Средневековая архитектура Европы

Средние века оставили после себя много грандиозных памятников архитектурного искусства.

Беспомощность строительной техники, отличающая первые столетия средневековья (приблизительно до Карла Великого), сменилась большим подъемом строительного искусства в следующие столетия.

За время IX—XII веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля — романский и готический. В соответствии с идеологией эпохи наибольшее количество памятников германской готической архитектуры представлено соборными церквами различных европейских стран. Первый стиль, начавший развиваться при Каролингах, получил свое название оттого, что он являлся подражанием древним римским постройкам. В действительности романский архитектурный стиль был гораздо грубее и несовершеннее, тяжеловеснее, чем античный римский.

Толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражают и слабую еще в этот период (IX— XI вв.) строительную технику и самую политическую обстановку постоянных феодальных войн, когда те же церкви легко превращались в крепости, где отсиживалось от набегов рыцарей местное население.

Собор Святого Трофима (фр. Cathédrale Saint-Trophime), Арль, Франция

Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отношении архитектура готическая. Ее характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были большие, с множеством цветных, разрисованных стекол. Обильные выпуклые украшения — статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба — богато украшали здания изнутри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величественные порталы (двери) придавали готическим соборам особую торжественность.

Главный неф Собора Парижской Брогаматери (фр. Notre Dame de Paris), Париж, Франция

Из памятников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в Пуатье и Арле во Франции, Шлейере, Вормсе, Майнце, Аахене в Германии. Лучшими памятниками готического искусства являются собор Богоматери в Париже, Руанский, Реймский и Шартрский соборы во Франции, Линкольинский собор в Англии, Миланский собор в Италии, Пражский в Чехии и другие.

Нотр-Дам-ля-Гранд (фр. Notre-Dame la Grande),Пуатье, Франция

Из гражданских зданий готической архитектуры наиболее известны городская ратуша в Брюсселе, дом известного французского финансиста XV века Жака Кера в Бурже, королевский замок в Амбуазе (во Франции) и другие.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии (исп. La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia)

Также известен как Собор Святой Евлалии или просто Барселонский собор, Барселона, Испания



Архитектура западноевропейского Средневековья

В течение всего европейского Средневековья параллельно существовало несколько практически независимых культурных потоков. Разнообразие их было обусловлено многообразием и замкнутостью жизни в средневековом мире. Весьма редкие города со своей нарождавшейся городской культурой располагались среди обширных, частично обработанных пространств, где сельская крестьянская культура была основной. Такими же редкими островками были рыцарские замки, в которых шла своя жизнь. И, наконец, средневековая христианская церковь упорно создавала свою культуру, проникнутую богословскими идеями. Все это разнообразие прихотливо перемешивалось, составляя пеструю картину средневековой европейской культуры.

В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало два значительных стиля, романский и готический, наиболее полно изо всех искусств выразивших мировоззрение эпохи. Романский период европейского Средневековья начинается в X веке, когда после многочисленных междоусобных войн наступил период некоторого затишья. К этому времени из обширной империи Карла Великого уже складываются отдельные европейские государства, которые еще не успели приобрести культурную самостоятельность и своеобразие и их культура составляла всего лишь вариацией на общеевропейскую тему.

Паломничества в Иерусалим и крестовые походы на восток познакомили европейцев с культурой Арабского Востока. Значительно расширили свою деятельность монастыри — стали строить дороги, мосты, гостиницы, госпитали. Монастырские мастера переносили из монастыря в монастырь, из города в город свой опыт и традиции, способствуя интеграции культуры Европы.

Однако раздробленность земель еще оставалась значительной. И потому многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости. И легко горящее дерево в них довольно быстро заменилось камнем. А в связи с этим изменились и принципы строительства. Стены строений старались теперь делать как можно более толстыми, дверные и оконные проемы как можно более узкими (тем более, что стекла в них не ставили и потому старались расположить как можно выше, делая с внутренней стороны стены сильные скосы вниз). Во-первых, это способствовало обороне, а во-вторых, помогало сдерживать распор каменного перекрытия, которое заменило в замках и базиликах деревянное.

Уже в романский период каменные арки и своды получили столь широкое применение, что саму романскую культуру часто называют “культурой полукруглой арки”. Каменные своды позволяют перекрывать гораздо большее пространство, чем деревянные крыши, ограниченные длинной бревен. Но при этом в сводах (особенно полуцилиндрических и коробовых, которые использовались в романское время) возникает большое давление не только вертикально на стены, но и в стороны. Это давление (распор) сводов и пытались погасить за счет очень толстых стен. В то же время такие своды еще не позволяют перекрывать сколь угодно большие пространства, и потому постройки выглядят приземистыми. А главной конструктивной частью здания становится массивная стена. Потому высота рядов стенной кладки (их тогда выкладывали из небольших отесанных камней с забутовкой) становится в романском зодчестве модулем. По это величине выстраивали остальные размеры постройки.

