Стихи Пушкина о поэте

Пушкин о поэте и поэзии

Пушкин А.С.

«А.С. Пушкин – русский национальный поэт»,- так писал о нем Гоголь, называя его творчество явлением чрезвычайным. «Может быть, единственное явление русского духа: это русский человек.… В нем русский дух, русская природа, русская дума…»

Говоря о творчестве поэта, Гоголь делает драгоценное замечание о лирике Пушкина: «Всё просто, всё прилично, всё исполнено внутреннего блеска.»

Ещё на заре своей литературной деятельности, в лирических стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе и прошлом. В первом напечатанном стихотворении Пушкина – «К другу стихотворцу» — мы находим такие размышления юного поэта:

Не так, любезный друг, писатели богаты;

Судьбой им не даны не мраморны палаты,

Ни чистым золотом набиты сундуки…

И все же, прекрасно напоминая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, лицеист Пушкин избирает для себя путь литературного творчества, он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожидали: «Мой жребий пал: я лиру избираю!»

В 1815 году Пушкин пишет стихотворение «К Лицинию», в котором поэт характеризует как защитник передовых общественных идеалов. Так возникает в творчестве Пушкина утверждал новый облик поэта, прямо противоположный привычным представлениям восемнадцатого века о назначении поэта. В понимании Пушкина поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он — «эхо русского народа».

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

Поэт не игрушка в руках «толпы», не её минутная забава.

Он свободный творец, мыслитель и философ, выразитель общенациональных интересов, обличитель и «пороков» высших истин. Таким представлялся Пушкину идеал поэта. Мысль о высоком общественном назначении поэзии пронизано его стихотворение «Пророк».

Какая разница между старым, «трепетным» сердцем и новым сердцем поэта? Это – горящее любовью к людям, ненавистью к неправде злу сердце поэта-пророка. Теперь — он, поэт – носитель подлинной правды, он единственный судья над всеми, воплощение высшей справедливости. В минуты вдохновения поэт становиться пророком. Он обладает всезнанием, высшей мудростью, ему понятны законы природы и людской жизни, у него дар сердцеведения, он может «жечь» своим словом сердца людей – сердце у него горячее любовью к людям и ненавистью к неправде и злу в общественной жизни, он знает и возвещает людям правду.

В русской литературе Пушкин, по существу, явился первым народным, общенациональным поэтом. В этом его историческая заслуга. И сам Пушкин видел высшую ценность своего творчества в том, что оно боролось за свободу, было народным. Эти мысли нашли своё яркое выражение в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…», написанном 21августа 1836года. Оно является итогом творческого пути поэта, его поэтическим завещанием. Ценность своей поэзии Пушкин видит в том, что он: «пробуждал своей лирикой» чувства добрые; в его жестокий век «восславил свободу»; призывал милость к «падшим».

Поэтической декларацией поэта стало стихотворение “Пророк” . По жанру оно близко духовной оде. В нем обосновывается мысль об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину. Именно для этого поэт претерпевает мучительные преобразования: посланец Бога ангел серафим наделяет его особыми чувствами – зрением “испуганной орлицы”, слухом, проникающим в “горний ангелов полет”. Его прежний “празднословный и лукавый язык” вырван и заменен на “жало мудрыя змеи”. Но и этого еще мало: чтобы стать пророком, надо отрешиться от “трепетного” человеческого сердца, так как задача пророка – нести людям ту правду, которая может оказаться страшной и горькой. А потому поэту вместо сердца серафим дает “угль, пылающий огнем”. Но и этого еще недостаточно – свою пророческую миссию поэт может осуществить только тогда, когда сам Бог вдохнет в него силу служить истине:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Мужественная энергия стиха, высокая библейская образность, торжественный одический стиль – все в этом пушкинском шедевре должно передавать важнейшую для поэта мысль: искусство – не забава, не игрушка и даже не просто художественно совершенное творение. Это особая миссия, которая возложена на поэта и которую он обязан выполнять, как бы тяжело это ни было.

Но далеко не всегда общество оказывается готово слушать поэта – пророка. Непонимание, “суд глупца и смех толпы холодной” преследуют его. После Михайловской ссылки Пушкин начинает особо остро чувствовать стену, разделившую его с читателями.

Это вызвало целый ряд стихотворений, ставших, как и “Пророк”, программными декларациями на тему места поэта и роли поэзии в обществе: “Поэт, 1827, “Поэт и толпа”, 1828, “Поэту” , 1830, “Эхо”, 1831. В них Пушкин утверждает необходимость абсолютной свободны и независимости поэта: “Ты царь: живи один. Дорогою свободной / Иди, куда влечет тебя свободный ум…”.

