Технологический подход в образовании


Вопрос 9. Технологический подход в образовании.
Существующие подходы к определению понятия «педагогическая технология». Признаки педагогических технологий: системность, диагностичность целей, воспроизводимость и гарантированность результата, наличие системы обратной связи. Классификация современных педагогических технологий, особенности их применения в образовательном процессе. Характеристика одной из педагогических технологий (по выбору студента).

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Структура педагогической технологии.

В структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

— цели обучения — общие и конкретные;

— содержание учебного материала;

в) процессуальная часть — технологический процесс:

— организация учебного процесса;

— методы и формы учебной деятельности школьников;

— методы и формы работы учителя;

— деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

— диагностика учебного процесса.

Признаки (критерии) педагогических технологий:
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ(по Г. К. Селевко)

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

  • По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
  • По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
  • По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
  • По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического про граммирования и суггестивные.
  • По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам — ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий — СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности — СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы — СДП).
  • По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредмет-ные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
  • По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько определяет следующие виды технологий:

1 — классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное);

2 — обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3 — система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4 — обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;

5 — система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) — групповые, дифференцированные способы обучения;

6 — компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7 — система «Репетитор» (цикличное, направленное, ручное) — индивидуальное обучение;

8 — «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

Характеристика одной из педагогических технологий (по выбору студента).
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио­нальное напряжение»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фунда­ментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самооп­ределении, саморегуляции, самореализации.

Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усво­ения социальных установок (Л.С.Выготский).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения меж­ду людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание.

В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психи­ческие новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дош­кольного возраста.

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, сред­ний — общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессио­нальная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
Спектр целевых ориентаций игр:

• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; при­менение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных уме­ний и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучеб­ных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование опре­деленных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комму­никативности.

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений срав­нивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; раз­витие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адапта­ция к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Технология развивающих игр Б.П.Никитина

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, ко­торые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характер­ными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, плана­ми и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечка­ми», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллек­том.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким обра­зом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух — трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основ­ном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

• развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

• их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

• поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

• развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Технологический подход в образовании.

Основной принцип технологического подхода – принцип стандартизации. Он обуславливает основные особенности (они же требования)технологической модели учебного процесса:

— повторяемость;

— измеримость;

— типологизируемость;

— операциональность;

— формализованности;

— диагностичность описания цели;

— воспроизводимость педагогического процесса (в том числе представление этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемых);

— воспроизводимость педагогических результатов.

Так, при технологической модели как весь процесс обучения, так и отдельные этапы повторяемы и приводят к заранее заданным результатам.

Преимуществатехнологической модели: качественно построенная модель технологического обучения позволяет достичь запланированных результатов и понимать какие результаты достигнуты. Повышенное внимание технологический подход уделяет постановке целей. Цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать. Если втрадиционной педагогике проблема целей не особенно волнует теоретиков и практиков, или они задаются, весьма нечетко, а степень их достижения определяется на глазок, то в педагогической технологии это центральная проблема.

Ограничения технологической модели: Творческим началом в обучении педагогическая технология непосредственно не занимается; она сосредоточена на воспроизводимых моментах учебного процесса. В описаниях деятельности, которая приводит к тем или иным результатам в обучении, фактически выхолащивается внутреннее, психологическое содержание, имеющее определяющее значение при оценке качества обучения. Таким образом, есть тенденция, что наиболее важные результаты педагогических программ – как позитивные, так и негативные – не выявляются с помощью технологического подхода.

Возможности совершенствования обучения истории и обществоведческим дисциплинам посредством новых педагогических технологий. Педагогические технологии необходимо применять там, где они применимы, эффективны (для этого надо понимать где они применимы, эффективны), но не ограничиваться ими. При технологическом подходе достигаются значительные успехи в проектировании учебного процесса с заданным результатом.

Структурирование учебного материала и моделирование процесса обучения как ключевые принципы технологического подхода.

Ключевые принципыорганизации обучения в рамках технологического подхода: структурирование содержания обучения и на его основе моделирование процесса обучения.

Идея модульности (процесс обучения делится на этапы). Модуль — основа для технологического цикла.

