Теория истины в философии

1. Истина.

Истина — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой. Основу диалектико-материалистической концепции истины образует учение об абсолютности, относительности, конкретности, процессуальности истины. Проблемы, связанные с условиями постижения и удостоверения истины разрабатываются в теории познания. Различают абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина — такое содержание наших знаний которое полностью описывает окружающий мир. Относительная истина неполное совпадение объекта и знаний о нем.

2. Объективная истина — независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна — оно свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. Три аспекта: 1) бытийственный — фиксация в ней бытия, предметно-субстрактного и духовного. При этом истина обретает собственное бытие. 2) аксиологический — нравственно-этическая ее наполненность, ее ценность для морали и для практики человека. 3) праксеологический — истина связана с практикой.

3. Абсолютная и относительная истина — критерии диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки и тем, что останется неопровержимым. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая объективная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Не переходимой грани между абсолютной и относительной истиной нет. Из суммы относительных — и складывается абсолютная истина.

4. Конкретность истины — свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом которых они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних углов треугольника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, например в геометрии Лобачевского. Поэтому нет абстрактной истины, истина всегда конкретна.

5. Критерий истины — средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерий истины является общественная практика. Опытные научные теории получают свою фундаментальную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является относительной истиной. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Например, те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется опосредственным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете опирается на практическую проверку некоторых исходных положений той или иной теории, которые в ее рамках специально не доказываются.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Основные концепции истины. Истина как процесс. Проблема объективности истины

1.1 Основные концепции истины

В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции, классическая), когеренции и прагматичности.

Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (Р.Декарт). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего мышления.

До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Ее основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле истина есть соответствие вещи и интеллекта. В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности.

В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу.

Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины, которая берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад в развитие прагматической концепции истины внесли сторонники марксизма и американского прагматизма. Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел; фагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели. истина марксизм прагматизм платон

Представляется весьма ценной мысль американского философа Н.Решера, согласно которой три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Все попытки исключить из философии проблематику одной из концепций истины оканчиваются неудачами.

1.2 Истина как процесс

Истина как процесс имеет два момента:1. абсолютный 2. относительный. Абсолютная истина не может быть никогда опровергнута. Поскольку доказана наукой и подтверждена практикой; выпадает из процесса познания, т. к. содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предметов и явлений материального мира. Относительная истина — неполная, неокончательная, включена в процесс познания, т. к. требует научного исследования, доказательства и подтверждения практикой.

Диалектико-материалистическая концепция истины строится на классическом принципе соответствия. Понимая познание как отражение объективной действительности, диалектический материализм развивает учение об объективной, абсолютной и относительной истине. Понятие объективной истины выражает убеждение в том, что человеческое знание субъективно по форме в силу того, что всегда является знанием субъекта — конкретного человека, научного сообщества и т. д. Вместе с тем знание объективно по содержанию: знание, в особенности научное, отражает подлинные свойства изучаемого объекта.

1.3 Проблема объективности истины

В проблеме истины надо различать две стороны.

Существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от человека?

Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее фазу, абсолютно или только приблизительно, относительно?

Содержание наших знаний, представлений и понятий, которое соответствует действительности, подтверждается практикой и не зависит от субъекта. Утверждение естествознания, что земля существовала до человека, есть объективная истина.

Объективной истиной являются все законы природы и общества, поскольку они правильно познаны, соответствуют объективной реальности и подтверждаются общественно-исторической практикой человечества. Наши знания объективны по своему источнику, по происхождению и, являясь отражением объективного мира в сознании человека, носят характер объективной истины.

Идеалисты, так или иначе отрицают объективную истину. Они считают, что содержание наших знаний зависит от субъекта, идеи абсолютного духа.

Материалистическая диалектика учит, что истина носит конкретный характер. Абстрактной истины нет. Истина всегда конкретна.

Догматики рассматривают истину как раз навсегда данную, абсолютную. Догматики абсолютизируют наши знания и отрицают их относительный характер. Они витают в сфере абстрактных рассуждений, боятся соприкасаться с жизнью, обобщать практику и делать из этих обобщений какие-либо новые теоретические выводы.

Размещено на Allbest.ru

Новости и общество

Альтернативные взгляды на свойства истины

Одним из таких подходов является следующий: методологически верно обосновывать высказывание только при помощи другого высказывания. В философии существует так называемая когерентная концепция, согласно которой, критерием истины может служить только соответствие высказываний внутри суждения. Однако такой подход не возвращает философа назад к материальному миру.

Иммануил Кант считал, что главные свойства истины – это всеобщность и необходимость, согласованность мышления с самим же собой. Источниками знания у философа выступает не объективная реальность, но априорное знание, имеющееся у человека.

Французский ученый Рене Декарт предложил в качестве критерия истинности знания его очевидность. Другие ученые, например Мах и Авераниус, придерживались принципа бритвы Оккама и предлагали в качестве главной характеристики истинности экономность мышления.

Согласно учению прагматизма, противопоставлявшему себя когерентной теории, высказывание можно считать истинным, если оно приносит практическую пользу. Его представителями являются американские философы Чарльз Пирс и Уильям Джемс. Ярким примером этого взгляда на природу истины являются взгляды древнегреческого ученого Птолемея. В них представлена модель мира, соответствующая тому, каким он кажется, а не каким является на самом деле. Но несмотря на это, она принесла немалую практическую пользу. При помощи карт Птолемея верно предсказывались различные астрономические события.

Были ли истинными тогда взгляды древнего ученого?

Ответ на этот вопрос дает теория под названием релятивизм. Независящие и противоречащие друг другу суждения могут быть истинными — так гласит данная концепция.

Еще одно учение – материализм – трактует объективную реальность как существующую независимо от человека, и поэтому в рамках его понятий главные свойства истины – адекватность и соответствие отражения предметов и явлений реального мира.

А как рассматривают эти вопросы сейчас? Каковыми же являются свойства объективной истины в настоящее время?

Добавить комментарий

Закрыть меню