Средневековье характеристика эпохи

Тестовые задания по социологии. Вариант 1.
1.

Характерная черта взглядов на общество эпохи средневековья…
а) теоцентризм б) техноцентризм в) гуманизм г) космоцентризм
2. Метасоциология – это наука
а) изучающая большие социальные общности
б) о закономерностях, формах и средствах социологического познания
в) исследующая преимущественно малые группы, т.е. человека в его ближайшем окружении.
3. Как называется система социологии П.А.Сорокина? а) теоретическая
б) общая в) обобщенная г) интегральная д) эмпирическая
4. Кто из социологов-классиков считал, что главное — не стабилизация общества, а уничтожение и замена новым, более справедливым типом общества?
а) О.Конт б) Спенсер в) Э.Дюркгейм г) К.Маркс
5. Кому из перечисленных социологов принадлежит учение о норме и патологии в обществе? а) К. Марксу б) Р. Дарендорфу в) Э. Дюркгейму г) Т. Парсонсу
6. Автор, который проанализировал влияние протестантизма на становление капитализма –это: а) П.Сорокин б) М.Вебер
в) Г.Моска г) Ч.Кули.
7. Основоположником методологии позитивизма является а) Г. Спенсер б) П. Сорокин в) Г. Зиммель г) Э. Дюркгейм д) О.Конт
8. Социальной ролью называется …
а) ожидаемое поведение индивида в соответствии с занимаемым им статусом
б) социальное поведение человека в) выполнение социальных функций
г) вертикальная мобильность
9. Элементами социального контроля являются … а) нормы и санкции б) права и обязанности в) обряды и ритуалы г)мораль и нравственность
10. Социальное неравенство представляет собой ….
а) закономерность общественного развития б) случайное явление

в) вероятностное явление г) исторически преходящее явление

11. Группа людей с определенным правовым статусом, передаваемым по наследству, называется … а) сословием б) классом в) профессией г) кастой
12. Средний класс включает в себя … а) рабочих б) маргиналов
в) безработных г ) наемных работников, состоятельных профессионалов, управляющих
13. К какому типу социальной мобильности относится поражение на выборах правящей партии? а) горизонтальная, групповая б) вертикальная, восходящая, групповая
в) горизонтальная, индивидуальная г) вертикальная, восходящая, индивидуальная
д) вертикальная, нисходящая, групповая е) вертикальная, нисходящая, индивидуальная
14. Термин «горизонтальная мобильность» означает: а) повышение социального статуса б) понижение социального статуса в) перемещение людей с одной территории на другую
г) переход в другую социальную группу без изменения социального статуса
15. Автор теории позитивно-функционального конфликта, считающий, что в основе любого конфликта лежит психологический фактор —это
а) Н. Михайловский б) К. Маркс в) Э. Дюркгейм г) Л. Козер
16. Межгрупповой социальный конфликт — это
а) столкновение различ­ных ролевых требований, психологический разлад в рамках единой личности
б) развивающийся незаметно для наблюдателя и даже для самих участников;
в) столкновение между социальными группами и общностями, вызываемое противоположнос­тью их интересов.
17. Социология изучает общественное мнение как …
а) состояние массового сознания б) форму индивидуального сознания
в) сознание больших групп людей г) сознание человека
18. В каком обществе четвертой ветвью власти принято называть средства массовой информации? а) в любом б) в демократическом

в) в тоталитарном г) традиционном

19. Сильной стороной социологических опросов является…
а) получение большего объема информации
б) получение возможности обработки данных
в) получение возможности непосредственной беседы с респондентом
г) необходимость контроля переменных
20. На стадии разработки исследовательского проекта …
а) необходимо решить, с помощью каких методов будет получена информация
б) анализируется собранный материал
в) составляется письменный отчет по результатам исследования
г) изучается литература
21. Особенность интервью заключается в том, что …
а) есть возможность обратиться к событиям исторического прошлого
б) имеется прямой контакт исследователя и респондента
в) воспроизводится событие, редко встречающееся в жизни
г) собирается богатая информация
22. Методом наблюдения можно изучать только …
а) социальные организации б) большие сообщества
в) относительно небольшие социальные группы г) номинальные социальные группы
23. Обработка данных социологической информации начинается с:
а) создания переменных б) кодирования информации
в) статистического анализа г) ранжирования д) табулирования
24. Самым распространенным методом исследования в России является ….
а) опрос б) наблюдение в) интервью г) анализ документов
25. Как называется метод сбора первичной социологической информации, который предусматривает направленное, систематическое, непосредственное прослеживание, фиксирование и регистрацию социально значимых фактов, явлений и процессов
а) интервьюирование б) анкетирование в) наблюдение г) эксперимент

26. С какой социологической теорией связано имя Т. Парсонса?

