Требование к личности педагога

содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..

1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой — сотворение личности, утверждение человека в человеке. ЯЛ. Коменский приводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, любовно выращивающим растения в саду, учителем и архитектором, который заботливо застраивает зданиями все уголки человеческого существования. Он уподоблял учителя скульптору, тщательно расписывающему и шлифующему умы и души людей. Наконец, он сравнивал учителя с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.
По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Педагогическая профессия требует двойной подготовки — чело-вековедческой и специальной. Её своеобразие состоит и в том, что она по своей природе имеет адаптивный гуманистический, коллективный и творческий характер.
Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.
Учитель готовит своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.
Учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и
высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. Выступая субъектом образовательного процесса, учитель должен признавать право быть субъектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способным довести их до уровня самоуправления в условиях доверительного общения и сотрудничества.
Педагогическая деятельность носит коллективный характер. В ней очень трудно вычленить вклад, каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности — воспитанника.
С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком — круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.
Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творчески работающий педагог создает свою педагогическую систему, и она является средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения.
Но опыт убеждает, что творчество приходит только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей. Научить творчеству можно при
обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач.
Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, которая заключается в направленной передаче от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создании условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям. Цель педагогической деятельности — явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания раз^ личных социальных и этнических групп, а с другой — потребности и стремления отдельной личности.
В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников.
Основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
Структура педагогической деятельности включает три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Конструктивная деятельность, в свою очередь, включает конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные
виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма.
Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.
К настоящему времени накоплен богатый опыт построения про-фессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качества ума, чувств и воли личности. В частности, В.А. Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.
Учителя нового типа характеризуют:
— высокая гражданская ответственность и социальная актив
ность;
— любовь к детям, потребность и способность отдать им свое
сердце;
— подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и
умение работать вместе с другими;
— высокий профессионализм, инновационный стиль научно-
педагогического мышления, готовность к созданию новых
ценностей и принятию творческих решений;
— потребность в постоянном самообразовании и готовность к
нему;
— физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.
В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Рассмотрим в этой связи свойства личности учителя-воспитателя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.
В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя. Учитель-гражданин не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.
В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности, которая является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.
Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.
Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего учителя в педагогическую деятельность, ибо профессиональная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально зна-
чимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.
Среди таких качеств — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенций; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.
Высшим, проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотива-ционно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинско-го.
Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим.

Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия вы-брать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профес-сйоналъного мастерства. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны внимательность и справедливость.
Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности.
Непрерывность педагогического самообразования — необходимое условие профессионального становления и совершенствования. Один из главных факторов познавательного интереса — любовь к преподаваемому предмету. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических и культурных задач, быть постоянно в курсе новых исследований, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического
мышления, основным признаком которого является диалектичность.
Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении
обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический
взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс,
своевременно решая все возникающие в его дейтельности вопросы и задачи. I

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Требования к личности педагога.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой — научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга:

Ø общегражданские качества;

Ø качества, определяющие специфику профессии учителя;

Ø специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

Слагаемые педагогического мастерства:

· прежде всего, умение организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний;

· Умение учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке: для него домашнее задание — это способ углубления, закрепления, расширения знаний.

Секрет успеха опытных учителей — в умении управлять деятельностью учащихся;

· Умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке;

· Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обу­чения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство пат­риотизма, трудолюбие, самостоятельность;

· Высокий уровень педагогической техники.

Педагогическая техника- это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять, на практике избранные им методы педагогического сотрудничества.

Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки. Прежде всего, педагог овладевает искусством общения с детьми; умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними. В отношениях с детьми важна простота и естественность. Мастер не разговаривает с ними ни искусственным, ни назидательным, ни панибратским тоном. Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием детей.

Педагогическое общение — установление контакта с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними. Здесь играют роль культура речи, правильное дыхание, постановка голоса, умение управлять своим голосом, своим лицом, держать паузу, владеть мимикой, жестом.
«Не ждать, а действовать!» — именно этот девиз стал основой действительности тех учителей, которые реально оценивают задачу дня, разрабатывая и внедряя опыт компьютеризации процесса образования учащихся. Поиск приводит к обнадеживающему результату: появились разновидности программ; обозначились уровни их надежности; заметно расширились формы занятий, где программы удачно вписались в учебный процесс. Все это требует творческого осмысления и продолжения работы по компьютеризации образования.

