Требования к методикам

Общие требования к психодиагностическим методикам

Психодиагностический метод – исследовательский метод психологической науки.Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счёт которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.

Стандартизированные методики включают в себя тесты и личностные опросники.

Нестандартизированные методики называются патопсихологическими. Заключение при использовании этих методик делается не по результату, а по содержательному анализу способа выполнения целого ряда заданий.

Стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например, успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путём сопоставления с результатами других обследуемых.

В настоящее время существует несколько классификаций психодиагностических методик.

1. Классификация, основанная на заданиях, которые предполагают правильный ответ: многие тесты на интеллект, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт и др.

Задания относительно которых правильных ответов не существует (личностные опросники, например, тест Кетелла). Эти диагностические методики характеризуются частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью.

2. Психодиагностические методики разной речевой активности: вербальные и невербальные.

Первые опосредованы речевой активностью обследуемых. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языковой форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные.

3. По степени формализации метода:

1. Высокоформализованные (стандартные). К НИМ ОТНОСЯТ: тесты, личностные опросники, психофизиологические методики, анкетирование + возможно также проективные методики. Объективные тесты, личностные опросники, психодиагностические методики отличаются надёжностью и валидностью. Достоинства: возможность перепроверить результаты; большая экономичность этих методов; инструкция не изменяется; результаты мало зависят от квалификации психолога. Недостатки: жёсткая регламентированная процедура получения данных; все определено заранее, опора на количественные показатели; отсутствие доверительной обстановки.


2. Малоформализованные (нестандартные). К НИМ ОТНОСЯТСЯ: беседа, наблюдение, психологический анализ информации (биографический метод, контент-анализ, анализ продуктов деятельности). Характеристика: импровизация (свободный выбор способов проведения обследования, свободная ситуация (беседа, интервью, наблюдение), результативность полностью зависит от квалификации психолога. Достоинства: возможность глубоко вникнуть в ситуацию консультирования; гибкость и вариативность диагностической процедуры, неформальная обстановка, возможность многократно уточнять получаемые данные. Недостатки: трудоёмкость этих методов; нельзя провести групповое исследование, получить обработку данных другому лицу; результат зависит от квалификации диагноста; диагностические суждения очень субъективны.

Классификация психодиагностических методик:

Критерий Наименование методики Краткая характеристика
1. По типу применяемых тестовых задач Опросные Используются вопросы, адресуемые испытуемым
Утверждающие Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться
Продуктивные Применяют собственную творч. продукцию испытуемых: вербальную, образную, материальную
Действенные Задание выполнить некоторый комплекс практических действий
Физиологические Психодиагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма
2. По адресату используемого тестового материала сознательные Апеллирующие к сознанию испытуемого
бессознательные Направленные на неосознаваемые реакции человека
3. По форме предъявления испытуемым тестового материала бланковые Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок)
технические Тестовый материал в аудио-, видео или киноформе, или через иные технические устройства
сенсорные Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств
4. По характеру данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики объективные Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или

ui желания и ьилнания экспериментатора или испытуемог (пример — интроспекция
По наличию в методике тестовых норм Имеющие тестовые нормы
Не имеющие тестовых норм
По внутренней структуре методики мономерные В них диагностируется и оценивав единственное качество
Многомерные Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно или разнотипных психологически* качеств человека
По типу анализа экспериментальных данных качественный Диагностируемое св-во описывает! ч/з известные научные понятия
количественный Диагностируемое св-во описываеп ч/з относительную степень развитр его у данного человека по сравнен! с другими людьми

экспериментам

субъективные Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример – интроспекция)
5. По наличию вметодике Имеющие тестовые нормы
тестовых норм Не имеющие тестовых норм
6. По внутренней структуре методики Мономерные Диагностируется и оценивается единственное качество
Многомерные Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека
7. По типу анализа экспериментальных данных качественный Диагностируемое свойство описывается через известные научные понятия
количественный Диагностируемое свойство описывается через относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми
8. По форме проведения Индивидуальные; групповые

В психологии существует 2 основных метода:

Наблюдение и эксперимент

Наблюдение –основной эмпирический (опытный) метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений для изучения их и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Н., его точность зависит от знаний в исследуемой области и поставленной задачи. Н. характеризуется субъективностью, может создавать установку – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвидении им определенного объекта (или ситуации). Отказ от преждевременных выводов, многократность Н., контроль со стороны других методов исследования позволяет обеспечить объективность метода Н.

