Ценообразование в условиях рынка

Лекция 9. Ценообразование в условиях рынка

Понятие и экономическая сущность цен

Главным ориентиром рыночного поведения являетсяцена. Формирование цены определяется ценовой политикой предприятия, которая явл. составной частью общей политики поведения предприятия на рынке. Ценовая политика осуществляется через ценовую стратегию. От цены зависит и возмещение издержек, и размер ожидаемого дохода.

В общем виде структура цены выглядит таким образом:

Ц = Сп + П

Сп – полная себестоимость.

П – размер ожидаемой прибыли или ожидаемого дохода.

Цена может снижаться или за счет сокращения затрат на получение продукции или за счет сокращения размера ожидаемой прибыли. Цена регулирует направление ресурсов в конкретном производстве.

Основные принципы ценообразования:

— цена должна возмещать издержки производства и реализации,

— должна способствовать накоплению,

— должна обеспечивать возможности расширения производства,

— должна стимулировать спрос и обеспечивать устойчивое положение товара на рынке,

— должна обеспечивать некоторую экономически обоснованную рентабельность, сохраняя устойчивое финансовое положение предприятия.

В рыночных условиях цена определяется соотношением спроса и предложения на конкретную продукцию на определенном рынке. Предприятие повлиять на рыночную цену практически не имеет возможности и если необходима дополнительная прибыль, то единственно верный способ-это снижение затрат, а следовательно снижение себестоимости.

Функции цен

В условиях развития рыночных отношений цена выполняет функции:

1. Учетная (измерительная). При помощи системы цен планируются и учитываются все стоимостные показатели: валовая и товарная продукция, издержки, чистый доход и т.д.


2. Стимулирующая – прибыль во многом зависит от цены, рост цен на продукцию стимулирует к наращиванию объемов выпуска именно этой продукции.

3. Распределительная – перераспределение потока материальных и денежных ресурсов в другие отрасли или между предприятиями одной отрасли.

4. Регулирующая – выравнивание величины спроса и предложения происходит по средствам цен, регулирует поставку продукции на рынок.

5. Контрольная – контроль за расходованием ресурсов в обществе, в отдельной отрасли, на предприятии.

6. Социальная – перераспределение доходов и расходов население, покупательская способность, спрос.

Методы ценообразования

Реализация цели и стратегии ценообразования осуществляется с помощью методов ценообразования:

1) затратное ценообразование (затратный метод).

Основано на издержках производства и товаропродвижения, т.е. определенной суммой затрат и величиной ожидаемой прибыли.

Сп – полная себестоимость единицы продукции, руб.; RТЗ – уровень рентабельности производства (норма прибыли к полным затратам), %

2) конкурентное ценообразование – основано на конкуренции, т.е. цена может отклоняться от цен конкурентов только в определенных рамках, например: возможность и условия доставки, особая расфасовка и упаковка и т.п.

3) комбинированное ценообразование – это сочетание предыдущих методов.

Политика ценообразования

В настоящее время цены на продукцию устанавливает рынок, но каждый руководитель вправе самостоятельно выбирать рынок сбыта своей продукции, а значит, и маневрировать ценами, заранее изучая и анализируя свои финансовые, производственные возможности, конкурентную среду и покупательскую способность населения. Но при установлении конкретного уровня цен, следует учитывать, что в условиях одного территориального рынка цена на продукцию может изменяться лишь в определенных границах, минимальный ее уровень определяется издержками производства и реализации, а максимальный – исключительно спросом.

Конкретный же уровень цены устанавливается в зависимости от факторов:

1. конкуренции на рынке;

2. в зависимости от объемов производства;

3. от структуры затрат;

4. от целей предприятия.

На каждом предприятии в отношении всех видов продукции применяется особенная политика ценообразования.

Система цен в РФ

В рыночной экономике цены бывают:

1. Свободные (формируются под воздействием рыночных факторов случайным образом).

