Типы социальных институтов

Понятие «социальный институт». Типы социальных институтов.

Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, которые обеспечивают жизнеспособность любого общества в целом.

Социальные институты — это жестко закрепленная система ролей, статусов и санкций, которая предписывает индивидам четко установленные образцы и нормы поведения, контролируя их выполнение.

Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт Спенсер.

Основные характеристики социальных институтов:

институты воспринимаются индивидами как внешняя, объективная реальность, которая существует вне и независимо от его сознания;

институты обладают принудительной силой, нравится нам это или нет, но мы все вынуждены выполнять предписания и правила, составляющие содержание любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь (в противном случае могут наступить негативные санкции);

функционирование института не должно зависеть от личных особенностей, склонностей и предпочтений тех, кто должен выполнять задачи данного института (так называемый «принцип деперсонализации»);

институты обладают моральным авторитетом и силой (они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание);

институты обладают качеством историчности (т. е. они вбирают в себя многовековой опыт прошлых поколений, исторически основаны на традициях и обычаях)

основных институтов в развитых обществах всего пять:

семья;

политика (государство, право, армия );

экономика;

образование:

религия.

В современном мире к важнейшим институтам добавляются:

наука;

социальная деятельность;

здравоохранение;

средства массовой информации.

Внешне каждый тип института представлен совокупностью социальных групп и организаций, осуществляющих конкретную социальную функцию:

в политическом институте можно выделить государство, юстицию, политические партии, конгрессы, парламенты, монархии, исполнительную и законодательную власти, внешние отношения;

в институт образования входит система учебных заведений, профессиональные кадры, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей и т.д.;

в институт религии входит монашество, епископат, церковь как организация и многое другое;

институт армии составляют сухопутные войска, флот, ВВС, береговая охрана, национальная гвардия;

институт средств массовой информации представляют такие организации, как телевизионные сети, радиостанции, издательства.

Внутри фундаментальных (главных) институтов складываются менее крупные образования, которые называют неглавными, или неосновными, институтами (их называют также социальными практиками или обычаями):

в фундаментальный экономический институт входит институт собственности, рынка, организации и оплаты труда, денежной системы и т.д.;

в институт семьи и брака — институт воспитания подрастающего поколения, институт развода, институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т.д.;

Итак, каждый тип социального института характеризуется наличием:

цели своей деятельности;

конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели;

набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института

Процесс институциализации. Условия формирования социальных институтов.

Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах:

в возникновении новых институтов;

в совершенствовании сложившихся социальных институтов.

Этот процесс (рождение и развитие социального института) называется процессом институциализации.

Как происходит возникновение и развитие социальных институтов? Процесс институализации можно представить в следующей схеме.

Люди пытаются реализовать свои потребности и ищут для этого различные способы.

Они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно превращают в обычаи и привычки.

Со временем эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением и узакониваются.

Для них разрабатывается система санкций.

Например, институт семьи связан с потребностью выбора партнера. Эта потребность рождает, в частности, обычай назначать свидание и – в общем — такой элемент, как институт ухаживания.

Таким образом, институционализация – процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Институционализация невозможна без появления соответствующей социальной потребности – физиологической, материальной или духовной. Например, институт семьи удовлетворяет потребность в

воспроизводстве людей

формировании отношений между полами

воспитании детей

связи поколений и т. д.

Для институционализации необходимы следующие условия:

особый тип регламентации (довольно жесткий, обязывающий характер);

четкое распределение функций, прав и обязанностей участников взаимодействия внутри института (невыполнение обязанностей ведет к применению санкции);

обезличенность требований к тому, кто включен в деятельность института (то есть не допускающие преимуществ требования должны предъявляться ко всем носителям определенного социального статуса);

разделение труда и профессионализация выполнения функций, что обеспечивает высокую эффективность институтов;

учреждения, в которых организуется деятельность институтов (например, семья связана с так называемыми загсами, женскими консультациями и родильными домами, больницами, школами, собесами, нотариальными конторами, в которых оформляются дела о наследстве и т.д.).

Институты являются символами порядка и организованности в обществе. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину — в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь — в крепкую семью.

Явные и латентные функции и дисфункции социальных институтов.

Функцию характеризуют два момента:

сознательно сформулированные цели (функция как задача);

объективные последствия деятельности данного института (функция как реальный результат).

Во многих случаях возникает расхождение между провозглашенными целями и объективными последствиями соответствующих действий. Поэтому различают явные (формально заявленные) и латентные (реально исполняемые) функции социальных институтов ( впервые такое различение сделал Р. Мертон).