а) символический интеракционизм б) структурно-функциональная теория
в) теория социальных изменений г) теория социального обмена
д) теория социального конфликта
27. Семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении — это определение …. а) нуклеарной семьи
б) расширенной семьи в) кибуцы г) полигамной семьи
28. Как называется тип семьи, основанный на равенстве и «ролевой симметрии»
а) неотрадиционная семья б) патриархальная семья
в) эгалитарная семья г) нуклеарная семья
29. Система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях и передаваемых последующим поколениям, называется … а) социальным институтом б) групповым взаимодействием
в) культурой г) социальным контролем
30. Укажите из перечисленных функций функцию социальных институтов:
а) упорядочение определенной сферы в обществе б) повышение эффективности развития общества;
в) смена ценностных ориентаций личности
г) успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации
31. Дисфункция социального института проявляется в следующем
а) институт эффективен, полноценно удовлетворяя важные общественные потребности
б) институт неэффективен, престиж его в обществе падает
в) институт находится в постоянном изменении
г) появляются новые, аналогичные данному, социальные институты
32. Делинквентное поведение — это … а) нарушение закона б) изменение статуса
в) соответствие норме г) изменение поведения
33. Девиация чаще всего наблюдается: а) у молодых б) у пожилых

в) у мужчин г) у людей, озабоченных прежде всего личными интересами.

34. Кому принадлежит точка зрения, согласно которой главный вопрос в социальных конфликтах — это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть?
а) М.Веберу б) Р.Дарендорфу в) М. Гинзберу г) К. Марксу
35. Общество развивается прогрессивно, если …
а) происходят позитивные социальные изменения
б) социальные изменения оптимально решают определенную социальную задачу
в) значительно понижается уровень производительности труда
г) изменяются все стороны жизни личности
36. Одной из форм малой группы является …
а) триада б) публика в) официальная группа г) толпа
37. Диада как социальная группа основывается на … а) мнении большинства
б) законодательстве в) официальном признании г) социально-психологических переживаниях
38. В социологии выделяются два уровня социализации личности …
а) первичная и вторичная социализация б) основная и неосновная социализация
в) официальная и неофициальная социализация г) формальная и неформальная
39. Социальным конформистом можно назвать а) законопослушного человека
б) хитрого приспособленца в) человека, не имеющего собственного мнения
г) того, кто одевается модно и элегантно
40. Социальную структуру общества образует а) совокупность всех социальных статусов
б) наличие формальных и неформальных правил и норм в обществе
в) совокупность больших социальных групп
г) функциональная связь элементов политического устройства.
Тестовые задания по социологии. Вариант 2.
1. Назовите, кто и в какой работе впервые ввёл в употребление термин «социология»?

а) Э. Дюркгейм «О разделении общественного труда» б) И. Кант «Критика чистого разума»

в) М. Вебер «Основные социологические понятия»
г) О. Конт «Курс позитивной философии» д) П. Сорокин «Система социологии».
2. Какая из характеристик человека отражает его социальную сущность …
а) личность б) человек в) индивид г) индивидуальность
3. Совокупность биологических черт, отличающих одного индивида от другого, называется …
а) классом б) профессией в) индивидуальностью г) личностью
4. Конформность – это..
а) неподчинение социальным нормам б) проявление инновативного поведения
в) принятие социально одобряемых целей и средств их достижения
г) один из типов девиантного поведения
5. Социальная стратификация это:
а) разделение данной совокупности на классы
б) система признаков социального расслоения в социальной системе
в) дифференциация группы индивидов по религиозным, политическим, правовым
признакам.
6. Теорию социальной стратификации и мобильности обосновал …
а) П. Сорокин б) М. Ковалевский в) Н. Михайловский г) К. Маркс
7. Высший класс современных индустриальных обществ состоит преимущественно из ….
а) «синих воротничков» б) учителей
в) представителей влиятельных и богатых династий, аристократии г) маргиналов
8. Средний класс включает в себя …
а) рабочих б) маргиналов в) безработных
г ) наемных работников, состоятельных профессионалов, управляющих
9. Представителей верхнего высшего класса в США называют:
а) «новые богатые» б) «андеркласс»
в) «старые семьи» г) «элита»
10. Согласно подходам западной социологии, низшие классы («андерклассы») состоят из…

