Теория воспитания педагогика

10. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием:

Принцип связи воспитания с жизнью Включение обучающихся в общественно-полезную деятельность, ознакомление с текущими событиями
Принцип согласования требований образовательного учреждения, семьи и общественности Единство требований, предъявляемых обучающимся
Принцип сочетания прямых и непрямых управленческих действий со стороны педагога Каждое воздействие педагога является воздействием на коллектив, а через него на личность
Принцип эстетизации детской жизни Эстетическая обстановка, создание продуктов эстетического характера самими детьми, эстетическое просвещение

11. Выбрать правильный ответ
Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на:
Внутреннюю свободу личности
Уважение к государственной власти
Гармоничное проявление культуры межнационального общения
Все варианты
12. Выбрать правильный ответ
Трудолюбие может быть сформировано у детей, если:
Работа, которую необходимо выполнить детям, прописана в программных документах образовательного учреждения
Работа, которую необходимо выполнить, задается взрослым, который сам не желает трудиться и не участвует вместе с детьми в процессе выполнения трудового задания
Работа, которую необходимо выполнить приносит детям увлеченность и перспективу «завтрашней радости»
Работа, которую необходимо выполнить, предъявляется исключительно в форме требования взрослого
13. Выбрать правильный ответ
Формирование эстетического вкуса и преобразовательной эстетической деятельности детей возможно в условиях:
Пристального внимания к природной привлекательности ребенка
Повышенных требованиях к эстетике одежды и внешнему виду детей
Эстетически оформленного места жизни ребенка, созданного взрослыми
Эстетически оформленного места жизни ребенка, идентификацией ребенка с этим местом и активным посильным участием в подержании его эстетической привлекательности
14. Выбрать правильный ответ
Методы воспитания-это:
Способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения воспитательных задач
Техника и логика построения процесса воспитания
Формы организации детской активности
Наборы приемов воспитания
15. Выбрать правильный ответ
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
Конституцией РФ
Федеральным законом «Об образовании в РФ»
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Федеральным Государственным Образовательным Стандартом общего образования
16. Выбрать правильный ответ
В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:
Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей
Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
Ориентацию в сфере религиозной культуры и светской этики
17. Выбрать правильный ответ
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет роль педагога, прежде всего как:
Источника информации
Медиатора

Фасилитатора
Воспитателя
18. Выбрать правильный ответ
Знание теоретических концепций воспитания (к примеру, теория А.С. Макаренко, теория воспитания систем Л.И. Новиковой, теория воспитывающего обучения И. Гербарта и др) относится к:
Методологическому уровню знания
Методическому уровню знания
Теоретическому уровню знания
Технологическому уровню знаний
19. Выбрать правильный ответ
Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи-это:
Опекаемые дети
Несовершеннолетние обучающиеся
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
20. Выбрать правильный ответ
Духовно-нравственное воспитание личности-педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися:?
Гуманистических ценностей
Общечеловеческих ценностей
Базовых национальных ценностей
Общенациональных ценностей
2.Психология
1. Выбрать правильный ответ
Ведущим видом деятельности подростка является:
Учебная деятельность
Учебно-профессиональная деятельность
Эмоциональное общение
Общение со сверстниками
2. Выбрать правильный ответ
Важным (основным) стимулом к учению в подростковом возрасте является :
Притязание на признание среди подростков
Похвала родителей
Желание получить хорошую оценку
Все ответы верны
3. Выбрать правильный ответ
Преобладающим мотивом учения в юношеском возрасте является
Практический мотив (связь с профессией)
«чтобы быть не хуже других»
Мотив получения хорошей оценки
Все ответы верны
4. Выбрать три правильных ответа
Структурными компонентами учения являются:
Аудиальный компонент
Мотивационный компонент
Операционный компонент
Контрольно-оценочный компонент
5. Выбрать три правильных ответа
Особенности самосознания личности в подростковом возрасте:
Неадекватная самооценка
Самосознание через сравнение через себя с другими
Направленность на будущее
Потребность быть взрослым
6. Выбрать три правильных ответа
Специфическими особенностями педагогического общения являются:
Направленность на несколько субъектов
Ориентированность на субъект
Стиль общения
Позиция сторон
Дистанция
7. Выбрать правильный ответ
Столкновение противоположных позиций на основе противоположно направленных мотивов или суждений-это:
Конфликт
Борьба
Дискуссия
Решение проблемы
8. Выбрать правильный ответ
Эти мотивы характеризуются направленностью учащихся на самостоятельное совершенствование способов получения знаний:
Широкие познавательные
Учебно-познавательные
Мотивы самообразования
Широкие социальные мотивы
9. Выбрать два правильных ответа
Одна учительница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и частого повторяющихся ошибок в работе. Вторая учительница принимает высказываемые претензии за оскорбления. Между ними возникает конфликт. Причинами конфликта в данном случаями явились:
Неудовлетворительные коммуникации
Нарушение этики общения
Нарушение трудовой дисциплины
Психологические особенности конфликтующих
10. Выбрать правильный ответ
Верной комбинацией стратегии поведения в конфликте является:
Компромисс, критика, борьба
Уступка, уход, сотрудничество

