Теоретическая интерпретация понятий

Теоретическая и эмпирическая, интерпретация понятий.

Важной процедурой в социологическом исследовании является сопоставле­ние теоретических положений с эмпирическими данными в целях дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции.

Раскрытие содержания понятия может быть полным только в том случае, если его интерпретация ведется в двух направлениях: Сопоставление данного понятия с. другими понятиями (теоретиче­ская интерпретация понятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с эмпирическими данными (эмпи­рическая интерпретация понятия). В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором — эмпирическое.

Эмпирическая интерпретация понятий представляет собой специфическую процедуру поиска эмпирических значений теоретических терминов.

Прямой эмпирической интерпретации, через «правила обозначе­ния», подвергаются не все элементы теоретической системы, а только отдельные термины и предложения, которые выступают в качестве «представителей» системы в целом. Остальные термины и предложения системы получают косвенную эмпирическую интер­претацию. Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логических связей (через «правила вывода») терминов и предло­жении системы с непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями.

Одним из «правил обозначения» является операциональное оп­ределение. Операциональное определение — это раскрытие значения теоретического понятия через указание той экспериментальной опе­рации, результат которой, доступный эмпирическому наблюдению или измерению, свидетельствует о наличии явления, выраженного в понятии. В простейшем случае — это указание эмпирического по­казателя, свидетельствующего о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии. Часто операциональные определения формулируются в виде определенных количественных зависимостей.

С онтологической точки зрения эмпирический показатель пред­ставляет собой наблюдаемое и измеряемое явление, которое исполь­зуется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недо­ступного для прямого наблюдения и измерения. Наблюдение и из­мерение, таким образом, осуществляются через систему специально разработанных эмпирических показателей, которые позволяют со­поставить теоретические положения с эмпирическими данными. Такая система разрабатывается в рамках отдельного социологиче­ского исследования и непосредственно связана с его целями и задачами. Так, социологическое понятие «отношение к труду» нельзя подвергнуть прямой эмпирической интерпретации. Оно может быть интерпретировано лишь косвенным путем. Его можно разло­жить на три компонента, которые являются промежуточными по­нятиями на пути к прямой интерпретации: отношение к труду как к ценности, отношение к своей профессии, — отношение к данной работе на данном предприятии.

Последнее из этих понятий — «от­ношение к работе» — также можно разложить на ряд характери­стик. Это объективные характеристики отношения к работе (про­изводительность труда, трудовая инициатива, трудовая дисциплина) и субъективные характеристики отношения к работе (ценностные ориентации личности, структура и иерархия мотивов деятельности, состояние удовлетворенности работой). Эти понятия уже можно подвергнуть прямой эмпирической интерпретации через операцио­нальные определения.

Для каждого понятия можно указать эмпирические показатели и систему исследовательских средств для их фиксации. Например, эмпирический показатель ценностных ориентации — мнение — фик­сируется при помощи опроса (интервью, анкеты), а показатель инициативности — число рационализаторских предложений — фик­сируется путем простого подсчета. Таким образом, выбор эмпири­ческого показателя зависит как от интерпретируемого понятия, так и от тех исследовательских средств («приборов» наблюдения и из­мерения), которыми располагает социолог.

3. значимые свойства, стороны, особенности явления, которые подлежат непосредственному изучению

4.значимая сторона социального явления, подлежащая системному анализу

5. определенные общественные отношения

Тема 4. Методология социологического исследования

47. «Репрезентативность» в социологии:

1. точное отражение генеральной совокупности

2. характеристика математического определения выборки

3. максимальное представление опрашиваемых в выборке

4. совокупность опрашиваемых в выборке

5. неверное применение способа отбора единиц анализа

48. Термин «выборка» подразумевает:

1. отбор объективной информации

2. выбор методов исследования

3. отбор респондентов

4. инструктирование

5. компьютерную обработку данных

49. Опрашиваемые люди в социологии:

1. интервьюеры

2. респонденты

3. корреспонденты

4. исследуемые

5. привлекаемые

50. Методологический раздел программы эмпирического социологического исследования включает в себя:

1. описание методы обработки и анализа данных

2.описание цели, задач, объекта, предмета исследования, интерпретацию понятий
3. обоснование выборки, обоснование методов сбора данных

4. организационный план исследования

5. распределение обязанностей между исполнителями и учет финансовых ресурсов

51. Какой из разделов программы социологического исследования наиболее важен:

1.формулировка проблемы

2.уточнение и интерпретация основных понятий

3. обоснование системы выборки единиц наблюдения

4. постановка исследовательских задач

5.описание метода интерпретации результатов

52. Контент-анализ работает с:

