Средневековое общество

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь поп-арта и рекламы

1.2 Поп-арт и общество потребления

Как уже было сказано ранее поп-арт — это ответ искусства на «общество потребления» и «массовое общество». Развитие этого художественного направления было обусловлено теми изменениями, которые произошли в мире. Поп-арт, стал не только ответом…

Духовная культура и ее перспективы в современной России

2. Общество и мир культуры

Социальные подъёмы не всегда способны создать значительную культуру, большей частью они её обозначают или в лучшем случае раскрывает перед ней двери. А культура не может развиваться без внутренних проблем и противоречий…

Культура европейского средневековья

Средневековое искусство

Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека — христианскую идею Бога. Искусство воспринималось как своего рода библейский текст…

Культура и искусство древней и средневековой Индии

2.

Раннеклассовые общество 3-2 вв. до н.э.

Следующий этап образовала цивилизация раннеклассового общества, существовавшая в 2500-1500 годах до н.э. Её следы обнаружены в бассейне реки Инд, на территории современного Пакистана…

Культура и личность. Культурный человек

Социальные подъёмы на всегда способны создать значительную культуру, большей частью они её обозначают или в лучшем случае раскрывает перед ней двери. А культура не может развиваться без внутренних проблем и противоречий…

Культура и общество

1. Соотношений понятий культура и общество

Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. Кроме того, сложно назвать другое такое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас обычными являются словосочетания «культура поведения»…

Культура и религия

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Развитие культуры — органическая составная часть истории общества. Поэтому детерминацию движения культуры следует искать и вне ее самой, прежде всего в развитии основы общества, материального производства…

Культура как мера развития человека

Культура и общество

Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия. Человеческое общество — это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры…

Культура средневековой Европы

5. Средневековое искусство. Романтический и готический стиль

Наряду с религией в Средние века существовали и развивались другие области духовной культуры, включая философию и науку. Высшей средневековой наукой была теология, или богословие. Именно богословие обладало истиной…

Материальная и духовная культура аборигенов Австралии

3. Адаптации австралийских аборигенов в современное общество

Культура аборигенов Австралии до наших дней сохранила это первобытное единство и поныне из поколения в поколение передает тысячелетние культурные традиции. Современные аборигены, так же, как и их предки…

Мировая культура XX века

4. Влияние технического прогресса на общество

В XX в. место культуры заменила цивилизация, которая, по мнению А. Мальро, «может завоевать всю землю, но не способна изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц». Новая цивилизация сегодня создается человеком, который освободился от моральных…

Особенности организации досуга в Японии

1.2 Японское общество

Этнография японцев. Здесь представлены основные народности, населяющие японские острова. Японцы — нахондзин (самоназвание) народ, основное население Японии, живут также в США (Калифорния, Гавайские острова), Канаде, Бразилии, Перу…

Понятие и сущность культуры, история ее изучения

4.Культура и общество

Если культура — это традиции, нормы и обычаи, которые переносятся на предметный мир из духовной жизни общества, включая и его образование, и тем самым организуют социальный опыт…

Сущность массовой культуры в работе Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс»

Глава 3. Массовая культура и общество

Трансформация сути вещи в контексте потребительского общества

1.1. Потребление и общество потребления

В современном обществе вещи не просто являются предметом использования для жизненных нужд. Они не являются отличительным знаком личности, или для подчеркивания престижа и богатства. Понятие потребления относится не только к вещам…

В IV в. по Р. X. в Римской империи восторжествовало христианство, которое сделалось к концу этого столетия государственной религией. В эту эпоху, однако, сама христианская церковь переживала внутреннюю борьбу, которая вызывалась в ней появлением ересей. Для установления правильного понимания догматов веры и для устроения всей внутренней жизни церкви в IV – VIII вв. созывались императорами вселенские соборы. Эта эпоха была, кроме того, богата замечательными церковными писателями, разрабатывавшими теоретические и практические вопросы христианства.

Одним из практических вопросов, возникавших из признания церкви государством, было установление между ними определенных отношений. В Византии мало-помалу установилось подчинение духовенства государству, тогда как на Западе духовенство очень рано обнаружило стремление к независимости и даже к господству. Разная историческая судьба обеих половин Римской империи имела своим следствием и то, что в них взаимные отношения между государством и церковью сложились различным образом.

В эту же эпоху возникло на Востоке и успело перейти на Запад монашество, начал формулироваться аскетический идеал, образовались монастыри. Наконец, тогда же получила правильную организацию и вся церковная иерархия. В единой вселенской церкви уже в эту эпоху существовало, однако, некоторое различие между греческим Востоком и латинским Западом, а также подготовлялись условия будущего возвышения римского епископата на степень своего рода церковной монархии, каковая позднее и утвердилась на Западе.

