Теория марксизма

15. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА

Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной действительности. Это, в частности, философское, социологическое, экономическое и другие учения. Все эти теории тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое.

К. Маркс – видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист. Самой известной особенностью идей Маркса является представление о связи между социальной и экономической жизнью общества. Экономика (базис) включает три обязательных элемента:

1) средства производства (орудия и материалы);

2) работника;

3) того, кто присваивает продукт производства. Данные элементы присутствуют во всякой экономике, различия же сводятся к тому, в каком они соотношении;

4) работник может владеть или нет средствами производства (отношения владения);

5) присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или на средства производства, или на труд, или на то и другое одновременно (отношения собственности).

Основой классовой теории Маркса стало разграничение работников на тех, кто живет своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда. Опираясь на это разграничение, он описывал производственные отношения. Производственные отношения отражают существующее разделение труда определяются уровнем развития орудий труда. Все описываемые Марксом формации фактически строятся на противопоставлении двух классов. Но это не значит, что структура общества двоичная, часто структура реального общества включает в себя классы, являющиеся рудиментами ранее существовавших форм общества.

Надстройка – это социальные формы, которые детерминируются базисом. К ним Маркс относил семью, государство, идеологию. Утверждается, что у Маркса вся социальная жизнь детерминирована экономическими процессами. В действительности соотношение между экономикой и обществом в теории Маркса не столь жестко. К примеру, он считал, что такие социальные институты, как семья и государство, не только относительно независимы от экономики, но могут оказывать на нее влияние.

Детерминация надстройки базисом сводится в основном к тому, что ее характер в значительной мере зависит от экономических интересов господствующего социального класса.

Маркс первым придал социологический смысл понятию «отчуждение», под которым он понимал отчужденность труда и его продукта от человека, который выполняет свою работу по внешнему принуждению. Понятие «отчуждение» для Маркса имело две стороны:

1) это структурная часть капиталистического общества;

2) это психологическое состояние, которое переживает производящий класс в условиях капиталистического производства.

К. Маркс разработал концепцию социального изменения, по которой двигателем истории является классовая борьба. Это означает, что трансформации экономической структуры сами по себе не способны вызывать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство людей, точнее, угнетенного класса.

1. Основы социалистической теории марксизма

2. Диалектико-материалистическое понимание истории. Общество с позиции марксизма

3. Социология классов и классовой борьбы

4. Социология революции

5. Некоторые ошибки марксизма в его экономической теории

Список литературы

1. Основы социалистической теории марксизма

Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

Следует прежде всего отметить два принципиальных соображения.

Во-первых, их идеи рассматриваются в контексте социокультурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство привести в жизнь политические идеи самого разного толка.

Во-вторых, Маркс и Энгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах – «Анкета для рабочих», «Положение рабочего класса в Англии» и др.

Марксистская социология — материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Основной принцип марксистской социологии – «сведение индивидуального к социальному».

На становление социологии марксизма в той или иной степени оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономические и социологические воззрения таких мыслителей предшествующего периода, как А. Смит, Д. Риккардо, К.А. Сен-Симон и другие. Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материальных основ жизни общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.

Одна из фундаментальных сторон материалистического понимания -обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании.

В марксизме способ производства — материальная основа существования и развития общества, системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни.

«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс и Ф. Энгельс). Марксизм рассматривает способ производства как единство двух его сторон — производительных сил и производственных отношений.

Способ производства можно отразить в форме цепочки:

Но в определении способа производства формально фигурируют духовные процессы жизни вообще, а вот из определения производительных сил и производственных отношений они выпадают полностью.

Социология марксизма заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других наук. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой, А. Грамши и другими видными представителями марксизма ХХ века. В настоящее время социология марксизма подвергается основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней не относится, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.

2. Диалектико-материалистическое понимание истории. Общество с позиции марксизма

Принципиальный вопрос, имеющий для социологии первостепенное значение, — это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества.

