Учет основных средств

Содержание

Основные нормативные документы:

1. ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утверждено Приказом МФ РФ от 30.03.2001 г. № 26н

2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом МФ РФ от 13.10.2003 № 91

3. гл. 25 НК РФ

К основным средствам относится имущество, используемое в качестве средств труда при производстве и реализации продукции, либо для управления организацией со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев. СПИ – это период в течение которого использование ОС должно приносить доход организации или служить для целей выполнения деятельности предприятия. Срок полезного использования определяется организацией самостоятельно.

Объекты ОС учитываются в течение всего срока их эксплуатации в первоначальной оценке. Она складывается в момент принятия объекта к бухгалтерскому учету: Д01 К08

Предприятиям предоставлено право не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных объектов ОС. В момент переоценки возникает восстановительная стоимость– это стоимость ранее приобретенных или построенных ОС в ценах текущего периода. Остаточная стоимость ОС определяется как разница между первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой начисленной (накопленной) амортизации, (т.е. недоамортизированная стоимость объекта). В балансе основные средства оцениваются по остаточной стоимости.

Единицей учета признается отдельный инвентарный объект, которому присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации на предприятии. Аналитический учет ведется по каждому объекту на инвентарных карточках (т.ф. ОС 6). Заполнение их производится на основе первичной документации: актов приема-передачи (т.ф. ОС — 1), технических паспортов и др.

документов.

Синтетический учет ОС ведется в денежной оценке на активном счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальнойстоимости ОС.

Поступление ОС происходит посредством:

1. завершения СМР;

2. инвестиций в приобретаемые объекты основных средств;

3. безвозмездного получения,

4. вклада в уставный капитал организации,

5. аренды,

6. выявления неучтенных объектов ОС по результатам инвентаризации и др.

Расходы по приобретению объектов основных средств формируют их фактическую стоимость – это:

1. сумма согласно договору купли-продажи;

2. регистрационные сборы;

3. оплата информационных и консультационных услуг;

4. затраты по доведению основных средств до состояния, пригодного к эксплуатации (монтаж);

5. другие затраты непосредственно связанные с приобретением или сооружением ОС.

Все эти затраты предварительно учитываются на 08 счете «Вложения во внеоборотные активы». без НДС. Д08 К60 и Д19 К60


НДС списывается полностью на расчеты с бюджетом только при выполнении определенных условий:

1. организация должна иметь в наличии счет-фактуру с выделенной отдельно суммой НДС

2. счет зарегистрирован в Книге покупок

3.объект – оприходован, т.е.объект принят в состав основных средств на основании приказа руководителя (актаввода в эксплуатацию)и учитывается по первоначальной стоимости: Д-т 01 К-т 08

Наличие совокупности указанных оснований дает право сделать в учете запись: Д 68 К 19

При любом варианте поступления ОС их принятие на учет оформляется «Актом приема-передачи» (т.ф. ОС-1).

1 Нормативные документы по учету основных средств

1. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержден приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н (ред. от 27.11.2006)

2. Методические рекомендации по бухгалтерского учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.10.2003г.

3. Постановления Правительства РФ от 01.01.2002г №1 (ред. от 18.11.2006) О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы

4. Письмо Минфина РФ от 27.09.2006 № 07-05-06/238 «О бухгалтерском учете основных средств»

5. Письмо Минфина РФ от 02.06.2006 № 07-05-06/134 «О бухгалтерском учете основных средств»

6. Письмо Минфина РФ от 02.11.2005 № 07-05-06/286 «О принятии к бухгалтерскому учету некоммерческой организацией имущества в качестве основных средств»

7. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»

8. Письмо Минфина РФ от 22.08.2006 № 07-05-06/220 «О порядке определения годовой суммы амортизационных отчислений при применении способа уменьшаемого остатка при начислении амортизации»

9. Письмо Минфина РФ от 06.07.2006 № 03-06-01-04/141 «Об учете объектов жилищного фонда, приобретенных до 1 января 2006 года»

10. Письмо Минфина РФ от 02.06.2006 № 07-05-06/135 «Об амортизации основных средств»

11. Письмо Минфина РФ от 27.10.2005 № 07-05-06/281 «Об отражении в бухгалтерском учете объекта основных средств»

12. Письмо Минфина РФ от 12.05.2005 № 07-05-06/138 «Об учете операций, связанных с реорганизацией организации в форме выделения»

13. Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»

2. Понятие основных средств

В бухгалтерском учете к основным средствам относятся предметы и объекты материально-вещественного содержания, срок полезного использования которых составляет свыше 12 месяцев или они потребляются в операционном цикле, превышающем 12 месяцев. Эти объекты должны использоваться в производстве продукции, при выполнении работ и оказании услуг либо для управленческих нужд организации и обладать способностью приносить ей экономические выгоды (доход) в будущем. Такое определение основных средств для целей бухгалтерского учета приведено в Положении по бухгалтерскому учету »Учет основных средств» и Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств — нормативных документах, устанавливающих правила формирования информации в отношении данного вида активов.