Камень заменяет дерево и при строительстве крепостных стен многочисленных рыцарских замков. Сам тип феодального замка окончательно сложился именно в эту эпоху. Его ставили обычно на возвышении, что было очень удобно для наблюдения и обороны. В качестве основы замка феодалы использовали оставшиеся от римского времени сторожевые башни и небольшие римские лагерные стоянки. Поэтому основной постройкой в замке — жилищем сеньора — являлся донжон (башня посреди двора). Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй — жилье владельца, на третьем этаже находилось помещение для слуг и охраны, подземелье было занято тюрьмой а крыша оставалась свободной для дозорных. Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка то вход в него устраивали сразу на втором этаже (до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница. Римские сторожевые башни были квадратными в плане, но донжоны быстро изменили эту форму сначала на многоугольную, а затем и вовсе круглую — так было легче обороняться.

Однако жить все время в башне было неудобно и в XII веке все чаще рядом с донжоном строится отдельный дом феодала. Комплекс замка включал также отдельную капеллу для молений и массу хозяйственных построек во дворе. Дома феодалов получались особенно пышными у синьоров королевской крови. Это были целые дворцы.

Такой дворец состоял в основном из большого прямоугольного зала с большими сдвоенными арочными окнами, который располагался на втором этаже. На первом — кухни и хозяйственные помещения, на третьем — небольшие отапливаемые жилые комнаты (их называли тогда caminata по каминам, там устраивавшимся). Такое расположение помещений по этажам скоро становится традиционным настолько, что и в XVIII веке (в эпоху классицизма) дворянские особняки будут планироваться так же.

С развитием торговли в XI-XII веках все большую роль начинают играть города. Они защищались рвом, мощными крепостными стенами (часто в несколько рядов) с высокими дозорными башнями. Стены эти сдерживали разрастание города вширь и ему поневоле приходилось расти вверх, увеличивая этажи строений. Земли было мало, нужно было оставить ее еще на улицы и площади. И потому городские дома, небольшие внизу, старались сильно расшириться кверху — верхние этажи часто нависали над нижними.

Средневековые города возникали двумя путями: из римских лагерей с их регулярной планировкой и из сельских поселений (здесь планировка была свободной). Поэтому многие средневековые европейские города, как бы соединяя в себе обе тенденции, при хаотических окраинах стараются все более упорядочить центр. В самом же центре (как когда-то в римском лагере) пересекаются две главные широкие улицы. На их пересечении — рынок и собор , позже ратуша, формой своей повторявшая рыцарский дом с дозорной башней. Сам же город заселялся по профессиям: улицы и кварталы оружейников, ткачей, аптекарей, булочников и т.д.

Более всего мировоззрение этого периода средневековья отразилось в конструкции романского собора . Композицию в средневековье понимали буквально, как складывание, составление нового из готовых форм. Это проявилось во всех искусствах. Но более всего в архитектуре. И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов (как из кубиков).

Уже в романскую эпоху сложились основные конструктивные особенности собора , доведенные в следующих веках до совершенства в готике. Основой храма служила форма римской базилики — царского служебного помещения, где в римское время хранились архивы и происходили судебные заседания. После признания христианства в качестве государственной религии римской империи христианским общинам были отданы многие базилики для богослужения. Это были длинные зальные помещения, разделенные внутри колоннами на три продольных коридора (потом их назовут “кораблями” или “нефами”). В самом конце центрального коридора где раньше хранились архивы, теперь устроили алтарь. А перед входом — небольшой дворик и фонтан для омовения перед молитвой. В самом здании своеобразно решалась проблема освещения. Центральный коридор (неф) делали значительно выше и оконные проемы в нем устраивали над кровлею боковых коридоров.

Эту же конструктивную схему и использовала архитектура романского собора . Только вместо деревянной кровли появились полуциркульные и крестовые каменные своды. Со временем, когда количество молящихся увеличилось пришлось пристраивать поперечный коридор (трансепт — пересекающий). Таким образом, в плане все здание получило форму католического четырехконечного креста.