Маркс выдвинул и обосновал ту независимую переменную, которая, по его мнению, играет решающую роль, — способ материального производства. При этом он отстаивал положение о первичности бытия по отношению к общественному сознанию не в смысле появления во времени сначала первого, а затем второго, а в плане признания решающей роли первого в процессе взаимодействия. Отправным пунктом анализа всех обществ для Маркса являлось выяснение состояния производительных сил, научного и технического знания, материальных отношений между людьми.

Идеи же, субъективные чаяния людей отражение прежде всего этих отношений и поэтому не могут выступать в качестве главного, решающего фактора общественных перемен.

Маркс объясняет возникновение определенных социальных структур и отношений, политических и культурных институтов всецело из тенденции экономического развития, хотя в жизни сплошь и рядом можно наблюдать обратные связи, ибо отмеченные явления сами воздействуют на экономику, на характер реального производства.

Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества.

К. Маркс употреблял термин «общество» по крайней мере в двух смыслах:

  1. общество трактовалось им как материальное образование, обособившееся от природы и соотносимое с ней, как человеческое общество, человечество;

  2. как конкретное индивидуальное общество, «социальный организм» в единстве его общих, особенных и единичных признаков.

Марксизм — идеология освободительного движения рабочего класса, практически разрешающего величайшую прогрессивную задачу ликвидации социального Гента, построения коммунистического общества. И чем значительнее были успехи этого прогрессивного движения, тем враждебнее становилось отношение буржуазных идеологов к самой этой идее.

Согласно марксизму, смена общественно-экономических формаций происходит под влиянием главным образом экономических факторов, коренящихся в способе производства, с которыми связаны другие факторы данного процесса, в том числе социально-политические, идеологические и относящиеся к области духовной культуры. По своей сути это революционный процесс, в ходе которого один тип общества сменяется другим. Материальной предпосылкой данного процесса, т. е. социальной революции, является углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся производительных сил общества. Последним становится тесно в рамках старых производственных отношений, их развитие замедляется, что вызывает кризисные ситуации в развитии способа производства.

К. Маркс одним из первых разработал представление об обществе как системе, где особое место принадлежит учению об общественно-экономической формации.

Все общественные отношения органически связаны между собой и выражают взаимозависимость и взаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении друг с другом. Объективной основой данных отношений и их взаимосвязи являются, прежде всего, общественное разделение труда и развитие различных видов деятельности людей.

Все общественные отношения делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические. Материальные отношения складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. Это, прежде всего, их экономические, производственно-технологические отношения, а также их материальные отношения к природе. Идеологические отношения складываются сознательно. К ним относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные отношения между людьми. Формируясь под непосредственным воздействием сознания людей, а в конечном счете под влиянием их экономических отношений, идеологические отношения получают затем объективное существование как важные составляющие социальной действительности. Их функционирование осуществляется через соответствующие политические, правовые, религиозные и другие организации и институты.

Такой методологический подход нашел ограничение в учении марксизма о взаимодействии экономического базиса общества и надстройки. Экономический базис характеризуется как совокупность экономических отношений — реальная экономическая структура общества. Надстройка — это политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и другие взгляды социальных субъектов, а также соответствующие этим взглядам и реализующие их на практике общественные отношения, организации и учреждении. Все эти элементы надстройки взаимодействуют между собой и влияют, часто весьма активно, на развитие экономического базиса и всего общества.

С точки зрения марксизма общество — социальная система является целостным социальным организмом, в которой отражается единство экономических, политических, правовых и других общественных отношений. Субъекты общественных отношений: социальные группы, в том числе классовые и национальные, а также отдельные индивиды.

Объективной основой общественных отношений являются:

  • общественное разделение труда;

  • развитие различных видов деятельности людей.

Исходя из учета содержания общественных отношений, анализа экономического базиса и различных видов надстройки современные социологи-марксисты выделяют соответствующие сферы общественной жизни, в том числе экономическую, социальную, политическую и духовную.

