Структура социального партнерства

Социальное партнерство в организации


Вернуться назад на Социальное партнерство
Социальное партнерство — особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночному обществу, обеспечивающий оптимальный баланс реализации оптимальных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей. Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации. Остановимся последовательно на каждом из них.
Основные принципы социального партнерства:
— соблюдение норм законодательства;
— полномочность представителей сторон;
— равноправие сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и отношений;
— добровольность сторон в принятии на себя обязательств;
— систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.
В качестве субъектов (сторон) социального партнерства выступают работодатели и государство.
Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:
— от имени работников — профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы;
— от имени работодателя на уровне организации — руководитель организации, собственник имущества, выполняющий функции работодателя либо уполномоченные им лица; на федеральном, отраслевом и территориальном уровнях — представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, наделенные определенными полномочиями;
Виды трудовых правоотношений зависят от вида соответствующих трудовых отношений и от вида трудового договора, лежащего в основе возникновения и существования этого правоотношения.
Видов трудовых правоотношений столько, сколько видов трудовых договоров. Поэтому на одном и том же производстве возможны разные виды трудовых правоотношений, так как возможны разные виды трудовых договоров (срочные, с неопределенным сроком, для определенной работы и их разновидности).
Трудовое правоотношение следует отличать от смежных правоотношений в сфере гражданского права, связанных с трудом по следующим критериям:
1.

по включению работника при трудовом правоотношении в данный трудовой коллектив, чего нет при гражданском правоотношении, связанном с трудом;
2. по предмету правоотношения;
3. по подчинению работника правилам внутреннего трудового распорядка данного производства при трудовом правоотношении и ответственности за их нарушение, чего нет при гражданском правоотношении;
4. на ком лежит обязанность организации и охраны труда работника. В трудовом правоотношении — на администрации, а в гражданском сам гражданин организует свой труд и его охрану. Практика идет по тому пути, что если работа опасная (например, взрывные работы, ремонт котла под давлением), то обязанность обеспечить безопасность и охрану труда лежит на работодателе и, следовательно, возникает трудовое правоотношение, хотя бы другие критерии и не подходили.
Только у работника возникает трудовое отношение с работодателем на основании заключенного трудового договора, которым обусловлена его трудовая функция. Затем, выполнение последней осуществляется им непосредственно и в условиях совместного трудового процесса, требующего подчинению работников внутреннего трудовой функции и подчинение внутреннему трудовому распорядку означает включение гражданина в состав работающих данной организации и превращение его в работника.
Все названные особенности и составляют характерные признаки труда гражданина в качестве работника». Недостаточная разработка понятия работник в качестве самостоятельной правовой категории приводит к тому, что к работникам как субъектам трудового правоотношения нередко относят только лиц так называемого наемного труда. В том время из числа работников исключают работающих в различных хозяйственных товариществах, обществах — лиц, связанных с данными организациями отношениями участия или членства. Это позволяет, в свою очередь, сделать вывод, что на них распространяется трудовое право.
«Наемный труд» отличается от самостоятельного труда, при котором отдельный производитель является одновременно и владельцем средств и орудий труда и организатором производства и, обладая рабочей силой, ею распоряжается. Иной характер наемного труда гражданина (работника) основан на том, что он обладает рабочей силой, но не владеет средствами и орудиями труда, а, следовательно, лишен и роли организатора производства.

Работа, какой — бы кратковременной она не была, должна выполнятся работником по определенной специальности, квалификации или должности на отдельного нанимателя (работодателя).
Итак, в трудовое отношение, возникающее на основании трудового договора, работник вступает в связи с применением своих способностей в труде, а работодатель использует чужой труд, то есть способность к труду работника, оплачивая его работу. При этом работник непременно должен лично выполнять трудовую функцию под руководством работодателя, соблюдая установленный внутренний распорядок, а работодатель обязан оплачивать труд и создавать работнику благоприятные условия труда, обеспечивая его предметами и средствами труда.
Исходя из этого, можно допустить, что лица наемного труда и есть наемные работники. Это должно было бы их ограничить как тех, кто связан с юридическим лицом отношением членства или участия и трудится в данной организации.
Необходимо обратить внимание на то, что трудовое общество выявляет зависимость работника от работодателя, который имеет дисциплинарную и директорскую власть, хотя и не над личностью работника, но над способом выполнения им работы. Поэтому работник выполняет трудовую функцию, обусловленную трудовым договором, под руководством и контролем работодателя.

