Техника это в спорте

Техническая подготовка спортсмена

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная техника — это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой:

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения

2. Виды спорта c проявлением выносливости(бег на длинные дистанции). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, c искусством движений(гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства.

Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность в изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой. Высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством.

Критериями технического мастерства являются:

1. Объем техники — общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

2. Разносторонность техники — степень разнообразия технических приёмов. Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, — спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.

3. Эффективность владения спортивной техникой, близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту. Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханически рациональной, она признается наиболее эффективной;

б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;

в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена — силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег от 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;

г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.

4. Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие.

Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

г) автоматизированность выполнения действий.

Виды подготовки:

Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности. Специальная подготовка направлена на овладение специальными техническими приёмами, присущими конкретному виду спорту и спортивной специализации.

Задачиобщей технической подготовки:

1.Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.

2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Задачи специальной технической подготовки:

1. Сформировать знания о технике спортивных действий.

2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможности спортсмена.

3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и

методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;

г) использование предметных и других ориентиров;

д) звуко- и светолидирование;

е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений :

а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

Оценка технической подготовленности.Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность:

· Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

· Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выполненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборонительных действий и др.

· Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника – та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

· Спортивный результат – важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена.

В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая закономерность – обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

Тесты по физкультуре

1. Когда празднуются Игры Олимпиады? б) в течение первого года празднуемой Олимпиады

2. Древнегреческие Игры Олимпиады праздновались…г) в Олимпии

3. Первые современные Олимпийские Игры праздновались в…а) 1896 году

4. Факел олимпийского огня современных Игр зажигается…в) в Олимпии под эгидой МОК

5. Ольга Данилова, Лариса Лазутина, Галина Кулакова, Раиса Сметанина, Вячеслав Веденин, Владимир Смирнов – чемпионы Олимпийских игр в …

г) лыжных гонках

6. В зимних Олимпийских играх СССР дебютировал в…

а) 1952г. на VI Играх в Осло, Норвегия

б) 1952г. на XV Играх в Хельсинки, Финляндия

в) 1956г. на VII Играх в Кортина, Ампеццо

г) 1960г. на VIII Играх в Скво Вэлли, США

7. Олимпийские игры состоят из…в) Игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр

8. Основу физической культуры составляет деятельность человека, направленная на…а) преобразование собственных возможностей

9. Способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается с относительно большей эффективностью, принято называть …в) техникой физических упражнений

10. Основным специфическим средством физического воспитания является …а) физическое упражнение

11. Обучение двигательным действиям строится в соответствии с …г) закономерностями формирования двигательных навыков

12. Освоение двигательного действия следует начинать с …а) формирования представления об общем смысле данного способа решения двигательной задачи

13. Подготовительные упражнения применяются …б) если обучающийся недостаточно физически развит

14. Двигательными умениями навыками принято называть …г) способы управления двигательными действиями

15. Отличительным признаком умения является …б) расчлененность

16. Отличительным признаком умения является …в) направленность сознания реализацию цели действия

17. В соответствии со стадиями формирования умений и навыков в процессе обучения двигательным действиям выделяется …б) три этапа

18. Комплексы генетически обусловленных биологических и психических свойств организма человека, благодаря которым возможна двигательная активность, принято называть …а) физическими качествами

Какое из предложенных определений сформировано некорректно? а) Взрывная сила обуславливает способность двигать максимальный уровень напряжения мышц в минимальное время

б) Сила проявляется в способности преодолевать сопротивление посредством мышечного сопротивления

в) Быстрота является качеством, от которого зависят скоростные характеристики

г) Все предложенные определения сформулированы корректно

20. При каком режиме работы мышц силовые способности проявляются максимально? а) При уступающем

21. Что является результатом выполнения силовых упражнений с большим отягощением? г) Быстрый рост абсолютной силы

22. Для воспитания быстроты используются …в) двигательные действия, выполняемые в высоком темпе

23. Комплекс функциональных свойств организма, составляющих основу возможности противостоять утомлению в различных видах деятельности, принято называть …б) общей выносливостью

24. Для воспитания гибкости используется …а) движения, выполняемые с большой амплитудой

25. Как дозируются упражнения на развитие гибкости, то есть, сколько упражнений следует делать в одной серии? Упражнения на гибкость выполняются …г) до появления болевых ощущений

26. Какая из представленных способностей не относится к группе координационных? в) Способность быстро реагировать на стартовый сигнал

27. Для занятий какой направленности характерна нагрузка, вызывающая увеличение частоты сердечных сокращений не более чем до 140-160 уд/мин?