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие аналогичные объекты. Сохраняя первоначальную натуральную форму, они переносят свою стоимость на изготовляемую или добываемую с их участием продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги частями в сумме начисленной амортизации.

На балансе хозяйствующего субъекта могут числиться объекты основных средств, функционирующие в отраслях непроизводственной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения науки, культуры, здравоохранения и т. п.).

Организация может вести учет специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования в порядке, установленном для учета основных средств.

Не относятся к основным средствам предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев, независимо от их стоимости. Кроме того, не принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств объекты, приобретенные для последующей перепродажи. Окончательное решение о том, какие предметы и объекты учитывать в составе основных средств, принимает руководитель организации в зависимости от характера и условий ее хозяйственной деятельности. Обычно оно принимается применительно к группе (виду) объектов и оформляется как элемент учетной политики организации.

В состав основных средств, кроме того, включаются осуществленные капитальные вложения в арендованные объекты, в многолетние насаждения, коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы, а также земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), приобретенные организацией в собственность.

Основные средства оказывают непосредственное воздействие на эффективность производства, качество работы и результаты всей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

3. Требования к организации учета основных средств

Бухгалтерский учет основных средств призван обеспечить выполнение следующих задач: правильное оформление документов и своевременное отражение в учете операций по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию объектов основных средств; достоверное определение результатов от их выбытия (продажи, списания и др.); полное определение затрат, связанных с поддержанием объектов основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта); контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, правильностью их оценки, расчетов амортизации (износа). Действующий порядок учета основных средств применяется также в отношении доходных вложений в материальные ценности.

4. Единица учета

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, т. е. законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми принадлежностями и приспособлениями. Инвентарные объекты делятся на простые (единичные) и сложные, состоящие из нескольких предметов. Признаком обособления одного вида инвентарных объектов от другого служит выполнение ими самостоятельных функций. В случае наличия у одного объекта нескольких самостоятельных частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой из них в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

5. Классификация основных средств

Существует несколько признаков классификации основных средств, в зависимости от которых осуществляется их группировка. В бухгалтерском учете наиболее распространена группировка объектов основных средств по отраслевому признаку, видам, принадлежности пользователю и степени использования.

Главным критерием группировки основных средств по отраслям является вид деятельности организации или ее подразделений. При этом классификационной единицей выступает вся совокупность основных средств, числящихся на балансе.

Классификация по видам в зависимости от натурально-вещественного состава и целей использования объектов является основой аналитического учета основных средств. При определении состава и группировке основных средств по видам (здания, машины, оборудование и др.) необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации следует различать амортизируемое и неамортизируемое имущество, в том числе основные средства. Дополнительным условием отнесения объектов к амортизируемому имуществу является стоимостной критерий, согласно которому амортизации для целей налогообложения подлежат объекты первоначальной стоимостью свыше 10 000руб. Не подлежат амортизации в целях расчета налогов активы, приобретенные за счет бюджетных средств, полученные безвозмездно, переведенные на консервацию, объекты внешнего благоустройства и т. п.

Состав основных средств, относимых к амортизируемому имуществу, установлен постановлением Правительства Российской Федерации «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Согласно этому постановлению и Общероссийскому классификатор основных фондов (ОКОФ) амортизируемые основные средства подразделяются на здания, сооружения, жилища, машины и оборудование, транспортные средства, инвентарь производственный и хозяйственный, скот рабочий, продуктивный и племенной, многолетние насаждения. Указанным постановлением определены критерии группировки основных средств по срокам полезного использования.