а) неквалифицированных и полуквалифицированных представителей индустриального и сельскохозяйственного класса б) обитателей городских трущоб

в) представителей этнических меньшинств, занятых в наименее оплачиваемых и безопасных профессиях
г) деклассированных элементов
11. Изменение социального положения, которое приводит к повышению или понижению социального статуса – это:
а) межпоколенная мобильность б) вертикальная мобильность
в) горизонтальная мобильность г) внутрипоколенная мобильность
12. К какому типу социальной мобильности относится поражение на выборах правящей партии?
а) горизонтальная, групповая б) вертикальная, восходящая, групповая
в) горизонтальная, индивидуальная
г) вертикальная, восходящая, индивидуальная
д) вертикальная, нисходящая, групповая е) вертикальная, нисходящая, индивидуальная
13. Социологом, обосновавшим понятие «идеальный тип» был
а) О.Конт б) М.Вебер в) Э. Дюркгейм г) Т. Парсонс.
14. Цивилизационному подходу в познании общества в большей степени соответствует:
а) интерес к познанию классовой борьбы
б) изучение особенностей общественного сознания
в) исследование различных форм собственности г) выявление форм эксплуатации
15. Общество развивается прогрессивно, если …
а) происходят позитивные социальные изменения
б) социальные изменения оптимально решают определенную социальную задачу
в) значительно понижается уровень производительности труда
г) изменяются все стороны жизни личности
16. Выберите понятие, которое не относится к типологии социальных изменений:
а) эволюционные изменения б) революционные изменения
в) реформистские изменения г) инновационные изменения
д) технические изменения
17. Революция предполагает …

а) кардинальное изменение всех сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя

б) внутренне направленный процесс появления все более сложных форм социальной структуры
в) частичное изменение, затрагивающее не все общество
г) постепенное изменение общественного строя
18. Какие социологические теории связаны с понятием социального прогресса?
а) теории социализации б) теории модернизации
в) теории стратификации г) теории социальных отношений
19. Каким термином определяется отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях?
а) массовое поведение
б) мода
в) социальный контроль
г) общественное мнение
д) массовые пристрастия
20. Быстро распространяющееся по неформальным каналам сообщение, в основе которого лежит подлинный факт, но которое отличатся по содержанию от этого факта, и несет в себе оттенок нереальности называется …
а) слухом б) сплетней в) фантазией г) социальным движением
21. Укажите из перечисленных функций функцию социальных институтов:
а) упорядочение определенной сферы в обществе;
б) повышение эффективности развития общества;
в) смена ценностных ориентаций личности;
г) успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации
22. Делинквентное поведение — это …
а) нарушение закона б) изменение статуса в) соответствие норме
г) изменение поведения
23. Кто из социологов объяснил феномен самоубийства на основе действия социальных механизмов аномии?
а) Г.Спенсер б) Э.Дюркгейм в) Дж.Мид г) К.Маркс.
24. Элементами социального контроля являются …
а) нормы и санкции б) права и обязанности в) обряды и ритуалы
г)мораль и нравственность