Составные части (определенные этапы) образовательной технологии (общая характеристика):

— целеполагание,

— мотивация,

— информационный,

— интерактивный блоки,

— блок оценивания,

— блок подведения итогов.

То же, т.е. этапы образовательной технологии – вариант Серкина:

— 1) вход в обучение: мотивация, постановка задач;

— 2) процесс освоения информации необходимой для решения задач;

— 3) решение самих задач, интерактив, деятельность, практика;

— 4) фиксация достигнутых результатов, рефлексия.

Стандартизация и формализация деятельности ученика.

Базовые модели образовательных технологий:

Идеальная реализация технологического подхода – это модель программированного обучения(40? – 50-е гг. в США). Идея – обеспечить идеальное освоение предмета – делим информацию на маленькие кусочки – затем даем задания для тренировки – затем даем задания для контроля. И так дальше (если не выполнил корректирующее задание). 100 % усвоение, учитель не нужен. Модель позволяет ставить и идеально достигать примитивных задач в обучении и не больше, идеально для заучивания простых операций и инфы. Например, идеально подходит для натаскивания на теоретическую сдачу правил дорожного движения;

модель полного усвоения (США) Задача — «Всех учить всему». В основе модели полного усвоения лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы американскими психологами Дж.Кэрроллом и Б. С.Блумом. Они исходили из следующих посылок. Разброс успеваемости обычно объясняется соответствующим разбросом способностей к обучению. Однако Дж.Кэрролл обратил внимание на то, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предоставления информации и т.д.). Единственное, что остается незафиксированным, это… результаты обучения, которые характеризуются заметным разбросом. Дж.Кэрролл предложил сделать постоянным, фиксированным параметром именно результаты обучения. В таком случае все параметры условий будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата. Предположение Б. Блума, что при правильной организации обучения и особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

Практическая реализация модели включает следующую последовательность шагов:

1) вводная часть — ориентация учащихся в работе по модели полного усвоения;

2) обучение по каждой из учебных единиц в направлении полного усвоения;

3) оценка полноты усвоения материала в целом каждого из учащихся;

4) разъяснение значения оценки (отметки) каждому учащемуся;

исследовательский подход (решение проблем, Дьюи).

Признаки (характерные черты):

1. Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя.

2. При изучении предмета надо создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах.

3. Знакомство с представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов.

4. Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым материалом.

5. Материны лабораторных работ побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе.

6. Учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты;

Игровое моделировании (по Селевко Г.К.). Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— в качестве технологий внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различныхпедагогических игр.

В отличие от игр вообще педагоги ческая игра обладает существенным признаком — наличием четко постав ленной цели обучения с соответству ющего ей педагогического результа та, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характери зуются учебно-познавательной нa правленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед., учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал исполь-‘ зуется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Таблица: «Классификация педагогических игр».

;

дискуссионная модель. В американской педагогике можно выделить следую­щие признаки этого способа обучения:

— работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников;

— соответствующая организация места и времени работы;

— процесс общения протекает как взаимодействие участников;

— взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств; — направленность обсуждения на достижение учебных целей. В определениях такого рода, как и во многих попытках формализовать живой учебный процесс, стремление описать и зафиксировать видимые признаки нередко оборачивается ускользанием главного, сущностного.

Главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины (точнее, истин), причем все участники — каждый по-своему — участвуют в организации этого обмена. Целенап­равленность дискуссии — это не подчинение ее дидактическим задачам, которые важны только учителю, но ясная для каждого ученика устрем­ленность к поиску нового знания — ориентира для последующей само­стоятельной работы, знания — оценки (фактов, явлений).

Диспут=дискуссия= дебаты (Уколова)

Различия по целям и результатам.

