Столица эллинистической цивилизации и культуры

Как называлась столица эллинистической цивилизации и культуры?

а) Александрия Египетская

б) Афины;

в)Рим.

23. Хронологические рамки европейского средневековья:

а) X–XV вв.;

б) V–XVIII вв.;

в) V–XV вв.;

г) VII–XVI вв.

24. Средневековая культура:

а) антропоцентрична;

б) теоцентрична;

в) социоцентрична.

25. Общее название походов (1096-1270 гг.) на Ближний Восток, организованных западноевропейскими феодалами и католической церковью, одним из результатов которых явился синтез европейской и восточной культур.

26. Какую из субкультур средневекового общества характеризует эпитет «куртуазная»:

а) рыцарско-придворную;

б) монашескую;

в) крестьянскую

27. Приведите название характерного для народной культуры средневековья праздника под открытым небом, сопровождавшегося уличными шествиями, танцами, театрализованными играми:

а) ритуал;

б) карнавал;

в) Рождество.

28. Какое из средневековых философских течений было направлено против христианства:

а) схоластика;

б) патристика;

в) апологетика;

г) гностицизм.

Назовите донаучное направление в развитии химии, получившее широкое распространение в средневековой Западной Европе и имевшее своими главными целями нахождение «философского камня» и получение эликсира долголетия.

30. Как назывались возникшие в средневековье высшие учебные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, которые составляют основы научного знания:

а) училища;

б) академии;

в) университеты.

31. Выберите из списка художественные стили, характерные для средневекового искусства:

а) романский;

б) рококо;

в) романтизм;

г) готика.

В какой культуре в период средних веков наблюдался культ знания, активное развитие науки, литературы?

а) арабо-мусульманская;

б) христианская западноевропейская;

в) обе перечисленные.

Как ислам относится к изображению Бога и человека?

а) рекомендует;

б) решительно отвергает, так как творцом является лишь Аллах;

в) разрешает только в культовых зданиях.

34. Какое из перечисленных определений Возрождения (Ренессанса) является верным?

а) культурное течение, связанное с деятельностью гуманистов;

б) культурное течение, связанное с реформами христианской церкви;

в) культурное течение, связанное с деятельностью просветителей

В какой стране зародилось Возрождение?

а) Англия;

б) Германия;

в) Италия.

Что из древнего наследия больше всего интересовало мыслителей и художников Возрождения?

а) ценности и памятники античной культуры;

б) «Махабхарата» и ведийская философия;

в) «Эпос о Гильгамеше» и законы Хаммурапи.

Определите «столицу» итальянского Возрождения?

а) Рим;

б) Флоренция;

в) Неаполь.

Какое произведение стало символом эпохи Возрождения?

а) «Божественная комедия» Данте Алигьери;

б) «Энциклопедия» Д. Дидро и Д’Аламбера;

в) «Мемуары» Д. Казановы

Роман М. Сервантеса был задуман автором:

а) как роман-энциклопедия;

б) как мемуары;

в) как пародия на рыцарский роман;

г) как детективный роман

40. Из предложенных имён выберите того художника, кого не относят к Северному Возрождению:

а) Ян ван Эйк;

б) С. Боттичелли;

в) И. Босх;

г) П. Брейгель.

41. Назовите одно из крупных направлений в христианстве, оформившееся в ходе Реформации в XVI веке:

а) протестантизм;

б) католичество;

в) баптизм

42. Приведите в соответствие перечисленные ниже произведения искусства и их авторов:

1) «Мадонна Литта» 2) «Давид» 3) фресковые росписи лоджий в Ватикане 4) Гентский алтарь 5) «Воз сена» 6) «Четыре книги об архитектуре». а) Ян Ван Эйк б) Микеланджело в) И. Босх; г) Леонардо да Винчи; д) А. Палладио е) Рафаэль

Какой культ был провозглашен в эпоху Просвещения?