25. Усмешка — это пример …
а) неформальной негативной санкции б) формальной позитивной санкции
в) неформальной позитивной санкции г) межличностного конфликта
26. Социальная группа – это:
а) добровольная общественная организация людей, соединённых общими интересами
б) иерархическое объединение людей;
в) объединение людей, предполагающее распределение задач и координацию действий.
27. Одной из форм малой группы является …
а) триада б) публика в) официальная группа г) толпа
28. Что такое социализация личности
а) перемещение индивида на более высокую или более низкую социальную позиции
б) поведение, ожидаемое от человека в связи с его социальным статусом.
в) совокупность действий, направленных на изменение социальной системы.
г) процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей данного общества, а также навыков поведения, соответствующих его социальным ролям.
29. В социологии выделяются два уровня социализации личности …
а) первичная и вторичная социализация
б) основная и неосновная социализация
в) официальная и неофициальная социализация
г) формальная и неформальная социализация
30. В основе любого социального конфликта лежит проблема
а) классификации ресурсов
б) дефицита ресурсов
в) интеграции
г) конкуренции
31. Когда общение в ситуации конфликта наиболее эффективно?
а) Когда обе стороны прямо противостоят друг другу.
б) Когда есть посредник в конфликте.
в) Когда все хорошо продумано.
г) Когда общение нацелено на то, чтобы прийти к справедливому соглашению.

32. Кому принадлежит точка зрения, согласно которой главный вопрос в социальных конфликтах — это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть?

а) М.Веберу б) Р.Дарендорфу в) М. Гинзберу г) К. Марксу
33. Какое из перечисленных понятий относится к сфере изучения социологии
а) капитал б) статус в) чувство г) симпатия
34. Основоположнком методологии позитивизма является а) Г. Спенсер б) П. Сорокин в) Г. Зиммель г) Э. Дюркгейм д) О.Конт
35. Первой стадией социологического исследования является …
а) интерпретация результатов в) постановка проблемы исследования
б) отчет по результатам г ) проведение исследования
36. Контент-анализ – это…
а) способ обработки данных, полученных в ходе экспресс-опроса
б) процедура, с помощью которой вербальные записи, качественные по своему характеру, преобразуются в количественные данные
в) один из способов анализа результатов социального эксперимента
г) чтение текста с последующим подсчетом символов
37.

Сильной стороной включенного наблюдения является …
а) возможность проведения исследования в небольших группах
б) возможность получения более полной информации
в) отсутствие возможности сделать обобщенное исследование относительно всего общества
г ) возможность контролировать влияние тех или иных переменных
38. Особенность интервью заключается в том, что …
а) есть возможность обратиться к событиям исторического прошлого
б) имеется прямой контакт исследователя и респондента
в) воспроизводится событие, редко встречающееся в жизни
г) собирается богатая информация
39. При составлении опросников необходимо избегать … а) наводящих вопросов
б) контрольных вопросов в) косвенных вопросов г) вопросов — фильтров

40. Самым распространенным методом исследования в России является ….
а) опрос б) наблюдение в) интервью г) анализ документов

Характеристика эпохи средних веков.

123Следующая ⇒

Характеристика эпохи средних веков.

В эпохе средних веков выделяют следующие периоды:

V –X в. в. – раннее средневековье.

XI- XV в. в. – развитое средневековье.

XVI- XVII в. в. — позднее средневековье (эпоха Возрождения, эпоха ренессанса).

В эту эпоху необходимо рассматривать Европу, Византию, Арабские Халифаты. В V веке произошло падение Римской империи. Образовались Западная и Восточная (Византия)части. Византия просуществовала до XV века. Затем образовалась Новая Османская империя. В VI веке возникли Арабские Халифаты. Эти государства распространялись до Закавказья. Для них характерен общий язык и общая религия. Арабы «получили» от Античности следующие открытия: из Китая пришёл компас, бумага, спирт, царскую водку.

В средние века утверждается религиозная идеология, происходит разделение религии на католическую и православную. Это время крестовых походов, войн и эпидемий.

Эпидемии в средние века, причины, характер и меры борьбы.

Термин «эпидемия» произошёл от epidemos и обозначает распространенный среди народов.

Причины эпидемий.

1. Войны и «крестовые походы» приводили к разрухе, голоду, миграции больших потоков людей.

2. Особенность устройства средневекового города, которое заключалось в наличии узких улиц, отсутствии водопроводов, канализационных систем. Все нечистоты выливались прямо на улицу.

3. Сам уровень культуры людей того времени.

Характер эпидемий.

1. Эпидемии носили массовый характер (пандемии), охватывали население Европы в целом.

2. Для эпидемий в средние века была характерна высокая смертность.

3. Смешанный характер (называли – чумой. Распространены чума, оспа, проказа, тифы).

4. Эпидемии происходили очень часто.

Меры борьбы с эпидемиями.

