Стратегический план предприятия

Содержание

Под термином «стратегическое планирование» принято понимать дисциплинированные усилия по выработке решений и действий, которые формируют и определяют цель и деятельность организации, особенно в отношении будущего.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня экономическая ситуация в России носит далеко не самый стабильный характер, поэтому следует особое внимание уделить стратегическому планированию, которое позволит руководству компании быть готовыми к таким условиям. Высший уровень менеджмента предприятия может минимизировать свои потенциальные денежные потери в связи с различного рода кризисами, если будет иметь проработанный алгоритм действий на будущее.

Целью исследования является изучение сущности и особенностей стратегического планирования, а также факторов, определяющих его.

Для того чтобы достичь цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

  • определить содержание понятия «стратегическое планирование»;
  • изучить, какие критерии являются главными в процессе составления стратегического плана;
  • изучить историю стратегического планирования;
  • изучить, какими особенностями обладает процесс стратегического планирования в современном мире и как он изменился по сравнению с недавним прошлым, тем самым выявив современные тенденции.

Стратегическое планирование — это дисциплинированные усилия по выработке решений и действий, которые формируют и определяют цель и деятельность организации, особенно в отношении будущего. . Стратегическое планирование является фундаментальным компонентом организационного управления и принятия решений в общественных, частных и некоммерческих организациях. Это структурированный подход к установлению направления деятельности организации и прогнозированию будущего. Благодаря стратегическому планированию ресурсы сосредоточены на ограниченном числе целей, тем самым помогая организации сосредоточить свои усилия таким образом, чтобы ее члены работали над достижением одних и тех же целей, а также оценивали и корректировали свое направление в ответ на постоянно меняющуюся среду. Согласно модели Ансоффа процесс стратегического планирования начинается с определения первоначальных целей развития предприятия которые являются реакцией на внешние сигналы. .

Процесс стратегического планирования дисциплинирован в том смысле, что он поднимает последовательность вопросов, которые помогают руководству изучать опыт, проверять гипотезы, собирать и включать информацию о настоящем и предвидеть среду, в которой организация будет работать в будущем. Устанавливая приоритеты, стратегическое планирование подразумевает, что некоторые организационные решения и действия важнее других. Большая часть стратегии заключается в принятии сложных решений о наиболее важных факторах для достижения организационной эффективности. Как правило, стратегия охватывает деятельность в течение нескольких лет и ее необходимо изменять с течением времени.

В стратегическом планировании существует множество моделей и подходов. Способ разработки стратегического плана зависит от характера руководства организации, культуры организации, её сложности и окружения, а также её размера.

Эволюция стратегического планирования

Современная концепция корпоративного стратегического планирования выросла из бюджетных экспериментов, проведенных в 1950-х годах в Соединенных Штатах. . К середине 1960-х годов и в течение 1970-х годов стратегическое планирование происходило в большинстве крупных корпораций.

В течение этого времени правительство США ввело программу бюджетирования в качестве способа записи подробной информации о расходах, связанных с конкретными видами деятельности, охватываемыми бюджетом. Общественные и некоммерческие организации признали полезность разработки стратегии в 1980-х годах, когда понятие маркетинга для общественных и некоммерческих организаций получило известность. Большинство известных моделей общественного и некоммерческого стратегического планирования уходят своими корнями в стратегическую модель Гарварда, разработанную в Гарвардской школе бизнеса. Систематический анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT) представляет собой главное преимущество модели Гарварда и является частью в модели стратегического планирования.

Польза стратегического планирования

Стратегическое планирование четко определяет миссию организации и устанавливает реалистичные цели и задачи, согласующиеся с ней, в определенные сроки в рамках возможностей организации для реализации. Планирование такого рода связывает эти цели и задачи с составляющими организации. Стратегическое планирование развивает чувство ответственности за этот план и обеспечивает наиболее эффективное использование ресурсов организации путем сосредоточения ресурсов на ключевых приоритетах. Он обеспечивает основу, из которой можно измерить прогресс, и при необходимости установить механизм информированного изменения.

Показатели, используемые для оценки эффективности организации, должны выбираться из нескольких областей и данных, собранных из нескольких возможных структур выборки. Структура стратегии в организации определяется не только планами и действиями ее лидеров, но и её силами во внешней среде. Поскольку и организация, и среда могут меняться со временем, а также потому, что разные бизнесы работают в разных условиях, ни одна стратегия не является универсальной.

