Типы стихийных групп

Социально-психологическая характеристика стихийных групп.

Стихийные группы – социальные общности, формирующиеся непреднамеренно, в силу стечения обстоятельств, и поэтому сложноуправляемые.

Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, которые собрались вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрируют какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Стихийная «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает спонтанно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать «субъектом совместной деятельности», но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. Как отмечалось выше, история социальной психологии в определенной степени «начиналась» именно с анализа таких групп (Лебон, Тард и др.).

Прежде чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств.

Факторы образования стихийных групп:

1. Общественное мнение – общность суждений членов группы в связи с событием.

2. Событие (повод), объединивший людей.

3. Совместные действия, связанные с поводом.

4. Стихийные социально-психологические процессы (заражение, внушение, паника).

Основные видыстихийных групп:

Толпа – бесструктурное и неосознанное скопление людей по поводу конкретного события (происшествия), обусловленное сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания (агрессивная толпа, паническая толпа, повстанческая толпа (направлена против властей), стяжательная толпа (стремиться получить выгоду перед другими).

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким- либо социальным явлением (не привезли продукты в магазин, отказались принимать или выдавать деньги в сберкассе) толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

Масса – относительно стабильное образование с нечеткими границами; более организованное, сознательное и длительное образование, чем толпа; достаточно разнородное объединение (демонстрация, манифестация, митинг).

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика– кратковременное образование людей для просмотра зрелища (концерта, спортивного мероприятия, спектакля и т.д.) по сравнению с толпой более управляема, т.к. люди собираются сознательно и с целью.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы.

Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п.

Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источников. С одной стороны, из официальных сообщений средств массовой информации, которые в условиях массового поведения часто произвольно и ошибочно интерпретируются. С другой стороны, в подобных группах популярен иной источник информации — различного рода слухи и сплетни. У них – свои законы распространения и циркулирования, что выступает предметом специальных исследований в социальной психологии. Этот источник служит средством не только дополнения, но и проверки информации, поступившей из официальной пропаганды Образовавшийся таким образом сплав суждений и утверждений начинает функционировать в массе или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена «здесь и теперь» без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия.

Стихийные группы. Социально-психологическая сущность толпы

Существует особая разновидность больших социальных групп, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой», — стихийная группа. Это кратковременные объединения большого чис­ла лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая группа может быть в опре-‘деленной степени кем-то организована, но чаще возникает сти­хийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.

Среди стихийных групп в социальной психологии выделяют толпу, массу, публику.

Толпа как разновидность стихийных групп наиболее полно исследована в социальной психологии. По определению Лебона, Толпа — это «человеческая совокупность, обладающая психичес­кой общностью», она образуется на улице по поводу самых раз­личных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя и т.д. Ее цели могут быть различными: просто поглазеть, протестовать против чего-либо, заявить о каких-то тре­бованиях. Длительность ее существования определяется значимо­стью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только эле­мент зрелищности ликвидирован.

В другом случае, особенно ког­да это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (например, отказались выдавать деньги в Сбербанке), толпа может все более и более возбуждаться и переходить к дей­ствиям.

Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к агрессивным формам.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обяза­тельно как сиюминутное образование, подобно толпе, и может объе­динять людей, не обязательно находящихся в физической близос­ти. Признаком массы является объединение людей, которых вол­нует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собира­ются ради какой-либо акции: манифеста, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно извес­тны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии.


В действиях массы поэтому более четки и продуманны как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и тол­па, масса достаточно разнородна, поэтому ее существование мо­жет быть неустойчивым.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной груп­пы, которая может быть представлена как кратковременное со­брание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зритель­ном зале и т.д.

В более замкнутых помещениях, например в лекционных за­лах, публику часто называют аудиторией. Публика всегда соби­рается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема. Но тем не менее публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.

Рассмотрим более подробно феномен толпы.

Толпа — это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляю­щих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе в условиях анонимности происходит раство­рение индивидуальной ответственности ее членов.

Выделяют следующие социально-психологические особенно­сти толпы:

1) повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения;

2) повышение эмоциональности восприятия действительно­сти;

3) подавление чувства ответственности за собственные поступки;

4) появление чувства силы и осознания анонимности.

Одним из механизмов развития толпы является массовое об­щение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство созна­тельно-используется организаторами, зачинщиками и подстрека­телями эксцессов, владеющими техникой воздействия. В случае чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности или в силу биологических факторов (эпидемии), или природных стихийных бедствий, массовое общение, как правило, строится стихийно, непроизвольно.

