Свойства конституции РБ

Среди источников конституционного права особое место занимает Конституция Республики Беларусь.

Термин «конституция» происходит от лат. слова constitution, что означает «устанавливаю», «учреждаю». Первая писаная конституция государства была принята в 1787 г. в США, затем в 1791 г. в Речи Посполитой и во Франции.

Под Конституцией понимают совокупность правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком, обществом и государством, а также основы организации и деятельности государства.

К свойствам Конституции как юридического документа (юридические свойства) можно отнести следующие:

— учредительный характер – выражается, во-первых, в том, что положения Конституции являются реализацией учредительной власти, воли народа и, во-вторых, в том, что нормы Конституции выступают в качестве первоосновы, являются первичными по отношению ко всем иным нормам.

— Конституция – это Основной Закон, т.е. главный закон государства, ядро правовой системы общества (регулирует основы политической, экономической, социальной, духовной системы, определяет правовой статус личности).

— Высшая юридическая сила Конституции означает, что, во-первых, она является правовым актом высшего порядка и, во-вторых, все другие правовые акты, принимаемые государственными органами Республики Беларусь, издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, т.е. не должны ей противоречить. Правовой акт, либо его отдельные положения, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.

Стабильность Конституции – обеспечивается усложненным порядком внесений в нее изменений.

Конституция является актом прямого действия.

Функции Конституции – это основные направления её воздействия на социальную действительность, характеризующие ее предназначение в обществе и государстве. К числу основных функций Конституции относятся юридическая, политическая и идеологическая.

Юридическая функция заключается в том, что Конституция – это Основной Закон государства, она обладает высшей юридической силой и является базой для развития текущего законодательства, которое развивает и конкретизирует ее положения и должно ей соответствовать.

Политическая функция означает, что Конституция устанавливает основы организации и деятельности органов государственной власти, а также основы участия граждан в управлении делами общества и государства.

Идеологическая функция Конституции выражается в том, что конституция закрепляет те духовные ценности, на которых основывается государство.

Структура Конституции представляет собой систему группировки ее норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.

Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть заключительные и переходные положения.

В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусматривается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла других норм Конституции.

Основная часть Конституции состоит из восьми разделов, разделы III, IV и V состоят из глав (всего восемь глав).

В разделе I раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности, и другие.

Раздел II посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

В разделе III фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. В конституциях других стран эти положения нередко отсутствуют.

Раздел IV посвящен статусу государственных органов и изложен с учетом принципа разделения властей. В нем закреплены полномочия Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.

Положения V раздела касаются местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.

В разделе VI содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов – Прокуратуры и Комитета государственного контроля.

Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

На органы Комитета государственного контроля возложен контроль, за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.

Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

Важнейшее значение для определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел VIII. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

Заключительные и переходные положения помещаются в разделе IX Конституции. Ранее они содержались в Законе от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь». Данный раздел Конституции позволяет правовыми средствами обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены с введением в действие Конституции. В этом разделе есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов. Весь текст Конституции состоит из 146 статей.

Сущность Конституции Республики Беларусь

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 16Следующая ⇒

Идеология как система идей, теорий, представлений, чувств и верований формируется, развивается и функционирует в конкретном социальном пространстве определенной страны, важным структурным элементом которого является конституционно – правовое пространство. Оно обусловлено существующей в данной стране экономической и политической системой, режимом власти, государственным устройством, правовой деятельностью либо декларированностью существующего в ней законодательства.

Сущность Конституции Республики Беларусь заключается в том, что она:

— является основным законом государства;

— обладает наивысшей юридической силой;

— является политическим и идеологическим документом;

Каждая конституция выполняет функции: юридическую, политическую, идеологическую. Идеологическая функция конституции заключается в ее идеологическом воздействии: устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, она играет определенную воспитательную роль.

Важнейшей особенностью и характерной чертой конституции является ее прямое действие, что означает:

— нормы конституции обязательны для органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного управления и самоуправления;

— каждый гражданин, который считает свои права нарушенными, ссылаясь на соответствующие статьи конституции, может обратиться в суд.