Борьба, уход, убеждение
Сотрудничество, консенсус, уступка
11. Выбрать три правильных ответа
Безоценочное отношение к личности ученика помогает:
Устанавливать доверительные отношения
Контролировать
Выстраивать отношения
Понимать мотивы поведения
12. Выбрать правильный ответ
Определите мотив поведения. Вы дали ученику задание. Он демонстративно закрыл тетрадь, сложил руки, отодвинул пенал. Говорит, что все равно ничего не получится. Вы подошли к мальчику. Он спокойно открыл тетрадь и спокойно приступил к работе-это:
Месть
Власть
Привлечение внимание
Избегание неудач
13. Выбрать правильный ответ
Определите мотив поведения. Ученица сидит на уроке, громко плачет. Вы подошли к ней и плач стал громче-это:
Месть
Власть
Привлечение внимания
Избегание неудач
14. Выбрать правильный ответ
Определите мотив поведения.

Ученица сидит на вашем открытом уроке и в присутствии комиссии начинает громко плакать. Вы подходите к ней. Она говорить, что ничего не понимает, потому что вы плохо учите-это:
Месть
Власть
Привлечение внимания
Избегание неудач
15. Выбрать три правильных ответа
В составе личностных УУД могут быть выделены следующие виды действий:
Действие смыслообразования
Действия нравственно-этического оценивания
Личностное профессиональное жизненное самоопределение
Действие целеполагания
16. Выбрать правильный ответ
Эти УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей, партнеров по общению или деятельности:
Регулятивные
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
17. Выбрать правильный ответ
Субъект-субъектные отношения предполагают:
Отношение к ученику как к равному участнику образовательного процесса
Субъективизм оценки учителя
Отношение к ученику как к испытателю
Субъективное отношение лидерства и подчинения
18. Выбрать правильный ответ
Метод, позволяющий установить статусное положение ребенка в системе межличностных отношений в классе:
Эксперимент
Социометрия
Беседа
Анкетирование
19. Выбрать правильный ответ
Основанием возникновения конфликта является:
Мотивы конфликта
Позиции конфликтующих сторон
Предмет конфликта
Стороны конфликта
20. Выбрать правильный ответ
Обсуждение поведения человека в разгар конфликта является:
Необходимой мерой воздействия
Ошибкой
Привычкой
Ситуативной мерой воздействия
СанПин
1. Выбрать правильный ответ
Площадь учебных кабинетов на одного учащегося в классе при фронтальных формах занятий должна составлять:
2 кв.м
2,5 кв.м
2,7 кв.м
3,0 кв.м
2. Выбрать правильный ответ
Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется делать перерыв:
20 мин
30 мин
45 мин
3. Выбрать правильный ответ
Уровень освещенности классной доски должен быть не менее:
100-150 люкс
200-250 люкс
300-350 люкс
4. Выбрать правильный ответ
Угол видимости доски от края длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося 1 ступени за передним столом должен быть не менее:
40 градусов
45 градусов
50 градусов
5. Выбрать правильный ответ
Вес учебников и письменных принадлежностей без веса рюкзака у обучающихся 1-2 класса не должен превышать:
1,5 кг
2 кг
2,5 кг
6. Выбрать правильный ответ
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности, в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в:
Понедельник или вторник
Вторник или среда
Четверг или пятницу
7. Выбрать правильный ответ
В учебных классах и кабинетах площадь, приходящаяся на одного обучающегося, составляет при организации групповых форм работы не менее:
2,5 кв.м
2,7 кв.м
3,0 кв.м
3,5 кв.м
8. Выбрать правильный ответ