Основным средством психологического воздействия, осущест­вляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: призывы, междометия,например типичный крик «Наших бьют».

Одним из основных способов информационного психологичен ского воздействия личности или группы на других участников толпы является внушение, подкрепленное различными по содер­жанию сообщениями, (уговорами, угрозами, слухами, шантажом|,

Внушение — это особый вид воздействия, т.е. целенаправ­ленное, неаргументированное воздействие одного человека на дру­гого или на группу. При внушении осуществляется процесс пере­дачи информации, основанный на ее некритичном восприятии. Внушение всегда вербализовано и является сознательной деятель­ностью со стороны субъектов воздействия.

В условиях толпы имеет место особаяреакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или груп­пы резонируют, усиливаются путем многократного отражения, цепной реакции. Нагляднее всего природа психического зараже­ния проявляется в эффекте «снежного кома». Заражение проявля­ется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников толпы, и передается через ре­чевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т. д.

Таким образом, психическое заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или груп­пы определенным психическим состояниям, возникающим в тол­пе в результате воздействия неречевых и речевых средств обще­ния. В связи с тем что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) и настроения возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного взаимного усиления, уско­рения эмоционального воздействия. Это приводит к образованию общего психического настроя и решимости.

Следует иметь в виду, что на участников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений, но и большую роль играют сила шума, выражаемого, как прави­ло, в форме междометий, частота звуковых колебаний, рев боль­шой массы людей.

Толпа не всегда возникает случайно, стихийно. Довольно ча­сто ее возникновение провоцируется или она создается умышлен­но. В этих случаях используются иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голо­довка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта.

Подражание также является одним из способов психологиче­ского воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания поведение другого человека или массовое психическое состоя­ние не только принимается, но и воспроизводится, тиражирует­ся.

Для того чтобы собрать толпу, прибегают к различным не­обычным, зрелищным, эффектным приемам. Например, в Моск­ве на Красной площади не один раз совершались попытки самосож­жения приковывания себя цепями и т.п., что всегда собирало тол­пу. Популярным в последнее время катализатором толпы явля­ются блокирование общественного транспорта, групповая голо­довка.

Участники толпы могут использовать в качестве способов пси­хологического воздействия пикетирование, «штурм» администра­тивных зданий, ультиматум, «живое кольцо» и захват заложни­ков. Использование данных способов не самоцель, а средство достижения целей.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Первым исследователем поведения масс можно считать итальянского политика Н. Макиавелли, который в своих произведениях ставил и решал важные вопросы власти, государства, права и др. Задолго до идей, появившихся в психоанализе описал бессознательные механизмы, которые

Макиавелли Никколо (1469-1527) -итальянский политик и мыслитель. Считал главной причиной бедствий страны ее политическую раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Показал, что для устройства политических систем имеют большое значение традиции народа, его представления и стереотипы. Признавал ради упрочения государства допустимыми любые средства: «Цель оправдывает средство». Среди сочинений: Государь (1513), Мандрагора (1518) и др.

управляют толпой, и учил правителей, как пользоваться ими во благо себе и государству.

Во торой половине XIX века было замечено принципиально новое явление в политике: все большую, а иногда и решающую роль в ней начинают играть массы как самостоятельная сила. Только, что выделившаяся из философии, молодая психологическая наука не

могла еще объяснить эти феномены. Практически в одно время такие ученые, как Г.Лебон, Г.Тард, В.Вунд и др., стали говорить о необходимости новой отрасли психологии, которая бы смогла ответить на новые вопросы и справиться с задачей. Так появилась психология больших социальных групп.

Масса — стихийная разнородная группа, имеющая довольно нечеткие границы.

В современной социальной психологии выделяют следующие типы стихийных неорганизованных групп:

· Масса — стихийная разнородная

группа, имеющая довольно нечеткие границы.

Она выступает как образование, существующее достаточно длительное время, чтобы реализовать свои интересы. Масса схожа с организованной социальной группой в том, что в ней есть организаторы, которые чаще всего появляются не в момент события, а заранее. В действиях массы можно определить цель и тактику ее действий и поведения.

· Публика- кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. (Г.М.Андреева).

Публика- кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем.

В более замкнутых помещениях

(например, зрительном или лекционном

зале) публику называютаудиторией.