Подводя итог, можно заключить, что в современном мире организации не могут быть эффективными, если они не знают, куда конкретно они направляются. Эффективность — это далеко не случайный показатель; она начинается с четкого видения, миссии и целей. Формальные подходы к стратегическому планированию устанавливают эти миссии, цели и видения. Стратегическое управление предлагает средство систематического мышления и обзора направления развития, среды и стратегий организации. Стратегическое планирование имеет важное значение и продолжает процесс для общественных организаций, которые хотят определить свое собственное видение и миссию. Но стратегическое планирование и непрерывные изменения требуют лидерства, поддерживающей его организационной культуры, установленной структуры для координации и управления процессом внедрения и способности членов организации участвовать в процессе планирования. Участие может быть мощным инструментом для управления энергией участников общественной организации.

Похожие главы из других работ:

Коммерческая деятельность транспортной организации на примере: транспортно-экспедиционного предприятия ООО «Регионтранс»

2.1 Разработка проекта стратегического развития транспортно-экспедиционного предприятия ООО «Регионтранс»

При разработке проекта стратегического развития ТЭП ООО «Регионтранс» обратимся к такому методу системного анализа, как метод структуризации типа «дерева целей» Дерево целей в основном предназначено для того…

Основные понятия бизнес-плана и разработка его экономических показателей

§3 Разработка экономических показателей на примере бизнес-плана по производству товарного бетона для нужд ОАО «ХХХ»

Резюме Настоящий бизнес-план разработан с целью обоснования финансово-экономической целесообразности собственного производства товарного бетона на предприятии ОАО «ХХХ»…

Планирование развития предприятия ООО «Чистая вода»

2.2 Разработка плана развития ООО «Чистая вода»

ООО «Чистая вода» — это предприятие, направленное в первую очередь на развитие, постоянный рост финансовых результатах, повышение уровня финансовых показателей. Для успешной работы предприятию необходимо регулярное обновление и развитие…

Разработка конкурентной стратегии предприятия

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ АО БМК «МЕЛАНЖИСТ АЛТАЯ»)

Разработка оперативного плана управления персоналом на примере ОАО СМУ «Электромонтаж»

Глава II. Разработка оперативного плана управления персоналом на примере ОАО СМУ «электромонтаж»

Разработка стратегии ЗАО «Холдинговой строительной компании – 2»

Разработка стратегического плана

Первая цель стратегии — это строительство жилья такого качества и такой цены, которые отвечают потребностям и ожиданиям потребителей. Для начала необходимо провести опрос населения Санкт — Петербурга о том…

Разработка стратегического плана развития ОАО БКФ «Зея» на 2009–2010 годы

· Разработка стратегического плана развития ОАО БКФ «Зея» на 2009 — 2010 годы.

В соответствии с целями и задачами курсовой работы был использован комплекс методов: наблюдение, исследование, изучение специальной профессиональной литературы по теме исследования…

Создание цветочного салона «Флорион»

2. Разработка бизнес плана на новый вид деятельности на примере флористического салона «Флорион»

2.1 Анализ положения дел в отрасли Дать точную оценку прибыльности цветочного бизнеса в России — дело весьма затруднительное.

Ведь, ни для кого не секрет, что значительная часть поставок цветов проводится по «теневым схемам». Однако…

Стратегическая деятельность ООО «Стройинвест»

4. Разработка стратегического плана

При разработке стратегии развития организация просчитывает будет ли стратегия совместима ли с возможностями организации; * допустима ли предполагаемая степень риска; * обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации…

Стратегический контроль деятельности организации

2. Разработка стратегического плана организации

Стратегическое планирование инновационного развития региона

3. Разработка стратегического плана инновационного развития региона

С процессом формирования местного самоуправления и осуществлением рыночных реформ в Российской Федерации сложилась принципиально новая система взглядов на процесс стратегического планирования инновационного развития регионов на основе…

Стратегическое планирование муниципального образования

1.2 Содержание стратегического плана развития города.

Содержание системы планового регулирования во многом зависит от особенностей объекта планирования. В крупных городах её состав может существенно видоизменяться при условии сохранения важнейших параметров ………………

Стратегия направлений развития города Калуги

1.3 Разработка стратегического плана развития города и оценка его эффективности

Использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ. Стратегическое планирование обязательно предусматривает использование имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности…

Стратегия развития регионов

1.3 Методика разработки стратегического плана развития региона

По определению, методика — это совокупность методов, но только ли совокупность? Ведь если речь идет о правилах применения методов, то есть скорее о технологии, то следует трактовать дефиницию «методика» как систему методов…

Управление персоналом предприятия торговли

1.4 Разработка плана социального развития коллектива предприятия торговли

Тема 4. Стратегическое планирование развития предприятия

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 12Следующая ⇒

Стратегическое планирование деятельности предприятия является основой всего процесса планирования, поскольку определяет основные направления развития предприятия на ближайшую и отдаленную перспективы. На основе определенных стратегических планов предприятия формируется вся система планов, для которых она выступает в качестве ориентира и ограничителя при возможных отклонениях в планах отдельных подразделений и предприятия в целом.