При составлении расписания наиболее трудные предметы в 1-м классе должны приходиться на:
1 урок
2 урок
3 урок
9. Выбрать правильный ответ
Допускается ли проведение двух контрольных работ в один день:
Да
Нет
10. Выбрать правильный ответ
Для удовлетворения биологической потребности в движении рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю:
2
3
4
Основы экономики
1. Выбрать правильный ответ
Основные вопросы экономики формулируются как:
Что производится? Как производится? Кем производится?
Что потребляется? Как производится? Кто производит?
Что производится? Как потребляется? Кто производит?
Что потребляется Как производится? Кто потребляет?
2. Выбрать правильный ответ
Из-за нехватки денег вы вынуждены купить несколько дорогих, но красивых тетрадей и несколько тетрадей более дешевых. Вы столкнулись:
С проблемой ограниченности ресурсов
С проблемой ограниченности ресурсов и необходимостью компромиссного выбора
С проблемой ограниченности ресурсов, необходимостью компромиссного выбора и оценкой альтернативной стоимости
С проблемой ограниченности ресурсов и оценкой альтернативной стоимости
3. Выбрать правильный ответ
В экономике спрос-это:
Количество товара, которое производители предлагают к продаже по соответствующим ценам
Количество товара, которое люди хотят иметь, независимо от того, могут ли они купить его или нет
Связь между количеством товара, которое потребители готовы купить, и ценой этого товара
Количество товара, на приобретение которого у покупателей есть средства
4. Выбрать правильный ответ
Цены в рыночной экономике:
Стабильно низки
Выше, чем при государственном регулировании
Меняются в результате взаимодействия спроса и предложения
Устраивают продавцов, но не устраивают покупателей
5. Выбрать правильный ответ
Деньги в экономической системе государства служат в качестве:
Единицы счета
Средства платежа
Средства накопления
Все ответы верны
6. Выбрать правильный ответ
Что из перечисленного ниже лучше всего отражает понятие «государство в экономике»:
Совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на всех территориальных уровнях управления
Совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном уровне управления
Совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, имеющихся на территории данной страны
Совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, принадлежащих жителям данной страны
7. Выбрать правильный ответ
Если страна использует все человеческие, капитальные и природные ресурсы, то большее количество какого-либо продукта может быть произведено только:
Частными предпринимателями, но не государством
При сокращении производства каких-либо товаров
При общем снижении цен
Не может быть произведено

Разработка педагогических (Ушинский) и естественно-научных (Сеченов, Покровский, Дементьев) основ физического воспитания

Большой вклад в педагогическую теорию обучения, воспитания и образования внес великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, который развил принципы народности и гармоничности, что и явилось основой его педагогической системы. Поднимал вопросы об индивидуальном под­ходе к ученикам с учетом их психолого-физиологических особенностей.

Определяя средства физического воспитания детей и подростков ориентировался на принципы народности. Считал, что основу физического воспитания должны составлять народные игры и физические упражнения в сочетании с трудом. Игры ценились Ушинским за общественную направленность и отражение трудовой и бытовой жизни народа.