Финансовый план
Оценка бизнеса
Бизнес процесс
Договор строительного подряда
Партнерство


Назад | | Вверх

Сущность, структура и механизм социального партнерства

123456Следующая ⇒

Практика показывает, что существует два способа формирования социально- трудовых отношений и разрешения трудовых конфликтов — насильственный и мирный.

Социальное партнёрство представляет собой такой тип и систему взаимоотношений между работниками и работодателями, при которой в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов. В реальной жизни социальное партнёрство выступает в качестве альтернативы всякой диктатуры класса или личности и является цивилизованным методом разрешения социальных конфликтов на различных уровнях.

В Республике Беларусь заложены законодательные основы для становления эф­фективной формы регулирования социально-трудовых отношений. Приняты законы «О профессиональных союзах», «О коллективных договорах и соглашениях», «О по­рядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Ратифицированы соответствующие конвенции МОТ. На уровне республики ежегодно заключается Генеральное соглашение между правительством, республиканскими объединениями профсоюзов и нанимателей.

На региональном и отраслевом уровнях заключаются тарифные соглашения, на­правленные на обеспечение стабильной работы предприятий и отраслей, защиту прав и интересов работников, обеспечение установленных государством минималь­ных социальных гарантий. На предприятиях, в учреждениях и организациях заклю­чаются коллективные договора.

Что же означает словосочетание «социальное партнёрство». Его смысловое зна­чение применительно к сфере регулирования социально-трудовых отношений в об­щем плане — это совместная деятельность правительства, предпринимателей и проф­союзов, направленная на согласование интересов и решение проблем, прежде всего, в социальной и производственный деятельности людей.

Конечно, дословное значение слова «партнёры» как «товарищи по общим интере­сам», не очень точно характеризует истинные отношения между всеми членами тру­дового сотрудничества, так как их интересы не всегда одинаковы. Но в данном слу­чае их интересы сходятся на решении социально-трудовых проблем.

Суть этих проблем в том, что существует рынок труда, на этом рынке есть и про­давец, и покупатель. Они сами должны договариваться о цене и условиях купли -продажи рабочей силы, точнее способностей к труду и возможностей индивида. Но проводиться этот «торг» должен в определённых рамках, цивилизованно, по прави­лам и нормам, защищающим интересы обеих сторон, то есть на основе партнёрских взаимоотношений. Это не только дань традиции стран с развитой рыночной эконо­микой, а объективные требования, вытекающие из новой роли субъектов рынка тру­да — предпринимателей, профсоюзов, правительства, и новых, складывающихся ме­жду ними отношений на основе трипартизма. Трипартизм — это система трёхсто­роннего представительства. Складывание и функционирование системы социально­го партнёрства на основе трипартизма — необходимо для осуществления успешного функционирования механизма контроля над производством. При этом степень раз­витости партнерства прямо пропорциональна степени демократизации управления. В условиях централизовано управляемой экономики с единой государственной соб­ственностью также существовало в специфических формах социальное партнёрство между администрацией предприятий и профсоюзами как участниками управления производством. Но тогда практически 90 % всех решений, связанных с регулирова­нием трудовых и социальных отношений на производстве, принимались в центре, то есть на уровне страны или региона. На долю администрации и профкома предпри­ятия в пределах предоставленных им прав приходилось не более 10 % от объёма решений, касающихся скорее методов и способов выполнения спущенных сверху показателей.

По мере развития децентрализации в управлении, отнесения к компетенции кол­лективов предприятий решения большинства вопросов, регулирующих социально-трудовые отношения, по мере расширения прав республик, краёв, других регионов и городов объективно возникали условия для развития по форме и по существу всего механизма социального партнерства на всех уровнях выработки и принятия реше­ний. В условиях же разгосударствления и смены форм собственности необходи­мость в управлении возрастает еще больше, так как появляются личный и коллек­тивный экономические интересы сторон, каждая из которых хочет приумножить свои доход и прибыль. Работодатель хочет по наиболее низкой цене купить полно­ценную рабочую силу и поддерживать ее деятельность на уровне и в интересах сво­его производства, а работник хочет получить за свой труд столько, сколько нужно для нормальной жизни и труда ему самому и его семье. В общем, речь идет о «деле­же» экономического пирога, который должен проходить максимально справедливо, мирным, цивилизованным способом. Поэтому социальные партнеры должны нау­читься сотрудничать в меняющихся условиях: работодатели (администрация госу­дарственных или муниципальных предприятий, руководители акционерных объеди­нений, предприниматели и владельцы частных производств и компаний и др.) должны добровольно «допустить» к монопольному владению управленческими функциями и их осуществлению второго партнера от трудового коллектива — проф­союз.

