Субъектом государственной измены может быть

Непосредственным объектом преступления является внешняя безопасность РФ.

Государственная измена состоит в совершении действий по оказанию помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности, имеющей цель нанести ущерб внешней безопасности страны. Понятие «безопасности» раскрывается в Законе «О безопасности».

Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Внешняя безопасность является составной частью общей безопасности.

К основным объектам безопасности относятся:

  • государство,
  • его конституционный строй,
  • суверенитет,
  • территориальная целостность.

Защита их от угроз извне обеспечивается системой внешней безопасности.

Объективную сторону государственной измены образуют:

  • шпионаж;
  • выдача государственной тайны;
  • иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

От шпионажа (самостоятельного преступления) шпионаж, как форма государственной измены отличается по субъекту преступления: им может быть только гражданин РФ. Понятие шпионажа как самостоятельного преступления раскрывается в ст. 276 УК.

Понятие государственной тайны определяется законом «О государственной тайне». Государственная тайна включает защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны.

Государственная измена в форме выдачи государственной тайны заключается в передаче адресатам, указанным в ст. 275 сведений, составляющих государственную тайну, которые были доверены лицу по службе или работе или стали ему известны иным путем. Этим данный состав отличается от шпионажа: виновный, выдавая государственную тайну, не собирает и не похищает сведения.

Иное оказание помощи иностранному государству заключается в различных формах содействия подрывной деятельности против РФ (например, снабжение деньгами, предоставление жилья).

Преступление относится к формальным составам и окончено с момента фактического оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям, независимо от того, был ли реально нанесен ущерб внешней безопасности РФ.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Виновный сознает, что своими действиями он оказывает помощь в подрывной деятельности против своей страны, предвидит возможность нанесения ущерба ее внешней безопасности и желает этого.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ с 16 лет. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть соучастниками данного преступления.

В случае деятельного раскаяния лицо, виновное в государственной измене, шпионаже, насильственном захвате или удержании власти, может быть освобождено от уголовной ответственности при условии, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится признаков иного состава преступления (примечание к ст. 275).

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

  1. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность РФ
  2. Преступления, посягающие на легитимность государственной власти
  3. Преступления, посягающие на конституционные принципы политического многообразия и многопартийности, а также равенства граждан
  4. Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность российской Федерации

К вопросу о субъекте государственной измены

Слободанюк И.А., кандидат юридических наук, докторант Военного университета, полковник юстиции.

Интерес к Российской Федерации как к объекту разведки со стороны иностранных спецслужб в современных условиях развития международных экономических отношений усилился. При этом главное внимание разведывательные службы иностранных государств уделяют процессу становления России как энергоресурсного мирового лидера, ее внутренним и внешнеполитическим ориентирам, военной политике и путям ее реализации, происходящим социально-экономическим преобразованиям, направленности научных исследований и технических экспериментов, оценке российского рынка.

Геополитические интересы у разных стран различны. Объективно существует борьба этих интересов, которая, безусловно, порождает процессы разведывательной деятельности против своих соперников в отстаивании этих интересов. О том, что здесь первенствует далеко не идеология, а скорее экономика, свидетельствуют факты ведения разведывательной деятельности, например Израиля против США, Великобритании против Германии, Франции против Германии и Великобритании и т.п. В условиях нового мирового порядка вчерашние политические союзники являются сегодня экономическими соперниками. Экономический шпионаж как сфера тайной деятельности по сбору, анализу, хранению и использованию особо ценной конфиденциальной информации охватывает все сферы рыночной экономики. Фактические обстоятельства тайной деятельности спецслужб государств-союзников друг против друга неоднократно появляются на первых полосах многих западных изданий.

Иностранные государства продолжают модернизировать свои разведывательные службы, совершенствуют техническую разведку, наращивают ее возможности. Одновременно эти страны активно укрепляют собственное законодательство, направленное на противодействие промышленному шпионажу, защиту перспективных технологий.

Столь же массированно продолжаются и устремления иностранных спецслужб к государственным тайнам России. Об этом свидетельствует, например, доклад о роли и задачах разведывательного сообщества США, который представила американская общественная организация — Совет по международным отношениям (Council for Foreign Relations), в состав которой входят бывшие государственные деятели, видные ученые и бизнесмены. В этом докладе, в частности, отмечается, что эффективный сбор разведывательной информации будет оставаться критически важной задачей в оказании помощи представителям американской администрации при разработке и проведении в жизнь политики в невоенной сфере, имеющей непосредственное отношение к национальной безопасности США. Поскольку будущее не обещает стать эпохой всеобщего мира и безопасности, разведывательная информация будет также иметь большое значение и для военного руководства страны при выработке стратегии противостояния опасностям, не только вытекающим из агрессии, но и возникающим в результате развала империй и государств.

