Центральное понятие марксистской социологии

Марксистское направление в российской социологии появилось в 70-х годах XIX века вслед за переводом «Капитала» К. Маркса на русский язык. Забавно, что правительственные круги первоначально даже благосклонно отнеслись к марксизму, видя в нем антипод народничеству, так как он отрицал терроризм как форму политической борьбы. Цензура первоначально отнеслась к «Капиталу» как к «строго научному, тяжелому и малодоступному» экономическому трактату, выражающему идеи западничества с экономическим акцентом. Академическая российская социология поначалу также положительно восприня­ла марксизм за его критику феодализма.

По существу он стал первой прокапиталистической идеологией среди русской интеллигенции в трактовке «ле­гальных марксистов» С. Булгакова, П. Струве, М. Туган-Барановского. Им нужен был Маркс, сказавший в «Манифесте коммунистической партии», что готов поддер­жать буржуазию в революционной борьбе с абсолютной мо­нархией, то есть, собственно говоря, нужна была демокра­тическая половина социальной программы Маркса.

Однако с середины 90-х годов, после проникновения марксизма в широкое российское рабочее движение, власти стали категорически запрещать издание произведений. Часто издатели публиковали, например, «Нищету филосо­фии» без имени автора, «Манифест» имел семь различных названий типа «Философия истории», «Капитализм и ком­мунизм».

Значительная часть интеллигенции отшатнулась от марксизма в сторону религиозности, мистицизма после ре­волюции 1905 года. И в самой академической социологии, хотя и присутствовали ученые-марксисты, причем такие яркие и незаурядные, как, например, К. М. Тахтарев, марксизм достаточно часто и активно подвергался критике.

Анализируя в целом критику марксизма некоторыми представителями академической социологии, можно вы­делить три ее основных направления:

1. Признание определенных теоретических заслуг К. Маркса и одновременно критика практической направленности марксизма на революцию и использование насилия. Такую позицию занимали большинство крупных российских академических социологов, в частности М. Ковалевский, Н. Кареев, Де Роберти.

Схематизация марксизма— изложение его сущности как упрощенного экономического материализма и последующая критика подобной не аутентичной версии марксизма. Такими критиками были, в частности, М. Филиппов, А. Исаев, П. Берлин.

Нигилистическая критика марксизма, отрицающая какие бы то ни было его аналитические заслуги. В основном ею занимались социологи, тесно связанные с идеологией и практикой народничества, — такие, как Ю. Делевский, Л. Слонимский, М. Тареев.

В конце XIX в. широкое распространение среди передовой интеллигенции России получило направление, из­вестное под названием легального марксиз­ма. Просуществовало оно недолго — до разгрома револю­ции 1905 г., однако оставило глубокий след как в общественном мнении, так и в российском обществоведении.

Наиболее яркими фигурами в этом течении были Петр Бернгардович Струве (1870-1944), Сергей Николаевич Булгаков (1871-1948), Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919).

Петр Бернгардович Струве (1870-1944) считал своей главной заслугой внесение в марксизм идей неокантиан­ства и тем самым предвосхитил «критический поворот» бернштейнианства. В работе «Критические заметки к во­просу об экономическом развитии России» (1894), считал он, им была сделана первая в литературе марксизма по­пытка привлечь к развитию и обоснованию марксизма критическую философию, а также были развиты взгляды, заключавшие в себе отрицание Zusamenbruchstheorie und Vererlendungstheorie.

Главным способом совершенствования общественных отношений П. Б. Струве считал реформы. «Социальные реформы, — утверждал он, — составляют звенья, связывающие капитализм с тем строем, который его сменит, и — каков бы ни был политический характер того заключительного звена, которое явится гранью между двумя обще­ственно-историческими формами, — одна форма историче­ски вырастает из другой».

Касаясь реформаторской роли государства в решении этой задачи, он писал, что государство стоит перед задачей добиться целым рядом политических и экономических ме­роприятий, чтобы процесс экспроприации массы мелких производителей проходил с наименьшими жертвами. Цель этих мероприятий — такая форма землевладения, которая дает рациональное производство.

Вообще же преобразовать общество, согласно Струве, сможет образованный индивид, а не классовая борьба и ре­волюции.

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) выделил пять основных групп интересов человека, среди которых наиболее важными для социального развития яв­ляются психологические, эгоальтруистические и религиозные. Согласно концепции Туган Барановского, классовая борьба действует лишь в сфере экономических интересов человека и общества, но неприменима к тем сторонам человеческой жизни, которые лежат вне экономики. Классовая борьба — это не что иное, как борьба за распределение продуктов в обществе.