В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор ( в Западной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь. При этом части символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу; западная — ад и была посвящена сценам Страшного Суда; северная — олицетворяла смерь, мрак, зло; а южная — посвящалась Новому Завету. В то же время сам Христос говорил, что он есть “путь, истина и жизнь”. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Интересно, что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.

Внутреннее пространство романского храма — это пещера, в которой погребли распятого Христа и из которой он воскрес. И потому это пространство еще сумрачно и приземисто. В нем господствует резкий контраст яркого света и глубокой тени. Еще в катакомбах где устраивали свои храмы скрывавшиеся от преследований римских властей первые христиане, свет лился сверху через круглое отверстие в потолке. Так и романском соборе , свет в храм устремлялся сверху и ярко освещал только определенные части. Окна, а потом розы над западным порталом высвечивали нартекс. Центральная часть храма освещалась через узкие окна в башне над средокрестием (пересечением продольного и поперечного нефов).

В романскую эпоху церковные схоласты четко разделяли три понятия времени (три его уровня).

Земное время мыслилось как историческое, линейное. Здесь будущее однозначно переходило в настоящее и прошедшее. Этому пониманию времени соответствовали многие повествовательные мотивы в скульптурах и росписях соборов (горизонтальные ленты библейских и евангельских сцен). Время же космоса, его развертывания осмысливалось как циклическое, все время повторяющееся во временах года, движении солнца и звезд. Этот уровень времени пытались передать в многочисленных круглых розетках с изображениями на темы времен года, знаков зодиака, сельскохозяйственных работ. Третьим уровнем восприятия времени считалась вечность, где все всегда присутствует. Этот уровень яснее всего отражен в самой структуре храма, в его форме креста. Уподобление храма телу Христа на кресте иногда доходило до натурализма. И тогда центральная алтарная капелла сдвигалась относительно продольной оси, передавая поникшую голову Христа.

Самыми важными точками на символическом пути верующего в храме становились начало пути (портал) и цель этого пути (престол). Форма средневекового портала уже сама по себе символична. Квадрат двери, перекрытый полукруглым тимпаном символизировал землю, перекрытую небом. Недаром латинское слово arcus переводится как арка, дуга, лук, свод, изгиб, радуга. Особенно часто средневековые авторы любят значение арки как радуги, так как радуга — мост между землей и небом.

Входной портал символизировал Силу и Могущество, переход из мирской жизни в священную. Символизировал он и Христа, ведь сам Христос говорил: “Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет”. Имел символическое значение и размер двери. Их устраивали суживающимися за счет уменьшающихся арок, опираясь на евангельское: “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их”.

Весь портал (вместе с тимпаном) при этом старались выстроить так, чтобы он вписывался в круг. Особенно ярко в романских (а позднее и в готических) соборах проявилась символика портала как врат для перехода в мир иной. Эта символика рождала и темы украшений портала. Чаще всего на тимпане изображался страшный суд. Центральная фигура Христа как бы рассекала тимпан на две части, простирая над ними руки. А под руками Христа, соответственно справа и слева располагаются праведники и грешники.

Роза (круглое окно) на фасаде над порталом часто символизировало солнце, Христа или Деву Марию, про которую говорилось, что она — “роза без шипов”.

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически все стены, скульптуры тоже расписывались. Даже стволы колонн, и те были раскрашены. На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Здесь изображали сцены из всященного писания жития святых, персонажей светских литературных произведений. Борьба добра и зла выражалась в карикатурном изображении нечистой силы. Часто капители украшались растительным или животным орнаментом. А подчас, как и рукописные книги капители украшались занимательными дроллери (фантастическими существами-чудачествами).

Своеобразным и типичным украшением романского храма рано становятся скульптуры. Особенность романской скульптуры — она не приставлена к стене, не прилаживается к ней извне, но составляет одно целое со стеной, как бы извлекается из нее.

Страной, где искусство средневековой скульптуры расцвело в полной мере, стала Германия. Немецкие средневековые соборы буквально наполнены скульптурными изображениями. Над самым алтарем именно в немецких землях XIII-XVI веков) подвешивали свободно парящее огромное распятие. Однако чаще между алтарем и храмом устраивали невысокую алтарную стенку — леттерну, украшая ее многофигурными скульптурными композициями (распятие с предстоящими — Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы).