Важнейшей предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное развитие. Непостоянство внешней и внутренней среды предприятия делает необходимым выявление возможных будущих тенденций, прежде чем будут разработаны конкретные действия в отношении продукции, рынков, конкурентов и т.д. Поэтому сейчас стратегическое планирование на отечественных предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников.

В теории планирования под развитием принято понимать соответствующие изменения существующей производственной или экономической системы, достижение необходимого ее роста и обновления отдельных подсистем или их частей.

Рост и развитие – это не одно и то же.

Рост может происходить с развитием или при его отсутствии. В большинстве случаев рост означает повышение размеров или числа объектов. К росту предприятия относятся как увеличение их размеров, так и расширение деятельности по таким показателям как объем производства, доля рынка, численность персонала, величина продаж и прибыли и т.д.

Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желание индивида удовлетворять свои желания и потребности других людей, причем способами лучшими, чем это было раньше. В рамках предприятия этот вопрос рассматривается с точки зрения производства и предложения рынку продукции, которая все в большей степени удовлетворяет потребителей и, тем самым, способствует получению предприятием большего дохода и прибыли.

Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

Стратегическое планирование на уровне предприятия является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.

Во-первых, стратегический план задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды деятельности организации, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность, а также позволяет лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен.

Во-вторых, он устанавливает каждому подразделению, всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия.

В-третьих, он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб организации.

В-четвертых, стратегический подход стимулирует менеджеров фирмы лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.

В-пятых, план определяет альтернативные действия организации на долгосрочный период.

В-шестых, создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов.

В-седьмых, демонстрирует важность практического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия как единую систему современного менеджмента.

Тема 5. Планирование потенциала предприятия (научно-технического и социального развития)

Одной из важнейших задач стратегического планирования в условиях рынка является обеспечение достижения предприятием необходимого конкурентного преимущества перед другими фирмами.

Для достижения подобного преимущества необходимым условием является планирование и поддержание высокого потенциала своего развития. Предприятия, которые проводят подобную работу обычно оказываются наиболее устойчивыми и стабильно развивающимися. Каждое предприятие должно стремиться обеспечить более быстрые темпы роста своего потенциала по сравнению с конкурентами.

Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности.

В качестве основного ограничителя роста потенциала предприятия выступает ограниченность различных ресурсов, используемых конкретным предприятием. Причем ограничение появляется тогда, когда планируемые действия превосходят необходимые доступные ресурсы предприятия. Потребность в ресурсах может быть снижена, если предприятие сумеет использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.

При отсутствии необходимого количества ресурсов в отдельных случаях могут использоваться их заменители. Однако, в этом случае необходимо четко знать каков будет конечный результат и удовлетворит ли он потребителей производимых товаров и услуг.

Наиболее ценным ресурсом практически для любой организации являются люди, потенциал которых должен использоваться максимально эффективно. Чем выше уровень развития людей, работающих в организации, тем меньше ее зависимость от различных ресурсов, поскольку только люди способны находить многочисленные возможности использовать данные ресурсы с большей эффективностью, либо найти им адекватную замену.

Анализ опыта многочисленных предприятий и организаций показывает, что в качестве ограничителя роста потенциала предприятия выступает его окружение, а ограничителя развития – внутренние факторы.

Выбор направления развития потенциала предприятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности производимых работ или услуг, существующего положения на рынке и поставленных целей и т.д.

Согласно современному представлению, основные ресурсы предприятия, работающего в рыночных условиях можно разделить на две большие категории – материальные и людские и четыре основных вида:

Ø Земля (природные ресурсы) представленные в виде полезных ископаемых, земельных угодий, лесных массивов, запасов воды и т.д.

Ø Трудовые ресурсы – совокупность умственных и физических способностей людей, необходимых для осуществления производственного процесса.

Ø Капитал (инвестиционные ресурсы) – весь запас накопленных материальных средств: производственное оборудование, технологическая оснастка и инструменты, сырье и материалы.

Ø Предпринимательские (творческие) способности людей – способность найти перспективное направление деятельности, организовать производственный процесс и успешно управлять данной деятельностью.

Планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы:

1. оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доли и занимаемого положения на рынке;

2. определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции и услуг, самого предприятия и его совокупного потенциала;

3. анализ имеющихся производственных резервов и потерь экономических ресурсов на предприятии;

4. выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия;

5. планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных целей и имеющихся ограничений ресурсов;

6. осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развития потенциала предприятия.

Планирование технического прогресса предприятия включает планирование повышения его технического уровня и улучшения организации производства, научной организации труда, капитального ремонта основных фондов, производства новых видов продукции и проведения научно-исследовательских работ.

Технический уровень производства определяется соответствием действующих на предприятии средств производства, машин и оборудования, технологий, предметов труда современным достижениям науки и техники.

Уровень технического развития характеризуется следующими основными параметрами:

Ø состав и структура орудий труда по видам выполняемых операций, мощности и возрасту;

Ø соответствие применяемых на предприятии технологий современным мировым требованиям, позволяющим создавать конкурентоспособную продукцию;

Ø энерговооруженность и фондовооруженность персонала предприятия.

Показателями технического уровня производства являются специализация производства, трудоемкость продукции, производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность производства и уровень механизации и автоматизации производства.

Работа по составлению плана повышения технического уровня на предприятии начинается с выявления фактически сложившегося уровня в данном году. На основе этого анализа определяются наиболее перспективные направления повышения технического уровня, составляются перспективные и текущие плановые задания, разрабатываются конкретные мероприятия по их выполнению.

При планировании оцениваются экономические и социальные последствия внедрения новой техники. Определение эффективности позволяет сделать вывод об экологической целесообразности внедрения новой техники. Экологически эффективным считается применение машин, повышающих производительность труда, экономящих материальные ресурсы и, в конечном счете, увеличивающих рентабельность и конкурентоспособность производимой с их помощью продукции, а также улучшающих условия труда. Основные показатели эффективности:

Ø срок, в течение которого новая техника и технологии могут быть внедрены;

Ø объем финансовых ресурсов, необходимый для приобретения новой техники и технологии;

Ø рост производительности труда;

Ø увеличение объема выпускаемой продукции;

Ø повышение рентабельности производства и снижение себестоимости производимой продукции.

План повышения технического уровня предприятия включает разработку и внедрение следующих мероприятий:

Ø замену действующих средств труда более совершенными;

Ø модификацию действующих средств труда;

Ø внедрение новых технологий;

Ø применение новых материалов;

Ø улучшение условий и организации труда работников.

Организационный уровень производства — это система организации управления производства, позволяющая наиболее эффективно использовать ресурсы предприятия для достижения основных его целей. При составлении плана улучшения организации производства анализируют состояние на предприятии средств производства, организацию труда и производства. При планировании мероприятий плана повышения организационного уровня предприятия используется стандартная методика оценки экономической эффективности каждого мероприятия.

План повышения технического уровняи улучшения организации производства предприятия включает следующие оргтехмероприятия (по разделам):

I раздел. Повышение технического уровня производства:

— механизация производства;

— автоматизация производства;

— внедрение прогрессивной технологии;

— модернизация производства и замена устаревшего оборудования.

II раздел. Совершенствование систем управления, планирования и организации производства.

Illраздел. Внедрение мероприятий по научной организации труда, в том числе:

— внедрение передовых проектов организации рабочих мест отдельно для рабочих и ИТР и служащих;

— совершенствование разделения и кооперации труда;

— совершенствование нормирования и оплаты труда, в том чис-,ле — внедрение передовых норм и нормативов труда раздельно для рабочих и ИТР и служащих;

— улучшение условий труда.

IV раздел. Улучшение качества продукции.

V раздел. Прочие оргтехмероприятия.

Планирование научно-исследовательских работ на предприятии заключается в определении и уточнении тематики, трудоемкости, продолжительности и стоимости объемов, которые должны быть выполнены в плановом периоде. Как и в других разделах, определяется экономический эффект от каждой темы в денежном выражении.

Убедившись по предварительному расчету в эффективности каждого мероприятия, плановая группа должна рассчитать необходимые объемы и источники финансирования данного мероприятия.

При этом подразделяют капитальные (т.е. единовременные затраты, увеличивающие стоимость факторов производства) и текущие затраты (неинвестиционные расходы), включающиеся в себестоимость продукции и работ. Все затраты помимо денежных расходов включают расходы материалов, топлива, энергии, живого труда, потребность в которых следует тщательно рассчитывать. Определяют также источники финансирования мероприятий по техническому прогрессу (ими могут быть собственные или заемные средства), порядок и время возврата кредитов, если их предполагают использовать.

Добавить комментарий

Закрыть меню