В сферу разведки все в большей мере вовлекаются вопросы технологий, финансов, торговли и ресурсов. Российская контрразведка располагает множеством фактов о том, что работа иностранных спецслужб в Российской Федерации направлена, прежде всего, на сбор экономической и промышленной информации.

В ряде случаев благодаря беспечности или корыстолюбию некоторых российских государственных чиновников при их общении с иностранцами зарубежным спецслужбам удается получать информацию закрытого характера. Так, согласно опубликованным в 2005 г. материалам, в Республике Коми имели место случаи, когда иностранцы становились обладателями коммерческой тайны за взятки в размере от 500 до 15000 долл. Российские же национальные компании при этом теряли миллиарды.

Как сообщалось в открытой печати, только в экономических ведомствах в 2004 — 2005 гг. было выявлено около десятка разведчиков из числа работавших там иностранных специалистов. За два года органами ФСБ было выявлено и взято под контроль около 300 кадровых сотрудников спецслужб и пресечена преступная деятельность 18 агентов иностранных разведок из числа российских граждан. Одновременно было выявлено и пресечено более сотни попыток со стороны российских граждан инициативно передать иностранцам секретные материалы. Следует отметить, что пик шпионских скандалов приходится на тот момент, когда страна находится в нестабильном периоде всевозможных реформ, когда отсутствует четко выраженная политическая линия развития общества и государства. Такой период Россия переживала в 90-е гг. XX в. Именно в это время «прокатилась волна» шпионских разоблачений.

В марте 1994 г. был арестован помощник представителя «Аэрофлота» в Хараре В. Гуджияни, сотрудничавший с зимбабвийской разведывательной организацией.

В декабре 1995 г. была пресечена разведывательная акция представителя израильской спецслужбы МОССАД в момент получения им от российского гражданина секретных документальных материалов Центра космической разведки ГРУ Министерства обороны Российской Федерации.

В мае 1997 г. к 12 годам тюремного заключения приговорен бывший сотрудник Петербургского военно-морского НИИ российский гражданин — агент ЦРУ М. Финкель. (По оценкам компетентных специалистов, урон, который нанес Финкель обороноспособности страны, огромен. По сути, оказались обесцененными военные разработки, на которые государством были затрачены миллиарды рублей.)

Летом 1997 г. завершился судебный процесс над бывшим руководителем дирекции по внешним связям АО «Спецмашиностроение» В. Синцовым, изобличенным в шпионаже в пользу иностранного государства.

Весной 1998 г. осужден на 12 лет лишения свободы бывший майор РВСН И. Дудник, пытавшийся предложить московской резидентуре ЦРУ компьютерные дискеты, содержащие секретную и совершенно секретную информацию.

В июле 1998 г. был задержан сотрудник МИДа России, заместитель директора Первого департамента Азии В. Моисеев, снабжавший южнокорейскую разведку информацией конфиденциального и секретного характера. Судебный процесс по уголовному делу завершился в конце 1999 г., В. Моисеев признан виновным и осужден на 12 лет лишения свободы.

Требования политических лидеров и военного руководства к разведывательной продукции по широкому кругу вопросов продолжают расти. В новых условиях продолжает оставаться актуальной информация о намерениях и потенциальных возможностях сопредельных государств, террористах, о распространении экзотических видов оружия и размещении потенциально враждебных вооруженных сил, которая может быть получена только с помощью надежных разведывательных источников. Такими источниками являются, как правило, граждане государства, которые по различным мотивам встали на путь предательства, измены Родине.

Как уголовное правонарушение государственная измена отличается от других видов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства высокой степенью общественной опасности, особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности и обороноспособности России. Объектом государственной измены является внешняя безопасность Российской Федерации. С учетом положений Закона Российской Федерации «О безопасности» внешняя безопасность государства понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов Российской Федерации от внешних угроз, которые исходят от враждебной деятельности иностранных государств, прежде всего в лице иностранных спецслужб, иностранных организаций и их представителей. Под угрозами понимается совокупность условий и фактов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества или государства. Можно сделать вывод, что объектом преступления, предусмотренного ст.

