Сюжеты из библии

Сотворение мира и человека

Бог сотворил небо и землю. Земля сперва была не устроена, и Дух Божий носился над ней.

И вот в шесть дней Бог дал устройство земле. «Да будет свет!» – сказал Господь. И стало светло; и назвал Бог свет днем, а тьму – ночью.

Это был первый день.

Во второй день Он сотворил твердь и назвал твердь небом.

В третий день Бог отделил воду от суши. И образовались моря, озера, реки и источники. Земля же, по воле Божией, произвела растения.

В четвертый день Господь создал светила небесные; солнце стало светить на небе днем, а луна и звезды освещать мир ночью.

В пятый день Бог повелел, чтобы вода наполнилась рыбами и чтобы птицы летали в воздухе над землей.

В шестой день Он сотворил животных земных.

Наконец, сказал Бог: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему, и да обладает он рыбами морскими, птицами небесными, и скотом, и всеми тварями, живущими на земле».

И сотворил Бог первого человека – Адама. Он из земли создал тело и вдунул в него душу разумную и бессмертную. Этою душою Он отличил его от животных и уподобил Себе.

Но Адам был одинок, и Господь Бог создал для него жену – Еву, чтобы она была ему подругой и помощницей.

И увидел Господь Бог, что все, сотворенное Им в шесть дней, прекрасно.

В седьмой день Он почил от трудов Своих, то есть перестал творить, благословил этот день и назначил его быть днем покоя и радости для людей.

Сотворив мир, Бог стал заботиться о нем. Он постоянно хранит его, и все в нем совершается по Его святой воле.

Первый грех.

Обещание Спасителя. Изгнание из рая

Прежде творения мира и всего, что находится в нем, Бог сотворил ангелов, невидимых, как и Он Сам.

Сперва все ангелы были добрые, но потом один из них не захотел повиноваться Богу и научил других тому же.

Он стал называться дьяволом, то есть клеветником, соблазнителем. Господь лишил блаженства его и тех, кто его послушался. И вот дьявол позавидовал счастью Адама и Евы и захотел погубить их. Он вошел в змея и, когда Ева проходила мимо дерева познания добра и зла, спросил:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды райских деревьев?

Ева ответила:

– Господь позволил нам есть плоды со всех деревьев сада; только с дерева познания добра и зла Он не позволил вкушать плодов и сказал, что если мы это сделаем, то умрем.

– Нет, вы не умрете, – сказал дьявол. – Бог знает, что как только вы вкусите их, то сделаетесь сами как боги, – и будете знать добро и зло.

Ева посмотрела на дерево, запрещенные плоды особенно понравились ей теперь; она подошла, взяла плодов и ела, потом дала мужу, и он ел.

Как только они сделали это, им сразу стало страшно и стыдно. До тех пор невинные, как младенцы, они не замечали, что наги, и не стыдились этого, но, согрешив, прикрылись листьями и укрылись среди деревьев.

И услышали они голос Бога; Господь ходил в раю.

– Где ты, Адам? – воззвал Он.

Адам ответил:

– Я услышал голос Твой, Господи, и скрылся; мне стало стыдно, потому что я наг.

Господь сказал:

– Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам вместо того, чтобы сознаться в своей вине и просить прощения у Бога, ответил:

– Жена, которую ты сотворил мне, дала мне плодов этого дерева, и я ел.

Жена сказала:

– Господи, змей соблазнил меня.

Тогда Бог проклял змея, а Адаму и Еве сказал, что в наказание за ослушание они будут жить в горе, страданиях, тяжелых трудах и потом умрут. Но, по милосердию своему, в утешение людям, Господь обещал, что впоследствии явится Спаситель мира, Который примирит людей с Богом и победит дьявола.

Сказав это, Господь Бог изгнал Адама и Еву из рая и поставил ангела с пламенным мечом, чтобы охранял путь к дереву жизни.

Каин и Авель

У Адама и Евы было два сына: Каин и Авель.

Старший, Каин, обрабатывал землю; младший, Авель, пас овец. Авель отличался добротой и кротостью; Каин же был злой и завистливый. Однажды оба брата захотели принести Богу в жертву, то есть в дар, что было у них лучшего: Каин – от плодов земных, Авель – лучшую овцу из своего стада. Авель приносил свою жертву с чистым сердцем, с чувством горячей любви, и жертва его была угодна Богу; Каин же приносил свою жертву без благоговения, а потому даров его Господь не принял.