Здесь особенно ярко выявилось своеобразие западно-христианской скульптуры по сравнению с восточно-христианской иконописью. Скульптура намного натуралистичнее иконы. Здесь правильнее пропорции, естественнее позы, детальнее разработаны одеяния. Здесь чаще передается не отрешенность и погруженность в духовный мир, а вполне земные переживания. Особенно большую роль при этом играют жесты, которых почти лишена икона. В немецкой скульптуре жесты передают все эмоциональные оттенки. Да и сюжеты часто выбираются земные. Например, в декоре собора св. Петра в Бамберге изображены спорящие апостолы (они обсуждают трудные для понимания места из Ветхого завета). Все они очень разные, со своими индивидуальными чертами и движения их активны действенны.

Если в храме устраивалось три портала (тогда они символизировали новозаветную Троицу), то центральный, “княжеский” портал украшался скульптурой богаче боковых. Фигуры располагали здесь часто не только в поле тимпана, но и среди колонн, поддерживающих многочисленные портальные арки. Вообще, статуя-колонна типична для средневековья. Она отражает понимание святых и отцов церкви как “столпов церкви”.

Надо сказать, что натурализм средневековой скульптуры вовсе не противоречил ее символичности. В том же бамбергском соборе по сторонам портала две вполне натуралистические фигуры олицетворяют Церковь (веру истинную — христианство) и Синагогу (веру заблудшую и потому с повязкой на глазах — иудаизм).

Большое место в романском (а потом и в готическом) соборе занимают статуи реальных исторических лиц. Это либо донаторы (дарители, содержатели храма), либо короли и князья, захороненные в соборе . В немецких землях символом XII века стал “ Бамбергский всадник” — конная статуя рыцаря, помещенная в соборе св. Петра. Полагают, что это скульптурный портрет юного короля Конрада III, захороненного здесь. Даже в алтарной части собора ставятся статуи земных правителей. Так за леттнером собора св. Петра и св. Павла в Наумбурге расположена целая галерея с 12 статуями маркграфов — наумбургских правителей. На многих скульптурах уцелела интересная раскраска.

Римская империя, которая занимала большую часть Европы в Средние века, оказала ни с чем не сравнимое влияние на культуру, искусство и архитектуру многих народов. Романский стиль возник в Х веке и стал каноном для сотен архитекторов на несколько последующих веков.

Типы средневековых храмов

В качестве образцов для первых архитектурных опытов строители использовали молельные дома первых христиан – римские базилики. Они представляли собой вместительные здания со строгими контурами стен, которые возводились из хорошо обработанных каменных блоков. Вследствие того, что перекрытием служил каменный цилиндрический свод, приходилось делать стены столь массивными, чтобы выдержать такую тяжелую инженерную конструкцию. Романский стиль привнес в архитектуру такие известные сегодня элементы, как арки и облегченные каменные плиты. Дальнейшее развитие данного направления хорошо прослеживается при изучении построек, возведенных позднее в готическом стиле.

Арка и колонна

Один из наиболее любимых элементов архитекторов Средневековья – это арка. Мастера того времени научились хорошо соединять и умело переплетать несколько арок, в результате чего религиозные сооружения получили такие простые и, вместе с тем, изысканные украшения. Как правило, подобным образом конструировались окна – рама представляла собой большую арку, а в середине окна возводилась колонна, от которой в разные стороны отходили еще две небольшие арки.

Дверные же порталы строились как постепенно уменьшающиеся углубления в толще стены, также имеющие полукруглую форму.

Так удавалось не только укрепить кладку и подчеркнуть ее устойчивость, но и украсить свод. А небольшие арки на маленьких полуколоннах, развернутые под самой крышей многих средневековых зданий, производят впечатление изысканных ожерелий, увенчивающих практически безупречные постройки.

Мастера, творившие в романском стиле, использовали не только колонны различной высоты, но и множество вариантов столбов и полуколонн. Такое сочетание архитектурных элементов воздействовало на посетителей храмов, словно определенный музыкальный ритм. В результате применения массивных элементов пришлось изменить и форму капители – так родилась усеченная пирамида, которая узким основанием была поставлена на вершину колонны. Эта не похожая ни на один из ранее использованных элементов капитель является своеобразной визитной карточкой многих известных средневековых сооружений.

ИСКУССТВО ОТТОНОВСКОЙ ИМПЕРИИ

вторая половина 10 – первая половина 11 вв.

В IX столетии в восточной части империи Карла Великого под властью Лю­довика Немецкого (833—876 гг.) объединились германские земли. Так бы­ли заложены основы будущей Германской империи, или, как её официаль­но называли, Священной Римской империи германской нации.

В 936 г. Оттон I (936—973 гг.), герцог Саксонский (Саксония — истори­ческая область в северо-западной части Германии), короновался в Ахене — когда-то главной резиденции Карла Великого.