Санитарно – разъединительные мероприятия:

· Карантин (от итальянского слова caranto, что обозначает число сорок, так как сорок дней наиболее часто встречаемый инкубационный период инфекционных заболеваний).

· Изобретение противочумного костюма, в который входили сапоги, халат, балахон.

· Введение санитарных должностей (санитарный совет, городские и городовые врачи – штадт-физики).

· Принятие санитарных законов (например, о порядке удаления нечистот).

· Открытие изоляторов.

· Установление привратников, застав, кордонов на пути перемещения большого количества людей. При этом привратники наблюдали, в каком состоянии люди заходили в город.

Мероприятия по санитарному благоустройству города:

· Мощение улиц.

· Оборудование стоков, водоисточников.

· Оборудование мест торговли на рынках.

Методы простейшей (народной) дезинфекции:

· Окуривание помещений (например, можжевельником).

· Прожигание вещей.

· Обработка уксусом.

· Использование очистительных свойств огня.

Мероприятия по борьбе с проказой (лепрой).

1. Прокажённые жили в отдельных городах. Они имели особую одежду, или трещотки.

2. Создание лазаретов для прокажённых. Так, на острове Мальта был создан Орден Святого Лазаря, в честь Лазаря, который болел проказой (эмблема – Мальтийский Крест).

Больницы в средние века, причины открытия и устройство.

Первая больница была открыта в IV веке в Византии, в Европе в VI веке в Париже – «отель дьё» (божий дом).

Причины открытия больниц:

1.Исторические. Прообраз больниц был в первобытном обществе, античности.

2.Экономические. Развитие городов. Поиск рынков. Перемещение людей. Возникновение палат для заболевших при постоялых дворах – ксенодохий.

3. Социальные:

-Эпидемии привели к созданию лазаретов, изоляторов.

-Социальная функция религии.

Первые шпитали (hospitalis – гостевой, гостеприимный) выполняли социальные функции – больным предоставлялся, прежде всего кров, питание, питьё, а затем лечение.

Устройство больниц.

Больницы Арабских Халифатов. В них впервые возникла идея профилизации отделений. Арабские учёные считали, что прежде чем лечить больных необходимо их наблюдать. А для того, чтобы было легче наблюдать необходимо группировать больных со схожими клиническими признаками. Больницы в Арабских Халифатах имели амбулаторные отделения, аптеки, медицинские школы. Такие больницы с библиотекой и медицинской школой называли медицинскими академиями.

Больницы Византии имели аптеки, медицинские школы, регламент, использовали трудотерапию.

Больницы в Европе до Французской революции (до XVIII века ) преимущественно размещались при монастырях.

Аптеки. Это слово возникло от греческого apoteka, что обозначает склад, кладовая. Первая аптека была образована в Багдаде в VIII веке.

Характерные основные черты аптек в средние века.

1. В аптеке возникает целый набор помещений, таких как торговый зал, лаборатория, склад.

2. Мебель торгового зала (аптечные шкафы и т. д.), аптечная посуда для изготовления, хранения и продаж лекарственных форм. Материалами для нее были стекло (разного цвета), дерево, фарфор, кость, камень.

3. В аптеке ведутся аптечные рецептурные книги.

4. Обучение в аптеках шло по типу ученичества.

5. Аптеки создавались под каким-то символом (например, под символом крокодила или льва ).

6. Лекарственные средства готовили из большого количества ингредиентов, что повышало стоимость лекарств.

7. В аптеках того времени готовили и проводили виноводочные, кондитерские, парфюмерные изделия.

Аптекари занимали привилегированное положение в обществе, объединялись в цеха, имели самоуправление.

Медицинское образование в средние века.

В средние века на востоке врачей готовили в медицинских школах, которые создавались при больницах. Их значение:

1. Сохранили научное наследие античности.

2. Привнесли свои опытные знания в развитие медицины.

Медицинское образование в Европе носило университетский характер. На основе первых королевских школ создаются university, где давались общие знания, действовал общий «устой» (образ жизни). Университеты были автономны от государства. Они имели свой герб, девиз, гимн. Так, девиз Краковского университета — «Разум превыше всего». Руководство университетами того времени строилось на принципах самоуправления и выборности (малый и большой Советы). Обучение велось на латинском языке до XIX столетия. Те лица, которые получали образование в университетах, назывались студентами (studio – учить, вдыхать). Студенты жили в бусах (общежитиях), объединялись в землячество (по местности от куда приехали. Студентами могли быть только мужчины, которые принимали обеты (например, безбрачия). Начинали учиться в 15-16 лет.