Н. становится методом психического изучения лишь тогда, когда оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психической природы этих явлений.

Наиболее типичные ситуации, в которых эффективно наблюдение:

— получение сведений о психическом явлении в чистом виде

— сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов

— оценка фактов, полученных с помощью других методов

— проверка рекомендаций.

Наблюдение можно считать научным методом лишь в том случае, если оно:

1. служит конкретной научной цели, т.е. проводится в рамках научной теории и осуществляется целенаправленно и системно

2. систематически планируется и не отдаётся на волю случая

3. сопровождается систематическим ведением записи

4. м.б. подвергнуто повторному проведению и контролю на предмет валидности и точности.

Общая процедура наблюдения обычно включает ряд моментов:

— определение цели и задач наблюдения

— выбор объекта, предмета и ситуации

— выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и максимально обеспечивающего сбор необходимой информации

— выбор способов регистрации наблюдаемого явления

— обработка, интерпретация полученной информации.

Сутьнаучного Н. – в научном объяснении причин зарегистрированных фактов;

Регистрацией фактов, их описанием занимаются житейские наблюдения.

Варианты наблюдения:

1) Внешнее — сбор данных о другом человеке, его поведении путем наблюдения за ним со стороны;

2) Внутреннее – самонаблюдение, Н. за собой, за своими ощущениями;

3) Свободное наблюдение – не имеет заранее определенной программы и может менять свой объект в зависимости от желания исследователя;

4) Стандартизированное – ведется по строго определенной продуманной программе;

5) Включенное – исследователь сам входит в группу, которую изучает, как свой человек, испытуемые к нему привыкают и ведут себя естественно.

Основным инструментом получения психологических фактов и объективного научного познания является экспериментальный метод.

Эксперимент (от лат. experimentum) – проба, опыт – один из основных методов научного познания вообще. Отличается от Н.

активным вмешательством со стороны исследователя. Э. позволяет проверять гипотезы (предположения) о причинно-следственных связях и отношениях, не ограничивается констатацией фактов.

Иными словами, путь исследования, при котором исследователь сам вызывает явление, которое будет изучаться, уже не наблюдение, а эксперимент.

Различают 2 вида Э.: лабораторный и естественный.

Лабораторный Э. проводится в специальных лабораторных условиях с помощью психологической аппаратуры. Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, скорость формирования учебных, трудовых навыков и т.д.

(-) данного метода. Испытуемому читается инструкция, он знает, что над ним экспериментируют, а это вызывает определенное напряжение, волнение.

Э. должен быть тщательно организован, может повлечь нарушение естественного хода исследуемых процессов, по возможности должен сочетаться с другими, более естественными. Данные лабораторного эксперимента представляют в основном теоретическую ценность. Выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с известными ограничениями. В настоящее время лабораторный эксперимент строят так, чтобы в нем оказались смоделированными некоторые психологические стороны деятельности, которые человек выполняет в привычных условиях.

Естественный Э. проводится в естественных жизненных условиях, в рамках обычной трудовой/учебной деятельности, у детей – во время игры, на обычном уроке. Впервые этот метод был предложен в 1910 году Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых. (+) метода: испытуемые не знают, что над ними экспериментируют, это снимает напряжение.

(-) данного метода: исследователь может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих её естественности для испытуемого.

По количеству изучаемых переменных различают:

Одномерный эксперимент предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном эксперименте.

