Технологии социальной сферы

Введение

Глава 1. Понятие, классификация и свойства информационных технологий

1.1 Значение информации. Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса

1.2 Информационные технологии и их свойства

1.3 Классификация информационных технологий

1.4 Концепция информационного общества и информационные технологии в процессе социально-экономического и политического анализа

Глава 2. Специфика использования информационных технологий в социальной сфере

2.1 Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

2.2 Социальные предпосылки и последствия использования информационных технологий в социальной сфере

2.3 Применение информационных технологий в социальной работе

Заключение

Список литературы

Введение

Рассматривая информационные технологии в функционировании и развитии социальной сферы, важно проанализировать понятие информационных технологий.

Информационная технология — система методов и средств реализации информационных процессов, а также способов использования этих средств.

Информационная технология — автоматизированное рабочее место социолога социальной сферы.

Информационная технология — представленное в проектной форме концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс.

Информационная технология — современные виды информационного обслуживания, организованные на базе средств вычислительной техники и средств связи. Это система методов и средств реализации информационных процессов, а также способов использования этих средств.

Информационная технология — совокупность методов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности. Таким образом, информационная технология выступает средством реализации информационных процессов, в том числе процессов, происходящих в социальной сфере.

Информационная технология должна быть ориентирована на снижение трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышение их надёжности и оперативности. Она позволяет оптимизировать разнообразные информационные процессы, начиная от подготовки и издания печатной продукции и кончая информационным моделированием и прогнозированием глобальных процессов развития общества. Типы информационных технологий весьма различны в зависимости от целей работы с информацией: сбор информации, передача информации, накопление информации, обработка информации, хранение информации, представление информации, использование информации.

Непременным условием повышения эффективности управленческого труда является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям. Социальная сфера не является исключением, и использование информационных технологий в развитии и функционировании социальной сферы играет большую роль. Без использования информационных технологий невозможно принятие обоснованных, взвешенных решений, касающихся оценки состояния отрасли социальной сферы, возможных направлений реформирования и модернизации социальной сферы и в этом заключается актуальность темы данной курсовой работы.

Объект курсовой работы — информационные технологии в социальной сфере. Предмет – различные средства информационных технологий применяемых в социальной сфере.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ информационных технологий, которые используются в социальной сфере.

Задачи курсовой работы:

1) дать определение, свойства и классификацию понятию «информационные технологии» и «информация»;

2) рассмотреть роль и место информационных технологий в социальной сфере;

3) рассмотреть концепцию информационного общества;

4) рассмотреть социальные предпосылки и последствия использования информационных технологий в социальной сфере.

Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие, классификация и свойства информационных технологий

1.1 Значение информации. Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса

Основными критериями рациональной организации управления являются порядок в записях и использование персоналом необходимой информации. Большинство парадигм руководства базируется на потреблении и использовании информации. Информация, получаемая социальным работником, большей частью не систематична и поступает из самых разных источников, например из разговоров с сотрудниками, из газет, обсуждения различных вопросов со служащими из других организаций. Наиболее же важно использование систематизированной информации, циркулирующей в сфере действия управленческих информационных систем и разработки социальных программ. Информация, получаемая из этих источников, может и должна быть использована для улучшения организационной и исполнительной деятельности, и работать на клиента, являющегося главным объектом внимания в социальной работе.

Целью управления в сфере социального обслуживания является успешная работа организации по обслуживанию клиента. Специалисты по социальной работе разрабатывают программы, распоряжаются людьми, ресурсами, а также информацией. Не отрицая того, что для улучшения работы организации необходим компетентный персонал и соответствующие ресурсы, ясно, что эта работа может быть улучшена, и в некоторых случаях радикально, за счет использования силы информации.

Умелые систематизация и распространение информации придают необходимую энергию и мотивацию действиям, помогают сориентировать персонал на такие виды деятельности, которые увеличат эффективность труда и улучшат его организацию. Информация также может объединить задачи организационных структур и исполнительного персонала. При этом ее никогда не следует использовать для того, чтобы «запугать людей». Информация, по-видимому, сама по себе служит достаточным мотивом для деятельности.