Классический университет имел 3-4 факультета:

· для тела (медицинский)

· для наследства (юридический)

· для души (философский, теологический).

В начале изучали 7 свободных наук: диалектика, риторика, грамматика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка. После изучения этих наук можно было получить степень бакалавра. Затем – титул магистра. Только после этого можно было изучать медицину. Профессором назывался учитель риторики, ректором – преподаватель. Ректоры делились на 4 группы: dicnus, dicnisimus, magnificus, magnitifisimus.

Университетское образование в средние века носило схоластический характер, новые знания приобретались только из трудов авторитетов, опыт отрицался, вскрытия трупов запрещались. Книга встала между больным и врачом.

Но на юге Италии возникла Салернская школа здоровья, в которой обучение шло у постели больного. Здесь приобрели своё развитие идеи клинического наблюдения Гиппократа. В этой школе впервые было введено понятие веса лекарственных средств, написан Салернский кодекс здоровья (руководство по здоровому образу жизни, он начинается со слов: пусть твоим врачом будет покой, умеренность в пище, веселый характер).

Развитие медицинской науки в Европе.

Наука в Европе имела, преимущественно, схоластический характер; на Востоке – обобщающий, эмпирический характер.

Одним из величайших учёных того времени на Востоке был Ар Рази. Он написал книгу о медицине в 20 томах. Он впервые отделил оспу и корь, предложил методику ухода за ротовой полости при кори и других заболеваниях. При написании своих трудов он отмечал важность специализации медицины, важность постоянного изучения и совершенствования медицины. Писал популярные книги по медицине.

Другим известнейшим врачом Ибн – Сина (Авиценна, 980-1037). Родился около Бухары. Он не имел высшего медицинского образования, владел 12 специальностями. Основной труд Ибн — Сины – «Канон врачебной науки» (1017) из 5 томов. «Канон» является фундаментальной энциклопедией медицинских знаний. В этом труде изложена теория медицины (анатомия, физиология, общая этиология, симптоматология), учение о лекарственных веществах, частная патология, терапия и хирургия. Впервые ввел нервные потрясения как причину болезни. Предложил лечение музыкой, поэзией.

Развитие анатомии

Леонардо да Винчи (анатом, физиолог) – написал обобщенный труд по анатомии. Делал анатомические зарисовки, главным образом, в движении. Предложил первую классификацию мышц. Правильно описал сердце (4 камеры), строение щитовидной железы. Описал формы и пропорции человеческого тела (помещал тело в квадрат, треугольник, круг).

А. Везалий – основоположник научной анатомии (в 22 года стал профессором). Не мог производить вскрытие, так как они были запрещены. Вскрывал недавно умерших людей из могил, на месте казни. В 1543г.

он издал первый научный труд по анатомии «О строении человеческого тела» в 7 книгах. Он нашел 200 ошибок в анатомии Галена. Издал анатомический атлас. Изменяет преподавание анатомии, вводит секционные занятия, вскрытие на лекции. Разработал методику анатомического исследования, включавший многократные вскрытия, сравнительный метод (вскрывал труппы животных и человека, мужчин и женщин и т.д.). Все анатомы Европы – ученики Везалия. Анатомические открытия Везалия способствовали развитию научной теории кровообращения.

Развитие физиологи

Уильям Гарвей – английский врач. В 1609г. обратился в Королевское общество с теорией кровообращения. В 1628г. издал труд «О движении сердца и крови у животных». Правильно описал систолу и диастолу. Сердце главный орган кровообращения. Созданию теории кровообращения способствовало: описание малого круга кровообращения (древнекитайские, арабские ученые, ученые эпохи Возраждения – М. Сервет, 1550); анатомические открытия (например, Фабриций – венозные клапаны). У. Гарвей – один из основоположников эмбриологии (изучал развитие куриного эмбриона, системы кровообращения).

1661г. М. Мальпиги открыл капилляры. Он замкнул круг кровообращения. Он один из основоположников гистологии, дал гистологическое описание кожи, почек.

