Тюркские народы

* Этот пункт внедряется в силлабус по усмотрению преподавателя

Лекция 1. ВведениеПервые тюркские племена.

1.Историография общей тюркской истории.

2. Понятие культуры кочевников.

3. Государства гунов

4. Тюркские государства

На сегодняшний день в мире осталось очень мало общин, получивших название в самом начале истории, определивших свою географию проживания, сложившихся в историческом плане и дошедших до наших дней, как бурные, беспрерывные потоки реки. Одним из таких общин является Тюркская нация или община. «Золотое яблоко» для тюрков, населяющих пространство Туран, представляется символом из круглого шара, сделанного из чистого золота или рубина, находящегося на тронах, расположенных в восточном, западном, северном и южном направлениях, которые побуждают жажду его приобретения. Этот золотой шар является как символом победы, так и символом властвования. Он расположен в тех регионах, которые ждут своего покорения. Понятие Туран, необходимо рассматривать в созданных историей реалиях.

Туран

Тураном, изначально именовалась территория нынешнего северного Ирана, которая была названа так персами. Это слово начало существовать с 4 века нашей эры. Значением корня слова Туран является слово Тура (Передний), которое использовалось в иранской Авесте (старая религия иранских Сасанидов, священная книга зороастрийцев) в определенном значении. В священной книге зороастрийцев это слово использовано в качестве личного имени и названия племени кочевников.

Корень слова Тюрок или же корень с подобным наименованием появился еще в самом начале нашей эры. Нельзя забывать, что эти слова всегда ассоциировались со значением «тюрок». Слово «тура» на персидском означает чрезвычайность, храбрость, самоотверженность. Самое точное значение слова Тура определил Маркуат. По утверждению упомянутого ученого, всем известная родина персов под названием «Airyanem waejo» находилась в Хорезме. Война между персами и Туранцами, в свое время определяла ход мировой истории.

Кочевники, проживающие в устьях реки Амударья и озера Арал, называли себя Туранцами. Одним из самых важных и значительных фактов, является работа Ptolemaeus (перевод армянского переводчика S?rakl? Anania’nin) в которой говорится об административной территории в Хорезме под названием «Тур», являющаяся подтверждением существования племени Туранцев.

Великое переселение племен, послужило изменением национальной карты азиатов. Постепенно слово Тура стало применяться для вражеских племен персов как юе-чи, кушанов, хиониев, эфталитов и тюрков. Эта идея достигла своего апогея в работах Махмуда Кашгарского. Этот ученый, очень полюбивший тюркизм, говорит о возникновении тюркских ценностей и миссии тюрков как о «священном явлении», ниспосланным богом. Алишер Навои, будучи поклонником тюркской культуры, доказал, что тюркский язык нисколько не уступает персидскому.

Географическое понятие терминологии «Туран»: Это название исходит от названия народа Туран. Тураном были названы тюркские государства. Этот термин упоминается в работе под названием «Hvatay-namak» на языке пехлеви в арабских и персидских источниках. Исламские ученные (арабские, персидские и тюркские) очень часто использовали в своих работах термин Туран. Арабские географы указывают, что тюрки проживали на территориях, находящихся в восточной части реки Сырдарьи. Поэтому другие географы также считали, что родиной тюрков (Туран) являлась территория между Сырдарьей и Амударьей.

Слово Туран, стала известна европейцам по восточной библиотеке Де Хербелота. В источниках, хранящихся в этой библиотеке, говорится, что Афрасияб, сын Фаридуна, является выходцем из тюркского рода Тур и был великим властелином всех стран, расположенных в восточной и западных частях реки Амударьи. государство Туркестан, указано на картах XVI века Ortelius и Mercator’на. Слово Туран, стало использоваться в научной терминологии европейских стран в начале XIX века.

Туранские языки

Термин Туранские языки впервые был использован историком Бунсеном (1854 год).