275 УК РФ, является именно государственная безопасность в аспекте защиты ее от каких-либо внешних угроз. Таким образом, под внешней безопасностью Российской Федерации как непосредственного объекта государственной измены понимаются общественные отношения, обеспечивающие состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, целостности и неприкосновенности территории, обороноспособности и других жизненно важных интересов Российской Федерации от внешних угроз.

Важное значение при квалификации деяний, посягающих на внешнюю безопасность государства, имеет определение субъекта преступления. Субъектом (исполнителем) государственной измены может быть только вменяемый, достигший 16-летнего возраста гражданин Российской Федерации. Специальный признак исполнителя преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, — гражданство России включен в диспозицию основного состава, следовательно, является обязательным признаком данного преступления. Без него нет и состава государственной измены.

Гражданство — это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству. Она проявляется как взаимоотношение между государством и лицом, находящимся под его властью: государство наделяет гражданина правами, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан, безусловно, соблюдать законы и другие предписания государства и выполнять установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства. Способ приобретения гражданства не влияет на квалификацию преступления.

Гражданами России признаются лица, которые приобрели гражданство по основаниям, установленным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», и не прекратили своего гражданства. Право на изменение гражданства закреплено в ст. 6 Конституции России. В то же время Закон определил ряд оснований, препятствующих выходу из гражданства России. В частности, выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на военную службу и до ее окончания, а также если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Кроме того, ходатайство о выходе из гражданства может быть временно отклонено при наличии у гражданина неисполненных перед государством обязанностей.

Наличие у гражданина Российской Федерации одновременно гражданства иностранного государства (двойное гражданство) само по себе не исключает его ответственности по ст. 275 УК РФ. Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции Российской Федерации двойное гражданство не освобождает лицо от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Необходимо отметить, что признаками, указанными в диспозиции ст. 275 УК РФ, должен быть наделен исполнитель преступного деяния. Роль других соучастников (пособников, подстрекателей, организаторов) могут исполнять и общие субъекты. В связи с этим авторы некоторых научных трудов по уголовному праву считают, что было бы более точно именовать подобные составы преступлений составами со специальным исполнителем, а не со специальным субъектом, т.е. соучастниками преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, в качестве организаторов, подстрекателей и пособников могут быть не только граждане России, но также и иностранные граждане и лица без гражданства.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся соучастниками (организаторами, подстрекателями и пособниками) гражданина России, совершившего государственную измену, высказываются различные мнения. Одни ученые полагают, что такие лица могут быть соучастниками (кроме исполнителя) лица, совершающего государственную измену, другие полагают, что не могут. Столь однозначно решить данный вопрос нельзя. Государственная измена всегда предполагает наличие той или иной связи с иностранными гражданами, так как она осуществляется путем оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в отношении России. Кроме того, иногда действия иностранцев — организаторов, подстрекателей и пособников подпадают под признаки ст. 276 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 275 УК (со ссылкой на ст. 33) не влекут. В некоторых случаях теоретически можно представить соучастие иностранца в государственной измене. Например, приехавший в Россию под видом туриста иностранец передает свои документы изменнику, чтобы обеспечить его беспрепятственный выезд из страны.

Эти действия иностранца можно расценить как пособничество в государственной измене. А действующий на территории Российской Федерации в качестве представителя иностранной негосударственной организации иностранный гражданин может выступать подстрекателем к государственной измене, использующим подкуп, угрозы, шантаж и другие способы. Его действия также должны квалифицироваться по ч. 4 ст. 33 и ст. 275 УК РФ.

За передачу, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передачу или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации иностранный гражданин подлежит ответственности по ст. 276 УК РФ («Шпионаж»). Однако возможны случаи, когда иностранец в силу возложенных на него обязанностей становится обладателем сведений, составляющих государственную или военную тайну России на законных основаниях. Например: иностранец, поступивший на службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, фактически обладая указанными сведениями, занимается шпионской деятельностью в пользу другого государства. В этом случае ответственность военнослужащих — иностранных граждан имеет особенности в применении к ним норм уголовного законодательства Российской Федерации.

В силу возложенных на них обязанностей военнослужащие — иностранные граждане должны хранить государственную и военную тайну Российской Федерации. Занимаясь шпионской деятельностью, такие военнослужащие одновременно выполняют объективную сторону двух составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 275 и 276 УК РФ. Вместе с тем за государственную измену их можно привлечь к уголовной ответственности только в качестве организаторов, подстрекателей и пособников и действия их квалифицировать по совокупности ст. 276 и ст. 275 УК РФ (со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК РФ).