В работе «Периодические промышленные кризисы» (1894) он дал схемы нормальной реализации продуктов в капиталистическом обществе и заявил о том, что нет оснований говорить о неизбежности кризисов при капитализме. В другой работе — «Русская фабрика в прошлом и настоящем» — он делает вывод о том, что капитализм вну­тренне способен к непрерывному развитию и что будет про­исходить самокорректирование его пути развития.

Крупнейшим русским социальным мыслителем, оказавшим и продолжающим оказывать значительное влияние на формирование отечественного общественного сознания, является Николай Александрович Бердяев (1874-1948), творчество которого было связано с рождением легального марксизма, со «сменой вех» в сознании российской интеллигенции, с яркими страницами российской социальной мысли в условиях эмиграции.

Он неоднократно называл себя сторонником персоналистического социализма, в котором человек считается высшей социальной ценностью.

Весьма интересна его оценка противостояния западного капитализма и русского коммунизма. «Коммунизм прав в критике капитализма. И не защитникам капитализма обличать неправду коммунизма, они лишь делают более рельефной правду коммунизма… Именно капиталистиче­ская система прежде всего раздавливает личность и дегу-манизирует человеческую жизнь, превращает человека в вещь и товар, и не подобает защитникам этой системы обличать коммунистов в отрицании личности и в дегумани­зации человеческой жизни».

Последовательным развитием социальных концепций марксизма на российской почве занялись социал-демокра­ты во главе со своим идейным вождем Г. В. Плехановым (1856-1918). В социологическом плане наиболее плодотворными были работы В. И. Ленина (1870-1924), в частности его монография «Развитие капитализма в России» (1899), в которой он на эмпирическом материале убеди­тельно доказал, что крестьянство в России к концу XIX века перестало быть однородной массой, и дал его типологию, основанную на использовании социальных индикаторов.

Георгий Валентинович Плеханов(Бельтов) (1856-1918)— крупнейший русский теоретик и пропагандист марксизма, видный деятель российского и международно­го рабочего и социалистического движения.

Он создал в 1883 г. в Женеве первую российскую марксистскую организацию— группу «Освобождение труда». Ему принадлежит перевод на русский язык ряда программных работ Маркса и Энгельса. В ряде собственных работ: «Социализм и политическая борьба» (1883), «Русский рабочий в революционном движении» (1895), «К вопросу о развитии монистического взгляда на природу» (1895) и др. — он развивал социологическую концепцию политических, экономических и социальных процессов современного ему общества на социетальном уровне. В 20-х гг. его работы были изданы в России в 24 томах, и в Петрограде в рамках Государственной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина был создан исследовательский и библиографический Дом Плеханова.

Наибольший интерес для социологии представляют выводы Г. В. Плеханова относительно роли масс и личности в истории и характера развития социальной революции.

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924) известен не только как политический деятель, основатель Советского государства, но и как крупный социолог и социальный теоретик, которого, в частности, еще до революции в качестве ведущего эксперта по проблемам социологии и рабочего движения приглашали сотрудничать такие энциклопедические издания, как Гранат, Брокгауз и Эфрон.

Фундаментальным трудом, социологически анализи­рующим социальные и экономические тенденции отечественного развития, явилась его монография «Развитие капитализма в России» (1899), в которой он эмпирически доказал, что на рубеже веков русское крестьянство перестало быть однородной массой и стало раскалываться на пролетарские и буржуазные слои. Этот процесс был значительно ускорен упразднением помещичьего землевладения. Используя статистические методы, он дал типологию крестьянства в новых условиях, выделив в его среде на основе строгих эмпирических индикаторов группы кулаков, середняков и бедняков.

Этот теоретический анализ имел практическое, причем исключительно значимое по своим результатам приложение. Используя коренные интересы крестьянской среды, большевики сначала обеспечили себе их поддержку в ходе социалистической революции, выдвинув лозунг национа­лизации земли, затем, учитывая неоднородность крестьянства, нашли опору в бедняках и середняках в осуществлении первого этапа коллективизации, изолировав зажиточное крестьянство, и, наконец, опираясь на бедняков, завершили процесс сплошной коллективизации.

Характеризуя Ленина как социального аналитика, «Международная энциклопедия социальных наук» констатирует, что сильной стороной Ленина была исключительная способность, встречаемая часто в людях типа Бисмарка, анализировать конкретную практическую ситуацию и дать вещам неожиданный толчок в том направлении, в котором они хотят, чтобы развивалась ситуация.