Кастрен подразделяет древние алтайские языки на пять подгрупп: финно-угорская, семитская, тюрко-татарская, монгольская и тунгусская. Последующие исследования внесли некоторые изменения касательно группировки языков. Первые две подгруппы языков были отделены от последних трех групп, образующих алтайскую группу языков.

РАССЕЛЕНИЕ ТЮРОК

Тюрки, которые являются одними из самых древних и основательных народов, на протяжении своего примерно четырёх тысячелетнего существования расселились по материкам: Азии, Африке, Европе.

Название «тюрок»

Тот факт, что тюрки являются древним народом, заставил исследователей искать название «тюрок» в самых старых исторических источниках. Таргиты (Targit), упоминаемые Геродотом как один из восточных народов, или так называемые Тираки (Юрки) (Tyrakae, Yurkae), проживавшие на землях «Искит», или Тогхарманы, упоминаемые в библейских преданиях, или Туругхи, встречающиеся в древнеиндийских источниках, или Траки, или Турукки, о которых говорится в старых источниках Передней Азии, или Тики, которые, согласно китайским источникам играли важную роль в 1-м тысячелетии до н.э., и даже троянцы являлись тюркскими народами, которые носили название «тюрк».

Слово тюрок письменно впервые употребляется в 1328 году до н.э. в истории Китая в виде «ту-киу». Выход названия «тюрок» на историческую арену произошёл вместе с созданием государства Гёк-тюрков в VI в. н.э. Название «тюрок», имеющееся в Орхонских надписях, в большинстве случаев проходит как «тюрюк». Известно, что первым политическим образованием, носившим в своем наименовании слово «тюрк», было тюркское государство, называвшееся Гёк-тюркской империей.

Значение слова «тюрк»

Названию «тюрк» в источниках и исследованиях присваивались различные значения: Т’у-кюе (тюрк) = шлем (в китайских источниках); тюрк = терк (оставление) (в исламских источниках); Тюрк= зрелость; Такье=человек, сидящий на берегу моря и т.д. Из документа на тюркском языке было выяснено, что слово «тюрк» имеет значение силы, могущества (или «сильный, могущественный» в качестве прилагательного). Согласно предположению А.В. Ле Кок (A.V.Le Coq) употребленное здесь слово «тюрк» то же, что и «тюрк», означающее тюркский народ. Эта версия подтверждена и исследователем гёк-тюркских надписей В. Томсеном.(1922). Позже это обстоятельство было целиком доказано исследованиями Немета.

Первым политическим образованием, использовавшим слово «тюрк» для обозначения официального названия тюркского государства, была Гёк-тюркская империя (552-774). Это говорит о том, что слово «тюрк» не носит этнический характер, свойственный определённой общине, а является политическим названием. Начиная с создания царства гёк-тюрков, это слово означало сначала название государства, а после стало общим именем и других тюркских народностей.

Место обитания тюрок до начала кочевья с прошлого века является причиной споров. Историки, опираясь на китайские источники. Родиной тюрок признают Алтайские горы, этнографы — северные районы внутренней Азии, антропологи — район между киргизскими степями и Тянь-Шань (Божьими горами), Историки искусства — северо-западную Азию или юго-запад озера Байкал, а некоторые языковеды — восток и запад Алтайских гор или Кинганской гряды.

Тюрки, которые первыми усмирили лошадей и стали использовать их, как животное для езды, распространили высокие взгляды о государстве и обществе на широкие географические пространства. В основе их оседлой и кочевой жизни лежит в основном культура животноводства и самодостаточного земледелия. В исторических источниках также указывается, что тюркские кочевья совершались из-за экономических трудностей, т. е. из-за недостаточности для проживания родных тюркских земель. Сильные засухи (гуннское переселение), густонаселенность и нехватка пастбищ (огузское переселение) заставили тюрок кочевать. Тюрки, которые помимо земледелия на небольших участках занимались только животноводством, имели и другие естественные потребности: в одежде, различных продуктах питания и т.д. Тогда, когда имеющиеся земли стали недостаточны для того, чтобы прокормить постоянно растущее население, соседние с тюркскими земли были все еще мало населены, богаты природными ресурсами, имели благоприятный климат.

