Целью классической школы управления было создание

Целью классической школы управления было создание

Реальное влияние при управлении по целям имеют руководители

А) среднего уровням

В) низшего уровня

С) высшего, среднего и низшего уровня

D) высшего уровня

Основные функции управления

А) планирование, контроль

В) планирование, организация, мотивация, контроль

С) организация, мотивация

D) организация, мотивация, контроль

4. Чем характеризуется компромисс при принятии решения?

А) установление некоего среднего в результате спора двух сотрудников

В) уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другом

С) принятием решения аудитивно, учитывающего мнения всех заинтересованных сторон

D) уменьшением выгоды

Целью планирования деятельности организации является

А) обоснование затрат

В) обоснование сроков

С) определение целей, сил и средств

D) обоснование численности работников

Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в

А) отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными подсистемами

В) наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром

С) замкнутости элементов системы самих на себя

D) наличии взаимодействия с внешней средой

7. Что относится к категории «внутреннего вознаграждения»?

А) зарплата

В) карьера

С) сама работа

D) признание окружения

8. Основным правилом при определении уровня зарплаты является:

А) определенный законом минимальный уровень

В) определенная штатным расписанием ставка

С) уровень оплаты в фирмах конкурентах

D) абсолютно точное и объектное определение характера вложенного труда и исследующая всесторонняя и беспристрастная его оценка

9. Для чего осуществляется делегирование своих полномочий другим руководителям?

А) для оптимального решения комплексной задачи

В) для сохранения «группового» стиля работы

С) для проверки квалификации рабочих

D) все перечисленное

10.Какой из перечисленных ниже методов распределения обязанностей в организации принят по функциональному признаку?

А) созданы филиалы предприятия в пяти городах

В) созданы отделы по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам

С) созданы цеха на предприятии по производству печенья, шоколадных конфет, карамели

D) созданы отделы на предприятии, равные по численности

11.Из чего состоит экономический механизм менеджмента?

(А) все перечисленное

В) внутрифирменное управление, управление производством


С) управление персоналом, управление производством

D) внутрифирменное управление, управление персоналом

Планирование действий — это

А) создание следующего звена меду постановкой цели и программой ее реализации

В) уточнение ролей

С) выявление обстоятельств, которые необходимо учитывать для достижения цели

D) оценка затрат времени для каждой операции

13.Из перечисленных менеджеров: 1. Генеральный директор и члены правления. 2. Руководители самостоятельных органов. 3. Руководители цехов. К высшему звену управления относятся:

(А) 1, 2

(В) 2

(С) 1, 2, 3

D) 1

14.Поведение, ориентированное на контроль – это

А) действия подчиненных направленные на то, что хочет увидеть руководство при проверке их деятельности

В) ориентирование на заниженные цели

С) использование того, что контролеры не знают досконально деятельность подчиненных им сотрудников

D) ориентирование на завышенные цели

15.Что означает «принять решение»?

А) перебрать все возможные альтернативы

В) перебрать несколько альтернатив, дающих наиболее эффективные возможности решения проблемы

С) отдать распоряжение о выборе возможной альтернативы

D) отдать распоряжение к реализации конкретного плана

16.Ключевым фактором в любой модели управления являются:

А) люди

В) средства производства

С) финансы

D) структура управления

17.На что в первую очередь должна опираться система контроля качества на современном предприятии?

А) на четко определенные нормы и допущения для конкретных процессов

В) на оценку качества продукции рабочими в ходе производственного процесса

С) на жесткий аппарат контроля на выходе продукции

D) на проверку готовой продукции

Целью классической школы управления было создание

А) методов нормирования труда


В) универсального принципа управления

С) условий трудовой деятельности работников

D) методов стимулирования производительности труда

19.В чем основное отличие предварительного, текущего и заключительного контроля?

А) в объеме

В) во времени осуществления

С) в методах

D) в объеме и методах

20.Внешняя среда прямого воздействия на организацию – это:

А) акционеры, конкуренты, поставщики

В) потребители, торговые предприятия, местные органы

С) все перечисленное

D) правительственные органы, местные органы

21.Что должно содержаться в документе «Распределение обязанностей»?

А) название должности и отдела, в котором имеется эта должность

В) все перечисленное

С) описание выполняемых функций, обязанностей и прав

D) взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными

22.»Отцом научного управления» часто называют:

А) А. Файоля – он опубликовал книгу «Общее и промышленное управление», где сформулированы принципы управления, в том числе разделение труда и единство командования

В) Фрэнка и Лилиан Гильбертов – они выделили семнадцать основных микродвижений рабочих, назвав их терблигами; а также они разработали метод анализа микродвижений, в основу которого была положена кинограмма движений рабочего

Г) Ф. Тейлора – он пытался обосновать дневную норму рабочего методами хронометража и изучения его трудовых движений

D) Г.

