Тенденции развития науки

Основные тенденции современной науки.

Основные модели научной рациональности в философии науки.

В процессе анализа социокультурных параметров научной деятельности был выработан ряд понятий, призванных отразить тонкую взаимосвязь науки и ее общекультурного контекста. Остановимся на таких понятиях, как стиль мышления, тип рациональности, идеал познания.

Тип рациональности. Различают следующие крупные периоды истории науки, отличающиеся устойчивыми чертами и особенностями рационального проекта: это классический и неклассический типы научной рациональности. Существуют также соображения в пользу того, что сейчас уже можно говорить о становлении особого новейшего, постнеклассического типа. Какими атрибутами характеризуются указанные типы рациональности?

Классическому типу рациональности присущи:

1) прямой онтологизм — непосредственное отнесение знаний к самой реальности;

2) монотеоретизм — представление о том, что должна существовать единственная теория, истинно описывающая реальность;

3) объективизм — предельная десубъективизированность знаний, устранение из теории всякого субъективного вклада.

Неклассическая рациональность, выступившая на сцену в начале ХХ века (особенно в связи со становлением квантово-релятивистской картины мира), серьезно усложняет представления о научном познании. Она, в отличие от классического идеала, акцентирует:

1) методологизм — понимание того, что содержание знания может быть во многом коррелятом самого же метода: например, математическая гипотеза в физике вводит сложные конструкции, которые (пока) не могут быть проинтерпретированы онтологически, так что вопрос о их физическом статусе становится отложенным; неклассическая рациональность допускает, что знания и реальность могут соотноситься непрямым, весьма сложным образом;

2) политеоретизм — возможность сосуществования нескольких альтернативных описаний реальности;

3) неустранимость субъекта — признание и изучение субъективной составляющей науки (прежде всего в виде методологических средств и возможностей субъекта); понимание того, что научные знания могут относиться не к самому объекту, а к сложному комплексу субъектно-объектных взаимодействий.


Черты постнеклассической рациональности заостряют неклассическое мышление в направлении:

1) признания ограниченности научных знаний и сверхсложности реальности; мы обладаем лишь грубыми теоретическими моделями, недостаточно отражающими высокий уровень спонтанности и самоорганизации мира;

2) требования учета ценностных параметров мира, так как даже малое вмешательство может приводить к катастрофам и разрушению сложившихся в мире состояний и систем.

Приход новых концептуальных ориентиров не отменяет действенности старых. Так, в определенных познавательных ситуациях могут по-прежнему доминировать классические установки, что определяется объективными параметрами самих этих ситуаций. Скажем, в ситуации описания механических свойств системы из нескольких макрообъектов мы по-прежнему используем механику материальной точки, сохраняя все предпосылки классической науки.

Основные тенденции современной науки.

Наука играет огромную роль в современном мире. Наука сегодня — это колоссальное предприятие, в котором задействованы многие тысячи участников, дорогостоящее оборудование, разветвленные административные структуры. Современный социальный институт науки получил название «большой науки».

Развитие науки является частью общей динамики современных цивилизационных процессов. Мир становится единым, более унифицированным, чем прежде. Эту важнейшую особенность нынешней цивилизационной ситуации сегодня все чаще называют глобализацией. Для современного мира характерны сложные, тесно переплетенные взаимосвязи различных регионов и различных отраслей, сверхсложная техническая оснащенность общества, массивные процессы общепланетарного значения (политические, экономические и др.), многоступенные каскады реакций, сопровождающих то или иное мировое событие.

Среди главных тенденций современной науки обычно называют следующие: интеграция; дифференциация; математизация; индустриализация; информатизация. В этом комплексе важных тенденций различимы как положительные, так и отрицательные стороны.

Под интеграцией понимают тенденцию объединения научного знания. Наука, как и другие социальные сферы, тоже «глобализируется». Стираются границы между прежде различными дисциплинами. Это проявляется в различных формах. Важнейшую роль играют процессы взаимодействия научных областей. Современная наука богата различными плодотворными междисциплинарными связями, которые объединяют направления, ранее развивавшиеся отдельно — математика и лингвистика, физика и химия, математика и экономика и т.п. Проявлением интеграции является также стремление к унификации понятийного аппарата науки. Периодически возникают и выдвигаются на роль объединяющего центра определенные интегративные науки, в которых производятся широкие и перспективные обобщения. Примерами таких наук и научных подходов могут служить кибернетика, общая теория систем, семиотика, теория информации, синергетика. Тяга к единству научного знания столь сильна, что появление таких интегрирующих направлений всегда вызывает оптимизм ученых и философов и сопровождается несколько завышенными ожиданиями.

Дифференциация науки — это противоположно направленная тенденция дробления научных областей. Ко второй половине XX в. возникла масса тонких подразделений внутри наук, например, в физике: физика плазмы, физика твердого тела, механика сплошных сред и т.д. Внутри наук нарастает специализация, ведущая к тому, что сложившиеся направления рассыпаются на массу узких областей с собственной усложненной терминологией и проблематикой, отделенных друг от друга профессионально-институциональными барьерами. Все это вызвано объективным требованием концентрации усилий ученых на «точечных» участках и, конечно, это в значительной мере повышает эффективность научного поиска. Но есть и отрицательные следствия: утрата стратегического видения науки, затруднение взаимопонимания ученых, нарастание потерь информации (феномены «пересечения» одних и тех же результатов в разных направлениях, невостребованность узких знаний высокоспециализированных научных областей). Сегодня многие аналитики высказывают свои опасения по поводу того, что дифференциация в ряде научных областей явно преобладает над интеграцией.

Математизация — это проникновение математических подходов и методов в другие области научного познания. Общеизвестна огромная роль точных методов, математического моделирования, вычислительных экспериментов. Помимо естественных наук, которые существенно связаны с математикой, математизация пришла и в гуманитарную науку — в историю, лингвистику, социологию и др.

Индустриализация. Связи науки с техникой приводят к взаимопроникновению этих областей: к «онаучиванию» технологии и «технологизации» науки. Сегодня наука опирается на мощную индустриальную базу. Для проведения экспериментов, наблюдений, расчетов и т.п.

теперь зачастую требуются сложнейшее оборудование и коллективы обслуживающего персонала.

Информатика — группа дисциплин, занимающихся изучением и совершенствованием информационных процессов и обслуживающих их технических систем. Информатизация — это использование новейших информационных технологий во всех важнейших областях человеческой деятельности. Сегодня компьютер является необходимым инструментом в любых областях науки. Он включается во все стадии работы: в поиск базовой информации по теме, планирование эксперимента, управление процессом экспериментирования, теоретический анализ, представление результатов, научную коммуникацию и т.п. Революционные изменения происходят в связи с развитием сети Интернет. Интернет — это новая реальность, новое информационное пространство, радикально изменяющее образование, образование, здравоохранение, управление, бизнес, быт и другие сферы.

Сегодняшний характер роста научного знания таков, что следует, пожалуй, говорить не о динамичном, а о сверхдинамичном развитии множества научных областей. Текущие обзоры, отражающие оригинальные статьи за определенные временные интервалы, в таких областях почти сразу устаревают. Все это придает особенно сложный характер профессии современного ученого и выдвигает перед научным работником задачу быть всегда современным, востребованным, информированным, оперативно реагирующим, обновляющимся.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Закрыть меню