Субъект исполнительной власти

Организация исполнительной власти в субъектах РФ

Исполнительная власть в субъектах РФ – это часть единой государственной власти Российской Федерации.

Органы исполнительной власти имеют приоритетное значение в триаде ветвей власти, что обусловливает их ведущую роль в управлении наиболее важными процессами в государстве и регионе. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Основной особенностью организации исполнительных органов государственной власти субъектов РФ является двухуровневая система правового регулирования, обусловленная следующими факторами: во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; во- вторых, необходимостью обеспечения единства системы органов исполнительной власти. С одной стороны, субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. С другой, федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов РФ образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. В результате на территории каждого субъекта Федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные органы власти; органы исполнительной власти данного субъекта РФ, а также муниципальные органы местного самоуправления. Следует отметить, что пока слабо разработан механизм оптимального взаимодействия исполнительных органов власти всех уровней.

Структура исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ представлена в основном двумя моделями: единоначалие в руководстве исполнительным органом и коллегиальность в управлении.

Первая модель: высшее должностное лицо, руководитель исполнительной власти в субъекте РФ единолично создает структуру администрации субъекта РФ, наделяется разнообразными полномочиями в области формирования органов исполнительной власти, структуры администрации, бюджета, финансов и учета, управления собственностью, взаимодействия с учреждениями и предприятиями различных форм собственности в отраслях и сферах экономического и социально- культурного развития, осуществляет непосредственное руководство всеми структурными подразделениями утвержденной структуры администрации.

Вторая модель структуры администрации субъекта РФ предполагает учреждение Правительства как самостоятельной организационно-правовой формы исполнительной власти с нормативно установленной компетенцией, полномочиями в установлении исполнительно-распорядительных функций. Правительство имеет два начала: первое – оно издает общезначимые для всего населения территории нормативные акты, т. е. является носителем публичного права, второе – Правительство является юридическим лицом, те субъектом гражданско -правовых, частноправовых отношений, оно может заключать сделки в сфере собственности, земли и иных отношений.

Есть промежуточная модель организации администрации, когда правительство не является юридическим лицом и не является самостоятельным субъектом – его статус, скорее, коллегии при губернаторе.

Высшим органом исполнительной власти в республиках является правительство. К его основным полномочиям относятся:

осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка;

разработка бюджета субъекта РФ, обеспечение его исполнения;

разработка и представление на утверждение законодательного (представительного) органа власти проектов планов социально-экономического развития субъекта РФ, отчетов об их исполнении;

формирование органов исполнительной власти субъекта РФ;

управление и распоряжение собственностью субъекта РФ.

Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 1074 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Понятие и виды органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти — учреждение, созданное в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении функций исполнительной власти и наделенное для этих целей государственно-властными полномочиями.

Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответствии с его компетенцией) и юридически (компетенция не производна от компетенции иного органа).

Основы правового статуса, порядок деятельности и компетенция, система органов исполнительной власти регулируются Конституцией РФ и рядом нормативно-правовых актов.

Органы исполнительной власти:

  • самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Но в целях нормального функционирования государстваорганы исполнительной власти постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;
  • обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции;
  • их деятельность носит подзаконный характер;
  • находятся на бюджетном финансировании.

Виды органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти можно классифицировать по ряду признаков:

1. В зависимости от государственного устройства:

  • федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы и надзоры, российские агентства);
  • органы исполнительной власти субъектов Федерации.

2. По организационно-правовым формам:

  • правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, республик, Москвы, Санкт-Петербурга);
  • комитеты, службы, главные управления, отделы, инспекции, агентства, администрации, мэрии и т. д. (на различных уровнях).

3. По характеру компетенции выделяют:

  • органы исполнительной власти общей компетенции: осуществляют на определенной территории руководство всеми или большинством отраслей управления (Правительство РФ; правительства, администрации субъектов Федерации);
  • органы исполнительной власти отраслевой компетенции: руководство подведомственными отраслями (напр., Министерство путей сообщения);
  • органы исполнительной власти межотраслевой компетенции: выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей управления (напр., Министерство промышленности, науки и технологий);
  • органы исполнительной власти внутриотраслевой компетенции: руководство определенным участком работ в пределах отрасли.

