Структура и содержание конституции РФ

Особенности содержания и структуры Конституции РФ.

Преамбула Конституции РФ достаточно лаконична, но емка по содержанию. Как известно, преамбула Конституции РСФСР 1978 г. была намного обширнее, включала краткий экскурс в историю страны, характеристику ее достижений в результате построения «развитого со­циалистического общества» и содержала много классовых идеологем, включая прямое указание на то, что при создании и принятии этой конституции руководствовались идеями «научного коммунизма». Преамбула Конституции РФ 1993 г. уходит от всего этого и с позиций современных реалий ведет речь только о том, чем руководствовался многонациональный народ РФ при принятии новой конституции. Эти мотивы: соединенность общей судьбой на своей земле; утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства; соблюдение общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; возрождение суверенной государственности Росши и утверждение незыблемости ее демократической основы; стремление обеспечить благополучие и процветание Родины; ответст­венность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества. Как видим, здесь нет ни традиционного в прошлом восхваления достигнутого, ни засилия про­летарской идеологии, хотя идеология гуманизма и демократизма, пат­риотизма и интернационализма представлена весомо и зримо. Хоте­лось бы также еще раз напомнить в этой связи, что несмотря на то, что положения преамбулы по традиции не имеют непосредственно норма­тивно-правового характера, они тем не менее имеют очень важное об­щеполитическое и идеологическое значение. Нельзя их недооценивать и в юридическом плане, поскольку они играют исключительно важную роль в понимании смысла всей Конституции и ее отдельных глав и статей, в правильном толковании и применении ее норм.

Глава 1 «Основы конституционного строя» закрепляет такие важ­нейшие, основополагающие принципы и черты этого строя, как наро­довластие (народный суверенитет), демократизм, федерализм, право­вой, республиканский, социальный и светский характер государства, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, политичес­кий плюрализм, идеологическое многообразие, свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» определяет ос­новы политико-правового статуса личности. Это — свобода личности; естественная, от рождения принадлежность человеку основных прав и свобод, их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в РФ стан­дартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание личных, инди­видуальных интересов с интересами других лиц, общества и государст­ва; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей; принцип рав­ноправия граждан, т.е. их юридического равенства (равенства в правах и обязанностях), в том числе и равенство всех перед законом и судом, равноправия мужчины и женщины; принцип непосредственного дейст­вия прав и свобод человека и гражданина, соответствия конституцион­ным основам статуса личности его закрепления в текущем законода­тельстве и практической реализации; гарантированность прав и свобод личности и др. Эта глава наиболее обширна по объему и подробно разработана. Ей принадлежат 48 из 137 статей Конституции России, т.е. более трети всех ее статей.

Глава 3 «Федеративное устройство» не только поименно перечис­ляет все 89 субъектов РФ, но и подробно конкретизирует и развивает общие принципы и устои российского федерализма, закрепленные в ст. 5 Конституции РФ (равноправие субъектов Федерации, государст­венная целостность РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти РФ и органами государственной власти ее субъек­тов, равноправие и самоопределение народов). В ней определяется ста­тус каждого из видов субъектов РФ (совместно с их конституциями или уставами), а также пути его изменения. В этой также обширной главе большое и важное место занимают вопросы предметов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов.

В отличие от советских конституций с их сверхцентрализацией, Конституция РФ не закрепляет даже основы системы органов государственной власти субъектов РФ. Она исходит из того, что эта система устанавливается субъектами РФ самостоятельно, но в соответствии с основами консти­туционного строя РФ и общими принципами организации представи­тельных и исполнительных органов государственной власти, установ­ленными федеральным законом. В данной главе также закрепляются исходные положения о государственных языках и национально-языко­вой политике, о гарантии прав коренных малочисленных народов, о национальной символике и т.д.

Главы 4, 5, 6 и 7 конкретизируют республиканскую форму правле­ния РФ и закрепляют систему ее органов государственной власти, а также основы механизма их взаимоотношений и деятельности. В гла­ве 4 «Президент Российской Федерации» определяется его статус и полномочия, из которых совершенно очевидно следует, что РФ — пре­зидентская республика с очень сильной президентской властью. Это вытекает из того, что Президент РФ — глава государства, избираемый народом путем прямых выборов, стоящий над другими государствен­ными органами и определяющий основные направления внутренней и внешней политики страны. Он назначает (с согласия Государственной Думы) Председателя Правительства и практически самостоятельно других членов Правительства. Даже среди других президентских рес­публик мира, в том числе США и Франции, Президент РФ наделяется значительно большими прерогативами, что иногда приводит к наиме­нованию РФ в печати как «сверхпрезидентской республики».

В этих условиях вполне понятно, что глава 5 «Федеральное Собра­ние» как глава о парламенте страны, состоящем из двух палат — Госу­дарственной Думы и Совета Федерации, наделяет его весьма ограни­ченными функциями и правами: в основном функциями и правами представительного и законодательного органа. Его права по отноше­нию к правительству крайне незначительны. Государственная Дума, например, дает лишь согласие на назначение только Председателя Правительства. В главе 6 «Правительство Российской Федерации» оно рассматривается как орган, осуществляющий исполнительную власть. По указанным выше причинам оно также ограничено в своих полномо­чиях, особенно в связи с чрезвычайно широкими полномочиями Пре­зидента РФ.

