Ценообразование на факторы производства

Ценообразование на факторы производства по Адаму Смиту:

  1. Цена факторов производства определяется ценой конечных продуктов употребления, производимых с помощью этих факторов. Цена на ресурсы — производная цена от цен на потребительские товары.
  2. Ценообразование на факторы производства связано с доходами собственников, владеющих этими факторами.

Анализируя цену ресурсов, Смит определяет естественную цену товара. Эта цена не выше и не ниже того, что необходимо для оплаты в соответствии с естественными нормами ренты, зарплаты и прибыли, затраченных для производства и доставки товаров на рынок.

Фактическая цена может отклоняться от естественной или совпадать с нею в момент продажи на рынке. Рыночная цена определяется отношением между количеством товара, доставленным на рынок, и спросом на него со стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену.

Теория распределения доходов по собственности на факторы производства.

Родоначальник — Рикардо. Современные экономисты — Кларк и Видель.

При определении дохода и цены любого переменного фактора, в основу положен предельный продукт данного фактора. Таким образом, теория предельного продукта положена в основу теории ценообразования на факторы производства.

Вознаграждение факторов производства их цена на рынке определяются предельной производительностью каждого фактора и обеспечивают фирме максимизация прибыли при минимизации издержек.

Спрос на факторы производства определяется:

  • спросом на потребительские товары;
  • спрос предъявляют только предприниматели и фирмы;
  • предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, незамеченного конкурентами;
  • рынки дают информацию о ценах, объемах предложения, технических характеристиках факторов производства;
  • рынки дают информацию о ценах, объем предложения, технических характеристиках факторов производства;
  • факторы производства взаимозаменяемы и взаимодополняемы;
  • изменение цен на один фактор вызывает изменение цен на другие факторы.

Предложение факторов производства зависит от:

  • доходов данного фактора производства;
  • наличия всех факторов производства на рынке;
  • редкость и ограниченность экономических ресурсов, которые ограничены законом редкости ограниченности ресурсов: они редки и ограничены относительно потребности производства для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Цена — важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны, что приобрело особенное значение в условиях рынка. Цена – это один из четырех важнейших покупательских мотивов в выборе товаров длительного пользования.

Информация о ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой стратегический интерес. Многие компании изучают цены, сложившиеся на рынке, в целях информационного обеспечения конкурентной борьбы, реализации возможности повышения рентабельности, определения своей ценовой ниши. Даже в условиях слабо насыщенного рынка и недостаточно интенсивной конкуренции изучение цен — объективная необходимость, особенно с учетом низкого уровня жизни значительной части населения нашей страны (и вследствие этого его особого отношения к ценам).

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

Любое предприятие на рынке выступает в двух ролях: как продавец созданного товара и как покупатель факторов производства (земли, труда, капитала).

Факторы производства представляют собой совокупность, взаимосвязанную систему использования экономических ресурсов в производственном процессе. Таким образом, тема влияния процесса ценообразования на факторы производства является актуальной в настоящее время.

Цель данной курсовой работы – изучить влияние процесса ценообразования на факторы производства.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

— охарактеризовать сущность и принципы рынков факторов производства;

— рассмотреть спрос и предложение на факторы производства;

— проанализировать ценообразование на отдельные виды факторов производства.

1.1 Рынки факторов производства и принципы использования ресурсов

Рынки факторов производства — это сферы товарного оборота таких важнейших групп ресурсов хозяйственной деятельности, как земля, природные ископаемые и искусственные сырьевые ресурсы, ресурсы труда разнообразных специальностей и квалификации, капитально-технические ресурсы.

Перечисленными группами рынки факторов производства не исчерпываются. В развитой рыночной экономике они насчитывают миллионы наименований, включая также информацию, знания, интеллект и способы их передачи. Движение факторов производства опосредуется рынками денег и ценных бумаг, регулируется соответствующей экономической политикой государства. Очевидно, что рыночный оборот факторов производства, в особенности первичных ресурсов, таких, как земля, труд, нуждается в законодательном регулировании. В любой экономике оно осуществляется с помощью принципов и целей совершенствования рыночной конкурентной среды, смягчая нежелательные тенденции и стимулируя рост производства.

Согласно классическим и традиционно рыночным российским принципам ресурсопользования земля, природные ископаемые и производные от них капитально-технические факторы производства, а также труд во всем его многообразии, интеллект, предприимчивость и организаторские способности являются ограниченным, зачастую уникальным благом для осуществления экономической, хозяйственной деятельности. Закон редкости, ограниченности ресурсов — один из основополагающих законов рыночной экономики. Его действием порождается ряд тенденций, вызывающих необходимость рыночной оценки любого ресурса как фактора производства. Рыночная оценка оказалась единственно возможным способом выражения ценности благ подобного рода. Именно в этом направлении предстоит возрождать классический подход к ресурсопользованию в российской экономике .