Его взгляды на физическое воспитание не лишены недостатков, так как трактовались с чисто биологических позиций.

Большое значение для развития естественнонаучных основ физического воспитания имели работы ученых Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова.

В работах русского хирурга-анатома Николая Ивановича Пирогова была обоснована идея о зависимости строения органов тела от их функций.

Это позволило выяснить влияние повторных физических упражнений на развитие и изменение форм тела, развитие мышечной массы. На этой основе разрабатываются принципы функциональной анатомии. Им был впервые в России издан анатомический атлас.

Русский физиолог Иван Михайлович Сеченов показал наличие прочной связи между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями. Труды Сеченова заложили основы изучения физиологии физических упражнений, проблем утомления и активного отдыха при мышечной деятельности человека. Научные положения Сеченова получили развитие в трудах русского физиолога И.П. Павлова. Учение Павлова о типах нервной деятельности помогли в развитии теории и методики физического воспитания, врачебного контроля за занимающимися физическими упражнениями.

Врачи-гигиенисты Е.А. Покровский и Е.М. Дементьев в процессе физического воспитания детей на первый план выдвигали народные подвижные игры на свежем воздухе. Это средство особенно рекомендовалось использовать для детей младшего возраста. Они справедливо считали, что в условиях, когда спортивные залы в России практически отсутствовали, а квалифицированных учителей не было, применение гимнастики, в первую очередь снарядовой, было просто невозможным.

Е.А. Покровский первым в России собрал и систематизировал народные игры и издал книгу “Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, географией и гигиеной)”. В принципе Покровский и Дементьев вовсе не отрицали спорт, особенно в форме народных игр, не отрицали также и гимнастику как средства физического воспитания детей более старшего возраста.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

⇐ Предыдущая6789101112131415

Новые ценности образования, сложившиеся в конце XX в., определи­ли возникновение новых походов к воспитанию, базирующихся на идеях свободного развития личности и ее педагогической поддержке.

Теории:

1. Теория педагогической поддержки О. Газмана

2. Теория личности Е. Бондаревской

3. Теория сомообразованности С. Кульневича

Одной из первых концепций в этом направлении является концепция педагогики свободы и педагогической поддержки О. С. Газмана. В отли­чие от традиционной педагогики, педагогика свободы направлена на ока­зание помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосозна­ния), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения).

Результатом педагогической деятельности в педаго­гике свободы должна стать свободоспособность как качественно новая характеристика личности. Свободобоспособность понимается ученым как способность к автономному, независимому поведению, позволяющая человеку осуществить жизненное предназначение, свой собственный, индивидуальный выбор.

Реализация новой цели воспитания требует от учителя оказания педаго­гической поддержки ребенку в его автономном духовном росте, в творче­ском развитии, в его самоопределении. При этом смысл поддержки заключа­ется в том, что поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне. Педагогическая поддержка состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать положительных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка.

В концепции Е. В. Бондаревской личностно ориентированное воспитание понимается как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личное в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта соавтора. Поэтому с раннего возраста главное внимание уделяется развитию субъектных свойств личности: независимости, самостоятельное самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др. Педагогическое управление осуществляется формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития. Основными принципами воспитания в данной концепции выступают: принцип культуросообразности воспитания, который проявляется в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.

Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в согласии природой и заботу об экологически чистой среде его обитания. Также он означает учет половозрастных особенностей детей в воспитании, учёт состояния здоровья, возрастных особенностей детей и пр.

Принцип личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным участником этого процесса. Личностный подход основывается на том положении, что каждая личность универсальна и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания адекватных ее возможностям и особенностям.

Концепция синергетической, самоорганизуемой воспитательной дея­тельности (С. В. Кульневич) основывается на положениях синергетического подхода (от греческого «синергия» — сотрудничество) к образованию: открытость образования, самоопределение участников образовательного процесса, диалогичность обучения и воспитания, самоорганизация и др.