· Толпа -скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием

Толпа — скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

(А.П.Назаретян).

При этом общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников зависит от достижения ее другими участниками.

Одним из первых глубоким изучением толпы занимался французский ученый Густав Лебон. В его работах «Психология народов и масс», «Психология толп», «Психология социализма» нашли свое выражение темы, связанные с мощным движением масс, которое он, как очевидец, наблюдал в период восстаний и революций.

По мнению Г.Лебона, «толпа» — это «собрание индивидов, какова бы не была их национальность, профессия и пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание». Попадая в толпу, сознательная личность исчезает. Индивид в толпе приобретает, благодаря ее численности, особое сознание, которое позволяет ему поддаться таким инстинктам, которым он никогда бы не дал волю, будь он один.

Г. Лебон разработал первый вариант классификации толп:

А. Толпа разнородная:

1. Анонимная (например, уличная толпа, «преступная» толпа).

2. Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.п.).

Б. Толпа однородная:

· Секты (политические, религиозные и т.п.).

· Касты (военные, духовенство, рабочие и т.п.).

· Классы (буржуазия, крестьянство и т.п.).

Толпа в работах Г.Лебона представлена как живой организм. Она обладает чувствами, но только простыми и крайними. Так, например, толпа никогда не будет испытывать сомнений относительно того, что есть истина, а что — заблуждение. Толпа авторитарна и нетерпима. По Г.Лебону «массы уважают только силу, и доброта их мало трогает: они смотрят на нее как на одну из форм слабости. Симпатии толпы всегда на стороне тиранов, подчиняющих ее себе, а не на стороне добрых властителей, и самые высокие статуи толпа всегда воздвигает первым, а не последним».

Изучением психологии стихийных групп занимался Габриэль Тард. В своей работе «Публика и толпа» он рассматривал в сравнении толпу и публику, говоря, что толпа бывает менее однородна, чем публика. Толпа — это естественная группа, которая зависит от сил природы, а публика, по мнению Тарда, группировка более высокого порядка. Человек может принадлежать к различным видам публики (как к различным видам социальных групп), но к толпе можно принадлежать только к одной.

Есть и еще различия между публикой и толпой. Автор считает, что толпу легче обмануть, чем публику, потому что в толпе оратор чаще всего не встречает себе возражений (Г.Тард).

Главный механизм, действующий в толпе, по определению Г.Тарда — это подражание. Толпа — «груда разнообразных, незнакомых между собой элементов. Лишь только искра страсти, перескакивая от одного к другому, наэлектролизует эту нестройную масс, последняя получит нечто вроде внезапной, самопроизвольно зарождающейся организации. Разрозненность переходит в связь… Большинство пришло сюда, движимое простым любопытством; но лихорадка, охватившая нескольких, внезапно завладевает сердцами всех, и все стремятся к разрушению…»

Французский ученый С.Московичи, давая оценку вкладу в психологию масс Г.Лебона, Г.Тарда писал о том, что Г.Лебон создал новую психологию — психологию толпы. Анализом подражания и коммуникации Г.Тард распространил ее на всю совокупность общества. Попытку объяснить, почему они таковы, каковы есть предпринял З.Фрейд.

З.Фрейд пытался ответить на вопросы: что такое масса? как ей удается влиять на индивида? По мнению З.Фрейда, масса — это каждый из нас. А объединяет нас в массу — любовь, либидо. Таким образом, либидо — это объяснительный принцип коллективной психологии, это «душа толпы».

Именно под воздействием импульса любви образуются связи между людьми.

Эмоциональные связи между членами группы З.Фрейд объяснял механизмом идентификации- самоотождествлением с другим человеком, группой, образом или символом. В массе более важна идентификация с лидером, чем людей между собой. Именно это поддерживает стабильность в стихийной группе.

Эти идеи З.Фрейда, как и многие другие, подвергались критике и не были приняты большинством психологов. В основном, из-за их неподкрепленности данными экспериментальных исследований.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857 — 1927) -невролог, физиолог, психиатр и психолог. В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Создал учение о личности на основе комплексного изучения мозга. Его целью было изучение психических процессов, которые еще не получили научного объяснения. Изучал телепатическое внушение. Среди работ: Объективная психология (1907-1912). Основатель рефлексологии. Бехтерев не сводил предмет психологии к поведению, не игнорировал феномены сознания. Его подход дал развитие новым направлениям в науке о человеке.

