Церковь и Иван Грозный

Русская Православная Церковь во времена правления Ивана Грозного.

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 31Следующая ⇒

Царь Иоанн Грозный и святитель Макарий.Фигура Ивана Грозного является наиболее противоречивой в истории России и Русской Православной Церкви. Время его правления можно условно разделить на два периода:

1) С 1547 года (год венчания на царство) до 1565 года (введение опричнины);

2) С 1565 года до 1583 года (смерть Ивана Грозного).

Князь Иван Грозный родился в 1530 году, а в 1533 оду умер его отец – великий князь Василий Иоаннович. Управлять государством стала его мать – Елена Глинская. Но через пять лет умерла и она. Маленький князь в восемь лет остался круглым сиротой. При нем был составлен опекунский совет, в который входили бояре Шуйские, Воронцовы, Юрьевы. Маленький князь видел, как эти бояре ради власти преступали законы морали и государства. Часто они обижали и самого князя. Ему некому было вылить свою скорбь, рассказать об обидах. Поэтому эта обида оставалась в сердце и вылилась в желание мести. Уже в 14 лет по его приказанию был убит один из бояр – Шуйский. Митрополитом в это время был Макарий. Он часто выступал печальником за обидимых и гонимых. Князь слушался митрополита, отменяя новую ссылку или смертный приговор.

1547 год известен как год венчания на царство Иоанна Васильевича. Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. По преданию, Бог, поставив первым христианским царем Константина Великого, через Своего ангела послал ему царские одежды и венцы. Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви, и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал патриарху. Оно содержало Православный Никео-Цареградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов.

Иоанн Грозный стал первым русским царем. Скорее всего, венчание на царство было совершено по инициативе митрополита Макария. В то время идеология «Москва – третий Рим» окончательно закрепилась в Москве. Венчание на царство показывало равные полномочия русского царя и византийского императора в делах Церкви.

В том же 1547 году в Москве произошел пожар. Иван IV в этом усмотрел наказующий перст Божий, побуждающий к исправлениям. Царь порывает связь с прежними боярами-руководителями и образует около себя тесный кружок доверенных советников. В их число вошли Адашев, протопоп Сильвестр, митрополит Макарий. Под влиянием этих советников у юного царя заговорило покаянное чувство о прежнем небрежении государственными обязанностями. Он решил стать достойным царем Русского государства. Уже в 1550 году был созван общеземский собор и был переработан Судебник Иоанна III, и этим было положено начало обновлению русской земли.

По глубокому убеждению митрополита Макария Русская Церковь стала на земле единственной чистой выразительницей христианской истины, но в то же время продолжала страдать некоторыми недостатками. Поэтому святитель Макарий считал своей жизненной обязанностью исправить в Церкви все погрешности и явить миру все заключенные в ней сокровища. Была проведена канонизация всех известных святых Русской Церкви, были созданы Четьи-Минеи. В 1551 году был созван Стоглавый Собор. Царь Иоанн IV принимал деятельное участие в обсуждении церковных нужд, то есть участие Московского государя в делах Церкви возросло еще больше.

Собор 1551 года подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее от недостатков. Он составил ряд исправительных предписаний относительно епархиального управления, епархиального суда, жизни высшего и низшего духовенства, монашествующих и мирян.

Покорение Казани и Астрахани. Во время правления царя Иоанна Грозного были покорены Казань и Астрахань. Царь, собираясь на Казань, имел в виду не только покорить ее своей власти, но и насадить святую веру в земле неверной. Проникнутый этой мыслью, он еще во время третьего похода на Казань в 1551 году приказал своему войску построить в казанских пределах город Свияжск с православными церквями в знамение скорого водворения здесь христианства. Перед последним решительным приступом к Казани (1 октября 1552 года) государь велел всем своим воинам очистить совесть в таинстве покаяния, а сам, когда войска пошли уже на приступ и начали кровавую сечу с врагами, усердно молился в походном храме, отслушал утреню и литургию, исповедался и причастился Святых Христовых Тайн. И едва только вышел он из храма, чтобы отправиться к сражавшимся, как была принесена весть, что Казань пала к его стопам. В избытке чувств царь прежде всего пригласил духовенство собраться с крестами и иконами у ворот покоренного города, на месте, где раньше стояло царское знамя, имевшее на себе изображение Нерукотворного Образа Спасителя, и совершить благодарственный молебен Господу, даровавшему победу. Затем собственными руками водрузил на этом месте крест и заложил первую церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Вступая в город, царь повелел нести перед собой Крест Животворящего Древа. При вступлении в Казань царь снова приказал отслужить благодарственный молебен. Потом водрузил на этом месте крест и заложил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Затем был совершен крестный ход по улицам города, все они были окроплены святой водой, и город был посвящен Пресвятой Троице. Взятие Казани сильно повлияло на окрестных жителей, они спешили предстать перед лицом царя и изъявляли свою покорность. Многие из них тогда приняли крещение. Крестились даже два казанских царя: Утемиш-Гирей и Едигер.

