Торговая наценка

Зачем нужен счет «Торговая наценка»?

При учете товаров по продажным ценам применяют счет 42 «Торговая наценка».

Счет 42 нужен для того, чтобы организация имела возможность учитывать товары не по покупной цене (без НДС и наценки), а по продажной, то есть могла отражать на счете 41 ту цену товаров, которая обозначена на ценнике (в прайс-листе) и подлежит оплате покупателем.

На счете 42 учитывают и скидки (на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов), предоставляемые поставщиками организациям розничной торговли.

Кредитуют счет 42 при принятии к бухгалтерскому учету товаров на суммы торговой наценки (скидок, накидок).

Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по проданным, отпущенным или списанным товарам сторнируют по кредиту счета 42 в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи» (или иных счетов).

Для целей бухгалтерского учета торговую наценку, относящуюся к стоимости реализованных товаров, называют валовым доходом (п.12.1.1 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли; далее — Методические рекомендации Роскомторга).

Надо отметить, что метод начисления торговой наценки законодательством не закреплен, поэтому магазин вправе использовать любую утвержденную в организации методику, а именно устанавливать:

  • сначала продажную цену, а затем рассчитывать торговую наценку (используется, когда осуществляется мониторинг розничных цен по другим организациям);
  • для конкретного товара (группы товаров) торговую наценку в виде фиксированной суммы (используется, когда организация — дилер производителя товара);
  • для конкретного товара (группы товаров) торговую наценку в виде фиксированного процента.

Независимо от выбранной методики начисления торговой наценки в бухгалтерском учете поступление товаров оформляют следующими проводками:

Дебет 41 субсчет «Товары в розничной торговле» Кредит 60

  • оприходованы приобретенные товары;

Дебет 19 Кредит 60

  • отражен НДС по приобретенным товарам;

Дебет 41 субсчет «Товары в розничной торговле» Кредит 42

  • отражена торговая наценка по оприходованным товарам (на основании реестра розничных цен).

Примечание. Есть ли предел торговой наценке?

По общему правилу размер торговой наценки по товарам ничем не ограничен и может быть любым. Исключением являются некоторые товары, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен. Для них установлены предельные размеры розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя (например, на лекарственные средства).

С точки зрения управленческого учета счет 42 может выполнять регулирующую роль. Так как одновременно со списанием продажной стоимости товаров по дебету счета 90 и кредиту счета 41 списывается сумма относящейся к этим продажам торговой наценки или, как принято говорить, сумма реализованного торгового наложения.

Соответственно на счете 42 видна разница между покупной ценой товаров без НДС и их продажной ценой с учетом НДС, которая в целом по организации должна покрывать:

  • все издержки обращения (расходы, связанные с приобретением, хранением и реализацией товаров, отражаемые на счете 44 «Расходы на продажу»);
  • прибыль от продаж;
  • сумму НДС, подлежащую начислению в бюджет с оборотов по реализации.

Бухгалтерский учет товаров по продажным ценам дает возможность не вести учет каждой реализованной в розницу единицы товаров, а списывать с кредита счета 41 в дебет счета 90 стоимость всех реализованных по продажной цене товаров одной суммой, которая всегда равна сумме полученной за эти товары выручки.

Но чтобы выявить финансовый результат от реализации, в дебет счета 90 должна попасть не вся выручка, а лишь стоимость приобретения товаров. Ее определяют как разность между стоимостью товаров по розничным ценам и торговой наценкой, относящейся к проданным товарам (валовым доходом).

Для этого одновременно со списанием продажной стоимости со счета 90 списывают сумму торговой наценки, которая приходится на проданные товары (реализованное торговое наложение). Поэтому самое главное при учете товаров по продажным ценам — правильно рассчитать сумму наценки по реализованным товарам.

Тогда после списания реализованной торговой наценки на счете 90 образуется (как и при учете товаров по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.

