Теория личности олпорта

Диспозициональная теория личности (Гордон Олпорт)

В основе диспозиционального направления персонологии лежат два главных принципа:

1. Люди обладают определенным набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. Эти предрасположенности и есть диспозиции или черты личности. Это означает, что люди обладают определенным постоянством в своих поступках, мыслях и эмоциях. Черты личности люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

2. Нет двух людей, абсолютно похожих друг на друга. Главный теоретик диспозиционализма – Гордон Олпорт – считал, что каждая личность уникальна и ее уникальность лучше всего может быть понята через определение конкретных черт личности.

Главной задачей Олпорта было именно определение самого понятия личности. В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт проанализировал более 50 различных определений личности. В результате Олпорт приходит к выводу «Личность – это объективная реальность» вместе с тем, такое определение крайне неточно, поэтому Олпорт развивает его. «Личность – это динамическая организация всех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Важно, что Олпорт делает упор на динамичности личности. Таким образом, личность – не статичная сущность, поведение человека постоянно меняется и эволюционирует. Одновременно с этим Олпорт упирает на то, что в структуре личности присутствуют и чисто психические и соматические элементы. Кроме того, личность, по Олпорту — это не готовая картина, а определенное русло, в котором функционирует и развивается человек.

Олпорт отмечал, что в качестве синонимов личности часто используются термины «характер» и «темперамент».

Характер в понимании Олпорта – это социальная сторона психики, связанная, в первую очередь, с моральными стандартами или системой ценностей. Характер, по сути, есть понятие этическое.

Темперамент, наоборот, — некий первичный материал, из которого строится личность. Темперамент включает в себя в основном генетически обусловленные аспекты эмоциональности человека. Темперамент – это одна из единиц одаренности личности, поэтому он может стимулировать, а может ограничивать развитие личности.

Черта личности

Олпорт в своей концепции выводит понятие черты личности, которую он считал наиболее валидной единицей анализа для изучения индивидуальности. Черта личности – нейропсихическая структура, способная преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные формы поведения. Таким образом, черта личности – склонность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Например, если человек общителен, то он будет без конца болтать и дома, и на работе, и в кругу друзей. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обуславливающих множество похожих реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызывать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций может иметь одинаковое функциональное значение.

Черты личности характеризуются следующими свойствами:

1. Черта личности – не только обозначение, она существует в реальности и играет важную роль в жизни каждого человека.

2. Черта личности есть нечто более обобщенное, чем привычка или условный рефлекс. Фактически, черты личности предопределяют развитие привычек, а привычки, слившись воедино, образуют черту личности (например, опрятность).

3. Черта личности является определяющим элементом поведения. Черты личности побуждают такие формы поведения, в которых данные черты наиболее полно проявились бы.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически. Несмотря на то, что черты личности нельзя наблюдать непосредственно, их можно «выследить», изучая анамнез или историю болезни, биографию, а также статистически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт, т.е. черты как бы перекрывают друг друга. Например, проницательность и чувство юмора очень связаны между собой, хотя это все же разные вещи.

6. Черта личности может выступать как индивидуальная и как типологическая характеристика. В первом случае нужно рассматривать влияние конкретной черты на жизнь индивида, а во втором – построить валидную школу по этой черте и на ее основе изучать индивидуально-типологические различия.

8. То, что поступки или даже привычка не согласуются с чертой личности, не говорит об ее отсутствии. Это несоответствие может быть обусловлено временными или казуальными факторами.

Перечисленные свойства черт относятся к так называемым общим чертам личности, которые в той или иной мере присущи всем людям и, по существу, легко изменяемы и могут быть использованы для сравнения людей между собой. Кроме общих черт существуют так называемые индивидуальные, т.е. такие, которые не допускают сравнения с другими людьми.

Олпорт предложил выделять три типа диспозиций (черт личности):

1. Кардинальные диспозиции настолько характерны для человека, что практически все поведение человека можно свести к ее влиянию. Такая черта не может оставаться скрытой, она всегда заметна для окружающих. Примерами существования кардинальных диспозиций являются т.н. харизматические личности: Скрудж, Дон Жуан, Макиавелли .

2. Центральные диспозиции. Не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие черты личности. Это особые строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции можно сравнить с теми главными качествами, которые мы приводим в резюме. Число центральных диспозиций относительно невелики. Герберт Уэллс считал, что их всего две: стремление к порядку и противоположному полу.

3. Вторичные диспозиции. Это менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и менее пригодные для характеристики личности черты. Это, например, предпочтения в еде и одежде.

