Центральный черноземный район

Центрально-Черноземный экономический район — Регионоведение (Щербакова Ю.В.))

Состав Центрально-Черноземного экономического района:

Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области.

Площадь: 167,7 тыс. км2.

Население: 7,9 млн чел.

Экономико-географическое положение региона

В формировании хозяйственного комплекса ЦентральноЧерноземного экономического района (Ц. Ч. Э. Р.) важную роль играют наличие богатейших запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобное экономико-географическое положение. Центрально-Черноземный экономический район граничит с ведущим промышленным районом страны – Центральным и удобно расположен по отношению к топливно-энергетическим базам Поволжья, Северного Кавказа и Украины. Природные условия региона характеризуются умеренной континентальностью. Несмотря на засушливость, условия благоприятны для ведения сельского хозяйства. Рельеф Центрального Черноземья выражен Среднерусской возвышенностью и Окско-Донской низменностью.

Природные условия и ресурсы

Минеральные ресурсы Центрально-Черноземного экономического района представлены уникальными запасами железных руд Курской магнитной аномалии, месторождениями огнеупорных глин, металлургических доломитов, медно-никелевых руд, бокситов и отдельными видами минерально-строительного сырья.

Запасы железной руды Курской магнитной аномалии оцениваются в 43,4 млрд т по категории А + В + С1 + С2, а балансовые исчисляются в триллионах тонн. Курская магнитная аномалия – одна из крупнейших железорудных провинций мира. В настоящее время разведаны 17, а интенсивно используются 4 месторождения.

Основные запасы железной руды провинции сосредоточены на территории двух областей – Белгородской и Курской, а общая ее площадь составляет 160 тыс. км2. Железорудное сырье представлено двумя типами руд: богатыми с содержанием железа до 62 % и бедными с содержанием железа до 36 %.

Медно-никелевые месторождения Воронежской области образуют третью по значению медно-никелевую провинцию РФ. Имеются месторождения бокситов в Белгородской области, но из-за большой глубины залегания и сложных гидрогеологических условий они пока не эксплуатируются.

Широкий спектр нерудного сырья используется в металлургии, стройиндустрии, химической промышленности, сельском хозяйстве района. К ним относятся огнеупорные глины Воронежской области, металлургические доломиты Липецкой области, мел и цементные мергели Белгородской и Воронежской областей, фосфориты в Курской области и т. д.

Центрально-Черноземный экономический район остро дефицитен по топливно-энергетическим ресурсам и использует практически полностью привозное топливо.

Лесные ресурсы имеют в основном почвозащитное, рекреационное значение. Промышленная эксплуатация лесов не играет сколько-нибудь значительной роли в обеспечении района деловой древесиной.

Водными ресурсами район беден, что неблагоприятно для его хозяйственного развития.

Земельные ресурсы района выделяются качеством: 80 % составляют почвы черноземного типа.

Население и трудовые ресурсы

Население Центрально-Черноземного экономического района составляет 7,9 млн чел., или 5,3 % численности населения РФ. В городах проживает 61,6 % населения, в сельской местности 38,4 % населения. По плотности населения (47,0 чел. на км2) регион занимает одно из ведущих мест в России. В связи с интенсивным развитием железорудно-металлургического комплекса в регионе, а также с тем, что в течение долгого времени район поставлял трудовые резервы в другие регионы страны, в Центрально-Черноземном экономическом районе была нарушена половозрастная структура, что повлекло за собой снижение рождаемости и увеличение показателя смертности населения.

В результате в районе, одном из первых в России, началась естественная убыль населения. В последующие годы ситуация несколько улучшилась за счет небольшого увеличения рождаемости в 1985–1987 гг. и за счет эмигрантов из районов межнациональных конфликтов и русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья, но продолжает оставаться критической.

Численность трудовых ресурсов имеет тенденцию к снижению, и район из разряда трудоизбыточных, возможно, перейдет к разряду трудодефицитных.