1. лабораторными пробами

2. текстами

3. людьми

4.идеями

5.понятиями

53. Элемент генеральной совокупности, выступающий в качестве единицы отсчета при различных процедурах формирования выборки, — это:

1.единица выборки

2.тип выборки

3.мера выборки

4.ошибка выборки

5.численность выборки

Формализованный метод исследования содержания социологической информации посредством выявления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста – это:

1.контент-анализ

2.традиционный (классический) анализ

3.предметный анализ

4.вторичный анализ

5.достоверный анализ

55. Теоретические построения, находящиеся между общей социологией и эмпирическими исследованиями, — это:

1.теории среднего уровня

2.теоретическая типологизация

3.социометрическая процедура

4.социальный эксперимент

5.поиск взаимосвязи между переменными

56. Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике называется:
1.социологическим исследованием


2.проективной техникой

3.конструированием информации

4.количественно-качественным анализом

5.групповая и эмпирическая типологизация

57.Основная характеристика качества измерения в социологии – это:
1.валидность

2.контент-анализ

3. шкалирование

4. квантификация

58. Определение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса является целью исследования:

1.описательного

2.доказательного

3.аналитического

4.экспериментального

5.статистического

59. Методологическое и методико-техническое обоснование социологического исследования:

1.программа исследования

2. контент-анализ

3.интерпретация полученных данных

4.социальный заказ

5.прогнозирование будущего

Тема 5. Методы сбора социологической информации

60. Всеобщая перепись населения по виду опроса относится к:

1. сплошному

2. выборочному

3. комбинированному

4. структурному

5. стихийному

61. Социометрия:

1. изучение «товарищества» в малых группах

2. целенаправленное фиксирование значимых фактов

3. изучение возможного поведения масс

4. получение объективной информации

5. анализ документов

62. Опрос включает в себя виды опроса:

1. комбинированный и структурный

2. сплошной и выборочный

3. прямой и косвенный

4. выборочный и прямой

5. сплошной и прямой

63. Вид опроса, который предлагает перечень альтернатив:

1. косвенный

2. открытый

3. вспомогательный

4. закрытый

5. контактный

64. Вид эксперимента, когда группа выступает как контрольная и экспериментальная:

1. последовательный

2. лабораторный

параллельный

4. полевой

5. контролируемый

65. Высокую степень точности анализа документа обеспечивает метод:


1. сравнительный

2. традиционный

3. психоанализ

4. контент-анализ

5. исторический

66. По степени стандартизации вопросы бывают:

1. открытые

2. личностные

3. безличностные

4. закрытые

5. открытые, закрытые, личностные, безличностные

67. Тестирование:

1. опрос

2. наблюдение

3. анализ документов

4. социометрия

5. эксперимент

68. Вид исследования, проводимый длительное время, но с перерывами:

1. лонготюдный

2. зондажный

3. сравнительный

4. описательный

5. кросскультурный

69. Вид наблюдения, когда социолог становится участником событий:

1. натурный

2. мысленный

3. полный

4. включенный

5. невключенный

70. Сильной стороной включенного наблюдения является:

1. получение полной и объективной информации

2. отсутствие возможности сделать обобщенные выводы

3. зависимость исследователя от объекта исследования

4. возможность контролировать поведение объекта

5. возможность проведения повторного наблюдения

71. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является:
1. опрос

2.наблюдение
3. эсперимент

4. социометрический тест

5. анализ документов

72. Под репрезентативностью в социологическом эмпирическом исследовании понимают:
1. предположение о свойствах изучаемых объектах

2. часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации

3. совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического явления

«Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий в социологии»

Введение

1. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий

1.1.Структура социологического знания

1.2.Эмпирические исследования в социологии

1.3.Интерпретация понятий

Заключение

Список литературы

Введение

В основе и науки, и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания. Познание — это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познанием называют процесс поиска истины, а его результат именуют знанием. Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Суть научного познания состоит в том, чтобы найти строгую количественную меру, характеризующую тот или иной социальный процесс. Количественные параметры необходимы не только теоретикам для проверки теории эмпирическими исследованиями и для корреляции, но и практикам.

Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но как его необходимые издержки.

Пересмотр устаревших теорий — одна из главных задач науки. Термин re-search, который в английском языке обозначает научное познание, состоит из двух половин и предполагает постоянное повторение поиска. Словарь определяет исследование как «критическую и исчерпывающую проверку, имеющую целью пересмотр сделанных выводов и обобщений в свете вновь открытых фактов». Ученого интересует постоянный пересмотр, испытание ранее принятых взглядов, оформленных в теоретическую модель. Подтверждение и опровержение в науке имеют равную ценность, поскольку и то и другое ведет к созданию более совершенной теории.

Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Под доказательствами в этом случае понимаются конкретные результаты фактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.

Методом получения научного знания выступает научное исследование.

Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления — материального или идеального) с целью выявления присущих ему закономерностей.

Различают два тесно связанных между собой уровня научного исследования: 1) эмпирический — нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса, и 2) теоретический — формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, на основе которой формируется научная картина мира. Эмпирическое (от греч. empeiria — опыт) означает все, что человек получает с помощью чувственного опыта. Эмпирическим является знание, полученное опытным путем и отражающее реальное явление. Теоретическое знание описывает мир, который невидим ни глазу, ни прибору, а, стало быть, не может стать объектом эмпирических методов.

Используя всего четыре метода — наблюдение, анкетирование, интервью, анализ документов, социолог создает большое количество эмпирических фактов, отражающих реальную картину общества. Однако эта совокупность осталась бы множеством материала, а не целостной картиной мира, не имей ученый надежного и эффективного механизма их упорядочения. Он называется теоретическим мышлением, в основе которого лежит логика. На стадии построения эмпирического знания прибегают к помощи статистики.

Заключительным этапом любого исследования должно быть внедрение полученных результатов. Итогом исследования должно быть получение новых научных знаний, объективной истины, соответствия вновь сформулированного знания действительному состоянию объекта, а также намеченным программой исследования практическим результатам.

В данном аспекте вопрос теоретической и эмпирической интерпретации понятий приобретает особую актуальность.

1.1 Структура социологического знания

В современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и мыслить здание социологической науки состоящим из пяти этажей. Верхний этаж — это научная картина мира (философские предпосылки), четвертый — общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, третий — частные, или специальные, теории, обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов.

Второй этаж представлен эмпирическими исследованиями — сравнительными, крупномасштабными, репрезентативными исследованиями, соответствующими самым строгим требованиям науки и способствующими приращению нового знания. Основное предназначение эмпирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.

Нижний этаж — это прикладные исследования, маломасштабные и нерепрезентативные, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. К прикладной социологии относятся все политические опросы, изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, управленческое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания. Четыре верхних уровня социологического здания представлены фундаментальной социологией, а нижний, пятый — прикладной.

На уровне эмпирических исследований определяется такой важный вопрос, как тематическое, проблемное поле науки. Это конкретный уровень определения предмета исследования.

Это совокупность всех эмпирических исследований, проводимых во всех странах в данное конкретное время.

Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня, количеством проведенных исследований или созданных теорий.

По степени обобщенности самой абстрактной является научная картина мира, а самым конкретным знанием выступает прикладное, касающееся одного объекта и нацеленное на решение конкретной ситуации, проблемы, задачи.

По степени распространенности знания самым редким является научная картина мира, которых в каждой социальной науке наберется всего несколько. Общих теорий уже больше, возможно, около двух десятков. Частных теорий в каждой дисциплине насчитываются десятки и сотни. Проведены тысячи эмпирических исследований. Количество осуществленных прикладных исследований вообще невозможно подсчитать. Как правило, они нигде не фиксируются, в научные статьи их результаты не облекаются, единственным источником информации о них служат отчеты, хранящиеся в архивах предприятий или фирм.

Эмпирические и прикладные исследования — разные типы социологического исследования, у них разные методологии и технологии. Существуют две отличительные черты, которые позволяют их разграничить.

1. Приращение новых знаний. Эмпирические исследования, нацеленные на приращение знаний, либо подтверждают, либо опровергают какую-то частную теорию. Прикладные же исследования не нацелены на приращение новых знаний, и они используют частные теории, т.е. прикладывают их к конкретному объекту.

2. Репрезентативность. Эмпирические исследования обязательно должны быть репрезентативными. У них множество объектов, например средние города в разных регионах. Прикладное исследование не обязано быть репрезентативным оно проводится на одном объекте (одно предприятие).

Таким образом, социологическое знание в целом не является гомогенной системой и не только потому, что в нем присутствуют разнокачественные уровни — теоретический и эмпирический, но еще и потому, что сюда органически включено метатеоретическое (философское) знание. Современная логика науки признает как удлинение теоретического цикла познания, так и введение в него новых, дополнительных уровней, что предполагает переориентацию содержания теоретического знания.

Теорию можно понимать как совокупность логически связанных между собой абстрактных понятий, которые переводятся в переменные, наделяемые эмпирическими признаками, а также в совокупность гипотез, которые подвергаются эмпирической проверке. Теорию можно определить как иерархически организованную систему предложений и гипотез, находящихся в отношениях выводимости. Теория — совокупность утверждений о реальном мире, которые описывают связь переменных. Научная теория есть знание особого рода — знание всеобщее (универсальное) и необходимое.

