Тема России в лирике блока

Александр Блок единодушно признан критиками одним из лучших русских поэтов не только двадцатого столетия, но и за всю историю отечественной литературы. Король художественного образа и иносказательности, мастер, который одним мотивом был способен раскрыть перед читателем смысл произведения. Недаром многие литературные эксперты отмечают близость его стихов с музыкой, и в частности с любимым жанром поэта – романсом.

Тема России в лирике Блока является превалирующей. Об этом неоднократно говорил и сам поэт.

Умело сочетая мистику и эфемерное начало с тяжелым бытом и суровой реальностью, великий стихотворец искренне переживал в своих произведениях за судьбу своей страны.

Тема родины в лирике Блока была избрана им в самом начале его творческого пути и прошла лейтмотивом через всю творческую жизнь. В первых же опубликованных стихах “Гамаюн, птица вещая”, поднимается вопрос о пути России, вспоминаются трагические моменты истории. Часто родина у Блока предстает в образе женщины: невеста в стихотворении “Новая Америка”. А само чувство истинного патриотизма, по мнению поэта, сродни самым чистым любовным переживаниям.

Можно сказать, что тема России в лирике Блока была очень личной. Во многом она схожа по настроению с “Родиной” Лермонтова. У обоих поэтов явственно отрицается ценность официозного патриотизма, показного пафоса, преклонения перед флагом или иными атрибутами власти. Для них родина – это простой народ. Для Блока, как и для Лермонтова, намного важнее крестьянская нищета, отброшенная революцией еще дальше на задворки жизни; миллионы судеб простых людей, закрутившихся в вихре революции.

Несмотря на горькие переживания и ярко выраженную экзальтированность во всем, что касается отчизны, Блок искренне надеется на то, что судьба России будет великой. Именно эта некрасовская вера в простой народ и исторический оптимизм лучше всего характеризуют постреволюционный период его творчества и являются актуальными до сих пор.

Образ России предстает одновременно загадочным и трагическим: великая страна с непостижимым духом и своей собственной, неповторимой судьбой. Эта точка зрения очень роднит его с Тютчевым, написавшим знаменитые строки: “умом Россию не понять. “.

Несмотря на городской стиль жизни поэта, образ России в лирике Блока отсылает читателя именно к деревенской эстетике: глушь, дорога, ямщики, серые крестьянские избы.

Поэтом часто затрагивается тема самоидентификации России, определение собственного уникального пути. Революция принимается Блоком как необходимость и важный этап, без которого нельзя было обойтись.

Тема России в лирике Блока неизменно соседствует с темой обреченности его собственного поколения. В характеристике себя и своих ровесников неизменно сквозит мотив ремарковского “потерянного поколения “:

Я верю: новый век взойдет Средь всех несчастных поколений.

Из этого вытекает и осознание своей значимости, необходимости быть стойким ради своего же народа.

Подводя итог, следует отметить, что тема России в лирике Блока являлась для великого поэта одновременно фундаментом и вдохновением.

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Анализ стихотворения А. Блока «Россия»

Анализ стихотворения А. Блока «Россия»

В стихотворении «Русь» образ родины, России, видится Блоку в былинно-сказочном ореоле.

Это древняя, нетронутая цивилизацией страна, напоминающая исторические картины В.М. Васнецова и И.С. Горюшкина-Сорокопудова:
Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна.
Эти дебри населяют не реальные люди, а колдуны и ворожеи… Русь видится поэту в каком-то дивном полусне.
Но вот в другом стихотворении, «Россия», написанном два года спустя, Блок решает эту тему в ином ключе. Колдуны и ворожеи уступают место реальным людям: крестьянке в платке и ямщику с его тоскливой, берущей за душу «глухой песней».
В стихотворении «Россия» ощущается боль поэта за страдания родины. Он знал Россию не только светской, с богатой утонченной культурой, но и деревенской, нищей. И такую Русь Блок тоже знал и тоже любил:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви.
Начинается стихотворение с реалистической картины проселочной дороги:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Дорога — это символ какого-то обновления жизни, стремления двигаться вперед, искать смысл бытия. И, хотя деревянная Русь со своими серыми избами, тоскливой ямщицкой песней, бездорожьем не вызывает радости, поэт далек от того, чтобы жалеть Русь, напротив, он гордится ею! Поэт признается: «Тебя жалеть я не умею…». Поэт гордится Русью, потому что никакие злые силы не в состоянии погубить ее:
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Все выстоит, выдюжит матушка-Русь, ведь столько бед выпадало ей на долю, столько раз топтали, били ее, а она – «все та же – лес да поле, да плат узорный до бровей».
И в этом стихотворении присутствуют элементы былинно-сказочные: Россия хороша «разбойной красой»; а злодеи захватчики, желающие покорить непокорную Русь, персонифицируются в образе «чародея». Да, «забота затуманит» «прекрасные черты» России, но она никогда не покорится:
Не пропадешь, не сгинешь ты…
На мой взгляд, глубокий смысл таится в последних строчках стихотворения:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
«Невозможное возможно», все по плечу России, пока душа этой многострадальной страны заключена в простых людях, тружениках, крестьянке в «узорном платке», лихом ямщике…
Можно расценить эти строчки и иначе. «Невозможное возможно» для лирического героя, когда с ним Россия. Ему все по плечу, если он видит вокруг себя то, что так любит: необъятные российские дали, деревенские избы, крестьян; общение с родиной делает его сильнее, мужественнее.
В стихотворении звучит и мотив вольности, бунта. Не случайно красота матушки Руси – «разбойная»; не случайно ямщицкая песня «звенит тоской острожной». Кстати, мотив «тоски острожной» часто появляется в лирике Блока. Видимо, состояние гордой непокорности является свойством характера поэта. И в этом качестве свободолюбия, непокорности русского народа поэт видит позитивное начало.
Облик России в этом стихотворении многоликий: Россия – это страна с лесами, полями, деревнями, проселками, огромная, необъятная; красавица-крестьянка «с мгновенным взором из-под платка»; в то же время, она «нищая», с «серыми избами», и все равно – красивая, величественная, сильная, могущественная.

Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Введение

А.А. Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Отец, Александр Львович Блок, – юрист, профессор права Варшавского университета, мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова – переводчица, дочь ректора петербургского университета А.Н. Бекетова и переводчицы Е.Н. Бекетовой.

Ранние годы Блока прошли в доме деда. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений – ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово. Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900–01. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности – учение Платона, лирика и философия В.С. Соловьева, поэзия А.А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» состоялся творческий дебют Блока – поэта и критика. В январе 1903 вступает в переписку, в 1904 лично знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов.

В 1903 вышел «Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», в котором были опубликованы три стихотворения Блока. В 1897 во время поездки на курорт Бад-Наугейм (Германия) пережил первое юношеское увлечение К.М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл Ante Lucem (1898–1900) и в сборник «За гранью прошлых дней» (1920), а также цикл «Через двенадцать лет» (1909–14). После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1898 на юридический факультет петербургского университета, однако в 1901 перешел на историко-филологический факультет (окончил в 1906 по славяно-русскому отделению). Среди профессоров, у которых учился Блок, – Ф.Ф. Зелинский, А.И. Соболевский, И.А. Шляпкин, С.Ф. Платонов, А.И. Введенский, В.К. Ернштедт, Б.В. Варнеке. В 1903 женился на дочери Д.И. Менделеева Любови Дмитриевне.

В начале XX века в атмосфере надвигающейся общественной бури серьезно меняется художественная позиция Блока. Поэт будто спускается с небес на землю, пристально вглядываясь в окружающую его «повседневность», жизнь «униженных и оскорбленных», в неблагополучный, полный контрастов, мир, где властвуют стихии.

Поэтическое творчество А. Блока – одного из величайших поэтов в истории русской лирики – было насыщено духом современной ему эпохи, противоречивой, тревожной, пронизанной ощущением близкой катастрофы. Его поэзия стала воплощением духовных исканий русской интеллигенции того времени, разочарованной в вековых идеалах, ненавидящей настоящее, жаждущей обновления. Но больше всего в его поэзии преобладает тема Родины.

Тема России в творчестве А. Блока

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое значение. Сам поэт писал: «Родина это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое беспомощное, чем отдельный человек»

Глубокое и проникновенное чувство Родины пронизывает поэтический мир Блока. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы – дети страшных лет России». Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной.

В ранней поэзии А. Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года «Видно, дни золотые пришли…»:

Видно, дни золотые пришли.

Все деревья стоят как в сиянье.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем.

«Россия – древнее, бесконечно древнее существо, большое, потому неповоротливое…»

Мир ранней поэзии А. Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.

Первое стихотворение, посвященное Руси, было полно диких и пугающих образов: зарево, нож, кладбище, буйная вьюга.

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел…

Образ России у Блока сложен и многогранен. В сущности, вся его поэзия о России. Так он сам сказал на одном литературном вечере.

Высшей инстанцией в решении спорных вопросов жизни становится Родина. Она совмещает в себе: и радость, и горе; она сложна и противоречива, но в то же время она высшее начало в жизни народа и в жизни отдельной личности.

Тема Родины в творчестве А. Блока

Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным общественным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее. В его ранней поэзии он условен и неполон.

В познании России, её сил и возможностей Блоку, несомненно, помогла поэзия Некрасова. Он сам, отмечая, что поэт «мести и печали» оказал большое влияние на его творчество. Блок говорил о «некрасовской мощи» стиха.

Величие России в её исторических свершениях, которые ещё не осознаны до конца. Прошлое взывает к будущему.

Вера в Родину продиктовала Блоку гордые слова: «Все будет хорошо, Россия будет великой».

Образ Родины появляется в лирике Блока постепенно, она будто открывает то один свой лик, то другой. Такое ощущение России у Блока: русский ветер, Россия и веселое отчаяние гибели слились в его стихах неразрывно…

«Прекрасные черты» России, единение с судьбой Родины и народа – пафос лирики Блока. Образ России, «страны родимой» вдохновлял поэта, давал ему силу, одухотворил всю лирику поэта.