В 962 г. Отгон был провоз­глашён в Риме императором. Торжественные церемонии в Ахене и Риме под­чёркивали преемственную связь новой, Оттоновской империи с Каролинг­ской и Римской империями. На рубеже тысячелетий Европа переживала бурный расцвет, который затронул все области жизни.

Культурными центрами этой эпо­хи оставались монастыри и церкви.

АРХИТЕКТУРА.

В церковной архитектуре воплоща­лась христианская религиозная идея. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа — путь страданий и искупления.Каждой части здания приписывалось особое значение. Например, столбы и колонны, под­держивающие свод, символизирова­ли апостолов и пророков, опору христианского учения.

С течением времени богослу­жения становились всё более пыш­ными и торжественными.

В X в. широко распространилась вера в чу­додейственную силу реликвий(от лат. reliquiae — «остатки», «остан­ки») — предметов, связанных с жиз­нью Христа, Богоматери, святых. Всё больше паломников стремилось посетить святые места. Архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма — его структура должна бы­ла соответствовать требованиям ус­ложняющегося культа. Стали увели­чивать восточную часть храма, в которой находился алтарь, чтобы хранить в ней реликвии. Появились дополнительные алтари и капеллы, где богослужения совершались иногда почти одновременно.

Собор в Шпейере (1030 — ме­жду 1092 и 1106 гг.) один из самых больших в Западной Европе, яркий символ Оттоновской империи.

В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церк­ви — величественной и массивной.Таков собор в Шпейере.

Скульптура

Бронзовые двери собора в Гильдесгейме. 1015 г. Германия, целиком отлитые из бронзы и укра­шенные рельефами, на которых изображены сцены из Ветхого и Но­вого заветов, свидетельствуюто высоком мастерстве скульп­торов и литейщиков того времени. На левой створке поме­щён рассказ об истории грехопаде­ния первых людей, на правой — о миссии Христа. В сцене, где Бог осу­ждает Адама и Еву, мастер использо­вал весьма выразительный приём, чтобы зритель понял, кто истинный виновник грехопадения: Бог указы­вает рукой на Адама, Адам — на Еву, а Ева в свою очередь — на искушаю­щего её Змея.

Бронзовые двери собора в Гильдесгейме. 1015 г. Германия.

ЖИВОПИСЬ

Рубеж X—XI вв. считается золо­тым веком средневековой немецкой живописи. Раннехристианские и ви­зантийские черты в сочетании с традициями германской культуры создали неповторимый стиль оттоновского искусства.

В монастыре Оберцелле на ост­рове Рейхенау, который находится на Боденском озере в предгорьях Альп, в конце X в. сформировалась ведущая школа живописи того вре­мени. Монастырь подчинялся импе­ратору, а художники, работавшие там, выполняли в основном импе­раторские заказы.

Росписи церкви Святого Георгия в монастыре Оберцелле,последняя четверть X в.— харак­терный пример раннесредневековой живописи Германии. Здесь были изображе­ны чудесные деяния Христа — «Воскрешение Лазаря», «Исцеление бесноватого», а также другие сюже­ты из Нового завета. Пейзаж дальне­го плана заменили горизонтальные полосы различных оттенков — так мастер обозначил степень про­странственной удалённости эле­ментов изображения. Здания автор изобразил условно — они лишь указывали на место происходивших событий. Художник стремился под­черкнуть особое значение Христа и Его деяний, поэтому в каждой ком­позиции фигура Спасителя занима­ет центральное положение.

КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА

Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре. В то время создавались в основном богослу­жебные книги. Тексты Священного писания распределялись в них по типам церковных служб, месяцам и датам. Большинство сохранивших­ся рукописей выполнено в мона­стыре Оберцелле. Выдающимися произведениями искусства масте­ров этой школы признаны миниа­тюры так называемых Евангелия Оттона III и «Книги евангельских чтений Генриха II».

Евангелие Оттона III (конец X в.),содержит миниатюры, каждая из которых занимает целую стра­ницу. На одной из миниатюр импе­ратор Оттон III, восседающий на троне, окружён священниками и солдатами — их фигуры олицетво­ряют Церковь и воинство. На дру­гой миниатюре представлены че­тыре женщины с дарами в руках, символизирующие четыре части империи — славянские земли, Гер­манию, Галлию (современную Францию) и Рим. Женщины, почти­тельно склонившись, подходят к императору. Рукопись была поме­щена в драгоценный переплёт: ши­рокая золотая рама, украшенная множеством жемчужин и сверкаю­щих камней, обрамляла пластину слоновой кости; в центре пластины была изображена сцена Успения Богоматери.

