Технология саморазвития монтессори

Технология саморазвития М. Монтессори

Цель педагогики М. Монтессори:

1. Воспитание личности в согласии с законами развития заложенных в каждом ребенке сил и возможностей.

2. Создание сильных людей, а сильные люди – самостоятельные и свободные.

3. Воспитание навыков: трудовых, бытовых, разговорных, навыков обзаведения друзьями и т. д.

Главные принципы работы М.

Монтессори:

• воспитать независимого и свободного человека;

• главное для ребенка – духовная свобода;

• не торопи;

• любовь ко всем детям;

• помоги ребенку стать уверенным в себе;

• поверь в ребенка, его силы и возможности;

• не навреди.

Основным положением педагогической системы М.Монтессори является операционная сторона обучения – т. е. многократное повторение каких-либо действий и упражнений. Она разработала метод, первоначально названный ею «физиологическим». От деятельности мускульной системы к развитию различных органов внешних чувств, а затем к культуре высших психических функций.

Вторым положением ее концепции является то, что детям необходимо давать как можно больше свободы, под наблюдением воспитателя. Это требует от воспитателя большого душевного напряжения. Взрослые должны уважать ребенка. Ребенка нужно готовить не к школе, а к жизни. Детей надо обучать основным принципам морали и ценностям жизни: учить различать добро и зло и т. д. Наградой служит удовлетворение от деятельности, нака-занием – относительная изоляция от коллектива: посадка за отдельный стол с любимыми игрушками, при этом ребенок не лишается ласки воспитателя.

Третье положение – уроки индивидуальны, в соответствии с особенностями психики каждого отдельного ребенка.

Они должны быть сжаты, просты и кратки.

Ошибки не нужно исправлять сразу – надо выждать благоприятный момент для вмешательства. Чаще ребенок сам контролирует свои ошибки, находит их причины и исправляет.

Монтессори считала, что необходимо много времени уделять мускульному (моторному) воспитанию. Надо выполнять ряд физических упражнений, стимулирующих физическое развитие, а также приучать к движениям, необходимым для о выполнения обыденных житейских актов: одевание, раздевание и т. п. Упражнения могут выполняться как со специаль-ными приспособлениями, так и без них – свободная гимнастика. Внимание уделяется дыхательной гимнастике, гимнастике губ, зубов, языка.

Основой воспитания была забота о животных: заботясь о них, ребенок лучше понимает и ценит заботу о себе, становится предусмотрительным, заботливым.

Важное место занимает развитие у ребенка чувств: осязания (тактиль-ное), определения температуры (термическое), давления (барическое), ориентации (стереогностическое), обоняния, вкуса, зрения.

Огромное достоинство методики М.

Монтессори – непрерывность обучения между дошкольным и школьным возрастом, единство требований к детям в детском саду и в школе. В начальной школе знакомство с миром осуществляется уже на новом уровне, чем в детском саду. Педагог заставляет детей задуматься над вечностью поверхностных суждений. Дает объяснения терминов. Педагог отводит время на свободное и самостоятельное накопление впечатлений и переживаний.

В школе Монтессори ребенок постигает науку на основе конструкторов, разрезных моделей, схем. Монтессори разработала много дидактического материала, особенно для развития органов чувств. Главное, по словам педагога, – развитие разума делом. Монтессори придавала большое значение наблюдению над поведением ребенка. Она считала, что учитель должен отличать, когда ребенок начинает сосредотачиваться на работе, какие ее виды он выбирает, время, затраченное на работу, индивидуальные особенности выполнения. Поведение ребенка важно с точки зрения соблюдения или несоблюдения порядка, отношения к деятельности, выражения своих наклонностей, сотрудничества со сверстниками.

Недостатки Монтессори–технологии:

– малая подвижность детей, сидячий образ обучения и отдыха;

– мало времени уделяется общению детей и, как следствие, низкий уровень развития речи;

– медлительность психических процессов.

Дата добавления: 2016-11-03; просмотров: 1490 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Мы хотим вас познакомить с технологией саморазвития ребенка в предметно – развивающей среде Марии Монтессори, которую наш детский сад с 1994 года использует в своей работе. Несмотря на свой, более столетний, возраст, она является актуальной, востребованной и отвечает всем требованиям современной педагогики.

