Стивидорные услуги

Стивидорная компания — что это такое?

15 октября 2017

Любое предприятие страны стремится к развитию международных связей, ведь это перспектива сотрудничества с иностранными компаниями, новые рынки сбыта и постоянно растущая прибыль. В то же время перед каждым предпринимателем становится вопрос о транспортировке грузов, неважно, является он получателем или отправителем товара.

На сегодняшний день морской транспорт – это единственные перевозки на межконтинентальном уровне. Авиационное сообщение тоже прекрасно налажено, но стоимость таких услуг достаточно высока и чаще всего с экономической точки зрения вообще не выгодна.

Морские же перевозки – это практически неограниченная пропускная способность портов и низкая себестоимость. При этом перевозки водным транспортом – это полное отсутствие риска кражи груза и его порчи. В свете этого к портам предъявляются повышенные требования к качеству предоставляемых услуг. Порт занимается не только отправкой и получением грузов, но и организацией погрузки и выгрузки товаров.

Для транспортной инфраструктуры России морские порты имеют огромное значение не только в сфере экспортных и импортных операций, но и в качестве внутреннего сообщения. На тот же Крайний Север каким-то образом необходимо доставлять топливо и другие товары и продукты.

Значение портов для России

На сегодняшний день именно вторая форма встречается чаще всего, причем во всем мире. Отсюда и становится понятно, что это — стивидорная компания, то есть предприятие, которое берет в аренду производственные мощности порта и осуществляет погрузочно-разгрузочные работы, предоставляет другие услуги клиентам порта. В свете этого становится понятно, что стивидор в порту – это ключевая фигура и от качества предоставляемых им услуг зависит и рейтинг порта.

В РФ на сегодняшний день порядка 100 морских портов, это:

  • Петербург.
  • Восточный.
  • Находка.
  • Кавказ.
  • Махачкала и другие.

В портах работают тысячи портальных кранов, всевозможной техники, счет которой идет на сотни тысяч. Перегрузочные комплексы способны обработать более 10 тысяч вагонов за сутки. Единовременное хранение можно оценить в 15 млн тонн грузов. На долю морских портов приходится более 90% переработки всех грузов страны.

Что это — стивидорная компания в России? Это порядка 250 организаций, которые осуществляют погрузочно-разгрузочную деятельность. Современные российские стивидорные компании не только занимаются погрузкой, но и расширяют производственные мощности портов, развивают автомобильное и железнодорожное сообщение, организуют новые пункты пропуска, то есть взяли большинство забот по развитию морских грузоперевозок и портов на себя.

Калининградское направление

Прием и отправку грузов со стороны Калининградского залива Балтийского моря осуществляет ООО «Балтийская стивидорная компания», созданная на базе порта Балтийска. Он имеет большое значение для страны, имеет два порта захода.

Парк техники представлен 70 единицами. Терминал оснащен системой Solvo, которая позволяет обмениваться данными с судоходными линиями. Складские помещения общей площадью 5,6 га, с электроподстанцией на 3,5 МВТ, что позволяет хранить скоропортящиеся грузы. Компания относительно молодая и была открыта только в 2002 году. Но за это время компания смогла приобрести много техники, закончить первый этап строительства контейнерного терминала, в 2015 году ввела в эксплуатацию пункт углубленного досмотра. В 2016 году компания приобрела весы для контроля грузового транспорта по осям, что позволяет не допускать перевеса судна. В 2017 году одной из первых в Калининградской области стивидорная компания прошла аттестацию по обеспечению транспортной безопасности.

«Балтийская стивидорная компания» в Калининграде имеет дополнительный офис, где можно заказать все необходимые услуги не посещая непосредственно порт, находящийся в г. Балтийске.

Бизнес

Стивидор — что (кто) это?

Слово произошло от англ. stevedore — «раскладывать, укладывать грузы».

Термин, если обратимся к словарям, будет весьма многозначным.