Проприум

Конечно сами черты личности, разделяемые между собой, не дают целостной характеристики личности. Должно существовать нечто, объединяющее и цементирующее индивидуальность. Это термины такого уровня, как Эго или стиль жизни. Эти термины очень неточны и содержат очень много семантических неясностей. Поэтому Олпорт вводит новый термин – проприум.

Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся качество индивидуальности. Это то качество личности, которое человек на основе субъективного опыта осознает как главное. Фактически проприум – это аналог самости Юнга. Олпорт считал, что проприум не дается человеку с рождения, а развивается, проходя семь стадий. В течение каждой стадии развиваются так называемые проприотические функции, а в результате их окончательной консолидации формируется Эго.

1. В течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий и т.п. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость. В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов.

Олпорт считал, что телесная самость служит базой для самосознания.

2. Самоидентичность. Это второй аспект проприума, который развивается тогда, когда ребенок осознает самого себя в качестве определенного и постоянно важного лица. Наиболее важной точкой формирования самоидентичности становится осознание своего имени. Но в этот момент самоидентичность не формируется окончательно, а непрерывно развивается до тех пор, пока не стабилизируется в зрелости.

3. Самоуважение. Формируется в течение третьего года жизни и возникает от того, что ребенок делает что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком заданий родителей.

В противоположность самоуважению может сформироваться чувство стыда. В результате 4-5 лет самоуважение становится чувством соревновательности и зависит от признания сверстников.

4. Расширение самости. Начинается примерно с 4-х летнего возраста. Связано с тем, что ребенок понимает, что ему принадлежат не только его тело, но и окружающие предметы. Ребенок начинает понимать значение собственности. Понимает слово «мой».

5. Образ себя. Развивается примерно в 5-6 лет. Ребенок понимает, что его родители, учителя, друзья и т.д. хотят видеть его «таким». В этом возрасте ребенок начинает понимать разницу между «я хороший» и «я плохой». Вместе с тем образ взрослого «Я» недостаточно развит в этом возрасте. Ребенок недостаточно четко понимает разницу между «я есть» и «я должен быть».

6. Рациональность. В возрасте с 6 лет до начала переходного возраста ребенок осознает, что он способен принимать решения и эффективно управлять своим поведением. Появляется коллективное и формальное мышление. Но ребенок еще не достаточно доверяет самому себе, он считает, что его семья, родственники и ровесники всегда правы. Эта стадия развития проприума отличается высоким конформизмом, моральным и социальным послушанием.

7. Проприативное стремление. Формируется в подростковом возрасте. Главная проблема подростка – найти себе жизненные цели и устремления. Подросток осознает, что будущее можно не только «хотеть», но и организовать. Однако в юности и ранней зрелости это стремление развито не полностью и поэтому развертывается новый этап поиска самоидентичности новое самосознание.

Кроме описанных, Олпорт предложил еще один этап развития проприума – познание самого себя. Он утверждал, что этот аспект проприума стоит над всеми остальными и синтезирует их. Познание самого себя позволяет человеку осознать объективную сторону своего «Я».

Функциональная автономия

В теории Олпорта важное место занимает мысль о том, что развитие личности должно подчиняться некой мотивации. По Олпорту любая теория личности основывается на анализе мотивации. Он предложил следующие главные требования, которым должна отвечать любая теория мотиваций:

1. Согласованность. Олпорт не соглашался с Фрейдом в вопросе о роли детства в формировании взрослой личности. Мотивы прошлого не объясняют ничего, если они не являются мотивами настоящего.

2. Дифференцированность мотивов. До Олпорта многие теоретики утверждали, что все поведение можно свести к действию одного единого мотива – либидо, стремление к превосходству и т.д. Олпорт считал, что это не верно, т.к. мотивы слишком разнообразны, чтобы их можно было свести к одному.

3. Сила высших психических функций. Олпорт считал, что важнейшим условием понимания мотивов поведения является анализ перспективных целей, намерений и представлений человека. Ключом к пониманию вопроса являются вопросы «Что ты хочешь делать?», «Как ты собираешься этого добиться?» и т.п.

4. Уникальность мотивов. Олпорт считал, что мотивы различных людей выдерживают лишь относительное сравнение между собой. Может быть определен мотив лишь для конкретного человека.

Описанные выше критерии составляют концепцию функциональной автономии. Во многих отношениях она составляет ядро ее теории черт личности. Концепция функциональной автономии означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами. Прошлое это прошлое человека, с ним ничто не связывает. По Олпорту личность свободна от прошлого – связь с прошлым чисто историческая, а не функциональная.