Важнейшим принципом Монтессори – педагогики является – признание уникальности каждого ребенка, учет его способностей, интересов и возможностей.

Суть метода Монтессори – это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде при ограничении прямого воздействия воспитателя на ребенка. Подготовленная среда является условием развития и обучения детей и позволяет каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе.

Основная идея Марии Монтессори состоит в том, чтобы дать возможность ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал.

Педагогика Монтессори имеет глубоко продуманную и многократно экспериментально апробированную методику работы с детьми с использованием комплекса оригинальных материалов, известных как Монтессори-материал.

Отличительной особенностью Монтессори – материала является возможность самоконтроля, которая позволяет ребенку не ждать оценки педагога, а самому увидеть, насколько успешно он справился с заданием и исправить, если нужно, самостоятельно свои ошибки.

Все дидактические материалы делятся на группы:

  • Упражнения практической жизни
  • Математика
  • Сенсорика
  • Родной язык, обучение грамоте
  • Космическое воспитание

Упражнения практической жизни учат детей ухаживать за собой, за окружающей средой, учат их координировать свои движения, сосредотачиваться на собственных действиях. Тем самым ребенок совершенствует, оттачивает и осваивает важные для человека умения, которые необходимы в повседневной жизни. Например, дети учатся мыть руки, плести косички, подметать пол, застегивать пуговицы, вытирать стол, завязывать шнурки на ботинках, переливать воду из сосуда в сосуд, пересыпать крупу при помощи ложки, сортировать бусины или фасоль и горох при помощи пинцета и т.д.

Сенсорный материал помогает детям освоить такие абстрактные понятия как, цвет, форма, величина. Благодаря этим материалам ребенок учится классифицировать предметы, группировать их по признакам. Сенсорика включает в себя материалы:

  • для развития зрения
  • для различения формы
  • размеров предметов
  • для различения цвета
  • для развития осязания
  • для развития чувства тяжести
  • для развития слуха

Что это за странный предмет – «космическое воспитание»? на первый взгляд может показаться, что речь идет о звездах и планетах. Это не совсем так. Греческий корень «косм» означает «порядок». Следовательно, «космос» с греческого – Вселенная, мироздание, устроенное в строгом порядке, возникшее из беспорядочного хаоса.

Материал по «космическому воспитанию» содержит в доступном для ребенка виде сведения из разных областей знания, прежде всего из астрономии, географии, биологии, истории, биологии, физике и др.

Цель космического воспитания – выстраивание ребенком собственной целостной картины мира в процессе познания.

Материалы позволяют ребенку выходить за пределы собственного двора и города, ощущая себя принадлежащим своей нации, своему континенту, своей планете.

Раздел «космическое воспитание» разработанный последователями Марии Монтессори, не включал в себя знания о родном крае.

Педагоги нашего педагогического коллектива изготовили серию авторских материалов по ознакомлению с Красноярским краем и разработали их презентации, учитывая все особенности Монтессори – педагогики.

Материал представляется детям последовательно, постепенно: сначала знакомим с родным городом, затем с Красноярским краем, своей страной – Россией, с материками и океанами планеты Земля, с планетами Солнечной системы.

Все разработанные материалы носят автодидактический характер, т.е. предоставляют ребенку возможность самостоятельно контролировать свои ошибки и исправлять их.

Воспитатель показывает детям рациональный способ работы с материалом, дает культурный образец действий с ним, в котором раскрываются все свойства и отношения, заключенные в материале.

Подобный показ называется презентацией материала. Особенности презентации заключаются в том, что она проводится поэтапно и с очень продуманным речевым сопровождением. Детям даётся эталонная, чистая речь. В этом заключается один из принципов Монтессори – педагогики — «веди счёт словам своим». В каждый материал вложен дидактический смысл. Материал выверен М. Монтессори очень точно, согласно особенностям восприятия ребенком предметов. Поэтому нельзя интерпретировать материалы и действия с ними по собственному желанию.