123456Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-03-28; просмотров: 367 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Учебные цели:

• раскрыть сущность, функции и направления социального партнерства на предприятии;

• определить задачи системы социального партнерства;

• осветить содержание системы регулирования социально-трудовых отношений на предприятии;

• раскрыть сущность и содержание коллективного договора;

• охарактеризовать зарубежный опыт социального партнерства.

121 Социальное партнерство на предприятии: сущность и функцииії

Важным элементом в деятельности служб управления персоналом является обеспечение социальной защиты работников предприятия, реализация идей социальной справедливости в пределах предприятия, удовлетворение бил льш широкого круга потребностей, чем просто материальное обеспечение. Социальная защита персонала позволяет предприятию представить себя коллективным членом сообщества, продемонстрировать понимание социально й ответственности и нужд своих работников, стремление гибко реагировать на различные их потребности, обеспечивая тем самым атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, что является основой эффективной вз аемодии на предприятии. Конечно, не во всем и не всегда предприятие может обеспечить удовлетворение потребностей своих сотрудников, но стремление к этому и реализация этого стремления обычно высоко цинует ься коллективом и вызывает положительное отношение к предприятию и его руководству, кадровая политика, элементом которой является социальная защита персонала, является показателем внутренней этики предприятия, с кладае его имидыідж.

Несмотря на имеющиеся различия в интересах, основу взаимоотношений предприятия и персонала составляет партнерство в достижении общих целей, сотрудничество и взаимопонимание.

. Социальное партнерство — такая система отношений между наемными работниками и собственниками средств производства, при которой признаются расхождения экономических интересов различных социальных групп и право каждого из них отстаивать свои й интересы через поиск компромиссов, путей взаимопонимания и сотрудничества в условиях согласия.

. Социальное партнерство на предприятии — это система мероприятий, обеспечивающая сотрудничество наемных работников с работодателями. Такое сотрудничество осуществляется постоянно на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров коллективных договоров и соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения. Специфической формой партнерства на предприятии имеется трипаратизм (включает три составляющие), т.е. привлечение к переговорам представителей в исполнительной власти. Такое сотрудничество может быть постоянной или нерегулярной (только в случаях обострения ситуацииії).

Идеологической и теоретической основой социального партнерства является признание:

• необходимости существования в обществе различных социальных групп со своими специфическими функциями;

• объективности различий и конфликта их интересов, борьбы между

социальными группами;

• возможности ввести эту борьбу в цивилизованные рамки и добиться ее конструктивного результата в виде взаимоприемлемого и общественного развития, что соответствует перспективным задачам, компромисса.

Социальное партнерство, следовательно, есть не что иное, как признание конфликта и введения его в легитимные и конструктивные рамки. Оно строится на принципе равенства партнеров и их способностей договориться между собой ю. Социальное партнерство тесно связано с понятиями производственной, экономической и социальной демократииії.

Становление системы социального партнерства прошло долгий и сложный путь. Когда работники начали объединяться в профессиональные организации (1867 г), уже тогда были основаны первые попытки социального партнерства посредством переговоров и консультаций между представителями наемной рабочей силы и работодателями. Первые коллективные договоры вошли в практику в конце XIX в во. Франции,. США и. Великобритании. П роте прошло много лет, прежде чем коллективно-договорные системы получили законодательное закреплениелення.

Постепенно система коллективно-договорных переговоров, заключение соглашений получила официальный статус и стала одним из ключевых элементов социально-трудовых отношений во многих странах, а с 1993 года — и в. Укр раине, когда в июле был принят. Закон»О коллективных договорах и соглашениях.

Таким образом, общественное мнение прошла путь от отрицания социального партнерства как формы насилия над свободным рынком и свободой предприятий к осознанию объективной необходимости согласования инт. Тереса различных слоев населения.

Применение силовых средств (забастовок) лишь усиливают раскол в обществе, приводят к дальнейшему разрушению производства, обострение экономической ситуации.

