Трагедия совести в драме гроза

Катерина — главный и, пожалуй, единственный персонаж пьесы А.Н. Островского «Гроза». Всех остальных (хотя действующих лиц в пьесе действительно много) можно смешать с кромешной тьмой, в которой Катерина, волей-неволей вынужденная жить в имении Кабановых, остается единственным «светлым лучом». Только ей автор придал человеческие черты, только ее наделил добродетелью, значительно превышающей по силе человеческие пороки, а именно совестью.

Вопрос совести в пьесе напрямую связан с религией. Островский неоднократно акцентирует внимание читателя на религиозности и глубокой набожности Катерины. Пожалуй, даже можно предположить, что надвигающаяся по ходу пьесы гроза, которую так сильно боится Катерина, — это божий суд, и Господь, как думает несчастная, раскаивающаяся в своем грехе, разгневался на нее за то, что она сотворила. Вместе с тем Катерина выбирает своей судьбой добровольный уход из жизни, когда бросается в реку, — тяжесть греха, который она совершила, становится непосильной ношей. Катерина понимает, что не сможет до конца дней своих жить с этим грехом на душе, и потому решает прервать земные муки сейчас. Удивительно, но они кажутся ей куда невыносимее и страшнее, нежели адское пламя, ожидающее всех грешников после самоубийства.

Читателю, конечно, покажется несправедливым такой порядок вещей. Жизнь Катерины почти так же беспросветна, как и темное царство, в окружении которого она вынуждена находиться.

Единственной отдушиной стала влюбленность в Бориса, но сколько сомнений тогда встало на пути к женскому счастью! Варвара — сестра мужа Катерины, видя, как мучается любовной тоской ее родственница, решается помочь ей и устраивает свидание с Борисом. Уже тогда Катерина сама себе напоминает загнанного в клетку зверя, загнанного туда любовью и пораженного страхом от того, на что он сам способен.

Влюбленность и свидание могли бы остаться тайной, счастливым воспоминанием, которое Катерина бы лелеяла в памяти, возможно, никогда больше не решившись обмануть мужа. Но вокруг сверкает гром, бьет молния, и шумит гроза. Катерине кажется, что это Господь Бог говорит с ней с небес, проклиная за то, что она осмелилась сделать, что она опорочила мужа и саму себя. Нет ей прощения! Набожность и сгубила Екатерину, которая тут же кидается в ноги и без того ненавидящей ее свекрови и мужу, который сам по себе неплохой человек, однако не вызывающий у своей супруги никаких чувств. Как же сильно ненавидит ее в этот момент Кабаниха — свекровь Катерины, как клянет и хулит за то, что та посмела обмануть ее сына! Но может ли эта ненависть оскорбленной матери сравниться с тем, что чувствует сама жертва? Не быть ей с Борисом, которому предстоит отъезд и невозвращение. А, значит, она на всю жизнь останется у Кабановых, вечно проклинаемая Кабанихой и равнодушная к мужу. Только и есть у нее, что это воспоминание о случайной, о запретной любви, которой никогда не будет шанса воплотиться в семью.

И что ей делать? Разве может она жить дальше так, как жила? Ведь теперь муж станет ей совсем не мил, а свекровь и вовсе изведет ее за проступок. Так будут идти месяцы и годы, но ничего не изменится, она по-прежнему будет жить в окружении «темного царства» — до тех пор, пока ее собственный, и без того тусклый огонек не померкнет. Нет, не бывать этому!

В тот миг, когда она, ведомая чувством вины и отчаянием, бросается в реку, она не думает о Боге, чьего наказания Катерина так боится. Она сама себя наказывает, ведь это совесть приводит ее на обрыв, с которого она бросается в реку. И там, за чертой, возможно, она все же найдет что-то светлое, как она сама, всю жизнь жившая в страшном и таком чужом для нее «темном царстве».

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.
Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из‑под неволи».
В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из‑под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.
Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что‑то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда.

От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).
«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

В “Грозе” Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. “Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу”, – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.
Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, “домашних своих заела совсем”. Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа.

Ее безвольный муж сам является жертвой “темного царства”: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, “все как будто из под неволи”.
В атмосфере “жестоких нравов”, лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его “благодетелей”, но у него не хватает смелости и характера вырваться из под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.
Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: “Я умру скоро… Что то со мной недоброе делается!” Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, “что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами”.
И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. “Жить на свете да мучиться” она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. “Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве”. Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).
“Гроза” – не “трагедия любви”, а скорее “трагедия совести”. Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

Добавить комментарий

Закрыть меню