Ганта – он создал график, который позволял планировать, распределять и проверять работу. Этот график явился предшественником системы сетевого планирования ПЕРТ, в которой сейчас используют ЭВМ. Он же знаменит своей системой материального стимулирования за выполненное задание

23.Каково оптимальное число подчиненных?

А) чем больше подчиненных, тем легче работать

В) 15-30 человек

С) 7-8 человек

D) 3-5 человек

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. Биографический материал о Джеймсе Муни………………………………….. 4

ГЛАВА 2. Становление классической (административной) школы менеджмента и ее представители………………………………………………………………………………. 5

ГЛАВА 3. Джеймс Муни- универсальные принципы организации………………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………… 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………… 10

ВВЕДЕНИЕ

Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить. Чтобы научиться управлять, нужно решить две задачи: овладеть научными основами, т.е. теорией управления, и уметь творчески ее применять. Эта работа направлена на овладение теоретическим знанием, так как знания помогают определить нужную стратегию и принять компетентное решение.

Актуальность темы заключается в том, что от управления зависит будущее предприятия, учреждения, фирмы. И как руководитель разработает свой принцип управления, так и будет функционировать фирма. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньев. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы.

Целью работы является изучение теоретических основ универсальных принципов организации Дж. Муни.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

— рассмотреть понятие о принципах управления;

— изучить личность исследователя

— рассмотреть школу менеджмента, в которой работал Джеймс Муни;

— выделить основные принципы, функции теории, а вместе с этим качества управляющего.

ГЛАВА 1. Биографический материал о Джеймсе Муни

Джеймс Муни

Джеймс Муни- инженер, президент знаменитой компании «Дженерал Моторс». Он родился 18 февраля 1884 года в Кливленде. В 1908 году он окончил школу прикладных наук в горном деле и металлургии, в результате чего принял участие в экспедиции по добычи золота в Мексике и Калифорнии.

Между 1910 и 1917 годах он работал в компаниях Westinghouse, BF Goodrich и стал принимать более активное участие в организации управления. 1 января 1922 Муни занял пост генерального директора компании General Motors Export Company, а 15 ноября 1922 года занял пост действующего президента компании после ухода в отставку Дж. Амори.

1 января 1923 года Джеймс Муни назначил на пост генерального директор Алана Рейли, который в последствие стал его правой рукой. Совместно с ним он опубликовал свои заповеди в вышедшей в 1931 г. книге «Прогрессивная индустрия». Вторым, более полным изданием являлась книга «Принципы организации», вышедшая в 1939 г.

Таким образом, профессиональная деятельность Джеймса Муни подтолкнула его к разработке принципов организации управления.

ГЛАВА 2. Становление классической (административной) школы менеджмента и ее представители

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль- основоположник теории управления.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Исходная идея концепции административной школы сводилась к тому, что существуют определенные универсальные принципы управления, следование которым приведет организацию к успеху.

Представители данного направления относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производства. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.
Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией, которая рассматривалась как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.

Можно сделать вывод, что главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что ее концепция определяла управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, включая: планирование, организацию, контроль.

ГЛАВА 3. Джеймс Муни- универсальные принципы организации

Как было сказано ранее, Джеймс Муни работал вместе со своим партнером Аланом Рейли. Совместно они разработали универсальные принципы организации. Основная идея Муни и Рейли заключается в том, что эффективная организация — это система, построенная на строго формальных принципах. Только в таком случае она будет хорошо работать. Будучи опытными практиками и инженерами, они стремились сконструировать модель организации как конструируют машину, т. е. на основе логически связанных между собой и непротиворечивых принципов.

Принципы управления представляют собой основные начала, вытекающие из отношений управления. Они являются требованиями к системе, структуре и организации процесса управления.

Для формализации организационных принципов Д. Муни и А .Рейли воспользовались логическими законами, открытыми в 1929 г. немецким ученым Левисом Ф.Андерсоном. Согласно теории Андерсона, каждый принцип описывается через процесс и результат. В свою очередь, каждый процесс и результат тоже имеют свои собственные принцип, процесс и результат. С помощью такой логической системы Муни и Рейли преобразовали структуру управления организацией следующим образом.

Первым и самым важным принципом организации выступает координация, требующая единства действий, направленных на достижение общей цели. Изучая различные учреждения, компании и государственные организации, Муни и Рейли убедились, что действия людей должны иметь предписанный набор обязанностей и увязываться между собой. В совместной деятельности люди достигают большего эффекта, нежели порознь. О том и гласит принцип координации.