а) культ разума;

б) культ личности;

в) культ здоровья

Как называется мировоззрение, культурная традиция, для которой характерны абсолютизация социальной роли науки, рассмотрение ее в качестве универсального средства решения всех проблем, ее противопоставление философии и другим формам культуры, убежденность в том, что методы точных и естественных наук универсальны и их необходимо распространять на все остальные науки?

а) рационализм;

б) сциентизм;

в) антисциентизм

Главная страница -> Э -> Эллинистическая цивилизация

Эллинистическая цивилизация

Эллинистическая цивилизация, сложившаяся в Восточном Средиземноморье в эпоху эллинизма (кон. 6—1 в. до н. э.) на основе синтеза античной греческой цивилизации (см. ст. Античность, Греция Древняя) и цивилизаций древнего Ближнего Востока.

Хронологические рамки эллинистической цивилизации определяются от начала Александра Македонского завоеваний до подчинения Восточного Средиземноморья Римом Древним. Она сформировалась в результате насильственного объединения греческих и восточных земель Александром Македонским, но имела и внутренние предпосылки: с греческой стороны — кризис классического полиса и тяготение к более широким формам объединения; с восточной стороны — накопление значительных материальных ресурсов, остававшихся невостребованными из-за слабого уровня экономического развития, потребность в новых динамичных общественных структурах.

С 3 в. до н. э. греко-восточный синтез охватил практически все сферы жизни. В экономике возникла торгово-ремесленная надстройка над натуральным сельским хозяйством традиционного типа; в области социальных отношений — влияние классического рабовладения (см. ст. Рабство) на формы эксплуатации местных зависимых крестьян при небольшом количестве рабов античного типа; в политической сфере — создание абсолютных монархий, во многом по образцу восточных деспотий, но с опорой на старые и вновь основываемые греческие полисы. Эллинистическое общество было нестабильным, сложным по структуре, многослойным порой до хаотичности, переполненным противоречиями.

В культурной области шёл процесс эллинизации — приобщения местного восточного населения к греческому образу жизни и античным культурным ценностям. Регионами наиболее интенсивной эллинизации стали Малая Азия, Сирия, в меньшей степени — Египет; этот процесс затронул гл. обр. население городов, особенно его верхушку. В ходе эллинизации всё Восточное Средиземноморье стало ареалом греческой культуры и греческого языка.

Обратное влияние восточной культуры на греков проявлялось в наибольшей степени в области религии: возрастание роли мистических культов, интереса к вопросам загробного бытия, магии, астрологии, заимствование в греческий пантеон восточных божеств, восприятие древневосточной традиции обожествления монархов.

Другими важными факторами развития культуры были: рост мобильности населения, прежде всего интеллигенции, слом полисных рамок, настроения космополитизма и индивидуализма в образованных слоях. Играла большую роль активная культурная политика эллинистических монархов. Важнейшие центры культуры переместились из полисов Греции в столицы эллинистических государств (Александрию Египетскую, Пергам и др.), где были созданы крупные культурные учреждения. В связи с этим культура в целом приобрела придворный, элитарный характер.

Общее изменение культурной обстановки нашло отражение в философии (появление новых философских школ стоицизма, эпикуреизма, скептицизма), в литературе (культ «малых форм», учёности, утонченности и изящества, психологизма при отсутствии художественной силы), искусстве (стремление к монументальности и помпезности, нагнетанию динамизма, бурных проявлений эмоций и страстей). Наивысшего в своей истории развития достигла античная наука.

Эллинистическая цивилизация, во многом не похожая ни на классическую греческую, ни на традиционную восточную, явилась качественно новым этапом в истории Античности и, в свою очередь, оказала огромное влияние на формирование римской цивилизации (см. ст. Рим Древний).

Эллинистическая цивилизация. Камея Гонзага. Сардоникс. 3 в. до н. э.

Эллинистическая цивилизация. Храм римского императора Траяна в Пергаме.