Различают два типа функциональной автономии:

1. Устойчивая. Связана с условно и безусловнорефлекторными механизмами ЦНС. Это механизмы нейрогуморальной регуляции, они не меняются на протяжении жизни и необходимы для выживания организма. К этому типу автономии относятся различные физиологические привычки: есть, спать и т.п. в одно и то же время.

2. Собственная функциональная автономия. Относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая заставляет человека развиваться и расти как личность. Причем собственная автономия не нуждается в постоянном подкреплении, она существует независимо от этого.

Олпорт предположил, что процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам:

1. Принцип энергетики. Собственная автономия возможна, потому, что уровень энергии, которым обладает человек, превышает необходимый для простого выживания. Например, нормальный человек стремиться не только удовлетворить свои материальные потребности, но и духовные интересы.

2. Принцип преодоления и компетенции. По Олпорту зрелым людям психологически присуща мотивация преодоления и извлечения уроков для себя. Вывод: любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции индивида, включается в структуру его собственной мотивации.

3. Принцип проприума. Все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру Эго данного индивида. В результате человек строит свою жизнь вокруг проприума, стараясь усилить свое Эго.

Зрелая личность

В отличие от других психологов Олпорт никогда не занимался психопатологией. При этом он считал, что нельзя построить теорию здоровой личности на основе наблюдения за больными. Критерием психического здоровья Олпорт считал «зрелость» личности. Он полагал, что созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс «становления». Поведение зрелой личности всегда функционально автономно и обусловлено сознательными мотивами. В противоположность, невротическая личность (незрелая) руководствуется, в основном, неосознанными мотивами. Олпорт предложил, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами.

1. Всесторонность. Зрелый человек может представить себя со стороны. Он активно участвует в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеет хобби, интересуется политическими и религиозными вопросами. Одним из главных свойств зрелого человека является удовлетворенность собой и любовь к себе.

2. Душевная теплота. Зрелый человек способен к теплым, сердечным отношениям. Олпорт считал, что существует два типа близких межличностных отношений: дружеская интимность и сочувствие. Интимность проявляется в способности вызывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, но избегать ревности. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям между собой и другими, позволяет демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиций, а также общность со всеми людьми.

3. Эмоциональная спокойность и самоприятие. Зрелый человек имеет положительное представление о самом себе и способен без ущерба для психики относится к разочарованиям и раздражениям, а также к собственным объективным недостаткам. Зрелый человек может справляться с собственным эмоциональным состояниям так, что это не наносит урон окружающим. Выражая свои мнения и чувства, зрелый человек считается с тем, как это влияет на других.

4. Реалистичность, опыт и амбиции. Зрелый человек хочет видеть вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. Зрелый человек обладает значительной квалификацией и компетенцией в тех делах, которыми он занимается. Важное дело для такого человека может временно отодвигать на задний план личные цели и желания. Такие люди стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей.

5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. У взрослого человека имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. К себе взрослый человек относится с определенной долей иронии, что препятствует напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Юмор – это защита от тревоги и абсурда. Чувство юмора позволяет человеку посмеяться над окружающими и над самим собой, продолжая ценить себя.

6. Цельность. Зрелый человек имеет целостную картину мира. Такой индивид хорошо представляет свое место в мире и имеет свою собственную теорию смысла жизни, которая состоит из системы нравственных ценностей, содержащей главную цель жизни. Зрелый человек имеет набор ценностей, который служит основой его жизни.


Диспозициональная теория личности Г.У. Олпорта.

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 16Следующая ⇒

В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга. понятие личности раскрывалось отчасти путем подчеркивания характерных черт, отличающих индивидуумов друг от друга. Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционального направления — Гордон Олпорт — полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. Акцентирование Олпортом уникальности личности является, однако, лишь одной стороной его теоретической позиции. Большое внимание уделяется и тому, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотивационные процессы. Более того, теория Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая потенциал личностного роста, преодоление себя и самореализацию. Индивидуальный подход отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.

Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.

46. Факторная теория личности Х. Айзенка.

Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения.Нижний уровень — специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности (рисование узоров в тетради во время лекции – может быть, а может и не быть характеристикой личности).Второй уровень — это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализа специфических реакций. Третий уровень – черта – «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. (привычка всегда выполнять задания не только по учебе, но и все остальные по жизни = черта настойчивость). Четвертый, высший уровень организации поведения — это уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Теория Г. Ю. Айзенка.