Во время презентации нового материала проводится «трёхступенчатый урок» (термин Марии Монтессори). Во время него ребенок осваивает новые понятия (длится не более 3-5 минут).

1 ступень – Педагог устанавливает связь между предметом и названием: он указывает на предмет и при этом чётко и ясно произносит его название: «Это -… «.

2 ступень – Фаза закрепления представления о предмете, формирование пассивного словаря. Она может занять разное время у разных детей. Воспитатель называет предмет и дает ребенку поручение: «Дай мне…», «Положи…», «Принеси…», «Покажи…» и т.п.

3 ступень – Педагог указывает на предмет и предлагает ребенку назвать его: «Что это?», «Назови…». Теперь название предмета становится частью активного словаря ребенка.

Педагоги отступают на второй план, поддерживая в детях их инициативу, познавательную и творческую активность во взаимодействии с предметно-пространственной развивающей средой. Взрослый оказывает помощь ребёнку в тот момент, когда ребёнок просит об этом, в том объёме, который не подавляет самостоятельность ребёнка.

Нельзя сказать, что в современной педагогической практике не придумано дидактических материалов, помогающих разностороннему развитию детей. Напротив – их создано великое множество. Однако, именно Монтессори – материалы строго соответствуют не замыслу или придуманной взрослым технологии, а в первую очередь, сенситивному периоду, в котором находится их пользователь. Большинство настоящих Монтессори – материалов носят тестовый характер, являются так называемым психологическим орудием, с помощью которого ученые – психологи могут проверить степень развитости ребенка.

Создать настоящий Монтессори – материал не просто. Есть несколько свойств, по которым его можно отличить от обычной развивающей игры или подделки.

Фундаментальным является требование иметь только один образец материала в развивающей среде. Это развивает у ребенка волевые качества, т.е. учит уважать интересы другого человека и побуждает ребенка контролировать свои чувства, умение подождать.

Дети, посещающие наш детский сад, имеют возможность посещать эти занятия в классе Монтессори. Дети подготовительной группы занимаются в классе 4 раза в неделю, дети старшей группы – 3 раза в неделю, дети средней и младшей группы – 2 раза в неделю, дети раннего возраста – 1 раз в неделю. Дети с удовольствием ходят на такие занятия.

В течение многих лет мы наблюдаем за детьми, обучающимися по этой методике. Хочется отметить, что у них развиты навыки самообслуживания, хорошо развита моторика рук. Дети любят работать, умеют рассуждать, умеют связно рассказывать, выделять отдельные части рассказа, умеют слушать других.

В школу идут почти все дети читающие. У ребят достаточно много знаний о том мире, в котором они живут, о родном городе, о природе родного края. Все ребята умеют организовать свое рабочее место. Большинство детей коммуникабельны, умеют жить в коллективе, считаются с интересами окружающих людей.

Наш педагогический коллектив считает, что мы находимся на правильном пути в воспитании и подготовке детей к школе.

Есть различные технологии развития, которые изначально направлены на то, чтобы человек получал перспективы осознания своих возможностей, и имел перспективы развития индивидуальных качеств. Технология саморазвития М. Монтессори известна во всем мире. Она формируется на том, что саморазвитие непременно должно начинаться с раннего возраста. Монтессори утверждает, что ребенка может понять только ребенок.

Вся система самообразования рассчитана на то, чтобы правильно определить индивидуальные особенности ребенка и предоставить ему правильное образование, в процессе которого ребенок может получить перспективы идеально быстрого саморазвития.

Саморазвитие личности в раннем возрасте

  1. Система предполагает формирование своеобразных малых группы, которые получают свои определенные аспекты развития, посредством создания специализированной, благоприятной среды;
  2. Что касается педагога, то он должен сочетать в себе данные репетитора и консультанта. В данном случае, ребенок может получать ту информацию, которая его интересует. Также, педагог, как консультант, может ребенку посоветовать использовать правильную литературу, которая позволит ему развивать способности по собственным интересам;
  3. Также методика предполагает различные организационные формы воспитания и саморазвития. Это может быть групповая форма, индивидуальная и клубная;
  4. Подход к обучению должен сочетать в себе игровую и творческую форму воздействия. Именно таким образом, можно спровоцировать интерес ребенка, сразу же раскрыть все его индивидуальные качества и свойства;
  5. Целевой ориентацией в данном случае выступает всестороннее развитие ребенка, которое непременно сочетается с воспитанием самостоятельности и соединения в воспитательном процессе мыслительной деятельности и предметного мира.

