций.

Нормативной базой для темы «Организация учета товарных операций в розничной торговле» являются:

1). Федеральный Закон «О бухучете» от 21.11.96 г. № 129 — ФЗ

2).

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 944

3) Положение по ведению бухучета и бух. отчетности в РФ «Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. № 34-Н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 № 31-Н) с последующими изменениями и дополнениями.

4). Положение по бухучету «Доходы организации» ПБУ 9/99. утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32Н (в Федеральном Законе).

5) Положение по бухучету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 н. № 33Н.

6). Положение по бухучету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1000 г. №107Н).

7) Положение по бухучету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утвержден приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44Н, комментарии к положению по бухучету: «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.

8). Гражданский кодекс РФ. Издательский центр «Март», 2002 г.

9). Налоговый кодекс РФ. Часть 1, часть 2. Издательство «Экзамен», Москва, 2004.

В Федеральном Законе «О бухучете от 21.11.96 №129-ФЗ в статье 1 п. 2 говориться, что объектами бухучета являются имущества организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. В торговле основную часть информационного потока составляют сведения о наличии и движении товаров.

Бухучет торговых организаций ведется непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 8 п. №3 ФЗ — №129).

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы в торговых организациях служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухучет (ст. 9 п. 1 ФЗ-№129).

Оценка имущества и обязательств проводится организацией для их отражения в бухучете и бух. отчетности в денежном выражении (ст. 11 п. 1 ФЗ — РФ).

В торговых организациях для обеспечения достоверности данных бухучета и бух. отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (ст. 11 п. 1 ФЗ — РФ). Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данным бухучета отражается на счетах бухучета в следующем порядке:

а) Излишек имущества приходуется, сумма зачисляется на финансовые результаты организации.

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы продажи, сверх норм на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены, то недостачи списываются на финансовые результаты организации. (ст. 12. п.3. ФЗ РФ).

Бух. отчетность торговых организаций состоит из:

а) Бухгалтерского баланса

б) Отчета о прибылях и убытках

в) Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами

г) Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бух. отчетности организации

д) Пояснительной записки. (ст. 13 п. 2 ФЗ РФ)

Все торговые организации представляют годовую бух. отчетность в соответствии с учредительными документами, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государств статистики по месту их регистрации. (ст. 15 п. 1 ФЗ РФ)

Согласно плана счетов финансово-хозяйственной деятельности от 31.10.2000 года №94-Н учет бухгалтерских операций в розничной торговле ведется на счетах:

Счет 41 «Товары, где на субсчете 1 отражаются товары на складах, субсчете 2 отражаются товары в розничной торговле, субсчете 3 отражается тара под товаром и порожняк, на субсчете 4 отражаются покупные изделия.

Счет 42 «Торговая наценка» — здесь отражается величина торговой наценки по оприходованным товаром.

Счет 44 «Расходы на продажу отражает расходы, вызываемые куплей-продажей товаров и с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка).

Счет 50 «Касса» отражает сумму денежных средств, находящихся в организации, вырученных за продажу товаров.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в торговых организациях отражает оприходование товаров от поставщиков и покупателей, также по этому счету проводится (отпуск) продажа товаров.

Счет 70 «Расчет с персоналом по оплату труда» отражает начисление и выплату зарплаты работникам, связанных с закупом и реализацией товаров.

Счет 90 «Продажи» отражает покупную стоимость проданных товаров в торговых организациях.

Счет 99 «Прибыли и убытки» по результатам хозяйственной деятельности предприятия отражает конечный результат работы организации (прибыль или убыток).

