Темперамент и стиль деятельности

Содержание

Темперамент и стиль деятельности

План

Введение

1. Свойства темперамента и их значение для осуществления

деятельности

2.Темперамент и стиль деятельности

Выводы

Литература

Введение

Проблема темперамента занимает человечество уже 26 столетий.

Интерес к ней связан с очевидностью существования психических различий между людьми – различий по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и по другим динамическим индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения, деятельности, которые традиционно относятся к темпераменту. Так, один человек сдержан, уравновешен, эмоционально невыразителен, его движения скупы, речь замедленная. Другой, напротив, подвижен, оживлен, активен, энергичен. Динамические особенности третьего как бы маскируются умениями и навыками и проявляются лишь в определенных ситуациях. В истории психологии известно несколько теорий объяснения темперамента — от гуморальной, связывающей темперамент с особенностями внутренней среды организма, пришедшей ей на смену соматической теории, которая объясняла темперамент особенности построения тела человека до принципиально другого объяснения природы темперамента, которую обосновал И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности. Дальнейшие исследования темперамента, уже путем анализа электроэнцефалограмм биоэлектрической активности мозга человека, позволили уточнить представления о свойствах нервной системы и дали основания считать их естественными предусловиями темперамента. Если, как подчеркивают многие исследователи, занимающиеся проблематикой свойств темперамента, тип нервной системы или темперамент имеет определенное значение в процессе приспособления к окружающей среде, то возникает вопрос: какова роль свойств или типов темперамента в этом процессе? Действительно ли обладание определенным типом темперамента облегчает или затрудняет адаптацию и взаимоотношения человека с миром, т.е. его деятельность?

1. Свойства темперамента и их значение для осуществления деятельности

Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам, которые В.С. Мерлин назвал «свойствами темперамента».

К ним относятся: сенситивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность – ригидность, экстраверсия – интроверсия..

Сенситивность характеризуется наименьшей силой раздражителя, вызывающую какую-либо психическую реакцию. У сенситивных людей ощущения возникают при незначительной интенсивной раздражителя, у них высокая чувствительность.

Реактивность определяется силой эмоционального ответа. Человек реактивный – это человек впечатлительный, эмоционально реагирующий на внешние или внутренние воздействия.

Активность – свойство, которое проявляется в энергичности, с какой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели, в выраженности его целенаправленности, настойчивости, сосредоточенном внимании.

Соотношение реактивности и активности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельность человека зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций) и насколько от цели и задач, которых он ставит перед собой, т.е. насколько велик элемент случайности в его деятельности.

Темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых. А так же речи, двигательных реакций и действий.

Пластичность – ригидность . Пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспосабливания человека к изменяющимся условиям жизни, деятельности, среды; ригидность же – инертностью, неспособностью быстро приспосабливаться к любым изменениям, стереотипностью поведения.

Экстраверсия – интроверсия. Эти свойства выражаются в обращении человека во внешний мир (экстраверсия) или во внутренний мир образов и мыслей, чувств (интроверсия). От этой преимущественной направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность или замкнутость.

Рассмотренные свойства в сложном их взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента.

Ценностный подход к темпераменту в психологической литературе часто встречает решительные возражения. Еще Л. Фалькевич, более ста лет назад, занимавшийся изучением темперамента у детей писал, «что свойства темперамента – это лишь постоянные особенности тела, крови и души», которые могут меняться под влиянием самых различных обстоятельств.

Весьма категорично против ценностного подхода к темпераменту выступали Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын . По их мнению, вопрос, какой темперамент является лучшим, неправомерен. Предположение, что бывают лучшие и худшие темпераменты, вредно с социальной точки зрения.

Однако, исследователи, занимающиеся связью свойств темперамента с деятельностью человека, часто ставят перед собой вопросы: зависит ли результат деятельности от особенностей темперамента, благоприятствуют ли свойства темперамента достижению лучших результатов и существуют ли такие особенности темперамента, которые затрудняли выполнение каких-либо действий? Результаты, проводившихся исследований, не дают однозначного ответа на эти вопросы, ибо оказывается, что отношение между свойствами темперамента и эффективностью действий связано с условиями, в которых совершаются эти действия, а также со структурой самих действий.

Многочисленными исследованиями (К.М. Гуревич, А.Г. Ковалев, Е.А. Климов, В.М. Русалов и др.) установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные.