Здравый смысл и мировой опыт убеждают, что быстрее и эффективнее выйти из кризиса можно в условиях социального мира и согласия в обществе и, прежде всего, на производстве.

. Становление рыночных отношений обязательно приводит к поиску и нахождения той или иной модели отношений между собственниками средств производства и собственниками рабочей силы, к преодолению противоречий, которые возникают между ними. При всех й разнообразия моделей, в целом их можно разделить между двумя полюсами, двумя идеями. Первая — идея классовой борьбы, вторая — идея социального партнерства. В мире есть сторонники как первой, так и д ругой идетдеї.

. Идеология социального партнерства глубоко проникла в социально-трудовые отношения стран с рыночной экономикой. Поэтому социальное партнерство является основным для нашего государства как в данный период, так и на будущее Украины стоит перед необхиднис стью перехода от экономики индустриального типа к экономике научно-технической или, как ее называют, информационной экономики, ее существенная черта — изменение роли работника в процессе производствава.

. Компьютеризация и автоматизация производства ведут к уменьшению доли простого труда и увеличение доли сложной, творческой работы. Происходит своеобразное»очеловечивание»производства. При таких условиях работника очень трудно принуждать к высокоэффективно й труда, его надо поощрять. Это поощрение, как показывает опыт. Японии,. Западной. Европы, осуществляется путем привлечения работников к участию в управлении производством, в основе которого заключается социальной не партнерство, что выступает составным элементом общественной жизниття.

Последние достижения управленческой теории и практики подтверждают, что в основу построения системы менеджмента необходимо закладывать идею социального партнерства, которая предусматривает сотрудничество нескольких х контрагентов, объединенных единой мето.

. Социальное партнерство является специфической формой социальных отношений между тремя субъектами (триада) рыночной экономики: государством, наемными работниками и работодателями. Основные положения социального партнерства отображаются в законодательных актах, прежде всего, в. Конституции. Для регулирования условий оплаты труда заключаются соглашения о минимальной заработной плате, тарифные соглашения тощщо.

Социальное партнерство формируется как специфическая, необходимая составляющая рыночных отношений. Это — отношения между наемными работниками и собственниками предприятий (работодателями). Наемные работники через свои бьеднання (профсоюзы) и владельцы средств производства через свои представительные органы и являются двумя сторонами социального партнерства на различных уровнях: от производственного до общенационального. Третьей с пецифичною стороной является государство или местное самоуправление, которые устанавливают правила игры для двух других сторон социального партнерства и для органов властейади.

Система регулирования отношений между наемными работниками и работодателями с участием государства называется трипаратизмом.

Потребность регулирования отношений между сторонами возникает как на уровне предприятия, так и на национальном уровне. В предприятиях осуществления социального партнерства происходит на основе коллективного договор ру.

Сторонами социального партнерства выступают первичные носители прав и интересов наемных работников и собственников средств производства. Профсоюзные комитеты, советы, объединения работодателей, органы исполнительные нительной власти и местное самоуправление реализуют делегированные им полномочия и выступают сторонами переговоров, сторонами коллективного соглашения (коллективного договора), сторонами коллективного трудового. Супер ки или конфликта. Исходя из этого, социальное партнерство — это урегулированная нормами права специфическая система двух-или трехсторонних общественных коллективных правоотношений между собственниками средств произ ства (работодателями), наемными работниками и государством (с местным самоуправлением) или их представительными органами в процессе реализации прав и интересов сторон по социально-экономическим и трудов их вопронь.

Согласно. Закону Украины»О социальном партнерстве»определяются такие формы сотрудничества:

• консультации, переговоры, заключение коллективных договоров и соглашений, совместное решение коллективных трудовых споров;

• организация примирительных и арбитражных процедур;

• участие в работе органов социального партнерства;

• рассмотрение и разрешение претензий и разногласий;

• контроль за выполнением общих договоренностей.

Однако, перечисленным нельзя ограничиваться, ибо практика приводит другие формы сотрудничества, которые есть в Украине и за ее пределами, в частности, на производственном уровне — это участие работников в управлении производ твом, в корпоративных правовых действиях (распределение прибыли, доходов от собственности и т.п.), в управлении средствами обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Договорной процесс социальных партнеров — это механизм преобразования социально-экономических интересов сторон в конкретное право, которое защищается. Законом.

Социальное партнерство в экономике рассматривается как этическое понятие и организационный принцип.