Сферы общественной жизни:

1) Экономическая. Характеризуется единством производительных сил и производственных отношений, процессов производства, распределения, обмена и потребления материальных жизненных средств и т.д. Представляет собой высшее проявление необходимости и вместе с тем свободы в обществе, становясь своеобразным вектором для всех других сфер общественной жизни, матрицей, эталоном, по образцу которых они «строятся».

2) Социальная. Человеческое общество — сложная совокупность различных групп, их связей и взаимодействий, т.е. оно социально структурировано. Устойчивые общественные связи между определенными людьми находят свое воплощение в особенностях образа жизни данной социальной группы, в единстве потребностей, интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и других характеристиках общественных индивидов.

3) Политическая. Политика есть первая идеологически организованная общественная сила. Приводя в движение классы и массы, она становится средством разрешения назревших общественных противоречий, включая противоречия экономической сферы. Не отменяя экономических законов, политика ставит в зависимость от политических решений и акций и способы реализации их требований, ускоряя, задерживая или в одном плане ускоряя, в другом задерживая экономическое развитие.

4) Духовная — целенаправленно организуемая обществом духовная жизнь. Делится на подсистемы: идеологическую, научную, художественно-эстетическую жизнь, воспитание, образование. Важную роль в духовной сфере играет религия. Самым общим синтезирующим показателем всех образований духовной сферы является то, что в каждом из них сознание выступает своеобразным центром, вокруг которого они объединяются между собой.

Маркс отмечал, что на известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями, или с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты — соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.

Социологическая теория марксизма.

1.Экономическая подсистема как основа общества.

2. Общественно-экономическая формация как исторический этап в развитии общества.

3. Маркс – основатель конфликтологического подхода в социологии. Классовое расслоение общества.

4. Человек как совокупность общественных отношений.

1. Учение крупных немецких мыслителей Карла Марса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) трудно отнести к чисто социологическому наследию, однако некоторые их работы внесли огромный вклад в теорию общественного развития. В данной теме с опорой на ряд работ классиков марксизма («Анкета для рабочих» К. Маркса, «Положение рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса) показано использование большого эмпирического (по сути – социологического) материала для описания современных социальных проблем. Другим направлением можно считать разработку в марксизме проблем общесоциологической теории (в работах Маркса и Энгельса «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Критика политической экономии», «Капитал» и др.).

Наиболее существенный вклад марксизма в социологию состоит в следующем: 1. понимание общества как социальной системы со множеством подсистем (экономической, политической, правовой, моральной и проч.). Системообразующим компонентом социальной системы является способ производства материальных благ; 2. понимание истории общества как естественно-исторического поступательного и закономерного процесса смены общественно-экономических формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

В основе каждой формации как ступени исторического развития общества лежит господствующий способ производства, и прежде всего – система производственно-экономических отношений, выраженных в разных формах собственности на средства производства. Экономическим базисом в конечном счете определяются особенности социальной структуры, политической и духовной жизни общества; 3. обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания (как отражения социальной практики людей, их совместной деятельности); 4. признание социального конфликта в качестве источника социального прогресса общества (Маркс и Энгельс, по сути, заложили основы конфликтологического направления в социологии) 5. создание одной из первых концепций социальной стратификации (расслоения) путем выделения в качестве главного фактора социальной дифференциации собственности на средства производства. Тем самым социальная структура была представлена в виде системы отношений между экономическими классами; 6. изучение человека (личности) в качестве носителя общественных отношений. Более того, личность предстала не только как объект воздействия социальной среды, но и как активный субъект преобразования.

Недостатки марксистской теории общественного развития состоят в следующем: экономический детерминизм, приведший к игнорированию значимости неэкономических факторов развития общества; преувеличение роли классовой борьбы в истории и недооценка социальной солидарности; недооценка реформ как способа преобразования общественной системы; преувеличение роли рабочего класса как «могильщика» буржуазного строя и отказ капиталистическому обществу в развитии; замена этики ученого на этику революционера.