Потенциал компьютерных информационных систем и систем разработки программ состоит в том, что они становятся инструментом, посредством которого организация может улучшить свою работу. Для этого необходимы три элемента: 1) способность персонала на всех уровнях аккуратно и своевременно собирать, хранить и предоставлять информацию о текущей работе; 2) возможность доступа к информации, способной повлиять на выбор управленческого решения; 3) способность информации побудить персонал изменить свое поведение, если это необходимо.

Первый элемент — это, по существу, вопрос обеспечения исходной информацией о реальных проблемах, которые необходимо решить. Многие исследователи считают, что навык правильно находить информацию является даже лучшим залогом успешной деятельности специалиста, чем его способности к решению проблем. Проблемно-ориентированная исходная информация необходима для предотвращения организационных кризисов, нормальной работы персонала и последовательного исполнения программы.

Второй элемент включает в себя доступ к информации, помогающей решить проблему. Несистематизированная исходная информация мало, что говорит специалисту о том, что ему делать. Информация о способах решения проблемы помогает ему выбрать способ действия или метод решения. Она может включать в себя, например, информацию об успешных социальных программах, эффективной практике управления, программах подготовки персонала или административных инструкциях. Источники такой информации чрезвычайно разнообразны — от коллег и подчиненных до журнальных статей, публицистики, правительственных постановлений и исследовательских отчетов. Третий элемент — это непосредственно роль специалиста. Организации требуется не только адекватная информация, но и умелые социальные работники, стремящиеся воплотить информацию в действие.

Во многих случаях успешная деятельность обусловливается не столько информацией, как таковой, и не простым и механическим ее усвоением; ключ к успеху скорее в способности специалиста «переваривать» информацию. Например, проведенное исследование служащих государственных учреждений выявило, что 44% респондентов целенаправленно отбирали информацию, имеющую отношение к проблемам, по которым им было необходимо принимать решения.

Компьютеризованные управляющие информационные системы (УИС) быстро становятся основным механизмом обеспечения работников социальной сферы информацией, необходимой для разработки и осуществления программ. Первоначальное развитие информационных систем было стимулировано требованиями «вести хозяйство» и предоставлять отчетность. Эти системы были разработаны в расчете на работу больших компьютеров, направленную на увеличение эффективности и точности «выдачи квитанций» клиентам, персоналу и другим агентствам. Другой прочно установившейся характеристикой хорошего «ведения хозяйства» является поддержание в порядке своих записей, списков клиентов, профессиональных документах.

Объем требуемой документации сейчас достиг критической величины; зачастую бесполезный сбор информации отвлекает от выполнения основной работы, снижает удовлетворенность трудом.

Перегруженность информацией уменьшает продуктивность собранных сведений.

Какие же виды коммуникаций выделяют?

Коммуникации между организацией и ее средой.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения.

Коммуникации внутри организации бывают двух видов: горизонтальными и вертикальными.

Горизонтальные коммуникации обеспечивают обмен информацией между подразделениями одного уровня для взаимной координации их действий.

Вертикальные коммуникации – когда происходит обмен информацией с уровня на уровень.

Когда информация двигается сверху вниз, т.е. с высших уровней управления на низшие, говорят о вертикальной коммуникации по нисходящей. Так подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, конкретных заданиях, об изменениях. Это могут быть приказы, циркуляры, рекомендации, распоряжения.

В случаях, когда информация двигается снизу вверх, то это коммуникации по восходящей. Руководству направляются отчеты, предложения.

Эффективность горизонтальных и вертикальных коммуникаций внутри организации различна. У горизонтальных она достигает 90%, так как люди, работающие на одном уровне, лучше знают и понимают проблемы друг друга. При движении информации по нисходящей (сверху вниз) потери могут достигать 80%. Так от руководителя высшего уровня до руководителя среднего звена доходит всего 40% информации, а до работников – не более 30%. Хуже положение складывается при движении информации по восходящей (снизу вверх). Здесь потери составляют 90% и выше. Тем не менее, на сегодняшний день вертикальные коммуникации являются основными, на их долю выпадает 2/3 информационного обмена.