Буддизм, христианство, ислам.

⇐ Предыдущая1234

12. Какое из стилевых направлений в XX веке воспринимало современный мир, как комплекс алогизмов, парадоксов, социального безумия?

1. Дадаизм.

2. Супрематизм.

3. Кубизм.

Сюрреализм.

13. Когда произошел разрыв между западной и восточной ветвями христианской церкви?

1. В 988 г.

2. В 431 г.

Г.

4. В 1543 г.

14. Древнейшая цивилизация на территории Греции?

1. Греко-римская.

Крито-микенская.

3. Коринфская.

4. Эллинистическая.

15. Гуманистические учения эпохи Возрождения рассматривали в качестве центрального элемента культуры:

1. Абсолютный дух.

Человека.

3. Относительный дух.

4. Космос.

16. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором он излагает свою концепцию истории человечества?

1. «Закат Европы».

2. «Постижение истории».

3. «Россия и Европа».

4. «Социальная и культурная динамика».

17. Как называлась «столица» эллинистической цивилизации и культуры?

1. Александрия Египетская.

2. Афины.

3. Спарта.

4.Рим.

18. Почему люди античности называли своих северных соседей варварами?

1. За их необразованность и невоспитанность.

За то, что те не знали греческого или латинского языка.

3. За их жестокость.

19. Кто из ученых в своих работах впервые употребил термин «культура» …

1. Э. Тайлор.

2. Л. Уайт.

3. С. Пуфендорф. 4. Ж.-Ж. Руссо.

20. В какой картине мира естественное не отличается от сверхъестественного?

1. В религиозной.

2. В научной.

В мифологической.

21. Первая библиотека на Руси была основана в период правления:

1. Владимира Красное солнышко.

2. Андрея Боголюбского.

3. Ярослава Мудрого.

4. Ивана Грозного.

22. В какую историческую эпоху возникли греческие города-государства (полисы)?

1. В переходный период от патриархально-общинного к рабовладельческому строю.

2. В период появления эллинистических монархий.

В период распада эллинистических монархий.

23. Что объединяет эти имена — Петрарка, Данте, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень?

1. Это крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения.

2. Это выдающиеся художники эпохи Средневековья.

3. Это знаменитые люди, родившиеся во Флоренции.

24. Основоположником древнегреческой комедии считается:

1. Софокл.

Аристофан.

3. Еврипид.

4. Зенон.

25. Восточное искусство характеризуется …

Укажите не менее двух вариантов ответа

1. Растворённостью художника в мире.

2. Условностью.

3. Выраженным авторским началом.

4. Реалистичностью.

26. Какой известный философ исходным пунктом своей теории элитарного искусства сделал идею «сверхчеловека — белокурой бестии», наделенной, наряду со «здоровой ментальностью», зоологической «волей к власти», а также совершенно уникальной эстетической восприимчивостью?

1. А. Шопенгауэр.

2. Ф. Ницше.

3. З. Фрейд.

4. К. Юнг.

27. В античной культуре:

1. Боги не вмешиваются в земные дела людей.

2. Судьба человека полностью предопределена богами.

3. Человек в силах изменить свою участь.

4. Судьба человека зависит от расположения звёзд.

28. Характерные черты русской культуры …

Укажите не менее двух вариантов ответа

1. Духовность.

2. Расчётливость.

3. Коллективизм.

4. Умеренность.

29. Постмодернизм как направление современной культуры и культурологии сформировался:

1. В конце XIX в.

2. В начале ХХ в.

3. В начале XXI в.

4. В 70-80-е гг. ХХ в.

30. Чем можно объяснить появление массовой культуры?

1. Переориентацией производства на массового покупателя и демократизацией общества.

2 Кризисом элитарной культуры в начале XX в.

3. Изобретением телевидения.

31. Для восточной этики характерны …

Укажите не менее двух вариантов ответа.

1. Либеральность.

2. Расшатывание традиций.