«Книга евангельских чтений Генриха II» (между 1002 и 1014 гг.).Миниатюры выполнены яркими краска­ми на золотом фоне. На одной из миниатюр воспроизведена сцена коронования Генриха II и его супру­ги Кунигунды. Композиция разделе­на по горизонтали на две части. В верхней находится огромная фигу­ра Христа. Он держит короны над головами Генриха II и Кунигунды. По обе стороны от них стоят апо­столы Пётр и Павел. В нижней час­ти композиции помещены символи­ческие изображения провинций Германской империи.

Миниатюра из Принесение присяги на верность Оттону III:

«Книги евангельских чтений Генриха II». император восседает между представителями

Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1609;

Архитектурные стили средневекового европейского города

Средневековые зодчие обладали развитым художественным вкусом, который сочетался с превосходным знанием конструкций и несущей способности строительных материалов. Архитекторы того времени хорошо понимали, что общественные здания, и в первую очередь соборы, ратуши, замки, чтобы не потеряться в городе, должны были обладать наибольшей, непререкаемой высотой. Вместе с тем они из опыта знали, что высота общественных зданий не может быть произвольной, ибо небольшие архитектурные вертикали не обеспечивают контрастности городскому силуэту, тогда как чрезмерно большие подавляют все, что их окружает. Исследования пропорциональностей в силуэте города, произведенные Мертенсом (), показали, что средневековые зодчие исходя из высоты рядовой городской застройки сознательно создавали башни церквей, ратуш, городских ворот и домов патрицианских фамилий с таким расчетом, чтобы их высота превосходила высоту жилых домов по меньшей мере в 2-3 раза. А при столь большой высоте вертикальное развитие архитектурных форм становилось специфической особенностью архитектурных стилей средневековья — романского и готического.


Вроцлав. Рукописное изображение католического Ольбинского аббатства, разрушенного в 1529 г. по инициативе протестантов (оригинал найден автором этой книги и передан Польской академии наук). Среди построек выделяется своими большими размерами несуществующий теперь базиликальный романский собор св. Винцента. Рисунок хорошо показывает аббатство как крупный хозяйственный комплекс со складами, скотным двором, фруктовым садом и двумя искусственными прудами для рыбы и домашней птицы

Само собой разумеется, что выводить происхождение романской и готической архитектуры только из одной обстановки средневекового города было бы неверным, так как стили определяются многими факторами, начиная с утилитарного, непосредственно связанного с обслуживанием физиологических потребностей человека, и кончая социальными, политическими и идеологическими требованиями эпохи, и тем не менее город не мог не влиять на возникновение и развитие стилей.

В нашу задачу не входит рассмотрение проблемы генезиса и развития романского и готического зодчества. Однако не касаться стилей также нельзя, поскольку в архитектуре городов они всегда являлись сильным средством для достижения художественного единства и определяли своими специфическими особенностями архитектурный образ любого города. Утрата жилой деревянной застройки не дает возможности воссоздать полную картину романских и даже готических городов, в силу чего историкам градостроительства раннефеодальной эпохи приходится ориентироваться на каменное зодчество. Сохранившиеся романские замки и современные им городские стены и соборы являются объектами, на основе которых и создаются наши далеко не совершенные представления об архитектуре романского города.

Несмотря на преимущества таких полностью восстановленных в XIX в. замков, как Карлштейнский и Вартбургский, рассматривать их в свете интересующей нас градостроительной и стилистической проблемы все же нельзя, так как тот и другой являются загородными замками, а, кроме того, в процессе реконструкции они настолько изменились, что судить об их первоначальных формах стало почти невозможным. Гораздо лучше сохранился романский замок Каркассона, который включается в контур двойных городских стен и непосредственно взаимодействует с архитектурой города. Стены Каркассонского замка и города с их круглыми башнями, покрытыми коническими крышами, напоминают зубчатую корону, плотно надвинутую на чело пологого холма. В Каркассоне мы встречаем предельно компактный замок, почти слившийся в один сплошной массив. Однако такие замки встречались не везде. Там, где позволяло свободное пространство, замок занимал более обширную территорию, что давало возможность устраивать в нем внутренние дворы.

Типичный особенностью романского замка являлась центральная башня (donjon), служившая дозорной вышкой, местопребыванием штаба обороны и резиденцией феодала. Такие башни имел Карлштейнский замок романский Лувр и др.