2. Договорные (формируются с учетом эконом. заинтересованности покупателей и продавцов).

3. Регулируемые – это цены, уровень, динамика и порядок которых регулируется государством.

4. Закупочные – закупает государство для своих нужд.

5. Оптовые

6. Розничные

7. Сопоставимые – для измерения динамики товарооборота в длительном периоде за 5 лет, 10 и т.д. В ценах 2000 г., 2005 г.

8. Гарантированные (защитные) – цены при закупке продукции в федеральный бюджет

9. Залоговые – используются при закупке продукции под залог.

10. Бартерные – используются при обмене с.-х. продукции на промышленную.

11. Базисные – цены, которые применяются в качестве исходных при предварительных сделках и корректируются с помощью скидок или надбавок.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа на тему:

ценообразование в рыночных условиях.

Выполнил:

Студент группы МАР-10С

Анфалов Сергей

Проверила:

Лепихина Т. Л.

Пермь 2010

Введение

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так-то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль. Цена является конечным показателем, который характеризует товар, она одинакового учитывает интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций.

Актуальность выбранной мною темы сводится к тому, что без ценообразования не было бы рыночной экономики, так как основой экономики являются рыночные отношения, где цена обеспечивает весь оборот по приобретению и реализации товаров.

Объект исследования — это ценообразование, что представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Обычно, выделяются две модели ценообразования — это рыночное ценообразование и государственное ценообразование. В условиях командного ценообразования установление цены является преимуществом сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги.

Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

Предметом ценообразования является изучение экономической сущности цены, закономерностей и факторов формирования и движения цен, предпосылки их использования в управлении социально-экономическими процессами общества, принципов и методов использования этих закономерностей при прогнозировании и обосновании уровней конкретных видов цен.

Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в области реализации продукции.

Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

Отличительной чертой рыночного ценообразования является то, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

Наука о ценообразовании имеет свою методологию, представляющую собой совокупность общих принципов ценообразования, методов разработки цен, методов формирования системы цен и их регулирования.

Цель моей работы исследовать сущность ценообразования в условиях рынка, а так же выявить основные преимущества и недостатки рыночного ценообразования.

Глава I.

    1. Понятие, сущность цен и ценообразования в условиях рынка.

По сути своей, цена представляет собой сумму денег, которую покупатель передает продавцу за приобретаемый товар. В рыночных условиях цена является характеристикой товара на рынке. В ней сосредотачиваются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение.

Цена – это экономическое понятие, существование и важность которого, как мне кажется, никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей. Высокая цена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а лучше сказать, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм. Простое наблюдение отдельных цен и даже покупки по этим ценам рождают скорее эмоциональное, чем объективно-научное восприятие. В сознании обычного человека чаще всего рождается искаженное видение цены. Поэтому, я думаю, следует вникнуть глубже в сущность понятия «цена», рассмотреть разнообразные виды и функции цен, изучить механизм формирования цен, способы их определения.

О ценах стали говорить и писать не столько с позиций их назначения, сколько с точки зрения способов их формирования. Смысл цены, так или иначе, связывается с ценно-образующими факторами, влияющими на ее величину.

Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка1, спрос и предложение товара. При втором — в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара.

В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение. Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основных акцента. Тут подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. А также цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи, о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.

Цена есть денежное выражение стоимости товара. Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах Д. Рикардо2, «стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу». Практическая связь между стоимостью и ценой была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.

Цена — сложная экономическая категория, связанная практически со всеми элементами экономических отношений в обществе. Наиболее остро проблема ценообразования встала перед российскими экономическими агентами после отказа от назначения государственных цен и передачи функций ценообразования свободному рынку. Так как в условиях рынка ценообразование представляет собой многофакторный процесс, сильно подверженный влиянию конъюнктуры рынка. Следовательно, необходимо выяснить и теоретически обосновать, как фирме лучше действовать в условиях конкретного рынка, какой политики ценообразования придерживаться, чтобы наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, а с другой — ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм. Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги.