Переход от “знаниевой” к личностно ориентированной парадигме требует пересмотра привычной стратегии обучения. В рамках этого требования наиболее эффективен технологический подход к обучению, предполагающий реализацию различных инновационных технологий. В поисках путей перевода обучения на новый качественный уровень главным следует признать необходимость создания условий для включения учащихся в активный и добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности.
The transition from the “knowledgable” paradigm to that of “personally-oriented” requires some reconsideration of the adopted strategy of study. In the frames of this demand the technological approach involving the realization of different innovative technologies of study will be more effective. In the search of the ways means of the educational process transfer to a new qualitative level it is necessary to create some conditions which can include the learners into an active and voluntary process of the knowledge acquisition and the generalized methods of their mental activity.
Известно, что современная педагогическая парадигма предполагает переход от знаниево-инструментального подхода к обучению личностно-ориентированному.
При традиционном обучении работа преподавателя ориентирована на репродуктивный характер сообщения знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде. Учитель в классе является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса.
Для создания и оптимального функционирования современной образовательной системы необходим инновационный подход к построению пространства развертывания научно-педагогического сознания.
В современной школе в поисках путей перевода обучения на новый качественный уровень главным следует признать необходимость создания условий включения учащихся в активный, добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности, что реально позволит преобразовать ученика из объекта в субъект деятельности.

Согласно этому можно выделить два типа инновационных подходов к обучению, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации процесса обучения (табл.1).
Поиски путей превращения традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем, в ходе которых знания и умения приобретаются в атмосфере эмоционального комфорта, ведутся по этим двум направлениям.
Из их сравнения следует, что технологический подход – это лишь модернизация традиционного обучения, он сводится к продуманной деятельности педагога, оснащенной определенным набором средств, способов и инструментарием, направленной на достижение конкретной цели в виде фиксированного учебного результата. Он не противоречит требованиям, выдвинутым временем.
Опыт работы в школе доказывает, что передовое всегда сохраняет многое из традиционного, и поэтому необходимо уважительное, бережное отношение к традициям, которые являются базой создания и использования нового.
Технократический подход, модернизируя традиционное обучение, строится как “технологический”, конвейерный процесс с четко фиксированными ожидаемыми результатами, гарантируя достижение заданных целей. Его полная ориентация на заданный конечный результат делает образование подобием отрасли индустрии.
Технология обучения (педагогическая технология), основанная на науке, а не на интуиции, поможет разным учителям успешно добиваться положительных результатов, качество которых не будет радикально отличаться. Индивидуальность, неповторимость личности педагога будет опосредована в тех условиях, эмоциональном фоне, микроклимате, взаимоотношениях, которые обеспечивают благоприятное протекание педагогического процесса.
Для того чтобы педагогические технологии можно было широко тиражировать для использования в образовании, необходимо, чтобы представленная технология была правильно понята и принята учителями. Организуя обучение по программе, ориентированной на педагогическую технологию, учителю легче достигать желаемого результата в обучении.
По характеру взаимодействия учителя и ученика все педагогические технологии можно разделить на группы, учитывая позицию ученика в образовательном процессе и отношение к нему со стороны взрослых (табл. 2).
Таблица 2

Традиционные
технологии
(субъект -> объект)
Инновационные
технологии
(субъект <-> объект<->
<-> субъект)
Личностно-ориенти-
рованные технологии
субъект <-> субъект
субъект -> объект <- субъект
Авторитарные
Дидактоцентрические
Сотрудничества Гуманно-личностные
Свободного воспитания
Эзотерические

Рассмотрим каждую из указанных технологий.
Авторитарные технологии характеризуются жесткой организацией учебной деятельности, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением принуждения.
Дидактоцентрические технологии характеризуются приоритетом обучения над воспитанием.
Итак, традиционные технологии обладают следующими особенностями:
— знания, даже сверхсовременные, как бы прочно они ни были усвоены, сами по себе не рождают личность, то есть не вырабатывают в ученике систему отношений и убеждений, собственных позиций и суждений;