Каин позавидовал брату.

Бог внушал ему изгнать из своего сердца недоброе чувство, но Каин позвал Авеля с собою в поле и там убил его.

Тогда Господь спросил:

– Где брат твой – Авель?

Каин ответил:

– Не знаю. Разве я сторож брату моему?

– Что ты сделал, – сказал Господь, – как решился ты убить невинного брата своего?

И Бог проклял Каина и осудил его на изгнание и скитание по земле. Каин не смел показаться родителям, ушел от них далеко и до смерти своей боялся всего и нигде не находил себе покоя.

У него были дети, которые, как и отец, были злы, непочтительны и завистливы.

Адама и Еву пожалел милосердный Господь и дал им вместо Авеля другого сына – Сифа; он был добр и кроток, как Авель.

Потоп

Люди размножились на земле. Потомки Сифа стали брать себе в жены девушек из нечестивых потомков Каина, все забыли Бога, не молились ему и постоянно грешили.

Господь много раз вразумлял их, но они не слушались его.

Тогда Господь положил наказать людей за их греховную жизнь и упорство и истребить род человеческий потопом.

В то время жил один праведный человек, по имени Ной. Господь не забыл его.

Он велел Ною построить ковчег, то есть большой крытый корабль, войти в него со своим семейством и взять с собою всяких животных.

Когда это было исполнено, Бог затворил двери ковчега, и начался потоп.

Сорок дней и сорок ночей лил дождь; вся земля, самые высокие горы покрылись водою. Все, что жило на земле: и люди, и животные, – все погибло.

Только ковчег спокойно и безопасно плавал по воде.

Через сорок дней дождь перестал лить, и хотя вода не убывала, но тучи рассеялись, выглянуло солнце, и показались вершины гор. Ной отворил окно ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал, но в ковчег не возвращался.

Через несколько дней Ной выпустил голубя; голубь полетал и вернулся – ему негде было отдохнуть.

Прошло еще несколько дней. Ной во второй раз выпустил голубя. На этот раз голубь возвратился вечером и в клюве принес зеленую ветвь, и Ной понял, что вода начала сходить с земли. Потом он в третий раз выпустил голубя, и голубь не возвратился. Ной понял, что земля очистилась от воды, по повелению Божию вышел из ковчега, вывел семью свою и всех животных и принес горячую молитву и благодарственную жертву Богу за спасение.

Бог благословил Ноя и обещал, что на земле потопа больше никогда не будет.

В память этого обещания Господь явил на небе радугу.

Авраам

Люди дошли до того, что стали почитать за богов все, что было страшно или приятно им: море, солнце, луну, звезды, разных животных, делали их изображения (идолы) из золота, серебра и камня и поклонялись им вместо Бога.

Но среди этих людей жил один праведный потомок Сифа – Авраам. Господь избрал его, чтобы в его роде сохранять истинную веру до пришествия Спасителя. Для этого Бог повелел Аврааму покинуть родину, землю Халдейскую, и поселиться в той стране, которую он укажет ему.

Авраам покорно собрался в путь и взял с собой жену свою Сарру и племянника Лота, который воспитывался у него. Между ним и Лотом вышло дорогою несогласие из-за пастухов, которые гнали их стада, и Авраам сказал: «Не хорошо нам ссориться, лучше разойдемся в разные стороны. Если хочешь идти налево, я пойду направо; если хочешь идти направо, я пойду налево».

Лот выбрал себе долину Иорданскую, а Авраам, по повелению Божию, поселился в земле Ханаанской, которая стала называться землей Обетованной, то есть обещанной, потому что Господь сказал, что она будет принадлежать потомству Авраама.

Явление Бога Аврааму

Однажды Авраам сидел днем, в жаркую пору, при входе в свой шатер.

Он поднял глаза и увидел перед собой трех странников. Странники эти были Сам Господь в образе человека и Его два ангела, но Авраам не знал этого.