В зависимости от степени использования основные средства подразделяют в учете на действующие, бездействующие и находящиеся в аренде и запасе. В составе бездействующих основных средств особо выделяют объекты, находящиеся на консервации. На консервацию переводят основные средства, находящиеся в комплексе, предназначенные для законченного цикла производства, при его остановке на срок, превышающий три месяца. Консервация объектов основных средств осуществляется по решению руководителя организации и оформляется соответствующим приказом.

Для повышения эффективности хозяйствования необходимо выявлять и отдельно учитывать объекты основных средств, не используемые в организации: станки, машины, транспортные средства, инвентарь, свободные площади производственных и административных зданий.

В бухгалтерском учете основные средства, кроме того, подразделяют по принадлежности: собственные, принадлежащие по праву собственности организации; находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении организации; арендованные, т. е. находящиеся в ее временном пользовании за определенную плату. В учетном отношении все числящиеся на балансе организации объекты основных средств, В том числе временно не используемые, сданные в аренду или лизинг, учитываются как основные средства в эксплуатации.

Задача по бухучету — учет основных средств

Ни одна курсовая работа или сквозная задача по бухгалтерскому учету не обходит стороной вопросы учета основных средств. Наиболее типичные ситуации, которые следует знать в разделе, посвященном учету основных средств — это

  • Поступление основных средств
  • Начисление амортизации по основным средствам
  • Переоценка основных средств
  • Выбытие основных средств

Основы теории бухгалтерского учета, связанные с учетом основных средств можно найти в разделе этого сайта — основы бухгалтерского учета или в учебнике по бухучету. Здесь мы рассмотрим сквозную задачу по учету основных средств. Эта задача содержит все типовые ситуации, которые возникают с основными средствами.

Если вам необходимо решить задачу или курсовую работу по бухгалтерскому учету, то приведенная задача и её решение обязательно вам помогут, т.к. большинство или даже все из представленных операций обязательно встречаются в расчетных задачах по учету основных средств.

Приведенная задача это условный пример с условными цифрами, который не является решением какой-то конкретной курсовой работы или задачи из учебника. Пример условный. Его цель помочь учащимся разобраться с учетом основных средств и используя аналог самостоятельно найти решение для своей конкретной задачи.

Условие задачи по учету основных средств

Предприятие сферы услуг располагает следующими основными средствами, находящимися в отделе «Бухгалтерия». Эти основные средства были приобретены в прошлом году, и по ним уже начислялась амортизация в течение одного месяца. Необходимо сформировать бухгалтерские проводки на счетах бухгалтерского учета, согласно списку хозяйственных операций, приведенному ниже, произошедших за первые три месяца текущего года.

Список уже имеющихся основных средств у предприятия

Основное средство Амортизационная группа Срок полезного использования по группе (лет) Первоначальная стоимость основных средств (руб.)
Сейф 4 5-7 22 000
Принтер 3 3-5 24 000
Ксерокс 3 3-5 26 000
Компьютер 3 3-5 28 000
Итого 100 000

Хозяйственные операции, произошедшие за три первых месяца текущего года

1. Начислена амортизация основных средств за январь

2. В январе текущего года приобретен сканер для отдела «Бухгалтерия» стоимостью 35 400 руб., в т.ч. НДС.

3. В январе текущего года веден в эксплуатацию сканер, приобретенный в п.2.

4. Оплачена поставщику стоимость сканера, приобретенного в п.2.

5. Списан НДС в погашение задолженности бюджету за приобретенный в п.2 сканер

6. В феврале текущего года получен безвозмездно факс, оценочная стоимость которого 21 000 руб.

7. В феврале текущего года веден в эксплуатацию факс, полученный безвозмездно в п.6.

8. Начислена амортизация основных средств за февраль

9. В феврале текущего года продан имеющийся у организации ксерокс. Стоимость продажи 29 500 руб., в т.ч. НДС.

10. На расчетный счет поступили денежные средства от покупателя ксерокса.

11. Начислена амортизация основных средств за март

12. Включена в состав прочих доходов часть стоимости безвозмездно полученного факса за март

Решение задачи по учету основных средств

Приведем решение задачи по учету основных средств по пунктам с некоторыми комментариями.

1

Начислена амортизация основных средств за январь

Напомним, что начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию основного средства. Поскольку по условию задачи амортизация по основным средствам же начислялась в течение одного месяца прошлого года, то можно сделать вывод, что все четыре основных средства уже введены в эксплуатацию.