Явные (осознаваемые, признанные) функции социального института:

формируются и декларируются в кодексах, записаны в уставах, формально заявлены;

являются ожидаемыми и необходимыми;

наиболее формализованы и подконтрольны обществу;

легко распознаются как часть признанных целей института;

закреплены в системе статусов и ролей общества;

в каждом обществе им сопутствует строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской клятвы до конституционных записей и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п.).

Латентные, скрытые функции социального института (те, которые осуществляются на самом деле):

осуществляются непреднамеренно;

могут быть непризнанными;

часто неосознаваемы;

не запланированы заранее, появляются в качестве побочного эффекта деятельности социального института.

Латентные функции могут быть:

позитивными (не наносят вреда, но показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую, нежели об этом официально заявляется);

негативными (т. е. дисфункциями).

Институт семьи.

Институт семьи считается базовым в любом обществе, поскольку именно семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения

В социологии принято разграничивать понятия «брак» и «семья».

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:

упорядочивает и санкционирует их новую жизнь:

устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Таким образом, понятием «брак» фиксируют социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.

Типы брака.

1. По процедуре заключения брак может быть:

гражданским,

церковным.

2. По правовому статусу брак бывает:

юридический,

фактический.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка), члены которой связаны общим бюджетом, общностью быта, интересов, чувств и стремлений, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Формы организации семьи (типы семей).

1. По характеру распределения семейных обязанностей и по решению вопроса о лидерстве социологи выделяют три типа семей:

Традиционная, или патриархальная семья. Под одной крышей обычно существуют три поколения семьи и лидером является мужчина. В традиционной семье:

женщина экономически зависима от мужа;

четко распределены мужские и женские обязанности;

признание мужского авторитета в вопросах жизни семьи.

Нетрадиционная семья (социологи называют такой тип семьи эксплуататорским):

традиционное лидерство мужчины и разграничение семейных обязанностей на женские и мужские в ней сохраняются, но уже без необходимых экономических оснований;

женщина, наравне с мужчиной участвуя в общественном труде, выполняет к тому же всю домашнюю работу.

Эгалитарная семья. Это семья равных, для которой характерны:

справедливое распределение семейных обязанностей;

совместное принятие решений;

эмоциональная насыщенность отношений.

2. По структуре семьи различают такие типы:

нуклеарная, или супружеская семья — муж, жена и их дети;

расширенная, родственная семья (основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников).

Формы брака.

Экзогамия и эндогамия:

экзогамия — ограничение выбора партнера в браке, разрешение выбирать его только вне определенной узкой группы;

эндогамия — выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы (кастовая, клановая, деревенская или племенная эндогамия — в примитивных обществах; расовая эндогамия или эндогамия сословная, когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества, — возможна в современном обществе).

Моногамия и полигамия:

моногамия (брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время);

полигамия (существование одновременно более одного партнер в супружестве); возможны три формы полигамии:

групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях (сейчас, например, на Маркизских островах);

полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей (некоторые общества Южной Индии и Тибета, где считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе);

полигиния, или многоженство (наиболее распространенная форма полигамного брака, однако даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными; только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены).

Функции семьи.

Функция сексуального регулирования.

Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества — воспроизводство новых поколений его членов.

Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе безусловно занимает семья.

Функция эмоционального удовлетворения, рожденная потребностями человека в интимном общении, в любви, взаимопонимании.

Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи (национальность, место в городской или сельской культуре и др.).

Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними.

Персоналитарная функция семьи (от лат. persona — особа, личность) сегодня только формируется, в перспективе она должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе (эта функция означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия).

Условиями стабильности и качества брака являются следующие факторы:

гомогенность (т.е. близость социально-экономических статусов жениха и невесты, одинаковость вероисповеданий, примерно равное образование и отсутствие резких возрастных перепадов);

наличие ресурсов, необходимые для успешного выполнения будущих супружеских ролей:

уровень образования,

уровень социального статуса,

степень знакомства,

уровень культуры,

уровень самооценки,

физическое здоровье;

воспитание и образцы поведения в родительской семье;

поддержка со стороны друзей и родственников.

Система социальной работы: основные характеристики

Платонова Н.М., д.п.н., профессор СПбГИПСР

Социальная работа как особый вид деятельности представляет собой целостную си­стему, состоящую из следующих элементов (ком­понентов):

  1. объекты и субъекты социальной работы;
  2. институты социальной работы;
  3. основные сферы социальной работы;
  4. методы и формы социальной работы.

Объектом социальной работы в ее широкой трактовке, по мнению В.П. Павленка, являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех групп и слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, со­держанием социальной политики, возможностями ее реализации1.