3. Конформизм.

4. Консерватизм.

32. Что первоначально подразумевалось под словом «культура»?

1. Создание искусственной природы.

Способы обработки земли.

3. Правила поведения в обществе.

33. О. Шпенглер утверждал, что в истории человечества нет поступательного движения, а есть повторяемость и цикличность. Что, с точки зрения Шпенглера, отличает одну культуру от другой?

1. Наличие так называемой «души», с появлением которой культура рождается, расцветает и умирает, когда «душа» утрачивает свои силы.

2. Национальная принадлежность народа, составляющего данную культуру. 3. Тип производственных отношений.

34. Из видов искусства в культуре Древнего Рима ведущую роль играла:

1. Архитектура.

2. Хореография.

3. Мозаика.

4. Живопись.

35. Хронологические рамки европейского Средневековья:

1. X – XV вв.

2. V – XVII вв.

3. V – XV вв.

4. VI – XVI вв.

36. В 1830-е гг. немецкий историк И. Г. Дройзен ввел понятие «эллинизм» для обозначения:

1. Античного общества с 323 до 30 г. до н. э.

2. Исторического периода Древнего Рима до III в. до н. э.

3. Периода завоеваний гуннов и готов.

37. Как называется западноевропейское искусство XII-XIV вв., которое отличалось господством линии, вертикализмом композиции, неразрывной связью архитектуры и скульптуры?

1. Барокко.

2. Готика.

3. Романтизм.

4. Классицизм.

Новые города строились в соот­ветствии с принципами планировки, разработанными еще в V в. до н. э. Гипподамом Милетским: с прямы­ми и пересекающимися под пря­мым углом улицами, ориентирован­ными, если позволял рельеф ме­стности, по странам света. К глав­ной, самой широкой улице примы­кала агора, окруженная с трех сто­рон общественными зданиями и торговыми портиками, поблизости от нее обычно возводились храмы и гимнасии; театры и стадионы строили за пределами жилых квар­талов. Город обносили оборони­тельными стенами с башнями, на возвышенном и важном в стратеги­ческом отношении участке стро­илась цитадель. Строительство стен, башен, храмов и других круп­ных сооружений требовало разви­тия технических знаний и навыков в изготовлении механизмов для подъема и транспортировки сверх­тяжелых грузов, совершенствова­ния разного рода блоков, зубчатых передач (типа шестерен), рычагов, Новые достижения технической мысли получили отражение в спе­циальных сочинениях по архитек­туре и строительству, появившихся в конце IV—III в. до н. э. и сохра­нивших нам имена архитекторов и механиков того времени—Филона, Гегетора Византийского, Диада, Хария, Эпимаха.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Важнейшим наследием эллинисти­ческого мира была культура, полу­чившая широкое распространение на периферии эллинистического мира и оказавшая огромное вли­яние на развитие римской культу­ры (особенно восточных римских провинций), а также на культуру других народов древности и сред­невековья.

Эллинистическая культура не была единообразной, в каждой об­ласти она формировалась в резуль­тате взаимодействия местных устойчивых традиционных элемен­тов культуры с культурой, прине­сенной завоевателями и переселен­цами, греками и негреками. Сочета­ние этих элементов, формы синте­за определялись воздействием многих обстоятельств: численным со­отношением различных этнических групп (местных и пришлых), уров­нем их культуры, социальной орга­низацией, условиями экономиче­ской жизни, политической обста­новкой и так далее,—специфи­ческих для данной местности. Да­же при сопоставлении крупных эллинистических городов — Алек­сандрии, Антиохии на Оронте, Пергама, Пеллы и др., где греко-македонское население играло ве­дущую роль, отчетливо заметны особые для каждого города черты культурной жизни; тем яснее про­ступают они во внутренних обла­стях эллинистических государств.