Научная теория имеет сложную иерархическую структуру. Абстрактные объекты верхнего слоя образуют относительно автономные области (теоретические системы), которые связаны с областями нижестоящих уровней не прямо, а через специальные преобразования. Причем первые в ряде случаев могут иметь так называемое избыточное содержание, иначе говоря, они не проецируются целиком и полностью на объективную реальность, хотя правильно ее объясняют. Откуда берется некоторый «остаток»? Понятие — не только идеализированная модель действительности, но и сокращенная система практических действий, которые необходимо осуществить ученому, чтобы в конечном итоге получить такое понятие.

В методологии различают не один, а два контекста функционирования теории. Репрезентативная функция теории заключается в ее способности служить абстрактной моделью (заместителем) реальных объектов (экстенсиональный контекст), а регулятивная функция теории представляет ее уже как систему теоретических операций (интенсионалов), посредством которых осуществляется построение абстрактной модели.

Поскольку теоретическое знание не просто копирует реальность, а воплощает определенное отношение субъекта к реальности, постольку одной и той же реальности соответствуют два (и больше) теоретических образа, каждый из которых выражает не только объективное содержание теории, но и соответствующее субъект-объектное отношение.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ, ВИДЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ПЕРЕМЕННОЙ

Интерпретация основных понятий – это многоступенчатая процедура истолкования и уточнения смысла основных, базовых, центральных понятий, описывающих объектно-предметную область исследования.

Виды интерпретации:

§ Теоретическая. Определяет теоретическую направленность исследования. Это описание основных понятий в научных терминах и категориях в соответствии с целью исследования. Так же устранение многозначности толкования основных понятий.

§ Эмпирическая. Процедура эмпирических индикаторов, доступных прямому или косвенному измерению, достаточного доя полного описания исследования переменных

§ Операционная. Процедура установления операций, с помощью которых может быть произведена регистрация эмпирического индикатора. Так же это техника исследования, представляющая собой совокупность технических процедур сбора и анализа информации.

Переменная– это эмпирически интерпретируемое понятии, принимающее два или более значений.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРОЦЕДУРЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Теоретическая. Определяет теоретическую направленность исследования. Это описание основных понятий в научных терминах и категориях в соответствии с целью исследования. Так же устранение многозначности толкования основных понятий.

Этапы процедуры:

§ Выделение переменных- базовых понятий исследуемых явлений, реальности или процесса

§ Вычисление понятий меньшей степени общности, установление их связи с переменной

§ Формирование единой и целостной непротиворечивой системы эмпирических индикаторов, отражающей сущность предмета исследования

Виды:

§ Сущностная — раскрывает содержательную сущность анализируемого понятия

§ Структурно – аналитическая раскрывает структуру анализируемого понятия

§ Факторная – определяет систему факторов, влияющих на анализируемое понятие

Основные требования к процедурам:

§ Использовать научную информацию

§ Полнота анализируемого понятия

§ Комплексность анализируемого понятии

§ Надежность анализируемого понятия

§ Лаконичность анализируемого понятия

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРОЦЕДУРЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Эмпирическая. Процедура эмпирических индикаторов, доступных прямому или косвенному измерению, достаточного доя полного описания исследования переменных. Эмпирическая интерпретация понятий предполагает переход от теоретического понятия к его количественному измерению.


Этапы:

1. Выявление всех переменных, нуждающихся в эмпирической интерпретации

2. Каждая из выделенных переменных подвергается дальнейшему содержательному анализу через переменные еще меньшей степени общности

3. Процедура повторяется уже с вновь выделенными переменными до тех пор, пока отобранные признаки не будут эмпирически фиксируемы, то есть не приобретут статус эмпирического индикатора

4. Формирование системы эмпирического индикатора и проверка их соответствия анализируемым теоретическим носителям

Основные требования к процедурам:

1. Адекватность анализируемого понятия

2. Одинаковая степень общности для всех анализируемых понятий

3. Логическая функциональность

Полнота интерпретации

Виды:

1. Прямая

2. Косвенная

ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРОЦЕДУРЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Операционная. Процедура установления операций, с помощью которых может быть произведена регистрация эмпирического индикатора. Так же это техника исследования, представляющая собой совокупность технических процедур сбора и анализа информации.

Процедуры, реализующие операционную систему

1. Выбор или построение наиболее подходящей шкалы измерения для выявленных эмпирических индикаторов

динамику показателя, исследователь может для решения отдельных задач сам сконструировать некоторый индекс.