В отечественной психологии отсчет в изучении больших социальных групп можно вести с работы «Герои и толпа» социолога Н.К.Михайловского (1842-1902). Один из главных механизмов взаимодействия людей в толпе — подражание толпы герою и взаимоподражание людей, что напоминает взгляды Г.Тарда. Значительное место Н.К.Михайловский отводил проблеме бессознательного подражания, и подчеркивал, что толпа дорого платит за свое единство потерей индивидуальности.

Изучением народных масс занимался русский ученый В.М.Бехтерев, который впервые предложил использовать эксперимент в качестве основного метода изучения массовых явлений. При этом масса рассматривалась, как единое целое, а не собрание отдельных личностей.

Взгляды В.М.Бехтерева на психологию масс развились в его концепции о роли внушения в общественной жизни. Бехтерева интересовали главные фигуры массовых движений и те способы, которые они выбирают для руководства массами.

В современной психологии больших групп под массовыми социальными движениями понимают достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности (Г.М.Андреева).

Основные характеристики социального движения (по П.Штомпке):

·

Массовое социальное движение — достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Коллективность людей, действующих совместно.

· Единство в отношении цели коллективных действий, а именно — изменения в обществе, причем цель должна восприниматься участниками однозначно.

· Коллективность относительно диффузна, с низким уровнем формальной организации.

· Действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают застывшие формы.

Выделяют несколько уровней социальных движений (Г.М.Андреева):

· широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, за охрану окружающей среды);

· локальные движения, ограниченные либо территорией, либо определенной социальной группой (за сохранение экологии озера Байкал, за равноправие женщин);

· движения с прагматическими целями в очень ограниченном регионе(за смещение кого-либо из членов администрации местного самоуправления).

Можно назвать несколько причин и обстоятельств, по которым люди включаются в массовое социальное движение:

· Осознание необходимости действовать или невозможности бездействовать.

· Количество информации, получаемое каждым отдельным человеком, недостаточно для принятия индивидуального решения, чтобы действовать самостоятельно.

· В ситуации неопределенности человек начинает реагировать на любого носителя даже самой незначительной информации, и включается в массу.

Массовое поведение отличается от организованного группового тем, что в нем отсутствует критическое восприятие информации. Поэтому, как только в массу или толпу приходит мощный сигнал извне, то он сразу же воспринимается как знак к действию. Таким образом, стихийные группы возникают на основе специфических механизмов, которые запускают массовое поведение людей.

Стихийные большие группы

Существует особая разновидность больших социальных групп. Это кратковременные объединения большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.

Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику.

Толпаобразуется на улице по поводу самых различных событий, длительность ее существования определяется значимостью инцидента.

Массаобычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры. В действиях массы более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, ее существование может быть неустойчивым.

Публикапредставляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем в толпе. Публика это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. В более замкнутых помещениях публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.

Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источников. С одной стороны, из официальных сообщений средств массовой информации, которые в условиях массового поведения часто произвольно и ошибочно интерпретируются. С другой стороны, в подобных группах популярен иной источник информации – различного рода слухи и сплетни. Образовавшийся таким образом сплав суждений и утверждений начинает функционировать в массе или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий. Это порождает специфические формы общения и взаимодействия.

Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах, достаточно традиционны. Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется через передачу определенного эмоционального состояния. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники.

Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации.

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Внушение отличается от убеждения тем, что непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике. Убеждение, напротив, построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение – преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Стихийные группы и демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений. Социальные движения – особый класс социальных явлений, представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальные движения обладают различным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными целями, локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной, движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе.

Во-первых, социальное движение базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение. Во-вторых, всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации. В-третьих, в ходе организации движения формулируется его программа. В-четвертых, движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды.

В социальной психологии рассматриваются три вопроса: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров.

Механизмы присоединения к движению подразделяются на фундаментальные, которые определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к какому-либо явлению, политическому решению, законодательству, и сиюминутные, которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Общая характеристика и типы стихийных групп

Введение 3

Глава 1. Социальные группы массового стихийного поведения 4

§ 1. Общая характеристика и типы стихийных групп 4

§ 2. Социальные движения 6

Глава 2. Способы воздействия на массы. 11

§ 1. Заражение как особый способ воздействия на массы 11

§2. Внушение и подражание как способы воздействия на массы 14

Заключение 16

Список литературы 17

Введение

Усложнение форм общественной жизни, развитие массовых форм потребления произведений культуры и искусства, массовых форм проведения свободного времени, средств массовой информации заставляют с особым вниманием отнестись к изучению таких специфических общностей людей, как толпа, масса, публика или аудитория большого массового зрелища с их специфическими формами общения и воздействия.