Выявлено, например, что слабая нервная система характеризуется высокой чувствительностью, а сильная – низкой, что обеспечивает их приблизительно одинаковый приспособительный эффект. Когда исследуемые, у которых предварительно был определены показатели силы – слабости нервной системы, на протяжении 40 минут выполняли сложные вычисления «про себя», то у «слабых», начиная с 35 минут, продуктивность деятельности уменьшалась. «Сильные» же, наоборот, сначала уступали «слабым», а потом опережали их. В конце концов, и те другие выполнили практически одинаковый объем работы.

Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, например, от уровня мотивации или способностей. Вместе с тем, исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. Прежде всего, наблюдаются определенные изменения в структуре действий, или в структуре деятельности.

В.М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Это свидетельствует о том, что свойства нервной системы влияют на деятельность не прямо, а опосредовано – через индивидуальный стиль деятельности – характерную для конкретного индивида совокупность способов, обеспечивающих успешность выполнения какого-либо действия.

2. Темперамент и стиль деятельности

Индивидуальный стиль деятельности – это целесообразная, соответствующая особенностям темп6ерамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Развивая мысль о стиле деятельности, ряд исследователей провели эксперименты с целью установления зависимости между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как достижения результатов или способ решения определенных задач, обусловленных главным образом типом темперамента, а точнее типом нервной системы.

Эксперименты по изучению связи между стилем деятельности и свойствами темперамента в 50-х годах прошлого столетия были проведены Е.А. Климовым, который исследовал зависимость между подвижностью нервных процессов и стилем работы ткачих.

Наблюдения за поведением ткачих проводились на текстильном комбинате во время их работы на ткацких станках. Наблюдению подлежали только те работницы, которые предварительно при лабораторных испытаниях получили соответствующую оценку подвижности нервных процессов, что рассматривалось автором как одно из свойств темперамента, характеризующее временной аспект поведения. При наблюдении за поведением ткачих учитывались следующие показатели: количество выполняемых задач за единицу времени, скорость перехода от одного вида деятельности к другому, количество и скорость переходов от одного ткацкого станка к другому, число контрольных действий, индивидуальные различия в ориентировочной деятельности и др.

На основании проведенных экспериментов Е.А. Климов пришел к заключению, что производительность профессиональной работы ткачих не зависит от особенностей поведения, считающихся проявлениями подвижности нервных процессов. В тоже время подвижность нервных процессов связана со стилем работы и свойствами темперамента.

Стиль деятельности выступил на первый план и при сравнении результатов работы водителей автобусов – представителей сильной и слабой нервной системы. Не имели аварий и серьезных нарушений не «сильные», как следовало бы надеяться, а «слабые» водители. Последние больше внимания уделяли планированию и организации своей работы: своевременно «проигрывали» маршрут, особенно на сложных участках дороги, чаще проводили технический осмотр автомобилей .

Похожие главы из других работ:

Биологический подход как один из подходов воспитания личности

2.1.3 Темперамент и стиль деятельности личности

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, в движениях — они проявляются и в умственной сфере, в области побуждений и интересов, а также в общении…

Влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации

Глава II. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности

Деятельность — это динамическая система взаимодействий человека с миром, в процессе которых происходит возникновение и взаимопонимание в объекте психического образа…

Выбор профессии

6. Темперамент и стиль деятельности

Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы…

Индивидуально-личностные особенности менеджера как профессионально подготовленного руководителя

Соотношение понятий: индивидуальная управленческая концепция руководителя и индивидуальный стиль управленческой деятельности

В современном понимании стиль управленческой деятельности характеризуется особенностями целостной, относительно устойчивой системы приоритетов при осуществлении управления, а не только способами, методами…

Исследование индивидуального стиля поведения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в учебной деятельности

1.1 Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция

Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. В отечественной психологии индивидуальный стиль деятельности рассматривался в работах Е. А. Климова, В. С. Мерлина, А. И. Леонтьева, Н. С…

Исследование индивидуального стиля поведения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в учебной деятельности

1.4 Индивидуальный стиль поведения в учебной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи

У детей младшего школьного возраста с нарушениями речи изменения в протекании основных нервных процессах происходят намного позже — к 4 — 6 классу. Коломенский Я. Л. и Панько Е. А. отмечают…

Личность и индивидуальность

5.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Определенное сочетание свойств темперамента проявляющиеся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности…

Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагогов

1.2 Индивидуальный стиль деятельности педагога

Если личность — это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность — определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни…

Психика и деятельность

6. Индивидуальный стиль деятельности

Индивидуальный стиль деятельности — система приемов и способов осуществления деятельности, которую субъект постепенно вырабатывает с учетом своих стойких личных качеств. А именно, он максимально использует те свои стойкие особенности…

Психология управления

2.1. Индивидуальный стиль деятельности руководителя

В настоящий момент вопрос об индивидуальном стиле деятельности человека, который кажется таким простым в житейском смысле, представляется сложным и мало проработанным — в научном…

Темперамент и стиль деятельности

2. Темперамент и стиль деятельности

Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темп6ерамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты. Развивая мысль о стиле деятельности…

Темперамент как индивидуальное свойство личности

3. Темперамент и стиль деятельности личности

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту…

Типы темпераментов

4. Индивидуальный стиль деятельности.