— теория и практика традиционного подхода к обучению априорно предполагают, что без принуждения невозможно приобщить детей к обучению и воспитанию. Эта тенденция улавливается в характере описания принципов, методов и средств обучения и воспитания, которые приводят учителя к авторитарному стилю общения: ученик всегда только обязан;
— учебная деятельность школьника заполнена слушанием, выполнением, повторением, действием по образцу, исправлением ошибок. Детям диктуются и знания, и нравственность, и оценки действительности, и убеждения. Удел ученика – быть восприимчивым к учительским наставлениям;
— скудость мотивов учения, непосильность домашних заданий, ущемление достоинства, лишение собственной мысли порождают у учащихся неприязнь к школе.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство: учитель и ученик совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотворчества.
Идею педагогики сотрудничества можно выразить следующим образом: сделать ребенка нашим (взрослых) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении; сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты.
Гуманно-личностные технологии отличаются направленностью на поддержку личности: психологическую, моральную. В их основе отсутствует принуждение. Оно заменяется верой в творческие силы ребенка, уважением к его самости.
Теория свободного воспитания базируется на идее предоставления ребенку права выбора и самостоятельности в различных областях жизнедеятельности, в том числе и в учебе. Широкая зона выбора позволяет ученику к достижению целей идти путями, определяемыми его познавательными возможностями.
Эзотерические технологии – это технологии, в основе которых при сообщении знаний наблюдается не столько общение с источником знаний, сколько приобщение к Истине, в ходе которого ребенок сам становится центром информационного общения со Вселенной.
Технологии современного периода происходящей модернизации образования можно считать инновационными, ставящими в центр педагогической системы личность ребенка, создание комфортных, бесстрессовых условий развития и реализации ее природных потенциалов. При этом формирование личности из средств достижения цели (знания, методы мыслительной деятельности) переходит в разряд приоритетных целей. Кардинально изменяя цель образовательного процесса, инновационные я-ориентированные технологии функционируют в рамках классно-урочной системы.
Следует отметить, что строить систему личностно-ориентированного обучения надо, используя для ускорения этого процесса в качестве строительного материала все пригодные элементы традиционной педагогики. Создание новой технологии потребует, сохранив часть традиционного инструментария, способов, методов, сконструировать процесс на основе качественно другой схемы, добавляя новые инструменты и методы, рожденные идеей личностно-ориентированного обучения. Черты знакомого не должны вводить в заблуждение, ибо все знакомые элементы будут подчиняться другой закономерности.
Главной отличительной чертой инновационной технологии является акцент на “объект” воздействия инноваций, “предмет” их деятельности – это живая, развивающаяся, обладающая неповторимым “Я” личность ученика. На совершенствование этой личности и должны быть направлены любые педагогические нововведения.
Если деятельность учителя-новатора направлена на “порождение нового, никогда не бывшего” лишь в области содержания обучения, его методов или форм проведения занятий, но при этом не учитывается личность ученика, забывается заповедь “не навреди”, то такие технологии не могут быть оценены положительно, не могут считаться инновационными.
Принципиальное отличие инновационного обучения в данном случае состоит в переориентации смысла и порядка организации всего учебного процесса, а именно: предоставление ведущей роли на всех этапах учения творческим и продуктивным задачам, опережающим решение репродуктивных задач. Это изменяет психологическую структуру учебно-воспитательной ситуации в целом, так как создается система внутренней стимуляции широкого спектра взаимодействий, отношений между учителем и учеником и самими учащимися.
Роль ведущей скрипки в многообразии форм социальных и межличностных отношений между участниками обучения играют продуктивные и творческие задачи.
Инновационное обучение ориентировано на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми.
Можно выделить определенные черты инновационного обучения:
— открытость обучения будущему;
— способность к предвосхищению на основе постоянной переоценки ценностей;
— способность к совместным действиям в новых ситуациях.
Рассматривая функции современной системы образования в масштабах социальных перемен, следует связать возможности преодоления противоречий с двумя альтернативами в стратегии образования:
1) традиционная стратегия организации обучения, которая не изменяет место и роль человека в культуре, меру его готовности к переменам в жизни, ибо сохраняется сложившаяся система образования.

Компоненты ее лишь усовершенствуются. Но при всех изменениях усиливается деструктивная роль школы по отношению к личности: социальное отчуждение, отход учеников от ценности образования. Не обеспечивается готовность к позитивным изменениям в обществе;
2) инновационное обучение создает новый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя и ученика. Именно эта стратегия положена в основу предложенной сейчас Министерством образования Российской Федерации модернизации школы.
Под эффективностью инновационных технологий обучения мы понимаем степень соответствия определенного результата, достигнутого учеником, целям, поставленным учителем.
При оценке эффективности обучения можно выделить три важные области (табл. 3).
Таблица 3
Три важные области, выделяемые при оценке эффективности обучения

Содержательная область усвоение понятийного аппарата;
усвоение фундаментальных закономерностей;
усвоение причинно-следственных связей между понятиями, явлениями.
Контекстуальная область использование знаний – при дальнейшем изучении учебного предмета:
— при решении практических повседневных и учебных задач;
— при объяснении окружающих природных явлений;
— при решении мировоззренческих и реальных жизненных проблем;
— при обсуждении философских проблем.
Процессуальная область сформированность интеллектуальных операций, необходимых для решения конкретных задач.

