Сущность и происхождение государства

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

Государство возникает на определенном этапе общественного развития и представляет собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является обсуждаемым и поныне, так как этнографическая и историческая науки дают все новые знания о причинах его происхождения. Различные теории высказывают различные причины возникновения государства: теологическая – Божественная сила; договорная – сила разума, сознания; психологическая – факторы психики человека; органическая – биологические факторы; материалистическая – социально-экономические факторы; теория насилия – военно-политические факторы и т. д.

Формирование государства – длительный процесс, у различных народов мира он шел разными путями.

На Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.) устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.

е. выступали организаторами производства.

В Афинах и Риме рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Формирование древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Существует мнение, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (закрепление крестьянства и крупная частная собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Подходы к изучению сущности государства:

1) классовый – государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения;

2) общесоциальный – государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе государство понимается как средство для обеспечения общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.

Выделяют также и религиозный, и национальный, и расовый подходы в понимании сущности государства, в рамках которых будут доминировать религиозные, национальные, расовые интересы в политике конкретного государства.

Как известно в политической системе общества государство занимает центральное место, это главный институт политической системы.

Государство– это политическая общность, составными элементами которой являются территория, население и власть. Территория – это физическая, материальная основа государства, его пространственная сущность, население – это этнический, национальный компонент, а власть – отождествляется с государственным аппаратом и государственными структурами.

Когда же возникло государство?

Государство появляется на определенной ступени общественного развития.

На процесс формирования государства воздействует: и общественное разделение труда, и возникновение частной собственности, и появление классов и др. факторы.

Отличие государственной формы общественной жизни от племенной, состоит в следующем:

— происходит территориальное разделение людей, при котором уже не учитываются кровные связи,

— появляются специальные вооруженные группы людей (т.е. армия), в отличие от прежних времен, когда все мужское население участвовало в защите своих владений,

— появляются группы людей, которые уже не занимаются производительным трудом (охота, собирательство), их работа сводиться к управлению, т.е. появляется государственный аппарат,

— вводятся налоги (для содержания армии, государственного аппарата и др.),

— суверенитет: внутренний (право принимать законы, обязательные для всех) и внешний (свобода государства от контроля извне),

— монополия на легальное применение силы.

Ученые по-разному объясняют возникновение государства. На этот счет в политологии есть несколько концепций.

Теологическая. Возникновение государства объясняется волей сверху; все земные порядки, все государственные акты освящены божьим провидением. Отсюда и выражение: «царь – наместник бога на земле».

Патриархальная. Государство рассматривается как развитая форма патриархальной власти (постепенное соединение родов в племена, а затем в государство), как большая семья.

Договорная, которая связана с именами Руссо, Гоббса. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между правителем и подданными.

Теория насилия или завоевания, получившая распространение в XIX веке и связанная с идеями социал-дарвинизма. По мнению авторов этой теории (Гумпловича и др.) государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными.

Марксистская, в соответствии с которой государство появилось в результате деления общества на классы и является выражением интересов экономически господствующего класса.

Отличительная черта государства – принудительный характер его распоряжений. Государство – это по сути инструмент организованного насилия, обладающего монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать. Как заметил В. Соловьев, «государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

Государство, сосредоточив в своих руках все ресурсы (финансовые, природные, трудовые и др.), власть и управление, играет в жизни общества определяющую роль. Именно государство регулирует общественные отношения, распределяет ресурсы, решает широкий спектр экономических, социальных, культурных задач.

Главная задача государства – это обеспечение политической стабильности, согласование интересов различных социальных слоев, обеспечение правопорядка. Эти задачи государства реализуются через выполняемые им функции.

Конкретно государство выполняет следующие функции.

Внутренние:

— экономические (за счет налоговой политики и других мер может либо стимулировать развитие экономики, либо тормозить),

— социальные (осуществление многочисленных социальных программ),

— правовые (охрана прав и свобод граждан и др.),

— культурно-воспитательные (через систему образования государство направляет социализацию подрастающего поколения в нужном ему направлении).

