Теория свободного воспитания

Жан-Жак Руссо (1712—1778) — глубокий мыслитель, гуманист и демократ — придерживался теории естественного права. Он утверждал, что в первоначальном, или «естественном состоянии», люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы. Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, к порче нравов. Этому способствовало также развитие культуры и науки феодального общества. В целом Руссо не отрицал положительного значения культуры в истории человечества, но он стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной, станет полезной народу, если она подчинена общественным целям.

Как и все французские просветители XVIII в., Руссо полагал, что улучшить общественные отношения можно путем правильно поставленного воспитания.

В 1762 г. Руссо издал свой роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», где подверг уничтожающей критике воспитание, осуществляемое в «феодальном обществе, и начертал план формирования нового человека».

Руссо верил в существование бога как первопричины мира, в бессмертие души, однако, придерживаясь «естественной религии», он резко разоблачал религиозное лицемерие, паразитизм и ханжество духовенства. Разгневанные церковники добились того, что его труд «Эмиль, или О воспитании» по приговору французского парламента был публично сожжен на одной из площадей Парижа, а его автор вынужден был бежать от преследовании. Вернулся во Францию он много позже, разбитый физически и морально.

1) Теория Ж.Ж.Руссо.

Факторы воспитания

  • Природа, развивает способности и чувсвтва;
  • Люди, учат как ими пользоваться;
  • Общество, предметы и явления в котором обобщают опыт.

Факторы вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка.

Задача воспитателя — гармонизировать действие этих факторов. Наилучшее воспитание- накопление жизненного опыта, достаточный запас которого накапливается к 25 годам, в этом возрасте человек может считаться полноправным членом общества.

Воспитание — активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Естественное воспитание – это природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого повиновения, следовать непреложным природным законам.

Тогда отпадает необходимость искусственных наказаний — они заменяются естественными последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен опекать наставник.

Естественное воспитание должно учитывать склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

Задачи воспитания:

  • развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности;
  • физическое воспитание, как одно из средств гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением;
  • преодоления пагубных наклонностей;
  • формирования нравственной чистоты;
  • совершенствования всего организма.

Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребенка в среде, близкой природе и ручному труду. Если в интеллектуальном, нравственном воспитании Ж.-Ж. Руссо предлагал не спешить, то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспитанника даже известному риску.

2) Последователи Ж.Ж.Руссо

Николай Константинович Рерих (1874 – 1947)

Художник, ученый, писатель и общественный деятель.

Мир совершенствуется через культуру, законы красоты смогут усовершенствовать человеческие отношения, их гуманизм возможен только с развитием культуры.

Работы: «Живая этика», «Агния-йога»

«Рост духа не терпит насилия. Этим объясняется медленная эволюция человечества. Нельзя заставить дух расти. Даже нельзя понудить непрошенными советами».

Первостепенно воспитание уважение к личности человека, свободе личности, отрицание принуждения. Обучение имеет успех только тогда, когда ученик достигает высокого уровня самосознания. Самовоспитание, самодисциплина, самосовершенствование – основы гуманной педагогики, педагогики ненасилия.

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910)

Писатель, философ, просветитель

«Яснополянская школа»: бесплатная школа, на 30-40 крестьянских детей с 7 до 13 лет. Занятия велись с 8 до 9 часов вечера с обедом. Программа включала 12 предметов: чтение, писание, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, рисование, черчение, пение, математика, беседы из естественных наук и Закон Божий. Уроки вели 4 учителя. Не было никакой подготовки детей к урокам, они ничего не носили с собой в школу.

Толстой считал образование – совокупностью всех тех влияний, которые развивают человека. Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать и копировать. «Критериум педагогики – это свобода.

В его школе дети могли делать фактически, что хотели. Учитель мог только силой убеждения заинтересовать их чем-то. Если в классе была «куча-мала», то преподаватель приносил книги, и постепенно беспорядок сам сходил на нет. Никого не наказывали и не порицали за опоздания и их не было, все приходили вовремя. Со временем, к старшим классам дети начинали сами устанавливать порядок и требовать дисциплины: им не нравилось, когда их отвлекали от урока, они выгоняли малышей забегавших в класс.

Константин Николаевич Вентцель (1857-1947)

Учился в Петербургском технологическом институте на юрфаке, затем в институте путей сообщения, который также не окончил.