В произведениях Блока о России ощутима связь с изображением России Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым. Примечательно в этом смысле стихотворении «Россия».

1) Стихотворение написано четырехстопным ямбом, ритмический рисунок приближает стихотворение к произведениям Пушкина, Лермонтова.

2) В первых строчках стихотворения –

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи… –

Содержится указание на строчки Гоголя из поэмы «Мертвые души». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» Вообще для блоковских стихов о Родине важен мотив дороги: «Дорога долгая легка…» или «Идем по жнивью, не спеша…» и т.д.

3) Нищая Россия – образ тютчевский.

4) Созвучно с Некрасовым и блоковское сравнение к женщине и любви к Родине:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

Заговорив о России, Блок чувствует себя путником, затерявшимся в погибельных, но любимых пространствах, и говорит, что даже в последнюю минуту, на смертном одре он вспомнит Россию как самое милое в жизни:

Нет… еще леса, поляны,

И проселки, и шоссе,

Наша русская дорога,

Наши русские туманы,

Наши шелесты в овсе.

Стихотворение «Русь»

Образ родины, России «проявляется» в стихах Блока постепенно. Она будто открывает то один свой лик, то другой. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта – это чувство безоглядной любви. Уже в названии выразилась существенная сторона блоковской России – воля, вольность. Отсюда и «необъятные дали» и «путь, открытый взорам». Одним из первых непосредственных обращений А. Блока к теме России как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года «Русь».

В стихотворении «Русь» (1906) Россия предстает перед читателем таинственной, колдовской землей:

Русь, опоясанная реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И с мутным взором колдуна.

Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается её тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкивала её на своих просторах. В России для Блока всё – «жизнь или смерть, счастье или гибель». Итогом размышлений А.

Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов «Родина», который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка – сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы – статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв.

Цикл «Родина» (1907–1916). Раздумье о судьбе страны, её прошлом, настоящем и будущем. Вместе с тем любовь к Родине – чувство глубоко личное.

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем так горько плачешь?

К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка – сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы – статной, с косой. Символ этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв.

В последних произведения цикла «Родина» появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России.

Во втором цикле, основу составляют стихи, посвященные России. Среди самых значимых – цикл «На поле Куликовом» (1908) и стихотворение «Россия» (1908). О своей неразрывной связи с Родиной, с ее многотрудной судьбой говорит поэт в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?.»

Тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: «На поле Куликовом». Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории.

Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России.

  1. Тема Родина — основная тема творчества Блока.
  2. Многоликость образа Руси в поэзии Блока.
  3. Историческое прошлое Родины в стихах Блока как способ осознания современности.

Тема Родины всегда являлась основной в творчестве Блока. О чем бы он ни писал — все это было о России. На протяжении времени менялось мировоззрение поэта, его привязанности и взгляды, лишь незыблемой оставалась любовь к Отечеству.

Образ Родины проявляется в лирике Блока постепенно, она будто открывает то один свой лик, то другой. В стихотворении «Русь» (1906) Россия предстает перед читателем таинственной, колдовской землей: «Русь, опоясана реками / И дебрями окружена, / С болотами и журавлями / И с мутным взором колдуна.»

Русь сказочно прекрасна. Лирический герой ощущает кровное родство со всем русским и жаждет обновления в столь тесной связи. Россия для Блока — «Жизнь или смерть, счастье или погибель».

Цикл «Родина» (1907—1916) содержит в себе раздумья о судьбе страны, ее про-шлом, настоящем и будущем.

Стихотворение «На железной дороге» — является своеобразной параллелью с «Тройкой» Некрасова. Но Блок прибегает к более широкому обобщению: портрет ге-роини («в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая…») просматривается как аналогия с одним из ликов России, изображенным в стихотворении «Россия»:

Россия, пищал Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые -* Как слез ы пере ые любви. Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу Какому хочешь чародею Отдай разбойничью красу1. Пускай заманит и обманет, -Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.

Облик России просматривается у Блока через мотивы дороги, ветра, пути. В стихотворении «Россия» Блок исходит в своем понимании Родины из тютчевских мыслей («Россия, нищая Россия»). Он высказывает предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу» чародею, который может ее «заманить» и «обмануть», и вместе с тем выражает веру в то, что Россия не пропадет:

И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

Цикл «На поле Куликовом». Блок обращается к историческому прошлому России, чтобы через прошлое понять современность. Он сопровождал цикл «На поле Куликовом» таким примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено воз-вращение. Разгадка еще впереди». Поэтому герой стихотворения ощущает себя со-временником двух эпох. Образ кровавого заказа — символ, в который Блок вкладывает мысли о судьбе России: будущее ее ему видится неясным, далеким, а путь трудным и мучительным. Меняются лики образа Родины — сначала картина русской природы («Река раскинулась, течет, грустит лениво.:.»), потом Русь —Жена, наконец, Родина святая. «Из сердца кровь струится» — так мог сказать только поэт, осознавший свою судьбу, свою жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью Родины.

Добавить комментарий

Закрыть меню