Приобретенные в последующих хозяйственных операциях сканер п.2 и факс п.6, введены в эксплуатацию в январе и феврале, т.е. в начислении амортизации за январь не участвуют. По проданному в феврале месяце ксероксу начисление амортизации в прекращается с первого марта.

Амортизация основных средств может начисляться различными способами — линейный способ, пропорционально объему продукции, способом уменьшаемого остатка и по сумме чисел лет. В данном примере рассмотрим начисление амортизации наиболее часто используемый — линейный способ начисления амортизации.

Начисление амортизации линейным способом происходит путем деления первоначальной стоимости основных средств на срок полезного использования в месяцах.

Интервалы возможных сроков полезного использования приведены для каждого основного средства, согласно амортизационной группе в условии. Срок полезного использования для каждого конкретного основного средства организация определяет самостоятельно. В данном примере выберем для основных средств минимальный срок из приведенного интервала. Так для третьей амортизационной группы с интервалом от 3 до 5 лет (37 — 60 месяцев), минимальный срок 37 месяцев. Для четвертой группы от 5 до 7 лет (61 — 84 месяцев), минимальный срок 61 месяц.

Расчет амортизации за январь приведен в таблице ниже

Основное средство Первоначальная стоимость основных средств, руб. Срок экспл. ОС в мес. Амортизация основных средств за январь, руб.
Сейф 22 000 61 361
Принтер 24 000 37 649
Ксерокс 26 000 37 703
Компьютер 28 000 37 757
ИТОГО 100 000 2 469

В бухгалтерском учете начисление амортизации осуществляется с учетом копеек. В нашем условном примере для упрощения, мы осуществили округление до целых рублей.

В бухгалтерском учете проводки по начислению амортизации формируется отдельно по каждому основному средству.

В нашем примере, поскольку все основные средства относятся к одному отделу «Бухгалтерия», учитываемому на счете затрат 26 «Общехозяйственные расходы», для упрощения начисление амортизации по всем основным средствам отражено одной проводкой.

Дт26 «Общехозяйственные расходы» 2 469 руб.
Кт02 «Амортизация основных средств» 2 469 руб.

2

В январе текущего года приобретен сканер для отдела «Бухгалтерия» стоимостью 35 400 руб., в т.ч. НДС.

Напомним, что приобретение основных средств относится к капитальным вложениям, а стоимость основного средства складывается как сумма всех затрат, связанных с его приобретением. Поэтому поступление всех основных средств осуществляется в дебет счета 08 «Капитальные вложения». На этом счете собираются все затраты по приобретению основных средств. И только после ввода в эксплуатацию основное средство попадает в дебет счета 01 «Основные средства».

В случае если стоимость основного средства включает НДС, сумма НДС должна быть отражена отдельно для последующего возмещения на счете 19 «НДС к возмещению». В данном примере, используется НДС 18%. Таким образом, стоимость сканера 35 400 рублей представляет собой 35 400х100/118 = 30 000 рублей — стоимость самого сканера и 35 400х18/118 = 5 400 рублей — сумма НДС.

Бухгалтерские проводки по этой операции «Приобретен сканер» будут такие:

Дт08 «Капитальные вложения» 30 000 руб.
Кт60 «Расчеты с поставщиками» 30 000 руб.

Дт19 «НДС к возмещению» 5 400 руб.
Кт60 «Расчеты с поставщиками» 5 400 руб.

Общая задолженность перед поставщиком по сумме этих двух проводок (кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками») составляет как раз 35 400 руб.

3

В январе текущего года веден в эксплуатацию сканер, приобретенный в п.2.

Ввод в эксплуатацию основного средства отражается с помощью бухгалтерской проводки:

Дт01 «Основные средства» 30 000 руб.
Кт08 «Капитальные вложения» 30 000 руб.

Стоимость основного средства определяется по сумме капитальных вложений, образовавшихся в связи с его приобретением на счете 08 «Капитальные вложения». В нашем примере сумма всех затрат складывается только из стоимости основного средства без НДС, определенной в предыдущем пункте.

4

Оплачена поставщику стоимость сканера, приобретенного в п.2.

Поскольку в условии не указано явно, предположим наиболее очевидный вариант, что оплата поставщику произведена с расчетного счета предприятия. В этом случае будет сделана следующая бухгалтерская проводка:

Дт60 «Расчеты с поставщиками» 35 400 руб.
Кт51 «Расчетный счет» 35 400 руб.

Сумма проводки равна возникшей задолженности поставщику (кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками»), которая в нашем примере равно стоимости приобретенного сканера с НДС.