Серьезный интерес представляет разработка Лениным теории государства, теории революции, сущности и функ­ций различных типов демократии и диктатуры, анализ особенностей Советов как формы государственной власти.

Творческий характер носит разработка им теории стро­ительства социалистического общества и принципов госу­дарственного планирования социально-экономического развития общества в новых условиях.

Еще одна группа проблем, ленинское решение которых представляет не только теоретический, но и практический интерес, связана с национальным вопросом в условиях многонационального государства. В частности, Лениным разработаны принципы построения единого многонацио­нального государства как добровольного союза суверенных наций, начата их реализация.

Помимо легального марксизма и ленинизма в россий­ской марксистской социологии существовали и другие направления и оттенки.

Наиболее интересными представителями марксистско­го социологического подхода были Константин Михайлович Тахтарев (1871-1925), специализировавшийся в области генетической социологии; Александр Александрович Богданов-Малиновский (1873-1928), отошедший от большевиков в 1909 году и создавший в 20-х годах XX в. концепцию технологии или социологии управления, активно обсуждавшуюся не только в научных кругах; Николай Александрович Рожков (1868-1927), ставший в 1922 г. ди­ректором Академии коммунистического воспитания и од­ним из главных создателей «Большой советской энцикло­педии» в 1926-1927 гг.

Константин Михайлович Тахтарев (1871-1925) — выдающийся русский социолог. Он явился организатором и первым директором первого в России социологического исследовательского института. В1916 г. он становится одним из организаторов Социологического общества имени М.М. Ковалевского, с 1917 г. преподает в Петроградском университете, в 1919 г. создает исследовательский институт, впоследствии переименованный по его инициативе в Социологический институт.

В 1923-1924 гг. К. М. Тахтарев находился в научной командировке в Лондоне, а вернувшись, стал хранителем одного из кабинетов Института Маркса и Энгельса. Умер он от болезни сердца летом 1925 г.

Среди важнейших его работ следует назвать книги «От представительства к народовластию» (1907), «Очерки по истории первобытной культуры» (1907), «Общество и его механизмы» (1921), двухтомную «Сравнительную историю развития человеческого общества и общественных форм» (1924).

Александр Александрович Богданов-Малиновский (1873-1928) был крупным российским экономистом, философом, социологом, политическим деятелем, естествоиспытателем, литератором. После Октябрьской революции ему неоднократно предлагали, в том числе и лично Ленин, вернуться в партию и занять руководящие государственные посты, однако Богданов твердо решил оставаться вне партий и посвятить жизнь исследовательской и преподавательской работе. С 1921 г. он был организатором и директором первого в мире Института переливания крови. Умер он 8 апреля 1928 г. в результате эксперимента по переливанию крови, поставленного на себе. Институту было присвоено его имя, которое затем снималось и снова возвращалось.

В области социологии он разработал концепцию тектологии (от греч. текто — строить, конструировать). Тектология была попыткой построить марксистскую тео­рию менеджмента, включив в нее достижения современно­го мирового обществоведения. Он определял ее как науку об общих законах организации. Как отечественная, так и мировая наука признают, что в концепции тектологии предвосхищены некоторые положения кибернетики, такие, как принцип обратной связи, идея моделирования и др.

Согласно Богданову, существует два типа адаптации: когнитивная, относящаяся к определенной области знания, и идеологическая. Адаптация каждого из типов тем социальнее, чем более она пронизана «социальным инстин­ктом» — той силой, которая заставляет человека находить­ся среди других людей, поступать так же, как они, что особенно наглядно проявляется в процессе имитации» Социальный прогресс основан на развитии обеих форм адаптивности.

Николай Александрович Рожков(1868-1927)— вид­ный русский обществовед. Главный его научный труд—-12-томная «Русская история в сравнительном историче­ском освещении».

В ней он, в частности, ввел понятия «критических» и «органических» эпох. Всего же им изда­но свыше 350 работ по истории, социологии, философии, экономике, политике, педагогике.