Место района в хозяйственном комплексе страны

Центрально-Черноземный экономический район имеет развитые экономические связи с Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в сильной степени испытывает дефицит энергетических и технологических видов топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а также ввозятся в больших объемах минерально-строительные грузы, минеральные удобрения и т. д.

На территории Центрально-Черноземного экономического района сформировались 2 подрайона, отличающиеся между собой по уровню индустриального развития, специализации и основным направлением развития. Это Западный в составе Курской и Белгородской областей и Восточной в составе Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей.

Ведущее значение в хозяйстве Курской области принадлежит машиностроению и металлообработке, химической и нефтехимической, горнорудной, легкой и пищевой промышленности. Крупные города: Курск, Щигры, Льгов, Обоянь, Железногорск.

Отраслями рыночной специализации Белгородской области являются горнодобывающая, машиностроительная, пищевая промышленность и отдельные производства стройиндустрии. Ведущая роль в развитии производительных сил принадлежит черной металлургии. Крупные города: Белгород, Старый Оскол, Губнин, Алексеевка, Шебенино.

Воронежская область в межрайонном разделении труда выделяется машиностроением, химической, нефтехимической и пищевой промышленностью. Область дает 30 % промышленного производства всего Центрально-Черноземного экономического района. Сельское хозяйство специализируется также на племенном коневодстве. Крупные города: Воронеж, Борисоглебск, Лиски, Острогожск, Семилуки и Россошь.

В Тамбовской области ведущими отраслями хозяйства являются машиностроение и металлообработка, химическая, легкая и пищевая промышленность. Основные города: Тамбов, Мичуринск, Мортанск, Кирсанов.

Главными отраслями Липецкой области являются черная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность, стройиндустрия. В области действует предприятие черной металлургии – Новолипецкий комбинат, поставляющий свою продукцию в другие районы и за рубеж. Основные города: Липецк, Елец, Грязи, Лебедянь, Данков.

Основные направления развития Центрально-Черноземного экономического района

Одним из основных направлений дальнейшего развития Центрально-Черноземного экономического района является создание высокотоварного и многопрофильного сельского хозяйства и связанных с ним перерабатывающих производств. Необходимо существенное укрепление материально-технической базы сельского хозяйства региона, его индустриализация на качественно новом уровне. Также в районе перспективны производства минеральных удобрений и производство синтетических материалов. В Белгородской области перспективно развитие цементной промышленности на базе собственных ресурсов.

В состав Центрально-Черноземного экономического района входят:

Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области.

Площадь: 167,7 тыс. км2.

Население: 7,9 млн чел.

В формировании хозяйственного комплекса Центрально-Черноземного экономического района важную роль играют наличие богатейших запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобное экономико-географическое положение. Центрально-Черноземный экономический район граничит с ведущим промышленным районом страны – Центральным и удобно расположен по отношению к топливно-энергетическим базам Поволжья, Северного Кавказа и Украины. Природные условия региона характеризуются умеренной континентальностью. Несмотря на засушливость, условия благоприятны для ведения сельского хозяйства. Рельеф Центрального Черноземья выражен Среднерусской возвышенностью и Окско-Донской низменностью.

Минеральные ресурсы Центрально-Черноземного экономического района представлены уникальными запасами железных руд Курской магнитной аномалии, месторождениями огнеупорных глин, металлургических доломитов, медно-никелевых руд, бокситов и отдельными видами минерально-строительного сырья.

Медно-никелевые месторождения Воронежской области образуют третью по значению медно-никелевую провинцию РФ. Имеются месторождения бокситов в Белгородской области, но пока не эксплуатируются. Центрально-Черноземный экономический район остро дефицитен по топливно-энергетическим ресурсам и использует практически полностью привозное топливо.

Лесные ресурсы имеют в основном почвозащитное, рекреационное значение.

Водными ресурсами район беден, что неблагоприятно для его хозяйственного развития.

Земельные ресурсы района выделяются качеством: 80% составляют почвы черноземного типа.

Население Центрально-Черноземного экономического района составляет 7,9 млн чел., или 5,3% численности населения РФ.

В городах проживает 61,6% населения, в сельской местности 38,4% населения. По плотности населения (47,0 чел. на км2) регион занимает одно из ведущих мест в России.