Он подошел, низко поклонился им и просил зайти отдохнуть, освежиться и поесть. И так как они согласились, он поспешил к жене своей Сарре, велел испечь хлеба, потом выбрал лучшего теленка, велел приготовить его и, когда он был готов, подал его вместе с маслом и молоком странникам, а сам стал около них под деревом.

Господь обратился к Аврааму и сказал:

– Через год Я опять буду у тебя, и у жены твоей Сарры родится сын.

Сарра в это время стояла около шатра и усмехнулась, потому что и она, и муж ее были очень стары и это показалось ей странным, но Господь продолжал:

– Почему усмехнулась Сарра? Есть ли что трудное для Бога? – и повторил Свое обещание.

После обеда странники встали, чтобы идти дальше, а Авраам пошел проводить их.

Оба ангела пошли к Содому, а Господь сказал Аврааму, что хочет истребить города Содом и Гоморру за греховную жизнь их жителей.

Авраам понял, что перед ним Сам Господь Бог и стал просить:

– Господи, если в этих городах найдется пятьдесят праведных людей, неужели не пощадишь Ты остальных ради них?

Господь ответил:

– Если найдется пятьдесят праведных, Я пощажу эти города.

Авраам продолжал:

– А если в них окажется сорок пять праведных или даже десять?

– И ради десяти не погублю остальных, – сказал Господь.

Но и десяти праведных не оказалось в этих двух городах.

Агарь и Измаил

Через год обещание Божие исполнилось: у Авраама родился сын Исаак, и он нежно полюбил его.

У Сарры была служанка Агарь; сын ее Измаил был несколькими годами старше Исаака и часто дразнил и обижал мальчика.

Сарра много страдала из-за своего ребенка и наконец сказала Аврааму:

– Выгони эту служанку и сына ее!

Авраам был огорчен словами Сарры, потому что очень любил Измаила, но Господь велел ему исполнить просьбу жены и обещал хранить Измаила. Авраам встал рано утром, взял хлеба, влил воды в мех, положил все это на плечи Агари и отпустил ее с сыном из своего дома.

Агарь пошла с маленьким Измаилом по пустыне и скоро потеряла дорогу. Воды у нее больше не было и негде было достать, а сын ее изнемогал от жажды.

Агари было так тяжело видеть страдание мальчика, что она положила его в тень около куста, а сама отошла и, горько плача, говорила:

– Я не могу видеть смерти сына моего.

Тогда ангел Господень явился ей и сказал:

– Не бойся, Агарь, встань, возьми сына твоего за руку и веди его с собою.

Агарь увидела вблизи источник со свежею водой, напоила сына и наполнила мех свой.

Бог хранил Измаила; он вырос, поселился в пустыне, был искусный стрелок и впоследствии женился на египтянке.

Принесение в жертву Исаака

Когда Исаак вырос, Господь, чтоб испытать веру Авраама, сказал:

– Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, пойди на гору, которую Я укажу тебе в земле Мориа, и принеси Мне его в жертву.

Авраам встал рано утром, оседлал своего осла, приготовил дров для жертвенника и, взяв с собою сына, отправился с ним на гору, в землю, указанную Господом.

Когда они пришли на вершину горы, Исаак сказал:

– Отец, и дрова, и огонь у нас есть, а где же ягненок для жертвы Богу?

Авраам ответил:

– Господь Сам укажет нам жертву.

Потом он связал сына своего и положил его на жертвенник. Но в ту минуту, когда он занес над ним руку, чтобы заколоть его, явился ангел Господень и сказал:

– Авраам, не поднимай руки твоей на отрока. Бог теперь знает, что ты не пожалел своего единственного сына для Него.

Авраам оглянулся и увидел в кустах барашка, который запутался рогами в ветвях.

Он взял его и принес Богу в жертву вместо своего сына. Господь благословил Авраама за его послушание и сказал, что из его потомства родится Спаситель мира.

Женитьба Исаака

Когда Авраам решил, что Исааку пришло время жениться, он призвал своего верного слугу Елизара и сказал ему:

– Поезжай на мою родину, к родным моим, и выбери там невесту для сына моего Исаака.

Елизар ответил:

– А если та девушка, которую я выберу для твоего сына, не захочет покинуть своей родины и не последует за мной?

Авраам сказал:

– Господь поможет тебе, и ты привезешь невесту сыну моему.