5

Списан НДС в погашение задолженности бюджету за приобретенный в п.2 сканер

После ввода в эксплуатацию основных средств и при условии их оплаты, сумма НДС к возмещению (дебет счета 19 «НДС к возмещению» в п.2) может быть списана в уменьшение задолженности предприятия по этому налогу.

Дт68.2 «Налоги и сборы / НДС» 5 400 руб.
Кт19 «НДС к возмещению» 5 400 руб.

В качестве счета учета НДС, который должна уплачивать в бюджет организация, в данном примере использован субсчет 68.2 «Налоги и сборы / НДС». Напомним, что Планом счетов определен синтетический счет 68 «Налоги и сборы» для учета общей суммы всех налогов. Субсчета для учета по видам налогов к этому счету вводятся самой организацией. В нашем примере использован субсчет 2, как наиболее часто встречающийся в практике. Однако если в вашей задаче используется для учета НДС другой субсчет, например, 68.3 или 68.НДС, это не является ошибкой условия.

6

В феврале текущего года получен безвозмездно факс, оценочная стоимость которого 21 000 руб.

Как мы уже знаем, поступление основных средств осуществляется по дебету счета 08 «Капитальные вложения». В случае безвозмездного получения (даром) вся оценочная стоимость основного средства является доходом организации. Однако для целей бухгалтерского учета сразу отнести всю стоимость подаренного факса в доход нельзя, т.к. это основное средство будет служить долго и этот безвозмездно полученный доход должен быть отнесен на доходы организации равномерно, равными долями в течение всего срока службы факса. Для того что бы учесть общую сумму подарка, которую в последствии будут частями включать в доход (п.12 этой задачи) используется счет 98 «Доходы будущих периодов». Обратите внимание, что для целей расчета налога на прибыль, налог считается сразу со всей суммы безвозмездно полученного дохода, а не частями каждый месяц.

Дт08 «Капитальные вложения» 21 000 руб.
Кт98 «Доходы будущих периодов» 21 000 руб.

7

В феврале текущего года веден в эксплуатацию факс, полученный безвозмездно в п.6.

Как мы уже делали в п.3, ввод в эксплуатацию основного средства отражается с помощью бухгалтерской проводки:

Дт01 «Основные средства» 21 000 руб.
Кт08 «Капитальные вложения» 21 000 руб.

8

Начислена амортизация основных средств за февраль

В феврале количество основных средств увеличилось. В январе был приобретен сканер, а в феврале получен безвозмездно факс.

Расчет амортизации за февраль приведен в таблице ниже.

Основное средство Первоначальная стоимость основных средств, руб. Срок экспл. ОС в мес. Амортизация основных средств за февраль, руб.
Сейф 22 000 61 361
Принтер 24 000 37 649
Ксерокс 26 000 37 703
Компьютер 28 000 37 757
Сканер 30 000 37 811
Факс 21 000 37 Не начисляется
ИТОГО 151 000 3 280

Обратите внимание, что по безвозмездно полученному факсу, амортизация за февраль не начисляется, т.к. введен в эксплуатацию факс в феврале. Начисление амортизации по нему начнется с марта.

Как и в п.1, проводка по начислению амортизации будет такой:

Дт26 «Общехозяйственные расходы» 3 280 руб.
Кт02 «Амортизация основных средств» 3 280 руб.

9

В феврале текущего года продан имеющийся у организации ксерокс. Стоимость продажи 29 500 руб., в т.ч. НДС.

В этом пункте задачи нам необходимо отразить в бухгалтерском учете продажу организацией ксерокса. Видимо, поскольку у предприятия есть сканер и принтер необходимость в ксероксе отпала, и было принято решение его продать. Напомним, что поскольку продажа основных средств не является основным видом деятельности организации, то для учета финансового результата от таких сделок следует использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы», а не счет 90 «Продажи».

Продажа основных средств состоит из нескольких операций, связанных с доходом и расходами. Сначала сделаем проводки по отражению дохода от продажи. Стоимость, по которой был продан ксерокс, указана в условии.

Дт62 «Расчеты с покупателями» 29 500 руб.
Кт91.1 «Прочие доходы» 29 500 руб.

В результате продажи кроме доходов, возникают и расходы. Первый из них, обязанность начислить НДС. Определить сумму НДС 18%, включенного в стоимость можно по уже знакомой нам формуле 29 500х18/118 = 4 500 руб.