Однако эллинистическую культу­ру можно рассматривать как цель­ное явление: всем ее местным вари­антам свойственны некоторые об­щие черты, обусловленные, с од­ной стороны, обязательным уча­стием в синтезе элементов грече­ской культуры, с другой— сходными тенденциями социально-экономического и политического развития общества на всей терри­тории эллинистического мира. Раз­витие городов, товарно-денежных отношений, торговых связей в Сре­диземноморье и Передней Азии во многом определяло формирование материальной и духовной культуры в период эллинизма. Образование эллинистических монархий в соче­тании с полисной структурой спо­собствовало возникновению новых правовых отношений, нового соци­ально-психологического облика че­ловека, нового содержания его иде­ологии. В эллинистической культу­ре более выпукло, чем в классиче­ской греческой, выступают разли­чия в содержании и характере культуры эллинизированных верх­них слоев общества и городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные культурные традиции.

Одним из стимулов формирова­ния эллинистической культуры ста­ло распространение эллинского об­раза жизни и эллинской системы образования. В полисах и в восточ­ных городах, получавших статус полиса, возникали гимнасии с пале­страми, театры, стадионы и иппод­ромы; даже в небольших поселени­ях, не имевших полисного статуса, но заселенных клерухами, ремес­ленниками и прочими выходцами с Балканского п-ова и побережья Малой Азии, появлялись греческие учителя и гимнасии.

Много внимания обучению моло­дежи, а следовательно, и сохране­нию основ эллинской культуры уделялось в исконно греческих го­родах. Система образования, как ее характеризуют авторы эллини­стического времени, состояла из двух-трех ступеней в зависимости от экономического и культурного потенциала полиса. Мальчиков на­чиная с 7-летнего возраста обучали частные учителя или в обществен­ных школах чтению, письму, сче­ту, рисованию, гимнастике, знако­мили их с мифами, поэмами Гомера и Гесиода: слушая и заучивая эти произведения, дети усваивали осно­вы полисного этического и религи­озного мировоззрения. Дальнейшее образование молодежи происходи­ло в гимнасиях. С 12 лет подростки обязаны были посещать палестру (школу физической подготовки), чтобы овладеть искусством пентат­лона (пятиборья, включавшего бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья), и одновременно граммати­ческую школу, где они изучали сочинения поэтов, историков и ло­гографов, геометрию, начала астрономии, обучались игре на му­зыкальных инструментах; 15—17-летние юноши слушали лекции по риторике, этике, логике, филосо­фии, математике, астрономии, гео­графии, обучались верховой езде, кулачному бою, началам военного дела. В гимнасии же продолжали свое образование и физическую тренировку эфебы—юноши, до­стигшие совершеннолетия и подле­жавшие призыву на военную службу.

Вероятно, этот же объем знаний с теми или иными местными вари­ациями получали мальчики и юно­ши в полисах восточно-эллинистических держав. За работой школ, подбором учителей, поведением и успехами учащихся строго следили гимнасиарх и выборные лица из граждан полиса; расходы на содер­жание гимнасия и учителей произ­водились из полисной казны, иногда на эти цели поступали дар­ственные суммы от «эвергетов» (благодетелей)—граждан и царей.

Гимнасии были не только учреж­дениями для обучения молодежи, но и местом состязаний в пяти­борье и центром повседневной культурной жизни. Каждый гимнасий представлял собой комплекс помещений, включавший палестру, т. е. открытую площадку для тре­нировки и состязаний с примыка­ющими к ней помещениями для натирания маслом и мытья после упражнений (теплые и холодные бани), портики и экседры для заня­тий, бесед, лекций, где выступали местные и приезжие философы, ученые и поэты.