В педагогике стал известен за организованный им эксперимент свободного воспитания, проводимый с 1906 по 1913 год. Он открывает «Дом свободного ребенка», «Общество друзей естественного воспитания», «Родительский клуб» и «Музей образцовый детских игрушек».

Классы в этих учреждениях должны были формироваться стихийно, преподавание осуществляться в форме свободной беседы. Воспитатель – лучший друг, старший товарищ, к которому дети обращаются по мере надобности. Суть концепции состояла в том, чтобы создать ребенку условия для развития дремлющих в нем творческих сил.

Изначально был открыт детский сад, который в дальнейшем стал садом с частной школой. Руководили «Домом…» поочередно родители детей. Учение по программам и планам отменялось, но счету и письму учились по мере надобности потребностей. Но в результате первого года выяснилось, что свобода обучения превратилась в праздное проведение времени. Поэтому появилось первое расписание, во время занятий нельзя было бегать, а начатая работа должна была доводиться до конца. Школа просуществовала три года и показала как недостатки, так и достоинства свободного воспитания.

После гражданской войны Вентцель формулирует права ребенка, которые так и не были приняты:

— каждый ребенок имеет право на свободное развитие заложенных в нем сил…

— каждый ребенок – личность, и не может быть собственностью…

— каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей, и отказываться от родителей, если они плохие воспитатели…

— воспитание и образование – свободный дар ребенка…

— ни один ребенок не должен терпеть стеснение из-за своих убеждений… и тд.

Теория естественного свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

Основу педагогических взглядов Руссо (1712 – 1778) составляет теорияестественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек родится совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.

В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи. Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.

Понимание Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Коменским. В отличие от чешского педагога Руссо полагал, что воспитывать природосообразно — значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.

Признавая, что человеческая природа является совершенной, Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание — это и свободное воспитание.

По Руссо, воспитателю нужно действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, т. е. нужно широко применять метод “естественных последствий”, сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия. Фактически Руссо ставил ребенка в зависимость и от вещей, и от постоянно находящегося при нем наставника. Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности.

Воспитатель, которому Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требование во времена Руссо было, несомненно, прогрессивным.

Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль, или о воспитании”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Первый период — от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание Руссо считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка.

Второй период — от 2 до 12 лет — Руссо образно называет “сном разума”. Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, Руссо предлагал главным образом развивать его внешние чувства.

Третий период — от 12 до 15 лет. В этом возрасте основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.

Четвертый период — от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Руссо, “период бурь и страстей”. В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.

Эта возрастная периодизация представляла собой шаг вперед по сравнению с периодизацией, установленной Коменским. Впервые Руссо пытался выявить внутренние закономерности развития ребенка, однако при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства. Субъективное выпячивание в качестве основной какой-либо одной особенности, присущей каждому возрасту, придавало надуманный, искусственный характер его периодизации.

Заслуга Руссо в том, что он отвергал скучное морализирование с детьми, а также широко применявшиеся в то время суровые методы воздействия на них.

Однако рекомендуемый им как универсальный метод “естественных последствий не может заменить все разнообразные методы, прививающие ребенку умения и навыки обращения с вещами, общения с людьми.

В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.

Третий возрастной период, от 12 до 15 лет, по мнению Руссо, лучшее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний. Так как период этот очень короткий, то из многочисленных наук нужно выбрать те, которые ребенок сможет изучить с наибольшей для него пользой. Руссо полагал также, что подростку, которому еще мало знакома область человеческих отношений, недоступны гуманитарные науки, в частности история, и потому он предлагал изучать науки о природе: географию, астрономию, физику (природоведение).

Целью умственного воспитания Руссо считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методом приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины. Настойчивые рекомендации Руссо развивать у детей наблюдательность, любознательность, активность, стимулировать выработку у них самостоятельных суждений были, несомненно, исторически прогрессивными. Но вместе с тем во взглядах Руссо на образование содержатся и ошибочные положения: он не сумел связать ограниченный личный опыт ребенка с опытом, накопленным человечеством и отраженным в науках; рекомендовал начинать умственное воспитание детей в очень позднем возрасте.

В 12-15 лет подросток, наряду с обучением, должен получать и трудовое воспитание, начало которому было положено еще в предшествующий период. Демократ Руссо рассматривал труд как общественную обязанность каждого человека

Руссо полагал, что участие подростка в трудовой деятельности взрослых даст ему возможность разобраться в современных общественных отношениях, — возбудит у него уважение к труженикам, презрение к людям, живущим на чужой счет. В труде он видел также действенное средство для умственного развития ребенка. Руссо считал, что подростку нужно овладеть не только некоторыми видами сельскохозяйственного труда, но и приемами ремесла.