По положению ведения бух. Учета и бух. Отчетности в РФ от 29.07.1998 года №34-Н товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бух. балансе по стоимости из приобретения. При продаже товаров их стоимость разрешается списывать с применением методов оценки:

2.1. Задачи и основы организации бухгалтерского учета товаров, тары и

товарооборота в розничной торговле…………………………..стр.3

2.2 Документальное оформление поступления товаров……………стр.4

2.3.Синтетический и аналитический учет товаров на предприятиях

розничной торговли……………………………………………..стр.7

2.4.Учет поступления товаров………………………………………..стр.7

2.5.Учет реализации товаров за наличный расчет………………….стр.8

2.6.Учет реализации товаров в кредит………………………………стр.9

2.7.Учет товарных потерь……………………………………………стр.10

2.8.Переоценка товаров………………………………………………стр.12

2.9.Отчетность материально-ответственного лица по товарам

и таре …………………………………………………………….стр.13 2.10.Инвентаризация, порядок проведения и учет инвентаризации на предприятиях розничной торговли…………………………………стр.13

3.Список использованной литературы…………………………………….стр.16

Приложения

Введение

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля — реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.

Целью данной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли.

В целом данная работа состоит из: введения, десяти глав, списка используемой литературы и приложений к работе. В первой главе экзаменационной работы отражены основные цели бухгалтерского учета в розничной торговле и какие задачи необходимо решить для достижения этих целей. Также в данной главе раскрыты основные принципы учета товаров, чтобы решить комплекс бухгалтерских задач, которые ставит перед собой фирма. Во второй главе экзаменационной работы показано документальное оформление поступления товаров, порядок составления и проверка товарных отчетов. В работе показаны порядок проведения и документационное оформление инвентаризации и отражение в учете ее результатов, а также учет реализации товаров как в розницу, так и в кредит, учет товарных потерь и переоценка товаров. К данной работе приложен список литературы, который был использован в процессе работы и приложения, увязанные с текстом работы.

2. Основная часть

2.1. Задачи и основы организации бухгалтерского учета товаров, тары и товарооборота в розничной торговле.

Розничная торговля-это деятельность торговой организации по продаже товаров покупателям для их личного потребления и использования.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчёт, независимо от каналов их реализации, а именно:

— юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;

— юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, но для

которых торговая деятельность не является основной;

— физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых,

смешанных и продовольственных рынках.

В состав розничного товарооборота включаются также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.) по безналичному расчёту из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения, а также продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчёт. Ранее, включаемая, в розничный товарооборот реализация по безналичному расчёту непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям для собственных нужд считается оптовой продажей и в объёме розничного товарооборота не учитывается.

Розничный товарооборот отражается в ценах фактической реализации строго

за отчётный период на основе данных первичных документов:

товарно-денежного отчёта и прилагаемых к нему документов.

Основными задачами бухгалтерского учёта на предприятиях розничной

торговли являются:

— обеспечение увеличения розничного товарооборота на торговом

предприятии;

— контроль наличия товарных запасов, на предприятии в соответствии со

спросом на потребительском рынке путём анализа при проверке товарных

отчётов, инвентаризационных описей и других документов;

— контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей посредством

правильной организации материальной ответственности в торговой

организации.

Товары, поступающие в розничную торговлю (магазины, палатки, киоски и

т.д.), учитываются в стоимостном выражении, кроме ювелирных изделий из

золота, платины, серебра и драгоценных камней и т.п., которые

учитываются по количеству, цене, сумме. Если в магазине введена

автоматизированная система продажи товаров населению, то применяется

натурально-стоимостная система учёта товара (при использовании штриховых кодов).

2.2.Документальное оформление поступления товаров.

В розничную торговлю товары поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, ведущих внешнюю торговлю, со складов и т.д.

Товары должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры,

товарно-транспортные накладные, накладные и др. Если товар поступил на

предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или их

частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется

приёмным актом.

Приёмка товаров на складе поставщика, на железнодорожной станции,

пристани, в аэропорту осуществляется материально ответственным лицом по

доверенности с предъявлением паспорта.

После получения товара, в бухгалтерию предприятия предоставляются

документы, подтверждающие совершение торговой операции, и в книге

(журнале) учёта доверенностей проставляются номер и дата

сопроводительных документов.

Поступление товара оформляется по-разному, в зависимости от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы — поставщика расположен в одном помещении с местом оформления документов на отпуск товаров, то оформления документов и выдача товара происходит фактически

одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная.