Оказались ошибочными многие прогнозы марксистской социологии: о неизбежной всемирной победы социализма, о неуклонном росте численности пролетариата и сокращении средних слоев, об усилении абсолютного и относительного обнищания трудящихся и др. Однако в целом творческое наследие марксизма имеет непреходящую ценность. Оно было высоко оценено многими крупными социологами в прошлом и настоящем.

Социология Э. Дюркгейма.

1. «Социологизм» как общая направленность социологического метода Дюркгейма.

2. Социальные факты как формы коллективной жизни, их принудительный характер по отношению к индивиду.

3. Структура социологии: социальная морфология и социальная физиология.

4. Учение о солидарности в обществе. Понятие аномии.

1. Ведущий французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель широко известной Французской социологической школы, автор классических трудов по социологии «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др. Он уделял особое внимание изучению предмета и метода социологии, структуры и функциональных элементов общества, проблем социального порядка и социальной дезорганизации. Он создал первую во Франции кафедру социологии, основал журнал «Социологический ежегодник».

Общая направленность работ Дюркгейма называется «социологизм», что означает преодоление редукционизма (сведения высшего к низшему) при описании и объяснении социальных явлений. Социальные явления могут быть объяснены только другими социальными явлениями, а не факторами физического или индивидуально-психологического происхождения. Ученый ставит задачей изучение особой социальной реальности, не похожей на объект изучения других наук.

2. Главным предметом его исследования являются формы не индивидуальной, а коллективной жизни людей (коллективные представления и действия и их продукты – социальные нормы, социальные институты и проч.). Коллективные представления – это факты «особого рода», отличные от проявления индивидуального сознания (о мысли Дюркгейма, социальная группа чувствует, думает и ведет себя иначе, чем отдельный человек). Социальные факты как проявление коллективной жизни людей имеют по отношению к индивиду объективный и принудительный характер. Дюркгейм призывает, следуя логике позитивизма, изучать их «как вещи», то есть непредвзято, такими, как они сложились в обществе.

3. Помимо коллективных представлений (духовных социальных фактов в виде традиций, обычаев, религии, морали, законов и проч.) Дюркгейм выделял в качестве предмета социологии также «морфологические» социальные факты (плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т. д., то есть так называемый «материальный субстрат» общества, который становится предметом изучения «социальной морфологии»

(аналогична анатомии). Другая часть социологии — «социальная физиология», исследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, морали, права, экономическую социологию и др. «Общая социология» осуществляет синтез и устанавливает общие социальные законы.

4. Дюркгейм сформулировал некоторые положения функционального подхода к изучению общества: для объяснения социального факта необходимо выяснить его функцию в создании социального порядка.

Центральной темой научного творчества Дюркгейма стала проблема социальной солидарности (последняя становится высшим моральным принципом ученого). Общественное состояние измеряется степенью социальной солидарности. Ученый выделял два типа солидарности в обществе: механическую и органическую. Первая основана на сходстве индивидов, тождественности исполняемых ими функций, отсутствии индивидуальности; вторая предполагает, самостоятельность, индивидуальность и разделение функций между индивидами. Механическая солидарность присуща архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, действует подавляющее индивида репрессивное право. Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основана на детальном разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. Репрессивное право постепенно заменяется «реституционным» правом, направленным на перевоспитание нарушителей закона.

Со временем Дюркгейм пришел к выводу, что в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные патологии, связанные с утратой органической солидарности. Ученый разработал теорию социальной аномии, описывающую отсутствие в обществе четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Такое состояние характерно для переходных, кризисных состояний, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не укоренились

Дюркгейм явился первым социологом, соединившим воедино теорию, метод и конкретные эмпирические исследования. В работе «Самоубийство» ученый на огромном статистическом материале проследил динамику самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов и дал их типологию.

Добавить комментарий

Закрыть меню