Сочетание различных методик и возможность активизации самостоятельной деятельности ребенка – возможность получить перспективы идеально быстрого саморазвития.

Курсовая работа

Выполнил ст. гр. 6-53-б-1 Степанова О.С.

ГОУ ВПО «Ижевский Государственный Технический Университет»

Ижевск, 2008 г.

Введение

Современное российское общество подвергается глобальным социальным, экономическим, политическим и культурным изменениям, что делает необходимым обновление содержания образования.

Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист она создала систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. Европа, Америка, Индия, Китай, Япония — тысячи Монтессори школ открыты по всему миру. Что же делает метод Монтессори таким привлекательным? Он удивительно технологичный, продуманный, цельный и включает в себя не только развитие интеллектуальных способностей, но и будущих «доспехов духа». М. Монтессори действительно нашла уникальный способ работы с каждым ребенком.

Биография Марии Монтессори

Мария — единственный ребенок Алессандро и Рейнильде Монтессори — родилась 31 августа 1870 года в Италии в маленьком провинциальном городе Чиаравалле. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые. О детстве Марии известно лишь то, что ее родители делали для своей дочери все, чтобы она в будущем смогла реализовать высокое человеческое предназначение.

Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с присущей ей дисциплинированностью. Особую старательность она проявила в математике. Из воспоминаний ее одноклассниц мы узнаем, что даже в театр Мария брала с собой учебник и решала в полутемноте задачки, радуясь найденному неординарному решению. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, посещать которую лицам женского пола запрещалось, но ее настойчивость победила все преграды, и она была принята в техническую школу для юношей.

Она все больше увлекалась естествознанием и сделала наконец свой профессиональный выбор: она решила стать детским врачом. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была привилегией мужской половины. Однако упорство Марии Монтессори опять дало плоды — она стала первой женщиной-врачом Италии.

1896 год: работа в университетской клинике + частная практика. Здесь состоялась первая встреча Марии Монтессори с детьми с ограниченными возможностями. Никто не способствовал развитию этих детей: они были предоставлены себе: после приема пищи больные дети ползали по полу и, собирая хлебные крошки, вылепливали из них шарики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окружающая обстановка не способствовала этому. Наблюдая за этими несчастными, Монтессори укрепилась в мысли, которая стала отправным пунктом ее педагогической системы, что для детей — как больных, так и здоровых — необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

Погрузившись в проблемы лечения и обучения детей с ограничениями в развитии, Монтессори изучала труды французских психиатров Эдуарда Сегена и Гаспара Итара. Она приходит к выводу, что слабоумие — это больше проблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Монтессори начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее привлекала антропология, а именно вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904 году она получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит различные антропологические исследования в педагогической области. Параллельно Монтессори изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. На это время приходится формулировка основ ее собственной педагогики. Она много работает с дидактическими материалами Сегена, совеpшенствует и дополняет их, пpобует pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее заявление о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессоpи живо начинает интеpесовать методика pаботы со здоpовыми детьми и она pешает пpодолжить учиться дальше.

Тепеpь она изучает педагогику pазвития здоpового pебенка.

В 1898 году у Монтессоpи родился сын. Ее отношения с возлюбленным не пpивели к замужеству и она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее пpедназначение на этой земле -посвятить себя чужим детям.

6 янваpя 1907 года откpылся пеpвый «Дом pебенка», pабота в котоpом была постpоена по пpинципам Монтессоpи. Она стала pуководительницей детского сада, обоpудовав его таким обpазом, чтобы в нем было уютно и удобно детям pазных возpастов. Она заказывает сенсомотоpный матеpиал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентpацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пpебывая в дpужественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интетpес к вещам вокpуг. С 1909 года метод Монтессоpи активно внедpяется в жизнь. Откpываются куpсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии пpиезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встpетилась с Маpией Монтессоpи и наша соотечественница Юлия Фаусек, котоpая пеpвая в России откpыла монтессоpианский детский сад.