Практика показывает, что многие проблемы предприятия решается проще, если стороны (работодатели и наемные работники) являются партнерами, а не группами, ориентированными на конфликт. Социальное партнерство пе ередбачае признание определенного уровня взаимной зависимости и солидарности в межличностных и социальном контексте. Учитывая общечеловеческие ценности, делается попытка в интересах сторон-участников подо латы то, что их розьеднуує.

Как организационный принцип, социальное партнерство — это, с одной стороны, преодоление давления авторитарных бюрократических структур владельцев предприятий, а с другой — страхование односторонних эгоистических игру упових действий наемных работниках.

Кроме этого, социальное партнерство предполагает признание различного рода социальных интересов отдельных общественных групп и предоставления им права участвовать в формировании и принятии решений по вопросам распределения вало ового продукта. Одновременно это означает отход от веры в утопическую социальную гармонию.

Социальный мир рассматривается как результат активного сотрудничества партнеров, их взаимных усилийль.

. Социальное партнерство — интегрирующий элемент рыночной экономики, а виды и принципы сотрудничества зависят от того, на каком уровне осуществляется социальное партнерство. Различают социальное партнерство на предприятии и социальное партнерство вне предприятия, но во всех случаях оно предполагает готовность к взаимопониманию и стремление к социальному выравниваниюя.

Социальное партнерство выполняет три функции (рис 121):):

• защитную — выравнивание шансов работников, недопущения изменения условий труда не в пользу работника;

• организационную — гласность и четко определен порядок заключения соглашений, их стандартизация и т.п.;

• миротворческую — на период действия соглашения не допускаются трудовые конфликты, не выдвигаются новые требования.

Социальное партнерство направлено на (рис 122):):

• привлечение работников к участию в управлении предприятием (производственная демократия);

• финансовое участие работников, то есть участие в собственности и доходах (экономическая демократия);

• заключение соглашений и коллективных договоров;

• регулирование социально-трудовых отношений;

• проведение переговоров на национальном, региональном и местном уровнях.

Главными задачами системы социального партнерства в Украине следует считать (рис 123):):

• привлечение всех субъектов общественных отношений к управлению и преодоления на этой основе монополии в распределении созданного продукта;

• усиление мотивации к труду для обеспечения высоких результатов работы как необходимого условия повышения качества жизни;

• устранение недоразумений и противоречий относительно намерений сказала:, и представляют законные интересы каждой из сторон;

• достижение взаимного стремления к выполнению намеченных программ, способствовать утверждению в обществе социального мира и согласия.

При этом, в процессе реализации этой системы должны быть решены такие важные проблемы:

• формирование новой мотивационной поведения субъектов общественных отношений, которая отвечает требованиям конкурентного рынка;

• основания социально-трудовых отношений, определяющих равноправие всех форм собственности (на землю, капитал, средства производства и рабочую силу) и устанавливают недискриминационные условия формирования их в стоимости

• устранение факторов социальной напряженности в обществе и уменьшение на этой основе негативных экономических последствий;

• создание условий для постепенного формирования эффективного собственника.

. Социальное партнерство следует воспринимать как форму существования различных субъектов общественных отношений, которые становятся партнерами в процессе производства. Став заинтересованными участниками единого процесса, сторонами партнерства на принципе сотрудничества и поиска компромиссов, согласования действия в реализации своих интересов, они договариваются на демократических принципах о оптимальные параметры социально-экономического развития, определяют условия ств орення и распределения произведенного продукта и обязуются выполнять. По сути, социальное партнерство-это новая система общественных отношений, которая должна обеспечить принципиально отличный тип распределения п родукции на демократических принципах, а именно — на основе договоренности о доле созданного валового продукта каждого из субъектовту.

Социальное партнерство должно стать:

• элементом формирования социальной политики, определяет уровни и формы ответственности за невыполнение условий договоренности (выявление недоверия ответственному лицу, освобождение от должности, возмещение мат материально убытков)

• принципы организации отношений собственности, по согласованию с партнерами определяет равные условия создания рынка труда, средств производства, капитала через согласование политики налогов, цен заработной плат.

Социальное партнерство, базирующееся на основе соответствующей законодательной базы, четких принципах, балансе интересов всех сторон партнерства, в значительной мере способствует экономическому развитию государства, достижению ю согласия и социального мира в обществ.