Поэтическим итогом всех размышлений поэта стало стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” . Написанное в традиционном жанре литературного “памятника”, восходящего к оде древнеримского поэта Горация “К Мельпомене”, это стихотворение стало подлинным гимном поэзии. Его главная тема – прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества.

Определяя свое поэтическое бессмертие, залог его Пушкин видит не только в гражданской силе стихов, прозвучавших в “жестокий век”, но и в той высшей нравственной силе, о которой он сказал еще в “Пророке”. Его Муза, послушная “веленью Божию”, – это Муза свободы, добра и милосердия. Высокому жанру стихотворения соответствует особо торжественная интонация и лексика, насыщенная архаизмами и славянизмами. Шестистопный ямб с пиррихием создает медленный, величественный ритм стихотворения.

“Нет, весь я не умру – душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит. ..”, – пророчески сказал поэт. “Чувства добрые”, которые пробуждает его поэзия, были и остаются главным в творчестве Пушкина для многих поколений читателей. И вместе с

В. Г. Белинским мы можем сказать: “Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность”.

«А. С. Пушкин — русский национальный поэт»,- так писал о нем Гоголь, называя его творчество явлением чрезвычайным. «Может быть, единственное явление русского духа: это русский человек…. В нем русский дух, русская природа, русская дума…»

Говоря о творчестве поэта, Гоголь делает драгоценное замечание о лирике Пушкина: «Все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска.»

Еще на заре своей литературной деятельности, в лирических стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе и прошлом. В первом напечатанном стихотворении Пушкина — «К другу стихотворцу» — мы находим такие размышления юного поэта:

Не так, любезный друг, писатели богаты;

Судьбой им не даны не мраморны палаты,

Ни чистым золотом набиты сундуки…

И все же, прекрасно напоминая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, лицеист Пушкин избирает для себя путь литературного творчества, он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожидали: «Мой жребий пал: я лиру избираю!»

В 1815 году Пушкин пишет стихотворение «К Лицинию», в котором поэт характеризует как защитник передовых общественных идеалов. Так возникает в творчестве Пушкина утверждал новый облик поэта, прямо противоположный привычным представлениям восемнадцатого века о назначении поэта. В понимании Пушкина поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он — «эхо русского народа».

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный…голос мой

Был эхо русского народа.

Поэт не игрушка в руках «толпы», не ее минутная забава.

Он свободный творец, мыслитель и философ, выразитель общенациональных интересов, обличитель и «пороков» высших истин. Таким представлялся Пушкину идеал поэта. Мысль о высоком общественном назначении поэзии пронизано его стихотворение «Пророк».

Какая разница между старым, «трепетным» сердцем и новым сердцем поэта? Это — горящее любовью к людям, ненавистью к неправде злу сердце поэта-пророка. Теперь — он, поэт — носитель подлинной правды, он единственный судья над всеми, воплощение высшей справедливости. В минуты вдохновения поэт становиться пророком. Он обладает всезнанием, высшей мудростью, ему понятны законы природы и людской жизни, у него дар сердцеведения, он может «жечь» своим словом сердца людей — сердце у него горячее любовью к людям и ненавистью к неправде и злу в общественной жизни, он знает и возвещает людям правду.

В русской литературе Пушкин, по существу, явился первым народным, общенациональным поэтом. В этом его историческая заслуга. И сам Пушкин видел высшую ценность своего творчества в том, что оно боролось за свободу, было народным. Эти мысли нашли свое яркое выражение в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…», написанном 21августа 1836года. Оно является итогом творческого пути поэта, его поэтическим завещанием. Ценность своей поэзии Пушкин видит в том, что он: «пробуждал своей лирикой» чувства добрые; в его жестокий век «восславил свободу»; призывал милость к «падшим».

А. С. ПУШКИН. Анализ стихотворений, сочинения

Сочинение «Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина»

Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначение своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое место. Его поэзия спасает от бед, в ней он обретает душевные силы, видит в ней жизненную силу: В стихотворении «Андрей Шенье» звучит идея — смысл жизни в поэзии. В начале своего творческого пути Пушкин размышляет о тяжком труде поэта. Далее он ощущает свой долг перед декабристами, не забывая наказ Рылеева быть «гражданином и поэтом». В стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» Пушкин говорит о высоком назначения поэта. Одним из наиболее ярких произведений является стихотворение «Я памятник себе воздвиг…» В нем он говорит о том, что его «памятник» выше памятника Александру Первому, что народ будет постоянно приходить к его памятнику, что дорога к нему не зарастет травой; что, пока будет существовать поэзия, слава Пушкина не увянет. Он уверен в том, что все многочисленные народы, составляющие русское государство, будут считать его своим поэтом. Право на это бессмертие и любовь народа Пушкин заслужил, по его мнению, во-первых, тем, что его поэзия поднимает, мобилизует самое лучшее, что есть в их душе, самое «доброе чувство»; во-вторых, тем, что он был политически передовым для своего времени поэтом. Он писал революционные стихи, «восславил свободу». Даже после разгрома декабристов, он не переставал в своих произведениях оказывать «милость падшим», желание вернуть сосланных декабристов. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. В этом стихотворении автор подводит итог творчества и считает своей заслугой то, что он боролся против крепостного права. Поэт подчеркивает народность своего творчества, поэт дает оценку своему творчеству. Все чувства, мысли поэта, его любовь к людям сливаются в один великий идеал Поэта. Перед нами поэт — это человек гонимый, одинокий, окруженный ненавистью, но остающийся непоколебимым. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. Поэт торжествует свою победу над временем, над властью. Именно тогда творчество поэта становится вдохновенным подвигом И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус и друг степей калмык. Поэт верит в силу своих стихов, в силу своей поэзии, в свое бессмертие. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»подытоживает все то, что дал людям талант А. С. Пушкина. В своей лирике А.С. Пушкин обращался ко всем сторонам жизни. Искренний, правдивый, глубокий человек, он заложил основы русской литературы, определив ее своеобразие на много лет вперед, явив при этом в образе лирического героя человека, близкого к идеалу, для которого судьба его страны, народа была определяющей чертой его личности.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»

Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта.

Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г. в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Это заставило обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной». Испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца», он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы». Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое. Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум». Поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный», а лишь усовершенствовал «плоды любимых дум». По мысли Пушкина, все внутри поэта: высшая награда, «высший суд». Только «взыскательный художник» «строже всех» может оценить свой труд. Нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, «плюет на алтарь», где горит поэтический огонь? «Ты царь: живи один» – пишет Пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос.

Одиночество и отчужденность поэта воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник», с которого он вещает истину.

Стихотворение «Поэту» написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею. Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово – в жизнь.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Анализ стихотворения Пушкина «И. И. Пущину»

Среди своих лицеистских друзей Александр Пушкин особенно выделял Ивана Пущина, с которым поэта связывали очень теплые и доверительные отношения. Двух молодых людей объединяли не только общие взгляды на жизнь, но и любовь к литературе. В юности они даже соревновались между собой на предмет того, кто быстрее и лучше напишет стихотворение на заданную тему.

Судьба Ивана Пущина сложилась трагически. Он был одним из участников декабристского восстания, после провала которого получил пожизненную каторгу. Последний раз друзья встретились как раз накануне этих трагических событий, зимой 1825 года. В это время Пушкин жил в родовом имении Михайловское, куда по распоряжению властей был сослан за вольнодумство. И Пущин стал одним из первых, кто навестил поэта в этот сложный для него период. Встреча друзей была короткой, однако смысл ее стал Пушкину понятен гораздо позже, уже после того, как восстание декабристов было безжалостно подавлено, а его лицеистский товарищ оказался узником Читинского острога. Иван Пущин предполагал подобное развитие событий, поэтому приехал к Пушкину для того, чтобы проститься, хотя и словом не обмолвился о том, что ему предстоит стать одним из участников тайного заговора и покушения на жизнь императора Николая I. Эта встреча друзей оказалась последней, больше им не суждено было увидеться.

Накануне годовщины восстания декабристов, зимой 1826 года, Пушкин написал стихотворение-обращение под названием «И. И. Пущину», которое было передано каторжнику спустя несколько лет через супругу декабриста Никиты Муравьева. В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна. Поэтому когда Пущин оказался в схожей ситуации, автор посчитал своим долгом направить ему ободряющее стихотворное послание, в котором признался: «Молю святое провиденье». Этим поэт хотел подчеркнуть, что не только беспокоится о судьбе своего друга, но и верит, что его жертва была принесена обществу не напрасно, и будущие поколения смогут оценить этот самоотверженный поступок по достоинству. В это время поэту уже известно, что Иван Пущин отказался бежать за границу после провала восстания декабристов и дожилался ареста в своем петербургском доме. Обращаясь к другу, поэт мечтает о том, чтобы его голос, облаченный в стихи, даровал ему утешение. «Да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней!», — отмечает Пушкин. Позже Иван Пущин напишет в своем дневнике: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Имен это короткое послание впоследствии легло в основу мемуаров бывшего каторжанина, которые он посвятил своей дружбе с великим русским поэтом.