Если склад фирмы-поставщика расположен на значительном расстоянии от

офиса, то материально ответственному лицу в представительстве фирмы

выдаётся документ на получение товара, по которому ему на складе могут

быть выданы данные ценности. В случае отсутствия затребованного товара

на складе в необходимом количестве выписывается новый документ –

расходная накладная, в которой указывается фактически отпущенное

количество товара. Кроме того, также возможно в накладной, оформленной

покупателю в офисе, наряду с количеством товаров, предназначенного для

отпуска, на складе отражать также фактически выданное количество товара.

Накладная выписывается в четырех экземплярах, первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии предприятия и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в

бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение

товара). Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплектацию в

соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в

получении ценностей на накладной. После этого материально

ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей

организации и передает его кладовщику.

Поставщик может оформить сопровождение товаров счетом-фактурой, а не

накладной, при этом в счете-фактуре, так же как и в накладной, отдельной

строкой выделяется сумма НДС. Счет-фактура выписывается, как правило, в трех экземплярах. Первый остается у поставщика товара, два других направляются покупателю вместе с товаром. Кроме того, следует помнить, что все плательщики НДС обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг). На основании данных документов получатели товаров имеют право на зачет уплаченных по ним сумм НДС при расчетах с бюджетом. Каждая отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг) оформляется составлением счета-фактуры.

Получаемые покупателем товаров счета-фактуры в отличие от экземпляров

поставщика не являются бланками строгой отчетности, а относятся к

первичным бухгалтерским документам.

При этом учет их поступления будет

лишь дублировать книгу покупок. Покупатель заинтересован в полной

сохранности счетов-фактур, их своевременном и достоверном отражении.

Счета-фактуры, принятые к исполнению, должны быть пронумерованы и

подшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и

выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и

полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж. Книга покупок ведется получателями товаров, она предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения сумм налога, подлежащих зачету. При этом ее итоговые данные по определенным графам используются при составлении расчета по налогу на добавленную стоимость.

Следует отметить, что после получения сопроводительных документов

материально ответственное лицо должно проверить исправность вагона,

контейнера или упаковки, в которой был доставлен товар. Затем в

присутствии представителей станции (пристани, аэропорта) он должен

принять товар по количеству мест, а в необходимых случаях — по массе.

При поставке товаров автотранспортом сопроводительным документом служит товарно-транспортная накладная. Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и является первичным приходным документом при поступлении товаров на торговое предприятие. Она состоит из двух разделов — товарного и транспортного. Один экземпляр этих документов материально ответственное лицо со стороны поставщика должно передать кладовщику, который является материально ответственным лицом покупателя. Кладовщик, принявший товар, передает в бухгалтерию копию приходной накладной и сопроводительные документы, выданные ему представителем поставщика. В случае несоответствия сумм между представленными документами и фактически принятым количеством товара на склад должен быть составлен соответствующий акт за подписями обеих сторон.

Синтетический и аналитический учет товаров на предприятиях розничной торговли.

Синтетический учет товаров на предприятиях розничной торговли ведется на счете 41 субсчет 2. Счет активный, основной, инвентарный, по дебету отражается поступление товаров в магазин, а по кредиту выбытие, списание реализованных товаров, порча, бой, лом. Сальдо по счету 41/2-остаток товаров в магазине. Регулирующим контрольным счетом счета 41/2 является счет 42 (пассивный, по кредиту отражаются торговые наценки на поступившие товары, сальдо конечное может быть только кредитовым и равно сумме торговой наценки, относящейся к остатку товаров на предприятиях розничной торговли). Учет тары ведется на счете 41/3.

2.4. Учет поступления товаров.

Учет товаров в розничной торговле

Розничная торговля (с точки зрения правовой, регулируется ст. 492 ГК РФ – «договор розничной купли-продажи») охватывает продажу товаров населению, а также юридическим лицам как конечным потребителям. К розничной торговле также относится торговля для населения через стационарную мелкорозничную сеть (палатки, киоски, павильоны, торговые автоматы) и передвижные средства развозной и разносной торговли (тележки, фургоны, лотки, корзины и т.п.);

Организации розничной торговли производят оценку товаров либо по стоимости их приобретения, либо по продажной стоимости. Информация о товарах в бухгалтерском учете формируется на счете 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле».