В 1555 году здесь была учреждена святительская кафедра.

В 1554 году была покорена и Астрахань, вследствие чего жившие там татары стали принимать святое крещение.

Учреждение опричнины.Царь Иоанн Грозный начинал свое царствование как благочестивый государь. В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна – кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли опасения, что царицу отравили, боясь ее влияния на царя. Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к Адашеву и Сильвестру. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер от горячки. В 1563 году умер митрополит Макарий. Его преемникам стало гораздо труднее проходить свое поприще, потому что царь с каждым днем становился все подозрительнее и бесчеловечнее.

Измена князя Андрея Курбского и некоторых других бояр, бежавших в Литву, а также вторжение литовцев и крымцев в русские пределы до того усилили подозрительность в Иоанне, что он не считал себя безопасным и в самой Москве. Поэтому 3 декабря со всем своим семейством и некоторыми приближенными людьми царь выехал из столицы в неизвестном направлении. Через месяц (3 января 1565 года) он прислал из Александровской слободы митрополиту грамоту, в которой жаловался на бояр за их постоянные измены и злоупотребления, на святителей и все духовенство – за то, что они вступаются за виновных. И поэтому царь объявил, что оставляет свое государство. Эта грамота очень сильно повлияла на народ. Все со слезами просили митрополита, чтобы тот отправился к царю и умилостивил его. К Ивану Грозному отправились духовенство и бояре. Царь, выслушав их слезные мольбы, обещал возвратиться в Москву при условии, что ему не будут препятствовать казнить виновных по своему усмотрению. Иоанн возвратился в Москву и учредил опричнину. Духовенство теперь уже не могло защищать виновных, поэтому начались казни бояр и невыносимые притеснения всего населения.

Святитель Филипп.Тяжело было духовенству, в особенности митрополиту Афанасию, смотреть на это кровопролитие. Поэтому уже в 1566 году митрополит Афанасий под предлогом плохого здоровья оставил кафедру. На его место был выбран Казанский епископ Герман. Он не смог молча смотреть на творившееся в стране беззаконие. Он решил побеседовать с царем наедине. Митрополит говорил Иоанну о Страшном Суде, об отчете, который должны будут дать все люди, об ответственности царя перед Богом за свое государство. Царь разгневался и удалил митрополита с кафедры. На место митрополита Германа был избран игумен Соловецкого монастыря – Филипп.

Шло время. Кровопролитие в Москве все больше усиливалось. Народ со слезами приходил к митрополиту, прося о ходатайстве перед царем. И митрополит решился вначале наедине побеседовать с царем. Однако беседа не принесла никакой пользы. Тогда святитель Филипп решил всенародно обличить царя, вспоминая слова Спасителя: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17).

Царь пришел к обедне в соборную церковь. Митрополит вышел к нему со словами обличения, говоря, что даже у язычников не бывает таких кровопролитий. Царь разгневался на святителя и вышел из церкви.