В более узком значении объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью различных понятий: «трудная жизненная ситуация», «человек в проблемной ситуации, когда нарушается его жизнедеятельность». Каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию, может стать клиен­том социальной службы. Однако чаще всего под понятием «кли­ент» понимаются определенные категории населения, нуждаю­щиеся в различных видах помощи для решения их жизненных проблем.

В качестве клиентов могут выступать любая отдельная лич­ность, группа, семья, социальные структуры, организации, общи­ны (например, секта) или население какой-либо территории пол­ностью или частично. Как правило, это — клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации, который не способен решить свои проблемы самостоятельно, он исчерпал имеющиеся у него воз­можности и ресурсы и ориентирован на социальную помощь и социальные услуги. В то же время клиент службы должен обла­дать свободой выбора, нести ответственность за предоставляемые ему ресурсы и услуги, быть ориентированным на самопомощь.

Жизненная ситуация клиентов рассматривается как уникаль­ная. Действительно, каждый человек имеет только ему свойст­венные потребности, жизненный опыт, возможности и цели жиз­ни. На его судьбу оказывает влияние социальное окружение. Практика социальной работы показывает, что типичными индиви­дуальными проблемами клиентов являются семейные и внутриличностные конфликты и кризисы (потеря работы, трудности общения, конфликты с ближайшим социальным окружением). Такие проблемы, как бедность, нищета, отсутствие работы, не только порождают эмоциональные переживания, но и приводят к проблемам социальной неадекватности, нарушению нормальной жизнедеятельности клиентов.

Для обозначения общих проблем, объединяющих обративших­ся за помощью людей, введено понятие «целевая группа» как обобщенное понятие «клиент». К клиентским группам можно от­нести женщин, детей, людей пожилого возраста, инвалидов, лю­дей с различными формами зависимостей.

В практике социальной работы выделяют более 30 клиентских групп, имеющих сходные жизненные проблемы, в связи с кото­рыми им предоставляются социальные услуги.

В процессе оказания помощи социальный работник выступает как «проводник перемен». Перемены могут быть связаны с изме­нениями поведения клиента, его отношений с окружающими, обусловленными новыми жизненными ценностями. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его жизненных проблем. Изучение условий жизни кли­ента и его личности позволяет ему более четко определить харак­тер необходимой помощи. Задачи, которые социальный работник может поставить перед клиентом, определяются следующим образом:

  1. клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего ему в решении одной или нескольких проблем;
  2. клиент должен видеть в социальном работнике специа­листа, знания и умения которого он может использовать в своих интересах;
  3. клиент должен видеть в социальном работнике партнера в решении проблемных ситуаций.

Однако социальный работник руководит процессами оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту анализиро­вать различные пути решения проблемы. Окончательный вариант ее решения должен выбрать сам клиент. Ответственность за при­нятие решений социальный работник должен брать на себя толь­ко в исключительных случаях (недееспособность клиента, заболе­вание или возраст). Таким образом, объектом социальной работы выступает трудная жизненная ситуация клиента, которую он не может разрешить самостоятельно в силу отсутствия знаний, опы­та, недостаточных ресурсов или иных причин.

В качестве объектов социальной работы иногда рассматриваются сферы жизнедеятельности, среди которых важнейшими являются:

  1. сфера производства;
  2. сфера здравоохранения;
  3. сфера образования;
  4. сфера культуры;
  5. культурно-досуговая сфера;
  6. силовые структуры;
  7. пенитенциарная система;
  8. социально-этническая среда;
  9. сфера бытового обслуживания.

Субъектами социальной работы могут выступать:

  1. организации, учреждения, в том числе государство со сво­ими структурами, социальные службы различного подчи­нения; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделе­ния;
  2. общественные, благотворительные организации и их уч­реждения;
  3. специалисты различных социальных служб, а также пред­ставители общественных, благотворительных организа­ций и частных социальных служб, профсоюзов;
  4. преподаватели социальных учебных заведений и их под­разделений;
  5. научные работники (исследователи).

В качестве ведущего субъекта социальной работы на феде­ральном уровне выступает Министерство здравоохранения и со­циального развития, которое определяет социальную политику, разрабатывает социальные программы и формирует источники их финансирования.

Содержание социальной работы на федеральном уровне опре­деляется законодательной и социальной политикой государства в масштабе всей страны. На региональном уровне социальная рабо­та приобретает более содержательный характер. Местный уро­вень определяется адресной социальной деятельностью.

Среди субъектов социальной работы можно выделить админи­стративно-управленческие структуры, которые на различных ста­диях государственной иерархии формируют и осуществляют со­циальную политику.

Важное значение имеет деятельность различных обществен­ных объединений на местах, которые активно решают соци­альные проблемы как группы самопомощи.

Институты социальной работы включают в себя весь спектр социальных служб и учреждений, в которых осуществляется по­мощь населению (официального, неофициального, государствен­ного, негосударственного, добровольно-общественного характе­ра).