Таким образом, координация включает в себя: скалярный процесс и результат, или функционал. Понятие «скалярный процесс» (от лат. scalaris— лестничный, ступенчатый), согласно «классической» школе в американской теории управления играет ключевую роль в построении иерархических организаций. Поскольку полномочия распоряжаться людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд (рис.1) . Вероятно, наиболее наглядным примером цепи команд будет иерархия военных организаций. Военные определенного ранга легко отличаются от военных более высокого или низкого уровня.

Рис. 1

Вторым принципом организации является принцип иерархии («скалярный принцип»), указывающий на то, что власть и полномочия должны возрастать пропорционально друг другу, и каждый служащий должен быть связан с главой всей организации четко определенной властной вертикалью, по которой к нему поступают распоряжения. Другими словами скалярный принцип означает иерархическое построение организации, расположение уровней управления сверху вниз.

Третий принцип- функциональности, указывающий на важность специализации в выделении структурных подразделений и формальных ролей. Эффективность организации в целом зависит от правильности идентификации исполняемых ею операций и координации действий, ответственных за них групп.

Последний принцип- это принцип линейного и штабного персонала. Представители линейного персонала связаны друг с другом отношениями «руководитель-подчиненный», в то время как штабные служащие выполняют обязанности консультантов и советников. Следовательно, линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другому подчиненному. Создается иерархия уровней управления, образуя ее ступенчатый характер, т.е. скалярную цепь. Штабные полномочия — это консультативный, личный аппарат (администрация президента, секретариат). В штабах нет подчиненности по нисходящей линии.

Итак, Муни и Рейли рассматривали управление как искусство вдохновлять и направлять других людей, в то время как под организацией они понимали координацию исполнения поставленных перед служащими задач. Таким образом, основной задачей управления является создание эффективной организационной структуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принципы управления представляют собой изначальные нормы, правила и закономерности, следующие из сущности и уровня развития общества, а также его производительных сил. Соблюдение вышеуказанных норм, правил и закономерностей способствует достижению целей функционирования и решению поставленных задач.

Любая социально-экономическая система создается и функционирует для достижения определенных конкретных целей, поэтому и принципы, которыми руководствуются менеджеры организации, должны подбираться индивидуально в каждом конкретном случае исходя из целей функционирования.

Для творческого и эффективного использование принципов управления необходимо вскрывать и всесторонне исследовать объективные законы и закономерности управления. В свою очередь, поскольку законы и закономерности управления базируются на законах развития природы, общества и мышления, необходимо формирование совершенной системы научных знаний каждого руководителя, широчайшего культурного и профессионального кругозора.

К заслугам Джеймса Муни и Алана Рейли относятся разработка основ организации управленческого труда, определение функции и принципов управления, особенностей формирования рациональных организационных структур управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2. Целью классической школы управления было создание методов нормирования труда (*ответ

2. Целью классической школы управления было создание
методов нормирования труда
(*ответ к тесту*) универсального принципа управления
условий трудовой деятельности работников
методов стимулирования производительности труда
3. Внешняя среда прямого воздействия на организацию – это
акционеры, конкуренты, поставщики
потребители, торговые предприятия, местные органы
(*ответ к тесту*) все перечисленное
правительственные органы, местные органы
4. Что должно содержаться в документе «Распределение обязанностей»
название должности и отдела, в котором имеется эта должность
все перечисленное
(*ответ к тесту*) описание выполняемых функций, обязанностей и прав
взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными
5. Почему методы прямого принуждения и страха наказания постепенно вытесняются методами социального принуждения
стало невыгодно держать большой штат сотрудников
трудно подготовить менеджера, способного эффективно их использовать
рабочее движение добилось определенной защищенности рабочих от прямого принуждения
(*ответ к тесту*) механизм принуждения перестал обеспечивать развитие производства
6. От какого фактора не зависит тип производственной системы
от рынка
от стратегии маркетинга
от вида продукции
(*ответ к тесту*) от региональных программ обеспечения занятости
7. Какой из неформальных методов прогнозирования позволяет получать наиболее ценную информацию
наглядная информация
(*ответ к тесту*) промышленный шпионаж
письменная информация
информация в глобальных сетях
Ответов: 1 | Категория вопроса: Экономические дисциплины

Александр Скиба обычно выходит из дома в 7 ч 30 мин,

Наиболее широко распространены при подписке _ скидки (*ответ*) бонусные

Как автор представляет уточку-мать?

Запиши первое предложение. Пришвин. Ребята и утята

Установите соответствие между профессиональными терминами и их определениями Профессиональная пропаганда

Заполните таблицу «Строение самостоятельного слова» данными ниже словами. Ф На какие

Что называют физическим законом?

Системы цветного телевидения: (*ответ*) SECAM (*ответ*) PAL (*ответ*) NTSC PCL Системы,

С каким материком соединяет Северную Америку Панамский перешеек?