Особенности темперамента выступают, прежде всего, в своеобразии способов, а не в эффективности деятельности. Поучительны в этом отношении результаты наблюдений за работой ткачих-многостаночниц (исследование Е. А. Климова). Оказалось…

Типы темпераментов, их психологическая характеристика

5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Учет типов темперамента учащихся в учебной деятельности

9. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля…

При проведении анализа и выявлении связи темперамента и индивидуального стиля деятельности, первоначально требуется отметить, что именно представляет из себя темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент — это набор определенных свойств, описывающих динамические особенности хода психических процессов и поведения человека, их скорости, силы, изменения, а также прекращения. К числу персональных качеств личности, свойства темперамента рассматриваются только условно, они представляют собой отдельные черты его, так как они в зачастую биологически обусловлены и считаются врожденными. Темперамент оказывает большое влияние на развитие характера и поведение человека, иногда определяет его действия, его личность, поэтому невозможно отделить темперамент от определенной личности.

Он представлен как связь между телом, личностью и когнитивными процессами .

Индивидуальный стиль человеческой деятельности определяется как стабильная система индивидуальных приемов и методов, адаптированных к условиям выполняемой деятельности и обусловленный достижением лучших результатов с минимальными психофизиологическими издержками для человека. Динамические особенности личности могут действовать не только во внешнем образе поведения, но и в движениях, они также проявляются в психической сфере, в сфере мотивации, в общей работоспособности. Особенности темперамента влияют на обучение и работу.

Под индивидуальным стилем деятельности Климов Е.А. обозначает индивидуальную систему приемов и способов действия, которая свойственна для определенного физического лица и гарантирует достижение положительного итога в проделанной работе .

Темперамент оставляет отпечаток на поведении и общении, например, сангвиник почти всегда является инициатором общения, он чувствует себя спокойно в обществе незнакомцев, новая необычная ситуация только возбуждает его, а меланхолик, наоборот, пугается, смущается, он потерян в новой для него ситуации, среди незнакомых людей. Флегматик также борется с новыми людьми, его чувства мало проявляются и долго не замечает, что кто-то ищет возможность, чтобы познакомиться с ним .

Темперамент склонен начинать любовные отношения с дружбы и после определенного периода времени — влюбляться, но без быстрой метаморфозы, поскольку его ритм чувств замедляется, а стабильность чувств делает его моногамным человеком. У холериков, сангвиников наоборот, любовь возникает чаще от взрыва, первого взгляда, но не настолько стабильна, как у флегматиков.

Определенная комбинация свойств темперамента, проявляющаяся в когнитивных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Это система зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит методы работы, характерные для конкретного человека.

Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс человеческих свойств нервной системы.

Среди тех функций, которые относятся к индивидуальному стилю деятельности, можно отметить 2 группы:

  1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.
  2. Способствование максимальному пользованию находящихся у человека заданий и способностей, включая полезные свойства нервной системы .

Производительность работы человека непосредственно связана со свойствами его темперамента. Таким образом, особая мобильность сангвиника может принести к сверх эффективности, если работа вынуждает частых переходов из одной профессии в другую, оперативности принятия решений и монотонности, то это у него приведет к быстрой усталости. Флегматичные и меланхоличные, напротив, в условиях строгого регулирования и монотонной работы демонстрируют большую продуктивность и устойчивость к усталости. На основе одного и такого же темперамента возможен и «великий» и социально незначительный человек.

Индивидуальный стиль деятельности не ограничивается темпераментом, он определяется по другим причинам, включает навыки, которые были сформированы в период жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат адаптации врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности.

Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.

Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.

Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы1. Среди тех особенностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ЛИЧНОСТЬ

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них.

Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального

‘См.: Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982.

человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Типы темпераментов.

1.Понятие о темпераменте.

2. Типы темперамента.

3. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

4. Темперамент и деятельность.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники — для организаторской деятельности («политики»), меланхолики — для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики — для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики психологически мало пригодны для подобной деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь — профессиональный отбор,одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путьприспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый,основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, — формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обесппечивает достижение успешных результатов деятельности.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор вобщении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, аоднообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, вусловиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.

И.

П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12— 16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции, и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Добавить комментарий

Закрыть меню