Выделение специальным признаком субъекта государственной измены гражданства Российской Федерации абсолютно не случайно и имеет глубокий смысл. Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» в России каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Отметим, что гражданство — это право, а не пожизненная обязанность. Лицо, которое не желает нести обязанности и ответственность, вытекающие из российского гражданства, может согласно Закону выйти из гражданства. Если же лицо имеет гражданство Российской Федерации и Россия в лице государственных органов обязуется предоставлять ему права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, обеспечивать его безопасность как на территории страны, так и за ее пределами, предоставлять ему различные социальные гарантии и т.д., то это лицо обязано, в свою очередь, защищать везде и всегда интересы России и уж тем более никогда не стремиться намеренно причинить ущерб своей стране. Помимо того, что указанные действия оговорены в Законе, это еще и моральный долг каждого гражданина Российской Федерации.

При обосновании тех или иных выводов по квалификации преступлений, посягающих на основы конституционного строя и безопасность России, и в частности государственной измены, остро возникает потребность в более глубоком исследовании этой проблемы, теоретической разработке ряда вопросов, связанных с государственной изменой, выводе научных положений, которые при применении их на практике будут способствовать наиболее полному и эффективному раскрытию подобного рода преступлений.

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоУголовное правовопросы466-480

1-15 … 436-450 451-465 466-480 481-495 496-510 511-525 526-538

«Преступления против основ конституционного строя»

470. Вид диспозиции ст. 283 УК РФ («Разглашение государственной тайны»):
• бланкетная
471. Действия, которые должны быть квалифицированы как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля:
• убийство либо покушение на убийство государственного или общественного деятеля
472. Действия, характеризующие объективную сторону государственной измены:
• выдача государственной тайны
• сотрудничество с иностранным государством в области науки
473. Обязательные признаки субъективной стороны необходимые для квалификации деяния по ст. 277 УК РФ («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»):
• деяние совершается по мотиву мести за деятельность указанных лиц
• цель прекращения государственной или общественной деятельности такого лица
474. Обязательный признак объективной стороны необходимый для квалификации деяния по ст. 279 УК РФ («Вооруженный мятеж»):
• вооруженность
475. Отличие диверсии от терроризма следует проводить по …
• целям преступного посягательства
476. Признак состава преступления, отличающий государственную измену от шпионажа – … преступления.
• субъект
477. Состав преступления, предусмотренного ст. 284 УК РФ («Утрата документов, содержащих государственную тайну») по конструкции:
• материальный
478. Характеристик субъекта преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ («Разглашение государственной тайны») – вменяемое физическое лицо, …
• которому информация была доверена или стала известна по службе или работе
479. Характеристика предмета преступлений, предусмотренных ст. 275 («Государственная измена») и ст. 276 («Шпионаж»):
• сведения, содержащие государственную тайну

Государственная измена

Государственная измена. Статья 275 УК РФ определяет: «Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой».

В примечании к ст. 275 говорится: «Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Высокая общественная опасность государственной измены заключается в том, что из владения государством уходят сведения, составляющие государственную тайну, которые, попадая в руки иностранных спецслужб и будучи использованными против интересов России, могут свести на нет многолетний труд больших коллективов по созданию оригинальных технологий, новых видов вооружений, разработке планов обороны страны в особый период и т. п. Действия изменника способны нанести колоссальный экономический ущерб государству, повлечь за собой срыв перспективных научных исследований, привести к замораживанию строительства особо важных объектов, вызвать осложнения в межгосударственных отношениях, вплоть до разрыва дипломатических отношений.

Суть государственной измены заключается в акте предательства, т. е. оказании гражданином России помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации. Закон предусматривает ответственность за специальные формы оказания помощи — шпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи, если они направлены на нанесение ущерба внешней безопасности.

Объектом преступления выступает внешняя безопасность, т. е. состояние защищенности государственного и общественного строя России от угроз извне. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности, государственной безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Указанные сферы общественных отношений тесно связаны между собой, и вопрос о том, какому компоненту наносится наибольший вред, подлежит выяснению в каждом конкретном случае на основе имеющихся материалов.

Объективная сторона государственной измены выражается в трех формах:

1. Государственная измена в форме шпионажа означает передачу, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передачу или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если они совершаются гражданином России. Если подобные действия совершаются иностранным гражданином либо лицом без гражданства, то они квалифицируются по ст. 276 УК (шпионаж). Поскольку объективные и субъективные признаки шпионажа в смысле ст. 275 и 276 УК одинаковы, они будут рассматриваться при характеристике состава преступления, предусмотренного ст. 276 УК.

Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, иностранной организации или их представителям указанных сведений лицом, которому они были доверены по службе или работе либо стали известны иным путем, за исключением их собирания либо похищения. В этом состоит отличие выдачи государственной тайны от шпионажа, при котором передаются либо хранятся с целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе (работе). Например, Т., будучи ведущим инженером режимного НИИ, по своей инициативе установил преступную связь с иностранной спецслужбой и выдал известные ему по работе сведения, составляющие государственную тайну.

Предметом преступления выступает государственная тайна, т. е. защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации*.

* См. ст. 2 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. // Российская газета. 1993. 21 сент.

В ст. 5 Закона дается перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Исчерпывающий открытый Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203*.

* СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4775.

Оконченным преступлением выдача признается с момента перехода сведений, составляющих государственную тайну, в адрес иностранного государства, иностранной организации либо их представителей. Представителями иностранного государства и иностранной организации являются их официальные лица (члены правительственных делегаций, сотрудники дипломатических представительств в России, сотрудники иностранных спецслужб, члены иностранных негосударственных организаций и др.), а также иные лица, выполняющие их поручения.

Могут иметь место стадии приготовления либо покушения на преступление (например, задержание виновного при попытке передать сведения указанным адресатам).

3. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России выражается в совершении различных деяний, направленных на оказание им содействия в проведении разведывательной и иной подрывной деятельности против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, если они не охватываются другими формами государственной измены.

Объективная сторона преступления, т. е. оказание помощи, связана с установлением контакта (связи) гражданином России с представителями иностранного государства или иностранной негосударственной организации и совершением по их заданию:

а) других (кроме измены) преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;

б) деяний, не образующих признаков указанных преступлений, но наносящих ущерб внешней безопасности России.

В первом случае действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений: государственная измена и конкретное преступление данного вида (террористический акт, диверсия, вооруженный мятеж и т. д.).

Во втором случае круг деяний многообразен и не имеет исчерпывающего перечня. Объединяющим началом является их направленность против внешней безопасности России. Объективно характер действий при оказании помощи сходен с пособническими. Это могут быть: подыскание и вербовка агентуры для иностранной спецслужбы, подбор явочных и конспиративных квартир, оказание содействия иностранным эмиссарам и кадровым разведчикам в приобретении документов прикрытия, устройстве на работу, связанную с доступом к государственным секретам, и т. п. Оказание помощи может быть как в мирное, так и в военное время.

Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи. Могут иметь место стадии совершения преступления. Приготовление образуют: разработка плана оказания помощи, создание условий для установления контакта с адресатами, приведение в систему, удобную для выдачи, тех сведений и возможностей, которыми располагает данное лицо, и т. д. Как покушение квалифицируются: неудавшаяся попытка установить контакт с представителями иностранного государства или иностранной организации, совершение действий, направленных на оказание помощи, которой иностранная разведка не могла воспользоваться, и т. п.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин России, достигший 16 лет. Соучастниками же преступления (кроме исполнителя) могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный сознает общественно опасный характер действий, указанных в диспозиции данной статьи, и желает их осуществить. Некоторые авторы высказывали мнение о возможности совершения измены и шпионажа с косвенным умыслом*, однако данная позиция не нашла отражения в практике и дальнейшего развития в теории.

* См. Курс советского уголовного права. Т. 4. М., 1970. С. 77, 87, 89.

Подлежит установлению направленность умысла — нанести ущерб внешней безопасности России. При этом мотивы и цели могут быть самыми разнообразными: корысть, месть, националистические побуждения и т. п. Мотивы, хотя и не указаны в данной норме, имеют большое значение в раскрытии механизма совершения преступления, определении степени вины и назначении наказания.

Примечание к ст. 275 УКпредусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности, если:

лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации;

в его действиях не содержится иного состава преступления.

Данная поощрительная норма призвана показать человеку, уже совершившему преступление, путь к освобождению его от уголовной ответственности, если им выполнены указанные в законе условия.

На эффективность действия данной нормы значительное влияние оказало открытие в системе ФСБ «телефона доверия». Только за месяц с момента установки телефона поступило 558 звонков, из которых 80 признаны «очень серьезными»*.

* См: Имтервью и выступления директора ФСБ России Н. Д. Ковалева. М.: ЦОС ФСБ. 1997. С. 35

Добавить комментарий

Закрыть меню