Ставка единого налога в настоящее время, от вмененного дохода,_% (*ответ*)

Look at the pictures and the texts again. Correct the sentences.

Прочитайте. К каждой группе подберите слово с общим значением и запишите

Найдите и запишите все пары пересекающихся лучей.

Экономика, изучающая то, что есть — это: а) макроэкономика; б) микроэкономика;

Согласно В.Дильтею, все науки можно разделить на «науки о природе» и

У цяпліцах вырасцілі аднолькавую колькасць чырвоных і белых руж. Чырвоныя ружы

За какое время электрический утюг выделит количество теплоты 800 Дж, если

Наиболее видные систематизаторы и популяризаторы «классической» теории организационного управления являются Лютер Гьюлик и Линдалл Урвик. В 1937 г. Гьюлик и Урвик совместно редактировали «Доклады по вопросам науки администрации». Из II разделов в этом сборнике два—»Заметки о теории организации» и «Наука, ценности и общественная администрация» — принадлежат перу Гьюлика и два — «Организация как техническая проблема» и «функция администрации в аспекте работ Анрн Файоля»—написаны Урвиком. Из других произведений этих авторов заслуживают особого упоминания «Административные размышления о второй мировой войне» Гьюлика и урвиковские «Элементы администрации». Гьюлик, кроме того, участвовал в работе Комиссии по административному управлению, созданной президентом Франклином Д.

Рузвельтом в середине 30-х годов.

Подробное изложение «классических», или «универсальных», принципов организации содержится в работе Гьюлика «Заметки о теории организации» Это следующие принципы:

1) разделение труда или специализация;

2)департаментализация на основе цели, процесса, клиентуры или места;

3) координация посредством иерархии;

4) координация посредством идей;

5) координация посредством комиссий;

6)децентрализация:

7) единство командования;

8) штаб и линия;

9) делегирование;

10) диапазон управления.

Из этих семи элементов административной деятельности три — планирование, организация и координация — непосредственно взяты из схемы Файоля. Вместо файолевского понятия «командование» появляется понятие «руководство». Гьюлик не выделяет в качестве отдельного элемента «контроль», который покрывается у него графами «составление бюджета» и «отчетность». В то же время если у Файоля работа с кадрами в основном входит в функцию «организации», то у Гьюлика она выделяется в качестве самостоятельного элемента («укомплектование штата»). Все эти семь элементов Гьюлик объединяет названием POSDCORB.

В ряду принципов Гьюлика — Урвика разработаны следующие принципы построения формальной организации:

1. соответствие людей структуре (сначала следует детально разработать структуру организации, а затем приступить к подбору специалистов в полном соответствии с требованиями структуры);

2. создание специального и «генерального» штаба. В организации следует иметь два вида штабов: специальных (разработка рекомендаций для руководителя организации) и «генерального» (подготовка и передача приказов руководителя, контроль текущей работы и оказание помощи руководителю в координации деятельности штабных специалистов);

3. сопоставимость прав и ответственности (любой линейный руководитель должен иметь власть, соответствующую и равную ответственности);

4. диапазон контроля (число лиц, непосредственно подчиненных руководителю)

5. специализация (возможны три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операций, типу потребителя или географическому признаку);

6. определенность. Определенности в деятельности организации можно добиться, если для каждой должности письменно определены права, обязанности, ответственность и взаимосвязи с другими работниками.

Именно благодаря Линделлу Урвику была распространена и сохранена значительная часть работ Файоля.

Урвик предложил идею логических квадратов как способ сравнения и систематизации концепций менеджмента. Л. Урвик подчеркивал необходимость подкрепления обязанностей соответствующими правами, в то время как Файоль ответственность рассматривал изолированно. Урвик четко сформулировал проблему «диапазона контроля», т. е. необходимости ограничения числа лиц в непосредственном подчинении руководителя (по его мнению, их должно быть не более 5—6). Следует отметить, что Гьюлик менее категоричен относительно максимального числа подчиненных у руководителя. Он делает попытку определить различные факторы, которые оказывают влияние на оптимальный диапазон, в частности выделяет личные способности самого руководителя, его территориальную близость к контролируемым подчиненным, характер выполняемой работы, устойчивость организации и др. Однако Гьюлик твердо придерживается необходимости учета этого принципа при организации управления. Здесь следует заметить, что вообще проблема контроля остается, и по сей день одним из наиболее крупных пробелов в теории организации. Грайкунас ввел даже особую математическую формулу для определения факторов, детерминирующих объем области контроля.