Опыт показывает, что инновационные технологии не всегда целесообразно использовать на уроках. При выборе технологии главными являются содержание и познавательные задачи урока.
Анализ содержания образовательного процесса позволяет сформулировать следующие критерии эффективностиинновационных технологий обучения физике (табл. 4).
Таблица 4

Характер критерия

Сущность технологического подхода в образовании.

Огромный опыт педагогических инноваций. Результаты психолого-педагогических исследований, развития образовательного процесса постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход.

Технологический подход к обучению и воспитанию, который зародился в 60-70 е г. xx века, привлёк педагогов-практиков идеей управления учебно-воспитательным процессом.

Педагогическая технология — это научно-обоснованная система деятельности, которую человек старается применить в целях преобразования окружающей среды. Технологический подход получил развитие прежде всего в Англии, США, Японии. Программированное обучение способствовало распостранению технологического подхода в учебно-воспитательный процесс.

Не сразу была принята идея технологического подхода в учебно-воспитательный процесс. Однако, интерес к педагогическим технологиям возрастал. В Казани разрабатывалась технология проблемного обучения, в других регионах внедрялось программированное обучение. В 70-е годы получила популярность методика В.Ф. Шаталова, который создал эффективную, учебно-воспитательную технологию.

С внедрением технологий воспитания , образования в практику была разработана проблема технологического подхода в учебно-воспитательный процесс. Были сформулированы главные признаки технологизации учебно-воспитательного процесса: унификация в системе массового образования и воспитания, стандартизация, вынесение творческого процесса на более высокий уровень организации, упорядочивание — воспитательной системы..

Технология – это совокупность знаний о способах и средствах обработки чего-либо.

Педагогическая технология — это системная совокупность и порядок формирования всех личностных и инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. (М.В.Кларин).

Педагогическая технология – это совокупность психолого – педагогических установок, которые определяют специальный набор форм и методов, способов, приёмов обучения.

В педагогической практике возникают такие явления, которые характеризуют естественное и объективное движение к технологизации в воспитательном процессе тоже.

Примером может служить разработка технологий анализа педагогических ситуаций, игровой деятельности, разрешение конфликта, общения, требования, которые возникли не на пустом месте, а путём систематизации уже известных идей.

Воспитание — это сложный процесс, это организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитательные технологии – это модель совместной деятельности, которая содержит систему научных приёмов и методов, способствующих установлению отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели. Эффективность воспитательных технологий зависит от педагогических усилий. К ним относятся прежде всего индивидуальные способности человека, его культура, интересы, увлечения. Характер воспитательных технологий зависит от отношения к ребенку. Им определяется тип технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарная.

Правила, из которых состоит технология, является средством реализации уважения к воспитаннику. Правила может осуществлять любой педагог, труднее соблюсти все условия уважительно отношения к детям, т.к. в них отражается внутренняя мировоззренческая позиция педагога.

Современные технологии воспитания осуществляют комплексный поход, выполняя обязательные требования:

  1. воздействуют на воспитанников по трём направлениям – на сознание, чувства и поведение.

  2. положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания и самовоспитания личности.

  3. единство и координации усилий всех социальных институтов, имеющих отношения к воспитанию – средство массовой информации, литература, семья, школа, искусство, органы правопорядка, коллектив – это непременное условие комплексного подхода.

  4. наличие системы конкретных воспитательных дел.

  5. комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управления им.

Основные качества современных педагогических технологий.

Для описания педагогических технологий, следует выделить их основные общие качества.

— системность

— научность

— структурированность

— управляемость

«Ребёнок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям» В.Ф.Одоевский.

Педагогическое мастерство воспитателя состоит в том, чтобы нужное содержание отобрать, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с поставленными задачами.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Используемая литература:

Г.К. Селевко Технология воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

И.П. Подласый Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений.

С.А. Белкин Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000.

С.М. Соловейчик Педагогика для всех,- М., 1991.

Добавить комментарий

Закрыть меню