Внешние:

— защита интересов страны на международной арене,

— оборона страны,

— налаживание международных отношений с другими государствами.

Следует отметить, что если в прежние времена государство контролировало все проявления общественно-политической жизни общества, то по мере возрастания зрелости гражданского общества сфера его контроля суживается, все больше функций гражданское общество берет на себя.

Введение………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Происхождение, сущность и типы государств……………………………………………4

§1.1 Первобытное общество: экономическая основа,

общественная власть…………………………………………………………………………4

§1.2 Общие закономерности возникновения государства,

его признаки и сущность…………………………………………………………………….7

§1.3 Теории происхождения и сущности государства…………………………………….11

Глава 2. Понятие, происхождение и общие закономерности возникновения права……………13

§2.1 Понятие права…………………………………………………………………………..13

§2.2 Происхождение права………………………………………………………………….16

§2.3 Наиболее общие закономерности возникновения права…………………………….20

§2.4 Теории возникновения права…………………………………………………………..22

Заключение…………………………………………………………………………………………..28

Список использованных источников………………………………………………………………30

Введение

Теория государства и права — это основная общеюридическая наука, которая рассматривает и изучает наиболее общие принципы и закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Вопрос о происхождении права является спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о причинах его возникновения. Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки, данные археологии, психологические и социальные реалии. Возникновение государства и права происходит практически одновременно, вследствие одних и тех же причин, при этом тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации.

Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи появление государства и права имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение государства и права, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния.

Среди теоретиков-правоведов никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, относительно их происхождения. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса.

Целью данной контрольной работы является выяснение реальных и объективных причин возникновения государства и права, их особенности и закономерности.

Глава 1. Происхождение, сущность и типы государств

§1.1 Первобытное общество: экономическая основа,

общественная власть

При анализе всякого предмета нужно, прежде всего, выяснить его историческое происхождение (образование, возникновение), а также предпосылки, что имеет прямое отношение и к государству.

Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение в познании этого явления, без чего нельзя понять сущность государственно-правовых и политических явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования. Практическое значение данной темы связано с определением исторических рамок существования государства.

В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство, сделан Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанный с учетом громадного исторического и политического материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.

Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй — древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед окружающей природой. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Со временем труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.

Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда и добытые с их помощью средства к существованию, принадлежали всем. Поскольку орудия труда использовались коллективно, распределение пищи было уравнительным. Такая общность, была своеобразным «коммунизмом», но не как результат какого-либо обобществления, а как естественное состояние первоначально возникшей коллективности.

Формой социальной организации в тот период (после первобытного строя) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства, но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства.

Первобытнообщинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество.

Стала другой общественная организация — первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствовался. Роды объединились в племена, а последние — в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть, уже существовала, но она являлась неполитической, так как не была связана с государством.

Власть — древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации. В своем первоначальном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода и племени, советы старейшин как «первых среди равных». Глава рода по старшинству имел право управлять, племенем в интересах всех сородичей и соплеменников.

Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально черты.

С марксистской точки зрения происхождение государства обусловлено образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов классообразования в сфере материального производства признается переход от охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной литературе именуется неолитической революцией, приведшей к появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда, который взорвал родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного общества.

Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объёма избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.

Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи, которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность и наследство сосредотачиваются в рамках отдельной семьи.

Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства и проникновение в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.

На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами. Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.

У разных народов возникновение частной собственности вызывало различные формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых, антагонистических противоречий между ними.До определенного времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют своё значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому появляется новая организация уже не всего общества, а только его части — собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства.

§1.2 Общие закономерности возникновения государства,

его признаки и сущность

С марксистской точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть решены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт — государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более он становится органом одного определенного класса и чем более явно осуществляет его господство.

Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» делает общий вывод, что государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умеряла столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.

Добавить комментарий

Закрыть меню