Важным фактором в распростра­нении эллинистической культуры были многочисленные праздне­ства—традиционные и вновь воз­никавшие—в старых религиозных центрах Греции и в новых полисах и столицах эллинистических царств. Так, на Делосе помимо традиционных Аполлоний и Диони­сий устраивались специальные—в честь «благодетелей»—Антигонидов, Птолемеев, этолийцев. Приоб­рели известность празднества в Феспиях (Беотия) и Дельфах, на о-ве Кос, в Милете и Магнесии (Малая Азия). Праздновавшиеся в Александрии Птолемей и по своему масштабу приравнивались к Олим­пийским. Непременными элемента­ми этих празднеств кроме религи­озных обрядов и жертвоприноше­ний были торжественные шествия, игры и состязания, театральные представления и угощения.

Источ­ники сохранили описание грандиоз­ного празднества, устроенного в 165 г. до н. э. Антиохом IV в Дафне (возле Антиохии), где находи­лась священная роща Аполлона и Артемиды: в торжественном ше­ствии, открывавшем праздник, уча­ствовали пешие и конные воины (около 50 тыс.), колесницы и сло­ны, 800 юношей в золотых венках и 580 женщин, сидевших в отделан­ных золотом и серебром носилках; везли бесчисленное количество бо­гато украшенных статуй богов и героев; многие сотни рабов несли золотые и серебряные предметы, слоновую кость. В описании упоминаются 300 жертвенных столов и тысяча откормленных быков. Тор­жества длились 30 дней, в течение их шли гимнастические игры, единоборства, театральные пред­ставления, устраивались охоты и пиры на тысячу и полторы тысячи человек. На такие празднества сте­кались участники со всех концов эллинистического мира.

Не только уклад жизни, но и весь облик эллинистических горо­дов способствовал распростране­нию и дальнейшему развитию куль­туры нового типа, обогащавшейся за счет местных элементов и отра­жавшей тенденции развития совре­менного ей общества. Архитектура эллинистических полисов продол­жала греческие традиции, но наря­ду с сооружением храмов большое внимание уделялось гражданскому строительству театров, гимнасиев, булевтериев, дворцов. Внутреннее и внешнее оформление зданий ста­ло богаче и разнообразнее, широко использовались портики и колон­ны, колоннадой обрамляли отдель­ные сооружения, агору, а иногда и главные улицы (портики Антигона Гоната, Аттала на Делосе, на глав­ных улицах Александрии). Цари строили и восстанавливали множе­ство храмов греческим и местным божествам. Из-за большого объема работ и недостатка средств стро­ительство растягивалось на десят­ки и сотни лет.

>ПЛАН

Введение. 3

Зарождение цивилизации. 3

Эллинская культура. 14

Вера и философия. 18

Литература. 23

Зарождение цивилизации

Прародиной эллинов, возможно, была нынешняя Восточная Венгрия. В неолите эллины вместе с кельтами, италиками, фракийцами и фригийцами входили в культурный круг т.н. ленточной керамики…

Давно уже отмечалось сходство между германцами и эллинами в развитом у них чувстве природы, которое отличает народы центрально- и северно-европейского происхождения от народов южно-европейского происхождения.

Вместе с германцами, италиками и кельтами эллины входят в т.н. группу «кентум», а фракийцы, армяне, персы, индийцы и славяне – в группу «сатем». Центральная и Северо-Западная Европа была той областью, где из палеолитической шанселядской расы, как полагает Рехе, или из смеси шанселядской и ориньякской рас, как полагаю я, образовалась нордическая раса, которая создала индоевропейские языки. Шухардт указывает на Тюрингию, область т.н. шнуровой керамики, как на прародину индоевропейских племен, но это скорее был лишь центр более обширной области, откуда эти племена как завоеватели разошлись во все стороны.

Но эллины не были первой волной народов нордического происхождения, достигшей Греции. Кремер различает в Греции три слоя населения: 1) неиндоевропейский, 2) протоиндоевропейский – эпоха крито-минойской культуры и 3) индоевропейский эллинский. Кто были «протоиндоевропейцы», Кремер не уточняет. Возможно, это были иллирийские племена, в основном, нордической расы, которые образовали тонкий правящий слой и в Греции… Возможно также, что эти племена дольше сохранялись в нынешней Албании и в прилегающих областях Югославии, чем в самой Греции.