Конституция Республики Беларусь – это Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу, является ядром правовой системы. На основе и с учетом ее требований принимаются все другие правовые акты. Конституция обладает верховенством по отношению к тем правовым актам , которые были приняты ранее, а также является базой текущего законодательства и определяет его характер.

Существует несколько способов принятия Конституции: путем всенародного голосования, через Парламент, референдум и т.д. Самый демократичный из них – референдум.

Структура Конституции – это ее организационное строение, внутренняя последовательность, расположение ее составных частей. По структуре Конституция РБ состоит из преамбулы, основной части (разделы 1-8, отдельные из них делятся на главы). Последний раздел 9 имеет заключительные и переходные положения.

В первом разделе раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового; закрепляется взаимная ответственность гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т. е.

верховенства воли народа; содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, т. е. право придерживаться различных политических взглядов, свободно высказывать собственную точку зрения, право развития всех форм собственности.

Раздел второй посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. В системе основных прав граждан РБ личные, гражданские права и свободы (статьи 24-32), политические права и свободы (статьи 33-40), социальные права (статьи 45, 47-50).

Преподаватель и студенты, используя текст Конституции, могут на семинарском занятии детально рассмотреть вышеуказанные статьи, содержащие основные права свободы граждан.

Основные обязанности граждан РБ следующие:

— соблюдать Конституцию;

— уважать достоинство, право, свободы, законные интересы других лиц;

— защищать Республику Беларусь;

— охранять природную среду;

— принимать участие в финансировании государственных расходов путем налогов и пошлин;

— беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.

В разделе третьем фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума.

Раздел четвертый, посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь речь идет о полномочиях Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.

Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.

В шестом разделе содержатся нормы регламентирующие деятельность двух государственных органов – Прокуратуры и Комитета Госконтроля. Органы Прокуратуры призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов органами, подведомственными Правительству, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. На органы Госконтроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.

Раздел седьмой содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы РБ.

Важнейшее значение для определения места и роли Конституции имеет восьмой раздел. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядок ее изменения.

Заключительные и переходные положения помещаются в разделе девятом. Ранее они содержались в Законе от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь». Данный раздел Конституции позволяет правовыми средствами обеспечить переход к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Основного Закона.

Весь текст Конституции состоит из 146 статей, и ее положения необходимо трактовать в системной зависимости.

Понятие и сущность Конституции РБ, ее функции.

Понятие и предмет КП как отрасли права

КП – это ведущая отрасль правовой системы РБ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих обществен. отношения, определяющие функциональное единство общества, основы конституционного строя, основы правового статуса граждан, систему гос.

власти и местного самоуправления, государственное и административно-территориальное устройство.

Предмет КП –общ. отношения, устанавливающие правовой статус личности, граж.общества, государства и его органов.

Предмет КП составляют общ. отношения, служащие фундаментом, основой тех общ.отн., которые регулируются другими нормами права.

В предмет КП входят общ. отнош, связанные с :

— основами конституционного строя

— взаимоотношениями человека, общества и государства

— тер. устройством гос-ва

— системой органов гос-ва и органов мест. самоуправления

Понятие, предмет и методология науки КП. Место науки КП в системе юридических наук.

КП как наука – это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам КП, изложенных в научных трудах.

Предметом КП как науки являются к-п нормы, институты, процессы, к-п отношения, организация и деятельность гос. органов, проблемы правового статуса личности и т.д.

Методология — совокупность приемов, путей, познания.

КП использует как общенаучные, так и чатно-научные методы.

Метод — это средства, путь, познания.

К общенаучным методам относятся:

— Диалектический;

— Метод анализа, синтеза, абстрагирования, исторический и т.д.

Частно-научные методы:

— Формально-логический метод (использование правил)

— Сравнительно-правовой (компаративистский)

— Конкретно-социологический (прикладные, эмпирические, к ним относятся: наблюдения, опрос, в форме анкетирования и интервью, анализ документов или эксперимент).

Наука КП занимает особое место в системе юридических наук (ведущая отрасль права РБ):

— наличие особого предмета правового регулирования (власть, положение личности и т.д.)