Елизар взял с собою много богатых подарков и с несколькими слугами отправился на верблюдах в дальний путь.

Он благополучно доехал до родины Авраама, остановился, не въезжая в город, около колодца и стал молиться так:

– Господи, будь милостив к господину моему Аврааму! Вот я стою у колодца, и городские девушки приходят сюда за водой. Девушка, которой я скажу: «Наклони кувшин твой, я напьюсь»– и которая ответит: «Пей, я и верблюдов твоих напою», пусть будет та, которую Ты назначил невестой рабу Твоему Исааку. По этим словам я узнаю ее.

И вот из города вышла к колодцу прекрасная девушка – Ревекка. Она несла на плече кувшин и, наполнив его, пошла обратно.

Елизар подошел к ней и сказал:

– Дай мне напиться из твоего кувшина!

А она ответила:

– Пей, господин мой, я и верблюдов твоих напою.

Тогда Елизар понял, что Господь услышал его молитву, и спросил Ревекку, может ли отец ее приютить его и других слуг на ночь. Она ответила, что места у них много, и побежала за своим братом Лаваном. Лаван пришел и пригласил Елизара. Когда они пришли в дом родителей Ревекки, Елизар сказал им, для чего он приехал, и просил отпустить с ним девушку.

Они ответили:

– Господь устроил это дело, и мы не будем мешать ему. Возьми Ревекку, пусть будет она женой Исаака.

Тогда Елизар поклонился Господу до земли, потом передал подарки родителям, родственникам и самой невесте и на другой день отправился с ней в обратный путь.

Исаак встретил Ревекку, привел ее к своему отцу и женился на ней.


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет

Кафедра истории древнего мира, средних веков и методологии истории
Основные сюжеты Ветхого Завета: коллоквиум для историков
Учебно-методическое пособие

Томск, 2013

ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед вами краткое изложение основных сюжетов Ветхого Завета, которое поможет начать знакомство с таким древним и объемным памятником как Библия. Библия является не только важным источником по истории Древнего Востока, но и лежит в основе современной иудеохристианской цивилизации. Библейские сюжеты и образы являются основными для трех монотеистических религий – иудаизма, христианства и ислама; 10 заповедей, данных Богом на г. Синай, представляют собой фундамент современной этики; многочисленные библейские истории не раз становились источником вдохновения для писателей, художников, скульпторов, сценаристов и иных представителей искусства; высказанные в библейских книгах идеи и мысли остаются актуальными для философов, теологов и даже психологов в наши дни. Вот почему студентам, обучающимся на гуманитарных факультетах, просто необходимо знать и разбираться в основных библейских сюжетах.

Методическое пособие не может и не должно охватывать весь объем информации, связанной с библейскими исследованиями. Мы попытались познакомить студентов с ключевыми сюжетами Библии, а также важными ее идеями. Помимо этого, в некоторых главах были отражены важные проблемы сосуществования и взаимопонимания иудаизма и христианства, науки и религии. Пособие составлено таким образом, чтобы заинтересовать студента, показать нетривиальность библейских историй и идей и важное их значение для понимания древней и современной истории.

Имена библейских героев, а также цитаты приведены по Синодальному переводу.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Сотворение мира

Вопреки расхожему заблуждению, что Библия начинается со слов «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1:1), Книга книг открывается фразой «В начале сотворил Бог небо и землю». Иудейская традиция, придающая значение каждой букве Пятикнижия, за несколько тысяч лет своего существования накопила огромное количество смыслов этого маленького предложения. Приведем лишь небольшой пример, чтобы было ясно, о чем идет речь. Книга «Бытия» на древнееврейском языке начинается с буквы «бейт» — ב (от нее произошла греческая «β» и русская «Б»). По преданию, буква «бейт» имеет такое начертание, потому что она как бы отгораживает «то, что наверху», «то, что внизу» и то, что было «до» мироздания. Человечеству, таким образом, открыто лишь «написанное далее» — в Книге и во Вселенной. Кроме того, «бейт» на древнееврейском означает еще и «дом», что символизирует наш мир. Заметим, что Библия, описывая космогонию (сотворение мира), никак не описывает теогонию (сотворение богов). Таким образом, библейский Бог не имеет начала и конца, т.е. Он вечен.