Глава 7 «Судебная власть» устанавливает, что правосудие в РФ осуществляется только судом, а судебная власть — посредством кон­ституционного, гражданского, административного и уголовного судо­производства. Она закрепляет независимость, несменяемость и непри­косновенность судей. Здесь же речь идет о прокуратуре как единой централизованной системе во главе с Генеральным прокурором РФ.

Глава 8 определяет основы местного самоуправления, устанавлива­ет, что оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопро­сов местного значения, владение, пользование и распоряжение муни­ципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого воле­изъявления, через выборные и другие органы местного самоуправле­ния, структура которых определяется населением самостоятельно. В этой главе формулируются основные принципы местного самоуп­равления и его гарантии.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы, и последовательность их расположения. В основе определения последовательности расположения в конституции разделов и глав лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом. Структура Конституции РФ включает: преамбулу; 9 глав, содер­жащих 137 статей первого, основного раздела конституции, а также второй раздел «Заключительные и переходные положения».

Система и структура Конституции РФ

Изучим систему и структуру Конституции РФ, что позволит понять состав её элементов.

В научной литературе рассматривают два вида системы (структуры) Конституции: внешняя и внутренняя.

Внешняя структура конституции представляет собой применяемый в ней порядок, при помощи которого используется определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы и главы, а также последовательность их расположения.

Внутренняя система представляет собой систему норм и институтов, которые расположены в некой последовательности и связаны между собой единством логического изложения нормативного материала.

Нормы Конституции образуют институты. Выделяют следующие виды институтов:

– основы конституционного строя (глава 1)

– основы правового статуса человека и гражданина (глава 2);

– федеральное устройство (глава 3);

– система Высших органов государственной власти (главы 4–7);

– основы местного самоуправления (глава 8);

– конституционные поправки и пересмотр Конституции (глава 9);

– заключительные и переходные положения (раздел 2).

Внешняя и внутренняя структуры Конституции соотносятся между собой как форма и содержание.

Основанием для обобщения конституционных норм в разделы и главы является сходство предмета правового регулирования. Порядок расположения в конституции соответствующих комплексов норм определяется несколькими факторами: учет взаимосвязи этих норм с другими, их первичность и производность и т.д.

На разных этапах своего развития структура конституции в России имела различный вид. В ней отражались особенности господствующей идеологии, зрелость системы общественных отношений, готовность их к правовому регулированию, процессы совершенствования юридической техники.

В структуре Конституция 1993 года можно выделить преамбулу и два раздела. Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Второй раздел включает «Заключительные и переходные положения».

Структура действующей Конституции России отражает концептуальные подходы, на которых она основана:

– перечень глав об органах государственной власти начинается с Президента РФ, что подчеркивает статус Президента как главы государства;

– последовательно реализован принцип разделения властей, что отражено в главах о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти;

– установлены новые начала федеративного устройства, которые определяют статус субъектов РФ и принципы разграничения полномочий;

– название главы «Права и свободы человека и гражданина» отражает самоценность личности как таковой вне связи её статуса непосредственно с государством.

Положения Федеративного договора в необходимой мере нашли непосредственное отражение в Основном законе, что лишило необходимости его включение в качестве составной части в Конституцию.

В целом по своей структуре Конституция 1993 года является компактной, ясной и юридически строгой в последовательности расположения глав.

В разделе втором Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, прекращении действия прежней Конституции, соотношении Конституции и Федеративного договора, порядке применения законов и иных нормативно-правовых актов, действовавших до принятия новой Конституции и т.д.

Нормы и положения второго раздела показывают основания, на которых развивается процесс перехода от прежней конституции к новой.

Введение……………………………………………………………………2

Глава 1. Понятие Конституции как Основного закона государства…….4

Глава 2. Основные черты Конституции РФ 1993 года………………….10

Глава 3. Структура и содержание Конституции РФ 1993 года……….17

Глава 4. Основные отличительные черты Конституции РСФСР1978

года и Конституции РФ 1993 года…………………. …………23

Заключение…………………………………………………………………30

Список использованной литературы……………………………………32

Введение

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция.

Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

Огромное значение Конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость изучения конституции в рамках данной курсовой работы, ее структуру, содержание и основные черты.

Тема данной курсовой работы актуальна потому, что Конституция для России сегодня имеет очень большое значение. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Резко возросшая в последние годы популярность Конституции как явления нашей жизни – свидетельство осознанной гражданами, обществом ее громадной роли. Но, к сожалению, это понимание не достигло еще тех глубин общественного сознания и поведения, которые столь необходимы. Подчас не различаются Конституция и другие законы, правовые акты. «Плохо» реализуются нормы Конституции. Ее применение не рассматривается как главный фактор правотворческой и правоприменительной деятельности. Отсюда очевидная необходимость пояснения черт Конституции как основного закона.

Основной целью данной работы является выявить основные черты структуры Конституции и изучить содержание Конституции РФ 1993 года.