Эти обстоятельства, обозначенные в источниках тюркской истории основными причинами переселений, способствовали не только направлению их в разные страны, но и нападению на другие тюркские земли, сравнительно более благоприятные для и торговли. Таким образом, одни тюркские племена, нападая на другие, заставляли и их кочевать (например кочевья 9-11 вв.).

Название гунн

Политическое единство гуннов, простиравшееся от рек Орхон и Селенга до реки Хуанго-Хо на юге и имевшее центром округу Отюкен, считавшуюся священной страной тюрок, усматривается начиная с 4.

до .н.э. Первым историческим документом, связанным с гуннами, был договор, заключенный в 318 г. до.н.э. После этого гунны усилили давление на китайские земли. Местные правители после длительных оборонительных войн, начали окружать зоны проживания и места военных сосредоточений защитными сооружениями для того, чтобы уберечься от гуннских всадников. Один из китайских правителей Си-Хуанг-Ти (259-210 гг. до н.э.) построил против нападений гуннов знаменитую Великую Китайскую стену (214 г. до н.э.). И в это время, когда китайцы привели доказательство защищённости от тюркских нападений, произошло два важных события: рождение династии Хан, длительное время воспитывавшей проницательных императоров (214 г. до н.э.) и приход Мете – хана во главу гуннского государства. (209-174 гг. до н.э.).

Мете-хан, ответив войной на постоянные требования земли монголо-тунгузскими племенами, покорил их и расширил свою территорию до северной Печли, он вернулся на юго-запад и заставил уйти Юэ-чи, проживавших в Средней Азии. Мете – хан, развивая торговые отношения с Китаем, взял под своё управление и степи, простиравшиеся до русла Иртыша, (Кие-Кун = страна киргизов), земли тинг-лингов, на западе от них, северный Туркистан и покорил ву-сунов, живших по берегам Иссык-Куля. Таким образом, Мете-хан собрал все тюркские племена, находившиеся в то время в Азии, под своё управление и единый флаг.

В 174 г до н.э. Великая Гуннская империя, своей военной и имущественной организацией, внутренней и внешней политикой, религией, армией и военной техникой, искусством, была на самой высоте могущества и в последующем служила примером тюркским государствам на протяжении веков. Сын Мете-хана Танху Ки-Ок (174-160 гг. до н.э.) пытался сохранить это наследство.

В начале 2-го века до н.э. азиатские гунны представляли собой три группы: 1- в окрестностях озера Балхаш остатки гуннов Чи-чи, 2- в окрестностях Джунгарии и Барколя- северные гунны (они переселились сюда в 90-91 гг. до н.э. из Байкало-орхонской области), 3- на территории северо-западного Китая – южные гунны, которые, будучи продвинуты на восток племенем Суенпи из монгольского рода , в 216 г. почти полностью были выдворены со своих земель. Южные гунны, разногласия и между собой, разделились ещё на две части и усиливший давления Китай в 20 г. полностью захватил их территорию. Вместе с тем азиатские гунны, просуществовали до 5-го в. и некоторые выходцы из рода танху создавали недолговечные малые государства. Три из них: Лиу Тсунг, Хиа, Пеи-лианг.

Некоторые гунны после падения власти Чи-чи разбрелись и продолжили своё существование, в особенности в степях восточнее Аральского озера. Массы гуннов, увеличившиеся в количестве за счет проживавших там других тюркских племен и гуннов пришедших туда в1-2 вв. из Китая, через некоторое время окрепли и направились, предположительно из-за изменения климата, на запад. После завоевания гуннами страны Алан в середине 4 в., они появились на берегах Волги в 374 г. Большое наступлению гуннов под предводительством Баламира пришлось сначала на восточных готтов и разрушило их государство (374). Гуннское нападение, продолжавшееся с удивительной быстротой и умением, на сей раз разбило западных готтов, что по берегам Днепра, и король Атанарик с большой группой звп. Готтов бежал на запад (375).