б) Для занятий общеподготовительной направленности

Во время занятий какой направленности характерна нагрузка, вызывающая увеличение частоты сердечных сокращений доходит до 140 уд/мин? г) Во время занятий общеукрепляющей направленности

29. Укажите, решение, каких задач характерно для подготовительной части урока физкультуры:

1) Обучение двигательным действиям

2) Активизация внимания

3) Совершенствованию двигательных способностей

4) Функциональная подготовка организма

5) Коррекция нарушений осанки

6)Снижение уровня психического возбуждения.

Варианты ответов:

а) 1,2,3

б) 2,3,6

в) 2,4,5

г) 1,3,5

30. Основную часть урока рекомендуется начинать с …

а) разучивания координационно-сложных движений

31. Укажите, какие упражнения характерны для заключительной части урока физической культуры:

1) упражнения на выносливость

2) дыхательные упражнения

3) силовые упражнения

4) скоростные упражнения

5) упражнения на гибкость

6) упражнения на внимание.

Варианты ответов:

г) 2,6

32. Что принято называть осанкой?

а) Качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение. в) Привычная поза человека в вертикальном положении

33. Правильной можно считать осанку, если вы, стоя у стены, касаетесь её

г) затылком, лопатками, ягодицами, пятками

34. Профилактика нарушения осанки осуществляется с помощью …

б) силовых упражнений

35. Какие упражнения не эффективны при формировании телосложения?

а) упражнения, способствующие повышению быстроты движений

36. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности направленный на …в) сохранения и улучшения здоровья людей

37. Личная гигиена включает в себя…

б) организацию рационального суточного режима, закаливание организма, занятия физическими упражнениями, уход за телом и полостью рта, использование рациональной одежды и обуви

38. Закаливающие упражнения следует начинать с обливания …г)прохладной водой

39. Первая помощь при ушибах мягких тканей тела:

г) холод на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, конечности придают возвышенное положение

Ответы ( 60 ответов)

1. Развитию вестибулярной устойчивости способствуют …а) упражнения «на равновесие»

2. Вероятность травм при занятиях физическими упражнениями снижается, если занимающиеся …в) владеют навыками выполнения движений

Выполняя задания № 3 и 4, завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

3. Метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий последовательное выполнение серий заданий, дозируемых индивидуально на основе максимального теста, называется …(круговой тренировкой)

4. Воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов называется …(травмой)

5. Всемирные юношеские Игры впервые проводились в …а) Москве в 1998 г.

6. В соответствии с Олимпийской хартией на Олимпийских играх страну представляет …

в) национальный олимпийский комитет

7. Один из способов прыжка в длину в легкой атлетике обозначается как прыжок …б) «с перешагиванием»

8. Спортивно-игровую деятельность характеризует …а) стремление к максимальному результату

9. Количество попаданий при бросках одной рукой баскетбольного, гандбольного и волейбольного мяча в кольцо позволяет оценить …

г) способность дифференцировать мышечные напряжения

Завершите утверждение, вписав соответствующую цифру в бланк ответов.

10. В волейболе игрок, находящийся в 1-ой зоне при «переходе» перемещается в зону …№ 6

11. Соотношение между объемом и интенсивностью двигательной активности характеризуется …б) показателями темпа и скорости движений

12. Оздоровительный эффект в занятиях учащихся подросткового возраста достигается с помощью …а) упражнений аэробной направленности, средней и большой интенсивности

13. Нагрузку при выполнении упражнений вызывающих увеличение сердечных сокращений до 140-160 уд/мин принято обозначать как … в) большую

14. Упражнения, содействующие развитию быстроты, целесообразно выполнять в …б) в начале основной части занятия

15. Президентом Олимпийского комитета России является …г) Леонид Тягачев

16. Реакция сердечно-сосудистой системы оценивается как плохая, если разность частоты сердечных сокращений в положении лежа и стоя составляет … в) от 19 до 25 уд/мин

17. Нормативные функции физической культуры особенно ярко проявляются в …в) базовой физической культуре