Методика расчета реализованной торговой наценки

Методику расчета реализованной торговой наценки фиксируют в приказе об учетной политике.

Нормативным документом для выбора метода расчета реализованной торговой наценки являются Методические рекомендации Роскомторга. Этот документ предлагает для использования в бухгалтерском учете четыре метода расчета торговой наценки: по общему товарообороту; по ассортименту товарооборота; по ассортименту остатка товаров; по среднему проценту.

В Инструкции по применению Плана счетов (пояснения к счету 42) также есть рекомендации по расчету реализованного торгового наложения. Способ, приведенный в пояснениях к счету 42, практически идентичен рассмотренному в Методических рекомендациях Роскомторга методу расчета по среднему проценту.

Вот как выглядит рекомендованный алгоритм расчета.

  1. Сначала рассчитывают процент торговой наценки за месяц (П):

П = (Нн + Нп) : (Т + Ок) х 100%,

где Нн — сумма наценки на остаток товара на начало месяца — сальдо счета 42 на начало месяца; Нп — сумма наценки по поступившим за месяц товарам — оборот по кредиту счета 42; Т — товарооборот (сумма проданных товаров за месяц) в продажных ценах — оборот по кредиту счета 90 субсчет «Выручка»; Ок — остаток товара на конец расчетного месяца в продажных ценах — дебетовое сальдо счета 41.

  1. Далее сумму наценки на остаток товара (Нк) вычисляют как произведение остатка товаров на конец месяца в продажных ценах (Ок) на исчисленный процент торговой наценки (П):

Нк = Ок х П.

  1. И наконец, сумму реализованной наценки (Нр) определяют суммированием торговой наценки на начало месяца (Нн) и поступившей торговой наценки (Нп) за минусом торговой наценки на конец месяца (Нк):

Нр = Нн + Нп — Нк.

Такой расчет торговой наценки применяют, если предприятие не ведет количественно-суммовой учет товара, а только суммовой учет.

Обычно так бывает, если обороты у предприятия невелики и оно не может позволить себе установку дорогостоящих программ и оборудования для ведения количественного учета.

Пример 1. ООО «Сластена» торгует развесными кондитерскими изделиями. За январь 2005 г. сложилась такая ситуация:

Условное
обозначение
Показатель Счет Сумма,
руб.
Нн Наценка на 01.01.2005 Сальдо Кредит 42 5 000
Нп Наценка по поступившим
товарам за январь 2005 г.
Оборот Кредит 42 10 000
Т Товарооборот за январь
2005 г. в продажных ценах
Оборот Кредит 90
субсчет «Выручка»
125 000
Ок Остаток товара на
01.02.2005
Сальдо Дебет 41 45 000
  1. Рассчитаем процент торговой наценки (П):

(5000 руб. + 10 000 руб.) : (125 000 руб. + 45 000 руб.) х 100% = 8,82%.

  1. Вычислим сумму наценки на остаток товара (Нк):

45 000 руб. х 8,82% = 3969 руб.

  1. Тогда сумма реализованной торговой наценки (Нр) равна:

5000 руб. + 10 000 руб. — 3969 руб. = 11 031 руб.

Возврат бракованного товара поставщику

Условие о возможности возврата брака поставщику должно быть оговорено в договоре поставки.

Пример 2. Магазин ООО «Сапожок» получил от поставщика партию обуви на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.). Торговая наценка в магазине фиксированная и составляет 40 процентов.

Две пары сапог оказались бракованными и возвращены поставщику. Их покупная стоимость составляет 5900 руб. (в том числе НДС — 900 руб.).