Марксистское направление в социологии

В середине XIX в. формируется марксистская социология (марксистское направление социологической мысли). Его создателем явилсяКарл Маркс (1818-1883), один из самых влиятельных мыслителей XIX в. Свою жизнь Маркс посвятил научным занятиям и политической деятельности. Вершиной научного творчества Маркса стала публикация в 1867 г. первого тома его произведения «Капитал». Последующие второй и третий тома были изданы после смерти Маркса его другом и соратникомФридрихом Энгельсом (1820-1895). Основной вклад Маркса в социологическую мысль состоял в рассмотрении общества в качестве феномена, отличного от природы, в утверждении решающей роли труда, производственного фактора в развитии общества, в анализе социальной структуры, конфликтного взаимодействия его частей (классов). Особенно важно, что Маркс использовал понятие «общественно-экономической формации» как исторически определенного целостного этапа общественного развития. Он исходил из убеждения, что суть предшествующей истории — это борьба классов за контроль над собственностью и богатством, обусловленная историческим разделением труда, в результате которого и образуются классы — носители противоположных интересов. Своеобразный синтез классического и нетрадиционного типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Mаркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Объектом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а предметом — изучение основных социальных общностей и институтов.

К. Mapкс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как естественный, поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической. Естественно-исторический процесс, столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только не зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественно-исторический процесс представляет собой результат деятельности людей.

В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей.

7. Психологическое направление в западной социологии конца ХIX – нач. XX вв.

Психологическое направление в социологии, как отрасль знаний не было однородным, на рубеже XIX и XX веков формировались различные концепции. Психологизм в социологии интересовал многих ученых. Но всех их объединяло одно – стремление, не всегда осознанное, сводить социальное к психологическому. На фоне редукционизма социологии к психологическому можно выявить крупные теории, такие как психологический эволюционизм – который во многом походил на идеи биолого-эволюционной школы Спенсера, инстинктивизм – который основывался на бессознательной части человеческого мышления, «Психология народов» – тесно связанная с этнографией и другие. Психологический эволюционизм — одна из наиболее ранних школ в социологии, сохранившая в значительной мере связь с «биологическими подходами» к общественной жизни. Основатели этой школы Л. Ф. УОРД (1841—1913) и Ф. Т. ГИДДИНГС (1855—1931) — американские ученые, рассматривавшие развитие общества как часть общей космической эволюции, в которой каждая высшая и последующая ступень возникает на основе предыдущей и наследует ее особенности. Причем главной особенностью социальной эволюции, в отличие от предшествующей — биологической, является возникновение разумного начала, осуществляющего управление или принимающего участие в управлении общественной жизнью.

У всех психосоциальных теории были и достоинства и недостатки и все они оставили определенный след в истории социологической мысли. Однако в конце XIX века становится ясно, что психология индивида или абстрактный «народный дух» не могут однозначно объяснить сущность социальных явлений. Поэтому всё больше растет интерес к изучению непосредственно явлений группового массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможными передачу социальных норм и верований и адаптацию индивидов друг к другу. На рубеже XX века многие социологи занимались изучением психологии масс, однако, наибольший интерес представляют работы французских ученых Г. Тарда и Г. Лебона.

Проблемы массового общества анализировались в социальной философии на протяжении всего XX века, более того исследования социального явления – «омассовление» – имело место в XIX веке. Ф. Ницше обращал пристальное внимание на то, что массы начинают приобретать в обществе главенствующее значение, резко критиковал этот процесс, считая, что европейская культура не желает задумываться над этим явлением и устремляется к катастрофе, ибо происходит обесчеловечивание человека.

Г. Тарду (1843–1904) по праву принадлежит одно из первых мест в числе ведущих ученых, занимавшихся социально-психологической проблематикой в социологии. Полемизируя со своим именитым соотечественником Э. Дюркгеймом, исходившим из примата социального над индивидуальным (принцип социологизма), Тард представлял общество как агрегат индивидов, точнее, продукт индивидуального взаимодействия. У Дюркгейма вектор социальности направлен от общества как целостного организма к индивиду, у Тарда вектор социальности, наоборот, направлен от массы (группы) индивидов к целостной системе. Поэтому для Тарда социология – это «коллективная психология». В такой интерпретации социология изучает законы воспроизведения (общества), тогда как история изучает законы развития (общества).
Основными социологическими законами, по Тарду, являются законы повторения, оппозиции и адаптации. Здесь Тард по существу закладывает основы социологии коммуникации. Источником любого нововведения является творческая индивидуальность (одаренная личность, лидер). «Социальное» начинается тогда, когда «новшество» начинает повторяться и усваиваться другими (нетворческими) индивидами, массой людей. Главную роль в повторении играет механизм подражания. В массе подражание распространяется в виде концентрических кругов и до тех пор, пока не встречается с нововведением, исходящим от другой творческой личности, лидера. В действие вступает закон оппозиции, в соответствии с которым начинается «дуэль» подражаний. Постепенно эта дуэль завершается адаптацией того или иного новшества. Определяя общество через феномен «подражания», французский социолог различает подражание в форме «обычая» и в форме «моды». В первом случае имеет место подражание «своему и древнему», во втором случае – подражание «новому и чужому».
В качестве модели организованного поведения массы людей Тард рассматривает «публику». Он указывает на присущие ей единство реакции, системность поведения отдельных индивидов.
Разграничивая понятия «толпа» и «публика», Тард понимает под первой стихийное, малоорганизованное собрание людей, главными особенностями которого являются инертность, неспособность к творческой созидательной деятельности. В своем поведении толпа следует за лидером. «Публика» представляет собой объединение людей, главным законом которого является общность мнения. Если толпа связана «физически», то публика – психически.