В 1929 году вместе со своим сыном Монтессоpи оpганизует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), котоpая действует и поныне. Монтессоpи-движение возникает и разворачивается во многих странах мира.

Когда pазpазилась втоpая миpовая война, Монтессори с сыном находились в Индии. Семь долгих лет прожила она в этой стране. За это время она обучила своей методике более тысячи учителей.

Она умерла 6 мая 1952 года за несколько месяцев до своего 82-летия. Мария Монтессори похоронена в маленьком городке Ноpдвиг на католическом кладбище.

Технология саморазвития

Единственный, кто понимает ребенка, — это другой ребенок.

М. Монтессори

Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы — поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

Классификационные параметры:

По уровню применения: общепедагогическая

По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «консультант» + «репетитор».

По организационным формам: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая.

По подходу к ребенку: антропоцентрическая.

По преобладающему методу: игровая + творческая.

По направлению модернизации: природосообразная.

По категории обучаемых: все категории.

Целевые ориентации

• Всестороннее развитие.

• Воспитание самостоятельности.

• Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

Концептуальные положения

• Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием — ребенок сам себя развивает.

• Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» — девиз педагогики Монтессори.

• Вся жизнь ребенка — от рождения до гражданской зрелости — есть развитие его независимости и самостоятельности.

• Учет сензитивности и спонтанности развития.

• Единство индивидуального и социального развития.

• В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.

• Сущность разума в упорядочении и сопоставлении.

• Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры.

• Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.

• Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики — организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Особенности содержания

Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При создании ее учитывается прежде всего сензитивность — наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Монтессори-материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.

Монтессори-материалы представляют, по Выготскому, психологические орудия, инструменты опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, медитирует, смотрит внутрь себя: манипулируя им, незаметно приобретает умения.

До 5 лет ребенок — строитель самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает», по Монтессори, все свои способности — зрение, слух, дикцию, ловкость. Воспитывающая среда для этого периода представляет материал для практических умений, развития моторики и сенсорики, рук, глаз, речи. Часть его — из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, весу, температуре, вкусу.

После 5 лет происходит развитие сознания, ребенок превращается в исследователя, начинает все пробовать, разбирать, обо всем спрашивать. Тут можно ознакомить ребенка с огромным количеством предметов и явлений окружающего мира (дидактические материалы яркие, наглядные). Здесь и математические материалы: числовые штанги с табличками чисел, цифры из бумаги с шершавой поверхностью, кружки, геометрические фигуры, числовой материал из бусин и т.п.

Размещено на http://www.allbest.ru

Использование образовательных технологий и методик Монтессори, Зайцева, Домана и др.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.В. Ф. Одоевский

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных организаций интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения — выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Педагогические технологии используются как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологии — учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Наш детский сад представляет собой небольшой по численности коллектив. Педагоги детского сада получили возможность изучать каждого ребёнка, индивидуализировать педагогические технологии, проектировать и отслеживать индивидуальные образовательные траектории. Принципом построения образовательного процесса явилась организация рефлексии проблемных ситуаций как неотъемлемого компонента разрабатываемых педагогических технологий.

Сегодня я хочу рассказать о педагогических технологиях и методиках и их эффективном использовании в нашем дошкольном учреждении.

Методика Марии Монтессори

Методика направлена на раскрытие уникального потенциала, который есть в каждом ребенке. Ее основной девиз: «Помоги мне это сделать самому!». Основной принцип метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию, ведь маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия, призму собственных чувств, прожитых в действии.

В основе системы — открытые Марией Монтессори сензитивные периоды восприятия мира, которые характерны только для детей и не повторяются во взрослом состоянии. Особенность этих периодов в том, что в каждый конкретный возрастной промежуток развивается определенный участок мозга и, следовательно, мы постарались создать такую окружающую среду, которая будет способствовать развитию навыков, связанных именно с этим участком.