18. Первым представителем России в Международном Олимпийском Комитете был …в) генерал Алексей Дмитриевич Бутовский

19. Наиболее важным слагаемым здорового образа жизни является …

в) двигательный режим

20. Документом , представляющим, все аспекты организации соревнования является …в) положение о соревновании

21. Упражнения, содействующие развитию выносливости, целесообразно выполнять в …г) конце основной части занятия

22.Завершите утверждения, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

Уровень физического развития и подготовленности человека, соответствующий требованиям жизни принято обозначать как физическое…(воспитание)

23. Способность спортсмена оперативно корректировать двигательные действия в зависимости от особенностей соревновательной ситуации обусловлена … техники. в) … стабильностью …

24. Представителями Международного Олимпийского Комитета для Российской Федерации являются …а) Александр Карелин, Виталий Смирнов, Вячеслав Фетисов

25. Метод повторного упражнения с использованием непредельных отягощений при выполнении действий, выполняемых до отказа, является основным при воспитании …б) скоростной силы

26. Бег с остановками и изменением направления по сигналу преимущественно способствует формированию …г) быстроты реакции

27.Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

Максимальная амплитуда движений, достигнутая приложением как внутренних, так и внешних сил характеризует …(гибкость)

28. Двойной шаг, но только с фазой полета в конце движения в волейболе означает как …б) прыжок

29. Наибольшее количество золотых медалей – по 9-в современных играх Олимпиад завоевали …

б) Пааво Нурми, Лариса Латынина, Марк Спитц, Карл Льюис

Завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

30. Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными занятиями и воспитание морально – волевых качеств принято называть физическим …(воспитанием)

31. Международный Олимпийский комитет был создан в …в) 1894 году

32. Талисман, как бы приносящий счастье любому олимпийцу, любому болельщику впервые появился на Играх в …

а) 1968 г. в Мехико

33. Система циклических упражнений, требующих проявления выносливости, способствующая совершенствованию функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной системы обозначается как

б) круговая тренировка

34.Запишите утверждение, записав соответствующее слово в бланк ответов.

Переход из виса в упор или из более низкого положения в высокое в гимнастике обозначается как …(подъем)

35. Метод равномерного непрерывного упражнения является наиболее распространенным при воспитании …б) общей выносливости

36.Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается как …(кувырок)

37. Силовые упражнения рекомендуется сочетать с упражнениями на …

б) быстроту

38. Двигательная активность, ориентированная на восстановление и оздоровление организма характерна для … физкультурного движения.

г) … рекреационного направления …

39. Состояние здоровья обусловлено …б) образом жизни

40. Умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча в баскетболе формируется при обучении тактическим действиям в …б) защите

41. Игры, проведенные в Москве, были посвящены … Олимпиаде. а) 22-й

42. Спортсмены Российской Федерации впервые выступил под российским флагом в …г) 1996г. на Играх XXVI Олимпиады в Атланте, США

Отвечая на вопросы №43 и 44, завершите утверждения, вписав соответствующее слово в бланк ответов

43. В легкой атлетике снаряд, метание которого выполняется после «скачка» называется …ядро

44. Сгибание опорной ноги перед отталкиванием в лыжном спорте обозначает как …толчок

45. Волейбол как спортивная игра появился в конце XIX века в

а) США

46.Завершите утверждение, вписав соответствующее число в бланк ответов.

На протяжении XXVIII современных Олимпиад было проведено 26… Игр

47. Российский олимпийский комитет был создан в …б) 1911 г.

48. Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке …

а) вверху – синее, черное, красное; внизу – желтое и зеленое

49. В соответствии с Олимпийской хартией, олимпийские соревнования проводят…а) международный олимпийский комитет

50.Отвечая на вопросы № 50-52, завершите утверждения, вписав соответствующее слово в бланк ответов

Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается как …вис

51. Быстрый переход из упора в вис в гимнастике обозначает как …спад

52. Положение занимающегося, при котором согнуты в коленях ноги подтянуты руками к груди и кисти захватывают колени, в гимнастике обозначает как …группировка

53. Впервые Олимпийский флаг был поднят и прозвучал олимпийский девиз во время Игр…б) VII Олимпиады в Антверпене (1920 г.)

Добавить комментарий

Закрыть меню