Центрально-Черноземный экономический район имеет развитые экономические связи с Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар.

Одним из основных направлений дальнейшего развития Центрально-Черноземного экономического района является создание высокотоварного и многопрофильного сельского хозяйства и связанных с ним перерабатывающих производств.

ЦЕНТРАЛЬНО – ЧЕРНОЗЕМНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Площадьтерритории: 167,7 тыс. кв. км.

Состав: Курская, Белгородская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская области.

Имена:Петр I, П. Б. Иноземцев (академик, высказавший в 1783 году предположение о наличии больших запасов железной руды под Курском), В. В. Докучаев, И. А. Бунин, И. С. Тургенев, Г. И. Шелехов, В. А. Русанов, А. П. Ермолов, М. Ю. Лермонтов.

Географические объекты

Реки: Дон, Ока, Сейм, Воронеж, Цна.

Города: Курск, Липецк, Воронеж, Белгород, Старый Оскол, Тамбов, Мичуринск, Железногорск, Елец.

Крупнейшие города Центрально-Черноземного района и их промышленность

Город Год основания Отрасли специализации и крупные предприятия
Белгород Стройматериалы, машиностроение, «Энергомаш», «Гормаш», пищевая.
Старый Оскол Черная метеллургия; ОЭМК, Стойленский ГОК.
Губкин Горнодобывающая; Лебединский ГОК, «КМАруда».
Воронеж Тяжелое машиностроение, авиастроение, радиоэлектроника; авиазавод, экскаваторный з-д, «Электроника».
Курск Точное машиностроение, химическая, легкая; «Счетмаш», «Электроагрегат», » Химволокно «.
Железногорск Горнодобывающая; Михайловский ГОК.
Курчатов Атомная энергетика; Курская АЭС.
Липецк Черная металлургия, машиностроение, стройматериалы; металлургический комбинат, з-ды тракторный и трубный.
Елец Машиностроение, пищевая.
Тамбов Химическое машиностроение, электроника, химическая; «Полимермаш», «Гальванотехника», «Пигмент».
Мичуринск Машиностроение, пищевая, легкая, центр садоводства.

Липецк

Липецк — город (с 1779 г.) в России, административный центр Липецкой области. Население 521,6 тыс. чел. (2001), площадь 282 кв. км. Расположенный на берегу реки Воронеж за 508 км к югу от Москвы. В настоящее время Липецк — второй город в Центральном Черноземье (после Воронежа) по численности населения.

История. Город был основан в 1703 г., когда в места впадения реки Липовка в реку Воронеж по указанию Петра I, вблизи от месторождений железняка, были заложены заводы для выплавки чугуна, стали, изготовления пушек. В 1779 году город уезда Сокольск и слобода «Липские завода» преобразованные в город с названием Липецк, которое становится центром созданного тогда Липецкого уезда. В XIX веке Липецк был городом уезда Тамбовской губернии. В начале XX века в городе работали два чугунолитейных, винокуренный, сахарный заводы, несколько подсвечниках, кожных и табачная фабрики. В ноябре 1934 г. первый чугун дала домна нынешнего предприятия Новолипецкого металлургического комбината. Из 1954 г. центр Липецкой области, получив статус областного центра.

В годы ВО войны в короткие сроки было завершено строительство Липецкого тракторного завода «Липецкий трактор».

Климат. Климат умеренно континентальный. Зима со стойким снежным покровом, средняя температура января -10 °C. Летом тепло, средняя температура июля +20 °C. Осадков выпадает около 500 мм на год.

Экономика: Новолипецкий металлургический комбинат «Свободный сокол», трубный завод «Центролит», ОАО «Липецкий трактор», АО «Липецкий станкостроительный завод», завод пусковых двигателей, завод бытовой техники «Индезит», завод «Химпродукт», завод резиновых и пластмассовых изделий, кондитерская фабрика, швейная фабрика, фабрика «Липецкие узоры».