Итак, стивидор, стивидорная компания — это:

  • Какая-либо специализированная фирма или организация, чья основная деятельность — выгрузка и погрузка грузов морских, речных судов.
  • Фирма, которая не только имеет собственный причал в порту, но и осуществляет разгрузочно-погрузочные работы на нем. Иными словами, является одним из операторов порта.
  • Отсюда стивидор — один из представителей такой организации, главная задача которого — непосредственно контролировать процесс выгрузки и погрузки судов.
  • Лицо, ведающее погрузкой и выгрузкой именно заграничных портах.
  • Стивидором также вполне правильно назвать портового грузчика, разнорабочего, судорабочего, который и осуществляет процесс погрузки и выгрузки груза на плавательное средство. Кстати, именно так могут называть и только старшего рабочего, бригадира на подобной разгрузочно-погрузочной деятельности.
  • Стивидор, согласно другому определению, — подрядчик на портовых грузовых работах.

Особенности деятельности компании-стивидора

Обратим ваше внимание на то, что порт и стивидорная компания — это не одно и то же. Поэтому если вы встретите в литературе такую ассоциацию, то будьте уверены — она ложная. Стивидор осуществляет свою деятельность в порту, но не является им. Кроме того, на нем (порту) может работать несколько стивидорных компаний, а если он крупный, то и более сотни!

По сути, сюда можно отнести любое юридическое или физическое лицо, с которым заключен законный договор на контроль за погрузкой-выгрузкой судового «багажа». Стивидор обязан выслать в порт для такой деятельности своего представителя. Задача последнего — не только осуществить процесс погрузки-выгрузки, но и грамотно организовать ход работ. Для этого представителем составляются сметы, планы с учетом нагрузок и прочие документы.

Далее специалист скрупулезно следит за тем, чтобы все работы осуществлялись строго по составленному им графику. За простой ответственность несет также он. Кроме того, задача стивидора — следить, чтобы работы осуществлялись по нормам трудового законодательства, с соблюдением всех пунктов техники безопасности.

Чтобы более разобраться в том, что это — стивидорная компания, перейдем к частным случаям. Рассмотрим наиболее известных представителей этой ниши бизнеса.

Стивидорные операции в российских портах

Оплата стивидорных и тальманских работ

Стивидорный контракт имеет несколько аддендумов к нему, в которых приведены ставки и тарифы на стивидорные операции.

Существуют три основные системы оплаты работ по погрузке/выгрузке груза:

— повременная;

— сдельная.

При повременной системеоплаты стивидорных работ судовладелец покрывает все фактические затраты стивидора, а также выплачивает оговоренный процент накладных расходов и прибыли. При такой системе в аддендуме указываются:

1) Почасовые ставки стоимости работы бригады докеров или одного докера при работе в нормальное рабочее время.

2) Почасовые ставки использования кранов, тележек, тягачей, погрузчиков и других механизмов.

Исходя из этого определяются расходы стивидора, а затем оговаривается определенный процент накладных расходов и прибыли.

Такая система не выгодна для судовладельца, так как не стимулирует повышение производительности труда. Чем выше производительность труда, тем меньше получит стивидорная компания за обработку того же количества грузов. Кроме того, этот метод оплаты не дает возможности заказчику стивидорных работ заранее рассчитать свои расходы в порту и определить экономическую целесообразность захода судна в данный порт, так как стивидорные расходы зависят от времени выполнения стивидорных работ.

При сдельной системе оплаты труда в аддендуме приводятся ставки, установленные на основе базы. В качестве базы начисления может выступать:

— весовая тонна (метрическая, длинная или короткая);

— объемная тонна (кубометр);

— одно грузовое место (автомашина, контейнер, трейлер).

Ставки тарифов устанавливаются с учетом трудоемкости обработки различных видов грузов.

Кроме ставки за стивидорные операции, тарифы содержат условия применения тарифа, в которых оговариваются все операции, включенные в данную ставку. За операции, не включенные в перечень, взимается дополнительная плата.

Так, в порту Бостон (США) при выгрузке фанеры ставки включают

— перемещение груза из трюма судна на склад;

— наем кранов;

— первоначальное открытие и окончательное закрытие трюмов;

— раскрепление груза, предусмотренное нормальным технологическим процессом выгрузки.

Расходы не указанные в ставке, такие как уборка сепарации, крепежного материала, перемещение груза, оплачиваются отдельно по повременной ставке за бригадо/час.