Многомерный эксперимент. Требует одновременного измерения множества сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна. Цель многомерного Э.: анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, её динамики под влиянием обучения и воспитания. Полученные данные часто носят описательный характер, не раскрывают психологического механизма явлений и представляют лишь более или менее определённый материал, сужающий сферу поиска.

По целям различают констатирующий и формирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента – измерение личного уровня развития (например, уровня развития абстрактного мышления). Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент ставит своей целью формирование или воспитание той или иной деятельности. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру. Основу формирующего эксперимента составляет экспериментально-генетический метод исследования психического развития.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Нормативные требования к психодиагностической процедуре

Задания и рекомендации к самостоятельной работе:

I. Прочитайте внимательно теоретические материалы к теме 3 из источника:

Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие: в 3 частях: / О. В.

Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. — Часть 1: Теоретические основы.– 152 с. (С. 52-64).

Подготовьтесь к терминологическому диктанту.

II. Заполните сравнительную таблицу со следующим названием и по предложенной схеме:

Принципы психодиагностики по данным Р. С. Немова и А. Г. Шмелёва.

Принципы (по Р. С. Немову) Принципы (по А. Г. Шмелёву)
Общие принципы
Различные (дополнительные) принципы

Вывод студента:

Для заполнения таблицы проанализируйте материалы книг:

— Немов, Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — Кн. 3 : Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика . – 512 с. (С. 83-87);

— Основы психодиагностики / под общ. ред. А. Г. Шмелёва. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 544 с. (Параграф 1.5. «Профессионально-этические принципы в психодиагностике». — С. 90–104).

III. Ознакомьтесь с материалами Приложений к теме 3 из источника:

Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. — Часть 1: Теоретические основы.– 152 с. (С. 135-145).

Обратите внимание на Приложение 7 «Требования к использованию ЭВМ в психодиагностике» из данного источника (С. 144-145). Прочитайте дополнительно материалы из книги: Основы психодиагностики / под общ. ред. А. Г. Шмелёва. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 544 с. («Тестирование и тренинг в компьютерных играх». — С. 330–341). Подготовьтесь к устному ответу.

Вопросы для обсуждения:

1. Определение понятий «психологическое обследование» и «психологическое исследование». В чём сходство и отличие этих понятий?

2. Принципы психодиагностики. Точки зрения разных авторов. Значение принципов психодиагностики для проведения психодиагностических процедур.

3. Определение понятия «психодиагностическая процедура». Морально-этические нормы проведения психодиагностической процедуры.

4. Технология проведения психодиагностических процедур.

5. Квалификационные требования к специалисту, занимающемуся психодиагностикой.

6. Требования к использованию методов и методик психодиагностики специалистами-психологами и специалистами-смежниками.

7. Требования к использованию компьютеров в психодиагностике.

Примечание: любые (или любой) из этих вопросов могут быть даны для ответа в письменной форме непосредственно в ходе практического занятия.

Отчётность: по пункту I – на одной из ближайших лекций; по пунктам II, III, IV – по ходу практического занятия.

Практическое занятие № 3.

Тема: Применение методов строго формализованной и мало формализованной психодиагностики в психолого-педагогической практике

Задания и рекомендации к самостоятельной работе:

I. Прочитайте внимательно теоретические материалы к теме № 4 в источнике:

Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. — Часть 1: Теоретические основы.– 152 с. (С. 66-110).

Подготовьтесь к терминологическому диктанту.

II. Подготовьтесь к устным и письменным ответам на вопросы по теме:

· Общая характеристика методов строго формализованной психодиагностики.

· Общая характеристика методов мало формализованной психодиагностики.

· Характеристика метода тестов.

· Современная классификация тестов. Примеры тестовых процедур.

· Характеристика метода опросников. Виды опросников.

· Общая характеристика метода проективных техник.

· Рисуночные проективные техники. Примеры психодиагностических процедур.

· Характеристика психофизиологического метода.

· Характеристика метода наблюдения.

· Схема наблюдения. Виды наблюдения.