— КП является исходной отраслью права для других отраслей права

— КП формирует не только нац систему права, но и нац.правовую систему

Понятие и сущность Конституции РБ, ее функции.

Конституция РБ – это основной закон государства, закрепляющий и регулирующий основы конст. строя, правовой статус личности, гос, устройство, систему и виды органов, порядок принятия законов и гос. символику.

Структура Конституции: Преамбула, 9 разделов, 8 глав, 146 статей. Она была принята 15 марта 1994г., а 24 ноября 1996г. И 17 окт.2004г. в нее были внесены изменения.

Функции Конституции – это направления воздействия Конституции на правовую сферу и жизнь общества в целом.

Конституция РБ обладают следующими функциями:
а) Юридическая — Конституция Республики Беларусь является Основным Законом, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений.
б) Политическая — Конституция Республики Беларусь определяет государственный строй, основы отношений личности с государством, является правовой основой политической системы, определяет конституционные рамки избирательной системы.
в) Экономическая — Конституция Республики Беларусь закрепляет две формы собственности: государственную и частную (статья 13).
г) Социальная — Конституция Республики Беларусь (статья 1) провозглашает наше государство социальным.

д) Идеологическая — В конституционных нормах формируется определенная система взглядов и идей.

Функции Конституции Республики Беларусь и ее юридические свойства

Функции Конституции – это направления воздействия Конституции на правовую сферу и жизнь общества в целом.

Конституция Республики Беларусь выполняет целый ряд функций, которые позволяют ответить на вопрос, зачем нужна Конституция:

1. Юридическая. Конституция воздействует на поведение индивидов, должностных лиц, деятельность органов власти, общественных объединений и др. Данную функцию Конституция выполняет путем закрепления прав и обязанностей, установлением запретов. Данная функция присуща всем Конституциям.

2. Воспитательная. Конституция воздействует на сознание субъектов, путем закрепления в своих положения нравственно-юридических ценностей. В рамках воспитательной функции Конституция содействует развитию нравственных качеств индивида, повышению уровня уважения, формированию чувства патриотизма. Положения Конституции, выполняющие воспитательную функцию, можно разделить на 2 вида:

· положения, которым присуща только воспитательная функция. Они сосредоточены в Преамбуле Конституции.

· нормы в Конституции, которые наряду с юридической функцией имеют и воспитательное значение. Статья32 гласит, что родители имеют право и обязаны заботиться о здоровье своих детей, их развитии и обучении. Согласно статье 55, охрана природной среды – долг каждого. Статья 57провозглашает священным долгом каждого гражданина Республики Беларусь защищать свою страну.

3. Представительская. Конституция – это лицо государства. По тексту Конституции судят о степени демократизма государства, его прогрессивности. Принимая Конституцию, государство стремится показать себя в лучшем виде перед своими гражданами и перед международным сообществом. К сожалению, это иногда приводит к отрыву текста Конституции от действительности. В связи с этим ученые выделяют фиктивные и реальные Конституции.

В России был проведен социологический опрос: «Когда принята Конституция Российской Федерации»? Только 20% граждан ответили на этот вопрос. 1-ое место по степени осведомленности заняли предприниматели, 2-ое место заняли военнослужащие, 3-е место заняли студенты.

Большинство других правовых актов выполняют только одну юридическую функцию. В отличие от них, Конституция многофункциональный правовой акт.

Выполнение Конституцией юридической функции становится возможным благодаря наличию у нее особых юридических свойств:

· Конституция относится к такому источнику права, как НПА, в частности Конституция является видом закона, а именно Основным Законом. Признание Конституции законом имеет практическое значение, поскольку определяет порядок ее принятия, а также внесения изменений и дополнений.

Во многих странах Конституция называется именно Основным Законом.

· Конституция обладает высшей юридической силой. В случае противоречия любого нормативного правового акта Конституции, последняя всегда имеет верховенство.

· Учредительный характер. Являясь актом высшей юридической силы, регулируя важнейшие отношения, именно Конституция устанавливает (учреждает) правовое регулирование страны. Учредительный характер Конституция означает, что она является первичным актом, а все остальные правовые акты производны от нее, в этом смысле вторичны.

Добавить комментарий

Закрыть меню