В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию – тип (Е) и невротизм – тип (N). В дальнейшем он определил третий тип — психотизм (Р). Айзенк разработал четыре личностных опросника, предназначенных для измерения суперфакторов. Экстраверсия/интроверсия. Экстравертный тип характеризуется, в первую очередь, общительностью и импульсивностью, но также легкостью, оживленностью, остроумием, оптимизмом и другими чертами людей, которые получают удовольствие от общения с другими. интроверты характеризуются чертами, противоположными тем, которые можно найти у экстравертов. Нейротизм / Стабильность. склонности к антисоциальным и асоциальным вариантам поведения, таким как подростковые преступления, детские поведенческие нарушения, алкоголизм и гомосексуализм, однояйцевые близнецы гораздо меньше различаются между собой, чем разнояйцевые близнецы.

Люди с высоким показателем невротизма часто имеют склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние. Психотизм / Суперэго. Люди с высокими показателями по шкале Р часто эгоцентричны, холодны, любят спорить, агрессивны, импульсивны, враждебно настроены к окружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровень психотизма (более сильное «Супер-Я»), склонны сопереживать, заботиться о других, сотрудничать и хорошо социально приспособлены.

47. Факторная теория черт Р. Кеттела.

Теория личности Кэттелла в большей степени основана на психометрических процедурах, а не на клинических исследованиях. используя индуктивный метод, он собрал количественную информацию из трех источников: регистрации реального поведения людей в течение их жизни (L-данные), свидетельств самих людей о себе (Q-данные) и результатов объективных тестов (T-данные) и вывел первичные факторы. Эти факторы приобретают психологическое значение в свете трех категорий свойств личности — темперамента, способностей и мотивации. В целом Кэттелл выделяет 35 личностных черт первого порядка — 23 черты, присущие нормальной личности, и 12 патологических черт. Эти факторы коррелируют между собой, что позволяет провести повторный факторный анализ и выявить по крайней мере восемь черт второго порядка. Эти первичные и вторичные факторы в теории Кэттелла называются «основными чертами личности», но все они преимущественно являются темпераментными чертами.

48. Гуманистическая теория А.

Маслоу.

В гуманистической теории личности выделяются два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах психолога К. Роджерса. Основоположником второго «мотивационного» направления является американский исследователь А. Маслоу.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал иерархию потребностей. Она состоит из ряда ступеней.

Первая — физиологические потребности: низшие, управляемые органами тела (дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите).

Вторая ступень — потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.

Третья — социальные потребности. Ее удовлетворение не носит объективного характера и не поддается описанию. Один человек удовлетворяется лишь незначительными контактами с другими людьми, а у другого эта потребность в общении выражена очень сильно.

Четвертая ступень — потребность в уважении, осознании собственного достоинства; здесь речь идет о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. Пятая ступень — потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения.

49. Феноменологическая теория личности К. Роджерса.

Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех. Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности; действительная реальность – это реальность, которую наблюдает и интерпретирует реагирующий организм. Следовательно, по Роджерсу, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому. В заключение можно добавить, что Роджерс, в отличие от Келли, избегал делать какие-либо заявления о природе «объективной» реальности. Его интересовала только психологическая реальность (то есть то, как человек воспринимает и интерпретирует любую информацию, получаемую посредством чувств), а объективную реальность он оставлял философам.

Поиск Лекций

Теория личностных черт Г. Олпорта

Г.Олпорт – изучал концепцию личности в качестве альтернативы механизма биологического, поведенческого и инстинктивного подходов. Он выступал против переноса фактов психического состояния больного на здорового человека. Вся его деятельность была сосредоточена и подтверждена экспериментальными исследованиями здоровых людей. Г.Олпорт главной своей задачей считал создание новых принципов развития личности. Одним из главных его постулатов было положение о саморазвивающейся и открытой личности. Это предположение было предпринято прежде всего потому, что человек выступает как социальное существо и не может развиваться, не контактируя с окружающим миром. Г.Олпорт стал одним из первых, кто заявил об уникальности человека, т.к. каждый неповторим и уникален в силу сочетания различных качеств, потребностей и черт. Все эти различия способствуют уникальному для каждого формированию личности и становления в жизни.

В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи.

Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, что личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Он считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.

Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума:

  • ощущение своего тела;
  • ощущение самоидентичности;
  • чувство самоуважения;
  • расширение самости;
  • образ себя;
  • рациональное управление самим собой;
  • проприативное стремление.

Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге, что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:

  1. зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
  2. зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
  3. зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;
  4. зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;
  5. зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
  6. зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности:

· детская стадия;

· стадия относительной дифференциации;

· стадия интегрированного единства.

На первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу «все или ничего». На второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки). На третьей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.

Олпорт считал, что критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность Я максимальна. Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности Я. Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность Я была максимальной.

Проблема развития личности является центральной для всего гуманистического направления, причем движение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистические психологи — Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Рекомендуемые страницы:


Добавить комментарий

Закрыть меню