В связи с этим воспитание рассматривается как процесс нравственной самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов инициированных внешними воздействиями (в частности, воздействием педагога).

Внутренними ресурсами являются личностные струк­туры сознания: критичность, мотивирование, рефлексия, автономность и Они формируют собственную картину мира. В рамках такого пони­мания педагогическая деятельность приобретает иной смысл, а именно становится направленной на развитие духовного мира личности, на оказание педагогической поддержки в самоформировании человеком своего нравственного образа. Самоорганизуемая воспитательная дея­тельность требует от педагога самостоятельного выбора и творческого использования в практике общих принципов воспитания, определяющих стратегию отношений учителя с учениками и общее содержание. Это принципы (природе- и культуросообразности воспитания, его ценностно-смысловой направленности, гуманизма, личностной деятельности, субъ­ектного контроля, веры в ребенка (оптимистическая гипотеза), включе­ния личности в значимую деятельность), выступая в качестве условий, средств и ориентиров перестройки личностного сознания педагога, в то же время являются внешне инициирующими факторами воспитания нравственной и творческой личности ученика.

В настоящее время в практике работы отечественных школ осуществ­ляется переход к реализации рассмотренных выше концепций воспитания.

Педагогическая задача. Рассмотрите и дайте письменный анализ
Бенджамин Франклин (1706-1790) — выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс:

• Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.
• Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
• Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.
• Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
• Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.
• Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.
• Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
• Умеренность.

Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.
• Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
• Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам.
• Скромность и т. д.

«Но в целом, — так Франклин подводил итог к концу жизни, — хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта» (Франклин Б. Избр. произв. М., 1956. С. 482-483).

В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в котором они важны для вас, начиная с самого главного.
2. Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ-Я».

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Введение

Теория воспитания — часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Уже давно педагогической аксиомой является положение о том, что ребенок не только объект воспитания, но и его субъект. Однако на практике педагоги редко создают условия для полноценной реализации указанной закономерности воспитательного процесса. Ребенок, конечно, проявляет себя как субъект воспитательной деятельности, когда он «относится» к тем или иным факторам, воздействиям на него. Мы имеем в виду, что внешне он может вести себя так, как от него ожидают педагоги, родители, но внутренне его отношение к тому, что и как он делает, может не совпадать с внешним поведенческим репертуаром: внешне он подчиняется, выполняет поручения, а мотивом деятельности является желание благополучия (страх перед наказанием), тщеславие и т. д. При этом происходит становление совсем не тех психических новообразований, для развития которых была организована деятельность. В этом смысле ребенок действительно всегда не только объект, но и субъект воспитания.

1. Цель воспитания

Современная педагогика исходит из понимания процесса воспитания как социального взаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений.

Таким образом, воспитание — процесс целенаправленного формирования личности; специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов и учеников, конечная цель которого — развитие личности, нужной и полезной обществу.

Воспитание, как процесс и как система, имеет ряд особенностей:

— целенаправленность;

— многофакторность;

— сложность;

— длительность;

— непрерывность;

— комплексность;

— вариативность и неопределенность;

— двусторонний характер.

Одним из важнейших принципов воспитания в педагогике является учет возрастных особенностей. На нем построены все известные педагогические системы. Возрастная периодизация в современной педагогической теории несколько отличается от периодизации в психологии, поскольку связана с различными типами педагогических систем.

Эффективность воспитательных воздействий находится в непосредственной зависимости от восприимчивости человека к воспитанию. Восприимчивость меняется с возрастом: чем младше ребенок, тем он восприимчивее.

Но человек подвергается воздействиям всю жизнь. В зависимости от характера чувствительности люди делятся на три типа:

1) внушаемый, с высокой чувствительностью ко всяким воздействиям;

2) с высокой избирательной чувствительностью;

3) с низким уровнем восприимчивости к любым воздействиям.