Пушкин очень тяжело переживал разлуку с другом, и впоследствии адресовал ему еще несколько стихов. Через своих высокопоставленных знакомых он даже пытался повлиять на решение властей, надеясь, что приговор о пожизненной каторге для Ивана Пущина все же будет смягчен. Однако император Николай I, переживший весь ужас покушения в день своего восхождения на престол, отказал декабристу в помиловании. Лишь спустя почти 30 лет Иван Пущин получил право вернуться в Петербург. Он побывал на могиле поэта, расположенной на территории Святогорского монастыря, а также в Михайловском, отдав дань уважения своему лицеистскому другу, который не отвернулся от него в трудную минуту.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт и толпа»

Пушкин неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание декабристов, литературным вдохновителем которого и являлся Пушкин. Однако провал тайного заговора не только стал для поэта самым большим жизненным разочарованием, но и заставил переосмыслить свое предназначение. В 1828 году Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором провел очень четкую грань между творческими людьми и «чернью», которая в большинстве своем относится к стихам пренебрежительно и не пытается вникать в их смысл. Поэт в произведении автора представлен как высшее существо, которому нет никакого дела до «хладного и надменного» народа, не понимающего, для чего вообще нужны стихи.

Действительно, в первой половине 19 века литературное творчество не несло в себе какой-либо социальной значимость, его задачи сводились к тому, чтобы развлекать людей. И именно так к стихам относились все без исключения слои российского общества. Для них «песнь поэта» была свободной и, в то же время бесплодной, «как ветер», т.е. не представляла какой-либо ценности. Между тем, сам поэт считал, что это далеко не так. Просто люди еще не готовы признавать за литераторами право быть пророками и формировать общественное мировоззрение. Поэтому, отвечая в своем стихотворении соотечественникам на вопрос, что же несет в себе современная поэзия, Пушкин отмечает: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Расшифровка этой фразы достаточно проста – поэт убежден, что основной проблемой общества является его приземленность и бездушие. Люди погрязли в мирских делах и заботах настолько, что даже в стихах пытаются отыскать некое рациональное зерно. Точно так же они не могут наслаждаться другими произведениями искусства, потому что «печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь».

Пушкин открыто признается в том, что «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», отмечая, что этими качествами обладает подавляющее большинство людей.

Они настолько далеки от духовной жизни, что поэт просто отказывается достучаться до их сердец, заявляя: «Довольно с вас, рабов безумных!». При этом автор считает рабством не физическую, а именно духовную зависимость от материальных благ, на фоне которой люди попросту теряют способность видеть прекрасное и деградируют из поколения в поколение, лишая себя будущего. Эта тенденция характерна не только для низших слоев общества, которые вынуждены каждый день беспокоиться о хлебе насущном, чтобы выжить, но и для знати, которая погрязла в пороках и развлечениях, перестав различать, что по-настоящему является ценным, а что – временным и приходящим. Обращаясь к своему народу, поэт отмечает: «Ты червь земли, не сын небес; тебе бы пользы все – на вес».

При этом автор не видит возможности переломить общественное сознание, поэтому утверждает: «Не оживит вас лиры глас!». Он разочарован в том, что поэту в обществе по-прежнему отводится роль шута, и никого не интересует, какие именно чувства и мысли он вкладывает в свои произведения. Таким образом, Пушкин осознанно отрекается от того мира, в котором живет, так как понимает, что ему суждено быть услышанным лишь единицами. Однако он не отказывается от творчества и продолжает писать стихи «не для житейского волненья, не для корысти, не для битв», а для того, чтобы сделать мир немного прекраснее и разбудить в душах хоть некоторых людей благородные, чистые и светлые чувства.

Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.

16 февраля 2016

Пушкин записи — krasivaya pesnya na gitare безумно — красивый+романс Эта красивая песня — романс на стихи Александра Пушкина — Зимняя дорога — Поет Марина Черкасова — знаменитая певица — гитарный аккомпанемент — цыганские гитаристы аранжировщики — Вава Поляков, Иван Ром-Лебедев, Ромуальд.

27 декабря 2015

Памяти Валентины Толкуновой. Я ехал к Вам (Б.Зайцев — А.С.Пушкин) Автор видеоролика — Алина Белка. Поёт народный артист России, народный артист Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республик, республики Адыгея и республики Дагестан ЗАУР ТУТОВ Народный артист России, народный артист.

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 2/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин — проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 3/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин — проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 4/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин — проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Добавить комментарий

Закрыть меню