Задачи работы:

1. изучить понятие, сущность Конституции;

2. описать содержание и предмет регулирования Конституции;

5. выделить основные свойства и черты Конституции РФ;

рассмотреть структуру и содержание Конституции Российской Федерации;

5. обозначить основные отличительные черты последней Конституции РСФСР 1978 года и действующей Конституции РФ 1993 года.

Объект работы – структура и содержание Конституции.

Предмет работы — Конституция РФ.

Методы исследования: описательный, сравнения, анализа и синтеза, системный подход.

Структура работы:Состоит из двух разделов, а так же введения, заключения и списка использованной литературы.

Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства.

В Конституции закрепляются не только исходные принципы права, но и функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция также устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

В качестве основополагающих источников в курсовой работе будут использованы Конституция Российской Федерации 1993 года, Конституция РСФСР 1978 года, также для написание данной работы использовались труды правоведов Авакьяна С.А., Чиркина В.Е., учебники «Конституционное право Российской Федерации» под редакцией М.В. Баглая, «Государственное право РФ» под редакцией О.Е. Кутафина, а также ряд других источников по конституционному праву.

  1. Понятие Конституции

    как Основного Закона государства

Конституция — это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

В современном понимании по своей сущности конституция есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, представляющем своего рода общественный договор, в котором согласованы социально-политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция в этом смысле есть запись соотношения политических сил на момент ее принятия. Конституция в этом значении есть Основной Закон государства, выражающий согласованную волю и интересы народа и в этих целях закрепляющий основополагающие устои общественного строя и государственной организации .

Термин «конституция» (с лат.-установление) употреблялся в древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка «основной закон», которая теперь часто используется как синоним слова «конституция».

Термин «конституция» употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права). Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права.

Конституция в любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Кроме того, это и политический документ, документ, выполняющий различные функции в обществе.

Конституция как Основной Закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, Конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения Конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя Основному Закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.

В отличие от обычных законов, Основной Закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. Во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.

Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать Конституции — их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей Конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.п. то есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним.

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает (божественную, господствующего класса, государства, общества, опыта и традиций народа…).

Все существующие в мире конституции отличаются друг от друга — в большей или меньшей степени. В то же время многие конституции имеют общие черты, которые позволяют их классифицировать по определенным признакам.

В конечном итоге мы можем более точно определить особенности, форму, структуру российской конституции, определить основные черты и основные различия действующей Конституции РФ и последней конституции РСФСР.

Основания классификации конституций различны . В зависимости от формы выделяют писаные и неписаные конституции. Под писаной конституцией понимается принятый в особом порядке единый кодифицированный основной закон, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам. Подавляющее большинство современных государств, в том числе Российская Федерация, имеют такие кодифицированные основные законы.

По времени действия конституции подразделяют на постоянные и временные. Постоянные конституции принимаются на неограниченный срок, а срок действия временных конституций ограничен какой-либо календарной датой либо наступлением определенного события.

В зависимости от порядка принятия разграничивают октроированные и неоктроированные конституции. Октроированные конституции (от франц. «octroyer» — жаловать, даровать) утверждаются и обнародуются (даруются народу) властью монарха.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции классифицируются на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

В науке выделяются и другие основания классификации конституций: по форме правления — на монархические и республиканские; по форме государственного устройства, закрепленного конституцией, — на федеративные и унитарные (при этом в федеративных государствах помимо федеральной конституции могут существовать и конституции субъектов федерации); по закрепленному политическом режиму — демократические, авторитарные и тоталитарные.

Структура и особенности Конституции РФ

⇐ Предыдущая48495051525354555657

В настоящий момент действует Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.До ее принятия конституционный строй российского государства прошел сложный путь развития, начиная с Конституций СССР. Впервые Конституция была принята в 1918 г.Она основывалась на «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая назвала советское государство федерацией советских национальных республик, а Россию – республикой Советов. Именно эти основополагающие принципы легли в основу Конституции 1918 г., которая тем самым закрепила завоевания Советской власти в октябре 1917 г. Конституция РФ – основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием. Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах:1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм. Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т. е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России. Принцип прямого действияозначает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств. Структура Конституции РФсостоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав. Содержание Конституции РФвключает в себя: 1) полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека; 2) характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устройства государства; 3) правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности. Многие из глав Конституции РФ посвящены структуре и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти. Конституция РФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т. д. Конституция РФ в своем содержании закрепляет еще один из главных принципов демократического государства –принцип разделения властей,в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти:1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная. Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы. Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям,поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Конституция РФ может быть пересмотрена(по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованиемпо проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию. Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ. Предложение о внесения поправокв Конституцию РФ могут внести следующие субъекты(ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России. Изменения в Конституциюмогут быть внесены только в отношении ст. 65,где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании. Особая правовая охранаКонституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов. Президент РФявляется гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Федеральное Собрание РФпринимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений. Правительство РФосуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.

Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ.Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ:1) издает акты официального толкования конституционных положений; 2) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ; 3) в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие; 4) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ. Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции РФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Добавить комментарий

Закрыть меню