Воспитание как целенаправленный процесс осложняется следующими обстоятельствами:

— наличием разнообразнейших влияний на ребенка, часто противоречащих друг другу;

— наличием у детей определенных, уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов;

-трудностью изучения внутреннего состояния учащегося;

-вариативностью результатов одного и того же педагогического действия.

Цель воспитания — результат, будущее, на достижение которого направлены усилия различных людей и организаций.

Цели подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания.

Выделяются цели общие и индивидуальные. При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных, решаемых воспитанием задач. Задач может быть много: общих и частных, перспективных и ближайших.

В рамках одной воспитательной системы цель воспитания одна. Именно цель и средства ее достижения отделяют одну систему воспитания от другой.

Цель воспитания зависит от ряда объективных причин: закономерностей физиологического развития организма, психического развития, достижений философской и педагогической мысли, уровня общей культуры, идеологии и политики государства. В любом государстве цели воспитания в школе направлены на укрепление существующих общественных отношений.

В настоящее время делается попытка реализовать идею независимости воспитания от идеологии, выведения целей воспитания из общечеловеческих

ценностей и норм жизни. Практически воспитание исключается из образовательных учреждений и перекладывается полностью на семью.

История педагогики — это история зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания и педагогических систем. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.

Таким образом, цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся.

Воспитание осуществляется в определенных условиях, которые должны учитываться при комплексном подходе к формированию личности. Среди способствующих или противодействующих воспитанию факторов можно выделить сложившийся образ жизни, средства массовой информации, особенности коллектива, нормы взаимоотношений, индивидуальные особенности.

Воспитание как одна из подсистем целостного педагогического процесса подчиняется его общим закономерностям:

-зависимость воспитания от объективных и субъективных факторов общественной среды;

-единство и взаимосвязь воспитания с общим развитием личности:

— признание деятельности и общения основой и главным источником формирования общественно ценных качеств личности;

— связь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью учащихся.

Итак, воспитание — длительный и противоречивый процесс, результаты которого имеют отдаленный характер. Оно начинается с рождения и продолжается всю жизнь. С определенного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием.

2. Понятие о содержании воспитания

Содержание воспитания — составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Напомним, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру. (Газман О. Вестник образования, 1991/8).

Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.

Программа формирования базовой культуры школьника во многом совпадает с содержанием воспитания в бывшей советской школе. Это естественно, поскольку процесс воспитания не может быть резко перестроен по причинам теоретическим и организационным. Неверно было бы также отбросить ценное в опыте классической советской педагогики. Описываемое содержание воспитания в целом, хотя и не во всем, совпадает с мировой практикой отбора содержания воспитания, то есть с тем, как разные общества определяют моральные, гражданские, эстетические и другие нормы, знания, требования к новым поколениям людей.

Например, Тезаурус ЮНЕСКО по образованию содержит термины, говорящие о содержании элективных курсов для учеников, которые носят

прежде всего формирующий, воспитывающий характер. Вот некоторые термины и курсы: нравственное, трудовое, религиозное, эстетическое, музыкальное воспитание, воспитание в духе мира. Санитарное просвещение, куда входит антинаркоманное и антиалкогольное воспитание, физическое, половое воспитание, обучение домоводству и оказанию первой помощи, обучение домоводству и технике безопасности.

В Российских школах в настоящее время имеются курсы «Основы безопасности жизни», «Граждановедение», ориентированные на выработку знаний и норм поведения, необходимых в обществе, в семье, на улице, в быту.

3. Результаты воспитательного процесса

Результаты воспитательного процесса — достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Выявить соответствие воспитанности и планируемых результатов помогает диагностика.

Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированное™ различных качеств личности. Данная проблема в педагогике разработана слабо и является дискуссионной.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

1) связанные с проявлением результатов воспитанности во внешней форме: суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя: мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Содержание воспитания — система знаний, убеждений, умений и навыков, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи:

— реализм целей воспитания;

— совместная деятельность детей и взрослых;

Добавить комментарий

Закрыть меню