Если прародиной эллинов была Восточная Венгрия, то становится понятным эллинское название северного ветра «борей», первоначально означавшее «горный ветер» (соответственно «гипербореи» – «те, кто живут за горами»). Борей был северным ветром, дувшим с Карпат. Воспоминания о прародине еще долго сохранялись у эллинов. Страбон помещает место упокоения Кроноса на родину Борея. Геродот упоминает снежную родину дорийцев. Богов и богинь, таких как Латона и ее дети, Аполлон и Артемида, считали выходцами из страны сказочных гипербореев, которую помещали Гед-то за Карпатами. Год гипербореев состоял лишь из одного дня и одной ночи. На Делос прибывали посланцы от гипербореев и «светловолосых аримаспов», как называл их Каллимах в своем «Делосском гимне»…

Сегодня уже можно проследить пути миграции эллинов в Грецию. Сначала они должны были выйти к Черному морю с запада – только тогда понятно, почему «море» называлось у них «таласса», т.е. «восход».

По мнению Швейцера, первая волна индоевропейцев достигла Греции еще в каменном веке, а вторая, более нордическая, – тысячу лет спустя, в конце бронзового века.

Лингвистика различает три слоя греческих диалектов: самый ранний – ионийский, второй – ахейско-эолийский и третий – дорийский. Им соответствуют три главных волны миграции.

Миграция ионийцев теряется во тьме времен. Возможно, она произошла за 2000 лет до н.э. Не следует представлять ее себе как внезапное вторжение огромных орд – скорее проникновение шло постепенно, веками, ибо это было не нашествие кочевников, а переселение крестьян, которые везли с собой на телегах, запряженных быками, даже свиней. Более точно можно датировать миграцию ахейцев и эолийцев: они пришли в 1400-1300 г. до н.э. с низовьев Дуная и вытеснили ионийцев с Пелопоннеса в Аттику, откуда те потом заселили острова Эгейского моря и противоположное побережье Малой Азии. Сила ахейцев была такова, что Хеттскому царству приходилось с ними считаться. Ахейцы создали т.н. микенскую культуру. Они захватили и Крит и упоминаются в «Одиссее» как господствующее там племя. В конце XIII в. до н.э. они взяли штурмом царский дворец в Кноссе. В те же времена египетские летописи упоминают о набегах т.н. «народов моря», представители которых изображаются светловолосыми и голубоглазыми. Очевидно, среди них были и ахейцы.

Ахейцы были столь могущественными, что Гомер часто всех эллинов называет «ахейцами».

Троянская война относится примерно к 1200 г. до н.э.

Ахейские роды составляли сравнительно тонкий высший слой преимущественно нордической расы, который господствовал над низшими ненордическими слоями.

Когда ахейцы вторглись в Грецию как бесписьменные племена, они нашли там высокоразвитую культуру, народ, который имел письменность, жил в едином богатом царстве, хоронил своих мертвых и использовал на войне для защиты длинные щиты (греч. «сакос»). Ахейцы управлялись племенными вождями, сжигали своих мертвых и носили панцири, поножи и небольшие круглые щиты («аспис»). Микенская культура была смешанной, отсюда и смешанное вооружение гомеровских героев. Ахилла и Аякса, с одной стороны, Гектора и Сарпедона, с другой. Ахейцы принесли с собой в Грецию почитание олимпийских богов; боги т.н. минойской культуры были совсем иными…

Около 1100 г. до н.э. произошла последняя большая миграция дорийских племен, среди которых позже особо выдвинулись спартанцы.

Согласно греческой традиции, нашествие Гераклидов, т.е. дорийцев, произошло через 80 лет после падения Трои. Геродот сообщает, что дорийцы сначала жили в Македонии, и считает, что македонцы и дорийцы первоначально были одним народом. В Фессалии они подчинили себе эолийцев, но позже усвоили их диалект.