Каждый социальный институт имеет свои специфические за­дачи.

К специально созданным институтам помощи и защиты (фор­мализованные институты социальной работы) относят: государ­ственные институты социальной защиты населения, образова­ние, здравоохранение, учреждения культуры, Вооруженные силы и т.д.

Негосударственные формализованные институты социальной работы включают в себя: церковь, общественные организации, благотворительные фонды, производственные предприятия.

Как неформальные институты помощи рассматриваются семья (родственники), соседство, приятельство, частные благотворители. Они могут действовать как самостоятельно, так и оказывать со­действие государственным и негосударственным организациям.

Существует и другое деление институтов социальной работы — на общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным институтам относят учреждения, открыва­емые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и других малых административно-территориаль­ных единиц (коммьюнити центры в США, бюро социальных услуг в Швеции, социальные отделения в Германии, отделы социальной защиты в России). Цель и задачи данных учреждений — оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся, находясь в непосредственной близости к месту проживания населения.

Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения с учетом специфики их проблем (социальные гостиницы, дома ночного пребывания, консультационные центры и т.д.).

Специалисты социальных служб призваны решать различные задачи.

Поэтому формы социальной помощи могут носить харак­тер как отдельных социальных акций, так и долгосрочных про­грамм. В эти программы могут быть включены меры по защите трудоспособного и нетрудоспособного населения; сохранение рабочих мест, поддержка многодетных и неполных семей, детей- сирот, инвалидов, лиц пожилого возраста и т.д.

Основные сферы социальной работы — это те области, где выполняются конкретные задачи по оказанию помощи и поддерж­ки населению. Так, социальная работа активно развивается в здравоохранении, в Вооруженных силах, в сфере производства, в образовании, в сфере культуры, в пенитенциарной системе, в социально-этнической среде и т.д.

В каждой из этих сфер решаются вопросы создания нормальных условий жизнедеятельности, осуществления позитивной социализации различных групп и сло­ев, отдельных личностей, их социальной защиты и поддержки.

Методы и формы социальной работы с клиентами включают в себя методы, ориентированные на создание условий для реше­ния задач социальной работы. Решение основных задач социаль­ной работы непосредственно связано с необходимостью органи­зации взаимодействия социального работника с клиентом. Спосо­бы взаимодействия существенно различаются в зависимости от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Со­ответственно, выделяются методы индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

В системе социальной работы принято выделять различные уровни, от которых зависят ее задачи, формы и методы решения проблем клиентов. Выделяются следующие уровни практической социальной работы:

  1. макроуровень — социально-административный;
  2. мезоуровень — групповой;
  3. микроуровень — индивидуальный.

На микроуровне социальная работа строится на основе за­просов клиентов по конкретному случаю (case work). Здесь соци­альная работа рассматривается в большей степени как практиче­ская психосоциальная деятельность.

На мезоуровне реализуется территориальная (коммунальная, общинная) социальная работа совместно с органами местного самоуправления. Она разворачивается на базе профильных соци­альных служб, осуществляющих социальное обслуживание про­блемных групп населения. Данный уровень предполагает ее со­вмещение с территориальной социальной политикой, направлен­ной на реализацию конкретных социальных программ местного масштаба. Приоритеты социальной поддержки могут устанавли­ваться отдельными благотворительными организациями.

На макроуровне социальная работа выступает как социальная политика.

Перед специалистами макроуровня стоят задачи целе­направленного влияния на формирование и реализацию социаль­ной политики на всех уровнях (от муниципального до федераль­ного) с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности населения. Эффективность реализа­ции социальных программ обеспечивается взаимодействием госу­дарственных, общественных, благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан.

На макроуровне социальная работа связана с социальным ад­министрированием, с решением вопросов законодательного ха­рактера, с организацией инфраструктуры помощи, определения комплекса мер по регулированию социальных проблем. Важней­шими направлениями деятельности являются:

  1. обеспечение должного уровня благосостояния населе­ния;
  2. развитие системы социального обслуживания;
  3. профилактика социальных отклонений и патологий;
  4. проведение социально-политических акций, направлен­ных на регулирование общественных отношений в ситу­ациях социальной напряженности.

Условием действенного влияния социальных служб на обще­ственные процессы является активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных недугов и реализа­ции профилактических мер по их предупреждению.

Система социальной работы может иметь общественный характер (как это было в дореволюционной России), а может быть государственной (советская модель социального обеспечения). В современной ситуации растущее число частных и общественных инициатив в благотворительной сфере позволяет охарактеризовать систему социальной работы в России как государственно-общественную.

1 Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. — М., 2004. – С.13.

Добавить комментарий

Закрыть меню