Согласно его расчетам, введение каждого нового сотрудника в сферу подчинения данному начальнику примерно удваивает число потенциальных отношений. Если начальник имеет четырех подчиненных, то введение пятого увеличивает число потенциальных отношений начальника на 20, число потенциальных отношений каждого сотрудника на 9 и общее число возможных отношений возрастает с 44 до 100. Если начальнику подчинены 18 чел., то число его потенциальных отношений возрастает до астрономической цифры—2359. Очевидно, расчетное число потенциальных отношений может быть использовано как критерий для определения объема «области контроля».

Как считают некоторые специалисты, использование формулы Грайкунаса эффективно тогда, когда предполагается, что:

1) начальник уделяет внимание потенциальным взаимоотношениям сотрудников;

2) отношения двух сотрудников в присутствии третьего отличаются от их же взаимоотношений в его отсутствие;

3) рассматриваются равноценные отношения без учета их частоты и длительности. С другой стороны, следует помнить, что у Грайкунаса речь идет о возможных, а не реальных отношениях, с которыми имеет дело начальник. Впрочем, отсутствие эмпирических проверок его формулы (как и аналогичных расчетов других исследователей, в частности того же Гьюлика) не дает пока возможности дать по ней какое-либо категорическое заключение. Подчеркнем также, что при определении области контроля «классической теорией» предполагалось, что начальник осуществляет контроль за деятельностью подчиненных, отдает им приказы и координирует формально в организационной схеме. В более поздних изысканиях учитывались данные о реальных возможностях и способностях человека. Так было установлено, что число людей, которым управляющий может уделять внимание, ограничено. Первоначально эта цифра определялась как бы «на глазок» (5— 6 чел.), затем появились более точные критерии. Дэвис определяет число подчиненных при физической деятельности в 30 чел., при умственном труде — от 3 до 8. Дейл пришел к выводу, что в 100 обследованных им крупнейших американских фирмах число сотрудников, непосредственно подчиненных высшему администратору, равно примерно 8—9

Урвик опубликовал работу «Основы администрирования», в которой показал, что множество «принципов администрирования», сформулированных разными авторами, связаны некой общей для всех логической структурой. Он считал, что техника администрирования находилась тогда в процессе развития, и менеджеры, которые пытались руководить, не опираясь на административные принципы, рисковали все в большей мере оставаться просто любителями.

Большая часть книги «Основы администрирования» посвящена формированию административной структуры и модели для элементов административного управления. Предлагаемая модель представляет попытку воспроизвести предложенные Файолем административные принципы, обязанности и аспекты администрирования; организационные принципы Муни и Рейли, принципы Тейлора и избранные идеи других авторов. Изложенная концепция Урвика содержит убедительную аргументацию в пользу единой теории административной науки.

По формулировке Урвика, организация представляет собой определение видов деятельности, необходимых для достижения какой-либо цели (или «плана»), и их группирования с целью закрепления их за индивидуумами. Урвик предупреждает, что разработка организационной структуры должна осуществляться столь же «хладнокровно и отрешенно», как подготавливается какой-либо проект. При этом ни в коем случае не следует исходить из наличия тех или иных лиц, которые в данное время могут уже работать в организации: следует совершенно непредвзято сначала разработать соответствующую организационную структуру, а затем уже предпринять все необходимые меры, чтобы найти подходящих людей или «добиться их соответствия структуре».

Урвик рассматривал понятие «научный менеджмент» как подтверждение того факта, что методология и общие принципы естественных наук, благодаря которым возникли химические и технические науки, могут и должны быть применены к сфере управления.

3. Принципы управления и «Синтетический подход» Урвика и Гьюлика их значимость в современном менеджменте

Лютер Гьюлик (1892-1993), известный как изобретатель акронима POSDCORB, был директором Института государственного управления, профессором Колумбийского университета и одним из сотрудников администрации президента Рузвельта.

Описывая те виды управленческой деятельности, которые наблюдаются во всех организациях, Гьюлик изобрел акроним POSDCORB, первые буквы которого соответствуют английским словам «планирование, организация, подбор персонала, командование, координация, отчетность и бюджетирование». POSDCORB задумывался как связующее звено между теорией управления и реальной управленческой практикой.

Он формулируется следующим образом:
1. Планирование — определение целей, которые должны быть достигнуты, и средств, которые могут при этом использоваться.
2. Организация — создание формальной структуры, в рамках которой происходит распределение обязанностей и полномочий.
3. Подбор персонала — набор и подготовка групп людей, которые исполняют работу, и обеспечение благоприятных условий их труда.
4. Командование — принятие решений и непосредственное руководство подчиненными, а также исполнение прочих обязанностей лидера.
5. Координация — поддержание связи между подразделениями организации.
6. Отчетность — информирование тех, кому управленец подотчетен, а также его подчиненных, о ходе работ. Реализация этой функции невозможна без ведения записей, проведения исследований и осуществления проверок.
7. Бюджетирование — разработка фискальных мер и ведение финансовых документов.

