Сущность развивающего обучения

Технология развивающего обучения

В ряду отечественных дидактических технологий она является одной из наиболее признанных. У ее истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие.

Большое влияние на становление идей этой технологии оказали труды Л. С. Выготского, который доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития, то есть на определенном этапе развития ребенок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами.

Разрабатывая концепцию развивающего обучения, Л. В. Занковым сформулировал принцип обучения на высоком уровне трудности, заявил о ведущей роли теоретических знаний, настаивал на обеспечении высокого темпа изучения материала.

Д. Б. Эльконин с учетом возрастных особенностей школьников обосновал системно-деятельностный подход к обучению.

В. В. Давыдовым бала разработана теория, раскрывающая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов мыслительных действий.

К дидактическим идеям технологии развивающего обучения относится также идея стимулирования рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности.

Идеи технологии развивающего обучения получили широкое распространение среди учителей. Однако ряд положений этой технологии остается дискуссионным.

Технология поэтапного формирования умственных действий

Эта технология разработана на основе соответствующей теории П.

Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Н. Ф. Талызиной и др.Авторы этой теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего следует обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное. Эти положения составляют основу теории обучения как поэтапного формирования умственных действий.

Достоинствами этой технологии являются: создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе; сокращение времени; формирования умений и навыков за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижение автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации.

Недостатки технологии – ограничение возможностей усвоения теоретических знаний, сложность разработки методического обеспечения, формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.

Технология коллективного взаимодействия

Технология коллективного взаимодействия (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана А. Г. Ривиным и его учениками.

В условиях технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.

Добавить комментарий

Закрыть меню