4. По характеру разрешения подведомственных вопросов:

  • единоначальные: решающая власть принадлежит руководителю;
  • коллегиальные: решения принимаются группой лиц, но существует персональная ответственность за их исполнение.

Понятие и принципы построения системы органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти — совокупность органов исполнительной власти и система их взаимоотношений, построенная на основе разграничения компетенции между ними.

Система органов исполнительной власти строится и функционирует на основе следующих принципов:

федерализма, который отражается:

а) на структуре системы органов исполнительной власти, состоящей из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ);

б) на юридическом положении органов исполнительной власти:

  • определение компетенции органов исполнительной власти основывается на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации;
  • законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти;
  • формой регулирования взаимоотношений между органами исполнительной власти выступают административные соглашения, в результате которых федеральные органы исполнительной власти могут передать осуществление части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;

сочетания централизации и децентрализации, который действует на различных уровнях системы органов исполнительной власти, влияет на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация — сосредоточение большей доли предметов ведения и полномочий в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти (в основном по предметам ведения РФ).

Децентрализация — закрепление за органом предметов ведения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

Формой децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части полномочий территориальным органам, в результате чего центр решения общефедеральных, территориальных задач смещается из центра на места; законности, которая проявляется в обязанности всех органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы. Кроме того, НПА субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

Систему федеральных органов исполнительной власти, установление которой относится к ведению РФ, образуют:

  • Правительство РФ;
  • федеральные министерства (отраслевое управление);
  • государственные комитеты, федеральные комиссии (межотраслевое управление);
  • федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры (осуществляют специальные функции в установленных сферах ведения);
  • иные федеральные органы исполнительной власти (напр., Управление делами Президента РФ).

Систему органов исполнительной власти субъектов Федерации образуют:

  • высший орган исполнительной власти субъекта Федерации;
  • иные органы исполнительной власти, формы которых определяются самими субъектами Федерации.

Система федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации

Особенности федеральных органов исполнительной власти:

Классификация федеральных органов исполнительной власти.

1. По характеру деятельности:

  • министерства: осуществляют различные виды деятельности, управление, регулирование и координацию в соответствующей области (отраслевые и межотраслевые);
  • государственный комитет, федеральная комиссия — осуществляют межотраслевую координацию, функциональное регулирование по вопросам их ведения;
  • федеральная служба, российское агентство, федеральный надзор — осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие) функции.

Таким образом, можно выделить органы: осуществляющие руководство отраслями; занимающиеся межотраслевым регулированием, координацией; контроля надзора; органы по определенным проблемам.

2. По подчинению:

  • в ведении Правительства РФ (большинство), которое утверждает положения об этих федеральных органах исполнительной власти и назначает руководителей; — подчиненные Президенту РФ (Министерство обороны, внутренних дел, ФСБ и др.), который имеет аналогичные полномочия.

3. По способу решения подведомственных вопросов:

  • — единоначальные (министерства, некоторые другие федеральные органы исполнительной власти), но может образовываться коллегия. Она рассматривает наиболее важные вопросы деятельности, принимает решения большинством членов. В случае разногласий министр проводит в жизнь свое решение;
  • коллегиальные (государственные комитеты, федеральные комиссии, службы/надзоры, российские агентства): образуются коллегии в составе руководителя органа, его замов, руководящих работников. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.

Система органов исполнительной власти субъектов Федерации определяется ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной властисубъектов Российской Федерации» и законодательством субъекта Федерации:

  • во главе — высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, который возглавляется руководителем этого органа либо высшим должностным лицом субъекта Федерации (президентом, главой субъекта Федерации);
  • органами общей компетенции являются правительства республик, администрации в иных субъектах Федерации;
  • органы отраслевой и межотраслевой компетенции — министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления, департаменты, отделы.

Правительство РФ

Правительство РФ является высшим исполнительным органом РФ, возглавляет единую систему исполнительной власти.

Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.

1. Правительство РФ — это коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти РФ и издает административно-правовые акты от своего имени.

Состав Правительства РФ, порядок его формирования, цели, основные направления деятельности, полномочия, взаимоотношения с Президентом РФ и Федеральным Собранием регламентируются Конституцией РФ.

Согласно ст. 110 Конституции РФПравительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ обладает особым статусом:

  • возглавляет Правительство РФ, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу;
  • представляет Правительство в РФ и за пределами ее территории;
  • ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса;
  • подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.