Через некоторое время в воскресный день царь снова пришел в соборную Успенскую церковь к службе. Сам он и сопровождавшие его опричники были в черных одеждах с капюшонами на головах. В церкви царь приблизился к митрополичьему месту, на котором стоял Филипп и три раза просил его благословения, но святитель ничего не отвечал. Тогда бояре сказали: «Святой владыко, к тебе пришел благочестивый государь и требует твоего благословения». После этого Филипп, взглянув на Иоанна, произнес: «Царь благой, кому поревновал ты, приняв на себя такой вид и изменив свое великолепие? Убойся суда Божия: на других закон ты налагаешь, а сам нарушаешь его. У татар и язычников есть правда – в одной России нет ее; во всем мире можно встречать милосердие, а в России нет сострадания даже к невинным и правым. Здесь мы приносим Бескровную Жертву за спасение мира, а за алтарем безвинно проливается кровь христианская. Ты сам просишь прощения во грехах своих пред Богом, прощай же и других, согрешающих пред тобою…» Иоанн распалился яростью и начал угрожать святителю: «Ты противишься, Филипп, нашей державе, посмотрим на твою твердость». «Я пришлец на земли, — отвечал святой, — как и отцы мои, и за истину благочестия готов потерпеть и лишение сана и всякие муки». Тут же, в соборе, враги Филиппа, желая унизить его всенародно, подготовили на святого старца самую гнусную клевету, которую подучили произнести перед всеми одного отрока, бывшего чтецом домовой митрополичьей церкви. Однако отрок потом сознался, что говорил не по своей воле, а по принуждению.

Святитель простил отрока и благословил.

Вскоре после этого митрополит служил в Новодевичьем монастыре. Туда же приехал царь со своими боярами и опричниками. Во время крестного хода перед чтением Евангелия святитель увидел, что один опричник стоит в шапке. Тогда он сказал государю: «Чтение слова Божия следует слушать христианам с непокрытою головою, а эти откуда взяли агарянский обычай предстоять здесь с покрытыми головами?» Однако, Иоанн, взглянув вокруг, никого в шапке не увидел, так как виновный успел снять ее. Царю сказали, что митрополит говорит неправду, издеваясь над его державой. Иоанн вышел из себя, всенародно поносил святителя и называл его лжецом, мятежником и злодеем.

После этого царь принял твердое решение низложить митрополита. Был созван собор, на который приехали многие клеветники и лжесвидетели. Святитель не оправдывался, а только ответил, что не боится смерти, что лучше умереть невинным мучеником, нежели в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония нечестивого времени, и тут же начал слагать с себя все знаки своего сана. Но царь велел остановиться и ждать судебного приговора. В день архистратига Михаила святитель Филипп служил в своей соборной церкви. Вдруг туда явился царский любимец Басманов, сопровождаемый опричниками. Он приказал прочитать вслух соборный приговор о низложении митрополита. Опричники бросились на митрополита, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую монашескую одежду, с позором выгнали из церкви, и, посадив на дровни, отвезли в Богоявленский монастырь.

Иоанн хотел даже осудить святителя на сожжение, так как его обвиняли в волшебстве, но по ходатайству духовных властей согласился оставить ему жизнь. Целую неделю просидел страдалец в смрадной темнице, томимый голодом. Потом он был переведен в монастырь святого чудотворца Николая, так называемый Старый. Царь прислал к нему сюда отрубленную голову одного из его любимых родственников. Святитель поклонился перед нею до земли, благословил ее, с любовью лобызал ее и отдал принесшему. Наконец, по воле царя Филипп был удален из Москвы и сослан на заточение в Отрочь монастырь. Спустя около года, Иоанн, путешествуя в Новгород для лютых казней, когда приближался к Твери, вспомнил о Филиппе и послал к нему одного из своих приближенных, Малюту Скуратова, будто бы попросить благословения на путь. И этот злодей, вошедши в келью страдальца и беседуя с ним наедине задушил его подушкой (23 декабря 1569 года), а потом сказал настоятелю и приставникам, что митрополит умер по их небрежности. Так закончил свое земное поприще этот мужественный святитель, не побоявшийся ни царской опалы, ни самой смерти ради правды Христовой.