Необходимость рыночной оценки ресурсов и факторов производства диктуется также тенденциями, присущими хозяйственной деятельности вообще. Важнейшими из них выступают рост ресурсных затрат и снижение доходности.

Механизмы рынков позволяют противодействовать этим тенденциям, используя следующие способы и принципы:

  • взаимозамещение ресурсов;
  • минимизация издержек производства;
  • обеспечение предельной доходности любого ресурса;
  • достижение экономического равновесия, когда МС = MR, т. е. равенства предельных издержек и предельного дохода.

Именно эти принципы поведения людей в мире экономики приводят в движение механизмы ценообразования на факторы производства.

1.2 Собственность и распределение доходов в обществе

Включение в рыночный оборот первичных ресурсов, а также производных от них факторов производства возможно лишь при четком законодательном определении прав собственности. Это означает наличие собственников, а следовательно, и получателей соответствующих доходов. Так, собственность на землю как ресурс хозяйственной деятельности и фактор производства позволит разрешить и вопросы распоряжения ископаемыми ресурсами, недвижимостью, строениями и т.п. фондами производственного и непроизводственного назначения. Собственность на землю, ресурсы сырья и недвижимость дает правовое обоснование для получения таких видов доходов, как рента и арендная плата.

Законодательная определенность такой собственности, как труд работника, его рабочая сила, права на интеллектуальную собственность, знания, предпринимательские способности, другие виды трудовой деятельности, предоставляет свободу выбора для деятельности людей в различных сферах и отраслях экономики: либо в виде частной предпринимательской деятельности, либо в форме найма на работу в государственном или негосударственном секторе, либо свободную интеллектуальную деятельность в соответствии с сугубо индивидуальными способностями и талантами. Реализация права на этот вид собственности, предложение обществу своего труда в той или иной сфере формирует соответствующие группы получателей разнообразных доходов по труду, квалификации, талантам. Работа в форме найма в любом секторе экономики дает право на получение такого дохода, как заработная плата. Предпринимательская деятельность приносит доход от получаемой прибыли. Люди с ocобыми талантами и способностями, продемонстрированными в cooтветствующих видах деятельности, получают особо высокие доходы содержащие своеобразную рентную надбавку за исключительность результатов труда в мире искусства, науки, спорта и т. д.

Собственность на любые капитально-технические ресурсы и факторы производства также позволяет получать своеобразный доход в виде прибыли или процента, если эти факторы производства используются в сфере предпринимательства. Разумеется, при условии, что производительное использование капитально-технических ресурсов факторов производства, таких, как техника, машины, оборудование является экономически эффективным и приносит доход от выпуска продукции или предоставления услуг.

Использование права собственности на такие активы, как деньги и различные ценные бумаги также способно приносить соответсвующие доходы. Так, деньги помимо своих основных функций способны выступать также в форме ссудного капитала, пользование которым приносит их владельцу доход в виде процента. Такие активы, как облигации и другие ценные бумаги, замещающие движение денежного ссудного капитала, также приносят их владельцам доход, именуемый процентом. На фондовых рынках широкое хождение имеют и другие ценные бумаги, например акции, выступающие для их собственника активом, т. е. формой богатства, способного приносить доход в виде дивиденда.

1.3 Особенности спроса и предложения основных факторов производства

В отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения, т. е. продукты конечного потребления, спрос и факторы производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т. е. товары или услуги обычного потребительского назначения.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т. е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т. д. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника; сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и, наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.

Следовательно, спрос на факторы производства — это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы. Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена — одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснять дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены.

Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от:

  • уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию;
  • возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов;
  • наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам;
  • стремления к новациям и т. д.

На конкурентных рынках цены факторов производства формируются под влиянием как спроса, так и предложения. Предложение факторов производства — это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства cпpoc порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют существенные особенности. Здесь предложение во многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода. В целом же особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов, прежде всего таких, как земля, труд, природные ископаемые, ресурсы сырья и продукты их переработки. Ограниченность, редкость первичных экономических ресурсов и производных от них факторов производства относительна. Они редки и ограничены по сравнению с потребностью производства в них для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ. Если бы ресурсы не были ограничены, они были бы бесплатными, как воздух, а разнообразные потребности людей были бы раз и навсегда полностью удовлетворены. Отпала бы потребность в рынках каких-либо товаров, не нужна была бы экономика, и никто бы не задумывался о ее надобности.

Однако люди неустанно и заинтересованно отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования; количества трудовых ресурсов, уровня их занятости и оплаты труда; количества добываемого сырья и цен в этой области. На основании этих и сопряженных с ними показателей отслеживается динамика, составляются прогнозы, меняется структура производства, а иногда и экономики в целом. Это означает, что предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность всех рынков, и, в частности, рынка предложения; любого фактора производства.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКАХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

  1. Рынок ресурсов. Рыночное равновесие на рынке ресурсов. Особенности формирования цен на ресурсы.
  2. Рынок труда и его особенности. Спрос и предложение на рынке труда.
  3. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы.
  4. Особенности и проблемы развития рынка труда в РБ. Регулирование рынка труда.
  5. Рынок капитала. Ссудный процент. Номинальная и реальная ставка процента.
  6. Рынок земельных ресурсов. Земельная рента и ее виды. Рента и цена земли.