Следует помнить, что рыночной экономике присущи как социальное сотрудничество, так и социальные конфликты. В связи с этим. Верховная. Рада Украины приняла. Закон»О порядке разрешения коллективных трудовых их споров (конфликтов)»Для усиления примирительной работы в 1998 году в Украине создано независимое. Национальную службу примиренияня.

Законодательная база, созданная в Украине с учетом международного опыта, норм и положений конвенций и рекомендаций. МОТ, позволит успешно решать основные задачи социального партнерства.

За последние годы нашей страной ратифицировано 50 конвенций. МОТ по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и социального партнерства.

Система социального партнерства, его структура и механизм

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Главный результат социального партнерства — социальное согласие и мир в обществе. Его достижение требует решения ряда сложных задач.

Первой из них является выделение и четкое определение субъектов партнерских отношений, а также тех институтов (организаций), которые могут правомерно их представлять.

С исторической точки зрения, первая структура субъектов партнерства была представлена двумя сторонами: работник(и) — работодатель (собственник средств производства). Такое двустороннее партнерство впоследствии получило название «бипартизм». Затем структура субъектов-партнеров претерпевает существенные изменения, так как в переговорном процессе начинает участвовать и государство.

Возникшее трехстороннее партнерство стали называть «трипартизмом».

Модель трехстороннего соглашения была закреплена в Конвенции Международной организации труда (МОТ) под номером 144. По этой Конвенции государство также становится социальным партнером и подписывает общенациональное партнерское соглашение-договор наряду с союзами работников и работодателей.

Наконец, субъектная структура социального партнерства усложнилась еще больше — было введено многоуровневое сотрудничество. Оно означало, что принцип трипартизма должен соблюдаться не только на общенациональном уровне, но и на отраслевом, а также на уровне предприятия. Это ведет к тому, что, скажем, при заключении договора на предприятии партнеры должны учитывать содержание отраслевого договора, а при принятии отраслевого договора следует учитывать позиции, закрепленные в общенациональном договоре о социальном партнерстве.

Вторая структурная часть партнерства — объекты партнерских отношений. Кроме субъектной структуры социальное партнерство в целом, т. е. как особая система, включает в себя и определенную структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнерство. Выше отмечалось, что поначалу объектом были только тарифы заработной платы. Затем объектами становились условия труда, занятость, безработица, социальная защита и т. д.

Еще одним, третьим элементом системы социального партнерства на современном этапе следует считать стратегию и тактику его достижения. Это означает необходимость выработки основной долговременной его направленности, т. е. стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также тактики ее достижения.

Четвертый структурный элемент системных партнерских отношений представляет их механизм. Эта составляющая настолько важна и специфична, что требует особого рассмотрения.

Наконец, пятым элементом современной системы социального партнерства следует признать культуру и этичность поведения партнеров. Под этим понимается взаимная уважительность партнеров, их честность, доверие, высокая ответственность, без чего невозможна реализация истинно партнерских отношений в обществе. А без них в сложном современном мире, где достаточно много не только внутренних, но и внешних проблем и угроз, стране трудно обеспечить свою устойчивость и независимость.

Все названные элементы социального партнерства в отдельности не могут обеспечить выполнение его задач. Только все вместе, в системном единстве они способны достичь главной цели социального партнерства — социального согласия и мира в обществе.

Под механизмом социального партнерства, как элементом его системы в целом, понимается совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.

Главным элементом (инструментом) рассматриваемого механизма является переговорный процесс между сторонами-партнерами. Этот стержневой элемент настолько важен, что остальные, по сути, обслуживают его, обеспечивая эффект его функционирования.

Следующим элементом механизма социального партнерства служат процедуры (технологии) выявления и согласования позиций партнеров (например, создание и работа специальных комиссий по изучению и нахождению «контактных» точек в интересах и позициях партнеров).

Еще одним важным элементом следует считать экспертную работу по анализу и оценке предлагаемых положений в общий договор партнеров.

В социальном партнерстве большая роль принадлежит созданию соответствующих законов и других нормативных документов, которые призваны фиксировать юридические рамки партнерства. Это — еще один важный элемент механизма партнерства.

В рассматриваемом механизме социального партнерства долженналичествовать контрольный элемент, т. е. орган, главной функцией которого является отслеживание выполнения согласованного и принятого договора партнеров, выявление его нарушений и нарушителей.

Наконец, в этом механизме для обеспечения его эффективности должен найти место элемент, выполняющий функции арбитража.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:


Добавить комментарий

Закрыть меню