Коммуникации могут быть формальными и неформальными. Формальными коммуникации считаются, когда обмен информацией происходит между лицами, занимающими те или иные официальные должности. Это приказы, инструкции, отчеты.

Неформальные коммуникации основаны на личных отношениях. Неформальный обмен информацией осуществляется посредством слухов. Этот канал работает оперативно.

Если информация не окрашена личными эмоциями, то степень ее надежности может достигать 80%.

Этим каналом часто пользуются официальные лица, например, когда нужно осторожно подготовить людей к грядущим переменам.

Типичная информация, передаваемая по каналам распространения слухов:

1. изменения в структуре организации;

2. грядущие перемещения и продвижения по службе;

3. подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании;

Основные информационные ресурсы в сфере социальной педагогики

1. Выборочный перечень нормативно-правовых документов в сфере социальной педагогики

1. Международные документы

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты интересов ребёнка . – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml
  • Всеобщая декларация прав человека. – Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
  • Декларация социального прогресса и развития . – Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/socdev.shtml
  • Европейская Социальная Хартия . – Режим доступа: http://www.yabloko.ru/Themes/Social/hartia-3.html
  • Европейские пенитенциарные правила . – Режим доступа:http://www.zagr.org/25.html
  • Европейский кодекс социального обеспечения . – Режим доступа:http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_89326.html
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин . – Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml
  • Конвенция о правах ребёнка . – Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
  • Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей . – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации . – Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml
  • Минимальные стандартные правила ООН по обращению с заключёнными . – Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml
  • Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних //Официальный сайт думы Томской области. – Режим доступа: http://duma.tomsk.ru/page/18631/

    1. Документы федерального уровня

  • Гражданский кодекс Российской Федерации //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  • Жилищный кодекс Российской Федерации //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  • Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» //Официальный сайткомпании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  • Конституция Российской Федерации //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». –Режим доступа: http://www.consultant.ru
  • Семейный кодекс Российской Федерации //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  • Трудовой Кодекс российской Федерации //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  • Уголовный кодекс российской Федерации //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  • Федеральная президентская программа «Дети России» . – Режим доступа:http://www.rg.ru/2007/02/02/deti-rossii-dok.html
  • Федеральная целевая программа «Молодёжь России» . – Режим доступа: http://www.referent.ru/1/23201
  • Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов» . – Режим доступа:http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/bh-dokumenty/m1k.htm
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» //Официальный сайткомпании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  • ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  • ФЗ «О государственной социальной помощи» //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  • ФЗ «Об образовании» //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа:http://www.consultant.ru
  • ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» //Официальный сайт компании «Консультант Плюс».

    – Режим доступа: http://www.consultant.ru

  • ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

1. Документы регионального уровня


  • Долгосрочная целевая программа «Молодёжь Кузбасса» » //Официальный сайт Департаментамолодёжной политики и спорта Кемеровской области. – Режим доступа: http://www.dmps-kuzbass.ru/about/program/
  • Закон кемеровской области «О мерах по обеспечению гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» //Официальный сайт департамента образования и науки кемеровской области. – Режим доступа:http://edu.kem.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=23&Itemid=52
  • Закон Кемеровской области «Об образовании в Кемеровской области» » //Официальный сайтДепартамента образования и науки Кемеровской области. – Режим доступа:http://edu.kem.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19:——&catid=16&Itemid=802
  • Закон Кемеровской области «Об общих принципах осуществления государственной молодёжной политики в Кемеровской области» //Официальный сайт Департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области. – Режим доступа: http://www.dmps-kuzbass.ru/about/statement/
  • Закон Кемеровской области «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» //Официальный сайт Главного финансового управления Кемеровской области. – Режим доступа: http://www.ofukem.ru/

1. 4 .Выборочный перечень ГОСТов

  • ГОСТ Р 52888-2007 Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания // Бесплатная библиотека документов. – Режим доступа:http://doc-load.ru/SNiP/Data1/52/52871/index.htm#i176403
  • ГОСТ Р 53061-2008Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям // Бесплатная библиотека документов. – Режим доступа:http://www.norm-load.ru/SNiP/Data1/55/55809/index.htm
  • ГОСТ Р 52496-2005 Социальное обслуживание населения