1622г. описаны лимфатические сосуды и открыта лимфатическая система.

Санторио – ятрофизик и ятромеханик, основоположник биомоделирования. Первым применил экспериментально-механические методы в медицине, использовал математические расчеты. Сконструировал пульсиметр, измерил температуру тела водяным термоскопом (1714г. ртутный термометр), предложил камеру для изучения основного обмена.

Б. Раммаццинни

1700г. – «О болезнях ремесленников». Это первый систематический труд по промышленной патологии.

— описал около 60 профессиональных заболеваний;

— они связаны с профессиональными условиями;

— указал на необходимость изучения условий на рабочем месте и проведение там же мероприятий по предупреждению.

Преобразования хирургии в эпоху Возрождения

А. Паре:

— переход от «карательной к щадящей хирургии» (заменил скручивание сосудов, их перевязкой, прижигание ран раскаленным железом наложением чистой повязки; предложил поворот за ножку);

— предложил протезы;

— первый доктор медицины по хирургии, после него хирургия стала наукой;

— с его именем связано открытие первых академий, университетов с преподаванием хирургии.

Характеристика эпохи средних веков.

В эпохе средних веков выделяют следующие периоды:

V –X в. в. – раннее средневековье.

XI- XV в. в. – развитое средневековье.

XVI- XVII в. в. — позднее средневековье (эпоха Возрождения, эпоха ренессанса).

В эту эпоху необходимо рассматривать Европу, Византию, Арабские Халифаты. В V веке произошло падение Римской империи. Образовались Западная и Восточная (Византия)части. Византия просуществовала до XV века. Затем образовалась Новая Османская империя. В VI веке возникли Арабские Халифаты. Эти государства распространялись до Закавказья. Для них характерен общий язык и общая религия. Арабы «получили» от Античности следующие открытия: из Китая пришёл компас, бумага, спирт, царскую водку.

В средние века утверждается религиозная идеология, происходит разделение религии на католическую и православную. Это время крестовых походов, войн и эпидемий.

123Следующая ⇒

Развитие взглядов на общество в Средневековье

123Следующая ⇒

Философы об обществе и человеке.

Древние мыслители об обществе.

1) Древние мыслители об обществе.

2) Развитие взглядов на общество в Средние века.

Первые представления о жизни были отражены в мифологии. Общество представлялось как арена борьбы богов и героев – людей, бросавших вызов богам. Боги – законодатели общественной жизни.

На смену мифологическим представлениям начинают приходить простейшие знания об обществе. Первым дал такое представление древнегреческий историк Геслод в поэме «Труды и дни». Он говорил, что общество проживает несколько эпох, стадий: 1) золотой век, 2) серебряный век (появление неравенства), 3) железный век (конфликты, войны – итог развития общества; 5 век).

Древнегреческий философ Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.).Утверждал, что общество – большая семья, отец – император. «Император» – ветер, народ – трава; куда дует ветер, туда клонится трава». Им было дано морально – этическое обоснование власти в рамках политической науки.

Платон (469 -399 гг. до н.э.). Родился в Афинах, лучший ученик Сократа. Известен учением об идеальном государстве с различными социальными слоями.

1. Мудрые правители, философы с

разумной частью души.

2. Мужественные воины, стражи.

Страстная, яростная душа.

3.Земледельцы, ремесленники –

грубая, низменная душа.

Платон затрагивает вопросы о разделении труда в обществе между различными социальными группами. Это идеальное общество. Социальное неравенство создано Богами, они сотворили у людей разные души. В основе социального деления лежит душа. Будучи идеологом рабовладельческой аристократии, рассуждал о формах правления. Был убежден, что не будет конца несчастьям, пока не станут философы во главе гос – ва. Труд «Государство»

Формы государства по Платону

Правильные неправильные

1.Аристократия – представители старинных 1. Тимократия – господство духа войны;

знатных родов; 2. Олигархия – власть немногих, но

2.Аристократическая республика — очень богатых людей;

выборные аристократы; 3. Демократия – власть народа;

3.Аристократическая монархия. 4. Тирания – основано на произволе

и насилии. Худшее.

Основным понятием его философии являлась идея.