Победа христианства над античной цивилизацией выразилась и в том, что в IV – VI вв. светская образованность пришла в упадок, и вся последующая культура прониклась религиозным духом.

В VII в. арабские завоевания нанесли чувствительный удар христианству в Азии и Африке, а в следующем веке в Византии происходила страшная религиозная борьба, вызванная появлением иконоборства, на стороне которого стояла императорская власть. Иконоборческие смуты прекратились лишь в середине IX века. В эту эпоху единство вселенской церкви, однако, не было еще нарушено, и в конце VIII в. был собран последний вселенский собор, на котором были представители и Востока, и Запада.

Тем не менее иконоборческое движение в Византии не могло не отразиться неблагоприятным образом на единении Востока и Запада. Папство, оставшееся верным православию, воспользовалось иконоборством, чтобы поставить себя в более независимое отношение к Византии. Оно достигает этого в VIII в., отдавая себя под покровительство франкских королей, для которых даже восстановляет императорскую власть на Западе. С своей стороны, франкские государи кладут начало светской власти пап и содействуют расширению их духовного главенства в западной церкви. Правда, при Карле Великом папы должны были подчиниться власти западного императора, но с распадением его монархии они приобрели независимость и даже стали прямо стремиться к главенству не только над другими епископами Запада, но и над самою светскою властью.

Утвердив свое церковное главенство на Западе, папы в середине IX в. сделали попытку распространить его и на Византию, но встретили здесь отпор. Распря пап с константинопольскими патриархами из-за вопроса об их взаимных отношениях осложнилась соперничеством из-за обращения славян, которые как раз в это время стали принимать христианскую веру, а также спорами по поводу вероисповедных различий, возникших в середине IX в. между обеими церквами. Окончательное разделение церквей произошло в середине XI в.

Само папство, однако, в X и первой половине XI в. переживало период страшного морального падения, из которого было выведено только реформами Григория VII, современника разделения церквей. Этот папа поставил своею задачею подчинить государство церкви, светскую власть – духовной, империю – папству и отнять у государей назначение на высшие церковные должности, которые в то же время были и феодальными владениями, так как епископы и аббаты в качестве крупных землевладельцев были вместе с тем и вассалами светских государей. Началась знаменитая борьба папства и империи, во время которой папы низлагали государей и разрешали их подданных от присяги.

В эту же самую эпоху происходила борьба западных христиан с мусульманами, известная под названием крестовых походов.

Крестоносцы основали на Востоке свои государства, что содействовало распространению папской власти и на Востоке. Вообще XII – XIII века были эпохой наибольшего могущества католической церкви (эпоха индульгенции и интердиктов, нищенствующего монашества и схоластики, инквизиции и крестовых походов против еретиков и т. д). Борьба папства и империи, начавшаяся в XI в., продолжалась и в эпоху крестовых походов, при чем получила особенно ожесточенный характер в царствование династии Гогенштауфенов.

Наибольшего могущества достигло папство в начале XIII в. при Иннокентии III, и преемникам его удалось совершенно сокрушить могущество императорской династии Гогенштауфенов и вместе с тем нанести удар империи. Наконец, за все это время папы не переставали делать попытки подчинить себе восточную церковь, с каковою целью даже предпринимались своего рода крестовые походы.

XIV и XV столетия были уже временем упадка так называемой «порчи» католической церкви. Спор папы Бонифация VIII с французским королем Филиппом IV окончился поражением папства, и начался семидесятилетний период авиньонского пленения пап. Вместе с этим папство и клир приходят в нравственный упадок, что вызывает против них в верующих сильное неудовольствие. В довершение всего в конце XIV в. в церкви произошел раскол, длившийся около сорока лет.

Все это наводило на мысль о необходимости реформы, с каковою целью в первой половине XV в. созывались большие соборы, не имеющие, однако, успеха в достижении своей цели. Одновременно, в XIV и XV вв. стали появляться отдельные реформаторы, обличавшие порчу церкви и требовавшие её исправления. В Чехии в XV в. произошла даже целая религиозная революция, связанная с именем Яна Гуса. Этот реформатор был сожжен на костре по приговору Констанцского собора, но его последователи в Чехии вступили в ожесточенную борьбу с католицизмом, во время которой в стране стало развиваться сектантство.

Папы второй половины XV и начала XVI в. были скорее светскими государями, политиками и воинами, чем представителями духовных интересов, и этим вызывали против себя неудовольствие даже в правоверных католиках. И в этом периоде папы не оставляли мысли о подчинении себе восточной церкви: в середине XV в. на соборе во Флоренции (1439) состоялась даже уния между обеими церквами, но православное население Востока ее отвергло.

Добавить комментарий

Закрыть меню