15 лет — это возраст, когда нужно уже воспитывать юношу для жизни среди людей того социального слоя, в котором ему в дальнейшем придется жить и действовать. Руссо ставил три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. На первый план он выдвигал развитие положительных эмоций, которые, по его мнению, способствуют возбуждению у юноши гуманного отношения к людям, воспитанию доброты, сострадания к обездоленным и угнетенным Средствами “воспитания сердца у Руссо служат не нравоучения, а непосредственное соприкосновение с человеческим орём и несчастьем, а также хорошие примеры.

Концепция воспитания свободного человека Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) в 1762 году опубликовал роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», который принес ему мировую известность. В романе автор показал путь воспитания свободного человека нового общества.

Дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем они станут взрослыми», – писал Руссо и поэтому необходимо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности. В соответствии с этим: каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения; воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащегося: интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

Источниками воспитания он считал природу, окружающих людей и вещи:

– воспитание природой осуществляется через развитие человеческих способностей, органов чувств;

– воспитание людьми – это приучение человека использовать эти способности и органы;

– воспитание от вещей – это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

Рядом с естественным воспитанием автор ставит свободное воспитание. Считая, что свобода является естественным правом человека, он выступает против зубрежки, суровой дисциплины, телесных наказаний, которые подавляют личность ребенка. Руссо требовал уважать личность ребенка, его интересы и запросы.

Особую роль призван играть воспитатель, который наводит своего воспитанника на решение вопросов, руководит его интересами, оказывая главным образом косвенное воздействие при этом процессе. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, чтобы они подсказывали определенные решения. Руссо не признавал принуждение как метод воспитания.

Автор делил жизнь своего воспитанника на четыре периода:

1. До 2-х лет – время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание. Воспитатели ребенка мать и отец. В первой главе романа «Эмиль, или О воспитании» говорится о том, что нельзя ребенка сковывать после рождения пеленками, его необходимо закаливать. Чтобы облегчить прорезание зубов нужно научить ребенка жевать, давая ему корочки хлеба и т.д. В этом возрасте необходимо приучать к темноте, одиночеству, незнакомым предметам, но у ребенка не должно быть никакого режима, только естественные потребности. Не нужно, по мнению Руссо, и форсирование, стимулирование речи. В период младенчества важно развивать познавательные процессы детей различать предметы, выбирать один из нескольких предметов. В этом возрасте необходимо учить детей объяснять, что им нужно. Нельзя потакать ребенку и выполнять его требования, иначе он станет маленьким тираном.

2. От 2 до 12 лет – период «сна разума», когда ребенок, по мнению Руссо, не может рассуждать и логически мыслить, у него следует развивать «внешние чувства». Ребенок начинает ходить, надо заниматься укреплением его здоровья, а не заставлять его заучивать рассказы и сказки, ребенок еще не способен рассуждать. Пусть он все измеряет, взвешивает, считает, сравнивает сам, когда почувствует в этом нужду. Единственным чтением может быть «Робинзон Крузо», где герой добывал все необходимое для своей простой жизни. Ребенок не имеет нравственных понятий, ему важен пример.

Ребенок может усвоить идею собственности. Эмиль хочет огородить себе участок на участке садовника. Из столкновения, происшедшего по этому поводу, ребенок познает, как «идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда».

В этом возрасте нужно упражнять чувства ребенка: зрение, при помощи рисования, измерения определенных объектов, развитие глазомера; слуха – пения и музыки; осязание – распознавать тела попадающие под руки.

Ребенку необходимо, чтобы он рос, познавая боль. Страдание – первая вещь, которой должен научиться ребенок. Эмиль на лугу бегает, прыгает, падает, но быстро встает и продолжает играть.

Нет нужды запрещать ребенку дурной поступок, нужно помешать его совершению. Не надо быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя.

Руссо говорит о том, в данный период, свойственно желание создавать, подражать, производить, проявлять могущество и деятельность.