Аристотель – ученик Платона (367 г. – начало ученичества у Платона)

Воспринимал общественную жизнь сквозь призму участия в ней человека как существа политического – политикон, стремящегося к общественной жизни. Естественно, что одни – рабы, а другие – владельцы.

Свободные люди: 1) очень богатые; 2) средний класс – опора гос – ва; 3) бедные слои общества.

В основе соц. деления – имущественный признак. Государство – справедливо для всех, кроме рабов. Описал устройство 158 гос –в.

Реформы государства

Правильные неправильные

1.Полития – республика, 1. Демократия;

средний класс – опора; 2. Олигархия;

2.Аристократия; 3. Тирания.

3.Монархия.

Размышлял о семье, собственности, свободе, гос – ве. Труды: «Политике», «Афинская полития», «Никомахова этика»

Развитие взглядов на общество в Средневековье

Августин Блаженный (середина 4 –первая четверть 5 века)

В своих взглядах он исходил из идеи «социального неравенства». Неравенство — это сторона социальной иерархии, которая установлена творцом. Люди равны лишь перед Богом, в общественной жизни равенства нет. Особое место в его трудах занимает учение об истории общества.

Он разработал линейную концепцию истории:

1)Начало – сотворение мира Богом.

2)Кульминационный пункт – пришествие Христа и его деятельность.

3)Конец – второе пришествие Христа и Божий суд.

В истории человечества происходит борьба между 2 царствами (градами) – «Божий» и «Земной»:

1. «Божий» град – люди живут по заповедям Бога, усердно молятся, за это попадают в Рай.

2. «Земной» град – живут вероотступники, за это окажутся в Аду.

Он подчеркивал особую роль церкви – она объединяет верующих, без нее невозможно обрести спасение, духовная власть выше светской (нерелигиозная). Гос – во подчиняется церкви.

Фома Аквинский (13 век) –он тоже воспринимал социальное неравенство как Богом созданный порядок в обществе.

Лучшей формой государственного правления он считал – монархия – воплощение воли одного лица, как и самого Бога.

Он известен разработкой понятий:

· Вечное право;

· Божественное право;

· Естественное право;

· Позитивное право – создана государством на основе моральных и духовных принципах.

Высшим среди них он считал «вечное право» — мудрость Бога как творца мира.

123Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 968 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


Общая характеристика эпохи Средневековья

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Контрольная работа

по дисциплине: Социальная психология

по теме: «Тема 4. Философия Средневековья»

Исполнитель: студентка

Направление: Государственное и муниципальное управление

Профиль: Государственная и муниципальная служба

Группа: ГМУс -14 СВ

Ф.И.О.: Егорова Анастасия Александровна

Екатеринбург

Введение……………………………………………………………………..…….3

1.Общая характеристика эпохи Средневековья…………………………………5

2.Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» — центральная проблема…………………..9

3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: У. Оккам…………………………….12

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы……………………………………………25

Введение

В каждый период истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т.д. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план.

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н. э.), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками.

Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н. э. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые в последствии составят основу средневековой философии.

Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них — древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях.

Второй источник — Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма .

Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков.

Структурно моя работа написана следующим образом: вначале располагается введение, содержащей предварительную информацию по теме работы, актуальности данной темы, далее идет Глава 1, в которой дана общая характеристика эпохи Средневековья, в Главе 2 акцентированно внимание на особенностях средневековой философии, Основные философские течения и выдающиеся философы на примере У. Оккама раскрываются в Главе 3. Заключение содержит итоги, подводимые над работой и в конце работы содержится список используемой литературы.

Общая характеристика эпохи Средневековья

Средними веками называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.

Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:

· Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до Х — XI веков);

· Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до примерно XIV века;

· Позднее Средневековье, XIV и XV века.

Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых варваров (от латинского barba — борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончилось падением Рима .

Новые западноевропейцы при этом, как правило,принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился.

Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новыхгосударственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные племена основанные на принципах военной демократии и имевшие зачатки государственности: франкские, германские, готские и прочие были на деле не такими уж дикими.

Они владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.

На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим и как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Святая Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеряны. Однако из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его. островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрогоподъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более Богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья -схоластика .

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV — XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли неисчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако, в конце концов города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так и в городах. Новые Богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем свел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

123Следующая ⇒


Добавить комментарий

Закрыть меню