Сооружая в XI в. столичный замок Тауэр на территории незастроенной еще равнинной местности, строители обеспечили ему большие размеры, что дало возможность превратить центральную башню в открыто стоявший королевский дворец (). В отличие от замков светских феодалов епископские замки имели в своем составе не только домовые капеллы, но и отдельно стоящие церкви. Такими были замки Зальцбурга, Авиньона и Кракова. В целом романский замок, обладавший суровой и мужественной архитектурой, накладывал неизгладимый отпечаток на художественный облик раннефеодального европейского города.

Наряду с замками большую роль играли приходские и соборные церкви. Базиликальный романский собор, имевший первоначально простую пря-моугольную форму, с течением времени приобрел сводчатые перекрытия, трансепты и высокие четырехугольные башни у главного, западного входа. Обычно собор размещали в самом центре бюргерского поселения, но если город являлся местом культа прославленного святого (как, например, в Ассизи) или резиденции епископа, то к собору присоединяли постройки монастыря или аббатства, составлявшие вместе с ним большие ансамбли. По силе художественной выразительности романские соборы могли конкурировать с замками. Таким мы находим двухбашенный Кведлинбургский собор, как бы высеченный из одного огромного камня рукой искусного каменотеса, возведшего лаконизм в высокий художественный принцип.

В процессе исторического развития романские соборы подготовили почву для возникновения готических храмов, подобно тому как романские замки (точнее, их жилые здания) послужили прототипом городского готического дворца. Родиной готической архитектуры считается Северная Франция. Именно здесь, на территории прирейнских районов, а также в Шампани, Иль-де-Франс, Пикардии и Нормандии готическая архитектура достигла своего наивысшего конструктивного и художественного расцвета. Гигантские соборы с одной или двумя высочайшими колокольнями и системой столбов, непосредственным продолжением которых являлись конструктивно совершенные стрельчатые арки, стали характерной особенностью не только французской, но и швейцарской и немецкой готики.

Однако с расширением географического ареала распространения готики возникло множество национальных и местных вариантов этого стиля. Так, например, готические соборы в Нидерландах и особенно на Британских островах часто не получали шатровых каменных увенчаний. В ганзейских городах Северной и Восточной Германии широкое распространение имели соборы и ратуши, построенные из красного кирпича без сильно выраженных архитектурных вертикалей. В западнославянских странах, в первую очередь в Чехии, Словакии и Польше, готическая каменная стрела заменилась остроконечным шатром, покрытым черной шиферной крышей. Живописные предмостные башни Пражского моста короля Карла, двухбашенная церковь Тина с ее шпилеобразными вершинами, западная колокольня костела св. Марии в Кракове и ряд других свидетельствуют о своеобразии архитектурных форм славянской готики.


Каркассон. Генеральный план Верхнего города. Антагонистические классовые противоречия между феодалом и вассалами заставили владельцев замка предусматривать оборону против горожан при помощи эспланады и боевых башен, угрожающих главной площади

Строительство соборов и ратуш тянулось сотнями лет, поэтому многие из них были закончены лишь в периоды Возрождения и барокко, когда купольные формы снова получили широкое распространение. Отсюда обилие готических башен, увенчанных простыми и сложными куполами. Таковы восточные башни Наумбургского собора, колокольня церкви св. Николая в Штральзунде, главная башня собора св. Вита в Праге и ряд других.


Каркассон (Южная Франция). Стены и башни Верхнего города. Слева простирается долина р. Од, охраняемая городом у переправы

С проникновением готической архитектуры на Апеннинский полуостров ее стилистические особенности сильно изменились, что объяснялось противодействием чисто итальянских романских традиций. Действительно, на севере Европы стремительный взлет готических стрельчатых арок и башен был характерным признаком готического стиля, в Италии же стрельчатая арка очень долго боролась с тяжеловесной полуциркульной романской аркой, а самое здание церкви так и не приобрело вертикального развития. На севере Европы стена как несущая конструкция церковных построек была упразднена, тогда как в Италии она сохранялась на всем протяжении истории готики. Если на севере Европы готические соборы (за исключением витражей) были почти всегда монохронными, то в Италии широко применялась двухцветная мраморная облицовка, а также многокрасочные мозаики и майолики.


Краков. Так называемый ‘Барбакан’ — внешнее оборонительное укрепление для артиллерии, сосредоточенной у главного въезда в столицу через Флорианские ворота; построен в 1497-1505 гг

Собор св. Марка в Венеции, как и соборы Милана, Сиены и Орвието, наглядно демонстрирует стилистические особенности итальянской готической архитектуры, воспринявшей от Франции только внешний готический декор, но в своей конструктивной основе оставшейся на старых романских позициях.