2. Конституция РФ предусматривает следующие полномочия Правительства РФ:

  • разработку и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
  • проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управление федеральной собственностью;
  • реализацию мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, внешней политики РФ;
  • обеспечение законности, прав и свободграждан;
  • охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью;
  • иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Президент РФ

Статус Президента РФ определен Конституцией РФ. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.

Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:

В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий:

  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  • принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  • формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;
  • формирует Администрацию Президента РФ;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
  • вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  • издает указы и распоряжения;
  • может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  • вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Органы местного самоуправления как субъекты административного права

Местное самоуправление — гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления (ОМС) вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления — это выборные и иные органы местного самоуправления, образуемые в городских и сельских поселениях и на других территориях (собрания представителей, глава местного самоуправления). Создание ряда органов местного самоуправления обязательно в силу указания закона, другие же могут создаваться в соответствии с уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Представительные органы — выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения. Работают на непостоянной основе, созываются главой муниципального образования.

Исключительная компетенция представительных органов:

Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, которое возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на муниципальной территории. Избирается гражданами, проживающими на соответствующей территории, или представительным органом, которым он подотчетен.

Иные органы местного самоуправления образуются на основании устава муниципального образования.

Правовой статус органов местного самоуправления (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

  • не входят в систему органов государственной власти;
  • могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств;
  • основы статуса, полномочия, структура установлены законом;
  • могут вступать в различные, в том числе административно-правовые, отношения;
  • принимают по вопросам своего ведения правовые акты;
  • наделяются правом самостоятельного решения вопросов местного значения;
  • общие принципы, гарантии МС не могут быть произвольно ограничены каким-либо органом государственной власти;
  • решения органов местного самоуправления могут быть отменены только принявшими их органами или признаны недействительными по решению суда (обязанность отменить данный акт возлагается на субъектов, их принявших).

Предусматривается возможность участия населения в осуществлении местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления (на территориях, не являющихся муниципальными образованиями).

Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

Формирование системы органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти.

Такими актами являются конституции, уставы краев, областей, схема управления, законы, а также положения об отдельных органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ.

Республики.Поскольку Конституция РФ рассматривает республики как государства, конституции республик учреждают пост главы государства, именуемого президентом, главой республики.

В организации исполнительной власти и ее соотношений с полномочиями главы государства республики можно выделить несколько основных разновидностей.

1. Правительство является органом исполнительной власти, подотчетным президенту республики (главе республики), хотя ответственно и перед парламентом.(Татарстан, Башкортостан, Калмыкия и др.). В данной группе республик правительство фактически работает под непосредственным руководством главы государства.

2. Глава государства возглавляет систему исполнительной власти и является председателем Правительства(например Республика Коми, Бурятия). В этой группе республик имеет место прямое слияние функций главы государства и главы правительства в одном лице.

3. Формирование Правительства и организация исполнительной власти осуществляются коллегиальными органами ( Дагестан и некоторые др.).

Края, области и другие субъекты РФ.Как и республики, края, области и другие субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Правовой базой для этого выступает устав, а также законы, принимаемые собственными представительными органами, и правовые акты глав администраций.

В отличие от республик, многие края и области руководствуются не только уставами, но и так называемой схемой управления, которая призвана обеспечить комплексное управление субъектом РФ по всем важнейшим вопросам. Схема включает в себя перечень субъектов и объектов управления, характеристику функций органов исполнительной власти и порядок их взаимоотношений, процедуру принятия решений и т. д.

Функции исполнительной власти на территории субъекта РФ осуществляет система органов исполнительной власти, возглавляемая соответствующей администрацией.

Систему органов исполнительной власти образуют три основные группы органов:

1)органы, составляющие аппарат главы администрации;

2) управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;

3)территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность.

В задачи администрации входят обеспечение соблюдения Конституции РФ и законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, представительство, руководство местными органами власти, защита интересов области в федеральных органах власти.

Администрация состоит из главы администрации, часто именуемого «губернатором»,а в Москве — мэром, и его заместителей, руководителей многочисленных управленческих структур. В предшествующие годы глава администрации назначался и освобождался от должности Президентом РФ, но теперь повсюду избирается — в большинстве субъектов РФ населением, но в отдельных — законодательным органом.

Добавить комментарий

Закрыть меню