Великое переселение Народов, начавшееся в 375 г. имеет большое значение в истории мира и в особенности Европы. Великое переселение имело прямое влияние на падение Римской Империи, этническое и политическое образование Европы и, начав новую эру (Средние века), считается переломным моментом истории Европы. в 395 г. гунны вновь стали действовать. Это наступление совершалось с двух фронтов: одна часть гуннов продвигалась от Балкан к Тракии, а другая, большая часть- через Кавказ к Анатолии. Это наступление представляет собой первое появление тюрок в Анатолии. взятие Византии под свою власть является основной целью гуннов, а так как постоянно угрожавшие западному Риму разорением племена варваров были врагами и для гуннов, то с ними нужно было поддерживать хорошие отношения. С появлением Улдиза на Дунае началась вторая волна Великого переселения народов.

Аттила был не один. Он правил страной вместе со своим старшим братом по имени Буда (Бледа). Однако, Буда был мало энергичен и поэтому отошел на второй план, оставив государство серьезному брату. Руководство армией и внешней политикой было в руках у Аттилы. Братья его отца Айбарс и Октар оставались владельцами своих «крыльев».

Американский Университет в Кыргызстане

Реферат

Тема: Древнетюркские государства

Бишкек 2009

Введение

К середине VI в. в политической обстановке Средней Азии и соседних районов произошли большие перемены. Тюркские племена Алтая, завоевав и объединив ряд племен, живших к юго-востоку, образовали новое политическое объединение Тюркский каганат. Оно сыграло большую роль в истории Кыргызстана. Самое раннее упоминание этнонима «тюрк» (китайская форма согдоязычного «тюркют» «туцзюе») в китайских летописях относится к 546 г. Персы и византийцы новых «повелителей степей» именовали «турк»; самоназвание народа, если судить по руническим текстам, «тюрк». Первоначально термин «тюрк» скорее, имел социальное, чем этническое, значение: тюрками именовали исключительно представителей высшей знати. Позже это название перешло не только на племя, во главе которого стояла знать, но и на многочисленные подчинившиеся им родственные народы.

Ядро племени тюрк сложилось в среде центрально-азиатских гуннов (III середина V в.). Оно считало своим предком мифического сына волчицы Ашина. В середине V в. тюрки подчинились Жуань-жуаньскому каганату, господствовавшему в Центральной Азии, и поселились на Алтае. Здесь они освоили богатые рудники и начали выплавку железа в таких масштабах, что им выплачивали даже дань жуань-жуани. Энергичные вожди тюрок Асань-шад, Туу и Бумын, с большим размахом используя возможности рудокопов, плавильщиков и кузнецов, одели свою конницу в латы и менее чем за столетие подчинили все алтайские племена. С алтайцами Бумын в 546 г. присоединил к своим владениям многочисленный народ теле (тегрег), который занимал Джунгарию. С этого времени тюрки из данников превратились в соперников жуань-жуаней в борьбе за первенство в Центральной Азии.

Тюркский каганат

Выискивая предлог для схватки, престарелый Бумын потребовал себе в жены дочь жуань-жуаньского кагана Анахуана (520552 гг.). Каган, пребывающий в могуществе и славе, отказал ему в оскорбительной форме. Вождь тюрок на это и рассчитывал: есть повод для войны. В 552 г. он нанес сокрушительное поражение жуань-жуаням.

Анахуан покончил жизнь самоубийством. Победитель принял титул жуань-жуаньского государя «илиг-каган» и перенес ставку на Орхон (Северная Монголия), которая стала административно-политическим центром новой державы Тюркского каганата. В начале 553 г. основатель тюркской династии Ашина илиг-каган Бумын умер.