Митрополит Кирилл.После смерти святителя Филиппа митрополитом был избран архимандрит Троице-Сергиева монастыря Кирилл. При нем лютость Иоанна достигла крайних пределов. Не довольствуясь уже тем, чтобы губить отдельные лица и семейства, он начал изливать свой гнев на целые города. Торжок, Коломна, Клин, Тверь один за другим были ограблены опричниками и опустошены огнем и мечом. Но более всех испытали на себе свирепость Иоанна жители Новгорода, на которых было донесено, что они составили уже грамоту и готовы предаться польскому королю. Царь сам прибыл в Новгород и в течение шести недель совершал свои страшные казни, от которых погибло несколько тысяч новгородцев и окрестных поселян. Были ограблены не только жилища, но и церкви, и монастыри. Из них в Москву были вывезены лучшие иконы, ризы, колокола. До 500 игуменов, иеромонахов, старцев были собраны из всех монастырей и по повелению царя забиты палицами до смерти, а потом развезены по своим монастырям для погребения. Архиепископ Пимен, который некогда клеветал на святителя Филиппа, теперь сам подвергся поруганию. С него сняли его святительские ризы, в худой одежде посадили на белую кобылу и привязали к ней ногами, вручили ему бубны и волынку и, как шута, возили по улицам города. В таком же виде он был отправлен в Александровскую слободу. Через несколько месяцев его лишили сана и заточили в Веневский монастырь, где он вскоре и скончался.

Остановил разгул опричнины лишь набег на Москву крымского хана Девлет-Гирея. Москва сгорела полностью. Уцелел один Кремль. Только теперь царь понял, что разделение страны приводит к ее уничтожению. Он отказывается от опричнины. В 1583 году царь Иван Грозный умирает.

ВОПРОСЫ:

1. Какое значение имело венчание на царство Ивана Грозного?

2. Для чего были покорены Казань и Астрахань?

3. В чем состоит подвиг святителя Филиппа?

4. Почему была отменена опричнина?

Иван Грозный о церкви

* Знатные люди и простой народ стонут от ваших поборов, которыми вы поддерживаете своё сословие;
* Вы захватили все богатства, вы торгуете всеми товарами, выторговывая себе доходы из предприятий других людей, имея привилегию не платить ни налоги в казну, ни пожертвования на войну;
* Вы запугиваете благороднейших, лучших и состоятельнейших из наших подданных, принуждая их отдавать вам свои имения за спасение Души;
* Вы получили, по достоверным подсчётам, третью часть всех городов, аренд, деревень нашего государства своим колдовством и уговорами;
* Вы покупаете и продаёте Дух и плоть наших людей;
* Вы живёте праздной жизнью в удовольствиях и лакомствах, совершая самые ужасные прегрешения, вымогая деньги, пользуясь взяточничеством и лихоимством свыше возможного;
* Вы погрязли во всех вопиющих грехах, обжорстве, праздности, содомском грехе, худшем из худших, с животными.

Скорее всего, ваши молитвы не приносят пользы ни мне, ни моим подчинённым. Мы в большом ответе перед Богом за то, что сохраняем вам жизнь, смерть гораздо более вас достойна… Именно так, и всякий раз я пытался, по справедливости, уничтожить ваше сословие, чтобы восстановить тысячи моих обедневших знатных Родов, предкам которых вы обязаны большинством своих доходов, принадлежавших, по справедливости, только им, ибо они жертвовали своими жизнями, почестями и средствами, сохраняя вашу безопасность и богатства.

Мой богатый народ обеднел из-за вашей алчности и дьявольских искушений, уничтожение такого порядка восстановило бы цветущее положение государства… Кроме хранящихся у вас сокровищ, одних ваших доходов более чем достаточно на ваш расточительный и роскошный образ жизни. Оттого беднеют моя знать и мои слуги, истощается казна, тогда как безчисленные сокровища — как схороненный талант, не употреблённый на дела благочестия,— вы же говорите, что они принадлежат не вам, а святым угодникам и чудотворцам.

Именами духов ваших покровителей и жертвователей заклинаю вас и приказываю: в назначенный день вы принесёте нам точный и правдивый список тех богатств и ежегодных доходов, которыми обладает каждая из ваших обителей, иначе все вы будете карой и праведным наказанием божьим преданы свирепым диким зверям, которые совершат над вами казнь, более лютую и свирепую, чем смерть, постигшая лживых Анания и Сапфиру . Необходимость делает непростительной какую-либо отсрочку или исключение.

* Горсей Джером «Записки о Московии XVI века» — Речь Ивана Грозного на земском соборе Лета 7088 (1580 год).

Рубрика: Христианство

Добавить комментарий

Закрыть меню