Помимо POSDCORB, Гьюлик разработал 4 варианта выделения структурных подразделений внутри организации. Он утверждал, что в зависимости от конкретных условий, службы внутри учреждения могут создаваться в соответствии с:
1) основной целью подразделения (например, службы безопасности);
2) спецификой работы (инженерные службы или бухгалтерские отделы);
3) теми, с кем, или тем, с чем данное подразделение работает (группы внутри фирмы, занимающиеся работой со студентами или производством автомобилей);
4) географическим местоположением подразделения.

Гьюлик поддерживал требование единоначалия, сформулированное Файолем, и исключал всякую возможность того, что один служащий будет получать распоряжения из двух источников. Он также настаивал на том, что специализированным подразделением может руководить только человек, имеющий профессиональные познания в данной области. Гьюлик подчеркивал, что руководитель может иметь лишь нескольких подчиненных, каждый из которых, в свою очередь, еще нескольких, но это количество ни в каком случае не должно превышать 6.

В более поздних работах Гьюлик изменил акроним POSDCORB на POSDECORB, вставив в него букву Е — от английского «evaluation», «оценка». Он также пришел к признанию важности децентрализации, делегирования полномочий служащим низшего звена и их участия в принятии решений.

Их подход состоял в расширении числа управленческих принципов и функций. В системе Файоля было 5 функций и 14 принципов. У Гьюлика появляется 7 функций, а Урвик перечисляет 29 принципов управления. Но благодаря такому расширению система элементов администрации Гьюлика, включающая планирование, организацию, комплектование штатов, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета, приобрела более законченный вид. В ней не было пропущено ничего важного, и она учитывала все многообразие реальных ситуаций.

Файолевский принцип порядка («место для каждого и каждый на своем месте»), игравший у него не самую главную роль, в концепции Гьюлика и Урвика становится главенствующим. Только теперь он повествует о необходимости «соответствия людей структуре». И вообще, организационная структура должна разрабатываться хладнокровно, но со знанием дела, как и любой технический проект. Строить организацию под людей — самый неперспективный путь, полагает Урвик.

К сожалению, именно этот принцип чаще всего нарушают на практике, особенно в научной сфере: раз имеется авторитетный специалист, то под него создается специальный отдел или лаборатория, независимо от того, нужен такой сектор для пользы дела или нет. Такая технология называется «пристраивать нужных людей».

Рациональный метод построения организации требует как раз иной логики: сначала создается продуманная структура, в которой нет лишних подразделений или уровней управления, а потом уже предпринимаются усилия для того, чтобы найти подходящих людей

Второй важный элемент эффективной администрации — принцип единоначалия, который иначе называется административной ответственностью одного лица. Фактически он совпадает с файолевским принципом, гласящим, что один работник не может подчиняться сразу двум руководителям. Если он получает непротиворечивые, т. е. совпадающие приказы сразу от двух руководителей, то в этом ничего страшного нет. Налицо лишь ненужное дублирование, показывающее неэффективность управления. Но если приказы разные или даже противоречивые, то неэффективным становится само исполнение. Кроме того, распыляется ответственность административных лиц, неясно, кто должен отвечать за неправильный приказ.

Классическая школа первой выдвинула так называемый принцип департаментализации, который и сейчас эффективно применяется на практике. Согласно такому принципу, предлагалось строить организацию снизу вверх, тщательно анализируя на каждом этапе необходимость создания новых подразделений. Чтобы решить вопрос, нужны они или нет, надо было действовать в соответствии со следующей схемой:

Универсальные принципы управления

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение, функционирование системы управления, важнейшие требования, соблюдение которых обеспечит эффективность управления.

Впервые разработал принципы универсального управления Анри Файоль, следуя которым, по убеждению создателя, организация несомненно, достигнет успеха. Принципы, разработанные Файолем применительно к деятельности высшего звена управления, актуальны и востребованы до сих пор.

1. Принцип разделения труда. Цель этого принципа – выполнить работу большей по объему и лучшей по качеству, при неизменных условиях производства.

Принцип полномочия и ответственности. Полномочие – право отдавать приказ, а ответственность – выполнить его точно в срок.

3. Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и работниками, а также справедливое применение санкций руководителем. Одним из самых действенных средств воспитания является личный пример руководителя.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от своего непосредственного начальника, а не от всех управленческих структур.

5. Единство направления. Каждое структурное подразделение должно действовать по единому плану к достижению поставленной цели и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы каждого работника как личности не должны быть выше интересов предприятия в целом.

7. Вознаграждение персонала. Работники должны получать справедливую зарплату за выполнение своих обязанностей.

8. Централизация. Концентрация всеобщих усилий по достижению единой цели.