Коренные земли тюрок на Алтае, согласно степному праву, достались младшему брату Бумына Истеми (умер в 575 г.). Еще до смерти брата он присоединил к своему владению объединение племен он ок бодун («народ десяти стрел»), которое занимало Семиречье, Центральный и Западный Тянь-Шань. После этого Истеми принял титул кагана десяти племен. Каган западной части государства лишь номинально зависел от своих племянников, унаследовавших власть Бумына на востоке, и проводил самостоятельную внешнюю политику. Если илиг-каган Мухан (553-572 гг.) подчинял Южную Сибирь и Северный Китай, то объектом притязаний десятиплеменного кагана Истеми стали Средняя Азия и степи Казахстана. В то время в Средней Азии господствовали эфталиты, этническая принадлежность которых остается неясной. Они делились на белых и красных хионов. К красным относилась часть тюркоязычных племен он ок бодун, населявших Кыргызстан. Самоназвание народа было «хион» («хон»).

Сасанидский Иран, начиная со второй половины V в., выплачивал эфталитам огромную дань. Естественно, он стал искать контакты с Истеми, чтобы освободиться от непосильного бремени. В 555 г. между ними был заключен союз, скрепленный браком шаха Ирана Хосрова Ануширвана (531 579 гг.) с дочерью кагана Истеми. Союзники тщательно готовились к решающей схватке. Западные тюрки, стремясь обезопасить свои тылы, прогнали за Волгу враждебных вархонитов, кочевавших в Приаралье. В промежутке между 563 и 567 гг. войска Ирана с запада и конница тюрок с севера разгромили эфталитов. Границей между победителями стала р. Амударья. Присоединив среднеазиатские земли, десятиплеменный каган Истеми присвоил и титул поверженного царя эфталитов ябгу (джабгу).

Однако сразу же после разгрома эфталитов между союзниками начались раздоры. По степным обычаям шах Хосров Ануширван, зять кагана, считался младшим родственником, с чем властитель Ирана, разумеется, не хотел примириться. Кроме того, Истеми потребовал, чтобы дань, которая ранее выплачивалась эфталитам, теперь вносилась в тюркскую казну, чего Иран не выполнил. За политическими амбициями кагана и шаха стояли серьезные причины: противоречия, связанные с доходами от торговли по Великому шелковому пути.

После разгрома жуань-жуаней и эфталитов тюрки унаследовали значительную часть этого пути от Китайской стены до Амударьи, где располагались крупные городские торговые центры с богатой и влиятельной купеческой прослойкой. Тюркская знать и ее подданные согдийские купцы решили максимально использовать выгоды своего географического положения непосредственные контакты с производителем шелка Китаем. К тому же в VI в. согдийцы уже научились выделывать свои шелковые ткани. В связи с этим согдийские купцы пытались потеснить персидских торговцев, наживающихся на посредни�

Тюркские и алтайские народы России

Представители тюркской группы народов России (татары, чу­ваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие се­годня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Юж­ной Сибири и Алтайского края и представляющие собой доста­точно самобытные, сплоченные национальные общности, в силу особенностей исторического прошлого по своим этнопсихологи­ческим характеристикам не столь резко отличаются друг от друга и имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению, например, с коренными народами Кавказа.

Наиболее общими национально-психологическими особенно­стями их представителей, влияющими на межнациональные от­ношения, являются:

· острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;

· неприхотливость и непритязательность в быту и при выпол­нении профессиональных и повседневных обязанностей;

· высокое чувство ответственности перед коллективом, руко­водителем и сослуживцами;

· дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности;

· резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общно­стей, стремление к равноправным отношениям;

· групповая, национальная и родовая сплоченность;

· при слабом знании русского языка у них присутствуют оп­ределенная стеснительность и скованность в общении с предста­вителями других этнических общностей, некоторая пассивность, стремление удовлетвориться общением в своем национальном окружении.

Татары — представители одной из наиболее многочисленных наций нашей страны. Обычно они делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар.