Способность товара — удовлетворить ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость. Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара обмениваться на другой товар выражает наличие у каждого из них стоимости. В настоящее время стоимость — это цена товара; затраты денежных средств на приобретение товара, на выполнение работ и услуг. До того как рассмотреть методы ценообразования, необходимо понять, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором реализуются продукты организации.

На рынке конкуренции, который состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товара (например, пшеницы, меди), ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Отдельный продавец на этом рынке не в состоянии запросить цену выше, поскольку покупатели могут свободно пойти и приобрести необходимое им количество товара у других продавцов по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать за товар и цену ниже равновесной, так как могут продать его по существующей рыночной цене. Поэтому продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии ценообразования, поскольку до тех пор, пока модель рынка близка к рынку совершенной конкуренции, роль политики цен, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования. На этом рынке товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и различными (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Продавец не уверен, что может добиться долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если продавец повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентов в пользу конкурентов.

Рынок монополии — всего один продавец. Это может быть государственная организация, к примеру железная дорога. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство. В случае же нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. По ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Это связано с боязнью введения государственного регулирования, нежеланием привлекать конкурентов, стремлением быстрее проникнуть — благодаря невысоким ценам — на всю глубину рынка.

1. Ценообразование в условиях рынка.

Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика. Прежде всего, разберемся с определениями.

■Цена представляет собой стоимостную экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена — денежная стоимость товара.

■Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование — формирование цен государственными органами.

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подверженный воздействию множества факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одними из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цеп во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены и так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т. д.) увязываются в единую интегрированную систему.

Существует несколько теорий стоимости: теория трудовой стоимости; теория спроса и предложение; теория предельной полезности.

■Теория трудовой стоимости оторвана от рынка и цены, так как стоимость общественно необходимых затрат труда без учета спроса и предложения ничего не выражает.

■ Согласно теории спроса и предложения стоимость товара может проявиться только в цене, т.е. в денежном выражении. Следовательно, цена определяется соотношением спроса и предложения. Эта теория дополняет теорию трудовой стоимости, так как увязывает ее с рынком, ценой и механизмом ее формирования.

■ Сущность теории предельной полезности заключается в том, что стоимость товара зависит от его предельной полезности: чем больше товара конкретного вида на рынке, тем меньше его ценность, и наоборот, если количество какого-либо товара меньше потребности в нем, то его ценность возрастает. При увеличении предложения данного товара ценность его падает до предельной полезности. Следовательно, теория предельной полезности основывается на теории спроса и предложения.

В условиях рыночной экономики в основе ценообразования лежит теория альтернативной стоимости, объединяющая рассмотренные теории в единую теорию стоимости.

Суть ее такова: прежде чем приобрести товар, покупатель стоит перед необходимостью принятия альтернативного решения, какой товар выбрать из множества предлагаемых на рынке. Купив один из них, он отказывается от других. Стоимость купленного товара представляет собой альтернативную стоимость. Покупатель оценивает товар с точки зрения своих интересов и возможностей.

В то же время альтернативная стоимость влияет на предложение данного товара, так как товаропроизводитель ради организации его производства и получения прибыли отказался от других благ. Таким образом, альтернативная стоимость формируется на рынке в конкурентной борьбе в зависимости от спроса и в то же время влияет на производство, и, следовательно, на предложение.

Цена должна отражать интересы как производителей, так и потребителей товаров: производителю — возмещение затрат с определенной прибыльностью, а потребителю — экономическую выгоду от эксплуатации данного товара.

Цена — это главная и универсальная форма связи товаропроизводителя и рынка. Она делает возможной (или невозможной) покупку-продажу товара, а, следовательно, и само экономическое существование производителя товара. Возможности реализации практически всех экономических интересов, в конечном счете, определяются уровнем цены, по которой продается и покупается товар. Правильный выбор цены является залогом хорошего финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия (фирмы), успешной реализации тактического и стратегического планирования.