Тест по предмету «Социология» с ответами

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Что является объектом социологии:

  1. Человек
  2. Социальная жизнь человека, группы, общества
  3. Общество

Вопрос 2. Социология как наука возникла:

  1. После Второй мировой войны
  2. В первой половине XIX века
  3. В XVIII веке

Вопрос 3. Кто ввел в научный оборот термин «социология»?

  1. М. Вебер
  2. К. Маркс
  3. О. Конт

Вопрос 4. Кому из перечисленных авторов (1) Дюркгейм, (2) Вебер, (3) Маркс, (4) Конт принадлежат следующие определения социологии?

  1. Это позитивная наука об обществе (4)
  2. Это наука о социальных фактах (1)
  3. Это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать (2)

Вопрос 5. Кто из социологов исследовал проблему группового поведения?

  1. Г. Спенсер
  2. Г.

    Лебон

  3. Т. Парсонс

Вопрос 6. Центральным понятием социологии К.Маркса является:

  1. Общественно-экономическая формация
  2. Социальное действие
  3. Социальное пространство

Вопрос 7. Кому из перечисленных авторов принадлежат следующие положения (1 Конт, 2 Маркс, 3 Вебер)

  1. Сформулировал закон социальной гармонии (1)
  2. Подчеркивал важность понимания субъективного смысла, который вкладывается в действие индивида (3)
  3. Обосновал закон соответствия производительных сил характеру производственных отношений (2)

Вопрос 8. Какие из названных определений принадлежат:

  1. Общество – это над индивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях (2)
  2. Общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий (1)
  3. Общество – это система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности (3)

Вопрос 9. Какие из данных определений относятся к понятиям 1) социальная система,2) социальное действие, 3) социальный институт

  1. Человеческое действие, сознательно ориентированное на поведение и ожидание другого человека (2)
  2. Явление или процесс, состоящий из определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое (1)
  3. Устойчивая, стандартизированная форма осуществления социальной функции для удовлетворения какой-либо одной фундаментальной потребности (3)

Вопрос 10. Что такое социальная структура?

  1. Организация отношений между людьми
  2. Образец поведения
  3. Определенный способ связи взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции

Вопрос 11. Какая стратификационная система является открытой?

  1. Кастовая
  2. Сословная
  3. Классовая

Вопрос 12. Что является признаками предписанного статуса?

  1. Национальность
  2. Социальное происхождение
  3. Образование, квалификация

Вопрос 13. Как называется изменение социального статуса личности?

  1. Карьера
  2. Социальная мобильность
  3. Рейтинг

Вопрос 14. Кого можно отнести к маргинальным слоям населения?

  1. Военнослужащих
  2. Эмигрантов
  3. Студентов

Вопрос 15. Что понимается в социологии под термином «личность»?

  1. Всякий человек с момента своего рождения
  2. Каждый, живущий в обществе и соблюдающий его нормы
  3. Выдающийся деятель

Вопрос 16. Какие из определений характеризуют понятия: 1) социальная роль, 2) социальный статус, 3) ролевая система?

  1. Ранг или позиция индивида во взаимоотношениях с другими, связанная с определенными правами и обязанностями (2)
  2. Поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус (1)
  3. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу (3)

Вопрос 17.

  1. Обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам
  2. Подготовка детей к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни
  3. Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных ролей и культурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит

Вопрос 18. Социальный конфликт – это:

  1. Форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями
  2. Борьба между индивидами, цель которой – получение выгоды, прибыли, либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям
  3. Борьба индивидов за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, группы, коллектива

Список готовых тестов с ответами

Добавить комментарий

Закрыть меню