Волго-уральские, сибирские и астраханские татары — консо­лидированная и сплоченная в культурном отношении этническая общность, оформившаяся в XX столетии в высокоразвитую, в том числе и экономически, нацию. Волго-уральские татары расселены как в Республике Татарстан, так и в Башкортостане, Чувашии.

Сибирские татары проживают в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях. Астраханские татары расселены в окрестностях Астрахани.

Всех их отличают сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, об­ладающие высокоразвитым и ярко выраженным чувством наци­онального самосознания и собственного достоинства, в прояв­лении которого тем не менее иногда присутствуют как самоуве­ренность, так и самолюбование. В профессиональной деятельно­сти татары всегда настойчивы, сметливы, проявляют завидную стара­тельность.

Я не могу точно опреде­лить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я ощущаю эту разницу.

Наша татарская кровь те­чет как-то быстрее и готова вскипеть всегда… Мы — стран­ная смесь нежности и грубо­сти, сочетание, которое редко встречается у русских, вероят­но именно потому я обнаружил такую близость со многими ге­роями Достоевского…

Татарин — хороший ком­плекс звериных черт, и это то, что есть я.

Р. Нуриев

Представители татарской нацио­нальности склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку. Они иногда бывают резки­ми, категоричными в своих суждениях, во взаимоотношениях с пред­ставителями других народов могут проявлять вспыльчивость и обидчи­вость, однако впоследствии быстро улаживают возникшие конфликты.

Волго-уральские, сибирские и ка­занские татары обладают большим опытом межнационального общения и взаимодействия, легко сходятся с представителями любых других этнических общностей на основе активного и продуктивного сотрудничества с ними в трудовой и общественной деятельности. В больших городах они образуют свои землячества.

Крымским татарам присущи примерно такие же национально-психологические особенности, как и их волжским соплеменни­кам. Однако они на протяжении всей истории своего существова­ния подвергались различного рода гонениям и притеснениям со стороны властей. По этой причине они намного более самолюби­вы и обидчивы, более резки в своих отношениях с представителя­ми других этнических общностей.

Башкиры— коренное население Республики Башкортостан, как показывают социологические и социально-психологические иссле­дования, отличаются большим трудолюбием и самостоятель­ностью. Они исполнительны, аккуратны и прилежны в вы­полнении своих профессио­нальных и гражданских обязанностей, но не всегда выдержанны и настойчивы. Вместе с тем им свойственна достаточно высокая пси­хологическая устойчивость в экстремальных ситуациях.

В ряде слу­чаев можно констатировать пассивность и меланхоличность в вос­приятии ими событий и явлений окружающего мира. В быту башки­ры неприхотливы, несколько замкнуты в общении, могут проявлять вспыльчивость, однако высокоразвитое чувство ответ­ственности позволяет им все­гда владеть собой. В целом они добродушны, приветливы, ра­душны и гостеприимны. Иногда чересчур медлительны в работе.

Умел дать клятву, умей и сдержать ее.

Башкирская пословица

Представители чувашской национальности, проживающие глав­ным образом в Чувашской Республике, отличаются большой спло­ченностью внутри своей этнической общности и в то же время стремлением строить взаимоприемлемые отношения с предста­вителями других народов, заимствовать у них элементы культуры, миропонимания и образа жизни.

Где есть согласие, там — сила.

Чувашская пословица

Они ровны в своем поведении, малоконфликтны, исполни­тельны, старательны в выполнении служебных и общественных обязанностей. Для них характерны высокая работоспособность, на­стойчивость в достижении поставленных целей. Интересы коллек­тива и своей группы чуваши обычно ставят выше личных.

Тувинцы— потомки древних тюркских народов, населявших территории Алтая и Сибири, сохранили свою национальную са­мобытность, которая проявляется в почитании строгих семейно-родовых отношений, вере в духов — хозяев окружающей местно­сти, приверженности скотоводческой деятельности. Характеризу­ются большой работоспособностью, настойчивостью, старатель­ностью и выносливостью, стремлением к четкой организации труда, выполнением своих обязанностей в строгом соответствии с поставленными задачами и продуманными планами.