Бухгалтер оформил приемку <*> и возврат товара поставщику так:

Дебет 41 субсчет «Товары в розничной торговле» Кредит 60

  • 50 000 руб. (59 000 — 9000) — оприходованы приобретенные товары;

Дебет 19 Кредит 60

  • 9000 руб. — отражен НДС по приобретенным товарам;

Дебет 41 субсчет «Товары в розничной торговле» Кредит 42

  • 20 000 руб. (50 000 руб. х 40%) — отражена торговая наценка по оприходованным товарам;

Дебет 60 Кредит 41 субсчет «Товары в розничной торговле»

  • 5000 руб. (5900 — 900) — возврат товара поставщику по покупной стоимости;

Дебет 42 Кредит 41 субсчет «Товары в розничной торговле»

  • 2000 руб. (5000 руб. х 40%) — уменьшена сумма торговой наценки по возвращаемому товару;

Дебет 60 Кредит 19

  • 900 руб. — отражен НДС по возвращенному товару.

<*> О том, как оформляются документы при приемке товара, читайте на с. 62.

Возврат товара покупателем и уценка

К сожалению, ситуация, когда покупатель возвращает товар, не редкость в розничной торговле. Какие проводки должен сделать бухгалтер в таком случае?

Пример 4. Продолжим примеры 2 и 3. Покупатель в течение 14 дней вернул одну пару обуви в связи с тем, что не подошел размер. Продажная цена ее составляла 5900 руб. (в том числе НДС — 900 руб.). Товар был снова выставлен на продажу, но по сниженной на 10 процентов цене из-за небольшой потери товарного вида.

Бухгалтер ООО «Сапожок» оформил эти операции такими проводками:

Дебет 41 Кредит 76

  • 5900 руб. — получен возвращенный покупателем товар (на основании заявления и накладной);

Дебет 76 Кредит 50

  • 5900 руб. — выданы из главной кассы деньги покупателю <**> за возвращенный товар;

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 90 субсчет «Выручка»

———-¬
— ¦5900 руб.¦ — сторнирована выручка на стоимость возвращенного товара;
L———-

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 42

  • 1685,71 руб. (5900 руб. : 140% х 40%) — восстановлена сумма торговой наценки на возвращенный товар;

Дебет 41 Кредит 42

Этот вопрос должен интересовать предпринимателей как минимум по двум причинам.

Во-первых, необходимо установить адекватные конкурентоспособные цены на собственные товары перед продажей (провести ценообразование).
Во-вторых — правильно рассчитать цену, по которой закупаются конкуренты.

Наценка на товар — это надбавка к себестоимости товара, которая формирует конечную цену. Правильно рассчитанная наценка дает предпринимателю возможность не только покрыть расходы на организацию бизнеса, но также и получить ожидаемый доход. Обычно торговая наценка устанавливается в процентах от себестоимости товара.

Как сделать наценку на товар правильно

Конечная стоимость, по которой вы будете предлагать ваш товар, в первую очередь должна устраивать покупателей. Поэтому в торговле нет строго установленных коэффициентов, которых нужно придерживаться при ценообразовании. Но есть средние показатели по сегментам, о которых и можно отталкиваться.

К примеру:

  • одежда и обувь: от 40 до 105% наценки
  • сувениры, аксессуары и бижутерия: больше 100%
  • запчасти для автомобилей, авто- и мото-аксессуары: 30 — 55%
  • товары дома, канцелярский товары: 25 — 65%
  • косметика: 25 — 75%

Чтобы рассчитать конечную стоимость товара, вам необходимо умножить себестоимость на процент наценки, и затем полученное число добавить к закупочной цене.

Пример: ваш поставщик продал вам духи по цене 50$. Наценка для косметики может варьироваться от 25 до 75 процентов. Предположим, вы выбрали 40%.

50$ * 40% = 20.

Ваша отпускная цена в этом случае:

50+20=70$

Процент наценки можно посчитать и обратным путем.

Для этого следует конечную стоимость разделить на закупочную и вычесть единицу. Пример: вы продаете комплект постельного белья по стоимости 40$. Его себестоимость — 25$.

Считаем наценку:

40/25-1 = 60%

Добавить комментарий

Закрыть меню