9. Скалярная цепь. Административная структура должна действовать слаженно и стремиться к лучшему результату по достижению единой цели предприятия.

10. Порядок. Место – для всего, все на рабочем месте.

11. Справедливость. Разумное сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность всего персонала. Высокая текучка кадров является причиной и следствием плохого управления.

13. Инициатива. Руководитель должен поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу.

14. Корпоративный дух. Объединение всех работников – это результат гармонии всего персонала.

15. Функциональный подход. Постоянное развитие, совершенствование управленческой деятельности на основе обновления, уточнения и конкретизации функций исполнителей.

16. целенаправленность. Ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности.

Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 2137;

Размещено на http://www.allbest.ru/

ДжеймсМунииАланРейли:принципыорганизации

Важная попытка сформулировать принципы, по которым должна строиться эффективная организация, была предпринята в 1930-х гг. в США Джеймсом Муни (1884-1957) и Аланом Рейли (1869-1947), двумя руководителями компании «Дженерал Моторс». Впервые Муни и Рейли опубликовали свои заповеди в вышедшей в 1931 г. книге «Прогрессивная индустрия». Второе, более полное, издание появилось в 1939 г. под названием «Принципы организации», а третье — в 1947 г., уже после смерти Рейли.

Основная идея Муни и Рейли заключается в том, что эффективная организация — это система, построенная на строго формальных принципах. Только в таком случае она будет хорошо работать. Причем термин «формальные принципы» понимался ими не в узко-прагматическом ключе — как совокупность неких математических абстракций, приложимых к любой ситуации. Будучи опытными практиками и инженерами, они стремились сконструировать модель организации как конструируют машину, т. е. на основе логически связанных между собой и непротиворечивых принципов.

Для формализации организационных принципов они воспользовались логическими законами, открытыми в 1929 г. немецким ученым Левисом Ф.Андерсоном. Согласно теории Андерсона, каждый принцип описывается через процесс и результат. В свою очередь, каждый процесс и результат тоже имеют свои собственные принцип, процесс и результат. С помощью такой логической системы Муни и Рейли преобразовали структуру управления организацией следующим образом.

ЛогическиезаконыМуни

принцип

процесс

результат

принцип координации

власть, или координация

осуществление координации

эффект координации

скалярный процесс

лидерство

делегирование

функциональная дефиниция

функциональный результат

законодательно установленный, определяющий все другое функционализм

прикладной, или исполнительский функционализм

интерпретативный, или оценочный функционализм

организация логический закон руководитель

Муни и Рейли утверждали, что существуют свойства организации, которые проявляются во всех без исключения группах людей, и что результативное управление возможно только за счет знания этих свойств. Свою главную задачу они видели в том, чтобы сформулировать принципы построения эффективной структуры, дополнив, таким образом, работу Файоля. В окончательной редакции 1947 г. Перечисляется выше представленные 4 принципа, следование которым так или иначе прослеживается в структуре всех эффективных и стабильных организаций, от католической церкви до Военно-морского флота США.

1. Принципкоординации, требующий единства действий, направленных на достижение общей цели. Координация достигается не только за счет единоначалия, но и за счет корпоративной солидарности служащих.

2. Принципиерархии, указывающий на то, что власть и полномочия должны возрастать пропорционально друг другу, и каждый служащий должен быть связан с главой всей организации четко определенной властной вертикалью, по которой к нему поступают распоряжения (см. Иерархия).

3. Принципфункциональности, указывающий на важность специализации в выделении структурных подразделений и формальных ролей. Эффективность организации в целом зависит от правильности идентификации исполняемых ею операций и координации действий ответственных за них групп.

4. Принциплинейногоиштабногоперсонала. Представители линейного персонала связаны друг с другом отношениями «руководитель-подчиненный», в то время как штабные служащие выполняют обязанности консультантов и советников. Линейный персонал — это те, чьи позиции входят в состав основных иерархических вертикалей, в отличие от связанных с ними менее жестко штабистов. Штабные службы существуют как вспомогательные по отношению к линейному персоналу. Рассмотрим более подробно концепцию Муни и Рейли. Как мы уже видели, основным здесь выступает понятие «принцип». Этот термин употребляется в двух значениях — в дескриптивном и нормативном. С одной стороны, принципы описывают самые характерные и распространенные черты современных организаций. Они как бы вбирают в себя лучшее из практического опыта успешных компаний. Ведь какие бы цели ни преследовала та или иная организация — прибыльные, благотворительные или сервисные, — обойтись без координации она никак не может. Это универсальная, типическая черта организации любого масштаба и вида — в бизнесе, религии, военном деле, просвещении, правительстве.