Приобретение товаров на основании первичных документов отражаются на счетах:

дебет счета 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле», дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,

кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Для признания товаров в оценке по продажной стоимости необходимо обособлено отразить в учете величину торговой наценки записью:

дебет счета 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

кредит счета 42 «Торговая наценка».

При включении расходов по заготовке и доставке товаров в стоимость их приобретения указанные расходы на основании первичных документов отражаются по счетам:

дебет счета 41 «Товары», субсчет 1 «Товары на складах»,

дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,

кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Моментом реализации товаров в розничной торговле считается их передача покупателям. Порядок определения выручки зависит от способа учета полученных денег – с применением или без применения ККМ.

При использовании ККМ выручка определяется по показаниям кассовых счетчиков, записанным в книге кассира — операциониста.

Сумма выручки уменьшается на сумму денег выданных из кассы по возвращенным чекам, имеющим разрешительную подпись руководителя (возврат товара на покупателем на основании закона РФ «О защите прав потребителей», № 212-ФЗ от 17.12.1999г.). Выручка кассиром — операционистом сдается старшему кассиру, при этом оформляется приходный кассовый ордер. В разрешенных закон деньги законодательством случаях выручку от покупателей принимают продавцы, при этом ККМ не применяются (например, лоточная торговля). Сумма выручки сдается в кассу организации и оформляется приходным кассовым ордером. Она определяется по окончании смены на основании инвентаризации остатком нереализованных товаров. Поступление выручки в кассу оформляется записью:

дебет счета 50 «Касса»,

кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

При оплате товара покупателем банковскими картами учетная информация о величине выручки оформляется записью:

дебет счета 57 «Денежные средства в пути»,

кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

Плательщики налога на добавленную стоимость сумму налога, подлежащего к уплате в бюджет, отражают на счетах:

дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС»,

кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС».

В конце отчетного периода осуществляется списание стоимости реализованных товаров. В оценке, определенной учетной политикой (по фактической себестоимости приобретения товаров либо по продажным ценам) списываются реализованные товары, что оформляется записью:

дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»,

кредит счета 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле».

При оценке товаров по фактической себестоимости их приобретения финансовый результат от реализации определяется аналогично порядку формирования финансового результата в организациях оптовой торговли.

Оценка товаров по продажной цене предполагает определение и списание в конце отчетного периода реализованной торговой наценки.

Величина реализованной торговой наценки списывается методом красного сторно записью:

дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»,

кредит счета 42 «Торговая наценка.

Издержки обращения оптового предприятия в конце отчетного месяца списываются на расходы, связанные с реализацией товаров записью:

дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Расходы на продажу»,

кредит счета 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения».

Выявленный в конце отчетного периода финансовый результат от реализации товаров списывается со счета 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки»:

1. Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток продаж»,

кредит счета 99 «Прибыли и убытки» — прибыль.

2. Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»,

кредит счета 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток продаж» — убыток.

Рекомендации по учету товародвижения

Рекомендации от Бизнес-Траст

Задача учета товародвижения стоит перед торгующими организациями и предпринимателями, применяющими традиционную систему налогообложения (ТСН) и упрощенную систему налогообложения с обложением дохода, уменьшенного на величину расходов (УСН 15%). Такой учет также необходим и тем, кто применяет ЕНВД или УСН с обложением дохода для определения финансового результата своей торговой деятельности, т.е. не для налоговых органов, а для внутреннего потребления. Независимо от применяемой системы налогообложения, учет товаров производится примерно одинаково тремя-четырьмя способами по выбору собственника.

Законодательные нормы

Стоимость проданных товаров уменьшает налоговую базу по НДФЛ при применении ТСН и по УСН (15%). В обоих случаях, в конечном итоге, порядок включения в расходы регламентируется п. 3 ст. 268 НК РФ.

При реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров:

  • по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО)
  • по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО)
  • по средней стоимости
  • по стоимости единицы товара.

При реализации покупных товаров, налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества. При этом такие расходы уменьшают доход пропорционально сумме проданных товаров.

Первые два метода основаны на бумажной технологии учета товаров — товарных карточках, которые широко применялись ещё при социализме. В мировой практике они уже давно не используются. Мы не рекомендуем их применять, поскольку недалеко то время, когда их ликвидируют на законодательном уровне.

Метод «средней себестоимости» широко распространен в розничной торговле, где товары принимаются к учету по цене продажи.

Метод «по стоимости единицы товаров» или как его обычно называют «по фактической себестоимости» повсеместно применяют в компьютеризированном учете. Это самый точный метод, но и самый трудоемкий.

Второй абзац — по включению в расходы стоимости хранения, обслуживания и транспортировки — тем, кто применяет УСН, можно не читать, поскольку эти расходы у них не уменьшают налоговую базу. По мнению налоговиков даже коммунальные платежи у торгующих организаций не принимаются в расходы, поскольку они не поименованы явно в ст. 346.16 НК РФ.

Учет товаров глазами налоговиков

Работники налоговых органов представляют учет товаров исключительно в примитивной форме, т.е. по фактической себестоимости: товар куплен за пять рублей, продан за шесть рублей, доход от продажи — рубль. Книги учета, в которых предлагается предпринимателям вести учет, расчитаны именно на такую форму. Любой налоговый инспектор, любые курсы учета для ПБОЮЛ рассказывают об этом способе учета, как о единственно возможном. Конечно, все они лукавят.

Сложности начинаются тогда, когда сделку купли-продажи начинают рассматривать, как совокупность двух фактов: факта передачи права собственности и факта оплаты. Эти два факта не всегда происходят в один день и их учет зависит от учетной политики хозяйствующего субъекта. Предпринимателям без образования юридического лица налоговики, сами того не понимая, навязывают более сложный вариант — кассовый метод, т.е. учет доходов и расходов по факту оплаты.

Первая сложность в том, что в Книге учета невозможно отразить сделку двумя записями. Например, предприниматель взял товар на реализацию. В книге учета, как на ТСН, так и на УСН, записывать нечего, поскольку нет движения денег (факта оплаты). Затем товар отгружен покупателю с отсрочкой платежа. Опять в Книге учета записывать нечего. Если Покупатель вернул бракованный товар, который затем был возвращен поставщику, то вся эта деятельность в Книге учета отражения не найдет. Для учета таких операций следует вести отдельный учет товародвижения для внутреннего потребления.

Вторая сложность заключается в том, что если покупатель оплатил предпринимателю взятый им на реализацию товар, то до момента оплаты этого товара постащику вся сумма оплаты будет являться объектом налогообложения. Этим несправедливо будут завышены налоги за данный налоговый период. В следующем налоговом периоде оплата поставщику будет учтена в расходы, но при этом может случиться убыток, который опять необосновано увеличит налоги предпринимателя: по ТСН убытки текущего налогового периода на следующий налоговый период не переносятся, по УСН — приводят к уплате минимального однопроцентного налога с оборота вместо единого налога по УСН, который не уменьшает единый налог по УСН, а всего лишь включается в расходы следующего года по факту уплаты.

Третья сложность — главная — в розничной торговле практически невозможно записывать каждый товар в Книгу учета для последующего определения стоимости его приобретения. Тем более сложно вести одновременный учет купленного товара и товара, взятого на реализацию или на ответственное хранение (по договору комиссии). Решением этой проблемы является применение штрихового кодирования товаров и их компьютерного учета, как это отражено на нижеприведенной схеме.

Однако начинающий предприниматель не может себе позволить применение современных технологий из-за их дороговизны и сложности. Поэтому он вынужден выполнять эту работу вместо компьютера. Именно по этой причине в недалеком будущем начинать бизнес в розничной торговле будет для большинства дорого и не выгодно.