3. От 12 до 15 лет – период активного умственного воспитания, когда удовлетворяются интеллектуальные запросы ребенка. К 12 годам ребенок крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, познает окружающий мир посредством своих чувств. Он готов освоить умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может правильно понять взаимоотношения между людьми, а поэтому он должен изучать все, что связано с окружающим миром и природой. Содержание образования определяется интересами ребенка. Среди предметов Руссо выделяет географию, астрономию, природоведение, которые изучаются методом самостоятельных исследований окружающих явлений. Его дидактика основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Необходимое условие – максимальная наглядность: природа, жизненные факты.

Физический труд является важнейшим условием формирования свободного человека. Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу. Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, а затем знакомится с другими ремеслами, проникается уважением к человеку труда, начинает ценить труд и отдых. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд – воспитательное средство, а вместе с тем и общественная обязанность свободного человека.

4. От 15 до совершеннолетия – «период бурь и страстей» в котором осуществляется преимущественно нравственное воспитание. На этом этапе развития ребенка нужно заниматься воспитанием человека, а не представителя сословия (судить о ближнем по самому себе). В это время отдается приоритет гуманитарному образованию в воспитании чувств и стремлений и продолжается активное физическое воспитание.

Отвергая наказание, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Если он ломает все, к чему не прикоснется, то не следует его ругать, а необходимо устранить все, что он может испортить. Неудобства от отсутствия вещей заставит ребенка быть благоразумным.

Нравственное воспитание Руссо считал завершающим элементом в формировании свободной личности. Здесь выдвигаются три задачи:

1. Воспитание добрых чувств;

2. Воспитание добрых суждений;

3. Воспитание доброй воли.

Интересными представляются взгляды Руссо на воспитание женщины. Она должна быть воспитана для дома. Ее удел – приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, собственной религии, подчинение чужой воли. Девушке противопоказаны серьезные умственные занятия. Но, в то же время, она должна уметь вести хозяйство, рукодельничать, быть гостеприимной, уметь поддержать беседу.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте возрастную периодизацию Я.А. Коменского.

2. Охарактеризуйте дидактические принципы «Великой дидактики».

3. Дайте оценку системе физического воспитания джентльмена Дж. Локка.

4. Как отразились в теории воспитания джентльмена реалии Нового времени?

5. Отразите суть теории свободного воспитания личности.

6. Охарактеризуйте основные этапы развития личности у Ж.Ж. Руссо.

Рекомендуемая литература

1. Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. – М., 1959.

2. Баранов, С.П. Педагогика/ С.П. Баранов. – М.: .: ВЛАДОС, 2001. –260 с.

3. Барт П.В. Элементы воспитания и обучения/ П.В Барт. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 256 с.

4. Блонский П. П. «Избранные педагогические и психологические сочинения». Под редакцией А. В. Петровского М., Педагогика 1979

5. Вопросы воспитания и обучения: курс лекций по педагогике.// Под ред. Н.Н. Петухова. – М.: Учпедгиз, 1960. – 167 с.

6. Гессен, С. И. Основы педагогики./ С. И. Гессен, М.: ВЛАДОС, 2001. – 345 с.

7. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. – М., 1982.

8. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность./ А.Н. Джуринский – М.: Академия, 1992. – 78 с.

9. Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики./ А. Н. Джуринский — М.: Академия, 1998. – 174 с.

10. Зайченко Г. А. «Локк. Очерк творчества». – М. , 1973

11. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. — М.: 1982.

12. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. – М.:1982.

13. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. – М.: Просвещение, 1982.

14. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М.: 1991.

15. Локк Дж. «Мысли о воспитании» / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики М. , 1981, с. 163-195

16. Лордкипинадзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М.: 1990.

17. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен./ Л.Н. Модзалевский, М.: АРКТИ, 2002. – 312 с.

18. Нарский И. С. «Философия Д. Локка» – М. , 1960.

19. Пискунов А. И. «История педагогики»/ часть 2 – М.,1997 с. 33-39

20. Руссо Ж. Ж. «Эмиль или о воспитании»/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики – М. ,1981 с. 203-238

21. Руссо М.: Изд. дом Амонашвили, 2002. – Т. 1., 540 с.

22. Руссо, Ж.-Ж. Исповедь – прогулки одинокого человека. / Ж.-Ж.

Руссо М.: Изд. дом Амонашвили, 2002. – 470 с.

23. Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса Каменского. – М.: 1987.

24. Шабаева М. Ф. «Педагогическая теория Д. Локка» Век Просвещения. – М. – Париж, 1970.

Тема 6.

Добавить комментарий

Закрыть меню