Изучая различные учреждения, компании и государственные организации, Муни и Рейли убедились, что действия людей должны иметь предписанный набор обязанностей и увязываться между собой. В совместной деятельности люди достигают большего эффекта, нежели порознь. О том и гласит принцип координации.

Такова дескриптивная сторона принципов. Нормативная же часть заключается в том, что принципы, каждый в своей области, требуют определенных и строго увязанных между собой действий. Принцип координации как норматив обязывает согласовывать должностные функции не только по горизонтали, но и по вертикали. Например, поднимая тяжелый предмет, который не по силам каждому отдельно, группа рабочих координирует свои действия в направлении к общей цели и общей выгоде.

В такой согласованности и выражается преимущество организации.

Но для того чтобы координировать действия не двух-трех, а десятков и сотен людей, необходим центр, который регулирует и синхронизирует общие усилия. Иными словами, должен быть лидер, наделенный соответствующими полномочиями или властью.

Для одноразовых операций, например, поднятия тяжести, подходит неформальный лидер, взявшийся руководить лишь на время. Для долговременных организаций необходим постоянный лидер, в котором бы подчиненные не сомневались.

Личностные качества лидера здесь не так важны. Конечно, подчиненные не должны сомневаться в нем как в человеке, но главное — наличие права командовать и отдавать приказы. Законную силу им придает формальная структура власти, ее институциональный авторитет.

Менеджер в такой структуре должен рассматриваться не как «владелец» или носитель власти, а как представитель законной власти. Можно захватить власть или каким-то иным способом получить ее на время, но осуществлять эффективное координирование от имени такой власти нельзя. Необходим иной мандат и иные гарантии. Когда за спиной стоит иерархия власти, оформленная юридически, люди подчиняются не личности руководителя, а той структуре, что стоит за его спиной.

Вначале люди принимают легенду или миф об истоках власти, ее законном авторитете и лишь после этого соглашаются подчиняться. Кроме того должна быть некая доктрина, т. е. относительно стройная концепция или учение о том, какие высокие цели преследует данная организация, как она намеревается достичь успеха и принести счастье все членам организации.

Скалярный принцип описывает вертикальную координацию. Термин «скалярный» произошел от слова «скейл», что означает лестницу, движение по социальным ступенькам вверх, карьеру. Скалярный принцип означает иерархическое построение организации, расположение уровней управления сверху вниз.

Лидерство как организационный принцип подразумевает власть и проявляется в делегировании полномочий. Некоторые свои полномочия начальник обязан передоверять помощникам. Если он этого не делает, то обрекает себя на выполнение чрезмерно широкого круга обязанностей, даже малозначительных, второстепенных. Оптимальное делегирование покоится на соблюдении меры. Излишнее делегирование чревато отказом от власти и ответственности, оно грозит размыть основу единоначалия. Лидер должен сосредотачиваться на решении только самых важных обязанностей, второстепенные он делегирует подчиненным.

Лидерство входит в скалярный принцип и конкретизирует его. Другой стороной данного принципа выступает понятие «функциональная дефиниция». Оно предполагает, что должностные обязанности на каждой ступеньке управления определены настолько детально и конкретно, насколько это возможно. Главный критерий — пределы ответственности должностного лица. Функциональная дефиниция, или функциональный, принцип, утверждает: три и только три функции лежат в основании всех других организационных функций —детерминирующая, прикладная и интерпретативная. Их можно назвать иначе: соответственно планированием, выполнением и контролем. Когда эти функции увязаны между собой, они составляют базис принципа координации.

Муни и Рейли иллюстрировали действие организационных принципов на исторических примерах. Так, экклезия — собрание жителей Афин — была вправе устанавливать, применять на практике и интерпретировать все гражданские законы. Иными словами, народное собрание управлялось в соответствии с функциональным принципом. Классическим примером управления по скалярному принципу служит римское правительство. Император Диоклетиан построил на нем иерархическую структуру территориального управления страной .

Муни и Рейли убеждены, что принципы формальной организации универсальны, они применимы во всех сферах, в том числе и в промышленности. Их вклад в развитие менеджмента заключается в создании причинно-следственной модели организации. Язык Муни и Рейли, особенно в книге «Прогрессирующая индустрия», очень труден для понимания, требует немалого напряжения и знаний. Однако все окупается систематичностью полученных знаний и точностью логических доказательств.

Муни и Рейли рассматривали управление как искусство вдохновлять и направлять других людей, в то время как под организацией они понимали координацию исполнения поставленных перед служащими задач. Таким образом, основной задачей управления является создание эффективной организационной структуры.

Огромный практический опыт Муни и Рейли заставлял их верить в то, что выведенные ими логическим путем законы организации подобны физическим законам в своей универсальности. Задача соединения их с теми, которые сформулировал Файоль, выпала на долю двух других ученых — Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Закрыть меню