Периодическая инвентаризация

Когда продавец записывет продажу каждой вещи в Книгу учета доходов и расходов, такой метод можно назвать мгновенной инвентаризацией. Именно это и делает компьютер, когда считывает шрих-код или же когда кассир вводит артикул продаваемого товара в кассовую программу. При этом всё равно остается вероятность ошибки маркировщика товара, товароведа при приемке товара, кассира, допускающего опечатку при вводе артикула на похожий товар.

Когда после окончания рабочего дня все сотрудники маленького магазинчика вместе с хозяином переписывают остатки товаров, то такой метод можно назвать ежедневной инвентаризацией. К остаткам товара по предыдущей инвентаризации прибавляется товар, поступивший в торговый зал за день, и вычитаются отстатки на конец рабочего дня. Так определяется стоимость проданного за день товара. Потом по приходным накладным ищется стоимость каждой единицы товара и так определяется стоимость проданных товаров по цене закупки. Конечно, к описанным выше ошибкам прибавляется воровство покупателей и продавцов, ошибки арифметических вычислений, но это плата за экономию денег, времени и усилий по учету товаров.

Когда раз в месяц магазин закрывается на учет и все сотрудники магазина вместе с хозяином переписывают остатки товаров, то такой метод можно назвать методом ежемесячной инвентаризации.Таким образом определяется перечень товаров, проданных за период между инвентаризациями. Аналогично может проводиться квартальная или годовая инвентаризация.

Результат любой инвентаризации крайне трудно проверить налоговым органам. Это обусловлено тем, что выездную налоговую проверку они могут сделать только по законченному налоговому периоду после подачи декларации и уплаты налогов. С мемента окончания налогового периода до момента начала проверки пройдет от нескольких месяцев до нескольких кварталов. За это время состав товаров меняется радикальным образом и определить ошибки в натуральном учете не представляется возможным.

Налогоплательщик вправе применять любой удобный для него метод учета товаров. Налоговый инспектор может рекомендовать тот или иной, но ограничивать выбор он не вправе.

Дешевое решение

Многие начинающие предприниматели приувеличивают значение налоговой отчетности и принижают значение внутреннего учета. В итоге отчетность у них существует сама по себе, а внутренний учет отсутствует совсем. В таком случае, целесообразно проводить инвентаризацию в последний день отчетного периода. По результатам инвентаризации готовится Расчет стоимости проданных товаров. В Книге учета доходов и расходов стоимость проданных товаров учитывается одной записью — на основании Расчета.

Единственное, что остается проверять налоговикам при таком методе, чтобы стоимость проданных товаров не превышала стоимость оплаченных поставщикам товаров. Такое превышение может случиться, когда торговля производится товарами, взятыми на реализацию или с отсрочкой платежа. Если же такое случается, то в расходы можно будет списать только стоимость оплаченных товаров. Стоимость неоплаченных, но уже проданных товаров можно будет списать в следующем периоде по факту оплаты. Это также следует отразить в отчете.

Недостатком такого метода является инерционность товарооборота. Время реакции на изменение спроса покупателей будет зависеть только от внимательности продавцов (товароведов), которые должны следить за тем, какой товар кончился и какой следует закупать.

Без инвентаризации

Если вести учет в отдельной дополнительной Книге поступления товаров, вид которой в бумажном варианте следует предварительно согласовать с налоговым инспектором, прошнуровать, пронумеровать и пропечатать, то можно обойтись и без утомительных инвентаризаций. Если учет ведется в компьютере, то все манипуляции с бумажной книгой становятся не нужными, поскольку учет в компьютере предполагает распечатку результатов по окончании налогового периода, под которым по НК РФ понимается календарный год.

Суть такого учета основана на методе средней стоимости товаров. На каждый товар при поступлении делается наценка и в торговый зал он поступает по цене продажи. Именно это и фиксируется в Книге поступления товаров. Здесь же можно вести учет оплат поставщикам.