1 Рынок ресурсов. Рыночное равновесие на рынке ресурсов. Особенности формирования цен на ресурсы.

Рынки факторов производства включают рынок земли (природных ресурсов), рынок труда и рынок капитала (инвестиционных ресурсов). В современной экономике рынки факторов производства также включают рынки информационных технологий.

На рынках ресурсов (факторов производства) покупателями выступают фирмы и государство, а продавцами домашние хозяйства (собственники ресурсов).

Кривая спроса на ресурс со стороны фирмы показывает, как изменяется объем потребленных фирмой ресурсов при изменении цен на них (при прочих равных условиях). Существует обратная зависимость между ценой ресурса заработной платой, и количеством нанимаемых работников, что является следствием снижения предельного продукта труда по мере использования все большего объема этого ресурса в краткосрочном периоде. Фирма нанимает работников до тех пор, пока реальная заработная плата не станет равна предельной доходности ресурса. Таким образом, кривая спроса на ресурсы (DL) в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой предельной доходности ресурса (MRP) и имеет ниспадающий характер (рис. 11.2).

Важная особенность цен на ресурсы заключается в том, что, с одной стороны, от их уровня зависят расходы предприятий на приобретение факторов производства, а с другой они выступают как доходы собственников ресурсов в форме ренты, заработной платы, процента и прибыли.

Кривые предложения ресурсов для отрасли с постоянными издержками (S ) всегда совершенно эластичны при их рыночной цене .

Фирма заинтересована не в наибольшем объеме выпускаемой продукции, а в таком, который обеспечит максимальную прибыль. Максимизирующее прибыль количество ресурсов труда, используемых фирмой, определяется точкой пересечения кривых их предложения и спроса. На рис. проиллюстрирован механизм установления рыночного равновесия на рынке ресурсов. Кривая спроса DL совпадает с кривой МRPL. Спрос на труд повышается по мере того, как ставка заработной платы понижается. Поскольку рынок труда совершенно конкурентен, фирма может нанять столько рабочих, сколько она пожелает при рыночной зарплате. Поэтому кривая предложения трудовых ресурсов (S ) является горизонтальной линией и совпадает с кривой предельных издержек (MRC).

Цены будут формироваться в соответствии со следующим:

MPL x MR = W или MRPL = Wt

MPK x MR = rк или MRPK =rк

МРз x MR — rз или MRP, = rз;

где MPL, МРК, МР3 предельный продукт труда, капитала и земли;

MR предельный доход от использования ресурсов; W, rк, rэ заработная плата, процент, земельная рента.

Фирма минимизирует издержки производства при условии, когда достигается равенство отношений предельной доходности каждого ресурса к их ценам. Правило наименьших издержек:

MRPL / PL = MRPK /PK = MRP3 // P3

Очевидно, что данное равенство вытекает из предыдущих. Логично, что фирмы-производители будут замещать более дорогие ресурсы более дешевыми, а менее производительные более производительными.

Правило максимизации прибыли гласит: любая фирма, максимизирующая прибыль приобретает ресурсы на конкурентных рынках в таком сочетании, чтобы каждый вводимый фактор производства использовался до того момента, когда его цена станет равна его предельной доходности:

Рк = MRPK; PL = MRPL P3 = MRP3. Преобразуем равенства, разделив их обе части на Рк, PL и Ря. Получим следующее равенство:

MRPK / PK = MRPL / PL = MRPз / Рз = 1.

Оно отражает условие получения фирмой максимальной прибыли.

В этом случае фирма полностью использует все возможности факторов производства.

2 Рынок труда и его особенности. Спрос и предложение на рынке труда.

Рынок труда это рынок, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Рынок труда имеет ряд особенностей.

1) специфичность реализуемого на нем товара рабочей силы, непосредственно связанной с личностью работника, обладающего не только определенной способностью к труду, но и рядом других качеств психофизиологических, социальных, культурных и т.д., что оказывает существенное влияние на интересы, мотивы трудового доведения, степень трудовой активности людей и отражается на состоянии рынка труда. Необходимо отметить, что цена труда представляет собой не просто разновидность цены ресурса, а жизненный уровень, социальный престиж, благополучие работника и его семьи.

2) спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления.

3) цена рабочей силы, выступающая в виде заработной платы, не может опуститься ниже уровня, обеспечивающего нормальное воспроизводство рабочей силы.

Конъюнктура рынка труда представляет собой соотношение спроса и предложения рабочей силы в количественном и качест

Добавить комментарий

Закрыть меню