Не меньшим разнообразием обладала архитектура жилища средневековых европейских городов. До тех пор, пока Европу покрывали почти сплошные хвойные и широколиственные леса, в жилищном строительстве городов и сел преобладала рубленая конструкция. Но с течением времени по мере истребления лесов на смену рубленому дому пришли фахверковый и кирпичный. Первый из них получил распространение во Франции, в средней и северной Германии и отчасти в Англии, второй же возобладал на территории Нидерландов, в Дании, Швеции и на Британских островах (). Нидерландские жилые дома, построенные из красного и малинового кирпича с идеальной расшивкой швов, сохранялись целые столетия и много раз изображались на полотнах Ван Эйка, Брейгеля, Тенирса и Питера де Гооха. Высокая строительная техника средневековых архитекторов обеспечивала долговечность даже фахверковым жилым и общественным зданиям. Некоторые из них, построенные в XVI-XVII вв. по старым прототипам, и теперь еще высятся на улицах Руана, Королевского Кроули, Маркгроннингена и Кведлинбурга.

Обилие разнообразного естественного камня (от травертина до мрамора) и туфов разных фактур и оттенков превратило города Италии в своеобразные «каменные симфонии». В XIII и XIV вв. в Тоскане и смежных с ней государствах средней Италии сложился романско-готический тип городского дворца, имевшего высокие этажи с несимметрично прорезанными окнами и несокрушимые каменные башни с зубчатым карнизом. Палаццо Веккио и Барджелло во Флоренции, дворцы родовой аристократии в Сиене, Лукке и Сан-Джиминьяно, ратуши в Прато, Пиенце и Вероне являются характерными образцами итальянского гражданского зодчества готиче-ского периода.

Художественная культура раннебуржуазного общества, получившая название культуры Возрождения, принесла с собой в европейские города новые стилистические формы, резко противоположные готическим. Однако перебороть готический характер городов, особенно на севере Европы, она не смогла, и вплоть до настоящего времени господствующим стилем Праги, Флоренции, Нюрнберга, Таллина и многих других городов остается все та же готика.


Краков. Фасад Вавельского замка с юго-западной стороны: слева — королевский дворец, правее — башни Сигизмунда I; на переднем плане — въезд в замок со стороны города

Готической архитектуре отдавали должное многие поколения архитекторов, теоретиков и историков искусства. Высоко ставили ее Виолле ле Дюк, К. Зитте, Лаведан, а также современный историк немецкого города В. Рауда (). Восторженное отношение к наследию готического зодчества находит себе оправдание уже по одному тому, что этот стиль создал в обстановке средневекового города готический собор, ставший главным фактором его художественной выразительности. «Готическая архитектура, — писал Н. В. Гоголь, — есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека… В готической архитектуре более всего заметен отпечаток, хотя неясный, тесно сплетенного леса, мрачного, величественного, где топор не звучал от века. Эти стремящиеся нескончаемыми линиями украшения и сети сквозной резьбы не что другое, как темное воспоминание о стволе, ветвях и листьях древесных» (). В приведенной характеристике готического стиля Н. В. Гоголь прекрасно передал художественную сущность средневековых соборов. Их огромное внутреннее пространство, уходящее в глубину бесконечных нефов, и в то же время стремительно возносящееся к небу, создавало молитвенное настроение, давало простор многоголосым звукам органа, заставляло забывать об удушающей тесноте средневекового города.


Краков. План города в 1785 г. Пунктиром обозначен район первичного бюргерского поселения (так называемый форум), вероятно возникший одновременно с Вавельским замком (X в.). Заполнение промежутка между форумом и замком предместьем Окол, как и развитие города в западном направлении, происходили под покровительством королевской власти в XII и XIII вв

Готические соборы поражали воображение не только наших предков. Они продолжают воздействовать и на современного человека, несмотря на то что техника позволяет создавать теперь еще более грандиозные сооружения.

Подавляющее большинство городов Центральной и Западной Европы зародилось или получило развитие в средние века. Художественные ценности, заключенные в них, настолько велики, что охрана и бережная реконструкция старого города становятся одной из значительных градостроительных проблем.

Для того чтобы решить эту проблему, необходимо основательно знать закономерности, лежащие в основе их архитектурно-планировочной композиции.

Купить геомембрану оптом и в розницу в компании Риттен ГеоСинтетикс по ссылке на сайт

Элитные нимфы на ресурсе ryazan-lux.com ублажат вас своими шикарными телами.

Добавить комментарий

Закрыть меню