Сдельная система оплаты погрузочно-разгрузочных работ является более распространенной, так как интересы заказчика и стивидорной компании совпадают. Увеличение производительности труда с одной стороны отражается на сокращении времени стоянки судна в порту, а с другой способствует росту доходов стивидорной компании.

Базисная ставка стивидорного тарифа установлена за работы, выполняемые в обычное время, в обычных условиях и с обычным риском.

За любые отклонение предусматриваются следующие надбавки:

— за работу в неурочное время: выходные и праздничные дни, 2 и 3-ю смены, в обеденный перерыв;

— за работу с вредными грузами: пылящими, остропахнущими, трудоемкими;

— за грузовые работы с перевеской;

— за работу в неудобных помещениях: в кормовых трюмах, разделенных переборками или тоннелем гребного вала;

— за работу в загрязненных трюмах.

Особо оговаривается оплата простоя бригад по вине судна, в случае завершения работ до конца смены, по метеопричинам, из-за отсутствия груза, вагонов. За простой устанавливаются повременные ставки за бригадо-час.

Выполнение тальманских услуг оформляется контрактом между тальманской фирмой и перевозчиком или фрахтователем с повременной или сдельной оплатой, т.е. за работу одного тальмана в час или за единицу груза соответственно.

Стивидорные операции в российских портах

В дореформенный период морские порты находились в подчинении морских пароходств. Их отношения регулировались внутренними инструкциями пароходств, а отношения между грузовладельцами и пароходствами — договором морской перевозки. Таким образом, при заключении договора морской перевозки автоматически складывалась следующая схема взаимоотношений:

грузоотправитель или получатель – морской торговый порт – морской перевозчик.

После акционирования морских пароходств и портов возникла новая схема взаимоотношений. Договор морской перевозки регулирует взаимоотношения только между перевозчиком и фрахтователем.

Осуществление стивидорных операций производится на условиях договора перевалки и хранения, заключаемого между перевозчиком или грузовладельцем и стивидорной компанией.

В связи с акционированием отдельных стивидорных компаний в порту начала развиваться внутрипортовая конкуренция. Так, в порту Новороссийск лидирует стивидорная компания ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (его доля рынка составляет около 94 %).

Тем не менее, внутрипортовая конкуренция проявляется не достаточно интенсивно, и поэтому морские порты Федеральным законом «О естественных монополиях» отнесены к субъектам естественных монополий. Это означает, что ставки на погрузочно-разгрузочные работы не устанавливаются предприятием в зависимости от коньюнктуры рынка, как это имеет место в иностранных портах, а утверждаются и регулируются государством.

Применяются различные методы регулирования тарифов на ПРР:

— прямое регулирование – путем установления твердой ставки тарифов на перевалку каждого вида груза (порт Новороссийск и Калининград);

— экономическое регулирование — посредством введения экономических ограничителей по уровню рентабельности или путем установления предельного отношения прямых расходов к косвенным (порт Санкт-Петербург с 1995 г.).

Стивидорная компания ОАО «НМТП» использует следующую систему начисления тарифов. Стоимость ПРР определяется путем умножения тарифа на количество груза. Ставки тарифов установлены раздельно для прямого и складского варианта.

Основой для исчисления платы за ПРР является одна из следующих расчетных единиц:

— метрическая тонна;

— кубический метр (лесные грузы);

— количество единиц (контейнеры, автотехника).

Так, тарифы по экспорту по прямому варианту включают:

1. Согласование и формирование плана завоза грузов в порт.

2. Раскредитование железнодорожных накладных.

3. Подача/уборка вагонов.

4. Расстановка вагонов по фронтам выгрузки.

5. Раскрепление груза.

Документальное оформление приема груза, в том числе при недостачах и повреждении.

7. Погрузка грузов в суда, сухая зачистка вагонов.

8. Прием документов на отгрузку груза с разрешительными отметками государственных контролирующих органов. Составление транспортных документов.

9. Крепление и сепарирование грузов на судне, исключая стоимость материалов.

В случае отказа грузовладельца от каких-либо операций величина тарифов не изменится.

Добавить комментарий

Закрыть меню