Мировой практикой накоплен достаточно большой опыт разработки и использования рыночного механизма ценообразования, на которые влияют такие условия:

> количество субъектов рынка (продавцов и покупателей): чем их больше, тем в меньшей степени изменяется цена;

> независимость субъектов рынка: чем их меньше, тем больше возможностей, как у продавцов, так и у покупателей влиять на уровень цены, и наоборот;

> индивидуализации продукции (работ, услуг): чем разнообразнее их ассортимент, тем больше вероятность того, что отдельные их виды смогут выдержать общее напряженное состояние рынка:

> внешние ограничения: на уровень цен на рынке влияют такие факторы, как спрос, предложение, государственное регулирование цен и другие.

Тема: Ценообразование в условиях формирования рыночной экономики

План

Введение

  1. Цена как экономическая категория
  2. Стоимостные основы цены и переход к рыночному образованию
  3. Отличительные черты рыночного ценообразования от централизованного установления цен
  4. Методологические вопросы ценообразования
  5. Классификация цен и их система
  6. Виды цен и их классификация. Состав и структура цен
  7. Система цен и признаки, лежащие в её основе
  8. Структура рынка и ценообразование
  9. Особенности ценообразования на различных типах рынка
  10. Рыночный механизм ценообразования

Заключение

Библиографический список

Введение

Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен.

Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, которые коренным образом отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике, что и нашло отражение в предлагаемом учебнике.

1. Цена как экономическая категория в переходный период

  1. Стоимостные основы цены и переход к рыночному ценообразованию

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена денежное выражение стоимости товара.

В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования:

1) централизованное, которое предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения.

2) рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожесточенные споры двух диаметрально противоположных школ.

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К.

Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.

Стоимость это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом вообще, лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).

Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.

Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена освобождается от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.

В итоге спор между изложенными концепциями сводится к следующему: что же определяет цену товара предложение (стоимость) или спрос (полезность)? Является ли полезность товара функцией его стоимости или, напротив, стоимость есть функция полезности товара?

Современная экономическая теория не оставляет надежды синтезировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене объективность (стоимость) и субъективность&

Энергетические тарифы являются прежде всего ценами и потому должны подчиняться законам рыночного ценообразования.

Обычно цена на любую продукцию формируется на рынке в зависимости от соотношения спроса и предложения. Любой производитель дол­жен получить за свою продукцию такую сумму, чтобы покрыть издержки производства и получить минимальную прибыль для обновления обору­дования, развития производства, выживания в условиях рынка. Тогда цена на продукцию энергопредприятия, цена производства (Ц), может быть представлена как сумма себестоимости (s) и минимальной норма­тивной прибыли (mн):

Ц = s + mн (руб/ед. продукции)

Нормативная прибыль — это минимальный размер прибыли, при получении которого предприятие может выжить в условиях рынка, обеспе­чивая свою финансовую устойчивость, поддерживая необходимый уровень конкурентоспособности своей продукции, своевременно обновляя технологию и проводя другие действия для того, чтобы соответствовать современным требованиям рынка.

Выступая на рынке, производители следуют экономическому закону максимальной прибыли, стремятся извлечь максимальную выгоду. Поэтому цена формируется под влиянием соотношения спроса и предложе­ния на соответствующую продукцию.

Цены и тарифы на энергетическую продукцию значительно меньше подвержены рыночной конъюнктуре, так как, во-первых, спрос на энергию практически постоянен, «неэластичен» и, во-вторых, топливная про­мышленность и энергетика в основном являются естественными монополистами. В этих условиях регулированием цен на энергетическую про­дукцию занимается государство, устанавливая региональные тарифы на энергию и некоторые виды топлива.