Далее Библия приводит последовательность творения:

1 день – создание света и отделение его от тьмы;

2 день – создание неба;

3 день – создание суши, морей растений;

4 день – создание светил;

5 день – создание птиц небесных и морских тварей;

6 день – создание животных и человека.

Обратите внимание, что мир был создан «по слову», а каждый день творения завершался фразой «И увидел Бог, что это хорошо». Из хаоса и тьмы Бог создал гармоничный мир, а 7 день благословил и посвятил отдыху. Однако предписания об освящении 7 дня не сводятся лишь к физическому отдыху, они предполагают отвлечение от всего физического ради духовного. Вот почему, например, в шаббат нельзя работать, но можно учиться (изучать Тору). Завершив творение, Бог дал всему живому первую библейскую заповедь — «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:22, 1:28). Таким образом, изначально Библия не только не запрещает сексуальные отношения между мужчиной и женщиной (и других тварных существ), но и подчеркивает их необходимость – ради поддержания того мира, который создал Бог. Вопреки расхожему мнению, «декалог» — 10 заповедей, важнейшие, но далеко не единственные заповеди Библии, всего в Ветхом Завете содержится 613 заповедей, касающихся различных сторон жизни еврейского народа.

В еврейском календаре седьмым днем недели является шаббат, именно от этого слова происходит русское слово суббота. Однако у христианских народов суббота является шестым днем, а выходным и святым днем считается воскресенье. Почему так произошло? Все дело в разных системах счета суток. В Библии дни творения считаются следующим образом: «и был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:5). Т.е. сутки начинаются с заходом солнца.

Следовательно, переводя на европейскую неделю, Бог начал творить мир в воскресенье вечером, а закончил вечером пятницы. И по сей день у евреев шаббат начинается в пятницу после захода солнца и заканчивается вечером субботы. Воскресенье же значимо только для христианской (европейской) традиции, т.к. считается, что в этот день воскрес Иисус.

Еще один важный вопрос, который нельзя обойти стороной, это употребление множественного числа по отношению к Богу, которое в Библии встречается несколько раз. Причем впервые подобную «несогласованность» мы можем найти уже в 1 главе книги Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Исследователи, рассматривающие Библию как исторический источник, созданный людьми, объясняют это пережитками политеизма: сначала еврейские племена были язычниками, а потом пришли к идее монотеизма, часть своих верований и фольклора они изменили в соответствии с идеей единого Бога, но в некоторых местах остались грубые швы, например, в виде использования глаголов во мн. числе по отношению к единому Богу. Звучит правдоподобно, если не брать во внимание, что первая такая «описка» встречается уже на первой странице книги. Другие объяснения носят религиозный характер. Возможно, подразумевается Бог и ангелы. Христианская традиция видит в этом доказательство троичности божества (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух). Еще одно объяснение приходит уже из области лингвистики: в различных языках мира, чтобы подчеркнуть иерархию, лицо на вершине властной пирамиды всегда использовало мн. число. Например, российский царь так говорил и писал о себе: «Мы, Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский…». Вспомните, что к незнакомому или старшему человеку мы всегда обращаемся «на Вы».

Итак, Библия начинается с рассказа о том, что было в начале Вселенной. Наука также пытается объяснить, что происходило в самом начале? Сегодня наиболее распространенным ответом на этот вопрос является гипотеза большого взрыва. Конечно же, ученые не могут согласиться с тем, что мироздание возникло за 6 дней. Грубой ошибкой библейских авторов многие считают появление растений на 3 день, а уже после – светил. На первый взгляд может показаться, что у религиозной и научной картин мира не может быть ничего общего. Но как же они тогда умещаются в одной голове? Истории известны многие верующие ученые (взять хотя бы выдающихся физиков XX в, нобелевских лауреатов А. Эйнштейна и М. Планка). Может быть, все дело в том, что научные гипотезы и библейский рассказ служат разным целям, как физика и метафизика.

Вопросы:

  1. Что было создано Богом в каждый из дней творений? Как библейский рассказ о сотворении мира соотносится с научными представлениями?
  2. Рассказ о сотворении мира заканчивается словами: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Согласны ли вы с такой оценкой? Как это соотносится с сегодняшним состоянием мира? Обоснуйте свою точку зрения.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Добавить комментарий

Закрыть меню