Французский социальный мыслитель Г.Лебон наиболее известен как автор теории поведения толпы. Она была выдвинута в начале ХХ века, когда в Европе происходили глубокие перемены. В основе теории лежит мысль о том, что с людьми происходят драматические перемены, когда они становятся частью толпы.

Многие психологи, философы, социологи исследовали феномен массы, толпы, выделили недостатки в теории Лебона. Так, З.Фрейд рассматривает теорию Лебона с точки зрения психоанализа; С.Московичи, исследуя проблему толпы, дает пессимистический прогноз на будущее.

Проблема интересна тем, что разные исследователи выделяют различные факторы, влияющие на поведение толпы, ее изменение.

Особый интерес и актуальность представляет изучение социальных движений, которые охватывают различные стороны нашей жизни и которых с каждым годом становится больше.

Цель данной работы — рассмотреть проблему массового сознания и поведения людей. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Дать общую характеристику стихийных групп и социальных движений.

2. Проанализировать особые способы воздействия, интегрирующие большие массы людей.

Глава 1. Социальные группы массового стихийного поведения

Общая характеристика и типы стихийных групп

Классифицируя социальные группы, следует выделить разновидность, в строгом смысле не являющуюся »группой», скорее кратковременным объединением большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.

Такая группа возникает чаще всего стихийно, члены ее не обязательно осознают свои цели, но действуют весьма активно. В социально-психологической литературе среди стихийных групп выделяют толпу, массу, публику.

Под словом »толпа» подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. Толпы представляют собой скопления людей, которые объединяются вне учреждений и вопреки им на временных основаниях. Толпа асоциальна и асоциальным образом сформирована.

Но с психологической точки зрения слово это получает совершенно другое значение. При известных условиях — и притом только при этих условиях — собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания.

Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно временный характер, но и очень определенные черты.

Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении — главные черты, характеризующие толпу, вступившую на путь организации. В организованной толпе Г.Лебон устанавливает следующие различия:

А. Толпа разнородная

1. Анонимная (уличная толпа, например).

2. Неанонимная.

В. Толпа однородная

1. Секты.

2. Касты.

3. Классы.

Разнородная толпа составляется из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию. Толпа однородная представляет разную степень организации. Секта, в которую входят индивиды различной профессии и воспитания, различной среды, имеет единственную связь между ними — верование. Каста представляет самую высшую степень организации, доступную толпе. В состав касты входят индивиды одной профессии, одной среды, получившие одно и то же воспитание. Класс образуется индивидами в силу известных интересов, привычек, образовавшихся под влиянием одинакового образа жизни и воспитания.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно четкими границами. Масса — это множество людей без особых достоинств, это средний, заурядный человек. По мнению Хосе Ортега — И-Гассета, принадлежность к массе — чисто психологический признак, совсем не обязательно, чтобы субъект физически принадлежал к ней. О каждом человеке можно сказать, принадлежит он к массе или нет. Человек массы — это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что от такой же как все остальные, и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все.

Различают открытую и закрытую массу. Открытая масса, раз возникнув, стремится стать больше. Жажда роста — это первое и высшее свойство массы. Она старается втянуть в себя каждого, кто в пределах ее досягаемости. Масса распадается также внезапно, как возникает. В этой спонтанной форме она крайне восприимчива. Открытость, обеспечивающая рост, — одновременно ее слабое место.

Противоположностью открытой массе, которая может расти до бесконечности, которая существует везде и именно поэтому привлекает всеобщий интерес, является закрытая масса. Она отказывается от роста и делает упор на структуру. В ней четко видна граница. Пространство, которое заполняет закрытая масса, именно для нее предназначено. Его можно сравнить с сосудом, куда наливают жидкость: заранее известно, сколько туда войдет.

Граница препятствует неупорядоченному приращению, но она же затрудняет и замедляет распад. Теряя в возможностях роста, масса приобретает в постоянстве. Она предохраняет себя от внешних воздействий.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы. Это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади и др. Публику часто именуют аудиторией.

Главный отличительный признак всех этих групп состоит в том, что в них возникает стихийная передача информации, ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией.

Добавить комментарий

Закрыть меню