Ядром методики является триада: «учитель — ребенок — специально разработанное образовательное пространство».

Важно, что все дидактические Монтессори-пособия изготавливаются из натуральных материалов. Во время занятия ребенок сам выбирает зону и материалы, воспитатель же только наблюдает, направляет и помогает, если ребенку нужна помощь.

Методика Монтессори помогает развить внимание, усидчивость, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, координацию и моторику. Во время занятий также уделяется внимание взаимодействию между детьми и освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности — дети учатся уважать работу друг друга, заботиться об окружающей среде и быть ответственными за свой выбор.

Самое главное, что в этой системе нет ни принуждения, ни соревнования — ребенок учится легко, непринужденно, в собственном темпе — благодаря этому он развивается полноценно и гармонично.

Цель метода Монтессори — воспитать независимого, свободного, самостоятельно мыслящего, умеющего принимать и нести ответственность за свои решения человека!

Методика Глена Домана

Методике Глена Домана уже больше полувека — за это время она стала одной из самых популярных методик раннего развития, а сам Глен Доман стал основоположником идей раннего развития детей, которые в дальнейшем совершили мягкую революцию в педагогике и были воплощены в жизнь миллионами родителей и педагогов во всем мире.

Нейрохирург по профессии, Глен Доман доказал, что мозг развивается только тогда, когда работает. И тут, как в спорте: чем интенсивнее тренировки, тем лучше результат. Особенно эффективны занятия в самые первые годы жизни малыша.

Девиз системы Домана: «Воспитание будущих гениев»!

Основные инструменты:

1) Для физического развития — Доман разработал специальные треки, по которым ребенок может очень рано научиться ползать. Также нужно уделять время упражнениям динамической гимнастики.

2) Для интеллектуального развития — специальные карточки для передачи определенного количества «байтов информации», они должны иметь одинаковый размер и разную тематику. Каждая карточка показывается пару секунд — младенцу карточки просто демонстрируются, а ребенку постарше требуются более подробные комментарии. Занятия с такими карточками должны длиться всего несколько минут, но повторяться несколько раз в день.

В результате ребенок физически хорошо развит, эрудирован, обладает отличной фотографической памятью.

В своей работе мы используем карточки Глена Домана как дополнение занятия. педагогический дошкольный монтессори доман

Желательно, чтобы карточки были определенной тематики, например, с изображениями домов разных видов, или, скажем, лесных животных и т.д. Эти изображения показывают ребенку буквально на 1-2 секунды. Он успевает заметить картинку, затем информация обрабатывается в мозгу, и слой за слоем укореняется. Постепенно задача усложняется: теперь уже идет не просто показ, а показ с небольшими комментариями. Таким методом ребенок может осваивать любую дисциплину, будь то математика или ознакомление с окружающим — принцип один.

Самостоятельно изготовить карточки несложно. Это довольно увлекательный процесс, если делать все заблаговременно. Для этого понадобится белый картон, красный маркер, клей, фотографии и рисунки. Мы живем в такое время, когда изображение любого предмета в хорошем качестве можно найти с помощью интернета. Поэтому нет необходимости искать картинки и вырезать их из журналов, фотографировать предметы, как это делали раньше. В изготовлении карточек станут полезными домашние фотографии каждого члена семьи отдельно, в качестве портрета, или же занятого каким-либо делом. Например, фотография ребенка, который кушает, играет или ходит. В подписи к таким карточкам пишем имя ребенка и действие, которое происходит. Это может быть словосочетание или предложение . Легче всего изготавливать карточки Домана в электронном виде — на компьютере. Вы просто находите в интернете нужные картинки и подписываете их крупными красными буквами. Затем карточки можно распечатать с помощью принтера на плотной фотобумаге.

При изготовлении карточек нужно учитывать, что желательно выбирать изображения, на которых присутствует лишь один объект. Оптимально, если на картинке изображён объект на белом фоне без дополнительных деталей (веток, травы и т.д.). Изображение должно быть максимально реалистичным, не мультяшным. Если не получается найти хорошее изображение без лишних деталей, можно использовать и обычное фото. Однако при этом выбирать следует только те картинки, на которых минимум дополнительных объектов, и они не отвлекают внимание от основного.