Дт91.2 «Прочие расходы» 4 500 руб.
Кт68.2 «Налоги и сборы / НДС» 4 500 руб.

Кроме этого расходом является остаточная стоимость проданного ксерокса. Как мы знаем на счете 01 «Основные средства» можно определить первоначальную стоимость основного средства, а по счету 02 «Амортизация основных средств» сумму начисленной амортизации. Согласно условию, первоначальная стоимость ксерокса 26 000 руб. Сумму амортизации по ксероксу за один месяц мы рассчитывали в п.1 и она была равна 703 руб.

Напомним, что начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода основного средства в эксплуатацию, а заканчивается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия. Т.о., если по условию задачи ксерокс был продан в феврале, а начисление амортизации по нему началось в декабре прошлого года, то амортизация по ксероксу должна была начисляться за декабрь, январь и февраль, т.е. три месяца. Т.о. на счете 02 «Амортизация основных средств» в общей сумме амортизации присутствует 703х3 = 2 108 руб. — амортизация ксерокса.

Поскольку ксерокс продан, необходимо списать сумму амортизации в уменьшение его стоимости.

Дт02 «Амортизация основных средств» 2 108 руб.
Кт01 «Основные средства» 2 108 руб.

Т.о., теперь на счете 01 «Основные средства» в общей сумме основных средств присутствует остаточная стоимость ксерокса, равная 26 000 — 2 108 = 23 892 руб. Остаточная стоимость так же является расходом по операции продажи.

Дт91.2 «Прочие расходы» 23 892 руб.
Кт01 «Основные средства» 23 892 руб.

Если теперь подвести итог по общему синтетическому счету 91 «Прочие доходы и расходы», в результате этой операции по продаже ксерокса, мы легко можем увидеть результат от продажи: 29 500 — 4 500 — 23 892 = 1 108 руб. В результате продажи получена прибыль.

Обратите внимание, что прибыль от продажи основных средств увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а убыток от продажи основных средств не уменьшает налогооблагаемую базу.

10

На расчетный счет поступили денежные средства от покупателя ксерокса.

Цена, по которой был продан ксерокс, указана в предыдущем пункте задачи. Поступление денежных средств от покупателя отражается следующей проводкой.

Дт51 «Расчетный счет» 29 500 руб.
Кт62 «Расчеты с покупателями» 29 500 руб.

11

Начислена амортизация основных средств за март

В марте, по сравнению с февралем, не будет начисляться амортизация по проданному в феврале ксероксу, но начнется начисление амортизации по полученному безвозмездно и введенному в эксплуатацию в феврале факсу. Расчет амортизации за март приведен в таблице ниже.

Основное средство Первоначальная стоимость основных средств, руб. Срок экспл. ОС в мес. Амортизация основных средств за февраль, руб.
Сейф 22 000 61 361
Принтер 24 000 37 649
Ксерокс 26 000 37 Не начисляется
Компьютер 28 000 37 757
Сканер 30 000 37 811
Факс 21 000 37 568
ИТОГО 151 000 3 144

Дт26 «Общехозяйственные расходы» 3 144 руб.
Кт02 «Амортизация основных средств» 3 144 руб.

12

Включена в состав прочих доходов часть стоимости безвозмездно полученного факса за март

В п.6 этой задачи предприятием было получено безвозмездно основное средство — факс стоимостью 21 000 руб. Как уже говорилось в п.6, доход от безвозмездно полученного факса должен быть включен в бухгалтерском учете в доход организации равномерно в течение всего срока использования. Поскольку срок полезного использования факса мы установили равным 37 месяцам, то каждый месяц в состав доходов должно быть включено 21 000 / 37 = 568 руб.

Обратите внимание, что способ расчета и сумма дохода совпадают с суммой амортизации по факсу. Однако это совершенно разные вещи. Амортизация представляет собой расход. Стоимость безвозмездно полученного факса сейчас находится на счете 98 «Доходы будущих периодов». Сумма 568 руб. в данном пункте представляет собой, наоборот, доход от использования безвозмездно полученного сканера в марте месяце.

Дт98 «Доходы будущих периодов» 568 руб.
Кт91.1 «Прочие доходы» 568 руб.

Т.о., в результате этой операции сумма, отложенная как доходы будущих периодов уменьшилась, а доход текущего месяца увеличился на 568 руб.

Добавить комментарий

Закрыть меню