В настоящее время рыночное ценообразование приводит порой к искажению цен на некоторые товары. Так, современные внутренние цены на нефть и нефтепродукты в ряде случаев превышают мировые. С целью стабилизации экономики на основные виды топлива и энергии цены, как правило, устанавливаются и регулируются государством.

Так, цены на большинство марок и сортов угля, которые складываются на рынке как индикатор спроса, ниже цены производства и даже в ряде случаев ниже себестоимости. Поэтому государство вынуждено датировать угольную отрасль. Решение большинства экономических проблем этой отрасли топливно-энергетического комплекса требует значительных инвестиций в угледобычу, источники которых в настоящее время не ясны: у государства необходимых средств просто нет, потенциальные российские инвесторы предпочитают вкладывать деньги в более прибыльные предприятия (в основном, в торговлю, в бизнес с оттенком спекуляции или в банковское дело с выдачей ссуд под явно ростовщические проценты), а зарубежные инвесторы пока воздерживаются от капиталовложений в российскую экономику ввиду нестабильности нашей политической и экономической ситуации.

Цены на газ Цг1Qpн/8200 (руб/1000 м3 (рубли за нормальный кубический метр, т. е. объем газа должен измеряться при атмосферном давлении), в зависимости от его качества, определяемого фактической теплотой сгорания Qpн, которая колеблется в довольно широких пределах и в зависимости от которой продажная цена Цг1, руб/1000 м3, пересчитывается на нормальную (ус­тановленную стандартами) теплоту сгорания Qpн = 8200 ккал/1000 м3 по формуле

Цг= Цг1 Qpн / 8200 (руб/1000м3)

Тарифы на электрическую и тепловую энергию также регулируются, для чего созданы государственные, не зависимые от системы Минтопэнерго региональные и центральная тарифные комиссии, рассматривающие и регулирующие уровень тарифов, устанавливаемых энергопредприятиями. Так, если производитель имеет высокую цену производства и соответственно низкую рентабельность, он при необходимом обосновании, подтвержденном экономическими расчетами, имеет право по согласованию с региональной комиссией повысить отпускные тарифы не более чем на 15%. Если требуется более резкое увеличение тарифа, это возможно только с разрешения Центральной тарифной комиссии при обоснованности такого повышения очень вескими причинами.

Создание РАО «ЕЭС России»

В декабре 1992 г. в соответствии с Указом Президента Россий­ской Федерации «Об организации управления электроэнергети­ческим комплексом Российской Федерации в условиях привати­зации» от 15.08.92 № 923 на базе ЕЭС России была организована новая рыночная структура — Российское акционерное общество «Единая электроэнергетическая система России». С этой целью ранее существовавшие энергетические объединения были преоб­разованы в акционерные общества. При этом в уставный фонд (состав) РАО «ЕЭС России» были переданы все системообразую­щие линии электропередачи напряжением от 330 кВ и выше, до того входившие в состав региональных энергетических объедине­ний. В результате сложились благоприятные условия для развития рынка электрической энергии и мощности на базе принадлежа­щих РАО «ЕЭС России» системообразующих линий электропе­редачи. До начала преобразований из 72 энергетических объеди­нений России 20 были избыточными, т.е.

производили на своей территории электроэнергии больше, чем необходимо для удов­летворения потребностей региона. Во избежание территориаль­ного монополизма и в целях развития конкурентного рынка из состава большинства энергетических объединений были изъяты и переданы в уставный фонд РАО «ЕЭС России» тепловые электро­станции мощностью 1000 МВт и выше и гидроэлектростанции мощностью 300 МВт и выше. В результате практически все участ­ники рынка (АО-Энерго) оказались в равных условиях: стали оди­наково дефицитными, т. е. для удовлетворения спроса потребите­лей региона АО-Энерго должны приобретать недостающую элек­троэнергию на оптовом рынке.