Карточки должны быть достаточно крупными. Идеальный вариант — карточки формата А4. Однако это довольно затратно с учётом того, что карточек требуется много . Так что можно делать карточки размером 1/4 листа формата А4. То есть на один печатный лист поместится 4 карточки.

Карточки совсем не обязательно распечатывать. Можно создать на компьютере слайд-шоу, и карточки сами будут перелистываться, а воспитатель лишь называет ребёнку обозначенные на карточках объекты.

Методика Зайцева

Со скольки лет обучать ребенка? Разные люди дадут на этот вопрос разные ответы. Однако все больше педагогов, психологов, да и просто родителей приходят к мнению, что рано не бывает никогда. Другой вопрос — как это сделать. Ведь важно не просто научить ребенка складывать буквы в слова, но при этом не вселить в него отвращение к учебе как таковой, стимулировать тягу к знаниям, помочь гармонично развиваться в целом.

Для обучения детей счету и чтению мы используем оригинальную методику Николая Александровича Зайцева.

Кубики разных размеров и цветов склеиваются из картона или пластика, и заполняются соответствущим материалом, в зависимости от склада ( звонкие -железками; глухие — деревяшками; гласные — медными монетками).

Как известно, лучше всего воспринимается информация, когда задействованы все органы чувств. Методика Зайцева в полной мере учитывает эту особенность: кубики различаются между собой по цвету, размеру, звучанию. Таким образом, при запоминании у детей срабатывает ассоциативное мышление.

И на кубиках, и на таблицах изображены не отдельные буквы, а их сочетания «склады». И это — основа методики Зайцева. Причем, учась чтению, дети эти «склады» не проговаривают, а пропевают.

Дети учатся читать и считать в игре. Игровая деятельность сопровождает весь учебный процесс: знакомство с кубиками, составление рассказов к рисункам, составление текстов и т.д. Причем игра воспринимается не как развлекательный элемент обучения, а как самостоятельный поиск, выбор возможных ответов.

На обучающих занятиях по методике Зайцева дети поют, прыгают, бегают, хлопают в ладоши и так, между делом, выучиваются читать.

У детей не портится осанка, поскольку им не надо подолгу сидеть; не портится зрение, поскольку буквы размещаются на кубиках с ребром 5-6см, а размещенные на стенах таблицы изучаются стоя или в движении, взгляд не фокусируется надолго. Занятия математикой по принципу Зайцева также не обездвиживают ребенка, дают возможность двигаться в процессе занятий, не вызывают напряжения глаз и позвоночника.

Заслуга и открытие Н.Зайцева в том, что он увёл педагогов и детей от научной абстракции и упростил жизнь и тем и другим, заменив терминологию на… цвет. Подлежащее называем красным, сказуемое — синим, а второстепенные члены предложения, разные обстоятельства и дополнения — зелёное. Когда разберёмся с порядком слов в предложении, да станем чётко определять, что будет красным, что синим, а что зелёным, тогда и о терминах можно поговорить.

Ну, а то, что обучение по Зайцеву строится от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому, и доказывать не приходится.

Кубики Зайцева также используются при изучении английского языка.

Английские грамматические кубики Н. Зайцева есть ни что иное как конкретные образы языковых единиц, объединённых в блоки и расположенных на кубиках разных цветов, которыми можно оперировать: брать в руки, поворачивать, переставлять для составления любых утвердительных, вопросительных, отрицательных, вопросительно-отрицательных предложений.

Основы методики преподавания иностранных языков прослеживаются здесь просто очень чётко. Формирование любого навыка идёт по трём основным этапам:

Презентация.

Тренировка (идентификация, дифференциация, репродукция или воспроизведение)

Творчество.

В пределах определенной организации ребенок может выбирать работу, которая привлекает его и соответствует его внутренним интересам. Он может упражнять свои чувства свободно и спонтанно; он испытывает удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, потому что он делает то, что он хочет делать, а не то, что ему кто-либо укажет.

Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей. На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности.

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Использование технологии развивающего обучения большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с воспитателем.

Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Закрыть меню