Дорийцы создали т.н. культуру дипилонов. Шухардт указывает на ее северное происхождение: остроконечные крыши домов делались с учетом возможного снегопада.

В этот период Греция более плотно населяется людьми нордического происхождения, чем в микенскую эпоху. Эолийцы и ахейцы к тому времени уже подверглись денордизации. У ахейцев была более высокая культура, но не было больше наследственной способности к сопротивлению. На Пелопоннесе спартанцы подчинили ахейцев и те образовали слой периэков, людей свободных, но платящих дань.

Дорийцы пришли позже других, поэтому в их диалекте сохранились самые древние формы греческого языка, на него меньше всего повлиял дух языка ненордического населения. Спартанцы дольше всего употребляли в пищу просо, почему и прослыли в Греции «едоками пшенной каши».

Белох считает, что эллины пришли с Моравы, притока Дуная. «Эллада», общее название Греции, первоначально было названием одной местности в Южной Фессалии. В Греции эллины встретили туземное население, которое они обычно называли «пеласгами». Острова Эгейского моря заселяли кары и лелеги, племена малоазиатского происхождения. Эллины частично вытеснили, частично поработили догреческое население. От него сохранились многочисленные топонимы, частично напоминающие малоазиатские, с окончаниями «-исс» и «-инф».

Геродот вспоминает о том времени, когда у его народа еще не было рабов. Расслоение произошло на расовой основе. До эллинов в Греции жили племена, в основном, средиземноморской расы с переднеазиатской примесью. Среди черепов т.н. минойской эпохи долихокефальные черепа средиземноморского типа составляют около 55%, брахикефальные переднеазиатского типа – около 10% и смешанные формы – около 35%. Эллинам туземцы казались низкорослыми и темнокожими людьми. На эогейско-критских изображениях доэллинской эпохи преобладает средиземноморский тип. Э.Смит полагает, что название «финикийцы» было лишь позже перенесено на жителей Ливана, а первоначально оно означало «краснокожие» – так эллины называли туземное население Греции, а самих себя – «пелопами», т.е. «бледнолицыми».

Эллины сжигали трупы, поэтому их черепа не сохранились, но о них можно судить по найденный шлемам: они рассчитаны на долихокефалов с большой головой, а средиземноморцы были тоже долихокефалами, но маленького роста.

Рехе обращает внимание на одно лишь греческое слово «ирис» означающее радугу: ни одни народ с карими глазами не мог сравнить цвет своих глаз с радугой, это могли сделать лишь люди со светлыми глазами.

Можно представить себе, что эллины на своем пути из Центральной Европы пробивались через области, где тогда уже была сильна примесь динарской расы. Та, что вторгшиеся в Грецию эллины принадлежали, в основном, к нордической расе, но имели небольшую динарскую примесь.

Боги и герои в «Илиаде» и «Одиссее» изображаются светловолосыми. Афина именуется «синеглазой», Деметра – «светловолосой», Афродита – «золотоволосой», из нереид светлые волосы имеет Амафея, из героев – Ахилл, Менелай и Мелеагр, из женщин – Елена, Брисеида и Агамеда, а враг, троянец Гектор, наоборот, черноволосый. У Одиссея волосы в одном месте названы светлыми, а в другом – темными. Особенно подробно описана красота Елены. Все ее черты – нордические. «Розовоперстая Эос», такие имена как Галатея и Левкотея указывают на те же черты.

Зато Посейдон в «Одиссее» назван темноволосым и темноглазым. Это доэллинский бог, равно как Арес и Гефест. Шухардт относит Посейдона к «полуживотным демонам древнего Средиземноморья». На фронтоне Парфенона изображена победа Афины над Посейдоном в борьбе за Аттику. Светловолосая Пенелопа сродни древнегерманским женским образам, прежде всего, по своим душевным качествам.

Добавить комментарий

Закрыть меню