Вновь созданные АО-Энерго передали в уставный фонд РАО «ЕЭС России» контрольные пакеты своих акций. Крупные ГЭС и ТЭС были преобразованы в дочерние акционерные общества РАО «ЕЭС России» с передачей своих акций в уставный фонд материн­ской компании. Центральное диспетчерское управление также стало дочерним акционерным обществом РАО «ЕЭС России» без права приватизации, а объединенные диспетчерские управления были преобразованы в филиалы РАО «ЕЭС России». Все проектные институты и НИИ были преобразованы в акционерные общества без права приватизации и переданы РАО «ЕЭС России»; строитель­ные тресты акционированы с передачей контрольного пакета ак­ций в траст (доверительное управление) РАО «ЕЭС России». В результате таких преобразований удалось сохранить целостность энер­гетической системы России и не утратить возможность централи­зованного управления электроэнергетическим комплексом, в ча­стности, за счет участия государства в управлении электроэнерге­тикой через контрольный пакет акций РАО «ЕЭС России».

На момент создания РАО «ЕЭС России» все его акции принад­лежали государству, а к началу 1999 г. доля государственного уча­стия в компании сократилась до 52,24 %. Остальные 47,76 % были переданы трудовым коллективам АО-Энерго и проданы частным инвесторам.

К 1999 г. структура акционерного капитала РАО «ЕЭС России» состояла из следующих долей, %:

Государства……………………………………………………….. 52,24

Иностранных инвесторов………………………………….. 33,69

Российских физических и юридических лиц……… 14,07

Одна из крупнейших компаний страны, РАО «ЕЭС России», контролирует более 74 % выработки электроэнергии в Российской Федерации и 58 % выработки тепловой энергии. Контрольный па­кет акций компании (52,24 %) до настоящего времени остался в государственном (федеральном) управлении, что позволяет Пра­вительству Российской Федерации через своих представителей, составляющих большинство в совете директоров РАО «ЕЭС Рос­сии», проводить государственную политику и принимать реше­ния в государственных интересах. Структура управления РАО «ЕЭС России» приведена на рис.

Создание РАО «ЕЭС России» позволило организовать условия для оптовой торговли электрической энергией за счет формиро­вания Федерального (общероссийского) оптового рынка элек­трической энергии и мощности. Следующим важным шагом на пути к развитию рыночных отношений стало отделение конку­рентных видов деятельности (по производству электроэнергии) от монопольных услуг по ее передаче и диспетчиризации.

Существенный вклад в обеспечение потребностей страны в электроэнергии вносит атомная энергетика. В нашей стране дей­ствуют 10 атомных электростанций общей установленной мощ­ностью 21,3 млн кВт: Балаковская, Белоярская, Курская, Кали­нинская, Кольская, Ленинградская, Нововоронежская, Волгодон­ская и Смоленская. Билибинская АЭС работает изолированно от ЕЭС России, однако также является субъектом ФОРЭМ. Доля атом­ных электростанций в общем объеме электроэнергии, поставляе­мой на ФОРЭМ, составляет около 40 %, а в общем объеме произ­водства электроэнергии в России — 15 %. Эксплуатация атомных электростанций связана с необходимостью обеспечения их безо­пасного функционирования. На АЭС применяется ядерное топли­во, производство и использование которого не может быть отдано в частные руки. В любом государстве, имеющем атомную энерге тику, эта отрасль находится под его строгим контролем. Поэтому в ходе проведения реформ в нашей стране АЭС были акциониро­ваны (стали отдельными хозяйствующими субъектами), однако приватизированы не были, оставаясь 100%-й собственностью го­сударства.

Эксплуатация атомных электростанций находится под контро­лем Министерства Российской Федерации по атомной энергии (Минатом России). Организатором безопасного функционирова­ния и развития АЭС является государственное предприятие (ГП) — концерн «Росэнергоатом», в состав которого входят все АЭС (кроме Ленинградской). В 2002 г. на базе ГП «Росэнергоатом» образована первая в России генерирующая компания «Росэнергоатом», объе­динившая атомную энергетику России.

Добавить комментарий

Закрыть меню