Тамбов

Тамбов — город в Российской Федерации, административный центр Тамбовской области, расположен на реке Цна (бассейн Волги), в 480 км от Москвы. Расположен в центральной части Окско Донской (Тамбовской) равнины, в южной части зоны среднерусской лесостепи. По данным краеведов, название Тамбов происходит от слова «тонбов» — «топкое место» из мокшанского языка. По московским данным Тамбов основан 1636 стольником, воеводой Романом Боборикиным. Историки поволжских финив уточняют: территория под крепость захвачена московскими войсками весной 1636 «напротив крайнего мордовского села Тонбов». Функция — опорный пункт Московского государства в мордовских землях, которые из-за отсутствия четкого суверенитета звались Диким Полем. Целый ряд крепостей и фортификационных сооружений на территории западной Мордовии призван был защищать общие границы мокшанских князей и московского монарха от претензий Крымского Ханства и Ногайской Орды (государства). В XVІІІ веке Тамбов стал губернским центром.

Климат умеренно – континентальный. Зима умеренно холодная, с устойчивым снежным покровом, средние температуры января – минус 11 градусов. Лето теплое, средние температуры июля около 20 градусов. Осадков около 500 мм в год, часты засухи.

Экономика. Современный Тамбов — промышленный центр с развитым химическим машиностроением (заводы – «Тамбовполимермаш», «Тамбоваппарат», гальванического оборудования). Машиностроительные предприятия города выпускают различные виды электротехнической продукции «Ревтруд», «Электроприбор»; различные виды комплектующих деталей и запасных частей для автомобилей и тракторов, кузнечно-прессорное оборудование — ПО «Тамбовмаш». В Тамбове расположены химические предприятия «Пигмент» — производство аниловых красителей; заводы асбестовых и резиновых изделий, предприятия легкой промышленности (швейная и обувная), производство строительных материалов.

Культура. В городе Тамбове находится усадьба Баратынских, здесь родился выдающийся математик А.М.Колмогоров. В Тамбовском музыкальном училище учились композитор Г.А.Сметанин. В.И.Агапкин (автор «Прощание славянки»), виолончелист М.Л. Растроппович.

ВОЛГО – ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

Площадь: 263,3 тыс. кв. км.

Состав:Нижегородская область, республика Мордовия, республика Чувашия, республика Марий-Эл, Кировская область.

Имена: К.М.Минин и Д.М.Пожарский, А.М.Пешков (Горький), И.П.Кулибин, Н.И.Лобачевский, С.М.Киров.

Географические объекты

Города: Нижний Новгород, Дзержинск, Городец, Семенов, Киров, Чебоксары, Саранск, Йошкар-Ола.

Реки: Волга, Ока, Ветлуга, Вятка, Керженец; озеро Светлояр.

Крупнейшие города Волго-Вятского района

Город Год основания Отрасли специализации и крупные предприятия
Нижний Новгород ВПК, машино-, авиа-, судо-, авто-, станкостроение; «ГАЗ», «Красное Сормово», «Двигатель», «Сокол» (авиа)
Дзержинск Химическая, машиностроение; «Корунд», «Синтез»
Арзамас Машиностроение, легкая; з-д двигателей
Павлово сер. XVII в. Металлообработка, машиностроение; з-ды автобусов, металлоизделий
Кстово нач. XV в. Нефтеперерабатывающая; НПЗ
Бор XIII в. Машиностроение, стекольная, лесная
Киров 1374 (Хлынов) Машиностроение, лесная, легкая; «Электромаш», «Авитек», » Физприбор «, » Искож «, спичечная ф-ка
Кирово-Чепецк сер. XV в. Металлообработка, легкая
Йошкар-Ола Машиностроение, пищевая, легкая; «Контакт», инструментальный, приборостроительный з-ды
Волжск Деревообработка; ЦБП, ЦБК, дрожжевой з-д
Чебоксары Машиностроение, легкая; «Электроприбор», з-ды промышленных тракторов, приборостроительный
Новочебоксарск Энергетика, химическая; Чебоксарская ГЭС
Канаш Машиностроение, химическая
Саранск Электротехника, приборостроение; «Светотехника», «Орбита», з-д медицинских приборов
Рузаевка Машиностроение; «Лисма», «Химмаш

