Тема одиночества лермонтова

Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова в значительной степени предопределена самой его биографией. Брак его родителей был недолгим; мать поэта умерла, не дожив и до двадцати двух лет, а отец по ряду причин был вынужден оставить сына на попечение бабушке. Та обожала внука и занималась всесторонним развитием мальчика, однако любви родителей заменить была не в силах, что не могло не оставить отпечатка на мировосприятии впечатлительного и одаренного ребенка. В его детстве не было привычных шумных забав — в том числе из-за неважного состояния здоровья. Зато он, как это в подобных случаях подчас и происходит, рано выучился искать лекарство от скуки в себе самом, развивая воображение и мечтательность. Внутренний мир превалировал над внешним уже сызмальства.

«Один среди людского шума возрос под сенью чуждой я…», «В младенческих летах я мать потерял…», «Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить…» — список цитат подобного рода мог бы, полагаю, занять отдельный том среди собрания сочинений поэта. И это я, можно сказать, намеренно избегаю классических примеров: «Парус», «…пестрою толпою окружен», «Выхожу один я на дорогу…»

Одиночество М.Ю. Лермонтова было и бедой его, и отрадой. Герои его творчества — люди зачастую противоречивые, сложные, нравственно неоднозначные. И бесконечно одинокие в сердце своем. Евгений Арбенин, Мцыри, Григорий Печорин… Потрясающе точно выписанные, не могут они все быть исключительно плодом поэтического воображения. Эгоцентризм в высшем своем проявлении характерен для жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Отчасти это можно объяснить возрастом.

Интересно было бы взглянуть, да простят мне мой цинизм, как бы сложилось дальнейшее мировоззрение поэта, дрогни рука у Н. Мартынова 15 июля 1841г. Что-то, увы, подсказывает, что роковой выстрел все равно оборвал бы жизнь литературного гения — не в тот раз, так немногим позже.

Лирический герой М.Ю. Лермонтова резко контрастирует со своим окружением. Если взять три приведенных выше примера — Арбенин, Мцыри, Печорин — ни один из них не принадлежит обществу, в котором находится. Проще всего с Мцыри — юноша оказался невольным гостем и пленником монастыря, он изначально всем чужой. Что касается Арбенина, то он любит свою молодую супругу со всей необузданной силой души своей, внешне скучающей, и убивает, не в силах принять мысли о ее неверности. Убедившись в обратном, сходит с ума.

Люди этого типа любят страшно и для себя, и для других; живя в большей степени внутренними страстями, нежели внешними событиями, они и людей вовлекают в свою жизнь в качестве фигур на воображаемом игровом поле. Горе и одним и другим, если роль не соответствует истинному амплуа! В наивысшей степени противостояние личности и общества проявляется в характере Григория Печорина. Там не то что обществу — он сам себе противоречит, в нем словно два разных человека живут и действуют, вернее, один действует, второй его обличает и язвит бесконечно.

Лермонтовское одиночество различается интонационно и по смыслу. Оно проявляется как в нежно-мечтательных настроениях («надо мной чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел…»), так и в откровенных дерзостях («Смерть поэта», там постоянное противопоставление: «он — вы»). Что касается «Смерти поэта», то к тому моменту Лермонтов прожил уже двадцать три из отведенных ему неполных двадцати семи, и, будучи человеком своего времени, не мог не понимать, какая реакция последует за громкими высказываниями. Многие разделяли скорбь по погибшему А.С. Пушкину, но такую публичную порку действующей власти организовал один.

В любви поэт не снискал счастья, что лишь усилило линию одиночества, неразделенного и отвергнутого чувства. На смену возможному отчаянью пришли остроумие и колкость — в качестве защитной реакции. Считая унизительным для себя проявление доброты и участия в обществе, он выбирает роль беспощадного тирана.

Одиночество, как фон для изучения своего внутреннего мира, порой подводило поэта практически к провидению. Например, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» есть фраза «спит земля в сиянье голубом…» При взгляде из космоса наша планета действительно окружена голубоватой дымкой, но, спрашивается, в начале XIX века откуда об этом было известно Лермонтову? Не говоря о его «автонекро-» стихотворениях, где он с пугающей точностью описывает картины своей будущей гибели. Стихотворение «Сон»: жар, долина, глубокая рана в груди, лежал один я, уступы скал кругом…» Реальность: середина июля, поляна у подножия Машука, ранение в грудь навылет, вокруг горы, тело увезли не сразу из-за грозы…

Жизнеутверждающий «Пророк» А.С. Пушкина, в котором взгляд автора направлен в будущее с надеждой, сменяется отчаяньем и разочарованием одинокого лермонтовского. В принципе, поэт-то всегда одинок, это явление трудно себе представить групповым, но, пожалуй, наиболее остро и пронзительно тема одиночества звучит именно у М.Ю. Лермонтова — юноши, вся жизнь которого являла собой цепочку несчастливых для него событий (как у того же его Печорина…). В раннем детстве остался без родителей, последние дни свои провел в кругу людей чужих, неблизких, погиб, не простившись ни с кем… Герои его трагичны — как трагична вся его неповторимо одинокая творческая жизнь.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов.

Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира.
На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.
Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.
Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.
Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.
В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:
Любить… но кого же?., на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.
В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.
В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.
“Сон” — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.
Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.
В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.
В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.
В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.
Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.
В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”.
В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы.
Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

Беру!

Тема конфликта человека и общества, начатая Байроном, получила свое развитие в сочинениях и Пушкина, и Лермонтова не случайно. Дело в том, что «английский сплин», которым был болен Чайльд Гарольд, имеет аналогию — «русскую хандру». «Русская хандра» получила такое широкое распространение, что стала поистине болезнью века, и величайшие русские писатели не могли, конечно, не отразить это явление в своих произведениях. Например, Печорин так же болен этой болезнью, как и Онегин, как и другие «лишние люди»: Алеко, Кавказский пленник, и так же одинок, как они.
Тема одиночества очень характерна для всего творчества М. Ю.

Лермонтова: «И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть».
Лирический герой Лермонтова, анализируя свои чувства и состояние, в стихотворении «Дума» приходит к выводу, что эти настроения характерны для его времени: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно».
Размышляет, хоть и несколько иначе, Лермонтов о судьбах своего поколения и в «Герое нашего времени». Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там «мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски».
Мотив неразделенной, несчастной любви звучит как в лирике поэта, так и в его романе:
Любить? Но кого же?
На время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно…
Или стихотворение «Я не унижусь пред тобой…
Начну обманывать безбожно,
чтоб не любить, как я любил,
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Не то же ли самое случилось однажды с Печориным, сделало его жестоким и по отношению к княжне Мэри, и к Бэле? Лишь намек на разгадку мы видим в истории его отношений с Верой…
И лирический герой Лермонтова, и Печорин в своем одиночестве тянутся к природе, умеют видеть ее красоту. И здесь тема одиночества звучит с необыкновенной силой. Природа словно подчеркивает его:
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Одиноко растет «на севере диком» сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается и утес-великан из стихотворения «Утес».
Одинок был сам поэт и в жизни и в своем творчестве. Еще в юности он словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет в стихотворении, которое, по сути, стало программным:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Тема одиночества в лирике М.Ю.

Лермонтова

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

На протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.
В своём знаменитом стихотворении «Смерть поэта», явившееся своеобразным поминальным откликом на трагическую гибель непревзойдённого Пушкина. Лермонтов смело, без двусмысленных намёков высказывает своё мнение о светской «толпе», о её страстях и желаниях; по сути он обвиняет её в убийстве великого поэта:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабского поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
В этом и других и других своих стихотворениях Лермонтов как бы отделяет своего лирического героя от светского общества. Ему непонятна и скучна мишура света, его пустые «отточенные» разговоры, балы, обеды, сплетни; среди этой шумной, безмятежной толпы лирический герой Лермонтова не находит никого, кто бы смог понять его, он одинок и непонимаем в свете:
Но перед идолами света
Не гну колени я мои;
Как ты, не знаю в нём предмета
Ни сильной злобы, ни любви.
Для лирического героя Лермонтова нет счастья и в любви. Через все его произведения, посвященные этой вечной теме, неразрывно следует мотив одиночества. Лирическому герою поэта в любви сопутствует, по большей части, измена, обман, предательство и горькое разочарование:
Не ты, но судьба виновата была,
Что скоро ты мне изменила,
Она тебе прелести женщин дала,
Но женское сердце вложила.
Одиночество не оставляет поэта даже когда он влюблён и его чувство взаимно. В этом заключается его трагедия. Мотив одиночества присутствует и в изображении Лермонтовым окружающего его поколения: «печально я гляжу на наше поколенье!»; так говорит о нём лирический герой поэта. С горечью Лермонтов обнаруживает, что в основном поколение становится продолжателем традиций своих отцов, суть которых заключается в светских «вечеринках», карьеризме, лицемерии и выслуживании. Равнодушие и бездействие – вот то, чем живёт, окружающее поэта молодое поколение. Всё творчество Лермонтова наполнено болью за своё отечество, любовью ко всему, что его окружает и тоской по близкому по духу ему человеку.

Беру!

Добавить комментарий

Закрыть меню