· Правила проведения наблюдения.

· Характеристика методов беседы и интервью.

· Технология проведения диагностической беседы.

· Определение понятия «продукты детской деятельности».

· Метод контент-анализа при изучении продуктов деятельности.

· Понятие о «тестах учителя» в современной зарубежной и отечественной психодиагностике.

Примечание: вопросы могут быть даны по вариантам или на карточках для индивидуальной работы непосредственно в ходе практического занятия.

Поиск Лекций

Требования к психодиагностическим методикам как инструментам практической работы

Область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений

— психометрия

Какая отрасль психологии определяет и обосновывает требования к измерению индивидуально-психологических различий в психодиагностике

— дифференциальная психометрия

Укажите, что из ниже перечисленного не относится к основным направлениям дифференциальной психометрии

— общая теория измерения психологических феноменов

— психометрическая адаптация средств измерения к новым условиям пользования

— анализ тестовых задач

— обеспечение валидности, надежности и стандартизации тестовых задач

Единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста в психодиагностике называется

— стандартизация

На этапе разработки методики проводится процедура стандартизации, которая подразумевает

— единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста

Процедура стандартизации психодиагностической методики включает три этапа

— создание единообразной диагностической процедуры

— создание единообразной оценки выполнения методики

— определение норм выполнения методики

Стандартизация тестовой методики на первом этапе включает выполнение следующих трех процедур

— учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат диагностики

— наличие временных ограничений выполнения методики

— стандартный бланк для выполнения методики

Первый этап стандартизации психодиагностической методики включает определение следующих четырех моментов диагностической ситуации

— условия тестирования

— содержание инструкции и особенности ее предъявления

— наличие стандартного стимульного материала

— временные ограничения выполнения теста

Первый этап стандартизации любой методики включает определение следующих четырех моментов диагностической ситуации

— стандартный бланк для фиксации результатов

— учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования

— учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования

— учет влияния опыта испытуемого в тестировании

Второй этап стандартизации психодиагностической методики состоит

— в создании единообразной оценки ее выполнения

Психодиагностическая методика имеет следующие четыре вида тестовых норм

— профессиональные нормы

— национальные

— школьные нормы

— локальные нормы

Всякая большая совокупность людей, которую хотели бы исследовать или относительно которых собираются делать выводы, называется

— генеральной совокупностью

Часть или подмножество совокупности, которая реально подвергается тестированию, и с ее помощью оценивается генеральная совокупность, называется

— выборка

Характеристика психодиагностической методики, свидетельствующая о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того качества, для которого она предназначалась по замыслу, носит название

— валидность

Понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

— валидность

Комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность

— валидность

Валидность психодиагностической методики – это

— соответствие и пригодность методики дл оценивания того психологического качества, для которого она предназначалась по замыслу

Укажите четыре разновидности валидности психодиагностической методики

— теоретическая

— эмпирическая

— внешняя

— внутренняя

Какой вид валидности определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым посредством других методик – таких, с показателями которых должно существовать теоретически обоснованная зависимость

— теоретическая

Какой вид валидности проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого

— эмпирическая

Какой вид валидности означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т.п. общей цели и замыслу методики в целом

— внешняя

Основные признаки, по которым можно практически судить о том, является или не является данная методика валидной, называются

— критерий валидности

Укажите четыре критерия валидности

— поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в различных жизненных ситуациях

— достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и других

— данные, свидетельствующие о выполнении различных контрольных проб и заданий

— данные, получаемые при помощи других методик, валидность или связь которых с проверяемой методикой считается достоверно установленной

Какой вид валидности указывает на то, что методика измеряет именно то свойство, качество, которая она, по замыслу исследователя, должна измерять

— теоретическая

Какой вид валидности подразумевает проверку методики с точки зрения ее практической эффективности, значимости, полезности

— прагматическая

Для проведения прагматической валидизации методики, обычно используются следующие независимые внешние критерии (выберите четыре варианта)