Нижний Новгород

Нижний Новгород – центр Нижегородской области, в 439 км к востоку от Москвы. Расположен у слияния Оки и Волги. Население 1440,6 тыс. человек. Нижний Новгород 3 город в России по численности населения после Москвы и Санкт – Петербурга. Основан в 1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем как крепость под названием «Нижний» или «Низовские земли». С 1350 – столица созданного в 1341 году Нижегородско-Суздальского княжества. Благодаря выгодному географическому положению город приобрел значение крупного торгового и культурного центра; в Печерском монастыре велись летописные записи. В 1372 году было начато строительство кремля. В 1392 году был присоединен к Москве и вскоре стал опорным пунктом Руси в борьбе с Казанским ханством.

Климат умеренно-континентальный, Средние температуры января -12, июля +18. Осадков около 500 мм в год.

Экономика. Крупный транспортный узел: 6 железнодорожных лучей, речной порт, аэропорт, метрополитен. Современный Нижний Новгород – крупнейший в России центр машиностроения. Ведущие предприятия машиностроительной отрасли: автомобильный завод (ГАЗ), завод специализированных машин (автофургоны, прицепы, коробки скоростей, пресс-формы). Завод «Красное Сормово» главная судостроительная база Волжского флота. Крупный завод («Двигатель революции») — производитель судовых двигателей и газомоторкомпрессоров для магистральных газопроводов. Действуют заводы: авиационный, фрезерных станков, мельнично-элеваторного оборудования, торфяных машин, телевизионный, предприятия передельной металлургии, химической промышленности, деревообработки, стройматериалов. В городе работают предприятия легкой промышленности: льноткацкий комбинат, чулочно-трикотажная фабрика, кожевенно-обувные фабрики, швейные предприятия.

Культура. Нижний Новгород – родина механика Н. Н. Кулибина, математика Н. И. Лобачевского, литературного критика Н. А. Добролюбова, композитора Балакирева.

Киров

Киров, центр Кировской области, в 896 км от Москвы. Расположен на берегах реки Вятка, растянувшись вдоль неё на 25 километров. Население – 467,5 тыс. жителей.

История. Впервые упоминается в летописях в 1374 г. Под названием Хлынов. Город формировался вокруг стоящей на высоком берегу Вятки крепости. В 1780 году было образовано Вятское наместничество. Хлынов переименовали в Вятку. Здесь было развито мануфактурное производство, действовали винокуренные, кожевенно-меховые, обувные, лесопильные мастерские.

В 1929 г. Вятка переименован в город Киров, а с 1936 г. становится областным центром.

Климат. Климат умеренно-континентальный. Средние температуры января -15 градусов, июля 18. Осадков выпадает 550 мм в год.

Экономика. С 1940 г. быстрыми темпами развивается промышленность: машиностроение, металлообработка, химическая. Среди более крупных предприятий: заводы машиностроительный, почвообрабатывающих машин, «Физприбор», инструментальный «Крин», строительного оборудования, электробытовых приборов, шинный, синтетических стройматериалов, биохимический. Работают: кожевенно-меховой комбинат «Белка», комбинат «Искож», текстильный, мебельный, деревообрабатывающий. В Кирове производят спички и музыкальные инструменты.

Искусство и культура. В Кирове есть музеи: М. Е. Салтыкова – Щедрина, авиации и космонавтики им К.Э. Циолковского, музей «Вятские художественные промыслы». Здесь построен Трифонов монастырь в 1684 г. с иконостасом и росписью палехских мастеров. В центре старого города сохранилось здание бывшей приказной палаты 17 века. В Заречном районе Кирова (в прошлом слобода Дымково) налажено производство традиционной лепной «дымковской» игрушки.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Экономико-географическая характеристика Центрально-Черноземного района

Состав.

Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.

Экономико-географическое положение.