Контроль качества социальных услуг // Бесплатная библиотека документов. – Режим доступа:http://doc-load.ru:82/SNiP/Data1/46/46767/index.htm

  • ГОСТ Р 53348-2009 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам // Бесплатная библиотека документов. – Режим доступа:http://www.norm-load.ru/SNiP/Data1/57/57573/index.htm

2. Выборочный перечень текущих библиографических указателей и баз данных по направлению подготовки 050400 – Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика», квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр»

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Информационные технологии в социальной работе

Применение информационных технологий в социальной работе с различными группами населения в нашей стране в данный момент только набирает обороты. Однако в этой области уже достигнуты определённые успехи. К сожалению, в рамках данной работы невозможно подробно остановиться на всех направлениях социальной работы, использующих информационные технологии, поэтому будет уделено внимание лишь некоторым из них.

Огромное значение использование информационных технологий имеет в социальной работе с различными группами инвалидов, в том числе и детей-инвалидов.

Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями.

В кризисных ситуациях положение инвалидов ухудшается, они острее ощущают свою зависимость, ущербность, одиночество. В это время необходимо оптимизировать условия жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями, чтобы они могли наиболее полно испь изовать и развивать свои потенциальные способности для адаптации к новым реалиям и преодоления различных социальных трудностей. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, чтобы те могли жить независимой жизнью.

Для инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также для тех групп инвалидов, чьи возможности передвижения ограничены из-за наличия других заболеваний, окно в мир может открыться именно благодаря информационным технологиям. Этим людям, как никому другому, просто необходимо наличие персонального компьютера и доступа в Интернет. Ведь именно там человек, ограниченный в своих возможностях передвижения, сможет найти необходимую информацию, совершить виртуальное путешествие в любую точку планеты, найти друзей и общаться с людьми, оказавшимися в такой же ситуации. Всё это имеет огромное значение для того, чтобы инвалид не чувствовал себя ущербным и одиноким.

Дети-инвалиды, не имеющие возможности обучаться в обычных учебных заведениях, обучаются дистанционно. Для более успешногциоистанционного обучения им также крайне необходим персональный компьютер с набором специальных программ, адаптированный под их индивидуальные особенности. Это же касается и молодых людей-инвалидов для получения ими полноценного высшего образования и последующей успешной интеграции в общество.

Весьма перспективным видится использование информационных технологий в процессе обучения детей-инвалидов по зрению. Остановимся на нём более подробно.

Специфика применения информационных технологий при обучении таких детей определяется особенно жесткой системой санитарно-гигиенических и психофизиологических требований. Кроме того, визуальный информационный канал занимает в системе указанных технологий ведущее место.

Соответственно, далеко не все имеющиеся в системе дистанционного обучения технологии могут быть применены при обучении слабовидящих детей. Применение же некоторых из них приобретает определенные особенности.

Не вызывает сомнения, что в педагогическом процессе, обращенном к таким детям, возможности использования технологий, требующих участия зрительного анализатора, крайне малы.

Это становится возможным только для частичнозрячих и слабовидящих детей.

Для таких категорий обучающихся информационные технологии, прежде всего, могут быть использованы как средство тренировки зрительного анализатора. Для детей-инвалидов по 7ойРию 1-ой и 2-ой группы могут быть использованы специальные компьютерные тренажеры, направленные на развитие зрительного гнозиса. В соответствии с этим возможно создание электронных тренажеров, предъявляющих обучающемуся комплекс специальных упражнений, направленных на развитие функций цветоощущения, зрительной фиксации, балансировки зрительных полей, морфологического восприятия и др.

Для рассматриваемой категории детей-инвалидов возможно частичное использование визуальной информации и в процессе обучения. С экрана компьютера такого рода обучающиеся могут считывать текстовую информацию при размере знаков высотой не менее 40-50 мм и картинки соответствующего размера без мелких деталей, с отчетливыми краями, на контрастном фоне.

Перейти на страницу: 1 23

Добавить комментарий

Закрыть меню