— успеваемость

— производственные достижения

— эффективность реальной деятельности

— субъективные оценки

Надежность психодиагностической методики – это

— степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства

Возможность получения с помощью методики устойчивых показателей, называется

— надежность

Относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых

— надежность

Критерий, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты

— надежность

Укажите три способа, с помощью которых можно установить надежность психодиагностической методики

— надежность взаимозаменяемых форм

— ретестовый метод

— метод расщепления

Какой способ установления надежности психодиагностической методики состоит в повторном тестировании выборки испытуемых одним и тем же тестом через определенный интервал времени при одних и тех же условиях

— ретестовый метод

Какой способ установления надежности психодиагностической методики состоит в повторном тестировании выборки испытуемых параллельной формой тестовой методики через минимальный интервал времени при одних и тех же условиях

— надежность взаимозаменяемых форм

Какой способ установления надежности психодиагностической методики состоит в том, что тест разбивают на две сопоставимые части и респондент выполняет задания этих двух частей в течение одного сеанса с получением двух результатов

— метод расщепления

Если психодиагностическая методика измеряет какой-то свойство очень точно, но какой именно – остается под вопросом, то она

— надежна, но не валидна

Свойства выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупность, называется

— репрезентативность

Репрезентативность психодиагностической методики – это

— свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности

Для обеспечения репрезентативности выборки данных необходимо учесть ряд обязательных для любого исследования условий.

Укажите неверное условие

— число единиц в выборке не должно быть достаточно большим

Неограниченно большая совокупность измерений, индивидуумов, предметов или явлений, о свойствах каких психодиагност будет судить в результате психологического исследования, называется

— генеральной совокупностью

Объективность психодиагностической методики – это

— независимость оценки и интерпретации первичных показателей, от поведения и субъективных суждений экспериментатора

Независимость оценки и интерпретации первичных показателей, от поведения и субъективных суждений экспериментатора, это

— объективность

Показатели, полученные после обработки данных выполнения испытуемым тестовых заданий называют

— первичные

Первичные показатели, полученные в ходе обработки данных после выполнения испытуемым тестовых заданий, называются

— “сырыми баллами”

В психодиагностике различают следующие четыре группы переменных

— независимые

— зависимые

— помех

— вмешательства

Укажите два вида независимых переменных

— экспериментальные

— дифференциальные

Ответ или реакции испытуемых, полученные в ходе эксперимента относятся к

— зависимым переменным

Переменные, которые не контролируются в ходе эксперимента и которые могут оказывать влияние на зависимые переменные (например, навязчивый шум в комнате), это

— переменные помех

Переменные, которых состоят из некоторых характеристик субъектов, которые могут влиять на результаты эксперимента (усталость, низкая мотивация и т.д.), это

— переменные вмешательства

При разработке теста и психологического оценивания обычно учитываются следующие основные требования

— все вышеперечисленное верно

В психодиагностике выделяет три вид измерения

— нормативное

— критериальное

— ипсативное

Укажите три непараметрические шкалы психологического измерения

— шкала порядков (ранговая шкала)

— нечетная (размытая) классификация

— строгая классификация (номинальная шкала)

Укажите три параметрические шкалы психологического измерения

— шкала интервалов

— абсолютная шкала

— шкала отношений

Область психологии, связанная с теорией и практикой измерений психических явлений

— психометрия (психометрика)

Характеристика психодиагностической методики, свидетельствующая о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначалась по замыслу, носит название

— валидность (валидности)

Невозможность получения с помощью методики устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства), носит название

— надежность (надежности)

Какое требование, предъявляемое к психодиагностическим методиками означает, что с некоторой наперед заданной или определенной статистически погрешностью представляемое в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению

— репрезентативность

Оценки и интерпретация первичных показателей не должны зависеть от поведения и субъективных суждений экспериментатора – это требование носит название

— объективность

Добавить комментарий

Закрыть меню