Район имеет небольшую территорию (107 тыс. км2) и удобное транспортно-географическое положение. Граничит с Центральным, Поволжским и Северо-Кавказским экономическими районами РФ и Украиной. Железнодорожные и автомобильные магистрали пересекают территорию района как в широтном, так и в меридиональном направлении. Имеется разветвленная сеть газопроводов и ЛЭП.

Наличие крупных месторождений полезных ископаемых (железной руды, цементного сырья) и благоприятные почвенно-климатические условия, а также значительный резерв рабочей силы способствуют развитию различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Природные условия и ресурсы.

Климат — умеренно-континентальный, более мягкий, чем в Центральном экономическом районе. Природные зоны — лесостепь и степь.

Рельеф — равнинный. Здесь сосредоточены значительные массивы черноземных почв. Но большая часть территории района испытывает недостаток водных ресурсов.

Велики запасы железных руд Курской магнитной аномалии (КМА) — около 40 млрд. т. Значительна доля богатых руд, где содержание железа достигает 60%. Выделяются железорудные районы: в Белгородской области — Старооскольский (Лебединское, Стойленское месторождения и около г. Губкин) и Михайловский (г. Железногорск, Курская обл.).

Имеются также месторождения огнеупорных глин, фосфоритов, строительных материалов. Топливных ресурсов нет.

Население — 7,0 млн. человек; средняя плотность населения — 46 человек на 1 км2. Издавна это густозаселенный район.

Район складывался как сельскохозяйственный. В настоящее время население занято и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Коэффициент урбанизации — 62%.

Хозяйство.

Главные черты хозяйства определяются удобным ЭГП, наличием трудовых ресурсов, богатством рудных месторождений, благоприятными почвенно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства, но недостатком водных и энергетических ресурсов.

Специализация района определяется преимущественным развитием металлургической, машиностроительной, химической и пищевой промышленности, а также высокоразвитым сельским хозяйством.

Горнорудная промышленность (добыча железной руды) служит базой для развития черной металлургии. Крупными центрами являются Новолипецкий металлургический комбинат полного цикла и завод бездоменного производства металла в Старом Осколе.

Машиностроение района специализируется на производстве: горного оборудования, экскаваторов, сельскохозяйственных машин, химической аппаратуры, станков, приборов, электротехнических изделий, оборудования для пищевой и цементной промышленности.

Промышленные предприятия размещаются в крупных городах — Воронеже, Курске, Липецке, Тамбове, Белгороде, Мичуринске, Ельце. В Курске представлено точное машиностроение; в Белгороде — металлоемкое машиностроение – производство горного оборудования. В Липецке находится крупный тракторный завод.

Химическая промышленность представлена производством синтетического каучука и шин в Воронеже, красителей в Тамбове, химического волокна в Курске. Коксовые газы используются для производства азотных удобрений, анилиновых красителей. Но в основном промышленные предприятия отрасли работают на привозном сырье.

Промышленность строительных материалов, особенно цементная, развита в Белгороде, Липецке, Старом Осколе, Железногорске и Губкине. Развивается производство железобетонных конструкций.

Район располагает высокоразвитой пищевой промышленностью. Это мукомольные, маслобойные, сахарные и табачные заводы.

Агропромышленный комплекс.

Район отличается высокоразвитым сельским хозяйством с преобладанием растениеводства. Выращиваются преимущественно зерновые (озимая пшеница, кукуруза, ячмень, рожь) и технические культуры (сахарная свекла, подсолнечник). Значительные площади заняты под картофелем и овощами. Животноводство имеет главным образом мясомолочное направление. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу. Вокруг городов сложилось пригородное хозяйство. Развито садоводство.

Топливно-энергетический комплекс является слабым звеном хозяйственного комплекса.

Лишенный своих энергоносителей район вынужден завозить топливо из других областей (преимущественно нефть и газ). На привозном топливе работают все электростанции района. Значительную часть электроэнергии вырабатывают мощные АЭС — Курская и Нововоронежская.

Транспорт.

Хорошо развиты все виды транспорта, работа которых обеспечивает внутренние и внешние связи.

Добавить комментарий

Закрыть меню