Успешное решение задач национального воспитания непосредственно связано с совершенствованием подготовки педагогов, их профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Ни одна другая профессия не ставит таких в требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя. Педагог обязан быть яркой, неповторимой личностью, носителем общечеловеческих ценностей, глубоких и разнообразных знаний, высокой культ. Ури; стремиться к воплощению в себе человеческого идеаллу.

Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду у объективных судей — своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования ги к личности учителя, его морального облика. Требования к учителю — это императивная система профессиональных качеств, которые определяют успешность педагогической деятельностиі.

Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональных технологиях, вторая ее половина — искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей. При этом возникает вопрос: существуют специальные педагогические способности?

Вопрос о педагогических способностях находится в стадии разработки. Педагогические способности — это качества личности, интегрирована выражаются в наклонах к работе с детьми, любви к детям, получение удовольствия от общения с ними. Выделены основные группы способностей

1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учеников, привлечь их к труду, распределять обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и тд

2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно излагать учебный материал, стимулировать развитие познавательных х интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.д.

3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в душевный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики

4. Коммуникативные способности, которые проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения

5. Суггестивные способности, которые проявляются в умении учителя осуществлять эмоциональное воздействие на учащихся

6. Исследовательские способности проявляются в умении познавать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы

7. Научно-познавательные способности предусматривают усвоение научных знаний в своей области

Научные исследования последних лет показали»ведущие»и»вспомогательные»способности. К ведущим относятся: педагогическая бдительность (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть и отнесена к вспомогательнымднесена до допоміжних.

Многие специалисты разделяют мнение о том, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств — трудолюбия, честного и серьезного отношением ния к своим обязанностям, систематической и постоянной работы над собо.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны признать важной предпосылкой овладения педагогической профессией, но не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имею кая блестящие задатки, так и не стали педагогами, и сколько поначалу казалось бы малоспособных окрепли, вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог — это всегда большой трудивныик.

Поэтому важнейшими профессиональными качествами педагога должны быть признаны: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение определить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, от дповидальнисть стремление постоянно повышать качество своего труда.

В условиях перехода к рыночным отношениям особую значимость приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе си. К этим качествам относятся: человечность, доброта, терпение, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность во, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культур и ряд других

Обязательное для учителя качество — гуманизм, т.е. отношение к развивающей личности как к высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения складываются я из интереса к личности ученика, из сострадания к ученику, помощи ученику, уважения к его мнению, личностей его развития, с высокой требовательности к его учебной деятельности, заботы о развитии йог в личности. Учащиеся видят эти проявления и сначала подражают их бессознательно, а затем постепенно приобретают опыт гуманного отношения к людией.

Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он является организатором повседневной жизни школьников. Возбуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности принадлежит решающее значение. Педагогическое. Руководитель д.психол.н водство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив обязывает воспитателя бытьти изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельного решения любых ситуаций. Педагог — близкий и доступный образец для подражания, побуждающий учащихся следить за ним, равняться на него

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже в самые неочикуваниших обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранять за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и безпора адности ученики не должны чувствовать и видеть. Еще. АСМакаренко отмечал, что учитель без тормоза — испорченная, неуправляемая машина. Это нужно помнить всегда, контролировать свои действия и поведение, не опускаться в образ на учащихся, не нервничать по мелочиібниць.

. Душевное чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий чувствовать состояние учащихся, их настроение, своевременно прийти на помощь тем, кто больше всего нуждается. Естественное состояние педагога — профессиональная забота о су участниками и будущее своих воспитанников. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающих поколенийнь.

Неотъемлемая профессиональная черта учителя — справедливость. По роду своей деятельности учитель должен систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому необходимо, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. Именно эти суждения свидетельствуют ь об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет моральный авторитет педагога, как его умение быть объективным. Предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания. Воспринимая учащихся сквозь ь призму собственных оценок, необъективный педагог становится пленником схем и указаний. К обострению отношений, конфликта, невоспитанности, сломанной судьбы — рукой подать подати.