Фактически розничный торговец, применяющий только ККМ, будет вести три Книги: Книгу учета доходов и расходов, Журнал кассира-операциониста и Книгу учета поступления товаров (ранее её называли амбарной книгой).

Тогда, например за месяц, поступает выручка от ККМ за проданный товар, что следует из Журнала кассира-операциониста. В Книге учета доходов и расходов делается одна запись — Поступление выручки от ККМ за месяц. Зная по Книге поступления товара, сколько товара поступло в магазин и сколько в этом товаре было наценки, можно легко вычислить стоимость проданного товара. На основании Расчета делается вторая запись в Книге учета доходов и расходов. При этом ошибки учета товаров и воровство можно будет учесть по эжемесячной инвентаризации (если это волнует собственника), но целью инвентаризации уже не будет определение стоимости проданного товара. Такой метод был бы выгоден и предпринимателям, поскольку не требует усилий по пересчету товара, и налоговикам, поскольку не позволяет учитывать украденный товар, как проданный.

Конечно, в Книге учета доходов и расходов могут быть и иные записи о доходах и расходах, такие как: поступление выручки на расчетный счет, оплата аренды производственных помещений и оборудования, оплата взносов в Пенсионный фонд, выплата зарплаты, оплата канцелярских товаров и другие.

Ниже приводится примерная форма Книги поступления товаров и Форма Расчета стоимости проданных товаров.

Возможно, что при предъявлении этих учетных документов вашему налоговому инспектору у него возникнет недоумение и недопонимание. Это обычная реакция чиновника, когда гражданин пытается пользоваться законным правом, неизвестным конкретному чиновнику. Если у вас нет смелости спорить с налоговиками, в том числе в арбитражном суде, то пишите в Книгу учета продажу каждой вещи. Это им понравится.

Книга поступления товаров

Дата
док.

док.
Операция Поставщик Цена
закупки
Торговое
наложение
Цена
продажи
Оплата
поставщика
Приме-чание
ОСТАТОК на начало января 0 0 0 0
05.01.04 45 Оприходование товара по накладной ООО Альфа 14520 2480 17500
18.01.04 5 Предоплата постащика пл/пор ИП Иванов 8500
20.01.04 8 Оплата постащику чек ККМ ООО Альфа 14520
21.01.04 10 Оприходование товара по товарному чеку ИП Иванов 8500 1050 9750
22.01.04 4 Возврат бракованного товара поставщику по накладной согласно договора поставки ООО Альфа -2000 -500 -2500
22.01.04 2 Возврат поставщиком денег за бракованный товар ПКО ООО Альфа -2000
23.01.04 1 Произведена переоценка товаров (увеличение наценки) по накладной № 10 от 21.01.04 г. 200
ВСЕГО за январь 21020 3730 24750 21020
Списано в расходы за январь
по Расчету №-1
13402
стр 100
2378 15780 15780
ОСТАТОК на начало февраля 6618 1352 8970 6618

Расчет №-1
стоимости проданых товаров
от 31.01.04 г.

№ пп Показатель Стр. Значение Приме-чание
1 Выручка от ККМ за январь 010 15780
2 Остаток товаров по цене продажи на начало января 020 0
3 Торговое наложение на начало января 030 0
4 Товаров поступило по цене продажи за январь 040 24750
5 Торговое наложение на поступившие товары 050 3730
6 Средняя наценка на проданные товары 100*(стр. 030+стр 050)/(стр 020 + стр 040) 060 15,07%
7 Реализованное торговое наложение (стр 010 * стр 060)/100 070 2378
8 Стоимость проданных товаров по цене закупки (стр 010 — стр 070) 080 13402
9 Сумма оплат поставщикам товаров 090 21020
10 Подлежит включению в расходы по факту оплаты от покупателя (если стр 080 меньше стр 090, то стр 080, иначе стр 090) 100 13402
11 Переносится на февраль для списания по факту оплаты поставщика (если стр 080 больше стр 090, то стр 080 — стр 090) 110 0

ПБОЮЛ ___________________ Подпись _____________________

Добавить комментарий

Закрыть меню