Обычно индексы конструируют для решения сложных задач. Успех их построения во многом зависит от находчивости и социо­логического опыта исследователя.

Таким образом, приведенные виды обобщения и отображения социологических данных в принципе достаточно, чтобы решить задачи, возникающие в ходе опросов общественного мнения.

3.3. Интерпретация полученных данных

Интерпретация — это научная процедура, посредством которой в социальной действительности выделяются признаки социальных яв­лений (или чаще их классов), составляющие содержание данных по­нятий. Такие признаки называются индикаторами (показателями). Интерпретация является обычно составной частью процедур социо­логического наблюдения (если оно формализовано и осуществляется по определенной программе) или измерения. По своей основной на­правленности (от содержания понятий к эмпирическим явлениям).

В отличие от дефиниций, контекстуальных понятийных связей (логических методов раскрытия содержания понятия, его интенсио-нала), эмпирическая интерпретация, как и концептуализация, имеют практическую природу, иначе говоря, их эффективность может быть обоснована лишь последующими шагами исследователя, в конеч­ном счете — результатами всего исследовательского цикла. Для ин­терпретации (или концептуализации) не может быть построена дис­курсивная логическая последовательность действий, поскольку сама суть этих операций заключена в выходе за пределы логических свя­зей. Тем не менее интерпретация может иметь более или менее раз­витую логическую часть, обычно предваряющую собственно прак­тические шаги или действия. Степень развитости логического меха­низма интерпретации зависит от уровня абстрактности и степени об­щности понятий, вида эмпирического исследования, накопленного исследовательского опыта, стандартизации инструментов наблюде­ния или измерения. Практический механизм интерпретации уточня­ется на программной стадии исследования. При подготовке инстру-

ментов формализованного наблюдения или измерения определяется состав индикаторов, служащих эмпирическому обоснованию поня­тий, способ обоснования (методы записи, контроля и преобразова­ния информации, методы анализа), характер разделения труда меж­ду исследователем, вспомогательным персоналом (интервьюер, на­блюдатель, счетчик, эксперт, кодировщик, программист) и рес­пондентом (если используется саморегистрация).

Отношение между содержанием понятия и его эмпирическими индикаторами в гносеологическом плане раскрывается в диалек­тике общего и специфичного, абстрактного и конкретного. Любой набор индикаторов данного понятия рассматривается как выборка из всех возможных его индикаторов (универсума индикаторов, предметной области понятия, его экстенсионала). Индикаторы де­лятся на прямые и косвенные. Прямые индикаторы непосредственно характеризуют содержание понятия, косвенные, или сопутствую­щие, делают это в силу известной (практически доказанной) связи с интересующим исследователя свойством.

Для многих областей социальной реальности прямые индикато­ры либо отсутствуют (субъективный мир, явления индивидуальной психики, общественного сознания, традиционных общественных институтов и культуры), либо в силу своих масштабов выходят за пределы возможностей индивидуального наблюдения и подлежат косвенному измерению (степень бюрократизации общества, уровень преступности и т.п.). Эти обстоятельства, а также зачастую неопреде­ленность классификации индикаторов на прямые и косвенные в со­циологии приводят к необходимости использования множества ин­дикаторов при интерпретации ставят проблемы взаимозаменяемости индикаторов, их разной валидности. Отражением этих методологи­ческих проблем является стратегия особых средств измерения (тес­тов, индексов, шкалирования) в психологии, социологии и др. на­уках, а также особые требования к сравнительным, повторным и т.п. исследованиям, где возникает проблема сопоставимости данных /4/ .

В каждом конкретном случае интерпретация осуществляется уси­лиями коллектива людей, опытными социологами. Она связывается с объективными и субъективными факторами, действующими в об-

следованной группе населения или регионе, опирается не только на итоги проведенного социологического исследования, но и на стати­стический материал, результаты других исследований. Одним сло­вом, на все то, что позволяет проверять и уточнять правильность интерпретации полученных результатов, усиливать степень обосно­ванности сформулированных на их основе выводов.

Таким образом, сами по себе полученные данные показателями не являются, а представляют собой лишь обобщенные по задан­ным логическим и математическим правилам числовые величины, которым еще только предстоит приобрести определенное смысло­вое содержание. Кроме того, каждая числовая величина может быть проинтерпретирована с различных точек зрения. Поэтому социо­логические данные превращаются в показатель только в том слу­чае, если исследователь «вносит» в них содержательный смысл, то есть соотносит их с изучаемой проблемой, с наиболее важными сторонами объекта и предмета исследования.

Добавить комментарий

Закрыть меню