Воспитатель обязан требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования должен предъявлять учитель, прежде всего, к себе, потому что нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна бы быть разумной. Мастера воспитания учитывают возможности развивающей личностейості.

Воспитателю должно быть присуще чувство юмора. В его арсенале шутка, пословица, удачный афоризм, улыбка — все это позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и на ситуацию с комического стороны

Отдельно нужно остановиться на такте педагога как особого рода умение строить свои отношения с воспитанниками

. Педагогический такт — это соблюдения чувства меры в отношениях с воспитанниками. Такт — это концентрированное выражение ума, чувств и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта является уважение к воспитаннику. Понимание своих воспитанников предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации

Личностные качества в учительской профессии неразделимы с профессиональными. К последним обычно относят приобретенные в процессе профессиональной подготовки и связанные с получением специальных знаний, умений, способе ей мышления, методов деятельности.

Среди них:: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического пр раке, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения ^ риторских искусств и другие качества

. Увлечение наукой — обязательное учительская качество. Научный интерес помогает учителю формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить учеников видеть связь своей науки с общими п процесс человеческого развитияу.

. Любовь к своей профессиональной работы — качество, без которого не может быть педагога. Составляющими этого качества является добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педа агогичнои квалификацииї.

Особенность современного учителя, воспитателя в значительной степени определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педа. Агого должен быть и носителем высокой индивидуальной культуры. Учитель всегда является наглядным образцом для учащихся, своеобразным эталоном поступки и поведениенки.

Идеальный педагог должен обладать следующими качествами:

. Специалист — знание педагогической теории, владение педагогическим мастерством, знание психологии, владение технологиями обучения и воспитания, умение рационально организовать труд, любовь к делу, любовь к. УЧН нов, вера в человека, педагогические способности, общая эрудиция, терпение, оптимизм, эмпатия, выдержка, находчивость, быстроту и точность реакции, душевная щедрость, эмоциональная уравновешенность, уме ния детей, желание работать с детьми, ясность и убедительность речи, требовательность, тактичность, самообладание, справедливость, организаторские умения, общительность, умение слушать.

. Работник — умение определять цель и достичь ее, распределять время, систематическое и планомерное повышение квалификации, направленность на повышение производительности труда, способности к творчеству, всесторонняя образованные ость, умный оптимизм, умеренный скептицизм, желание трудиться, преданность делу, умение работать в коллективе, настойчивость, дисциплинированность, ответственность, активность, ориентация на произ их ситуациях, умение распределять работу, готовность нести ответственность.

. Человек — высокие моральные качества, активное участие в общественной жизни, активная жизненная позиция, личный пример в семье во всем, уважение к законам государства, национальное достоинство, патриотизм, готовность к защиты Украины, крепкое здоровье, здоровый образ жизни, гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своему ди.

Проблема личности и деятельности учителя никогда не переставала волновать умы многих выдающихся педагогов и психологов разных эпох и стран. К данной проблеме обращались Я.А. Коменский, .Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, ВА.Сухомлинский и др.

Глубокие, сложные и ускоряющиеся процессы преобразования и обновления всех сторон жизни человеческого общества, экономики, социальных отношений и культуры, которые проходят во всем мире, в том числе и в России предъявляют возрастающие принципиально новые требования к образованию и воспитанию молодежи, что предопределяет определенныетребования к личности, профессиональным качествам и деятельности учителей.

В наше время проблема личности не только не потеряла своего значения, но и стала ведущей проблемой, решению которой посвящены исследования целой плеяды отечественных ученых: педагогов О.А. Абдуллиной, В.И. Загвязинского, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова, психологов Ф.К.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Кан-Калика, А.К.Марковой, Р.Х.Шакурова и др.

Современные требования к личности учителя:

1. Систематическая целенаправленная работа над собой по развитию индивидуальности и личностное самоусовершенствование в целях положительного влияния своими качествами на учащихся.

2. Устойчивая приверженность принципам гуманистической психологии и педагогики.

3. Умение творчески подходить к проблемам прогнозирования, проектирования и организации процессов обучения и воспитания, а также диагностирования и коррекции психического развития школьников.