Среди тувинцев много людей, склонных к художественной и музыкальной деятельности, профессиональных скульпторов, на­родных резчиков по камню и дереву.

Хакасы— народ, издревле населяющий таежные территории Южной Сибири в долине Среднего Енисея близ городов Абакан, Ачинск и Минусинск. В царской России хакасы, как и ряд других тюркских народов, именовались минусинскими, ачинскими и абаканскими татарами. Они восходят в своем происхождении к жителям Киргизского государства, которое просуществовало в долине Енисея более семи столетий и пало в XIII в. под ударами монгольских завоевателей.

В процессе исторического и социального развития у хакасов сфор­мировались такие национально-психологические особенности, как стойкость в достижении поставленных целей, неприхотливость, умеренность и выносливость, уважение к достоинству представи­телей других этнических общностей, стремление строить с ними взаимовыгодные отношения. Вместе с тем хакасы могут быть и до­статочно неуступчивыми, резкими в суждениях и поступках.

Алтайцы— представители коренного населения Алтая, немно­гочисленная народность, сохранившая свои традиции и обычаи. Для них свойственны неприхотливость, умеренность и простота в обыденной жизни, стремление к сохранению кровно-родствен­ных связей в течение жизни многих поколений, высокая степень организованности совместных действий, уважительное отноше­ние к древним традициям и привычкам, беспрекословное следо­вание им .

Рекомендуемые страницы:

Главная страница -> Т -> Тюрки

Тюрки

Тюрки, народы тюркской языковой группы алтайской семьи языков.

Имя «тюрки» не было самоназванием, а использовалось для обобщённого обозначения тюркских народностей византийцами, персами и арабами.

Прародина тюрков — территория между горами Алтая и Хинганским хребтом. Первые упоминания о тюркских народах связаны с появлением народа хунну (см. ст. Гунны) в 4—3 вв. до н. э. В это время от тюркской общности отделилась булгарская группа, двинувшаяся на запад и стимулировавшая формирование гуннского племенного союза. Во 2—4 вв. н. э. началось нашествие гуннов на Европу. В 5 в. н. э. на территории между реками Волга и Дунай сформировалась булгарская конфедерация, разделившаяся впоследствии на волжско-булгарскую и дунайско-булгарскую.

В 5—6 вв. на Алтае сложились тюркские племенные союзы тугю и теле, находившиеся некоторое время под властью жуань-жуаней (аваров). Объединившись под властью рода Ашина, восстали в 552 г. (стимулировав продвижение аваров на запад) и образовали Тюркский каганат (на территории от Маньчжурии до Причерноморья). В кон. 6 в. это государство распалось на Восточный каганат (Центральная Азия) и Западный каганат (Средняя Азия). Тюркские «кочевые империи» оказались непрочными. Внутренние распри, восстания покорённых племён, войны с Китаем и начавшееся в 8 в. арабское завоевание Средней Азии привели к распаду обоих объединений.

Более прочными оказались те государства тюрков, где был возможен синтез кочевого скотоводческого хозяйства и оседлого земледелия покорённых народностей (Болгарское царство, Хазарский каганат, Османская империя).

Передвижения тюркских племён во многом определили политическую и этническую историю Восточной Европы, Закавказья, Среднего и Ближнего Востока. В настоящее время носителями тюркских языков являются азербайджанцы, туркмены, казахи, киргизы, узбеки, кумыки, карачаевцы, балкарцы, чуваши, татары, башкиры, ногайцы, якуты, тувинцы, хакасы, горные алтайцы, гагаузы (в России и странах СНГ), турки (в Турции), уйгуры (в Китае).

Тюрки. Семья киргизов. Нач. 20 в.

Добавить комментарий

Закрыть меню