4. Обязательная инновационная деятельность учителя, направленная на творческое освоение новаторских педагогических идей и овладение эффективными современными педагогическими технологиями.

Какими же личностными качествами должен обладать учитель, чтобы своей личностью положительно воздействовать на школьников? Для ответа на этот вопрос вначале надо уточнить, что понимают психологи под личностью и личностными качествами человека.

«Под личностью, — пишет психолог А.Г. Спиркин, — имеют в виду кристаллизированные в духовном мире человека его социальные, нравственно-психологические и эстетические качества». «До уровня личности человек поднимается лишь тогда, когда он обретает способность управлять самим собой и властвовать над своими влечениями и страстями.Вместе с тем личность может снизиться до безличностного индивида».

Личностные качества человека:

А) способность к эмоционально-волевой саморегуляции ( формируюется с детских лет). Способность дошкольника затормаживать свои желания, эгоистические потребности и интересы А.Н.Леонтьев назвал «первым рождением личности».


Б) наличие у человека развитого сознания и самосознания. Человек становится личностью, считал немецкий философ И.Кант, благодаря самосознанию. Последнее формируется в процессе и в результате познания человеком самого себя, рефлексии и имеет довольно сложную структуру (состоит из 5 звеньев).

В начале у человека формируется более или менее целостная система представлений, понятий и оценочных суждений о самом себе (образ «Я»). Затем возникает противоречие между реальными качествами и субъективными идеализированными представлениями о себе самом. В процессе самоусовершенствования в той или иной мере преодолевается указанное противоречие между реальными качествами и идеальным образом самого себя, т.е. образом «Я», и достигается внутренняя гармонизация индивида. Такая внутренняя гармонизация является предпосылкой целостности личности и формирования всей ее направленности.

Под направленностью понимают устойчивую доминирующую систему мотивов, ориентирующих деятельность человека. Эта система мотивов считается ядром личности, интегрирующим все другие элементы.

Направленность включает в себя взгляды, убеждения, интересы, установки, ценностные ориентации, идеи и идеалы, цели, стремления, духовные потребности личности. В зависимости от направленности (гуманистической, индивидуалистической, творческой и т.д.) выделяют соответствующие типы личности.

Существует широко распространенное мнение, что подлинной личностью является человек, приобщившийся к творчеству, к искусству, к науке. Это верно, но отчасти. Дело в том, что включение в творческую деятельность развивает определенные духовные качества, индивидуальность человека, однако еще не делает его личностью, тем более полноценной.

Личность педагога. Современные требования к личности и профессионализму педагога.

Мотивация педагогической деятельности

Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей.

К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность

  • Главным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей.

Современные требования к личности и профессионализму педагога.

  • способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;
  • способность самостоятельно подбирать учебный материал определять оптимальные средства и эффективные методы
  • способность по-разному излагать, доступным образом изменять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить понимание и усвоение всеми учащимися;
  • способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний и навыков;
  • способность за сравнительно короткий срок добиваться изучения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;
  • способность правильно строить урок, совершенствуя преподавательское мастерство от занятия к занятию;
  • способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;
  • способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной ‘для обучения информации, а также средственное использование в педагогической деятельности
  • способность формировать у учащихся нужную мотивационную структуру учебной деятельности (учения).
  • Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к 1эмпатии).
  • Способность быть примером и образцом для подражания со 1 стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.
  • Способность вызывать у ребенка благородные чувства, жела-1ние и стремление становиться лучше, делать людям добро, доби-ваться высоких нравственных целей.
  • Способность приспосабливать воспитательные воздействия к 1 индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.
  • Способность вселять в человека уверенность, успокаивать (его, стимулировать к самосовершенствованию.
  • Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
  • Способность вызывать к себе уважение со стороны воспиты-[ваемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, [иметь авторитет среди детей. 1 О процессе формирования и развития способностей педагога [как воспитателя можно сказать то же самое, что утверждалось выше \й способностях учителя, за исключением, пожалуй, одного: быть [хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это [связано с тем, что среди характерных для воспитателя способностей [больше таких, которые даны человеку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю.

Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Без каждого из качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне могу обойтись.

Рекомендуемые страницы:


Добавить комментарий

Закрыть меню